Задержки при овладении детьми двигательными навыками

Если ребенок отстает в двигательном развитии на несколько недель или месяц, это не критично, не стоит начинать беспокоиться. Необходимо оценить ситуацию комплексно, разобраться в причинах, почему задерживается развитие моторных функций ребенка. Нередко причина кроется в педагогической запущенности, связанной с обстановкой в семье. Эта проблема особенно остро стоит в первый год жизни. Например, мать не может активизировать малыша, помочь ему овладеть определенным навыком, не знает, чем с ним заниматься, как учить ребенка и привлекать его к деятельности.

На речевое и эмоциональное развитие негативно влияет постоянный просмотр телевизора с полугода. Он затормаживает формирование речевых навыков. Поэтому врачи советуют как можно меньше включать ребенку телевизор до возраста 1,5-2 лет. Мультфильмы препятствуют развитию собственной речи малыша. Есть большая разница между просмотром видеосюжета и непосредственным общением с ребенком, когда он видит мимику, взгляд, движение губ. Дети с 6 месяцев из-за особенностей мозговой деятельности пытаются скопировать мимику окружающих его взрослых. За счет этого начинает формироваться их собственная речевая активность. В мультфильмах мимика занимает лишь один кадр, фоном идут отвлекающие картинки, диалоги персонажей и музыкальное сопровождение. Это мешает ребенку настроить свое речевое развитие.

До достижения ребенком двухлетнего возраста рекомендуется включать малышам только музыку и природные звуки. В том случае, если в семье есть старший ребенок, можно изолировать его во время просмотра мультика или незаводить его до возрастных мультиков младшего ребенка.

Лучше не показывать мультфильмы до 1-1,5 лет, в идеале – до 2-х лет.

Как быстро научить ползать


Обучать ребенку ползанию не обязательно, но некоторые родители нетерпеливы, и приступают к обучению рано.

В 3-4 месяца

В 3 месяца ребенок еще не способен к обучению, потому что плечевой пояс совсем не окреп.

В 4-месячном возрасте некоторые любопытные малыши уже пытаются встать на ручки.

Чтобы ребенок научился ползать, можно поспособствовать этому следующим образом:

  • Делать специальный массаж: поглаживать от конечностей к центру животика.
  • Взять малыша двумя руками так, чтобы руки оказались на грудной клетке, а ребенок смотрел вниз или вперед. В таком положении ребенка приподнимают и покачивают из стороны в сторону.
  • Упражнения с фитболом. Уложить ребенка на мяч на животик и, придерживая за ножки, покачивать в разные стороны.

Теоретически, в 4 месяца ребенок еще не может ползать, но первый интерес к этому и попытки появиться могут.

В 5-6 месяцев

Залогом успеха в этом возрасте будет побуждение ребенка к ползанию и укрепление всех мышц. Для этого хорошо подходят упражнения:

  • Сгибание и разгибание ручек.
  • Поднимания ног, лежа на спине.
  • Подъем за ручки в положение сидя из положения лежа.
  • Переворачивание со спины на живот.
  • Отведение плеч назад.
  • Поочередное сгибание ножек, как езда на велосипеде.
  • Отведение обоих ножек в сторону.
  • Уложить ребенка на стол, взять за стопы и совершать поступательные движения, опуская стопы на стол полностью;
  • Выбрать привлекательную игрушку, за которой ребенок будет с удовольствием ползти.

В 6-месячном возрасте многие детки совершают первые ползания.

В 7-8 месяцев

В этом возрасте многие детки уже умеют ползать, но отсутствие стремления и попыток не говорит о задержке развития. Чтобы ваш малыш пополз в этом возрасте, можно помогать ему массажем, гимнастикой, новыми яркими игрушками и «живым» примером.

Почему малыш не ползает

Некоторые родители узнав, в каком возрасте ребенок начинает ползать, при его достижении переживают и волнуются о здоровье малыша. Педиатру все чаще задаются вопросы, почему не ползает, а дома проводятся активные действия, чтобы помочь и стимулировать кроху. В большинстве своем массаж и гимнастика дают определенные результаты, мышцы укрепляются, а ребенок осваивает и этот способ передвижения. Но иногда все усилия взрослых остаются безрезультатными.

