Ребенок ноет и плачет по любому поводу: что делать и как отучить малыша от «вредной привычки»?

Всем мамам без исключения знакомо такое состояние собственного чада, когда он или она, независимо от пола, ноет без остановки. Как отучить ребенка ныть, хотелось бы знать каждому родителю. Очень хочется избежать раздражения, вызванного необоснованным нытьем и всех последующих за этим состоянием крайних мер. Чадо будто специально вынуждает своих опекунов на применение радикальных мер в виде угла и лишения всевозможных удовольствий. Меры, принятые во взвинченном состоянии помогают мало и практически не приносят пользы совсем.

За наказанием следует новая волна нытья, сопровождаемая теперь уже «законными» с точки зрении ребенка претензиями в плане того, что родители, его бедного, совсем не любят и лишь наказывают, причем безо всякого на то повода. Чадушко благополучно забывает на тот момент, чем было вызвано наказание или ограничение на жизненные удовольствия, и ведет себя как несправедливо обиженный злой судьбой человечек.

В такие моменты «агрессор» (и по совместительству любящий родитель) начинает и впрямь ощущать себя монстром неспособным на объективные суждения и качественное воспитание. Всякий, столкнувшийся с постоянным детским нытьем, воспитатель скажет, что это явление не придает жизненных сил и может вымотать почище любой физической работы.

Как отучить ребенка плакать в детском саду

Психологи дают родителям следующие советы при плохой адаптации их чад в дошкольных учреждениях:

  • сделать дома режим, аналогичный графику детсада (например, перед дневным отдыхом обедать, как перед сном в детском саду);
  • давать с собой любимую игрушку, чтобы ребенок не плакал в садике;
  • приучать к детсаду поэтапно, оставлять сначала на 2, потом на 4 часа, постепенно продлевая время до вечера;
  • каждый день перед уходом говорить малышу, во сколько его заберут (после обеда, сна, прогулки);
  • если по каким-то причинам малышу не нравится его спальное место, можно попросить воспитателя выбрать другую кровать, чтобы убрать неприятные ассоциации;
  • объяснить пользу детсада (необходимость в общении со сверстниками, новых знакомствах и прочее);
  • научить кроху самостоятельности, если он еще не умеет обслуживать себя;
  • собираться в хорошем настроении, не создавая поводов для волнений.

Чтобы лучше понять причину детского плача при посещении дошкольных учреждений, родителям следует ежедневно расспрашивать их чад о прошедшем дне. Можно даже создать ролевую игру, имитируя пребывание в детсаду, что поможет крохе лучше раскрыться и озвучить волнующие моменты.

Плохая адаптация к детсаду – не повод отказываться от его посещения. Ребят, которые не спят в саду и плачут, неделю можно водить до обеда, а потом попробовать оставить на сон опять.

Существует даже специальная молитва, чтобы ребенок не плакал в детсаду.

Почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе?

Психологи и родители выделяют три основных причин, почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе:

  • Не пришло время. Ребенок психологически не готов к занятиям. Если в этот период родители настоят на своем и начнут принуждать учиться, то это вызовет лишь протест. Карточки, книжки и прочие атрибуты превратятся во врагов. Впоследствии изменить отношение ребенка будет крайне сложно.
  • Неверно выбранная форма занятий. Многие детки к 6 годам еще не наигрались. Им не хочется тратить время на скучные занятия. Поэтому есть смысл подстроиться под ребенка и выбирать такие методы обучения, чтобы вызвать у него интерес.
  • Психологическая травма. И родители, и психологи приводят много примеров, когда ребенок после нескольких занятий перестает проявлять интерес и все упорнее отказывается посещать уроки в развивающем центре или подготовительные курсы в школе. Что-то не получается и он чувствует себя хуже других, от этого появляется нежелание продолжать.

