Как отучить?

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.

На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».

Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия – это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит – очень даже можно.

Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.

Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому – например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.

Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий , обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором .

Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).

Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот

Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.

Заболевание или дурная привычка?

Психиатры не зря ввели в медицинскую практику особое определение – онихофагию. Этот термин подразумевает психическое нарушение (!), которое выражается в неконтролируемом желании обкусывать ногтевую пластину.

Расстройство это формируется постепенно, переходя из безобидной, казалось бы, привычки.

Проведённые обследования показали, что обкусыванию ногтей подвержены почти треть детей младшего школьного возраста, причём среди ребятишек мужского пола эта привычка встречается гораздо чаще.

Затем частота случаев лишь увеличивается, поскольку в подростковом возрасте почти половина детей кусают пальцы. Возможно, это связано с увеличивающейся психологической нагрузкой.

То есть вредную привычку никак нельзя оставлять наедине с ребёнком, надеясь, что тот её перерастёт. Напротив, существует риск, что проблема попросту перерастёт в психическое расстройство, которое без помощи врачей не преодолеть.

Поэтому нужно отыскать провоцирующий фактор и по возможности избавиться от него.

Причины вредной привычки у детей

Обкусывание ногтей, или онихофагия, у детей возникает под влиянием различных факторов. Их можно разделить на физиологические и психологические.

Физиологические причины

Желание обкусывать ногти у детей вызывают как болезни, так и нехватка каких-то веществ в организме или просто недостаточный уход за руками. В целом среди физиологических причин появления вредной привычки можно выделить:

Плохое состояние кутикулы. Возможно, у малыша появились заусенцы, и он попытался справиться с ними доступным способом. Некоторые малыши действительно думают, что с помощью зубов делают себе «маникюр», а после «работы» они тщательно оценивают результат. Эти действия можно сравнить с рефлекторным поведением животных — достаточно вспомнить, как кошка умывается языком.

Физическое удовольствие. Иногда обкусывание ногтей для малыша становится замещением недоступных для него приятных действий. Так, это может быть поедание конфет для больного диатезом.

Болезни нервной системы, сердца и сосудов. Дурная привычка иногда сигнализирует об аритмии или врожденном пороке сердца. В таких случаях обкусывание ногтей помогает успокоиться.

Дефицит витаминов в организме

Правильное питание важно для формирования нервной системы. Если в организме образуется нехватка витаминов группы B, E и магния, малыш становится беспокойным, быстро утомляется

Соответственно, он ищет способы, чтобы снять напряжение.

Зараженность паразитами. Повышенная тревожность крохи может быть обусловлена влиянием гельминтов. Однако такая теория имеет распространение только на территории России и не поддерживается европейскими учеными.

Психологические причины

Также существует и множество психологических причин, почему ребенок начинает грызть ногти. К ним относятся:

  1. Социальные проблемы. Дети начинают адаптироваться к жизни в социуме примерно в 3 года, когда идут в садик. До этого момента малыш все свое время проводил с родителями, бабушками и дедушками, а теперь он вынужден находиться среди чужих людей. Такая ситуация вызывает у крохи стресс. Следующий период адаптации — 6-7 лет, когда наступает время отправляться в школу. Такие перемены всегда влияют на психологическое состояние ребенка. Просто у одних детей адаптация проходит легче, а другие испытывают слишком сильные эмоциональные потрясения.
  2. Взаимоотношения в семье. В каждой семье случаются конфликты между родителями, но больше всего от них страдают дети. Кроме того, малыш болезненно реагирует на развод мамы и папы.

    Если родители уделяют своему чаду недостаточно времени, оставляя его с бабушкой, это тоже становится стрессом для маленького человека. Возникает онихофагия: ребенок так вымещает свою враждебность по отношению к людям и старается успокоиться.

