Кормление новорожденных в первые дни жизни

В первые дни жизни новорожденного следует как можно чаще прикладывать к груди для того, что бы он «насосал» для себя больше молозива и молока. Приложить к груди ребенка желательно сразу же после рождения. Даже нескольких капель молозива, попавших ему в ротик в первые минуты жизни, будет достаточно, чтобы защитить его от микробов и бактерий, атакующих кожные покровы и слизистые оболочки младенца после его появления на свет. Молозиво вырабатывают грудные железы все последние месяцы беременности и первые дни после рождения ребенка. Оно содержит достаточно иммунных веществ, защищающих малыша от микробов, с которыми он сталкивается сразу после рождения.
В первые дни жизни новорожденного происходит снижение массы тела. Желудок младенца пока слишком мал и ребенок вполне наедается молозивом.
После налаживания кормления (при достаточном количества молока у матери) младенец начинает набирать вес. Количество мочеиспусканий в норме должно быть 10-20 раз в сутки, а стул может быть до 10 раз. Размер стула приблизительно равен кругу, который получится, если соединить большой и указательный палец (жест «О`кей»). Все это является гарантией того, что малыш потребляет молока достаточно для того, чтобы расти и развиваться. Со временем выход кала будет происходить реже, а объем стула ребенка увеличится, но к той поре появятся другие способы определить, что малыш в порядке и ему хватает молока. Чем чаще прикладывать младенца к груди, тем больше молока выработается у мамы.

Какого цвета бывают глаза у новорождённых

Видимая окраска роговицы в первую очередь определяется содержанием в ней меланина. Это пигмент, окрашивающий кожные покровы и волосы людей в тёмный цвет. Именно поэтому дети европеоидной расы часто рождаются с голубыми, серыми, зелёными или синими глазами. Эти оттенки получаются при малом количестве пигмента. Со временем цвет может измениться или остаться таким же, как при рождении.

Радужная оболочка играет большую роль для зрительного аппарата, но её цвет на зрение не влияет

Глаза у новорождённых могут быть следующих оттенков:

  • Голубые. Наиболее распространённые среди детей европейцев. Такой цвет возникает, когда меланин практически отсутствует. Имеют свойство изменяться несколько раз в течение первого года жизни, а иногда и позже. У альбиносов чаще всего голубой оттенок сохраняется на протяжении всей жизни.
  • Синие. Более насыщенный цвет по сравнению с голубым, встречается реже. Определяется свойством отражать синие световые лучи. Чаще всего такие глаза встречаются у жителей северных регионов.
  • Карие. С научной точки зрения, кареглазость является доминантным признаком. Поэтому этот цвет более распространён среди многих народов мира.
  • Чёрные. У новорождённого ребёнка встречаются довольно редко. Такая окраска радужки характерна для негроидов и монголоидов. При этом строение оболочки глаза почти ничем не отличается от обладателей коричневых оттенков.
  • Зелёные. Насыщенный цвет — большая редкость. Зелёные оттенки обусловлены присутствием дополнительного пигмента — липофусцина. Чаще всего глаза имеют не чисто зелёный, а оливковый, болотный, каре-зелёный цвет. Глаза у ребёнка со временем могут потемнеть, приобретая более коричневый оттенок. Но присутствие липофусцина от рождения с большой вероятностью говорит о том, что он с возрастом не исчезнет.
  • Серые. Это наиболее близкий оттенок к голубому. Такая расцветка получается, если присутствует небольшое количество меланина и других пигментных веществ.
  • Тёмно-серые. По сравнению с серыми предполагают большее количество меланина. У взрослых людей довольно распространены, а у младенцев встречаются редко. Глаза могут изменить цвет в сторону коричневого или остаться неизменными.
  • Жёлтые. Встречаются очень редко. Обычно такой оттенок называют янтарным. Чаще можно увидеть жёлто-коричневый цвет. Подобная окраска получается при сочетании меланина с липофусцином (зелёным пигментом).
  • Красные. Цвет говорит о полном отсутствии меланина в организме человека. Встречается у альбиносов. Красный оттенок придают капилляры, просвечивающие через прозрачную оболочку глаза.