Хочет чего-то добиться

Ребенок-нытик может быть и в 9-летнем возрасте. Чаще всего это случается, если родители вовремя не уделили внимания этой проблеме. Как правило, у таких детей начинается все с 2 – 3 лет – они ноют, плачут, канючат, выпрашивая игрушки. Становясь более взрослыми, они уже приобретают навыки манипуляции чувствами родителей, преследуя ту же цель. Однако запросы уже становятся более существенными – им нужны уже не игрушки, а дорогой телефон, прогулка после школы, прочее. К тому же при игнорировании проблемы к ней может прибавиться вредность подросткового периода и обидчивость, что со временем может привести к более серьезным последствиям.

Что делать родителям?

Как отучить ребенка бояться темноты – этот вопрос задают многие родители, кому небезразлично успешное развитие своих детей.  Над данной проблемой постоянно работают психологи, предлагая, в случае необходимости, свою профессиональную помощь. Благодаря различным методикам, можно выделить основные правила поведения взрослых при возникновении никтофобии у малыша:

  • Спокойно поговорите сначала с ребенком. Создайте благоприятную доброжелательную атмосферу, чтобы малыш изъявил желание поделиться с вами своими «бедами». Выясните, чего именно или кого он боится, и чем вызваны такие страхи.
  • Следите за тем, какие программы ваше дитя смотрит по телевизору, или на какие сайты он заходит в интернете. Фильтруйте контент – в данном случае не должно быть места для кровавых сцен или сюжетов с монстрами и чудовищами.

  • Отслеживайте свою речь и разговоры домашних – не нужно проявлять агрессии по отношению малыша – даже в игровом формате. Тем более, нельзя пугать его приходом бабая, или другого негативного персонажа, если ребенок не будет слушаться, есть кашу и прочее.
  • Предложите ребенку исследовать вместе его темную комнату, чтобы он смог убедиться, что там не живет никто посторонний, а под кроватью нет страшных чудовищ. Включите рассеянный свет, и попросите малыша позаглядывать в укромные места, откройте шкаф, разберите игрушки.
  • Найдите «охранника». Это может быть большая мягкая игрушка, или любой другой оберег, который будет «защищать» малыша от его страхов.

Запишите ребенка в бассейн или на какую-либо секцию, которую нужно посещать в вечерние часы – так ребенок постепенно сможет побороть свою фобию.

Когда обращаться к специалисту?

Бывают ситуации, когда непослушание, плач и капризы являются следствием гиперкинетического синдрома – психического заболевания. В этом случае придется воспользоваться профессиональной помощью.

Кроме того, обязательно нужно показать малыша неврологу в следующих случаях:

  • потеря сознания или проблема с дыханием во время истерики;
  • рвота после;
  • вялость, внезапная апатия;
  • состояние не прекращается, даже когда малышу исполнилось 4 года.

Это симптомы могут говорить о серьезном заболевании, поэтому игнорироваться не должны.

Через истерики и плачи, капризы и слезы приходится проходить практически всем родителям, главное при этом – научиться понимать своего малыша и чутко реагировать на происходящие с ним изменения. Тогда и проблем станет гораздо меньше.

Когда нужно ябедничать?

Говоря языком логики, ябедничать не нужно никогда. Так как в самом значении этого слова заложена негативная коннотация. С другой стороны, рассказывать о том, что кто-либо сделал тот или иной проступок иногда необходимо, и для того, чтобы ребёнок видел разницу между «доносом» и помощью взрослым, требуется огромная воспитательная работа родителей.

Например, рассказать учительнице о том, что однокласснику угрожают другие ребята из класса, и это представляет опасность для его здоровья и жизни – это не ябедничество, это подход разумного человека, который здраво оценивает потенциальный ущерб для общества.

Если вы сами не уверены в том, что можете грамотно разъяснить ребёнку различия между помощью и ябедничеством – лучше вместе сходить к детскому психологу или ответственному за воспитательную работу в школе.

Причины и симптомы детских неврозов


Детская нервная система еще не сформирована, поэтому она легко поддается различным расстройствам и болезням.

