Итак, 11 ПРИЧИН, ЗАЧЕМ ВАШЕМУ РЕБЁНКУ РИСОВАНИЕ:

1. Во время рисования развивается мелкая моторика, а в процессе задействованы оба полушария головного мозга. Благодаря этому идёт оптимальное и гармоничное развитие мышления, речи и зрительной памяти.

2. Рисование улучшает пространственное или трёхмерное мышление, которое помогает легко ориентироваться на местности, решать даже сложные геометрические задачи. Пространственное мышление абсолютно необходимо художникам, инженерам, конструкторам, архитекторам и даже писателям.

3. Развивает воображение и фантазию.

На первый взгляд может показаться, что эти навыки нужны только людям творческих профессий, но это не так. Для того, чтобы придумать новое нестандартное решение любой задачи, необходимо развитое воображение и творческий подход.

Автор картины: Константин Разумов (Konstantin Razumov)

4. Благодаря тому, что ребёнок получает готовый результат — рисунок, юный художник учится ставить цели и достигать их своими действиями.

5. Рисуя, ребёнок выражает свои эмоции и чувства, самовыражается. Родитель может вовремя заметить, что ребёнок чем-то недоволен и помочь ему справиться с негативными эмоциями.

6. Психологи считают, рисование успокаивает и улучшает настроение. Например, рисовать очень полезно детям, которые часто капризничают.

7. Регулярные уроки рисования приучают ребёнка планировать своё время, развивают усердие и организованность.

8. Благодаря изобразительной деятельности дети учатся внимательно исследовать окружающим мир и осознавать, что каждый человек по-своему воспринимает одни и те же предметы и явления.

Вот, что говорит известный и уважаемый советский педагог и детский писатель В.А. Сухомлинский о детском творчестве: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами единственными и обязательными для всех.»

Автор картины: Аннет Логинова

9. При регулярных занятиях живописью каждая следующая картина получается лучше и лучше. Благодаря улучшающимся результатам повышается самооценка и самоощущение.

10. Разглядывая картины выдающихся художников, рассматривая палитры и подбирая необходимые цвета для своих работ ребёнок учится сравнивать и обобщать, развивает свою наблюдательность.

11. Живопись приобщает детей к общемировой культуре и способствует эстетическому воспитанию.

Аркадий Александрович Пластов “Рисующий Коля”, 1935 – 1936 гг., холст.масло. 66 х 50 см

Из вышесказанного можно смело сделать вывод, что рисование — это не просто детское развлечение, а вклад в развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка.

Уважаемые родители!

Представляем наборы развивающих творческих конкурсов для ваших детей (рисование, лепка, и т.д.), которые раскроют их творческий и интеллектуальный потенциал!

Данные конкурсы, разработанные совместно с детскими педагогами и психологами, призваны решить определенные задачи по развитию ребенка.

Узнать

Не отбивайте у ребенка желание рисовать

Когда мы рисуем с малышами, нужно стараться избегать ошибок. Типичные
оплошности родителей способны убить желание ребенка рисовать. К основным из них
относятся:

  • Критика. «Что это за страшилище ты намалевал? Откуда только руки растут!», – можем мы услышать от родителей. Не критикуйте творчество ребенка, даже если у него не все сразу получилось. Похвалите его за старание и попросите объяснить, что именно он хотел нарисовать. Затем вы сможете попробовать вместе с малышом откорректировать рисунок.
  • Запреты. Не запрещайте ребенку рисовать, когда и где ему захочется. Ведь желание творить и эстетический порыв может возникнуть в любое время и в любом месте. Малыш начертил гвоздем на стене подъезда фигуру соседа? Разлил краски по всему полу? Ничего страшного. Он самовыразился, получил удовольствие или снял стресс – а теперь может и убрать за собой.
  • Наставления. Не стоит говорить ребенку, как нарисовали бы вы сами. Ведь ваш малыш – особенная личность, и видит мир по-своему. Не зря психологи проводят свои тесты по рисункам детей – в них проявляется индивидуальность крохи. Книжки-раскраски и шаблоны хороши для обучения ребенка азам рисования. Но чтобы раскрыть творческий потенциал, помочь ребенку самовыразиться, нет ничего лучше, чем чистый лист бумаги.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – а как шанс создать нечто новое и уникальное

Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания – приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации

Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этой статье рассказывается о том, как формируется внутренний мир ребёнка, через искусство и от чего это зависит.

Будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей собстве.

Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д.

Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д.

Зачем и почему дети рисуют? Удивительное явление искусства – детское рисование. Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельств.

Консультация для родителей.

конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста.

Как учим ребенка рисовать разными средствами?

Учить детей овладевать разнообразными техническими умениями: рисовать цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми красками, пользоваться щетинными и волосяными кисточками, ватными тампонами, заостренными палочками разного размера, пальчиками.

В процессе изображения учим ребенка рисовать и при этом использовать баночки для воды по назначению, пользоваться салфетками, подставками для кисточки. Знать строение кисточки, держать его возле наконечника, карандаш держать недалеко от грифеля.

Лишнюю краску с кончика кисти собирать легким прикосновением к краю посуды. Промывать кисточку перед погружением его в краску другого цвета. Воду менять по мере ее загрязнения.

Стоя у мольберта, желательно рисовать в быстром темпе, рука свободна, движения уверенные, сила нажима достаточная. При изображении выдерживать направление: сверху-вниз, слева-направо, замыкать кривую разными способами, рисовать краской от пятен: прикоснувшись кисточкой к бумаге, расширять ее до нужного размера.

Дать представление об изменении насыщенности цвета карандаша в зависимости от силы нажима на него, фломастер оставляет равномерную, яркую линию. Оба инструмента используются для штриховки в разных направлениях: слева-направо, сверху-вниз, под наклоном.

Познакомить детей с техникой изображения по влажной поверхности листа (по-мокрому), с техникой работы по сухому: ритмичными движениями наносить мазки щетинной кисточкой.

4-5 лет

К 4-5 годам ребенок начинает изображать объект схематично, выделяя наиболее существенные признаки

Например, известный «головоног»: ребенок явно акцентирует внимание на наиболее важном для него: голова, лицо

В этом возрасте ребенок не стремится нарисовать похоже, визуально достоверно, зато с гордостью делится своими находками и визуальными обобщениями. Рисунки детей этого возраста максимально честны и свободны, и маленькому автору будут крайне неприятны вмешательства, а тем более исправления. Жалобы родителей, что ребенок забросил рисование после неудачного занятия в детском саду, часто связанны именно с этим.

С какого возраста и зачем посещать уроки рисования

Уроки изобразительного искусства преподаются в школе, но многие родители водят своих детей в секции ИЗО еще в дошкольном возрасте. Можно удивиться этому факту, ведь зачем так напрягаться, если порисовать можно и дома

Уж лучше на занятиях с педагогом уделить внимание чему-то более «серьезному». На самом деле, профессиональные занятия ИЗО будут продуктивны не только для будущих художников

Чтобы лучше понимать, зачем ребенку рисование, сформулируем четко задачи, которые оно ставит перед собой:

  • Правильная постановка руки. Правильно поставленная рука с раннего возраста рука положительно влияет на формирование почерка в будущем. Вы сами можете убедиться в том, что люди, которые в детстве много рисовали, как правило, красиво и разборчиво пишут.
  • Развитие детской моторики, напрямую влияющей на речь человека.
  • Тренировка памяти. Часто детей преподаватель рисования просит нарисовать что-либо по памяти, например, любимую игрушку или картинку, которую он показывает в течение нескольких минут и убирает из поля зрения.
  • Развитие усидчивости на уроке, собранности.
  • Проявление индивидуальности ребенка.
  • Обучение азам геометрии и цветоопределению. На уроках рисования ребенок может научиться передаче величин предметов, их пропорциональности. Дети постарше смогут определять и передавать полутона, тени.
  • Развитие интереса к творчеству как таковому. Во время занятий рисованием у ребенка активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление. Отсюда постепенно сформируется любовь к чтению и другим интеллектуальным занятиям, которые позволят вашему малышу стать разносторонним человеком.

Чтобы заниматься в дошкольном возрасте на уроках рисования у профессиональных педагогов, ребенок изначально не должен обладать вообще никаким художественным талантом. Главное, чтобы ему самому это процесс нравился и был интересен. Родители должны понимать, что ребенок, посещая уроки рисования, необязательно станет маленьким Ван Гогом или Айвазовским. В дошкольном и младшем школьном возрасте не столько важны конечные детские рисунки, сколько решение вышеперечисленных задач.

