Особенности моторного развития недоношенных деток

Сразу хочется отметить, что часто психика малышей восстанавливается намного быстрее моторики

Поэтому вопросу развития двигательной функции и координации стоит уделять повышенное внимание

  • С момента рождения до возраста 4,5-6 месяцев недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток.
  • В период с 4,5 месяцев до полугода скорость моторного развития немного увеличивается. Если подключить к процессу реабилитации специалистов, темпы развития могут догнать доношенных детей.
  • С 6 до 9 месяцев опять наблюдается снижение скорости развития недоношенных деток по сравнению с доношенными.
  • После 9 месяцев, в наиболее благоприятном случае, происходит выравнивание в моторном отставании. Передвижение и равновесие нормализуется к возрасту 13-18 месяцев. Наблюдается неловкость и неуклюжесть в движениях, однако это проходит к 42 месяцам или раньше, если проводить специальные занятия и реабилитацию.

Недоношенные детки догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, по речевому – к 2-м годам. Это приблизительные сроки – здесь все зависит от индивидуальных неврологических нарушений, которые появились в результате преждевременных родов.

Нетипичная картина

Наряду с типичной формой заболевания, описанной выше, встречаются и атипичные формы. Они имеют свои особенности, от которых зависит тяжесть заболевания.

  1. Zapella – форма синдрома с неярко выраженными признаками. Речь частично сохранена, умеренно выражен сколиоз, умственная отсталость средней степени тяжести. Физически развиваются нормально.
  2. Hanefeld – в клинической картине преобладает раннее развитие судорожных приступов. Часто они случаются даже до появления умственной деградации.
  3. Rolando – на первый план выходят признаки задержки психомоторного развития. Ребенок теряет возможность передвигаться, нарастает стереотипия движений, его беспокоят дыхательные нарушения.

Синдром Ретта – сложное генетическое заболевание. Прежде всего, его сопровождает полная умственная деградация и психоневрологические нарушения, влекущие за собой многочисленные патологии других систем организма.

К сожалению, в мире еще не существует способа кардинального искоренения болезни, хотя ученые ведут постоянные разработки в этом направлении.

Лечение синдрома сводится к трем основным направлениям. Медикаментозная терапия назначается для купирования судорожных припадков и стимуляции работы головного мозга.

Диетотерапия включает в себя контроль массы тела, употребление в пищу высококалорийных, витаминизированных продуктов.

Однако наибольшее внимание уделяется реабилитационным мероприятиям, направленным на укрепление опорно-двигательного аппарата и поддержание умственного, психомоторного развития

Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них

Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию

Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них. Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию

Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них

Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию.

Дети, рожденные от 24 недель

Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.

Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% – бронхолегочная дисплазия, у 5-8% – умственная отсталость, у 3-5% – гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.

Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.

Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:

  • Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
  • Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
  • Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.

Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.

Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.

Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.

С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.

Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения

Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста

Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.

Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового

И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание

Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Наши врачи

Тюкалова Наталья Рудольфовна
Врач-гематолог, педиатр, кандидат медицинских наук
Стаж 29 лет
Записаться на прием

Румянцева Оксана Владимировна
Врач – педиатр, детский гастроэнтеролог
Стаж 15 лет
Записаться на прием

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

  • Ротавирусная инфекция
  • Физическое развитие ребёнка

Развитие памяти

Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.

Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока)

Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка

Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.

Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.

Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента

1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций

При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать)

На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.

2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.

Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений

Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие – залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)

Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.