Пояснительная записка

Человечеством накоплен огромный «сказочный» опыт, но в условиях реализации ФГОС ДО материал, основанный на сказках, используется не в полной мере: нет четкого представления, как эффективнее и полнее использовать сказку и сказочные «продукты» в образовательном процессе.

Сказка и сказочные возможности

Вашему вниманию будет представлен опыт использования сказки и сказочных «продуктов» в образовательном процессе. Не первый год работаю по теме «Сказка и сказочные возможности». За это время был накоплен авторский материал: сказки, сказки – подсказки, присказки, заклички, зазывалки, ритуалы вхождения в сказку, словесные игры по русским народным сказкам, загадки, хороводные игры …Сказочный материал всегда доступен и легко применим в образовательном процессе.

Что я отношу к сказочным «продуктам»? Какие сказочные «продукты» были накоплены в процессе моей практической деятельности?

Сказочные «продукты»: присказки; ритуалы вхождения в сказку; сказочные считалочки; сказочные заклинания; словесные игры на основе сказок (русские народные сказки; авторские сказки) и на основе других произведений детских писателей; сказочные сюжеты в НОД; хороводные игры на сказочную тематику; подвижные игры и эстафеты по сказочным сюжетам; кроссворды по русским народным и авторским сказкам; загадки по русским народным сказкам; сказки – подсказки; мнемотаблицы по сказкам.

Подробнее остановлюсь на использовании в образовательной деятельности присказок, сказочных ритуалов или ритуалов вхождения в сказку. Ритуалы вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале педагогических мероприятий. Ритуалы вхождения в сказку можно использовать, как в НОД, так и в других познавательных, развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать и в конце мероприятий, в качестве рефлексии.

Материал можно использовать с любой дошкольной аудиторией (от 3 до 7 лет).

Ручеек

(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)

Ручеек, ручеек в сказку множество дорог. Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.

(В роли феи может выступать сам педагог.)

Только Фея нас коснется, Сразу в сказку путь начнется.

Царевна – Лягушка

Силой волшебной готова делиться, Надо лишь рукой коснуться. Царевны – Лягушки пальцем касаемся, В сказку отправляемся.

Ветерок

(Можно использовать настольный вентилятор.)

Ветер, ветер, ветерок, В страну сказок путь далек. Дуй сильнее ветерок, Чтоб попали в сказку в срок.

Ракушка

(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)

Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко, Как там море шумит, что о сказке говорит?

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).

Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).

Дорожка

(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)

Дорожка, дорожка, помоги немножко! Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.

Камень

(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)

Камень, камень, ты красивый, Обладаешь большой силой. Рукой камень мы потрем, Сразу в сказку попадем.

(Раскрутить указку на столе.)

Указка, указка, дай нам подсказку, Приди на подмогу – укажи дорогу!

(Бумажный самолетик.)

Самолетик, самолет отправляется в полет. Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.

Перышко

(Любое перышко, можно искусственное)

Ветер перышко принес И у нас к нему вопрос: – Если прямо мы пойдем, Сразу в сказку попадем?

Ход занятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Добрый день дети!у нас сегодня гости (заходит мальчик грязный,растрёпанный)Давайте поприветствуем нашего гостя!Его зовут Забияка (дети дружно здороваются)

ЗАБИЯКА: Фу какие вежливые!

Если в гости ты пришёл

Не здоровайся ни с кем

Слов “пожалуйста”,”спасибо”

Никому не говори

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай

и тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята скажите, разве так можно себя вести?Забияка как тебе не стыдно!Есть в русском языке хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это слово “здравствуйте!” или “добрый день!”, добрый вечер!”.Это слово не простое, в нём заключена волшебная сила!Вы сейчас не просто поздоровались, вы пожелали нашему гостю здоровья, быть сильным и крепким.

