Как лечат СДВГ?

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии, однако решать вопрос о комплексе необходимых лечебных мероприятий должен врач невролог.

Ребенку с синдромом дефицита внимания/гиперактивности рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей противопоставлено общепринятым нормам. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях.

Медикаментозная терапия разрабатывается по индивидуальным показаниям, когда расстройства познавательной деятельности и проблемы поведения ребенка или подростка с СДВГ невозможно преодолеть с помощью психотерапевтических методов коррекции.

Отечественными специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда, пептидные препараты, которые запускают внутренние механизмы компенсации и способны восстанавливать нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, эти препараты положительно действуют на обменные процессы в нервной системе и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга

В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, тиками применяются препараты, усиливающие синаптическую передачу с участием норадреналина в разных структурах мозга

Зачастую, сопутствующие СДВГ расстройства сна и поведения требуют дополнительного лечения препаратами успокаивающего и противотревожного действия.

Еще одно направление терапии СДВГ заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды, приводящих к поступлению в организм ребенка нейротоксических веществ (свинец, пестициды, пищевые красители, консерванты). Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния.

Таким образом, лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности должно начинаться рано (сразу после постановки диагноза), быть комплексным, непрерывным и продолжительным.

О.В. Быкова

Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии

Департамента Здравоохранения г. Москвы

Причины и симптомы СДВГ у детей

Причины СДВГ до конца не установлены. Расстройство может возникнуть вследствие воздействия одного или нескольких факторов:

  • Климатический или экологический фактор.
  • Отклонения течения беременности – заболевания матери, к примеру.
  • Иммунологическая несовместимость будущей матери и плода.
  • Нарушение сроков или процесса родоразрешения, в том числе родовые травмы у младенца, некомпетентная стимуляция родовой деятельности со стороны врачей, отравление наркозом.
  • Болезни ребенка в младенческом возрасте, сопровождающиеся сильным повышением температуры тела и приемом рецептурных препаратов.
  • Заболевания ребенка, которые могут негативно влиять питание мозга и мозговую деятельность, в том числе астма, сердечная недостаточность, диабет.

Ученые утверждают, что причины СДВГ – это на 80% генетические факторы. Склонность к возникновению синдрома может усилить или ослабить среда, в которой рождается и растет ребенок.

Симптомы СДВГ:

Неспособность концентрировать внимание.
Повышенная активность.
Болтливость или наоборот молчаливость.
Отвлеченность.
Неорганизованность.
Рассеянность.
Забывчивость.
Беспокойные или неконтролируемые движения, бесцельная двигательная активность.
Нетерпеливость.

Точно поставить диагноз СДВГ можно не ранее 12 лет (согласно руководству по классификации психических расстройств). Предположительно гиперактивный ребенок должен наблюдаться в разных ситуациях, условиях и обстановке (школа, дом). Обязательный критерий для постановки диагноза СДВГ – нарушение обучения, отставание от сверстников, нарушение социальных функций.

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость

Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.  

Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства).

Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.

Литература

1.Альтхерр,П.Гиперактивныедети. Коррекцияпсихомоторногоразвития / АльтхеррП., БергЛ., ВельфльА.,
ПассольтМ. – М:Издательскийцентр
«Академия», 2004

2.Брязгунов,И.П. Непоседливый ребенок или
все о гиперактивных детях / БрязгуновИ.П.,
КасатиковаЕ.В.
– М.:ИздательствоинститутаПсихотерапии,
2002

3.Брязгунов,И.П..Дефицитвниманиясгиперактивностьюудетей / БрязгуновИ.П., КасатиковаЕ.В. – М.:Медпрактика-М,
2002

4.Заваденко,Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания вдетском возрасте
/ Заваденко Н.Н. – М.:Издательскийцентр “Академия”, 2005.

5.Заваденко,Н.Н. Как понять ребенка: дети
с гиперактивностью и дефицитом внимания / Заваденко Н.Н. – Школа-Пресс, 2001

6.Монина,Г.Б.Гиперактивныедети. Психолого-педагогическаякоррекция / МонинаГ.Б., Лютова-РобертсЕ.К., ЧуткоЛ.С.. – СПб.:Речь, 2007

7.Рассел,А. БарклиВашнепослушныйребенок / РасселА. Баркли, КристинаМ.
Бентон.. – СПб.:Питер, 2004

8.Чутко,Л.С. Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью у детей и подростков /ЧуткоЛ.С., ПальчикА.Б., КропотовЮ.Д. – СПб.:ИздательскийдомСПбМАПО, 2004

9.Чутко,Л.С. Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью и сопутствующие расстройства /
Л.С. Чутко.-СПб.:Хока, 2007

A
MODERN APPROACH TO THE TREATMENT OF ADHD

BukhtoyarovI.,
Kutasov V. A., Shulga A. S.

