Сенсорная алалия – одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей
Сенсорная алалия – одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей, зачастую приводящее к детской инвалидности. От раннего начала логопедической работы зависит успешность преодоления этого речевого расстройства. Именно поэтому так важна своевременная диагностика сенсорной алалии. Причиной сенсорной алалии являются органические поражения головного мозга, в результате которых нарушается работа тех отделов коры, которые отвечают за восприятие речи (верхневисочные отделы).
Часто повреждение мозга при сенсорной алалии носит двусторонний характер с преобладанием изменений в доминантном по речи полушарии. Однако при сенсорной алалии может быть нарушено функционирование не только височных зон, но и других отделов мозга (ствола мозга, лобных, теменных зон коры), что обнаруживается на электроэнцефалограмме. Такая обширная локализация патологического механизма во многом объясняет стойкую и тяжелую картину нарушения.
Сенсорная алалия редко встречающееся нарушение, но несомненным фактом является трудность её диагностики, особенно у детей раннего возраста. Некоторые симптомы сенсорной алалии делают её похожей на речевые расстройства, встречающиеся при других вариантах нарушенного развития (аутизм, недоразвитие речи при нарушениях слуха или специфические речевые расстройства у детей с интеллектуальной недостаточностью). Однако есть целый ряд симптомов, которые, складываясь в общую картину, позволяют поставить диагноз сенсорная алалия:
1. Относительная сохранность биологического слуха (в отличие от тугоухости). Ребенок слышит звуки окружающего мира – и в этом его отличие от детей с нарушениями слуха. Но эта реакция не отличается стойкостью, что видно по результатам аудиометрии (проверки слуха). Аудиограмма практически соответствует норме. Однако в состоянии утомления ребенок перестает воспринимать звуки той же силы и частоты, что и некоторое время назад. Отмечается вариативность слуховых порогов, зависящая от функционального состояния нейронов височных отделов коры, подверженных быстрому истощению. После сна или длительного периода спокойствия состояние слуховой функции улучшается, а после слуховых нагрузок (например, нахождение в шумном помещении) ухудшается. В отличие от сенсорной алалии при нарушениях слуха аудиограмма имеет стабильных характер, что говорит о снижении остроты слуха.
2. Нарушение восприятия, понимания речи. Чтобы представить, как ребенок с сенсорной алалией воспринимает речь, нужно вспомнить ваши ощущения, когда вы слышите речь на незнакомом иностранном языке. Это звучащий поток, из которого не выделяются слова и фразы. Лишь иногда происходит узнавание знакомого слова без его связи со словесным окружением.
3. Трудности установления связи между звучащим словом и его значением. В норме овладение словарем происходит довольно быстро. Для запоминания нового слова ребенку достаточно пятикратного предъявления, после чего устанавливается тесная связь между словом и обозначаемым им предметом. При сенсорной алалии ввиду трудностей образования этой связи требуется куда как большее число повторений: 20-30 – для звукоподражаний (“му”, “ав-ав”, “мяу”, “би-би” и др.), 150-200 – для обычных слов. Это происходит по двум основным причинам: а) изменчивость восприятия звуковой оболочки слова из-за трудностей распознавания звуков (слово не опознается как знакомое, так как каждый раз слышится по-разному); б) слабость установления условно-рефлекторных связей между звучащим словом и предметом (слово узнается как знакомое в потоке речи, но ребенок не понимает, что оно означает – т.н. феномен “отчуждения смысла слова”).
4. Эхолалии. Под эхолалией понимается автоматическое повторение за окружающими слов, фраз, их обрывков. Обычно эхолалия носит неосознанный характер. При этом ребенок, повторяя, может воспроизводить слышимую интонацию. Сам по себе симптом эхолалии нельзя рассматривать отдельно от вышеперечисленных симптомов, так как он характерен и для таких нарушений, как аутизм, “лобный синдром”. Иногда эхолалии наблюдаются у некоторых детей с нормальным речевым развитием в период активного овладения речью.
5. Гиперакузия Для гиперакузии характерна болезненная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих. Шорохи, шум воды, тиканье часов могут вызывать у ребёнка дискомфортные ощущения. Он плачет, закрывает уши руками. Испытывая дискомфорт, ребёнок старается избегать шумных помещений, пытается уединиться. Звуковая дорожка к мультфильмам часто воспринимается им крайне негативно – он криками и плачем дает понять, что не хочет смотреть мультфильм, пытается выключить телевизор или компьютер.
Коррекция алалии
Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихолога.
Нейропсихологическое обследование – детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.
Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка
Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т
д.).
Коррекция алалии, при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.
Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, обязательной нейропсихологической коррекции, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, нейроакустической стимуляции – (Метод Томатис).
При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи
При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж
Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.
При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.
При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.
Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что
Симптомы сенсомоторной алалии у детей
Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.
Разберемся в этих нарушениях подробнее:
- Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
- Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.
В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.
Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.
Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.
При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:
- Трудности с координацией и мелкой моторикой;
- Неуклюжесть;
- Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
- Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
- Заикание;
- Энурез;
- Нарушения сна и аппетита.
Степени тяжести
В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:
- легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
- при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
- тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.
Причины возникновения
Алалия развивается как речевое нарушение неврологического характера, причинами ее возникновения являются:
- в перинатальный период — токсикоз, гипоксия, внутриутробное инфицирование плода, падение беременной, повлекшее за собой травму плода, развитие сердечной недостаточности у матери либо у плода и др.;
- при родах — недоношенность плода, асфиксия новорожденных, наличие у плода внутричерепной травмы, вызванной преждевременными родами, неумелое использование акушерами инструментария и др.;
- в первые годы — длительные и частые болезни (особенно в течение первого года жизни ребенка), проведение хирургического вмешательства под общим наркозом, механический травматизм, реакция организма на прививки и др.