Ребята сегодня я хотела бы с вами поговорить о “волшебных” словах. А Забияка нас послушает!А кто знает, почему они называются “волшебными”(дети отвечают)В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение. Чтобы вырасти добрыми, отзывчивыми, вежливыми людьми вам необходимо чаще пользоваться “волшебными” словами.

“Волшебными” словами являются и слова благодарности: спасибо, благодарю вас.

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи “спасибо!”

Станет бабушка счастлива

Одна пословица гласит “кисель в буфете ешь, а спасибо где ж?”, “вежливости открываются все двери”. Ребята как вы понимаете эти пословицы (дети отвечают)

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть

Мы “пожалуйста” добавим

Будут все довольны нами

Слово “пожалуйста” мы произносим в ответ на “спасибо” и тогда, когда просим о чём-нибудь.

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори “простите”

Или лучше -“Извините”

Слова извинения:”извините”, “простите” тоже являются “волшебными словами”

ФИЗМИНУТКА

Если Вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнить вы хлопаете в ладоши, если мы это не делаем мы низко приседаем.

1. если ты случайно наступил кому-то на ногу, молча пройдёшь мимо сделав вид, что ничего не произошло.

2. Попросив карандаш у друга, ты вежливо добавишь “пожалуйста”

3. Случайно встретив знакомого, пройдёшь молча мимо

4. Если друг поделился с тобой яблоком, вежливо его поблагодаришь

Молодцы!Спасибо!

Есть ещё много волшебных слов, которых не нужно забывать говорить!

“Приятного аппетита!”

Блюдо первое налито

Супчик скушаем мы с вами,

Скажем все “спасибо” маме

“Спокойной ночи” говорим,

В кроватке глазки закрывая,

И поцелуй нам подарив

Обнимет мама нас родная

Если друг чихнуть готов

Вспомни фразу “будь здоров!”

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем “До свидания!”

Другу уходить пора

Скажем мы ему “Пока”

Ребята все так делают? Молодцы!

А теперь давайте попробуем обыграть различные ситуации, в которых необходимо использовать “волшебные” слова. А Забияка нам в этом поможет (из присуствующих детей выбирается ребёнок, для обыгрывания данной ситуации, Забияка играет роль второго ребёнка)

Ситуации:

1. Пробегая мимо случайно толкнул стоящего рядом человека.

2. Нужно попросить друга поиграть с его игрушкой.

3. Гуляя в парке встретил знакомого человека

4. В день рождение тебе подарили подарок.

После проигрывания ситуации детям предлагается поделиться эмоциями, ощущениями.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята вы заметили, как теплее и светлее становится на душе когда слышишь эти волшебные слова (дети отвечают)

Забияка ты понял как плохо быть не воспитанным человеком?

ЗАБИЯКА: Ребята!простите меня!Я впредь постараюсь не повторять таких ошибок!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята а сейчас помогите мне пожалуйста разгадать загадки, в них спрятаны “волшебные” слова

Встретив зайку, ёж-сосед, говорит ему. (привет)

А его сосед ушастый,отвечает:”ёжик,. (здравствуй)

К осьминошке камбала, в понедельник заплыла, а во вторник на прощанье, ей сказала. (до свиданье)

неуклюжий пёсик Костик, мышке наступил на хвостик, поругались бы они, но сказал он. (извини)

На по следок, я хотела бы вас ребята попросить. Не забывайте пожалуйста эти “волшебные” слова!Научите им своих младших сестёр и братишек, родных и близких, чтобы мир вокруг стал добрее и светлее!

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника

Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен

Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500. 
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

От лепета к лепетным словам

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. 

Шаг 1  

Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» – положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал)) 

Шаг 2
Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: “Кто пришел, кто это, позови маму”. Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами “Как Ваня упал? Бах!” Ориентировочный возраст – с года до полутора лет 

Шаг 3
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его “речевую продукцию” 

  1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 
  2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) 

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: 
ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га 

Шаг 4. 
Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов 
Слово звукоподражание: 

  • Барабан бам-бам-бам 
  • Упал бах, бабах 
  • Качаться, качели кач-кач 
  • Дождик кап-кап 
  • Гусь га-га-га 
  • лягушка ква-ква 
  • Дай, дать? дай 
  • Собака ав-ав 
  • Ворона кар-кар 
  • Спать а-а-а, бай-бай 

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. 
Шаг 3 и 4 – приблизительно в полтора года 

Шаг 5 
Появление слов взрослого лексикона: 

  • Бабака (собака) 
  • Титики (часики) 
  • Моти (смотри) 

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» 
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала) 
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. 

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»:
 
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит “Большая”, говорит “аяя” и все довольны, вместо слова “трактор”, говорит “такта”, или “тата” и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. 

Есть дети, которых я бы назвала максималистами “или все или ничего”. Похоже, что они думают так: 
“Я не умею говорить “большая”, и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию”. 

Что делать? Мы не можем попросить “скажи “аяя”, предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов

Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать “кусочек” взрослого слова. 
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. 

Почему так важно говорить детям позитивные слова?

Недавно я встретила цитату доктора и писателя, специализирующегося на развитии детей и детских травмах: 

Другими словами, эти позитивные послания детям не работают, если вы только думаете, но не произносите их. Вы должны говорить эти вещи вслух.

Я поняла, что пришла пора все изменить.

Потому что существуют очень наглядные результаты исследований, демонстрирующие, что когда дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей, это положительно влияет на всю их жизнь.

Дети любящих родителей не только хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой, они также становятся более счастливыми и менее тревожными взрослыми. Родительская теплота также влияет на психическое здоровье ребенка.

И тут подходит момент важного вопросы: когда вы заняты, у вас полно забот или вы просто разозлились, потому что наступили на ЛЕГО, как можно не забывать говорить позитивные вещи ребенку вслух и напоминать ему о своей безусловной любви? 

Список вежливых слов:

Приветствие при встрече и обращении

  1. Здравствуйте (здорово живете, здравия желаем)
  2. Доброе утро (добрый день, добрый вечер)
  3. Привет (приветствую, приветик, салют, хелло)

При разговоре по телефону

Здравствуйте
Доброе утро (добрый: день, вечер)
Привет
Имеете время поговорить?
Сейчас удобно вести беседу?
Благодарю
Тронута вниманием
До свидания (встречи)

Список для детей

  • здравствуйте;
  • с добрым утро, добрый день, добрый вечер;
  • извините, пожалуйста;
  • спасибо;
  • спокойной ночи;
  • до свидания;
  • пожалуйста;
  • позвольте;
  • разрешите спросить, узнать, поинтересоваться;
  • приятного аппетита;
  • позвольте помочь;
  • угощайтесь либо возьмите, пожалуйста;
  • приятно познакомиться.

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите, что это? (стебель от цветка и записка) Хотите узнать? «Дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сказки. В моем королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика- семицветика. Помогите найти их. Если вы согласны, тогда пройдите семь станций. Если вы все сделаете правильно, то соберете семь лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик- семицветик. С благодарностью король сказок.» Ребята, поможем королевству сказок?

Д: Да.

В: Куда мы отправимся сначала?

Д: В булочную.

В:Верно, для нас здесь задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

– Растает даже ледяная глыба от слова теплого «спасибо».

-Зеленеет старый пень, когда услышит «добрый день».

-Когда вас ругают за шалости вы говорите (простите, пожалуйста).

-Если друг попал в беду (помоги ему).

-Решай споры словами (а не кулаками).

Давайте никогда не забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Скажите, а как нужно говорить вежливые слова?

Д: говорить ласково, нежно, не громко, глядя в глаза друг другу и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становиться светлей.

(Находим лепесток с буквой Д)

«Всем, кто вежливым растет,

Мимо друга не пройдет

Даже в самой жуткой спешке

Здравствуй, он произнесет»

В: Куда же мы отправимся теперь?

Д: В сад к бабушке- волшебнице

В: Здесь мы поиграем в игру цветик- семицветик. Нужно загадать желание для всех детей.

(Находим лепесток с буквой О)

Куда следуем дальше?

Д: домой к девочке Жене.

В: Здесь, нам нужно выбрать хорошие поступки.

(воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ)

(Находят лепесток с буквой Б)

В: К какой станции мы держим путь?

Д: На северный полюс.

В: Ребята, вспомните, как девочка Женя замерзла на северном полюсе. Чтобы нам не замерзнуть предлагаю потанцевать (танцетерапия «Танец маленьких утят»)

Р: Что слаще всего?

Я спросил у ребят.

-Всласть выспаться

Сони, зевая, бубнят.

Сластены, зажмурясь, кричат

-Леденец,

Кишмиш называют,

Халву, наконец.

Но слаще халвы

И всего остального

Сердечное, доброе слово.

В: Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Сыграем в игру – «Ласковое слово». (воспитатель называет слова, дети говорят их ласково) Молодцы! Вам понравились ласковые слова? А где спрятан лепесток?

(Лепесток с буквой Р)

В: Следующая станция пустая, потому, что Женя в пустую потратила лепесток, чтобы вернуться с Северного полюса. Может следующий лепесток у гостей?

(Лепесток с буквой О)

В: Куда нам теперь?

Д: К игрушкам.

В: Здесь нам необходимо решить кроссворд.

(дети отгадывают слово «добро»)

Д: Одно добро-это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать- это музыка, нежные слова, задушевные стихи.

В: Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек – и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек»

(находят лепесток с буквой Т»

В: Ребята, кому может принадлежать эта бейсболка?

Д: Больному мальчику Вите.

В: Поиграем в игру «Скажи наоборот» (дети подбирают антонимы)

(находим лепесток с буквой А)

Слово Доброта.

В:Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово «Доброта». Как вы думаете, почему вы справились с заданиями?

Р: Доброта- вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым значит понимать

И близких и чужих.

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

И все-же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один.

Волшебные заклинания для игровых и тематических занятий с детьми

Отправиться с детьми в мир сказок или на необитаемый остров очень просто: взмах волшебной палочкой и чудо-заклинание вмиг перенесет в любое место, главное не забыть заветные слова, чтобы вернуться назад.

В сказку

Если дружно встать на ножки Топнуть, прыгнуть — не упасть То в страну веселых сказок Можно сразу же попасть Возвращение Если дружно встать на ножки Топнуть, прыгнуть — не упасть То легко ребята смогут Снова в детский сад попасть

На Луну

В мир волшебный и цветной Вы отправитесь со мной Только палочкой взмахну Всех отправлю на Луну Возвращение С миром красочным, волшебным Нам пора прощаться И с Луны в детский сад Вместе возвращаться

В сказочный мир

Если палочкой волшебной Я взмахну четыре раза В мире сказок непременно Мы окажемся все сразу Считаем: раз, два, три, четыре Вот мы и в сказочном мире. Возвращение Снова полочкой волшебной Я взмахну четыре раза В детский садик непременно Дети все вернутся сразу Считаем: раз, два, три, четыре

В гости к сказочным героям

Взмахом палочки волшебной Я чудесный мир открою Вместе мы перенесемся В гости к сказочным героям Возвращение Взмахом палочки волшебной Мир чудесный закрывается И герои сказок С нами попрощаются

На неизвестный остров

Мы на остров неизвестный Попадем в одно мгновенье Сделав к палочке волшебной Лишь одно прикосновение Возвращение Снова к палочке волшебной Вместе прикоснемся И опять в одно мгновенье В детский сад вернемся

Волшебный мир

Если мы глаза закроем И подсматривать не будем Мы волшебный мир откроем О котором не забудем Возвращение Снова мы глаза закроем И подсматривать не будем В детский садик мы вернемся Мир волшебный не забудем

Отправляемся на чудесный остров

Каждый ребенок мечтает оказаться хоть один раз на сказочном и таинственном острове, который будет со всех сторон окружен голубым бескрайним океаном. В этом заклинании все очень просто, для деток надо будет сделать несколько волшебных палочек, с помощью которых они станут практиковать магию.

  1. Надо взять в правую руку палочку и взмахивать ею слева направо, при этом говоря такие слова: «Если вместе и синхронно встать на ножечки, притопнуть, высоко прыгнуть и при этом не упасть. И палочкой волшебной взмахнуть, в страну необитаемого острова можно попасть. А там крокодилы, бегемоты и сказочные фруктовые деревья».
  2. Повторить текст еще 2 раза. С помощью волшебства детки быстро перенесутся в невидимый сказочный мир, где они смогут поплавать с дельфинами, с ними будет жить говорящая зебра, лев, жираф, бегемот и парочка слишком умных пингвинов.
  3. Чтобы вернуться с волшебного острова, снова используют волшебные палочки. Их надо взять уже в левую руку, взмахнуть ими справа налево, при этом сказав такие слова: «Если вместе дружно хлопнуть ладошками и точно также топнуть ножками, то сразу с острова прилетишь домой».

Вот в такое небольшое путешествие можно отправиться с помощью простого детского заклинания. Главное — сила воображения.

Черная магия

Если вы все-таки чувствуете в себе тягу ко тьме или у вас в роду были сильные колдуны, можете рискнуть и опробовать несложный ритуал для того, чтобы отомстить обидчику. При всей легкости он очень эффективен, поскольку основан именно на сосредоточении воли на одной единственной цели. Сама суть ритуала — пост. Каждый раз, когда вам захочется что-то съесть, отказывайтесь от лакомства в пользу воды, хлеба или яблока. Поститься таким образом надо 2 недели, начиная с новолуния. Окончание поста должно совпасть с 16 лунным днем — астрономическим полнолунием. В эту ночь начертите вокруг себя круг, откажитесь в очередной раз от еды и, выйдя из круга и пригубив воды, проговорите «Будь ты проклят, (ФИО) обидчика».

Заклинания и команды из сказок (для детского утреника, когму надо)

Сказочные заклинания и команды

«Сим-сим откройся» (Али Баба, арабская сказка)

«Сивка-бурка вещая каурка встань передо мной как лист перед травой»

«Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом»

«А ну, двое из ларца одинаковых с лица…» («Вовка в тридесятом царстве»)

Крибле-крабле- бумс! (Е. Шварц «Снежная Королева»)

«Горшочек, вари!», «горшочек, не вари!»

«По щучьему велению, по моему хотению…»(Емеля, русская народная сказка)

«Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг! Лишь коснёшься ты земли — быть по-моему вели!»(«Цветик-Семицветик» В. Катаева)

Крекс, пекс, фекс! (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка», скаазка)

«Красная девица! Влезь ко мне (корове) в одно ушко, а в другое вылезь – се будет сработано!»

«Спи глазок, спи другой!» «Хаврошечка»)

«Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту» («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная)

«Ивашечко, Ивашечко, мой сыночек! Приплынь, приплынь на бережочек; Я тебе есть и пить принесла» («Ивашко и ведьма», народная сказка)

Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, Из вымечка в копытечко, Из копытечка в сыру землю! («Семеро козлят»)

«Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»( «Маша и медведь»)

«Фи-фо-фам! Кто тут, кто там? Живой ли, мертвый выходи, пощады от меня не жди!» («Джек и бобовый стебель», англ. Народная сказка)

«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» ( «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» А.Пушкин)

«Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» )

«Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!» («Двенадцать месяцев», перевод С.Я. Маршака)

«Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч)

«Эники-беники, из метелки веники» («Новые приключения Маши и Вити»)

Из книг цикла о волшебнике Изумрудного города: 1. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, спорики, морики. Явитесь… 2. Берелья — турелья, буридакль — фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет 3. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма! Лети по свету как бешенный зверь! (Гингема) 4. Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики. Великий волшебник Гудвин вернет домой девочку, если она поможет трем существам… (Бастинда) 5. Убурру, курубурру, тандарра — адабарра, фарадон, гарабадон. Появись, над волшебной страной 6. Баррамба, маррамба шарики, варики, купорос, тафорос, барики, шарики! Грозный дух, Великий механик, удались в самые глубокие недра Земли и отдай нам свое сокровище (Элли)

7. Пикапу, трикапу, ботало, мотало (Виллина

>Сказочные заклинания

Защитите себя!

Как бы там ни было, заклинания защиты для начинающих знать надо в любом случае и использовать по мере возможности. Чтобы долго не вспоминать сложные тексты, в кризисной ситуации сквозь зубы бывает достаточно проговорить: «Позади меня — огненная река, впереди меня — дорога легка. Вокруг меня — железный тын. Зубы, язык, замок».

Или можете использовать другое защитное заклинание. Оно сложнее, но и действеннее. В полночь проговорите: «Выйду, перекрестясь, да за порог благословясь, из дверей дверьми из Пойду к Алатырю-камню. На камне том сидит дед, во сто рубашек железных одет. Дай мне, дед, рубашку свою на защиту, обереги от демона и демоницы, колдуна и колдуницы, от лихого, кривого, косого. Да будет так. Аминь». Теперь можете ложиться спать со спокойной душой.

Стимуляция лепета

Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами. 

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам. 

В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а, получились слоги ба-ба-ба. 

Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками. 

Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени. 

Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы. 

Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи

Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки. 

Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу

Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания. 

Развитие речи в игре

Пример игры, позволяющей стимулировать появление первых слов. 

Теремок 

Выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например, «Теремок» и играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить реплику, сделать жест или движение. 
В сказке – драматизации паузы обоснованы (зверь идет, затем пришел, потом стучит, потом по очереди выглядывают «жильцы» и т.д.) и потому не раздражают детей. 
Зверей должно быть немного, например, для начала три, а потом придет большой медведь и сломает теремок. 
Теремком может быть коробка из-под обуви с отверстиями, из которых выглядывают звери, а медведь ее опрокинет. 
Стоит коробка на длинном ребре дном к ребенку. Окна вырезаны не полностью и держатся на одной стороне, то есть их можно открывать и закрывать. Заходят звери сбоку и сразу появляются в окне. 
Комментируйте кратко, эмоционально, используйте звукоподражания и эмоциональные возгласы ( топ-топ, прыг-прыг, ква-ква, бах, ой-ой-ой) итд. 
Вначале все роли выполняет взрослый, но потом постепенно ребенок начинает участвовать в игре. Первые реплики или движения, которые вы ему поручаете, должны быть в его репертуаре, чтобы ребенок почувствовал успех.

Целительство

Какие еще есть заклинания белой магии для начинающих? Конечно, заговоры лечения. Их лучше использовать только в крайних случаях, поскольку целительство идет за счет вашей личной силы. Это значит, что отток сил будет идти до тех пор, пока человек не станет здоров. В свою очередь, это опасно переутомлением и истощением личного резерва. Защитные силы организма ослабевают, и велик шанс того, что вы возьмете на себя болезнь пациента. К относительно безвредным заклинаниям лечения можно отнести заговор на остановку крови. Он практически не имеет ритуальной части. Если человек порезался, представьте, что у вас в руке иголка из света и начинайте ею как бы зашивать рану, представляя, как кровь останавливается. Для усиления эффекта проговорите или прошепчите: «Кровь не водица, вот и прекращай литься». Сходной структурой обладают все заклинания для начинающих. Слова чаще всего говорятся полушепотом и в рифму.

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка

Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый. 
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
  • Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.