Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники

Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально

Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку

Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные

Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях

То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь – таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

О чем говорят цвета

  • Желтый цвет говорит о непосредственности, оптимизме, положительных эмоциях. Но дети, выбирающие этот цвет, любят беспорядок и не могут самостоятельно принимать решения.
  • Зеленый выбирают малыши, которым недостает материнской любви. Они упрямы, настойчивы. не любят перемен.
  • Коричневые цвета чаще выражают отрицательные эмоции, физический дискомфорт. Это цвет преобладает и у больного малыша. 
  • Красный используют дети с большой силой воли и легковозбудимые. Они любят активные игры, непослушны, неусидчивы. Для таких детей важна похвала.
  • Фиолетовый цвет предпочитают малыши с богатой фантазией и хорошо развитой интуицией. Дети, выбирающие фиолетовые оттенки, артистичны и чувствительны. 
  • Черный выражает подавленность и протест.

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех

Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника

Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно — если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха

Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек.

Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных

Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе

Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения:

большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы.

Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4 лет) это скорее частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях

У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.

перейти наверх

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось – самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось – ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

Важные детали

Теперь можно оценить сам рисунок. Если взять в руки учебник для психологов и попытаться интерпретировать каждую деталь в отдельности, у вас получится одна картина. А когда вы учтете ответы ребенка на вопросы к тесту, его общий настрой и ваше собственное впечатление от рисунка, результат получится другой. Второй вариант будет ближе к реальности

Особое внимание обращайте на следующие моменты:

Темные цвета. Учитывайте возрастные особенности. До 5–7 лет многие дети рисуют схематично, а для этих целей темные карандаши подходят оптимально: они создают яркий контраст на бумаге. Так что пристрастие к черному цвету вполне может быть возрастной особенностью зрительного восприятия. Лучше ориентироваться на то, какие чувства картина пробуждает лично у вас. С детьми постарше проще: они умеют выстраивать сложную композицию и закрашивать фон. Если небо мрачное, одежда темная, лицо у человечка грустное, тогда и вероятность того, что ребенок подавлен, возрастает.
Штриховка. Неровная, нервная штриховка может свидетельствовать о том, что у ребенка еще плохо развита мелкая моторика. В силу возраста прежде всего. Но если вы понимаете, ­что ­малыш старался выполнить задание хорошо и он правда умеет лучше, то это повод заподозрить повышенный уровень тревожности. Тогда постарайтесь вспомнить, проявлялось ли беспокойство ­как-то еще?
Нажим на карандаш. Сильный нажим может говорить о высоком психомоторном тонусе, то есть о том, что ребенок эмоционально напряжен. Особенно если весь рисунок выполнен в такой технике, а деталей и четких линий очень много и они четко прочерчены. Слабый нажим может намекать на упадок сил, если обычно малыш так не рисует.
Размер человечка. Если человечек получился очень маленьким или ребенок изобразил его в углу листа, это может быть связано с низкой самооценкой.
Поза и выражение лица. Если герой улыбается, руки протянуты вперед, пальцы и ладони раскрыты, скорее всего, так проявляется склонность к экстраверсии и желание ребенка общаться. Крупная, заметная фигура, широкие плечи, широко расставленные ноги свидетельствуют о том же. Если человечек получился худым, вытянутым в струнку, угловатым, рук у него нет или они практически незаметны, пальцы или кисти спрятаны или плотно прижаты к туловищу, можно подумать о склонности к интроверсии

Но, опять же, важно разобраться: речь идет о черте характера или о нежелании общаться в данный момент?

Получился человечек

До 4 лет дети рисуют людей, больше похожих на гуманоидов с далеких планет. Ручки, ножки … сразу и не поймешь, что где. Шея отсутствует, туловища тоже нет, одна большая голова с растущими из нее ногами. Почему-то тремя. Иногда головы нет вообще, только туловище с глазами и ртом. Одним словом, настоящие инопланетяне.

С 4-5 лет на портретах юных художников начинают появляться все основные части лица и более-менее «правдоподобные» конечности. Если что-либо отсутствует (нос или ухо), это должно насторожить родителей.

Когда родители слишком частенько ругают свое чадо, на картинке они могут оказаться без ртов. Если у одного из родителей линные руки – это боязнь телесных наказаний. Фигурки с толстыми большими ногами показывают неуверенность крохи в прочности семейных отношений, он чувствует определенное напряжение и подсознательно хочет укрепить их.

Значение рисунков: о чем говорят предметы, которые мы нарисовали?

Рисунок расскажет и о характере человека, и о его ценностях в жизни. Взрослые рисунки можно найти где угодно, в старой документации, на листочках, на газетных полях, в журналах. Все это указывает на то, что человек старается заполнить все свободное пространство.