  3. Пример взрослых. Малыш с ранних лет учится и познает окружающий мир, повторяя походку, слова, поведение близких людей. Если его родственники, друзья по детскому саду или одноклассники обкусывают ногти, возможно, он неосознанно начнет копировать увиденное.
  4. Слабая нервная система. Таким детям достаточно незначительного потрясения, чтобы начать сильно переживать.
  5. Последствия отлучения от соски. Сосание оказывает успокаивающий эффект. Лишаясь возможности выполнять это действие, некоторые дети замещают грудь или соску обкусыванием ногтей.
  6. Перфекционизм. Есть родители, которые пытаются вырастить чемпиона, гения, лучшего во всем. В случае неудаче малыш сильно расстраивается. Ему кажется, что он подвел родителей, а это рождает комплексы. Вредная привычка становится выражением неосознанного порыва исправить свои ошибки.
  7. Замена одной привычки другой. Так случается довольно часто: малыша успешно отучивают, к примеру, сосать палец, но вместо этого он приобретает новое пристрастие.
  8. Усталость. Сейчас в школах и так высокие нагрузки, но дети еще ходят в разные кружки и секции, посещают дополнительные занятия.

    Постепенно копится усталость, недосыпание – ребенок поздно ложится и рано встает, он становится тревожным – все это выливается в неврозы и стремление успокоиться.

  9. Скука. Возможно, у малыша и вовсе нет никаких проблем, а вредная привычка у него появилась лишь от того, что родители не организовали его досуг.
  10. Злоупотребление гаджетами. Быстрая смена кадров, громкая музыка, резкие цвета негативно влияют на психическое состояние ребенка. Тем более многие телепередачи и игры сопряжены с криминалом, насилием.

Именно стресс специалисты признают главной причиной обгрызания ногтей в детстве. Совершая это действие, ребенок активирует болевой центр в мозге. Таким образом либо заглушается стресс, либо боль возникает в другом месте, помогая отвлечься.

Почему дети грызут или ковыряют ногти?

Что это значит? Главные причины онихофагии:

  1. Наличие внутренней тревожности. Ребенок, ощущая беспокойство, возникающее по разным причинам, стремится с ним справиться, и онихофагия позволяет это частично сделать. Основные причины для тревожности: чувство неуверенности в себе, фобии, ощущение беспомощности, низкая самооценка, внутреннее напряжение из-за несоответствия требованиям, которые выдвигают окружающие. При этом онихофагия далеко не всегда воспринимается ребенком всецело осознанно.

Аутоагрессивные тенденции. Аутоагрессия , определение, обозначающее осознанные насильственные действия по отношению к себе. Синонимы: селфхарм, самоповреждение. Обгрызание ногтей и кожи вокруг них считается одной из многочисленных форм селфхарма, наравне с нанесением себе порезов, ожогов, выдиранием волос. Однако не каждое обгрызание ногтей можно отнести к аутоагрессии. Но если ребенок грызет пальцы очень часто и до крови, а на его теле есть и другие необычные травмы (например, обилие мелких царапин), это можно трактовать как аутоагрессию.

Самоповреждение может проводиться с целью наказать себя, а иногда с целью снять напряжение, поскольку болевые ощущения запускают выработку адреналина, и душевная боль временно уменьшается. Аутоагрессия более свойственна подросткам.

Неправильный подход родителей к воспитанию. Если родители возлагают на ребенка чрезмерную ответственность, требуют от него безусловного послушания, наказывают даже не за проступок, а уже за то, что ребенок не оправдал ожиданий, то риск возникновения онихофагии и многих других невротических привычек вырастает в разы.

Это связано с тем, что ребенок постоянно ощущает психическое напряжение и боится сделать что-то недостаточно хорошо.