Мария, 35 лет, мама двоих детей: «Моя старшая дочь рано начала сидеть, рано научилась ползать и была очень активной девочкой. Спустя 4 года родился сын, я и по инерции продолжала применять к нему сроки и правила развития старшей дочери. Я переживала, что он сел только в 6 месяцев, хотя педиатр сказала, что это правильный возраст. А потом мы начали ждать, когда же Саша поползет. Когда ему было 8 месяцев, я активно делала с ним гимнастику и массаж, а когда исполнилось 9 месяцев – всерьез забеспокоилась. Ведь он все еще не умел ползать. Педиатр объяснила нам, что было бы хорошо, если бы он ползал, но страшного ничего нет, если этого навыка нет. Скорее всего, он раньше начнет ходить. Первые шаги Саша сделал за неделю до дня рождения, но стадию ползания мы пропустили».

Существует несколько основных причин, по которым дети так и не начинают ползать в промежутке между сидением и хождением. Среди них основными можно назвать:

Особенности темперамента ребенка;
Слабые мышцы или их недоразвитость;
Лишний вес малыша – если педиатры при взвешивании намекают маме, что показатели превышают все допустимые, стоит уделить внимание коррекции питания;
Полученные травмы при рождении или после него, длительное нахождение конечностей в гипсе или ограничивающих кольцах.

Разобраться, какие именно причины стали помехой для развития навыка ползания, лучше при участии педиатра. И дальнейшие рекомендации по режиму, гимнастике, питанию тоже должен предоставить врач.

Польза передвижения по-пластунски и на четвереньках

Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.

Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:

  • ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
  • идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
  • развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
  • повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
  • развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.

Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.

Во сколько дети начинают ползать?

Когда организм ребенка к этому готов!

Окно достижения навыка ползания на руках и коленях достаточно широкое: от 5,2 до 13,5 месяцев.

Все ли дети ползают на четвереньках?

Что не влияет:

  • Размеры тела;
  • Пол ребенка.
  • Попытался, но не смог выполнить
  • Смог выполнить
  • Отказался выполнить

  Этапы ползания

  1. Лежит на животе, опираясь на вытянутые руки (поднимает туловище)
  2. Использует руки для подтягивания вперед (ползание по-пластунски)
  3. Использует все четыре опоры (ладони и колени), живот не касается опираемой поверхности
  4. Садится из положения на четвереньках
  5. Встает на четвереньки из любого положения
  6. Самостоятельно встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад
  7. Пытается менять точки опоры, передвигая их (начало ползания на руках и коленях)
  8. Поочередно и уверенно меняет опору на руки и колени
  9. Может на четвереньках двигаться назад

 Польза ползания

  • укрепление мышц и формирование опорно-двигательного аппарата
  • развитие зрительного аппарата
  • формирование зрительно-двигательной координации
  • развитие мозга, синаптических, межклеточных нейронных связей
  • закладка навыков пространственной ориентации

Как научить ребенка ползать?

  1. Выделите место на полу, где ребенок сможет передвигаться удобным ему способом
  2. Обезопасьте это место, покрыв поверхность нескользящим материалом и убрав все небезопасные предметы, который ребенок может взять в рот, пролить или опрокинуть. На розетки поставьте заглушки, провода уложите в кабель-каналы и т.д. На предметы мебели установите специальные ограничители (заглушки, патрули), которые либо не позволят ребенку открывать дверцы/ящики, либо помогут не прищемить его пальчики.
  3. Создайте поле для действий. Выделите ящик (полку, шкафчик и т.п.), доступный для малыша с интересными для него предметами. Меняйте их, если они больше не привлекают его внимания или они просто надоели.
  4. Будьте примером или познакомьте с теми, кто уже умеет ползать. Не известно, что сработает: пример для подражания или дух соперничества.

(
оценок; рейтинг статьи )

Чего не следует делать

Часто родители, пытаясь одарить малыша любовью и вниманием, во всем помочь, делают ему плохую услугу – лишают самостоятельности. Ребенок должен учиться на своих ошибках, пытаться сделать что-то сам

Если ему все подавать, исполнять желания, у малыша может пропасть желание развиваться, добиваться поставленных целей. Задача родителей – не сделать все за ребенка, а научить, наблюдать со стороны и в случае необходимости подсказывать.

Первое правило в процессе постижения навыков ползания – активное обучение допустимо только при абсолютном отсутствии порывов к передвижению. Если малыш пытается ползать любым способом (боком, отталкиваясь только одной ногой, прижимая голову к полу), не стоит вмешиваться в процесс. Постепенно ребенок научится контролировать свое тело и движения, сможет самостоятельно выбирать направление. Сколько на это ему потребуется времени, зависит от индивидуальных особенностей.