Внимание родителей должно сразу сконцентрироваться на необъяснимых капризах своего чада. Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям

Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям.

Обиды, недостаток внимания и психические стрессы накапливаются и постепенно переходят в болезненный невроз у ребенка.

Врачи считают, что расстройство психики ребенка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Такое состояние вызывает неадекватные действия малыша.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна – психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Особое внимание родителей следует обратить на поведение ребенка в возрасте психического становления. Это возраст от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и подростковый период

Обычно неврозы проявляются в районе 5-6 лет. Но первые тревожные признаки можно наблюдать значительно раньше.

К основным причинам проявления психического расстройства у детей относятся:

  • Психологически тяжелые ситуации, травмирующие нервную систему.

Это может быть адаптационный период в обществе и связанные с ним сложности общения, родительские ссоры.

Тяжелое психологическое воздействие, которое вызвало испуг ребенка.

Либо частое перевозбуждение нервной системы.

Отсутствие внимания и родительской заботы.
Жесткость и излишняя строгость воспитания.
Отношения взрослых между собой и эмоциональный фон внутри семьи.
Ревность, вызванная появлением младшего ребенка.

Внешние события, происходящие вокруг малыша, также могут стать причиной появления неврозов. Берегите нервную систему ребенка!

  • Тревожное состояние, необоснованные страхи, плаксивость
  • Проблемный сон (с частыми пробуждениями, сложным засыпанием)
  • Кашель
  • Речевые проблемы (заикание)
  • Проблемы с пищеварением, расстройства стула
  • Сложности во взаимодействии с людьми

Чрезмерная возбудимость и агрессивность, замкнутое поведение малыша – это тревожный звонок для взрослых.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна – психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

С подобными вопросами желательно сразу обратиться к специалисту. Он объяснит вам, что нужно делать для укрепления нервной системы. Пассивное поведение родителей чревато более серьезным развитием болезни.

В будущем у таких детей возникают сложности в жизни: отсутствие коммуникативных навыков, нерешительность, боязнь трудных проблем.

Если обычный ритм жизни нарушается непослушанием и истериками ребенка, то стоит обратиться за помощью.

Комплексное решение проблем позволит помочь ребенку в нормальном психологическом развитии.

Комплексный подход к проблеме

Если ребенок еще маленький, то объяснять ему, что когда он грызет ногти, могут возникнуть серьезные осложнения, бесполезно. Что делать, чтобы малыш забыл о своем рефлексе и не грыз больше ногти? Помогают рассказы и сказки, в которых все злодеи имеют эту вредную привычку. Без объяснения устанавливать запреты не рекомендуется, так как это может только навредить: ребенок будет постоянно относиться к запретному действию как к чему-то желанному. Многие родители, для того чтобы малыш не грыз ногти, практикуют использование острых специй или горчицы. Делать это категорически запрещено из-за опасности повреждения слизистых оболочек носа или глаз.

Комплексные меры по борьбе с негативной привычкой у детей включают в себя следующие действия:

  • Проведение профилактических мероприятий, включающих в себя обработку мелких ранок антисептиком, обрезание ножницами отросших кончиков ногтей.
  • Снятие напряжения при помощи простых упражнений и контроля дыхания: сжимание и разжимание кулачков, медленные вдохи и выдохи.
  • Использование специальных средств, помогающих бороться с желанием малыша тянуть в рот руки: лак продается в любой аптеке.
  • От отрицательных эмоций можно избавиться, активно занимаясь спортом, регулярно участвуя в соревнованиях, а девочкам стоит начать вышивать или вязать, что прекрасно снимает напряжение.
  • Беседа с ребенком в любой мягкой форме.
  • Просмотр показательной литературы или соответствующих видеороликов.

Ошибки родителей

Часто в отношении ребёнка родители ведут себя неправильно, не зная как отучить ребенка от сосания пальца. Чего делать нельзя, так это:

  • ругать малыша и наказывать его;
  • мазать ему пальцы горчицей, ведь он может потереть ими глаза;
  • выдёргивать изо рта малыша пальцы и бить его по рукам;
  • заставлять носить перчатки.

Этими строгими мерами добиться удастся разве что серьёзного охлаждения в отношениях с малышом и его замкнутости. Он всё равно тайно попытается поднять соринку с пола и отправить её «на анализ» в рот. Лучше спокойно и улыбаясь предложить ему посоревноваться, кто быстрее выбросит эту «бяку».

Допустимые меры

Нужно не создавать причины возникновения страха. Если ребёнка пугает темнота, то дверь в его комнату нужно всегда оставлять чуть приоткрытой или включать ночник

Стоит исключить просмотр страшных мультиков и чтение таких же сказок.
Появляющиеся в поведении малыша взрослые чёрточки нужно всячески поощрять: учить его плавать, читать, ездить на велосипеде, и не жалеть хвалить за успехи.
Заметив палец во рту ребёнка, ему стоит предложить построить из «лего» домик, выложить мозаику, даже перебрать на кухне крупу – любой способ сгодится, чтобы переключить его внимание.
В попытках, как отучить ребенка брать руки в рот нужно быть последовательным и запрещать ему делать это на протяжении каждого последующего дня. Причём это должна дружно делать вся семья – папа, старшие дети, бабушки и дедушки, а не только мама.

Желательно всегда играть вместе с ребёнком. Пусть он сам ищет маленькие детали игрушки, а мама будет ему рассказывать, для чего они нужны

Важно переключать интерес ребёнка в нужное русло: «эта бусинка была в заколке, с ней она вот какая красивая», «в новой игрушке разноцветные кубики, вот где должен быть этот», «нельзя брать игрушку в рот, пусть она и красивая, мама ведь всегда может угостить другой вкусняшкой».
Если ребёнок пытается попробовать на вкус тапок, пульт от телевизора, зубную щётку, то не следует грубо вырывать эти предметы из детских рук, а взять аналогичный предмет и рассказать ему, для чего он нужен, и показать, как им пользоваться. Пусть у ребёнка в руке окажется очищенная луковица – не следует её сразу отнимать, ведь от этого она станет для него ещё более ценной, как всё запретное

Если мама даже восьмимесячному младенцу будет терпеливо объяснять, почему нельзя брать в рот тот или иной предмет, то она поможет ему находить со взрослыми общий язык, и ребёнок ответит ей взаимностью.
Если мелкий предмет оказался уже во рту, то паниковать и кричать на ребёнка не следует, напротив, нужно ласково попросить его показать сначала зубки, потом язычок, добиваясь, чтобы малыш сам вытолкнул инородное тело.
Полезно приучить ребёнка самому отдавать всё в руки родителей и поощрять его за это.
Если малыш пытается вновь что-то положить в рот, то его нужно отвлечь какой-либо игрой или книгой, а в это время незаметно для него «добычу» нужно удалить с его глаз.
Если ребёнок попадает в обстановку, в которой много новых игрушек, то ему лучше вложить сухарик в руку, чтобы отвлечь от желания попробовать игрушки на вкус.

Первые слезы — что делать

Правильнее сказать — чего не нужно делать. Наша неправильная реакция на эмоции ребенка только усугубляет его неприязнь к садику. Причиной становится грубое слово педагога, обида на другого ребенка, неудачи в творческих занятиях. В этот момент нужно поддержать, успокоить, попытаться понять, что стало причиной.

В 3–4 года малышу сложно сформулировать свои чувства, понять, что ему не хочется в садик из-за того, что его ударил или обозвал мальчик.

Одни дети легко идут на контакт и рассказывают о неприятных событиях, другим это дается сложнее.

«Я не пойду больше в садик! Сегодня во время тихого часа Артем ударил меня. Просто так, подошел и ударил!» — на глазах старшей слезы. Для нее шок то, что кто-то сделал ей больно специально.