  • Изображение находится в самом верху листа бумаги – значение рисунка говорит о большой самооценке, а также способности добиваться поставленных целей. Цель жизни – добиться успеха и реализовать себя. У таких людей присущ дух и стремление добиваться во всем первого места. Они любят азарт и нередко занимают лидерские позиции.
  • Изображение внизу листа – рассказывает, что индивид страдает низкой самооценкой, он не может двигаться дальше и не хочет этого.
  • Изображение слева — указывает на консервативную и ностальгическую личность. Все его мысли заняты прошлым.

    Расположение на листе

  • Рисунок справа указывает, что все желания человека направлены в будущее. Он знает, что впереди его ждут перемены к лучшему. Но именно этот анализ относиться к нашей специфике письма. Для других культур, которые пишет справа налево, расшифровка будет иная.
  • Рисунок расположен или с одной, или с другой стороны говорит, что человек недоволен своей жизнью.
  • Значение рисунка в центральной части листа указывает на гармонию существования прошлого и будущего человека.

Рисунок на бумаге в полной мере расскажет, что чувствует человек:

  • Люди и животные – показывают, что человеку необходимо общение. В жизни у него есть проблема, для решения которой нужна помощь.

    Требуется общение

  • Пустые пейзажи – проблемы в общении с другими и неумение понимать и вникать в переживания других людей.
  • Рисование много раз подряд тех же предметов – указывает на эмоциональную закрытость, эти люди боятся делиться своими переживаниями, и поэтому все эмоции держат в себе.
  • Сюжетные рисунки, которые наполнены животными в движении – указывают на активную натуру, которая не стоит на месте, а постоянно идет вперед.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации

Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Психология рисунка взрослого человека

Рисунки взрослых, сделанные между делом, могут быть не менее разнообразными, чем детские. По тому, что именно нарисовано, можно во многом судить о личности человека. Рассмотрим наиболее популярные варианты изображений у взрослых и их значение в психологии.

  • Волнистые линии и спирали могут говорить о том, что человек находится в сложной ситуации и пытается преодолеть кризис. Такие рисунки указывают на безвыходность и появляются, если человек запутался в чем-либо.
  • Сетка говорит о том, что человек чувствует себя в неприятном, уязвимом положении.
  • Часто люди между делом рисуют солнце или цветочки. К сожалению, значение таких рисунков совсем не так очевидно, как кажется. Рисунки цветов в психологи, как и рисунки солнца, чаще всего выражают грусть и потребность во внимании и общении.
  • Радость может выражаться в рисунках с сердцами.
  • Повторяющиеся орнаменты свидетельствуют о скуке.
  • Если человек рисует людей, это значит, что он хочет переложить на кого-то ответственность и избежать работы. Также это может означать потребность в помощи и поддержке.
  • Рисунок дома в психологии означает усталость, враждебность человека по отношению к окружающему миру и желание расслабиться в благоприятной для этого среде.
  • Шахматы обычно рисуют люди, попавшие в неоднозначную и сложную ситуацию, когда они не знают, какое решение принять.
  • Пчелиные соты, нарисованные взрослым человеком, говорят о гармонии и спокойствии.
  • Если человек рисует геометрические фигуры, это может говорить о твердости его убеждений и уверенности в принятом решении.

Что рисуют дети разного возраста

В основном дети рисуют то, что их окружает повседневно: дом, семья, животные и т.д. Самые маленькие художники (до 3-х лет) рисуют как мы думаем, непонятные линии и кружочки, и каких-то странных “головоногов”. В большинстве случаев, сначала рождается “шедевр”, а уже потом юный живописец решает, что же он нарисовал.

К 4-5 годам, ребенок начинает рисовать родителей, дома и животных. Но все еще только в общих формах, без конкретных деталей. Дети этого возраста еще не могут свободно выражать свои мысли и чувства словами. Одним из способов самовыражения четырехлетнего  ребенка является рисунок.

В 5-6 лет юные художники уже вполне могут прорисовывать не только крупные детали, но и мелкие тоже. Мальчики любят рисовать машинки, оружие, инструменты, роботов и т.д. Девочки обычно изображают принцесс, животных, замки.

Картинка пятая

Пятая карточка представляет собой черное чернильное пятно. Ассоциации с этой картинкой схожи с теми, которые вызывает просмотр первой карточки. То, что видит человек на картинке, описывает его внутренний мир и отношение к возникающим проблемам. Как правило, пациент способен разглядеть в этой кляксе летучую мышь, бабочку или моль. В отличие от предыдущих карточек люди не видят тут чего-то страшного и угрожающего. Если ассоциации человека с этим рисунком расходятся с ассоциациями, возникающими при просмотре первой кляксы, это может свидетельствовать об отсутствии напряжения и дискомфорта. Если же пациент разглядел в кляксе движущиеся фигурки, это может быть признаком паранойи или шизофрении.

Анализируем элементы образа

Голова

Значение имеет положение головы и лица.