Довольно редкое явление — гетерохромия. Это понятие используют в случаях, когда глаза имеют разный цвет или одна роговица окрашена участками в различные цвета.

Особенности развития слуха

Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком — хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

  • движения ручками и ножками;
  • изменения выражения лица;
  • движения головки или «поиск» глазами;
  • вздрагивание или замирание.

Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

Что видит малыш сразу после рождения

Попав в новую для него среду, новорожденный не сразу четко видит окружающие его предметы. Только к году зрение полностью сформируется. А после рождения младенец различает только размытые контуры лица матери. Лишь при кормлении, когда мама наклоняется к малютке, изображение становится более четким. Ведь острота зрения у появившегося на свет дитя только 0,015.

И цветовая гамма с первых дней жизни ребенка серая, как в черно-белом кино. Реакция на свет у новорожденного появляется сразу. Он тянется к яркому освещению. Так как первое время малыш проводит в спящем виде, то только когда он просыпается, он начинает водить глазами. Но пока это бессмысленное разглядывание, когда фокусировки еще нет. При этом каждый глаз двигается сам по себе, несинхронно по отношению друг к другу. С ростом малыша начинает формироваться функция зрения ребенка.

Медосмотры ребенка

За зрением малышей должны следить не только родители, задача которых — не допустить травмирования глаз, химических ожогов, но и специалисты.

Первый медосмотр на предмет зрения малыша проводится в детском отделении родильного дома. Уже на этой стадии докторам по силам определить тяжелые пороки развития и заболевания, например, ретинопатию новорожденных, глаукому и .

Первый такой визит нужно нанести окулисту, когда ребенку исполнится 1 месяц. Недоношенным малышам нужно посетить доктора повторно в три месяца, а потом — в 6 месяцев. Если ребенок родился в срок, то после осмотра в 1 месяц ему следует повторить диагностику в полгода.

Обязательным является и посещение офтальмолога в 1 год. Потом следует показывать ребенка соответствующему медицинскому специалисту раз в полгода.

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка

Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума

Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Слышат ли новорожденные?

Первый аудиологический скрининг ребенок проходит еще в роддоме 2 . На этом этапе выявляется риск развития тугоухости и глухоты. Второй этап скрининга проводится при плановом осмотре ребенка в 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста.

Когда ребенок начинает слышать после рождения полноценно? В течение первых трех дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и к месяцу ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели — определять, откуда они доносятся.

Многие родители полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще в период беременности плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца.

В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Они вздрагивают не только от громких, резких, а также от вполне спокойных, но неожиданных, звуков, могут испугаться и заплакать. И это вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, это свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Зрение новорожденных

Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.

Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.

В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.

На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».

Как привлечь внимание ребенка

Несмотря на то, что как раз в самое важное для зрения малыша время – период новорожденности – вы находитесь в процессе восстановления после родов, вам все равно хочется уделить малышу максимум времени и внимания

А как привлечь его внимание? Сейчас это не составит для вас труда – вы уже знаете об особенностях виденья мира новорожденными детьми

Вы уже знаете, что лучше всего малыш видит предметы на расстоянии в 20-30 сантиметров. А еще лучше он видит в вертикальном положении его тела. Используйте эти моменты, ловите взгляд малыша, пока носите его столбиком, показывайте ему новые предметы именно в таком положении и с соответствующего расстояния.

Перед тем, как попытаетесь установить зрительный контакт с новорожденным, поговорите с ним спокойным ласковым тоном. Звук ребенок воспринимает не так, как взрослый. К примеру, тот же белый шум для новорожденных приятен, хотя взрослых подобное шипение может раздражать. Ваш голос он слышал приглушенно, находясь еще в животике, потому лучший способ оповестить малыша о своем присутствии – заговорить. Как только крошка попытается посмотреть на источник звука – ловите его широко распахнутые глаза.

