Как видит грудной ребёнок

Как известно, органы чувств у грудничков функционируют несколько иначе, чем у взрослых людей. Это связано со сложными и длительными процессами адаптации к окружающему миру, через которые проходит маленький человек в процессе своего развития и роста

Особенно важно диагностировать имеющуюся патологию в первые несколько недель жизни: это значительно облегчит дальнейший процесс лечения

Особенности зрительного аппарата новорождённых

В отличие от взрослых людей, дети первых дней жизни видят мир совершенно по-другому. Это определяется некоторыми особенностями развития и строения глазодвигательных мышц, глазного яблока и хрусталика у ребёнка:

  • шаровидное глазное яблоко;
  • тонкая и нежная роговица, богатая кровеносными сосудами;
  • вес глазного яблока не более четырёх-пяти граммов;
  • маленькая преломляющая сила роговицы;
  • несформированные до конца слёзные протоки;
  • отсутствие слёзной жидкости в каналах первые несколько недель жизни;
  • малое количество пигмента меланина в радужке;
  • узкий зрачок (не более двух миллиметров в диаметре);
  • большая кривизна хрусталика, что приводит к искажению зрения и формированию «перевёрнутой» картинки;
  • наличие десяти слоёв сетчатки (у взрослого человека их остаётся шесть).

Благодаря особенностям строения детской зрительной системы она является очень уязвимой к внешним воздействиям факторов окружающей среды. Именно поэтому в первые дни жизни малыши довольно часто болеют различными воспалительными и инфекционными заболеваниями глаз (конъюнктивит, кератит), которые могут в будущем серьёзно отразиться на качестве зрения.

Видео: как окружающий мир видят новорождённые дети

Зрение малышей в первые дни жизни

Сразу же после появления на свет зрительная функция новорождённого существенно ограничена. Он может видеть только на тридцать градусов вправо и влево, на десять градусов вверх и вниз. Предметы, находящиеся на расстоянии более одного метра от глаз, не попадут в поле его обзора.

В первые дни жизни новорождённый видит все предметы как расплывчатые пятна

Острота зрения у младенца первых дней жизни гораздо ниже, чем у взрослого. Это объясняется большой преломляющей способностью хрусталика, которая делает всех детей физиологически дальнозоркими. Жёлтое пятно на сетчатке (область наибольшей остроты зрения) сформировано к моменту рождения менее чем на шестьдесят процентов.

Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Через десять дней после рождения малыш уже становится способным к фиксации взора на двигающемся объекте в течение нескольких секунд. Обычно врачи рекомендуют начинать в это время первые тренировки с карточками. Месячные малыши лучше воспринимают чёрно-белые узоры и рисунки с крупными картинками, так как клетки сетчатки, воспринимающие цвета, ещё не до конца сформированы.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Ко второму месяцу жизни младенец самостоятельно длительно фиксирует взгляд на предмете, его взор становится более осмысленным. Малыш уже ярче реагирует на смену лиц и обстановки. При путешествии на руках у взрослого ребёнок, который уже умеет держать головку, активно осматривается по сторонам, пытается найти ускользающий из поля зрения предмет.

После трёх месяцев жизни активно начинает развиваться цветовоспринимающий аппарат сетчатки. Ребёнку больше нравятся яркие и разноцветные игрушки, нежели чёрно-белые. А также кроха начинает интересоваться формами объектов: водит по ним пальчиком, рисует узоры в воздухе. К полугоду малыш пытается самостоятельно познавать мир, активно осматривает предметы окружающей обстановки, фиксирует на них взгляд и просит родителей подать ему те или иные игрушки.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

Ссылки:

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Изменение зрения по месяцам

По мере роста ребёнка развиваются зрительные навыки, в головном мозге формируется связь полученных изображений с тактильными ощущениями.