Уже пару дней замечала, что полненький мальчик, выглядящий старше сверстников, старается подольше посидеть в прихожей, когда дочь переодевается. Он задает вопросы, пытается завести разговор, но она не обращает внимания — Артем грубоват, плохо одет и считается хулиганом. Я с трудом убедила дочь, что Артем больше так не сделает и нужно попробовать сходить завтра в сад.

На следующий день я была твердо уверена, что должна что-то сделать. Поговорить с Артемом или его мамой. Мальчик встретил нас возле входа в садик — не мог дотянуться до домофона. Его мама отводила младшего ребенка в садик, а он в свои 4 с половиной года шел по территории сада к нужному подъезду и ждал, пока его запустят взрослые.

Он поздоровался, а поднявшись в коридор группы, попросил помочь с пуговицами на растянутой кофте. Моя злость и обида ушли — он просто одинок: «Артем, нужно поговорить». Довольно крупный мальчик сжался от моих слов, он ждал ответного удара, обидных слов.

Недоумение сменилось радостью: «Хорошо!» Моя старшая не смогла простить его до конца, но конфликтов между ними больше не возникало.

Первые слезы в приемной детского сада нельзя игнорировать.

Так же, как и замкнутость, задумчивость после садика. Не нужно отмахиваться от детских переживаний. Обязательно разговаривайте с малышом о прошедшем дне — пусть он громко расскажет о своих достижениях и шепотом о своих обидах и страхах, а вы о том, что делали без него.

Я не слышу нытья!

Как вести себя, если ребенок ноет, плачет и кричит? Такое поведение расстраивает или даже злит родителей. Сохраняйте спокойствие, пусть даже внешне. Подойдите к нему и скажите, что вы поговорите и выслушаете его, но только когда он успокоится

После этого важно сделать вид, что действительно не слышите его воплей. Можно даже демонстративно надеть наушники или выйти из комнаты

Будьте готовы, что это не заставит ребенка сразу же замолчать. Кроме того, такое поведение матери может еще сильнее поощрить или даже оскорбить его. Но поверьте, вскоре вы заметите, что истерики стали возникать гораздо реже. Если после того, как ребенок успокоится, он первым не подходит к вам, уместно будет спросить о том, что ему нужно.

Виноваты родители?

Бывает так, что мама или папа, увидев, как ребёнок тянет палец в рот, тут же срываются с места и бегут к нему, чтобы предотвратить недопустимое поведение. Хотя малыш, возможно, просто хотел уснуть.

Если такие ситуации повторяются постоянно, ребёнок быстро делает вывод, что сосание пальцев — отличный способ привлечь внимание вечно занятых родителей и добиться их общения. В результате вместо единичных случаев сосания пальцев формируется вредная привычка, на борьбу с которой могут уйти месяцы и даже годы

Чтобы у ребёнка не появилось потребности в успокоении посредством сосательных движений, важно проводить с ним много времени, даже если для этого приходится пожертвовать своими делами или интересами. Ни одно средство не поможет справиться с проблемой, если ребёнок будет чувствовать себя ненужным и несчастным

Как отучить ребенка ябедничать?

Ниже мы приведем несколько практических советов, как отучить ябедничать. Будьте аккуратны, используя их, и если вы не уверены на сто процентов в своих силах, то обратитесь за помощью к родственникам или специалистам.

