Наиболее популярные вопросы

Как долго может длиться кризис в этом возрасте?
Перелом в становлении психики личности, происходящий приблизительно в возрасте 3 лет, длится обычно от нескольких недель до нескольких месяцев. Степень выраженности негативной симптоматики часто зависит от характера и типа темперамента крохи, а также от того, насколько гармоничны и доверительны отношения матери и ребенка.

У всех ли трехлеток возникают такие проблемы с поведением?
Проблемы с поведением возникают не у всех. Некоторые дети достаточно легко переносят кризис – он проявляется осознанием своего «Я», появлением самостоятельности, самооценки, волевых качеств и настойчивости.

Могут ли домашние животные помочь?
При кризисных ситуациях домашние любимцы могут стать способом уравновешивания взаимоотношений между ребенком и взрослыми

Кроха переключает свое внимание на уход за животным, отвлекаясь от истерик и противостояний. Наиболее подходящие питомцы – котенок или щенок.. https://www.youtube.com/embed/qWMIKSvf7bA

Кризисы переживают все дети. От поведения родителей зависит, как будет проявляться переломный период и насколько быстро и безболезненно он закончится. На помощь мамам в преодолении возрастного кризиса приходят опытные специалисты – педагоги, психологи и педиатры.

Как реагировать на кризис?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность

Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки. 

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Игнорировать или нет?

Когда ребенок бьется в истерике дома, то нет ничего проще, как уйти в другую комнату и лишить его зрителя в вашем лице. Чаще всего детка быстро успокаивается, когда понимает, что ему просто не перед кем устаивать свой концерт. Но здесь стоит помнить о нюансе: никогда не запирайте малыша в комнате одного – это может серьезно напугать его.

Что же делать, когда чадо закатывает истерику в общественном месте? Лучшим вариантом станет поднять его с пола и отнести в безопасное место, в сторонку от большого потока людей. Почему? Ответ прост, потому что велика вероятность, что посторонние люди начнут давать вам непрошеные советы или попытаются урезонить чадо вести себя лучше.

Вам же необходимо присесть рядом с чадом и просто подождать, пока он успокоится. Ни в коем случае не потакайте малышу, иначе подобное поведение будет повторяться вновь и вновь.

Не стоит также оставлять малыша одного, прятаться или игнорировать его. Все эти действия способны напугать ребенка и могут также нанести ему серьезную психологическую травму на всю оставшуюся жизнь. Ведь мама и папа — это главные для ребенка люди, они являются для малыша гарантом безопасности этого мира и не должны покидать его в сложной ситуации.

Как проводить тренинг

В начале тренинга ведущий (старший воспитатель или педагог-психолог) проводит игру, чтобы настроить участников на творческую атмосферу, и одновременно делит их на группы. Затем члены каждой группы формулируют принципы предстоящей работы:

добровольное участие;
открытое общение;
активная позиция каждого участника;
безоценочные суждения;
здесь и сейчас (когда внимание направлено на то, что совершается в данный момент; безоценочное наблюдение).

Установка на предстоящую деятельность нужна не только для того, чтобы участники сформулировали задачи, которые они решают с помощью тренинга. Она формирует позицию родителя по отношению к ребенку: не следует вести себя как диктатор, нужно выслушивать и стараться понять своего ребенка

Здесь важна и личность самого родителя, поэтому прежде чем перейти к обсуждению поведения детей, педагог-психолог обращает внимание на самих участников тренинга – просит их рассказать, чем каждый из них увлекается

Основная часть начинается с выявления положительных качеств детей, чьи родители принимают участие в тренинге. Затем они переходят к обсуждению изменений, которые они отметили в поведении детей: ребенок стал капризным, грубит взрослым, не слушает никого, хочет все делать сам, а у него не получается. Педагог-психолог объясняет, что это особенности кризиса 3 лет. А чтобы сформулировать их, предлагает принять участие в квест-игре.

Квест-игра заключается в поиске 7 симптомов кризиса 3 лет. После каждого задания педагог-психолог комментирует симптом. В конце игры он обобщает результаты, формулирует общие особенности поведения ребенка 3 лет. Их можно показать на экране в виде слайда.

Ведущий обращает внимание родителей на то, что в общении участвуют две стороны, и взрослым необходимо определить свою позицию по отношению к ребенку. Для этого он просит описать ее в метафорической форме

Педагог-психолог объясняет, что часто у родителей возникает чувство вины, когда они не справляются со своими эмоциями и ситуацией в целом. И от этого чувства нужно избавляться.

Когда позиции сторон определены, необходимо выработать общую стратегию поведения. Для этого педагог-психолог просит родителей изобразить в виде фотоколлажа, каким они видят будущее свое и ребенка. Затем участники совместно обсуждают работы, формулируют правила общения с ребенком. Их также можно продемонстрировать с помощью слайдов. Подробно ход тренинга представлен в приложении 1.

В заключение тренинга ведущий проводит рефлексию. Родители рассказывают, что они узнали о воспитании 3-летнего ребенка и на что теперь будут ориентироваться в общении с ним. Прежде чем закончить тренинг, ведущий раздает родителям памятки «Как вести себя с ребенком в кризисный период» (приложение 2).

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Дар предвидения

Совершенно не нужно быть провидцем, чтобы догадаться, что уставший, не выспавшийся или голодный ребенок может устроить истерику в любой момент.

Если вы знаете, что малыш не может спокойно пройти мимо стеллажей с игрушками в супермаркете, то просто не допускайте такой ситуации.

Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы ребенок достаточно высыпался, вовремя питался и не находился долго в общественных местах, чтобы избежать его переутомления. Прежде чем отправиться с деткой по своим делам, позаботьтесь о дополнительном перекусе, продумайте каким маршрутом лучше идти, чтобы детка не переутомилась.

Перепады настроения – главная «фишка»

У нас этот непростой период прошел по всем, если так можно сказать, правилам и признакам, которые описаны в книжках по педагогике и воспитанию.

Перепады настроения в течение всего года – это была главная «фишка»

То Кира представляла собой милейшего ребенка, преисполненного нежности и очарования, то в секунду превращалась в капризулю, лежащую на полу (причем неважно где: дома, в гостях или в магазине) и неистово орущую. И «капризуля» – это крайне мягко сказано (да простят меня родители, которые считают своих детей ангелочками, независимо от их поведения!)

Отрицание — это тоже было про мою дочь. На предложения вместе порисовать, как ей всегда нравилось, посмотреть еще вчера любимый мультик, сходить на детскую площадку, которая пару дней назад была для Киры номером один, или приготовить на ужин такие обычно желанные макароны с котлеткой дочь зачастую отвечала «нет, не хочу/ не буду».

Признаюсь честно, держать себя в руках и вместо криков «Да почему нет-то?!» спокойно выяснять с десятого раза, что именно Кирюшка хочет, было легко не всегда.

Плач и горькие слезы становились постоянными спутниками ситуаций, когда я или муж отказывались сиюминутно выполнить просьбу дочери, а командные слова и предложения с соответствующим тоном звучали из уст трехлетней Киры все чаще.

В период кризиса трех лет Кира часто обижалась на папу, потому что он отказывался сразу же выполнять ее просьбы.
Фото: архив семьи Колосовских

Что такое кризис трёхлетнего возраста?


Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении. Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Симптомы кризиса 3 лет у детей

 Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
 Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
 Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
 Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
 В речи ребенка  все чаще можно услышать «Я», “Я сам”, “Я могу”, “Я хочу”.
 Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
 Малыш становится упрямым.
 Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот

Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется  против  воли ребенка, в ущерб его интересам.
 Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
 Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду

Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
 В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка. 
 Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе. 
 Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

 
Интересные статьи родителям о воспитании детей: 

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента: особенности типов темперамента, приемы воспитания детей.

Уход за кожей лица после 30 лет: как выглядеть моложе своих лет, причины раннего старения.

Компьютер и дети – контролировать или нет время детей за компьютером: Как наладить общение с “компьютерными” детьми-подростками.

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории Л.С.Выготского и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Как распознать кризис?

Для одних родителей этап становления личности у ребенка проходит незаметно, для других же – это становится достаточно большой проблемой. Задача родителей как раз помочь своему чаду справиться с этим непростым периодом в его жизни. Ведь от этого страдаете не только вы, но и сам малыш.

«Врага нужно знать в лицо». Разобравшись с симптомами и причинами кризиса трех лет, родители смогут помочь ребенку пережить его с наименьшими потерями для психики.

Родители могут наблюдать перемены в поведении малыша, словно его подменили.

Первые признаки кризиса 3 лет у детей:

  • ребенок начинает проявлять интерес к своему отражению в зеркале.
  • Малыш уделяет больше внимания своей внешности. Ему не безразлично мнение окружающих о нем. Девочки любят часто менять наряды и прически, а мальчишки стремятся во всем быть успешными.
  • Категорически не воспринимает слово «нет», «нельзя». Для него практически не существует запретов. Ребенок может запросто закатить жуткую истерику прямо в магазине, если мама отказалась приобрести игрушку.
  • «Не хочу», «не буду», «нет» – ответы маленькой вредины на любые предложения членов семьи.
  • Все неудачи ребенок воспринимает болезненно. В поведении часто присутствуют ярость, негодование, обида, истерики. Контролировать поведение взрослым становиться сложно.

Чего не стоит делать родителям?

Запаситесь терпением и будьте готовы к тому, что в какой-то момент ваш малыш станет абсолютно неуправляемым. Но даже несмотря на ужасное поведение, есть вещи, которые родителям точно делать не стоит:

  • повышать голос и бить ребенка. Даже если вы полностью потеряли над ним контроль, ваша обязанность как взрослого человека – уметь держать себя в руках и не давать волю эмоциям. Только так вы научите этому и своего малыша. В противном случае, ребенок затаит на вас обиду. Постоянная критика и ругань малыша в дальнейшем могут существенно отразиться на его самооценке.
  • Обижаться. Это может дать обратный эффект и вызвать еще большую бурю негативных эмоций у малыша, что только усугубит ситуацию.
  • Поощрять капризы. Сохраняйте спокойствие, если ребенок внезапно закатит вам очередную истерику в общественном месте. Не думайте, что о вас подумают прохожие. Не поддавайтесь на детские провокации, иначе ребенок поймет, что таким способом он может добиться от вас всего чего угодно. Лучше уведите его подальше от людей, попытайтесь успокоить и договориться с ним. Через несколько подобных сцен, кроха заметит, что выбранный метод провокации не дает результатов. Заметьте, что малыш не выбирает себе объектом манипуляции стену, ему нужен живой человек – зритель, который будет реагировать на его капризы.
  • Сравнивать малыша с другими детьми. Ребенок начнет чувствовать себя не нужным, нелюбимым и неидеальным. Делайте акцент на его же хороших поступках и достижениях. Это даст ему стимул самосовершенствоваться.

Как распознать, что начался кризис 3 лет у малыша?

Кризис 3-летки считается одним из самых ранних и важных в процессе становления личности детей. У всех детей он начинается и проявляется по-разному. Изменения поведения могут начаться еще в возрасте 1,5 года и затянуться до 3-3,5 лет. При этом распознать начало кризиса можно по таким характерным признакам:

  1. Негативизм. Такую детскую реакцию следует отличать от непослушания. Если ребенок отказывается выполнять просьбу взрослого, потому что хочет совершенно другого, то это обычное детское непослушание. Негативизм проявляется как отрицание и неповиновение даже в случае, когда просьба мамы или папы совпадает с его собственными желаниями (например, кроха отказывается кушать свои любимые блюда). При этом негативизм может проявляться по отношению к конкретному взрослому (маме, бабушке, папе).
  2. Упрямство. Его не стоит путать с настойчивостью. Упрямство характеризуется стоянием на своем, поскольку ранее уже прозвучал отказ, даже если ситуация изменилась. Например, малыш не идет кушать, поскольку сказал, что не голоден, но на самом деле уже проголодался.

  3. Бунтарство. Строптивое поведение имеет много общего с негативизмом, но направлено оно не на конкретный субъект, а на жизненный уклад семьи. Чаще всего такое поведение проявляется тогда, когда между членами семьи существует разлад (папа запрещает, мама позволяет и тому подобное).
  4. Деспотизм проявляется в желании подчинить взрослых своей воле.
  5. Самостоятельность и своеволие. Малыш постоянно говорит фразу «я сам». Это не плохо, но может переходить рамки – например, когда кроха пытается поднять тяжелые предметы или отрезать что-то ножом.
  6. Противоречивость.
    На заметку!Проявление противоречивости – ответ «нет» на любое предложение (хочешь кушать? – нет, пойдем на улицу? – нет).
  7. Смена интересов и обесценивание. Если недавно кроха любил определенные игрушки и вещи, то к 3 годам его интересы резко меняются. Он может ломать любимые игрушки, пачкать одежду, падать на пол, отказаться от общения с любимым братиком или друзьями.
  8. Появление истерик и ярости. Если малыш не получает желаемое, он пытается любым способом добиться своего. При этом он часто начинает плакать, кричать, драться и проявлять агрессию, особенно в общественных местах.

Степень выраженности данной симптоматики и продолжительность кризиса зависит от следующих факторов:

  • темперамент ребенка (холерики более импульсивные, поэтому симптомы проявляются ярче и интенсивнее);
  • стиль воспитания (авторитарность и частые запреты способствуют обострению детского негативизма);
  • степень близости матери и крохи (чем ближе эмоционально мама и ребенок, тем легче он переживает возрастные переломы).

Не стоит бояться возрастных кризисов. Каждый переломный момент – это ступенька к новому уровню развития, новым знаниям и умениям.