Совершенствование зрения по мере роста:

  1. К 4-5 неделе грудничок задерживает взгляд на ярких предметах, находящихся на расстоянии 40-50 см.
  2. В 6 недель кроха начинает воспринимать объёмные изображения. Постепенно новорождённый осваивает близлежащее пространство, видит грудь матери.
  3. В 3 месяца начинает фиксация взглядом движущихся игрушек. В это время активно развивается цветовой скрининг аппарата сетчатки.
  4. В 4 месяца грудничок начинает узнавать лица родителей. В этот период ребёнок может делать ошибки в определении объёмности предметов — пытаться схватить солнечные блики и движущиеся тени.
  5. В 6 месяцев у ребёнка формируется стереоскопическое зрение. Глаза способны сфокусироваться на предмете.
  6. В 7-10 месяцев малыш начинает распознавать геометрические формы, различать мелкие детали.

Даже по достижении двухлетнего возраста малыши имеют только 50% остроты зрения, по сравнению со взрослым человеком.

Под защитой самой природы

Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.

После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…

Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.

По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт

Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд

Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше – сбоку, либо за ножками;
Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.. Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти “общий язык” со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти “общий язык” со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

  1. Почему у новорожденных меняется цвет глаз
  2. Когда новорожденный начинает слышать?
  3. Когда ребенок начинает агукать

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Когда новорожденный ребенок начинает видеть?

Привет, друзья! Я, Лена Жабинская, снова рада видеть Вас на страницах этого блога. Сложно представить более загадочное и чарующее явление, чем зарождение маленького человечка. С момента появления двух заветных полосок на тесте, будущую маму интересует все: как кроха развивается, растет и, самое главное, что он ощущает.

Потом малыш рождается, а мысли о его ощущениях так ее и не покидают. Важнее всего ей понять, когда новорожденный ребенок начинает видеть. Просто для того, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться в новом окружении, наладить с ним контакт или же своевременно заметить наличие каких-либо патологий, связанных с его зрением.

Когда ребенок начинает фокусировать взгляд

На 7 месяце беременности зрение плода практически полностью сформировано. Остается дело за развитием мозгового центра, отвечающего за зрительное восприятие, который начинает обрабатывать картинки с 4-месячного возраста после появления на свет ребенка. Поэтому до четырех месяцев малыши могут видеть мир только в двухмерном изображении. С этого возраста карапуз способен фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.

О том, как видят предметы новорожденные известно с давних пор, все дети развиваются по стандартному сценарию. После родов из-за сдавливания черепной коробки, отечности и припухлости век, грудничок воспринимает окружающее пространство расплывчато. Ближе к месячному возрасту, малыш видит предметы черно-белыми. По мере роста, арсенал зрительных восприятий пополняется разнообразными цветами, сначала красным и желтым в возрасте около 3 месяцев, позже зеленым, синим и другими тонами.

Как видят дети в 1 месяц

Родителей часто интересует, как видят новорожденные месячного возраста, как понять, что развитие зрительного восприятия формируется нормально? В 1 месяц главными объектами, которые различает малыш, являются источники яркого света и лицо мамы. Младенец блуждает глазками по комнате, потому что ему пока трудно фокусировать взгляд на окружающих объектах.

Какие цвета различает ребенок в 2-3 месяца

В возрасте двух месяцев ребенок, кроме белого и черного, начинает различать красные, оранжевые и желтые цвета. Трехмесячный карапуз уже следит взглядом за движущимися объектами, воспринимает отсутствие и наличие света. Но улавливать зрительную картинку широкоформатно пока не может. Все окружающие предметы грудничок 2-3 месяцев от роду видит в двухмерном пространстве. Ребенок новорожденный начинает видеть нормально примерно с пятимесячного возраста.

Совершенствование зрительной функции с 4 по 6 месяцы

По истечении трех месяцев, начиная с четвертого в палитру цветов, которые различают младенцы, добавляется зеленый и синий. Зрительные отделы мозга и центральная зона сетчатки ребенка в 4–6 месяцев обеспечивает возможность видеть объемное изображение с множеством оттенков цветов. Груднички в этом возрасте активно изучают окружающий их мир, рассматривая предметы. Карапузы поворачивают голову во все стороны и могут фиксировать взгляд как на неподвижных, так и на перемещающихся объектах.

Когда пора к врачу

Иногда не все в развитии зрения малыша идет так гладко, как хотелось бы родителям, и по плану, предусмотренному природой

В этом случае важно вовремя обозначить проблему и обратиться к специалистам (педиатру и офтальмологу)

В раннем детстве скорректировать качество зрения проще, чем когда проблема запущена. Ориентирами в вопросе качественного развития глаз малыша будут следующие пункты:

в месяц малыш начинает более-менее четко видеть очертания лица мамы;
в три месяца он способен четко различать даже выражение лица кормилицы;
в четыре месяца любопытный взгляд может фокусироваться на предмете около 2-3 секунд;
в пять месяцев карапуз начинает распознавать красный и желтый цвет, уделяя особое внимание игрушкам этих цветов;
в полгода взгляд фокусируется и на близких, и на далеких предметах, фокус уже не скользит, малыш может долго удерживать объект в поле зрения;
с семи-восьми месяцев младенец хорошо различает зеленые и синие цвета, а мамино лицо распознает уже на приличном расстоянии;
к году маленький исследователь видит очень четко, различает практически все цвета и оттенки, да и «дальнозоркость» возрастает.

Если конкретно у вашего малыша что-то не совпадает с этими среднестатистическими параметрами развития – следует немедленно проконсультироваться у педиатра, а при необходимости и у офтальмолога. Иногда это серьезные отклонения, но чаще всего достаточно просто скорректировать мамину диету при грудном вскармливании, добавив в нее продукты с высоким содержанием витамина А и Е, или подавать нужные витаминки карапузу. Но это должен прописать врач, самолечение может только усугубить положение дел.

Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Как и что видят новорожденные?

Принятая этим органом информация передается в участки головного мозга. Тут происходит ее интерпретация и формирование картинки. Реакция на свет появляется еще до рождения.

Первые изображения, по мнению ученых-медиков, дети видят спустя несколько минут после рождения. Но все объекты размыты. Это является защитной реакцией. Нервная система малыша очень слабая. Большой поток информации может нанести вред организму. Не до конца развитое зрение защищает от избытка визуальных раздражителей.

Новорожденный неспособен четко фокусироваться на конкретном объекте. Это связано с тем, что его глаза начинают постепенно привыкать к новой атмосфере. Спустя некоторое время у малыша появляется способность видеть объекты, расположенные на расстоянии до 20 см. Но предметы все равно видятся нечеткими, лишенными контраста. Острота зрения варьируется в пределах 0,005-0,015%. Узоры и цвета не воспринимаются.

Слезные протоки у месячного малыша еще не сформированы. Поэтому слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами.

Все это делает глаза новорожденного уязвимыми к инфекциям, воспалениям. Патологический процесс становится преградой для развития зрения. Вопрос, что видит ребенок в 1 месяц, волнует многих родителей. Взгляд младенца в этом возрасте уже становится осмысленным. Малыш может следить за крупными предметами, расположенными на расстоянии до 60 см.

Все объекты ребенок видит в черно-белых красках. По мере роста и развития перечень зрительных восприятий пополняется другими цветами: сначала красным, желтым, а ближе к трехмесячному возрасту – синим, зеленым и прочими оттенками.

По мере взросления зрение развивается и совершенствуется. Полностью зрительный аппарат ребенка формируется лишь к 6-7 годам.

Что и в каком возрасте видит грудничок

  1. В первый месяц жизни ребенок должен хорошо реагировать на свет. Все остальное у него перед глазами, как в тумане. Пытаться развлекать его в этом возрасте какими-то игрушками бессмысленно. Лучшим для него будет наличие близких людей на близком расстоянии потому что видит он недалеко. Мы своему в этом возрасте также еще никаких игрушек не покупали.
  2. Второй месяц жизни отличается от первого тем, что малыш уже может начинать следить за большими предметами и за тем, как они перемещаются. В два месяца уже стоит подумать о игрушках. Можно попробовать вкладывать ему в ручку погремушку с тонкой ручкой, чтобы он пытался ей тарахтеть и начинал следить. Также можно повесить мобиль над кроватью.
  3. После трех месяцев ребенок уже должен быть снабжен игрушками разного цвета и величины. Делается это не ради баловства, а потому что малыш уже должен учиться различать цвета и хорошо следить за предметами. В четыре месяца малыш уже останавливает взгляд и фокусирует его на определенном предмете.
  4. В полгода ребенок должен узнавать зрительно всех, кто часто с ним находится. У нашего к этому возрасту уже появились любимые игрушки, которые он узнавал зрительно и замечал их, даже если они лежали достаточно далеко. Все мелкие детали малыш также уже должен подмечать и различать основные цвета. Полностью все оттенки цветов он научится различать уже немного позже (до года).
  5. После полугода, да можно и раньше, ребенку уже можно начинать рассказывать, какой предмет какого цвета, причем разговаривать с ним нужно как можно чаще, не думайте, что он маленький и ничего не понимает.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  • Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  • Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  • Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  • Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  • Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Слух

Он развивается еще до появления ребеночка на свет. Уже на 17 неделе он может слышать биение сердца матери и то, как работают внутренние органы и системы. Чуть позже он слышит голос мамы, поэтому не зря многие разговаривают с животиком, напевают песенки еще не родившемуся малышу.Наденьте наушники на живот и устройте ему по-настоящему приятный праздничный концерт.

Слуховой аппарат новорожденного уже может принимать информацию, правда, не так как у взрослых. Для этого потребуется некоторое время.

Первые дни

После появления на свет слух у младенца немного притупляется. Это своеобразная защита, созданная природой, чтобы уберечь слуховой аппарат от множества звуков в реальном мире. С притупленным слухом детишки лучше спят.

На этом этапе он реагирует только на громкие и резкие звуки вздрагиванием или плачем.

1 месяц 

В этот период жизни он четко слышит все, что происходит вокруг него, постепенно привыкает к этим звукам и уже не пугается, как раньше. Он начинает прислушиваться к звукам, голосам, поэтому для развития речевых навыков, старайтесь чаще с ним разговаривать.

2-3 месяца

Слушает и пытается уловить звуки, двигаясь головкой и глазами, чтобы понять, откуда они издаются. В 2-месячном возрасте малыш отлично распознает голос матери, начинает реагировать агуканьем на голос мамы.

4-5 месяцев

Умеет определять источник подачи звука, поэтому может двигаться в его сторону головкой и глазами. Проявляет эмоциональную реакцию на издающиеся звуки жестами или мимикой.

6 месяцев

В 6-месячном возрасте малыш уже как взрослый – все слышит, однако продолжает активно познавать мир звуков, учиться их различать и воспроизводить.

Рефлексы малыша в первый месяц жизни

О правильности развития детского организма и соответствии его общепринятым нормам, можно судить по рефлексам ребенка, которые появляются у него сразу после рождения. Для каждого возраста они свои.

На первом месяце жизни, у малыша должны быть следующие рефлексы:

  • Хватательный — кроха на уровне рефлексов хватает и удерживает тот предмет, который прикасается к его ладошке;
  • Сосательный — если аккуратно дотронутся до щеки ребенка или провести по губам соской, он повернется и начнет делать сосательные движения ртом, попутно ища материнскую грудь;
  • Сгибательный — если немного надавить на пальцы стопы, то малыш их согнет, а если нажать на пятку, то ребенок выпрямит и растопырит пальцы, а также начнет шевелить ногой;
  • Звуковой — если ребенок слышит громкий звук, он начинает сводить и разводить ноги и руки;
  • Плавательный — если кроху положить на живот, он начнет двигать руками и ногами, так же как при плавании.
  • Имитирующий ходьбу — если малыша поставить столбиком на ножки, то он начнет ими переступать так, как это делают взрослые при ходьбе.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных рефлексов, малыша следует показать педиатру.

Зрение новорожденных

Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.

Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.

В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.

На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».

Что говорят специалисты

Некоторые педиатры и детские неврологи сходятся во мнении, что сразу после появления на свет детски не видят абсолютно никаких снов.