Abstract. The article is devoted to modern
methods of diagnosis and treatment of attention deficit disorder and hyperreactivity. Considers drug and non-drug methods of
correction of this condition.

Keywords: ADHD, impaired attention and
hyperactivity.

References:

1. Altherr,
P. Hyperactive children. Correction of psychomotor development / Altherr P., Berg L., Wolfl A., M.
Passolt – M: Publishing center “Akademiya”, 2004

2. Bryzgunov,
I. P. Restless child, or all about hyperactive children / Brezgunov
I. P., Kustikova E. V. – M.: Publishing house of
Institute of Psychotherapy, 2002

3. Bryzgunov,
I. P..attention Deficit with hyperactivity in children
/ Brezgunov I. P., Kustikova
E. V. – M.: Medpraktika-M, 2002

4. Zavadenko,
N. N. Hyperactivity and attention deficit in childhood / Zavadenko
N. N. – M.: Publishing center “Akademiya”,
2005.

5. Zavadenko,
N. N. How to understand the child: children with hyperactivity and attention
deficit / Zavadenko N. N. – The Moscow School Press,
2001

6. Monin,
G. B. Hyperactive children. Psycho-pedagogical correction / Monina
G. B., Lyutova-Roberts E. K., Sensitively HP. – SPb.: Speech, 2007

7. Russell A. Barkley Your naughty
child Russell A. Barkley, Christine M. Benton.. – SPb.: Piter, 2004

8. Sensitively, L. S. the Syndrome of
attention disorders with hyperactivity in children and adolescents / Chutko L. S., Tom A. B., Kropotov
Yu. d. – SPb Publishing house of the medical Academy of postgraduate
education, 2004

9. Sensitively, L. S. attention
deficit disorder with hyperactivity and related disorders / HP-Sensitively.-SPb.: Hawk, 2007

1.Общие сведения

В настоящее время специалистами психоневрологического профиля, а также педагогами, представителями детского сектора социальных служб и просто родителями, активно обсуждается проблема СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Несмотря на остроту дискуссии и, зачастую, полярность точек зрения (высказываются, с одной стороны, гипотезы о том, что СДВГ представляет собой мутацию человечества в направлении особых способностей; с другой стороны, ряд авторов вообще отрицает существование СДВГ как самостоятельного синдрома, объясняя известные случаи и клинические примеры банальными перекосами в воспитании и неверными педагогическими установками родителей), нозологический диагноз «СДВГ» был включен в Международную классификацию болезней десятого пересмотра (МКБ-10) – в раздел гиперкинетических расстройств, проявляющихся прежде всего повышенной, ускоренной, недостаточно координированной и малопродуктивной моторной активностью ребенка.

Частота встречаемости СДВГ среди детей школьного возраста, – а именно на этом этапе обычно возникает необходимость постановки или исключения такого диагноза, – разными источниками оценивается в очень широком диапазоне: от 2-3% до 18% и более. Разноречивость статистических результатов обусловлена, в основном, региональными и методологическими факторами. Для России наиболее точной оценкой распространенности можно считать 8-10%, что включает все известные формы и степени выраженности СДВГ. Среди детей с таким диагнозом, предполагаемым или официально установленным, достоверно преобладают мальчики (в исследованных выборках их от трех до пяти раз больше, чем девочек).

СДВГ и синдром Аспергера: беглый обзор

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это состояние, характеризующееся проблемами с фокусом внимания, концентрацией внимания на деятельности или субъекте, проблемами со следованием указаниям и периодами экстремальной физической активности.

СДВГ обычно подразделяют на три подтипа:

  • преимущественно гиперактивно-импульсивный,
  • преимущественно невнимательный,
  • комбинированный гиперактивно-импульсный и невнимательный.

Невнимательное и импульсивное поведение наиболее похоже на поведение при синдроме Аспергера. СДВГ обычно диагностируется в детстве и может сохраняться во взрослой жизни.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это первазивное расстройство развития, влияющее на социальное взаимодействие, коммуникативные навыки и сопровождающееся сенсорными нарушениями (в ряде случаев). Симптомы включают проблемы, связанные с умением вести беседу, проблемы с пониманием данных в устной форме инструкций, а также навязчивое и повторяющееся поведение. Обычно это состояние диагностируют в раннем детстве. У ребёнка с синдромом Аспергера, как правило, очень узкий круг интересов, он испытывает трудности со сосредоточением внимания на вещах, к ним не относящихся

Проблемы с вниманием и трудности с общением — те аспекты синдрома Аспергера, которые можно спутать с СДВГ

2.Причины

На сегодняшний день подлинные этиопатогенетические механизмы и факторы риска СДВГ остаются недостаточно изученными и во многом неясными. Вместе с тем, интенсивно и результативно исследуется несколько гипотез, ни одна из которых, впрочем, пока не имеет решающих доказательных преимуществ перед конкурирующими гипотезами.