  • Если голова повернута вправо – ребенок нацелен на осуществление своих замыслов и планов. Если он что-то задумал – он это пробует реализовать, даже несмотря на то, что некоторые затеи он бросает на полпути.
  • Если голова повернута влево – планы и задумки в основном остаются в голове, ребенок не предпринимает попыток осуществить свои идеи из-за нерешительности.
  • Если голова расположена прямо – ребенок сосредоточен на себе, эгоистичен, имеет высокую самооценку.

Уши

Если к голове пририсованы уши – это означает, что ребенок готов слушать. Это может проявляться как познавательный интерес (слушает информацию), а может – как интерес к мнению других людей (во всем слушает других).

Глаза

В рисунке глаза – символ страха, особенно если они большого размера, четко прорисованы, много раз обведены. Заметные и большие глаза – символ сильного страха. Прорисованные ресницы говорят о некотором кокетстве, внимании к собственной внешности, желании понравиться.

Рот

Рот может быть нарисован по-разному: открытым, закрытым, просто линией или настоящими губами.

  • Четко нарисованные губы говорят о чувственности ребенка.
  • Если акцент сделан на язык – ребенок очень разговорчив.
  • Иногда нарисованы и губы, и язык. Это указывает на выраженность обоих качеств.
  • Если рот открыт, но ни языка, ни губ нет, особенно, если есть штриховка – ребенок очень боязливый, легко может испугаться, постоянно сомневается и не доверяет. Особенно это характерно подросткам.
  • Прорисованные зубы указывают на словесную агрессию. Эта агрессия обычно защитного характера, то есть ребенок может в случае чего ответить.

Лоб

Большой и высокий лоб – признак преобладания рационального начала, эрудированности.

Необычные детали на голове

Иногда дети рисуют на голове разные детали, которые тоже можно расшифровать.

Рога – агрессивность или желание защищаться, умение «пободаться» при надобности.
Перья – желание привлечь внимание, выделиться, стремление украсить себя.
Прическа, грива или шерсть – ребенок стремится обозначить, какого он пола, подчеркнуть это.

Конечности

Нарисованное существо может стоять на ногах или лапах. Их вид тоже говорит о внутреннем состоянии ребенка.

  • Массивные, крепкие конечности указывают на то, что ребенок по жизни крепко стоит на ногах. Ему есть на что опереться, он взвешенно принимает решения, обдумывает свои действия.
  • Слабые, тонкие ноги или их отсутствие, указывают на хлипкость внутренних позиций, убеждений. Решения ребенок принимает скорее импульсивно, его суждения не глубокие.

Отдельное внимание нужно обратить на то, как конечности соединяются с туловищем

  • Если соединения прорисованы хорошо – ребенок тщательно контролирует свои рассуждения, мыслит логично и последовательно.
  • Если соединения прорисованы небрежно или вообще отсутствуют – ребенок слегка как бы оторван от реальности, его размышления хаотичны.

Кроме ног или лап ребенок может рисовать и другие конечности. Они могут служить украшением, а могут нести какую-то функцию.

Крылья, панцирь, дополнительные конечности указывают на то, что ребенка привлекают разнообразные сферы деятельности, он всесторонне развит, многим интересуется, легко заводит знакомства

Такие дети уверены в себе и легко занимают свое место в жизни.
Нарисованные щупальца указывают на то, что ребенок почти всегда действует смело.
Различные бантики, украшения на рисунке выявляют в ребенке желание привлечь к себе внимание, демонстративность и манерность.. Интересным элементом в образе является хвост:

Интересным элементом в образе является хвост:

  • Если хвост нарисован справа – у ребенка высокая самооценка, он положительно воспринимает себя и свои действия. Если слева – ребенок склонен к самокритике.
  • Если хвост смотрит вверх – ребенок активен и уверен в себе, если вниз – ребенок подавлен, недоволен собой.

Техника безопасности

Анализ детского рисунка попадает в разряд проективных методов психодиагностики. Ни один из них не может считаться единственным источником информации о человеке. Каждый дает возможность лишь строить догадки. И чем младше ребенок, тем меньше шансов на успех у всей затеи. Ведь малыши в силу возраста могут рисовать плохо, и тогда «шедевр» слишком легко расшифровать неправильно из-за погрешностей в технике исполнения.

Еще один важный момент: все предположения нуждаются в доказательствах. Собрать их вы можете попробовать сами. Если какая-то деталь говорит о повышенной тревожности, постарайтесь проанализировать поведение малыша за последнее время, например. Если вы не можете комплексно оценить ситуацию, но рисунок сильно вас тревожит, разумнее обратиться за помощью к специалисту. Эксперт сопоставит ваш «диагноз» с рассказом самого ребенка, расспросит вас о ключевых моментах в его развитии и об отношениях ­в ­семье, а еще добавит к этому свое личное общее впечатление о малыше. Тем и отличается любительский подход от профессионального: детский психолог сможет проанализировать проблему со всех сторон, рисунок будет для него лишь подспорьем.