Как только он хотя бы на секунду сфокусируется на вашем лице, велика вероятность, что в награду вы получите такую родную и желанную улыбку. Когда вас нет рядом, развитию зрения помогут яркие игрушки, расположенные поблизости от ребенка. Идеальными в этих вопросах станут подвесные погремушки. Только размещать их над головой малыша, как это принято, не стоит.

Возможные проблемы

Заметить что-то неладное можно уже в первые месяцы жизни

Важно следить за реакцией малыша. Ребенок может родиться с нарушениями слуха, при этом он не воспринимает высокочастотные звуки, а слышит только низкочастотные

Тугоухость может быть врожденной или приобретенной.

Не менее распространены патологии зрения у новорожденных, особенно у недоношенных. Это:

  • косоглазие;
  • врожденная катаракта (помутнение хрусталика);
  • ретинопатия (патология развития сосудистой системы глаза);
  • врожденная глаукома (повышение внутриглазного давления);
  • нистагм (непроизвольное движение зрачками из стороны в сторону);
  • птоз (опущение нижнего века).

Заболевания глаз опасны, они могут привести к потере зрения. Большинство врожденных болезней устраняются только оперативным путем.

Контрольные этапы развития слуха

По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.

  • Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
  • С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
  • Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
  • Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.

Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.

В отдельных случаях на слух ребенка могут повлиять преждевременные или поздние роды. Роженицам, имеющим в анамнезе перечисленные заболевания, лучше сразу после рождения малыша проверить его на отсутствие тугоухости или глухоты и в случае выявления каких-либо отклонений от нормы тщательно выполнять все рекомендации врача.

С первым лучиком света

Вашего кроху сразу после рождения осматривает неонатолог, который и оценивает зрение у новорожденных. Врач исключает пороки развития, кроме того, серьезные врожденные болезни – глаукому и катаракту. Для профилактики появления инфекции в глаза малыша закапывают специальные обеззараживающие капли.

И вот, малыш попал к вам на руки и открыл впервые свои глазки. Они такие большие! На момент рождения глазное яблоко достигает величиной 67% размера от взрослого!

Развитие зрения у новорожденных устроено так, что вашему крохе таким уж прекрасным мир не покажется. Он увидит лишенную четкости картинку, окрашенную в оттенки серого. Это восприятие связано с малой зрелостью зрительных центров в мозге и сетчатки. И при этом малыши, которым всего несколько дней, предпочитают видеть изображение именно своей мамы, а не других людей. Есть мнение, что это объясняется контрастными повторяющимися световыми стимулами, к примеру, пряди волос, которые обрамляют лицо мамы. При этом если спрятать волосы под косынкой, у ребенка интерес сразу же угасает.

Постарайтесь свой внешний вид не изменять, прическу в особенности. Это поможет ребенку быстрее научиться вас узнавать и установить с вами зрительный контакт.

Что нужно знать о зрении новорожденных

Бытует мнение, что сразу после появления на свет малыш ничего не видит, однако, оно не находит научного подтверждения. Формирование глаз у плода приходится на 18 неделю беременности и длится вплоть до 7 месяца, когда у будущего ребенка появляется глазное яблоко. Вслед за этим он начинает реагировать на свет, направленный на живот маме.

Из этого следует, что способность разглядеть мир – врожденная. Другое дело – насколько хорошо дети видят сразу после своего появления. Врачи говорят, что в первые дни, а то и месяцы, зрение у крохи несколько притуплено, и это неслучайно. Таким образом, природа просто защищает его от сильных потрясений, вызванных яркими вспышками.

Впоследствии, когда он немного адаптируется и освоится, зрение нормализуется, пока же он способен различать лишь наличие или отсутствие источника света. Удостовериться в этом можно, заметив, как малыш щурится.

Через сколько времени после рождения малыш сможет хорошо видеть? Здесь все индивидуально, тем более, что усугубляют ситуацию давление на головку, проходящую по родовым путям, и его сила. Между тем, по словам специалистов, чаще всего осознанно видеть кроха может уже в 3 месяца. Однако это совсем не значит, что до этого времени мир останется для него загадкой.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

О чем надо знать?

Новорожденные, как правило, выбирают черно-белые картинки. Предметы, которые подвергаются осмотру, выбираются тщательно и щепетильно.

Если на протяжении нескольких месяцев мама появлялась в очках, то после их снятия, ребенок может не узнать обожаемый объект. За короткий промежуток времени успел выстроиться стойкий образ.

Карапуз начинает видеть и слышать постепенно. Лица родных его мозг старается хранить в памяти. В некоторых случаях родители могут заметить, что глазки малыша несколько косят.

Когда ребенок начинает немного косить, не стоит волноваться. Такое состояние является физиологической нормой. Стоит подождать 5 — 6 месяцев, и если подобная проблема примет постоянный характер, надо обратиться за помощью к лечащему врачу.

Малыши могут смотреть на разные объекты по-разному, потому что одни картинки попадают на сетчатку глаза, а другие нет. Представленное состояние — закономерный результат недостаточности глубинного восприятия.

Как проявляются проблемы со слухом

Врачи выделяют две формы проблем со слухом: кондуктивные и сенсоневральные. Первые обусловлены проблемами в развитии внешнего или среднего уха. Как правило, такие нарушения легко поддаются лечению. Например, ребенок может не слышать из-за серной пробки. Это очень частая причина нарушений, поскольку наружный слуховой проход очень узкий, поэтому пробка легко блокирует путь звука.

Еще один частный случай кондуктивных нарушений – инородные тела. Поэтому родители должны внимательно следить, чтобы младенцы не брали мелкие предметы. Проблемы со слухом могут начаться и после купания, а также вследствие отита и повреждений барабанной перепонки.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Зрение вашего малыша: восприятие цвета

Как выясняется, новорожденные видят мир преимущественно в черно-белом спектре. Дело в том, что при рождении маленького человека клетки в его сетчатке, которые отвечают за цвет, развились пока не полностью. Когда новорожденные начинают различать цвета? Примерно в месяц дети могут реагировать на яркость и интенсивность красок, а к трем месяцам малыш начинает видеть несколько основных цветов, включая красный. Окончательно цветовосприятие формируется к четырем месяцам — тогда малыш различает многие цвета и даже их оттенки.

Итак, что могут видеть новорожденные? Понаблюдайте, как ребенок реагирует на цвета и узоры — например, когда он смотрит на мобиль над кроваткой

Вы можете заметить, что в первый месяц младенец обратит внимание на простые черно-белые узоры, широкие полоски или рисунки с контрастными цветами. Когда ему исполнится три месяца, вероятно, его заинтересуют узоры с плавными линиями: спирали или расходящиеся круги

Месяц за месяцем малыш учится новому, и вместе с ним родители радуются его новым навыкам и достижениям. Если вам интересно узнать, что происходит по мере взросления вашего ребенка, почитайте об этапах развития малышей от четырех до девяти месяцев. Если у вас возникают вопросы или опасения, связанные со зрением ребенка, обязательно обратитесь к врачу.

Развитие зрительной системы

Формирование зрения и слуха у новорожденных, как ни странно, начинается еще до его появления на свет, на 3 неделе развития зародыша. При этом он едва успел в матке укрепиться и очень уязвим.

Многим известно, что 3-12 недели – это критическое время внутриутробного развития. В это время происходит закладка вех жизненно важных органов, и маленький человечек очень восприимчив к действию различных повреждающих факторов. Эндокринные нарушения мамы, инфекции, курение, употребление алкоголя и лекарственных препаратов, плохое питание могут привести к множественным порокам развития или даже к гибели зародыша. Нарушение строения органа зрения может произойти из-за дефицита витамина А, чрезмерного введения сахароснижающих препаратов, относящихся к группе сульфаниламидов (катаракта, недоразвитие зрительного нерва), а также приемом аспирина (появление на свет маловесного малыша с большим риском зрительных расстройств).

Перед началом употребления того или иного лекарственного средства проконсультируйтесь у гинеколога. Правильно питайтесь, сочетайте отдых и дозированную физическую активность. Берегите будущего малыша и себя!

Восприятие цвета

Примерно до месячного возраста кроха не различает цвета. Считается, что он все видит в черно-белых оттенках. К двум месяцам ребеночек может различать цветные предметы. В трехмесячном возрасте кроха различает красный и желтый тона, другие цвета пока не доступны его восприятию.

Вы сами заметите – трехмесячный малыш начинает интересоваться цветными предметами. В это время можно повесить над колыбелькой музыкальную карусель с яркими игрушками. Также крохе нравится рассматривать:

  1. цветные узоры;
  2. красивую роспись на предметах.

Ребенок с интересом созерцает рисунок ковра, жостовскую роспись на деревянных тарелочках. Для развития зрительных навыков необходимо повесить над кроваткой кусочки ковровых орнаментов и деревянные расписные тарелочки. К шестимесячному возрасту малютка начинает распознавать все цвета радуги!

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться «с животиком», петь ему или читать сказки.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Как самостоятельно определить проблемы со зрением у ребенка?

Большинство младенцев рождается со здоровыми глазами, зрение будет развиваться по мере роста. Но могут возникнуть определенные проблемы.

Если малыш способен видеть вас сразу после рождения, его зрение будет развиваться и дальше вместе с освоением новых навыков.

 Эти симптомы указывают на заболевания глаз у ребенка:

  1. частое потирание глаз;

  2. красные или покрытые коркой веки;

  3. один или оба глаза, кажется, постоянно смотрят в разные стороны;

  4. исключительная чувствительность к свету;

  5. белый зрачок.

Перечисленные признаки сигнализируют о серьезных заболеваниях:

  1. закупорка слезных каналов;

  2. глазная инфекция;

  3. дисфункция контроля глазных мышц;

  4. повышенное давление в глазу.

Если вы заметите какие-либо из этих симптомов, обязательно обратитесь к детскому офтальмологу.

Также следует быть настороже, если:

  1. Ребенок появился на свет недоношенным;

  2. У него плохая наследственность (случаи офтальмологических заболеваний в семье);

  3. В месячном возрасте он плохо реагирует или совсем не реагирует на свет;

  4. В три месяца ребенок не может сфокусировать взгляд на предметах, которые находятся вблизи, проявляет интерес только к игрушкам, издающим звуки;

  5. В четыре месяца не умеет отслеживать движущиеся объекты;

  6. В полгода не умеет различать лица взрослых и отличать родителей от чужих;

  7. В полгода у него появляется нистагм – непроизвольное подрагивание зрачков вверх-вниз или вправо-влево;

  8. Имеется одностороннее косоглазие;

  9. В 12 месяцев не обращает внимания на животных на улице, не оживляется при виде движущихся предметов.

Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?

Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы

Для него очень важно читать по губам

Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса

Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.

Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.

Как проверяют слух у новорожденных?

Пребывая в роддоме, малыш проходит ряд осмотров, среди которых изучение слуховых способностей. В процессе аудиоскрининга волосковым клеткам посылают звуковые волны, после чего фиксируют их реакцию на раздражитель. Повторно процедуру рекомендуют проводить в 1, 3 и 6 месяцев.

Еще в роддоме часто используют методику задержанной отоакустической эмиссии при помощи аудиометра, который размещается в ушке новорожденного.

Врачи предпочитают, чтобы в этот момент он был накормлен и спал. Прибор посылает звуковые сигналы, которые принимаются волосковыми клетками и усиливаются. В таком случае программа отмечает, что малыш слышит. Если усиления нет, то врачи диагностируют слуховые проблемы.

Спустя несколько дней новорожденного выписывают, и определение проблем со слухом ложится на плечи родителей. Им на помощь придут несколько способов:

  1. Хлопки в ладоши. Перед процедурой рекомендуется покинуть зону видимости младенца. Затем провести несколько повторных хлопков. Если проблем со слухом нет, то ребенок отреагирует на раздражитель вздрагиванием или поворотом головы в направлении источника звука.
  2. Крупа. Подготовленные емкости нужно наполнить сушеным горохом, гречкой и манкой. Они все издают колебания различной тональности. В первые несколько недель малыш должен реагировать на горох, так как его звуковые вибрации более низкие.