Уделяйте ребёнку достаточно внимания. Совет, призванный предотвратить появление доносительства в вашей семье. Большая часть примеров ябедничества рождается в семьях, где ребёнку уделяется мало внимания – соответственно, если ребёнок не чувствует себя нужным и интересным, он начинает пользоваться одним из способов привлечения к себе внимания и начинает ябедничать. Если же вы уже постфактум узнали о том, что ваш ребёнок ябеда – лишним совет тоже не будет. Поговорите с вашим ребёнком. Начать тесное общение никогда не поздно.
Сыграйте в игру по ролям. Напишите для себя различные примеры доносительства и разберите их вместе с ребёнком. Проанализируйте, какие из примеров обличают ябедничество, а какие являются позитивными примерами применения. Поставьте перед друг другом правило, рассказывать плохо о других людях только в том случае, если есть прямая необходимость. Постепенно можно усложнять примеры из этой игры и вводить для обсуждения такие понятия, как «гордость», «честь», «достоинство» и т.п.
Старайтесь хвалить вашего ребёнка. Речь идёт не о том, чтобы хвалить его за доносительство, а в принципе делать ребёнку приятно, чтобы в дальнейшем он чувствовал поддержку с вашей стороны. Ребёнок, который уверен в своих силах, чаще всего стремится решить проблему самостоятельно, а не прибегать к помощи родителей. Отсюда и уменьшение случаев ябедничества.
Будьте терпеливы

Бурная эмоциональная реакция (и не важно негативная или позитивная) на то, что ваш ребёнок ябедничает, только усугубит ситуацию. Ребёнку будет меньше хотеться наябедничать на кого-либо вам, если он не видит дальнейшей реакции

Приведём простой пример: «Папа, мама, брат сломал мою машинку». Если вы в этой ситуации пойдёте немедленно разбираться с братом, то у ребёнка, который наябедничал, сложится чёткое представление о том, что это полезно и что это приносит результат
Если же вы просто кивнёте и продолжите выполнять свои дела, то ребёнок не будет акцентировать на донесении своё внимание. Через какое-то время вы можете поговорить по отдельности с каждым из братьев, сообщив, что многие проблемы можно решить сообща, не прибегая к помощи взрослых.

Истерики у ребенка 4-5 лет

К этому возрасту количество истерик у детей сокращается. Ребенок уже может выразить словами, что хочет, он полностью открыт и не стремится конфликтовать. 

Он уже осознает любовь к родителям. И самым интересным и важным для него становятся люди и отношения. 

Ребенок уже хорошо может вербализировать свои чувства и эмоции. Истерика в этом возрасте случается, если родители не идут на поводу, он что-то не поделил с друзьями,. Также в этом возрасте может начать врать

Причина лжи – страх не понравиться взрослым, а ребенку сейчас важно быть хорошим. 

Во время истерики ребенок не просто плачет, а может кричать что-то обидное: “Я  тебя ненавижу, уйду, ты плохая мама..” . Но это не значит, что он так думает на самом деле.  

Как помочь ребенку, который плачет

Психологи дают четкие рекомендации насчет того, что можно и нужно делать, если вы хотите помочь своему или своей плаксе, а чего делать ни в коем случае нельзя.

  • Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
  • Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
  • Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
  • Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.

Можно и нужно

Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами

Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости

У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.

Все это вода никакой пользы никакого совета по делу

Привычка грызть ногти

Привычка грызть ногти даже имеет научное название – онихофагия. Психологи уверены, что от такой привычки чаще страдают дети сознательного возраста, то есть от 6 лет и старше.

А все потому, что пристрастие к обгрызанию ногтей в большинстве случаев вызвано определенным психологическим дискомфортом ребенка. Это один из способов снять напряжение нервной системы, когда есть перегрузки.

Вот почему в сознательном возрасте дети чаще грызут ногти, так как они уже умеют анализировать события и могут испытывать страх, перенапряжение, волнение, умственную усталость.

В некоторых же случаях привычка грызть ногти – это не что иное как проявление синдрома навязчивых движений, являющегося одним из неврологических отклонений. В данном случае от избавления от такой привычки придется воспользоваться помощью психолога и невролога.

Есть несколько действенных способов борьбы с онихофагией:

1. Стимулируйте ребенка бороться с этой вредной привычкой, мотивируя его чем-то

Например, пообещайте, что если он неделю не будет грызть ногти, вы подарите колечко на красивые пальчики (если у вас дочка) или классные часы, которые будут привлекать внимание к ухоженным рукам (если у вас сын)

2. Научите ребенка самостоятельно обрезать ногти или обрезайте ему ногти сами, но очень аккуратно, чтобы не сделать больно в процессе. Помните, что иногда маленькие дети обгрызают ногти потому, что боятся их обрезать, вот и стараются опередить нежелательную процедуру.