Дело в том, что до 3 месяцев малыши не обладают четким зрением, поэтому не имеют в воображении виденья каких-то конкретных предметов. Кроме того, они даже не могут рассмотреть лица своих родителей, а увидеть в сновидениях то, что малыш никогда не видел в реальности, просто невозможно.

Другие специалисты придерживаются иной точки зрения: они считают, что малыши видят сновидения с момента своего появления на свет. Правда, все то, что они видят, предстает перед ними в виде больших размытых пятен.

Сторонники этой теории уверены в том, что сны самых маленьких детей – это лишь переживания всех чувств и эмоций, при этом они не имеют ничего общего с конкретными визуальными образами предметов и людей.

Важно: Известно, что именно во время сна дети развиваются наиболее быстро. Как раз в это время они осмысливают эмоции, которые были получены в период бодрствования

Кроме того, когда ребенок спит, наиболее активно развивается его речь.

Есть контакт

Чувствительность кожи младенца и его реакция на прикосновения уходят вглубь его жизни в животике мамы. Тогда малыш ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, а во время родов всем своим телом чувствовал ее сильнейшие сокращения. И сейчас нежные прикосновения мамы для младенца являются насущной необходимостью. Впрочем и сами родители очень рано обнаруживают, что новорожденный чувствителен к тому, как с ним обращаются: некоторые жесты его успокаивают, другие — возбуждают.

Вообще-то ни один новорожденный не смог бы выжить без физического контакта со взрослым. Это же подтверждают и многочисленные исследования: телесный контакт с родителями помогает грудничкам быстрее набирать вес и лучше переваривать пищу. Прикосновения и поглаживания снимают стрессовые состояния, понижая содержание кортизола (одного из гормонов стресса), который в большом количестве способен уничтожать клетки, крайне важные для иммунитета. Кроме того, поглаживания и просто легкий массаж — прекрасный способ вести диалог с ребенком без помощи слов.

Что видит новорожденный ребенок в первый месяц

В месячном возрасте ребенку интересны черно-белые фигуры, узоры, картинки или фотографии. Больше всего младенцам нравится рассматривать лицо мамы, а особенно папы, если он имеет брутальный облик с бородой и усами. Кроха отчетливо различает родителей и крупные предметы на близком расстоянии не дальше 60 см от своих глаз. Если взрослые будут находиться приблизительно на этом расстоянии, то их чадо будет реагировать на них мимикой, жестами и издавать звуки.

Перечень того, как видят новорожденные первого месяца жизни:

  • Из размытой картины месячный ребенок выделяет большие яркие предметы. Потому что центр обработки визуальной информации мозгом у грудничка еще не сформирован полностью.
  • Малыш начинает следить за перемещением крупных объектов. Постепенно у ребенка появляется способность фиксировать взгляд, сначала в течение нескольких секунд, а впоследствии дольше.
  • Дитя уже может различать приближающихся к нему либо проходящих поблизости родителей. Чаще он их узнает по звукам и запахам, но очертания лиц месячный кроха тоже запоминает.
  • Новорожденный в месяц видит яркую игрушку и с интересом рассматривает разноцветные погремушки, подвешенные у него над кроваткой или в коляске. Месячный малыш красочные оттенки еще не различает, его привлекает яркий облик предмета, находящегося поблизости.

Наличие или отсутствие света

Учеными доказано как видят свет новорожденные, малыши начинают реагировать на яркое освещение, находясь в утробе матери. В условиях эксперимента исследователи направляли луч света на живот беременной, 8-месячный эмбрион при этом морщился и отворачивался. После появления на свет, вплоть до двухмесячного возраста, яркие световые объекты наряду с крупными предметами, являются единственными зрительными элементами, которые воспринимает младенец.

Очертания предметов

Чтобы понять, как видят новорожденные, необходимо обратить внимание, что дети первых дней жизни не могут фиксировать взгляд. Младенцы различают лишь очертания крупных предметов, но только с расстояния 20–30 см

Им все вокруг представляется нечетким, размытым, лишенным контрастности. В первые недели после рождения острота зрения варьируется в пределах от 0,005 до 0,015 единицы.