Проблемы в семье. Дети, которые растут в токсичных семьях, чаще других детей имеют различные невротические привычки и психические заболевания. К токсическим относятся семьи, в которых один или оба родителя прибегают к различным видам насилия над детьми (психологическое, физическое, сексуальное), игнорируют потребности ребенка. Также факторами риска являются следующие обстоятельства: потеря работы, развод родителей, нехватка финансовых средств, социально-бытовые проблемы, регулярные скандалы в семье.

Проблемы в других микросоциумах. Психические расстройства распространены у детей-изгоев: тех детей, которые стали жертвами школьного буллинга (травли). Буллинг может быть не только школьным. Он часто возникает в кружках, секциях. Но и дети, которых не травят, могут ощущать психическое напряжение. К примеру, это может происходить, если школьные учителя ведут себя неадекватно с детьми, или если ребенок поссорился со школьным другом, или если он не нашел друзей и чувствует себя одиноким.

Слишком высокие нагрузки. Ответственность увеличивается по мере взросления ребенка. Наиболее острым считается период, когда ребенок впервые приходит в школу и пытается справиться с грузом ожиданий и ответственности, свалившимся на него. Именно в это время у многих детей появляются различные невротические привычки, с которыми трудно справиться. В зоне риска находятся дети, которые посещают большое количество дополнительных занятий.

Копирование привычки. Если кто-то из близких ребенка страдает онихофагией (родители, друзья), он может перенять эту привычку.

Дети, имеющие в анамнезе какие-либо органические повреждения мозга (гипоксия, черепно-мозговые травмы, тяжелые осложнения инфекционных заболеваний), чаще страдают различными психическими отклонениями.

Рекомендации психологов

Самостоятельно обнаружить причину не всегда получается, поэтому родители могут обратиться к психологу, если к тому же многочисленные попытки отучения не привели к каким-либо положительным результатам. Многие психотерапевтические советы широко известны, однако повторить их всё же следует.

Нельзя ругать и кричать на ребёнка, поскольку столь агрессивно выраженный интерес к детской проблеме, напротив, усугубят положение. Одни малыши ещё больше занервничают, другие назло станут грызть ноготки. Лучше поискать более позитивный способ помощи ребёнку.
Обязательно следует пообщаться с ребёнком, чтобы установить «спусковой механизм». Иногда обнаружить причину помогают методы, раскрывающие подсознательные и скрытые проблемы. Например, можно предложить малышу нарисовать школьный урок, приятелей, домочадцев. Чёрные краски, явный негатив свидетельствуют о проблемной сфере жизни.
Попробуйте больше времени проводить с маленьким «грызуном». Обязателен телесный контакт (поглаживания по головке, объятия, массаж пальцев), приятные слова, обсуждение насущных проблем. То есть проведённые с ребёнком часы и минуты обязаны быть наполненными позитивными эмоциями.
Необходимо ухаживать за собой, чтобы продемонстрировать позитивный образец поведения. Глупо ожидать отказа ребёнка от откусывания ногтевых пластин или заусениц, если кто-то из близких родственников (особенно значимых для малыша) сам грызёт ногти и постоянно толкает пальцы в рот. Научите девочку ухаживать за ногтями!
Если ребёнок подобным нежелательным способом вымещает агрессию, покажите ему социально одобряемые формы её проявления. Например, посещение спортивных кружков, разнообразных соревнований, контактных игр способствует выплёскиванию негативных эмоций, которые уже не направляются на свою личность.
Займите ребёнка ручным трудом, к примеру, рисование, ваяние, работа с ножницами, выжигание не только займут ручки, но и принесут малышу массу позитивных моментов. Девочкам постарше подойдёт вышивание крестиком. Кроме того, снять перенапряжение помогают фактурные предметы – камни, детали конструкторов, пупырчатые мячи и прочие небольшие вещи.
Рассказать о негативных последствиях нужно – неприятные истории часто производят должный эффект на ребятишек старшего возраста. Подростки могут самостоятельно найти в интернете различные «страшилки» в виде фотографий паразитов, заводящихся в желудочно-кишечном тракте. Маленькому ребёнку можно предложить рассмотреть через микроскоп грязь из-под ногтей, в которых могут находиться разные неприятные существа.
К творческому ребёнку необходим неординарный подход. В частности можно сочинить сказочную историю, которая рассказывает о двух героях – один грызёт ноготки, а второй – не имеет подобную привычку. Вот почему с первым мало кто общается и играет из-за неприятно выглядящих рук, а у другого – множество приятелей. Сказочная терапия положительно и опосредованно воздействует на детское сознание.
Необходимо пересмотреть дневной распорядок

Так, двухлетним ребятишкам и деткам постарше важно обеспечить комфортную психологическую атмосферу, частые прогулки на улице. Школьникам необходимо оставить больше свободного времени, не давить с оценками, успешностью и учебной нагрузкой.
Если провоцирующим возникновение онихофагии фактором становится неожиданная разлука с любимой мамочкой после постоянного с ней нахождения, то подобное расставание способно стать серьёзным стрессом

Важно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности и независимости, например, следует на короткое время отводить его к бабушке, в садик, чтобы он привыкал к нахождению без матери.

Если же заочные советы никак не помогли, следует обратиться к психологу или неврологу. Возможно, у ребёнка сформировалось невротическое состояние, одним из признаков которого часто являются навязчивые движения.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет

Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций

При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Народные рецепты

Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.

  1. Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
  2. Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.

Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.

Причины обгрызания ногтей

Многие специалисты считают, что привычка грызть ногти у ребенка – это проекция его чувств, эмоций и переживаний на определенное действие. Скорее всего, малыш себя просто корит за что-то. Служить такому поведению могут и лишние родительские наставления, и сравнения с другими детьми, упреки и ссоры с ребенком.

Кроме того кроха может просто сам быть нелюбимым по отношению к себе и наказывать себя за те, либо иные провинности. Это, возможно, связано с окружающим обществом или проблемами становления в социуме.

Более того, у подобного явления существует официальное название в психологии – «онихофагия». Согласно наблюдениям выяснено, что такому заболеванию подвержены более 30% детей от 6 до 10 лет. Преимущественно – мальчики. И чем старше становится ребенок, тем больше возрастает показатель. В возрасте  от 10 до 17 лет процент детей грызущих ногти возрастает до 50%. Данный фактор приходится на возраст, связанный с огромным количеством изменений в организме и жизни ребенка. На это могут влиять как отношения с родителями, так и большая учебная нагрузка.  

Стоит обратить внимание на то нет ли у ребенка большого количества спорных моментов с родителями или ровесниками, какое количество у него умственных нагрузок в данном возрасте, хорошо ли он спит. Кроме того, причиной грызть ногти могут стать и отсутствие в организме ребенка необходимого количества витаминов Е, В и магния

Кроме того, причиной грызть ногти могут стать и отсутствие в организме ребенка необходимого количества витаминов Е, В и магния.

Но и родители и близкие являются ярким примером для подражания ребенком. Если кто-то в семье грызет ногти, то это может стать первопричиной того, почему малыш тоже так поступает и страдает такой пагубной привычкой.

Некоторые же дети, особенно в совсем юном возрасте, находят в пальце замену соске. Или же они начинают обгрызать ногтевую пластину, если им запрещают кушать сладости и вкусности. 

Так или иначе, привычка грызть ногти – это невротическое свойство ребенка заглушать проблему. С подобным чаще сталкиваются родители школьников. И постоянно одергивать ребенка, ругая или (еще хуже) ударяя по рукам – не способ справиться с проблемой. Таким образом можно лишь развить в ребенке неврологические патологии, что приведет, в итоге, обращением к врачу и расстройством нервной системы.

«Перестаньте быть дрессировщиком»

Чтобы отучить ребенка от вредной привычки, специалисты советуют постараться понять и устранить ее причину.

В первую очередь установите дома спокойную обстановку, так как наиболее частой причиной «вредностей» является нездоровая атмосфера в доме.

Снизьте темп жизни и нагрузку на ребенка. Сократите и тщательно отберите мультфильмы и игры на электронных гаджетах. Откажитесь от лишних занятий и позвольте ребенку самому выбирать игры, в которые он хочет поиграть, и играйте вместе с ним.

Используйте сказкотерапию: проиграйте роль героя, который справляется с проблемой. В случае с грызением ногтей хвалите и поощряйте ребенка даже за один красиво выращенный ногтик

Акцентируйте внимание на том, что вы не отучаете его от вредной привычки, а растите красивые ноготки. Скажите, что купите ему игрушку или сходите с ним на аттракционы, когда у него все получится, и выполните обещание

Пусть ребенок получит награду за проделанную работу.

Перестаньте быть «дрессировщиками» и не давайте команды вроде «Убери руки». И уж тем более не наказывайте и не бейте по рукам.

Сделайте «врагом» привычку, а не ребенка, и преодолевайте трудности вместе с ним

Важно, чтобы ребенок чувствовал маму и папу как друга и партнера

Десять советов, как отучить ребенка грызть ногти

Не ругайте и не кричите на ребенка, так как агрессия еще больше провоцирует стресс и усугубляет положение. Используйте позитивные советы и методы для помощи малышу;
Обязательно поговорите с малышом. Можно попросить нарисовать его семью, дом, школу и так далее

Этот психологический прием поможет выявить проблему и узнать, что беспокоит кроху
Обратите внимание на цвета, которые использует ребенок;
Проводите больше времени
с малышом, вместе играйте и гуляйте. Поддерживайте телесный контакт, делайте массаж пальчиков, гладьте по голове, обнимайте и так далее;
Своевременно подстригайте ногти и мойте руки ребенку, убирайте расслоения и заусенцы
Осматривайте пальчики каждый вечер

Важно, чтобы пальцы и ногти были всегда чистыми, а ногтевые пластины аккуратными. По мере взросления учите ребенка самостоятельно ухаживать за ногтями и руками. Не забывайте следить за собой, ведь дурной пример заразителен;
Займите малыша, запишите в секцию, которая ему интересна

Но важно, чтобы при этом он не переутомился. Избавиться от агрессии и негативных эмоций помогут активные виды спорта и занятия. А ручной труд, типа рисования, лепки и пр., займет руки;
Следите, что смотрит и во что играет ребенок. Нельзя, чтобы он много времени проводил за телевизором, компьютером, планшетом или телефоном;
Ребенку постарше расскажите о негативных последствиях вредной привычки. Например, что в организме появятся глисты и другие паразиты. Неприятные истории оказывают должный эффект;
Обеспечьте детям комфортную психологическую атмосферу. Для малышей в 2-3 года помогут частые прогулки на свежем воздухе, познавательные игры, общение с родителями. Школьникам давайте больше свободного времени, чтобы они без проблем справлялись с нагрузкой;
По мнению психологов, в таких случаях поможет замещающая терапия, когда одна привычка сменяет другую. При подобных проблемах малыш может грызть ногти, постоянно теребить локоны волос, чесать нос, кусать или сосать пальцы и так далее. В этом случае замените вредную привычку на более полезную. Например, предложите малышу поесть орешки, фрукты или сухофрукты;
В тяжелых случаях, когда перечисленные методы не помогают, поможет специалист. Здесь нужно обратиться к неврологу или гастроэнтерологу. Малышу могут выписать успокоительные препараты и витаминные комплексы. Не используйте медикаменты без консультации с врачом!

Не забывайте следить за собой, ведь дурной пример заразителен;
Займите малыша, запишите в секцию, которая ему интересна

Но важно, чтобы при этом он не переутомился. Избавиться от агрессии и негативных эмоций помогут активные виды спорта и занятия

А ручной труд, типа рисования, лепки и пр., займет руки;
Следите, что смотрит и во что играет ребенок. Нельзя, чтобы он много времени проводил за телевизором, компьютером, планшетом или телефоном;
Ребенку постарше расскажите о негативных последствиях вредной привычки. Например, что в организме появятся глисты и другие паразиты. Неприятные истории оказывают должный эффект;
Обеспечьте детям комфортную психологическую атмосферу. Для малышей в 2-3 года помогут частые прогулки на свежем воздухе, познавательные игры, общение с родителями. Школьникам давайте больше свободного времени, чтобы они без проблем справлялись с нагрузкой;
По мнению психологов, в таких случаях поможет замещающая терапия, когда одна привычка сменяет другую. При подобных проблемах малыш может грызть ногти, постоянно теребить локоны волос, чесать нос, кусать или сосать пальцы и так далее. В этом случае замените вредную привычку на более полезную. Например, предложите малышу поесть орешки, фрукты или сухофрукты;
В тяжелых случаях, когда перечисленные методы не помогают, поможет специалист. Здесь нужно обратиться к неврологу или гастроэнтерологу. Малышу могут выписать успокоительные препараты и витаминные комплексы. Не используйте медикаменты без консультации с врачом!

Почему ребенок грызет ногти на руках?

Об онихофагии говорят, если ребенок грызет ногти постоянно. Если вы заметили такое лишь пару раз, это случайность, а не вредная привычка. При онихофагии дети не контролируют, не осознают свои действия. Поэтому нужно помочь и понять, как отучить. Как правило, ребенок начинает грызть ногти в 3 года. В 2 года или раньше онихофагия тоже бывает, но гораздо реже. Наиболее распространена среди дошкольников, младших школьников и подростков. А после 18 лет сама исчезает. Но известны случаи, когда с детства привычка переходит во взрослую жизнь и сохраняется навсегда. По статистике онихофагия присутствует у 30 % детей 7 – 10 лет и у 45 % детей 11 – 16 лет, переживающих период полового созревания. Причины связаны с возрастными особенностями. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Почему бывает онихофагия у малышей?

Развитию вредной привычки у маленьких детей способствует познавательная активность. В стремлении познакомиться с окружающим миром они постоянно пытаются засунуть что-то в рот, облизать, пососать, попробовать на вкус. Под руку попадаются игрушки, еда, мусор с пола, мебель, книжки. Но иногда и собственные пальцы.

Однако у малышей привычка бывает связана еще с генетической предрасположенностью. Исследования показали, что в 30 % случаев при онихофагии у ребенка мама, папа, бабушки или дедушки тоже так делают и подают тем самым малышу неправильный пример. Наглядно это подтверждают близнецы: ногти почти всегда грызут двое детей, а не один.

Психологические факторы

Онихофагию провоцируют умственные или эмоциональные перегрузки, что говорит о внутренней тревожности.

Вызвать такое беспокойство может что угодно:

  • отставание от друзей в подвижных играх;
  • завышенные требования и ожидания родителей или учителей;
  • страх быть наказанным за тот или иной поступок;
  • неблагополучие в семье;
  • трудности с общением в коллективе, обиды, унижение;
  • период адаптации к садику или школе;
  • переезд в другой город, смена коллектива;
  • потеря близкого;
  • развод родителей;
  • предстоящие экзамены, выступления, концерты или другие важные для ребенка мероприятия.

Если причина в эмоциональных переживаниях нужно выяснить и разобраться с тем, что их вызвало. Вредная навязчивая привычка в этом случае вторична. Это бессознательная обычная реакция на стресс. Чтобы от нее избавиться, нужно работать с причинами. Проявите терпение, любовь и заботу. Может ребенок слишком впечатлительный, ему требуется больше времени, чтобы пережить травмирующие его события.

«Нервные» привычки

В народе говорят, что онихофагия – это «нервная» привычка, которую надо лечить.

К таким привычкам у детей еще относят:

  • обгрызание колпачков ручек, карандашей;
  • вырывание или накручивание волос на палец;
  • скрежет или постукивание зубами;
  • щипание кожи;
  • сосание большого пальца;
  • ковыряние в носу и другие.

Из них привычка обкусывать ногти, которая встречается преимущественно у нервных и энергичных детей, считается самой тяжелой в плане привыкания и чаще, чем другие сохраняется и у взрослых.

На самом деле в медицине понятия «нервная привычка» нет, зато есть понятие «обсессивно-компульсивное расстройство» или сокращенно ОКР. Обсессии – это навязчивые мысли, а компульсии – навязчивые действия. ОКР – это повторяющееся поведение, спровоцированное навязчивыми мыслями, побуждающими выполнять определенные действия для снижения эмоционального дискомфорта. Если спросить ребенка, почему он так делает, то вразумительного ответа не последует. К характерным признакам ОКР относится время и частота навязчивых действий. Если они занимают час и более в течение суток, значит, расстройство есть. Риски развития ОКР выше у детей, родители которых воспитывают в них перфекционизм.

Кроме навязчивых действий нервозность вызывает недостаток важных для слаженной работы нервной системы витаминов группы B. Чтобы устранить такой дефицит, пересмотрите рацион ребенка. Добавьте больше мяса, рыбы, зелени, кисломолочных продуктов, орехов или пропейте витаминные комплексы, которые назначит врач.

Ребенок грызет ногти на руках — как отучить?

Что происходит с такими детьми, и как препятствовать обгрызанию ногтей? Дети с кожным вектором нуждаются в определенном режиме и специальном воспитании. Нет необходимости сдавать ребенка в какую-то спецшколу, он не болен. Это всего лишь особенности психологического развития. Чаще всего такие дети являются довольно активными и эмоциональными.

Советы:

  • Ни в коем случае нельзя подсаживать ребенка на телефоны или компьютер. Ребенок должен постоянно двигаться и выплескивать свою энергию. Необходимо ввести специальный режим для ребенка и правила, которым он должен следовать. Это очень тяжелая работа для родителей. Потому что необходимо самостоятельно и неуклонно соблюдать все правила, которые вы создаете и устанавливаете.
  • Ни в коем случае нельзя их нарушать, и показывать, что правила можно игнорировать. То есть необходимо поднимать малыша утром в одно и то же время. Это касается и сна. Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку ложиться спать тогда, когда ему хочется. При этом нельзя разрешать ему заниматься тем, чем ему хочется. У такого ребенка должен быть четкий распорядок дня.
  • Несомненно, никто не должен создавать для ребенка колонию, и к чему-то принуждать против его воли. Но необходимо направить ребенка в нужное русло. Для таких детей подходит спорт, подвижные игры. Самое интересное, что у ребенка с кожным вектором присутствует инженерный склад ума. То есть он является технарем, поэтому обычно такие дети любят математику, цифры, и что-то конструировать.
  • Идеальным вариантом станет приобретение детского конструктора с мелкими деталями. Если это школьник, обязательно приобретите ему конструктор, который состоит из металлических частей, соединяющихся между собой при помощи болтиков и гаек. Это что-то похожее на советский конструктор, с которым играли все мальчики во время СССР. Дело в том, что такая работа существенно успокаивает психику ребенка с кожным вектором, делает его более спокойным. Соответственно необходимо постараться убрать все раздражающие факторы.
  • Будет полезной также лепка при помощи полимерной глины, пластилина, а также вырезание при помощи ножниц, создание аппликации. Дети 5-6 лет довольно неплохо владеют ножницами с тупыми кончиками, и хорошо создают разнообразные аппликации. Если у ребенка присутствует очень сильная потребность что-то грызть, позвольте ему это делать, только не ногти.


Ребенок сердится