3. Девочке можно сделать красивый маникюр и накрасить ногти детским лаком, чтобы она не захотела портить такую красоту.

4. Разрешайте ребенку выплескивать свои эмоции наружу, чтобы ему не хотелось снимать стресс путем сгрызания ногтей.

5. С помощью ролевой игры проиграйте с ребенком ситуацию, когда кто-то из игрушек сгрыз ногти и потом над ним смеялись, дали смешную кличку, не захотели с ним играть так, как у него были некрасивые руки (подойдет для детей до 7 лет).

6. Купите в аптеке специальный лак «Некусайка», который имеет горький вкус при попытке сгрызть ногти. Такой лак застывает на ногтях как обычный, не смывается и сохраняет свой эффект до 4-5 дней после нанесения.

Данный способ помогает выработать у ребенка неприятные рефлекторные ощущения, что достаточно быстро отучивает его от такой вредной привычки.

А вот горчицей или перцем пальцы лучше не мазать, так как ребенок может случайно потереть руками глаза, и тогда раздражение слизистой глаз ему обеспечено – это очень неприятно и больно.

7. Учите ребенка расслабляться после перенапряжения и искать нормальные способы снятия напряжения.

Тут отличным способом станет любой вид рукоделия и работы руками. Девочкам подойдет вышивка, вязание, лепка, аппликации, мальчикам – аппликации, конструирование, мозаика, выжигание по дереву, гравюра.

Как тренировать расставание

Воспитательные теории, предполагающие дисциплину и соблюдение требований, тут не подойдут: раз у ребенка есть потребность быть рядом с вами, насильственное изменение положения вещей приведет к обратному эффекту: он вообще не захочет от вас отходить, но к этому добавится еще и невроз.

Так же как младенческое нежелание лежать в кроватке в одиночестве отлично «лечится» ношением на ручках при любой возможности (то есть старательным удовлетворением важной потребности, а не ее отрицанием), то и к желанию подросшего малыша быть рядом стоит отнестись с пониманием. Постепенное, учитывающее темп ребенка отделение быстрее приведет к его готовности отпустить маму, чем любые силовые методы

Если сначала вы будете уходить на 10-15 минут, потом на полчаса, потом на час-полтора, малыш быстро поймет, что все в порядке: мама всегда возвращается. Тогда можно будет начинать исчезать и на более долгое время

Постепенное, учитывающее темп ребенка отделение быстрее приведет к его готовности отпустить маму, чем любые силовые методы. Если сначала вы будете уходить на 10-15 минут, потом на полчаса, потом на час-полтора, малыш быстро поймет, что все в порядке: мама всегда возвращается. Тогда можно будет начинать исчезать и на более долгое время.

Убедитесь, что в течение дня у вас и ребенка есть возможность просто пообниматься, посидеть вместе или поваляться на ковре, полежать и пошептаться перед сном или утром, после звонка будильника и до подъема

Не пытайтесь сделать это время максимально «полезным» и не переживайте, что оно проходит впустую — это не так, в эти минуты малыш «впитывает» ваше внимание, наполняется им

Что же делать

Первое, что необходимо сделать, это осмотреться вокруг. Много ли у ребёнка запретов? Спокойная ли атмосфера дома? Бывают ли дома ссоры между родителями? Не нервничает ли ребёнок из-за чего-то? Все ли в порядке в детском саду? Не перегружен ли ребёнок занятиями?

Даже одна из этих причин может стать основой невротической привычки. А, следовательно, разбираться нужно с причиной, а не следствием.

Однако, можно помочь ребёнку снять накопившееся эмоциональное напряжение. Игры с водой, песком, глиной способствуют этому. Мозаики, конструкторы из мелких деталей типа «Лего» помогают ребёнку стать спокойнее.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет