Учимся правильно выговаривать сложные буквы

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата. Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.

Название упражнения
Цель
Суть
Расслабим язычок
расслабление языка и улучшение произношения шипящих звуков
Положить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверх
укрепление мышц языка
Открыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами

Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языка
произношение буквы Ф
Улыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку

Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Ж
выговаривание Ш и Ж
Произнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы Ч
Произношение Ч
Языком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Парус
произношение буквы Р
Широко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горки
произношение буквы К
 На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Обогащение словарного запаса

В два года ребенок будет в состоянии формулировать простые предложение из 2-3 слов («Дай яблоко», «Играй со мной», «Моя машина»). Но уже через год фразы, которые произносит кроха, будут насчитывать около 4 слов. Также с грамматической точки зрения они будут гораздо более корректными, ведь именно в этот период ребенок начинает «чувствовать слово».

Еще одна отличительная черта — неимоверное количество вопросов, которые он задает: «Кто/Что это?». Возможно, они вскоре начнут сводить вас с ума, но проявите максимум терпения, помогите ребенку познакомиться с внешним миром, рассказывайте ему подробно и, главное, доступно о том, что его интересует.

Также большинство малышей в этом возрасте начинают понимать просьбы, состоящие из двух частей. Например: иди в комнату и принеси машинку. Но, конечно же, сделают они это или нет – совсем другая история.

Что делать для развития словарного запаса

Общаться с ребенком. Разговаривая с малышом, вы помогаете ему обогатить свой словарный запас и ознакомиться со структурой сложных предложений. Также это значительно развивает грамматические способности ребенка, и поэтому он становится гораздо увереннее, когда разговаривает с вами. Болтайте, когда вы за рулем, готовите, гуляете, выполняете вместе какие-нибудь задания. Исследования показывают, что общение с ребенком во время выполнения домашних обязанностей в разы увеличивают их словарный запас и речевые способности.

Задавать открытые вопросы — те, на которые малыш не может ответить «да» или «нет». Это поможет ребенку обрести свое мнение, а также у него будет возможность высказать свои идеи по каждому отдельно взятому вопросу. Например, если вы увидели муравьев, скажите: «Ух ты, какие насекомые! Как ты думаешь, куда они идут?». Это открывает перед карапузом двери в мир фантазии и позволяет проявить свои творческие способности.

Отмечать число, размер, форму и цвета вещей, которые вас окружают

Например, если вы находитесь в супермаркете и покупаете яблоки, то обратите внимание малыша на то, что это фрукт среднего размера, но существуют фрукты и большие (покажите на арбуз), и маленькие (виноград).

Рифмовать, петь, рассказывать стихи своему сыну или дочери. Это станет интересным развлечением для малыша, а также поспособствует развитию речи.

Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Как помочь развитию речи детейраннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка

Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д

— мир так богат для тренировки чувства осязания!
Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
Зрение
Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание)
Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги)

Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками

Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

Развитие ребенка в 2 года

Возраст от полутора до 3 лет − активный и благоприятный период для освоения речи

Формируются психологические процессы: память, внимание, мышление в совокупности с процессом говорения. Благодаря увеличению словарного запаса слов ребенку проще общаться со взрослым, познавать окружающий мир

Двухгодовалый малыш с удовольствием смотрит мультфильмы, слушает сказки, способен осмыслить их содержание. Внимание становится устойчивее, совершенствуется память и восприятие. Ребенок способен перечислять предметы, находящиеся вокруг, устанавливать простые связи между ними, проводить сравнение.

Родители должны активно помогать двухлетнему ребенку в освоении речи, заниматься с помощью игровой деятельности. Второй год отличается активной игрой, когда малыша легко заинтересовать яркими картинками, предметами, вовлечь в совместную деятельность. Малыш на 3-м году жизни способен высказывать критические замечания в адрес взрослых и себя, внимательно слушать, повторять за родителями слова, складывать их в предложения. От 2,5 до 3 лет словарь крохи увеличивается в 3 раза, что стимулирует улучшение качества речи. Ребенок объединяет предметы (куклы, мячи, машинки – игрушки; морковка, каша, пюре − еда).

Несмотря на расширение словарного запаса, родители должны понимать, четкость произношения достигается не сразу, что связано с возрастными особенностями. Ребенок хорошо произносит простые слова «мама», «каша», «папа», «деда», «дай», «нога». Конструкции сложнее даются непросто, но малыш старается их произносить по-своему: «здравствуй», «хорошо», «пожалуйста», «нельзя», «банан», «кошка», «собака». В 2 года малышу тяжело произносить отдельные звуки: ф, с, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, й.

Важно в данный возрастной период ситуативно-деловое общение мамы и ребенка. Совместные игры, мытье рук, уборка, прием пищи, прогулка помогают осваивать речь, если родители проговаривают каждый этап, предметы, с помощью которых выполняется действие

Малыш активно копирует, подражает взрослому в быту, что позволяет сформировать у крохи понятия:

  • Пространства.
  • Объема.
  • Цвета.
  • Времени.
  • Эмоций.

Двухлетний ребенок, по мнению психологов, неврологов и логопедов, должен:

  • Иметь словарный запас слов в 100-300 слов.
  • Правильно указывать на картинку с предметом, животным, природным явлением.
  • Строить простые предложения из 2-3 слов.
  • Называть части предметов, определять категории окружающих вещей.
  • Активно использовать в речи местоимения «мы», «я», «ты», «он».
  • Использовать в предложениях предлоги.
  • Ставить вопросы.
  • Интонационно высказываться, проявлять эмоции при говорении.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик

Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.

Гуление

Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?

Первым делом разберемся с вопросом «Зачем?» Психологи утверждают, что таким образом мозг ребенка начинает формировать стойкие нейронные связи, которые очень важны при обучении речи. Поверим на слово светилам педиатрии и займемся делом.

Возьмите горох или фасоль, насыпьте в миску и на глазах ребенка поместите туда его небольшие игрушки, яркие шарики или кубики. Затем вместе с малышом найдите эти предметы. Через некоторое время он сам будет проделывать такую манипуляцию. Сколько времени ему на это понадобиться – сугубо индивидуально.

Такой прием позволяет не только развивать речь, непременно называя извлеченный предмет. Горошинки мягко массажирую пальчики, в которых находится большое количество нервных окончаний. Это подготовительный этап для более сложных действий.

С ребятишками в возрасте от года и до 15-18 месяцев уже целесообразно играть в другие игры, и эту при желании можно оставить.

  1. Работа с бумагой. Научить ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще.
  2. Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки.
  3. Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней.
  4. Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы.

Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам

И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать

Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — “Что как звучит?” (Ozon, My-shop, KoroBoom) и “Кто что делает?” (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

10 советов для родителей

Правильной организации процесса развития речи годовалых малышей помогут несложные правила:

  1. Учитывайте, что даже игра сейчас утомит ребенка, если будет длиться более 10 минут. Поэтому не «заговаривайте» его дольше, не проводите пальчиковые или артикуляционные игры больше 5 – 7 минут.
  2. Развивайте способности малыша последовательно. Пусть он сначала научится говорить открытые и закрытые слоги, а только затем – состоящие из них слова. Сначала учим понимать, что такое предмет и действие, затем – называть их, и лишь после – составлять из этих слов предложения.
  3. Упражнения для развития речи подбирайте так, чтобы они подходили конкретному ребенку. Ведь то, что одному легко далось в год, другому может не даваться и в полтора. Если игра окажется непосильной для малыша, он потеряет к ней интерес, начнет противиться подобным занятиям.
  4. Учите кроху выражать эмоции при помощи междометий: ай, эх, ой, ух, ого. Это интуитивно помогает ребенку усвоить эмоциональную функцию речи.
  5. Помогите ему освоить регулировку силы голоса. Можно петь, перекликаться, окликать друг друга во время игры в прятки, или просто находясь с ребенком в разных комнатах.
  6. Называйте предметы, только когда ребенок видит их непосредственно, ведь мышление у деток от 1 года до 3 лет – наглядно-действенное. Кормите кроху – называйте продукты и посуду, купаете – называйте ванные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Учите ребенка называть и понимать действия: его одевают – это называется «гулять», укладывают в кроватку – это значит «спать».
  7. Чаще позволяйте малышу играть со старшими детками. При таком общении старшенькие провоцируют младшеньких выражать свои желания доступными способами, подают пример для подражания. Особенно эффективно такое общение во время совместных игр.
  8. Приобретите или сделайте домашний кукольный театр. Играя с персонажами, детки активно развивают речь, учатся сочинять свои истории. Они появятся не сразу и будут совсем примитивными, но всему свое время.
  9. Прогуливаясь с малышом, не просто называйте предметы, а развивайте вокруг них простые сюжеты. То есть, не просто «собачка», а «собачка гонится за бабочкой и лает».
  10. Разыгрывайте с игрушками увиденные в жизни сюжеты. Например, вы видели, как девочка кормит на площади голубей. Проиграйте эту ситуацию с куклой. Увидели, как грузовик выгружает кирпичи – сделайте то же самое дома с кубиками.

Ход игры: Предложить детям новую игру.

Мы ногами топ-топ

(топаем, высоко поднимая ноги)

А в ладоши хлоп-хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

(руки на пояс, кружимся).

Подвижные игры.

Делаем зарядку!

Цель: развитие подражания движений; развитие понимания речи. Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть, выполняет определенные действия; комментируя их следующими словами

– Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

Руки вверх!

Руки в стороны

Теперь походим топ-топ!

Руки вперед!

Похлопаем в ладошки!

Руки на пояс!

Присели!

Стоим!

Попрыгаем – прыг-скок!

Игры с игрушками и предметами детей, игры с кубиками.

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий, конструирование.

Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигурки из детских строительных наборов.

Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики. Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков.

Лучше обучать разным играм поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т. д.

Игры с мячами

Направление: Попади в корзину, мяч с горки! Мяч в ворота и т. д.

Тоннели и мосты

Игра с куклами

Деловое общение детей со взрослыми

– Это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Обучать детей выражать свои мысли доступным ему способом, предложить выбор из нескольких вариантов. Наводящие вопросы.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка аппликация).

Игры по развитию органов слуха: послушаем звуки, кто кричит? Звуки дома.

Найди такую же коробочку и т. д.

Игры для развития речевого слуха.

Кто там? Кто позвал? Найди картинку, найди игрушку.

Развитие дыхания

Например: Лети, бабочка, ветерок, вертушки, плыви, кораблик, мыльные пузыри, свистульки.

Значение развития движения рук и мелкой моторики пальцев.

Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.

Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, которые доказывали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон, и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Развитиедвижения рук включает:

– развитие хватания

– развитие соотносящих действий (пирамидки, матрешки, вкладыши)

– подражание движениям рук

– развитие движений кистей и пальцев рук

В ходе проведения специальных игр укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Игры и упражнения для развития ручной моторики.

– массаж рук

– разминать тесто, пластилин

– мять бумагу

– рвать бумагу

– нанизывать кольца (шарики на стержень)

– сортировать мелкие предметы

– опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

– использовать разнообразные конструкторы

– использовать мозаику

– нанизывать бусинки на шнурок

– шнуровать

– завязывать и развязывать узелки, бантики

– расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, молнии

– отстегивать и пристегивать прищепки

– выкладывают фигуры из палочек и т. д.

Детям необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации.

Как игрушки могут помочь ребенку заговорить?

В обучении маленького человека большую роль играют игры и игрушки. На развитие речи работают все игрушки, если ребенок играет не один, а со взрослыми. Любые манипуляции с пирамидкой, машинкой, бизибордом, сопровождаются комментариями.

Использовать мелкие предметы для развития моторики в раннем возрасте нельзя, но можно воспользоваться крупным «Лего». Ребенок, соединяя, разъединяя детали и комментируя свои действия, будет работать над моторикой и речью.

Сюжетные игры, во время которых малыш разговаривает с игрушками, укладывая их спать, катая на автомобиле, формируют связную речь.

Интерактивные говорящие игрушки способствуют речевому развитию, но живое общение детей с родителями нельзя заменить ничем.

Здесь можно почитать, как использовать методику М. Монтессори в работе по развитию речи у ребёнка.

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).