Часто, осваивая правильный способ ползания на четвереньках, ребенок подолгу замирает в одном положении. Не нужно торопить или подталкивать кроху – таким способом он учится чувствовать равновесие, координировать движение.

Ползание – только первый этап к самостоятельному исследованию окружающего мира. Сначала район перемещения можно ограничить полом в одной комнате – здесь легко обеспечить безопасность малышу, убрав мелкие, острые предметы, длинные шторы, закрыв доступ к розеткам и шкафам. По мере взросления ребенок будет интересоваться и изучать все доступные предметы. Постоянными запретами спасти ситуацию не получится – малыш еще не понимает смысла слова «нельзя»

Для избегания истерик стоит научиться спокойно переключить внимание крохи в другом направлении

Функция ползания важна для укрепления мышц и опорно-двигательного аппарата, помогает координировать движения, держать равновесие, чувствовать ритмичность. Этот навык естественный, малыш постепенно его осваивает в возрасте 5-8 месяцев. Если по каким-то причинам порыв к ползанию отсутствует, рекомендуется поощрять его появление специальными упражнениями и играми.

Требования к организации пространства

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Что нужно, чтобы ребенок начал ползать?

Казалось бы, что там надо – достал из кроватки, положил ребенка на пол, добавил игрушек вокруг – ползи, крошка! Однако только мотивации и пространства не хватает.

Чтобы начать хоть как-то передвигаться, малыши прикладывают массу усилий. Причем не только физических, но и умственных.

Для начала надо, чтобы были уже достаточно развиты мышцы спины и плеч, шеи, рук, живота – а затем и бедер.

Зрение должно не только позволять видеть предметы, но и быть бинокулярным – чтобы фокусироваться и не промахиваться мимо цели.

Зрительно пространственное восприятие – еще одно важное условие. Без него не понять, куда двигаться, как ставить руку и когда наконец искомая игрушка (ножка стула, собачья миска) окажутся в пределах досягаемости

С какого возраста малыши начинают ползать

Многие родители начинают всерьёз беспокоиться, если малыш в определённом возрасте не начинает ползать. Но все дети разные, и развитие в каждом индивидуальном случае происходит по собственному сценарию. Кто-то овладевает этим навыком уже в 6 месяцев, а кто-то может пропустить этот этап и сразу попытаться сделать первые шаги. Общепринятой нормой считается период с 6 до 9 месяцев.

Подготовить мышцы ребёнка и помочь ему в освоении данного умения под силу каждому родителю.

4 месяца

К 4 месяцу малыш уже пытается вставать на ручки. Это сигнализирует о том, что плечевой пояс достаточно окреп. В это время можно ввести в ежедневный распорядок дня следующие упражнения:

массаж, представляющий собой лёгкие поглаживания. Двигайтесь от конечностей к центру животика;

Все упражнения выполняются по направлению от перефирии к центру

парение. Возьмите малыша двумя руками так, чтобы ваши ладони оказались в области грудной клетки ребёнка. Приподнимите его, позволяя попарить в воздухе;

Уложите малыша на обе руки. Приподнимите и покачайте из стороны в сторону

катание на мяче. Уложите малыша животиком на фитбол и, придерживая за ножки, покатайте в одну и другую сторону. Переверните малыша на спинку и повторите упражнение.

Уложите малыша на мяч и покатайте в разные стороны

В 4 месяца малыш ещё не способен ползать. Если ребёнка положить на животик, а пяточки поставить в упор к своей ладони, кроха будет пытаться оттолкнуться от неё. Это есть ничто иное, как рефлекс ползания по Бауэру.

5—6 месяцев

Для того чтобы малыш пополз, недостаточно просто побуждать его к движению. Необходимо укреплять мышцы всего тела. Именно это является залогом успеха.

Доктор медицинских наук Янкелевич Елена Исаевна разработала комплекс упражнений для детей этого возраста, который поможет ребёнку быстро научиться ползать.

Разгибаем и сгибаем ручки.
Поднимаем ножки в положении лёжа.
Садим из положения лёжа.
Переворачиваем со спины на живот.
Разминаем плечики (отводим их назад).
Велосипед. Лёжа на спине, поочерёдно сгибаем ножки.
Удерживая обе ножки в своих ладонях, отводим их в одну и другую сторону.
Укладываем ребёнка на стол. Берём в ладони его стопы и совершаем поступательные движения по столу, опуская на стол полную стопу малыша.
Помогаем ползать за любимой игрушкой

Лучше выбирать яркие игрушки, которые привлекают внимание малыша.