Чем рисуют современные художники

Инструментов для рисования очень много. Какие-то из них просты в применении, а какими-то придется учиться управлять. Поговорим об инструментах, которыми детям можно рисовать:

  1. Пальчиковые краски. Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш. Да и шире простор для шалостей. Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру. Редко можно встретить малышей, которые откажутся от рисования ручками.
  2. Карандаши. Это привычный детский инструмент для рисования, который не пачкает одежду, кожу рук и т.п. При выборе карандашей для ребенка лучше отдать предпочтение изделиям треугольной формы, так как именно их удобнее всего держать в руке.
  3. Фломастеры. Помимо цветового разнообразия, фломастеры выпускаются и с разной толщиной рисующего элемента. Тонкие – для контуров, толстые – для раскрашивания.
  4. Трубки с красками blow-pen. Если в такую трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.
  5. Песок. Рисование песком сейчас популярно до такой степени, что открываются специализированные школы именно по этому виду творчества. В них детям дают рисовать песком по подсвеченному стеклу. При помощи такой техники создаются целые шедевры.
  6. Крупы. Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.
  7. Краски. Для детского творчества лучше всего брать акварель или гуашь, а юными «профессиональным» художникам наверняка понравится работать с маслом.
  8. Пластилин. Рисование пластилином активно используется в детских садах. Такая техника развивает мелкую моторику и является очень полезной для подготовки рук ребенка к письменным занятиям.

Если вы позволите детям рисовать еще неизвестными для них материалами, то вызовите у них восторг и интерес.

Психологическая польза рисования

Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.

Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.

Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.

По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.

Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение

Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее

Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.

Что покупать на первое время

В каждом кружке, студии и школе свои требования, что именно нужно покупать ребенку, который начинает обучаться рисованию. Главное, к чему стоит себя подготовить, – качественные краски, карандаши и кисти стоят недешево, а покупать их придется часто.

Некоторые курсы сами предоставляют родителям все необходимое для рисования, что значительно облегчает задачу. Для начала посмотрите, чем больше всего любит заниматься ваш ребенок и на что делает упор его педагог – на рисование красками или карандашами. В том направлении и двигайтесь. Советую не набирать канцелярских товаров больше, чем требует ваш педагог. Я заметила, что излишки канцелярии часто заставляют ребенка бросить заниматься рисованием, потому что он не знает, за что взяться.

В любом случае помните, рисование – это творчество, которое должно доставлять удовольствие вашему ребенку.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции

Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Чем мы учим ребенка рисовать?

Исследования, которые проводились, показали, что большинство семей увлекаются фломастерами и карандашами. Реже дают пластилин. И совсем редкое явление – ребенок рисует красками в условиях семьи. Фломастеры – это хорошо, но в сочетании с другими изобразительными средствами.

Что порекомендовать родителям в уголке творчества для детей с 3 до 7 лет?

  1. Мольберт или просто столик, можно с откидной дощечкой.
  2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, восковые свечи, вату, кисточки разных размеров, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, бархатную бумагу, копировальную бумагу, остатки шерстяных ниток, клей, бумага белая, цветная.

А теперь нужно научить детей правильно и разумно пользоваться всем этим материалом.

Техники

Техники изобразительного искусства разделяют на 2 большие группы

  1. Традиционные. Сюда входит рисование:
  • Карандашами (простым или цветными).
  • Гуашью.
  • Фломастерами.
  • Восковыми мелками.
  • Используя трафарет.

Такие способы характерны для применения в детских садах и школах. Они входят в общеобразовательную программу для всех обучающихся. Проводятся поэтапно, ориентируясь на возраст ребенка.

2. Нетрадиционные. Предполагают изобразительные методики:

  • Пальцами или ладошками.
  • Поролоновые или пробковые отпечатки на бумаге. Также применяются различные окружающие предметы (листья, шишки, цветы и т.д.).
  • Комбинация восковых мелков с краской.
  • Ватными палочками или дисками.
  • Песком.
  • Крупами.
  • Солью.
  • Брызгами краски.
  • Мыльными пузырями.
  • Скомканной бумагой.
  • Гравирование. Выполняется методом натирания воском листа, а после выцарапывается картина.
  • Коллаж (аппликация с элементами рисунка).
  • Кляксография.

Применение необыкновенных техник изобразительного искусства стимулирует эстетическое восприятие у малыша. Разнообразие методик способствует активному познанию рисования и позволяет сохранять интерес к работе на долгое время.

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?

До 3-4 лет малыши только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило – всем известные “головоноги” – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?. Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

С какого возраста начинать?

Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.

Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.

Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.

Роль рисования в развитии малыша

Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.

Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия: