Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Книги по скорочтению для детей

Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:

  1. Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше.

Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.

Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.

  1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей. Книга-тренинг для родителей.

Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, например в 3 классе, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.

Автор методики советует заниматься ежедневно по 1 часу. В этом случае видимый результат появится через 10 дней.

  1. Ахмадуллин Ш. Обучение детей скорочтению.

Это комплект пособий для учителей и родителей. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.

4. Пчелинцева Ю. Методика “Словолодочки”

Данное пособие предназначено для обучения детей до 8 лет чтению.

Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей и помощи тренажёров, дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Упражнения для развития навыка скорочтения

Скорочтение состоит из ряда занятий и упражнений, направленных на различные сферы, от расширения угла зрения до улучшения памяти, способность концентрировать внимание на одном предмете, в данном случае – чтении книги

Метод зеленой точки

Набюдение за точкой происходит аутогенно. Для этого упражнения нужен особый настрой

Оно развивает внимание, силу воли. Упражнение происходит таким образом:

  • На листе бумаги, в центре, рисуется небольшая точка зеленого цвета.
  • Нужно сесть удобно на стул, держа ровно спину.
  • Нужно смотреть строго на точку и сосредоточиться только на ней.
  • Расстояние от глаз до листа бумаги не должно быть больше 30 см.

Во время занятия нельзя думать о посторонних вещах, а полностью сосредоточиться только на точке. Проводится это упражнение в течении 3 месяцев по 10 минут каждый день.

Тренируем тарабарщину

Упражнение заключается в тарабарском чтении, то есть наоборот – справа налево

Так развивается образное мышление, внимание. На начальных фазах, хорошо подойдут палиндромы, (нажал кабан на баклажан), после этого можно переходить на обычный текст

Читаем вверх ногами

Книга читается в перевернутом виде. Это упражнение повышает скорость чтения. Вначале нужно прочитать один или несколько абзацев в таком виде, постепенно читается вся страница текста.

После того как прочитали страницу наоборот, следует перевернуть в нормальный вид и прочитать заново.

Метод тик так

При чтении взгляд падает на начало строки и ее конец, остальное содержимое строки додумывается самим читающим, а после сравнивается с исходников.

Читаем по диагонали

Читающий должен взглядом идти по диагонали текста. Двигать глаза в разные стороны строго запрещается. Глаз будет видеть только некоторые слова, но постепенно объём увиденного будет расширяться. Это метод помогает выделять из текста основные фразы и смысловое значение и пропускать ненужную информацию. Читать следует с левого верзнего угла и переходит в правый нижний.

Со временем, можно поняться смысл написанного, просто окинув текст глазами. Нужно отмечать сдвиги и успехи в учебе. Для наглядности, над рабочем столом школьника можно повесить календарь или таблицу, в которой будут отмечена такие «знаменательные даты». Это повышает мотивацию, давая стимул для дальнейших занятий.

Что тормозит чтение

Попытки научить своего ребенка быстро читать, могут столкнуться с рядом трудностей. Основными из них являются:

  • Артикуляция. Проговаривание прочитанное про себя. Это явление применимо и к большинству взрослых людей. Они поступают таким же образом. Этот эффект — привычка, от которой сложно избавиться.
  • Глаз не имеет достаточный угол обзора. Человек видит только ту область, куда падает его глаз и небольшую область вокруг.
  • Регрессия. Это популярный недостаток, влияющий на скорость чтения.

Все методики скорочтения, снижаю влияние этих факторов, ведет к увеличению скорости чтения.

Ограниченное поле зрения

Широкий угол зрения сокращает поиск нужной фрагмента в тексте. Назывется этот угол полем зрения, которое можно расширить специальными упражнениями – таблицы Шульте

Работы сними способна развить параллельное внимание – символы, которые находятся в поле зрения, понимаются читающим одновременно, а пересчитываются при этом последовательно

Главное при этом смотреть в центр таблицы, а видеть цифры, расположенные по ее краям. При регулярных занятиях, увеличивается скорость чтения, за счет развития периферийного зрения, то есть человек видит больше текста. Маленький угол дает возможность видеть только один фрагмент страницы текста.

Методики скорочтения

Существует огромное
количество методик, обучающим скорочтению. Вниманию читателей предлагаются
только самые распространенные из них.

По вальдорфской школе

Детям рекомендуется
начинать обучаться скорочтению с 10-летнего возраста. Объясняется это тем, что
учащиеся начальной школы способны воспринимать информацию, произносимую в
обычном темпе речи. Со временем школьники совершенствуют эту способность и
начинают воспринимать более быструю речь. Соответственно, техника чтения тоже
ускоряется.

По этой причине педагоги
вальдорфской школы сделали вывод, что не стоит силой заставлять детей
дошкольников и учащихся начальных классов овладевать навыками скорочтения.
Следует заняться этим тогда, когда ребенок повзрослеет

Пока этого не
произошло, будет полезным заниматься с детьми специальными упражнениями,
развивающими внимание, память, артикуляцию. Это подготовит к более успешному
процессу обучения скорочтению в более позднем возрасте

Методика Зайцева

Эта методика основывается
на кубиках Зайцева. И предлагается детям уже с двухлетнего возраста в игровой
манере начать осваивать правильную технику чтения. Буквы больших размеров
нанесены на кубики разных цветов. В кубиках есть разные наполнители, издающие
различные звуки при их движении. Дети быстро и надежно запоминают звуки, буквы
и слоги. Эта методика также показывает отличные результаты в работе с детьми с
особенностями развития.

По статистическим данным
дети начинают читать:

В 2-4 года через 6 месяцев занятий.

В возрасте от 4 лет — через 16 занятий.

С 6 лет — уже через 6 занятий.

Монтессори

При этой методике
создается такая среда, когда дети развиваются с минимальным вмешательством
взрослого, но под его контролем. Малыши сами выбирают себе упражнения и
продолжительность занятий. При этом уроки происходят в особом пространстве,
отвечающем сразу за все стороны развития ребенка:

практика;

сенсорика;

математика;

естествознание;

развитие речи.

Скорочтение Андреева

Упражнения по данной
методике позволяют:

повысить скорость чтения более чем в 5 раз;

лучше понимать прочитанный материал;

сохранять приобретенную информацию в памяти;

улучшить способность концентрировать внимание;

сделать обучающий процесс интересным.

В основе метода лежат
постоянные тренировки. Ученик перестает читать слова и начинает воспринимать их
как картинки. Благодаря этому быстро и эффективно увеличивается словарный
запас. После прохождения такой методики, дети начинают читать книги в несколько
раз больше, чем их ровесники.

Методика Лысенко

Разработчик этой
программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем. Методика
содержит в себе четыре курса из таблицы умножения, азбуки, овладения красивым
почерком, чтения без слогов. После обучения ученики смогут хорошо писать,
читать, складывать цифры.

Методика Домана

Система представляет собой набор физических и интеллектуальных упражнений и тренажеров. Доман поддерживает теорию о связи физического развития и умственного. Если заниматься упражнениями с малышом, взрослые одновременно будут стимулировать все аспекты его развития.

Таблицы Горбова-Шульте

С помощью таблицы
тестируется способность переключения внимания. Метод часто применяют психологи
для того, чтобы оценить концентрацию внимания. Таблица, состоящая из
черно-красных ячеек, используется для занятий, увеличивающих угол зрительного
восприятия информации.

Что предложить почитать детям

Малышам, которые только научились читать, скучно изо дня в день проговаривать ничего не значащие слоги. Если ребенок знает уже несколько букв, нужно предлагать ему составленные из них слова, так гораздо интереснее.

Когда детки научатся складывать слоги, им дают коротенькие интересные тексты. Это необязательно сказки. Есть прекрасные познавательные и поучительные рассказы Осеевой, Драгунского, Бианки и других детских писателей.

Ребенок со скоростью чтения 80 и более слов в минуту уже способен за один раз прочитать 1-2 печатных страницы. Читает, как ему удобно, вслух или про себя.

Если школьник прочитывает 120 слов в минуту, можно сказать, что это уже быстро, но далеко не предел. Таким детям, помимо обязательной, разрешают предпочтительную литературу. Главное, что выбор этой литературы должны сделать они сами. Если интересен жанр фэнтези, не стоит отговаривать и навязывать классику.

В школе предъявляют достаточно строгие требования, и уже в 5 классе на урок литературы необходимо прочитать до десятка страниц текста, который не всегда оказывается интересен. Даже если ребенок и прочитает все заданное, то чаще всего не запоминает сюжет и не может его пересказать. Здесь необходима помощь родителей. Нужно читать вместе: он одну страницу, мама – другую вслух. После этого следует объяснить непонятные моменты и слова, возможно, после разбора, произведение не покажется таким уж скучным.

Как повысить скорость чтения

Высокая скорость чтения теряет свою ценность, если дети не понимают и не усваивают прочитанное. При развитии навыка скорочтения задача не просто научить ребенка читать быстро, но и запоминать информацию, логично и связно ее воспроизводить, уметь выделять главное и отвечать на вопросы по тексту.

Для развития навыков с ребенком следует заниматься регулярно, занятия должны быть строго структурированы, методика хорошо изучена и усвоена для начала самим взрослым

Особое внимание обращают на следующие моменты:

Развитие предугадывания текста (антиципации). Когда читает взрослый человек, он предугадывает слова, следующие друг за другом. Прочитывая первый слог, он уже понимает все слово. Ребенок же читает именно слоги, все силы его направлены на соединение звуков, поэтому чаще всего он затрудняется даже назвать слово, которое только что прочитал.

Развитие памяти и внимания. Много сил нужно потратить на формирование интеллектуальной составляющей

Важно ускорить мыслительные процессы, чтобы мысли «опережали» напечатанные слова.
Формирование интереса к чтению. Для этого родители сами должны любить чтение

Если ребенок не видит взрослых с книгой, взяться за нее самому желание у него вряд ли возникнет. Нужно читать при ребенке, ребенку и вместе с ним. Выбирают книги, которые будут интересны школьнику: сначала это сказки, потом – приключенческая литература и книги о животных, постепенно прививается любовь к классической литературе.
Полноценное физическое развитие и развитие мелкой моторики. Доказано, что от моторики зависит речь малыша. Занятий очень много, и практически все они будут интересны. Можно перебирать мелкие бусины и нанизывать их на нитку, лепить из пластилина, собирать мозаику и пазлы, девочкам – шить, вязать и вышивать, мальчикам – заниматься с конструктором или робототехникой.

Некоторые родители заставляют прочитывать по несколько страниц в день для того, чтобы выработать навык быстрого чтения. Это действительно работает. Чем больше ребенок читает, тем шире его словарный запас, развивается так называемое интуитивное чтение. Но работает это только с детьми, которые хотят и любят читать. Если ребенок не вникает в смысл, не пытается узнать значение новых слов, он не просто не научится быстро читать, но даже не запомнит то, о чем только что прочитал.

Педагоги советуют не предъявлять определенных требований и не давать нормативов при прочтении книг. Школьник должен читать столько, сколько он того захочет. А вот вызвать интерес и пробудить желание – это уже задача родителей. Не последнюю роль здесь играет выбор литературы.

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Методики развития быстрого чтения

В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись.

Разминка

Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.

1) Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;

2) Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;

3) Вдохнуть и выдохнуть порциями.

Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)

Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок.

М:

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

Тихо и умеренно:

Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.

Громко и быстро:

Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.

Выдыхая:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Упражнения для быстрого чтения

Чтение на время

В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.

Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.

Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.

Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе. Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может

Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.

После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.

Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.

Только теперь помогите своему ребенку!

Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.

Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.

Примеры:

1) «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;

2) «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;

3) «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;

4) «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.

Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.

Ролевое чтение

С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.

Соединение частей слова

Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.

Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.

Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.

Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.

Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.

Тренировки в 8-9 лет

Развитие скорочтения следует продолжить и во втором-третьем классах, предложив ребенку выполнять различные упражнения. Даже те специалисты, которые выступают против ранних занятий скорочтением, отмечают, что отдельные элементы будут полезны в 8-9 лет.

Таблицы Шульте – это очень хороший тренажер не только для скорости чтения, но и для внимательности, регулярные занятия по ним помогают расширить угол зрения (улучшить периферийное зрение). Заниматься с ними можно в возрасте 8-9 лет. Этот тренажер представляет собой таблицу с большим числом ячеек, в каждую из которых в случайном порядке вписаны данные – это могут быть цифры, буквы. Задача обучающегося – найти их по порядку (например, буквы от А до Я) за определенный промежуток времени, используя периферийное зрение. Проговаривать вслух найденные числа или буквы нельзя, работает только взгляд.

Взгляд не должен бегать по клеткам таблицы, а должен быть сосредоточен в центральной ее части, только в этом случае задание считается выполненным верно. Сначала это будет получаться с трудом, но после регулярных тренировок результат будет заметен.

При занятиях над увеличением скорости осмысленного чтения полезны будут и такие упражнения:

  • выразительное чтение знакомого текста с постепенным переходом на неизвестный фрагмент;
  • попытка чтения в темпе скороговорок.

В этом возрасте для развития памяти, внимательности, способности размышлять следует активно включать в занятия упражнения для детей, направленные на исправление ошибок. Приведем несколько примеров.

  • Взрослый читает текст вслух, специально допускает ошибку в каком-либо слове. Задача ребенка – внимательно слушать, обнаружить ошибку и сообщить об этом после прослушивания фрагмента. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество ошибок.
  • Родитель составляет несколько предложений, причем сознательно допускает в них ошибку. Например, делает карточки со словами «Кошка» «окне» «на» «лежит» и раскладывает их в таком же порядке. Задача ребенка – разложить их правильно, чтобы получилось предложение «Кошка лежит на окне».
  • Мама или папа составляет и оформляет небольшой текст, в котором пропущены гласные буквы. Сначала их может быть немного, со временем число пропусков увеличивается. Задача ребенка – понять, каких именно гласных не хватает, и вставить их. Это упражнение постепенно можно видоизменить, пропуская в словах целые слоги, потом – слова и словосочетания, оно помогает развивать мышление и догадливость.

В возрасте 8-9 лет заниматься рекомендуется ежедневно по 40-60 минут, от родителя требуется хвалить ребенка даже за незначительные успехи, что будет стимулировать его к дальнейшим стараниям.

Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях

Несмотря на прогресс и желание родителей научить малыша всему практически с пеленок, педагоги твердят о том, что читать необходимо учить по достижению 5 лет, такой возраст лучше всего подходит для этого занятия. Но не надо паниковать, если вашему ребенку уже 6 лет, а он еще не читает энциклопедию: это нормально, и у вас еще есть время научить его всему необходимому.

Выбор букваря и методики

При выборе книги родителям следует обратить внимание не только на наличие ярких картинок, но также и на содержание. Типичная азбука, где к каждой букве подходит картинка-слово признана неэффективной многими педагогами, поскольку она путает ребенка и его восприятие букв

Лучше всего выбирать специальные книги, содержащие методическое развитие навыков чтения, произношения, с умеренным количеством картинок, которые позволят детям не заскучать в процессе, но и не будут их слишком отвлекать.


Лучшими вариантами можно назвать буквари Н.С.Жуковой, Н.В.Нищева, Е.Бахтиной.

Самыми популярными на сегодня являются три методики:

  1. Глена Домана, основана на запоминании слов, которые написаны на специально изготовленных для этой цели карточках. Доман утверждает, что ребенок способен навсегда запомнить слова и в дальнейшем сможет самостоятельно интуитивно выводить правила чтения.

  2. Николая Зайцева, использует обучение слогам и их составление в слова. Данная методика применяется в основном с использованием кубиков, которые были разработаны автором и дают возможность учить малыша во время игры с ними.

  3. Николая Буракова, она подобна методике Зайцева и основана на обучении слогам и их составлении, но имеет свои технологии, которые состоят из маленьких шагов, делающих процесс обучения легким и доступным.

Родители должны сами определить, какой вариант подходит для их малыша и, выбрав методику, строго следовать ей, не отвлекаясь на прочие варианты.

В каком порядке нужно учить буквы

На начальном этапе обучения важно не делать глобальной ошибки и не начинать объяснять малышу разницу между буквами и звуками, ведь таким образом он запутается и не будет знать, что и когда правильно использовать. Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Педагоги рекомендуют придерживаться следующей последовательности при изучении:

  • твердые гласные, с выучиванием их звучания и возможности протягивать звуки: А, О, У, Э, Ы;
  • согласные, твердые звонкие, их легче выговаривать: М, Л;
  • глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Д, Т;
  • остальные буквы в произвольном порядке.

Очень важно соблюдать правило «одна буква – одно занятие» плюс повторение ранее пройденного материала, таким образом малыш не будет перегружен информацией и сможет эффективно ее усвоить

Правила произношения

Важно учить детей качественно и помогать им произносить звуки, слоги и слова правильно сразу. Не стоит допускать типичную ошибку, позволяя выговаривать так, как у них получается и надеяться, что в будущем они сами исправят свое произношение – чуда не произойдет

Прислушивайтесь к ребенку и помогайте ему, очень важно четко и верно произносить первые слоги слов, не глотая их. Также следует сразу приучать делать паузы между словами во время чтения, что в дальнейшем поможет им работать с предложениями

Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?

Для того, чтобы успешно пройти путь от букв к слогам, потребуется совсем немного времени, но главное – это правильно организовать занятия и придерживаться четкой схемы образовательного процесса:

  • изучение гласных;
  • добавление одной согласной и формирование слогов с ней;
  • использование слогов для построения коротких и понятных слов, лучше в игровой форме и на ассоциации с применением картинок, таблиц;
  • повторение и закрепление пройденного материала.

Обратите внимание!Важна систематичность в подходе и работе с ребенком, достаточно проводить 3-4 занятия в неделю длительностью по 10-15 минут и за 1,5-2 месяца он освоит чтение по слогам без проблем.

Причины плохой техники чтения

Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.

Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов. Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном

Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.

Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.

Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.