В 6 месяцев многие уже начинают ползать самостоятельно без вмешательства взрослых. Если этого не происходит, вполне возможно, что малыш ещё физически не готов к этому.

Возможно, малышу поможет некоторая стимуляция. Пригласите в гости малыша, который уже умеет ползать. Наглядный пример станет своеобразным толчком и побуждением к действию.

В России большинство детей проходят диспансеризацию в 6 месяцев. Обследование у врача – ортопеда может показать, есть ли у малыша проблемы или же он просто ещё не готов ползать.

7–8 месяцев

Даже если к 7 месяцам малыш не освоил передвижение ползком, это не свидетельствует о физическом отставании в развитии.

Родителей может беспокоить тот факт, что соседский ребёнок в свои 7 месяцев уже спокойно ползает, а их даже не пытается. Не стоит сравнивать своего ребёнка с другими. У каждого собственная программа развития.

Продолжайте заниматься с малышом (гимнастика, провокация к движению за игрушкой). Это непременно приведёт к результату.

9 месяцев

В этом возрасте многие уже способны не только ползать, но и ходить, придерживаясь за опору. Причин, по которым малыш не ползает, может быть несколько:

  • нарушения в опорно-двигательном аппарате;
  • болезнь (общая слабость);
  • характер;
  • осложнения во время беременности;
  • индивидуальные особенности развития;
  • вес ребёнка.

Для того чтобы исключить проблему с опорно-двигательным аппаратом, следует обратиться к врачу — ортопеду. Специалист сможет правильно диагностировать заболевание, а также назначить комплекс мероприятий при данных проблемах.

В остальных случаях не стоит бить тревогу, хотя продолжать учить, конечно, следует.

Упражнения для развития навыка ползания у детей

Чтобы вовремя освоить ползание малышу требуется помощь родителей. С ним следует заниматься специальной гимнастикой, делать массажи.

Гимнастика для рук

Чтобы укрепить мускулы рук и спины малышу рекомендуют ежедневно делать гимнастику. Для ее выполнения следует выполнять такие действия:

  1. Ребенка улаживают на спину.
  2. Родитель берет кроху за ручки и начинает плавно поднимать их вверх, а затем опускать вниз. Далее следует разводить ручки в стороны, а потом сводить их вместе в области груди.
  3. Убедившись, что малыш крепко держится за большие пальцы взрослого, необходимо медленно приподнимать его тело за руки (не более, чем до угла 45 градусов) и так же медленно опускать.

Занятия на мяче

Часто специалисты советуют проводить занятия на специальном мяче – фитболе. Для этого младенца кладут животиком на мяч так, чтобы мама могла поддерживать его в районе подмышек.


Упражнения на фитболе

Далее следует плавно покачивать мяч вперед – назад. В это время кроха стремится выпрямить спинку, при этом активизируются мышцы спины. Такие упражнения не только способствуют развитию мускулатуры, но и благоприятно влияют на работу ЖКТ, в частности, облегчают колики.

Ежедневный массаж

Обычный массаж может выполнять любой взрослый в домашних условиях

При этом важно соблюдать такие рекомендации:

  1. Малыш во время проведения процедуры должен быть спокоен, сыт (спустя полчаса после кормления) и пребывать в хорошем настроении.
  2. Чтобы не поранить кроху, перед манипуляцией следует снять кольца и другие украшения с рук.
  3. Не следует сильно надавливать или мять кожу. Достаточно просто поглаживать нежное тельце.
  4. Массаж нужно выполнять 1 раз в день. Его длительность – от 5 до 10 минут.
  5. Если младенец капризничает или плачет, то процедуру следует прекратить.

Меры предосторожности

В процессе осваивания ползания дети становятся все более самостоятельными. Теперь они могут добираться до отдаленных уголков в доме

Поэтому важно обезопасить малыша, чтобы предотвратить возможные травмы. Для этого следует:

  1. Исключить контакт с опасными предметами. Для этого нужно убрать электропровода, острые предметы, ограничить доступ к розеткам и бьющимся предметам.
  2. Установить блокировку оконных ручек.
  3. Дверцы мебели по возможности заблокировать или связать их ручки.
  4. На острые углы мебели установить специальные накладки.
  5. Токсические вещества (моющие средства, стиральные порошки, медикаменты) нужно хранить в недоступном месте.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые  начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту.  Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении

В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

 В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем —  садиться; учить не стоять, а вставать.