Так, в пользу наследственной гипотезы многими независимыми исследованиями получены результаты, свидетельствующие о значимо высокой частоте обнаружения отягощенного семейного анамнеза у детей, страдающих симптомами гиперактивности и дефицита внимания. Наследственность в таких случаях отягощена, как правило, заболеваниями, обусловливающими нейромедиаторный дисбаланс. Выше случайного уровня оказывается также частота неврозов навязчивости, нервных тиков и т.д.

Множество аргументированных работ посвящено также изучению той роли, которую в развитии СДВГ играют врожденные или приобретенные дисфункции ретикулярной формации мозга, нарушения контрольно-регуляторных функций коры при нормальной или повышенной активности подкорки.

Основными факторами риска выступают те же вредоносные воздействия на этапе гестации (вынашивания беременности), которые чаще всего обусловливают врожденный неврологический дефицит и других типов, а именно курение, алкоголь, прием некоторых медикаментов, интенсивные или хронические стрессоры, неблагоприятная экологическая обстановка.

Особенности лечения

Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты. В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:

  • психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
  • медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
  • социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.

В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

Основные проявления

В международной классификации болезней есть целый раздел, посвященный СДВГ. Диагнозы различаются по наличию и преобладанию симптомов патологии, но в большей части они касаются детей, поскольку большинство из этих проявлений исчезают по мере взросления. Прежде всего, это касается гиперактивности.

У взрослых людей она проявляется редко. Это объясняется тем, что организм человека полностью меняется после полового созревания, и его энергетический ресурс становится ограниченным. Но, в то же время, после совершеннолетия возникают новые симптомы СДВГ. Среди них наиболее ярко проявляется неустойчивость внимания. Таким людям очень сложно выполнять ежедневные обязанности, например, производить уборку в доме, готовить еду, сортировать вещи и раскладывать их по своим местам.

Люди с СДВГ склонны провоцировать конфликты. Постоянные ссоры становятся причиной разрушения семьи. Определить, что у взрослого человека есть СДВГ можно по таким признакам:

  • сложности с выполнением рутинных дел, таких как, уборка или готовка еды. В быту такие люди дезорганизованы, они рассеяны, легко отвлекаются на посторонние дела и постоянно опаздывают;
  • неспособность составлять и контролировать собственный бюджет, а также своевременно оплачивать коммунальные и другие счета. Люди с СДВГ не умеют копить деньги и рационально их использовать;
  • отсутствие умения выслушивать собеседника до конца;
  • отсутствие тактичности при общении с другими людьми. Человеку с данным видом расстройства сложно сдерживать спонтанные высказывания, они крайне импульсивны;
  • забывчивость, которая проявляется в невозможности регулярно принимать лекарственные препараты;
  • отсутствие интересов и хобби. Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в неспособности концентрироваться на работе и заниматься одним видом деятельности на протяжении длительного времени;
  • возникают постоянные трудности при планировании своей деятельности, а также при последующем выполнении задуманного. У пациентов с синдромом дефицита внимания практически всегда отсутствуют долгосрочные планы;
  • невозможность составить отчет, сделать вывод или заключение. Неспособность анализировать что-либо.

Все эти проявления заболевания негативно сказываются на работе человека. Невозможность концентрироваться на выполнении рабочих обязанностей и важных поручений не позволяет продвигаться по карьерной лестнице и достигать высот в профессии. Несдержанность и импульсивность, а также отсутствие такта, осложняет отношение с коллегами и начальством. По этой же причине могут возникать конфликты в семье с близкими людьми.

При СДВГ могут возникнуть трудности с вождением автомобиля, поскольку такие люди не могут концентрировать свое внимание на дороге, при этом замечать всех участников движения, дорожные знаки, сопоставлять картинки с зеркал обзора, оценивать ситуацию и осуществлять необходимые в этот момент действия. Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин

Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать

Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин. Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать.

Неимоверно сложно взрослому человеку с СДВГ читать книги и смотреть фильмы, особенно если сюжет не захватывает с первых слов или секунд. У таких людей попросту не хватает терпения, они утрачивают интерес к истории уже после нескольких минут.

Причины возникновения неврастении

Истощение нервной системы с последующим расстройством психики проявляется по разным причинам. К ним относятся биологические, психологические и социальные факторы.

Биологические факторы обусловлены предрасположенностью к неврозам. Она возникает вследствие нарушения обмена веществ, соматических заболеваний, регулярного употребления наркотических веществ. Также в число биологических факторов входят физиологические особенности нервной системы, родовые травмы, переутомление.

Психологическими источниками астеноневротического синдрома становятся стрессы, детские психотравмы, хроническое напряжение психики. В этом случае у человека диагностируется неврастения, депрессия или генерализированное тревожное расстройство.

Основная причина развития астеноневротического синдрома – социальные факторы. К ним относятся конфликтные отношения в семье либо рабочем коллективе, неоправданные ожидания относительно карьерного роста, хроническое переутомление. Неврастения – распространенное заболевание среди трудоголиков.

Причины СДВГ

Биологические факторы:

  1. Генетика во взаимодействии со средой может определять темперамент ребенка.
  2. Мозговые проблемы в результате родовой травмы и/или патологии беременности.
  3. Воздействие никотина и алкоголя во время беременности.
  4. Послеродовая черепно-мозговая травма или инфекции, поражающие нервную систему.

Факторы окружающей среды:

  1. Стрессовая обстановка в семье.
  2. Трудности в учебе.

К факторам риска относят:

  1. Синдром ломкой Х-хромосомы.
  2. Фетальный алкогольный синдром.
  3. Дефицит G6PD.
  4. Фенилкетонурию.
  5. Устойчивость к тиреоидным гормонам.
  6. Хронические заболевания: эпилепсия, астма, патологии печени, почек.
  7. Лекарства, принимаемые ребенком.
  8. Психические проблемы.

Неврастения: лечение в домашних условиях

Народная медицина рекомендует определенный подход к лечению психических расстройств. Доказана эффективность фитотерапии, ароматерипии, акупунктуры. Лечение неврастении у женщин в домашних условиях включает в себя ароматические ванны, расслабляющий массаж, прием снотворного. Неврастения мужчины лечится аутогенными тренировками, сменой обстановки, приемом специальных травяных отваров.

Естественно, любое лечение должно быть направлено на устранение источников заболевания. Пациенту следует избегать стрессов, переутомления, злоупотребления алкоголем. Желательно придерживаться рекомендованного врачом режима дня.

Каковы признаки?

Как правило, СДВГ проявляется у детей дошкольного и школьного возраста. Проявлениями синдрома дефицита внимания являются следующие особенности поведения:

  1. Постоянное ощущение беспокойства. Ребёнок не может спокойно усидеть на одном месте, он ёрзает на стуле, что-то всё время теребит руками, дергает ногами.
  2. Тревожность. В ответ на требование взрослых вести себя спокойней или потише такие дети поступают с точностью наоборот.
  3. Гиперактивность. Проявляется неожиданностью, резкостью, импульсивностью поступков. Ребёнок не умеет спокойно ждать своей очереди в играх с ровесниками, нервничает, затевает драку.

Такие дети отличаются невнимательностью, которая проявляется таким образом:

  • повышенная утомляемость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном;
  • ему постоянно скучно и любое поначалу интересное занятие быстро надоедает;
  • рассеянность, забывчивость;
  • очень плохая память. Ему тяжело выучить наизусть самый простой стих или фразу.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Различают три типа симптомов СДВГ, в том числе:

  • Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность). Люди с СДВГ рассеяны, и им трудно сфокусироваться на одной задаче.
  • Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность). Виды гиперактивности у детей: дети не могут спокойно сидеть длительное время, они вынуждены менять позу, дергаться, бегать и т.д. Подростки и взрослые испытывают тревогу и беспокойство, они не могут читать или заниматься чем-либо другим, требующим внимания и спокойствия.
  • Необдуманные действия (импульсивность). Люди с СДВГ могут говорить, смеяться слишком громко, их легко разозлить, вызвать гнев. Дети не могут дожидаться своей очереди в играх или занятиях, или своей порции в столовой, что осложняет взаимоотношения с другими детьми. И дети, и взрослые с СВДГ склонны к принятию скоропалительных решений, оказывающих влияние на всю жизнь. Они могут необдуманно тратить деньги или часто менять места работы.
Трудности с фокусировкой внимания (невнимательность) Неусидчивость, непоседливость (гиперактивность) Необдуманные действия (импульсивность)

Обычно родителям известно, как проявляется гиперактивность у их детей, вместе с тем важно знать, что трактовать это состояние можно различным образом в зависимости от возраста:

У дошкольников проявление указанных симптомов не является отклонением, а скорее нормальным поведением. Таким образом, гиперактивность у ребенка 5 лет не является симптомом СДВГ.
В возрасте 6-12 лет проявление указанных симптомов наиболее очевидно, поведение детей с СДВГ явно отличается от поведения обычных детей

Соответственно, гиперактивность у детей младшего школьного возраста является поводом обратить внимание и проконсультироваться с врачом. Вместе с тем, родителям нужно избегать самостоятельных диагнозов, т.к

гиперактивный ребенок не обязательно страдает синдромом дефицита внимания.
В возрасте 13-18 лет проблемы могут усугубляться.
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых могут быть менее заметны по сравнению с детьми.