Алалия подразделяется на сенсорную и моторную, в зависимости от выделяемого преимущественного компонента болезни — сенсорного либо моторного.
При моторной алалии поражаются участки головного мозга, ответственные за воспроизведение речи. По этой причине у детей не происходит развития экспрессивной речи, хотя речевое понимание сохраняется. Моторная алалия нередко сопровождается неврологической симптоматикой, затрагивающей преимущественно двигательную активность ребенка, что проявляется в неловких и недостаточно скоординированных движениях, слабой моторике пальцев верхних конечностей и снижении крупной моторики.
Страдающий моторной алалией ребенок может быть как слишком подвижным и активным, так и чересчур малоподвижным и заторможенным. Большая часть таких детей имеет пониженную работоспособность, быстро утомляется, к тому же у них нарушается моторная функция всего тела.
При сенсорной алалии речь у детей часто отсутствует полностью, при этом нарушается еще и понимание речи посторонних людей. В результате дети сохраняют физический слух, но перестают воспринимать речь окружающих их людей, поскольку развитие сенсорной алалии влечет за собой поражения участков мозга, ответственных за слуховое восприятие речи и ее дальнейший анализ.
Ребенок, больной алалией с преобладающим сенсорным компонентом регулярно сталкивается с множеством повседневных проблем, поскольку нарушенная моторика наслаивается на нарушенное восприятие речи, стремительно перерастая в нарушение коммуникативного характера, в результате чего ребенку становится трудно понимать сверстников, так как их речь перестает им восприниматься. Итогом нередко является импульсивное, или же, наоборот, замкнутое поведение, быстрая утомляемость и неспособность сосредоточиться. Нередко подобный диагноз по своим симптомам напоминает аутизм, а потому большое значение придается правильной диагностике.
Наш центр разработал и запустил специальную программу по диагностике, благодаря которой диагнозы больных детей можно четко идентифицировать, разделяя алалию и аутизм.
Неречевая симптоматика при моторной алалии:
- Неврологическая симптоматика различной степени выраженности;
- Моторная неловкость:
- дискоординация;
- замедленность/расторможенность движений;
- снижение моторной активности;
- недостаточная ритмичность;
- нарушение динамического и статического равновесия;
- затруднения мелкой моторики пальцев рук.
- Неустойчивость активного внимания: трудности его распределения и переключения;
- Своеобразие памяти:
- сужение объема памяти;
- быстрое угасание возникших следов;
- ограниченность вербальной слуховой памяти
- Отставание в развитии словесно-логического мышления:
- недостаточная гибкость мышления;
- недостаточная динамичность усвоения неязыковых и языковых закономерностей;
- Недостатки конструктивного праксиса:
- неумение собирать разрезные картинки;
- трудности конструирования из палочек;
- При моторной алалии также могут наблюдаться:
- Повышенная раздражительность;
- Напряженное состояние;
- Склонность к слезам;
- Импульсивные состояния;
- Обидчивость.
Важно помнить! Наличие у ребенка нескольких из вышеперечисленных симптомов не означает наличие у него моторной алалии. Для постановки диагноза необходимо обратиться к врачу-неврологу.
Лечение алалии
Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).
Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.
При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.
При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.
Основными направлениями терапии алалии являются:
1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).
2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.
![]() |
Занятия с логопедом при алалии |
В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.
Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).
Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения
3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.
4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.
5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.
Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.
Признаки моторной алалии у ребенка
По своей сути алалия представляет собой полное или частичное отсутствие у ребенка речевых функций. Все случаи этого заболевания отмечаются в период от момента рождения и на протяжении дошкольного возраста. Для данной патологии характерны собственные яркие и специфические проявления. Алалия проявляется в двух видах, как сенсорная и моторная. Комплексный подход в лечении позволяет успешно корректировать патологию. При условии своевременной диагностики и принятия необходимых мер, такие дети вполне могут учиться в обычной школе.
Наличие сенсорной алалии проявляется нарушенным восприятием речи, в то время как слух у ребенка вполне нормальный. В таком состоянии дети не способны воспринимать речь или реагируют на нее крайне ограниченно. Они проявляют адекватную реакцию на различные виды звуковых сигналов, делают различия между характерными шумами – стуками, шорохами, скрипами и другими. Сенсорная алалия отличается присутствием эхолалии, когда ребенок совершенно неосмысленно повторяет чужие слова. Нередко дети не отвечают на поставленный вопрос, а просто повторяют его дословно.
Основным признаком алалии считается нарушенный фонематический слух, различной степени тяжести. Ребенок может совершенно не различать речевые звуки или воспринимать их очень затрудненно. На практике этот недуг встречается довольно редко, более широкое распространение получила упрощенная форма заболевания – моторная алалия. В этом случае дети очень хорошо понимают обращенную к ним речь, однако собственная речь отличается стойкими нарушениями. Словарный запас довольно скудный, слова используются, преимущественно, в именительном падеже, а грамматические формы образуются с грубыми нарушениями.
Часто слова могут заменяться другими, похожими по звучанию. Сложные и длинные слова больные дети просто не в состоянии произнести. Это становится одной из причин заикания и нарушений интеллектуального развития. При наличии легкой формы для общения используются короткие фразы, последовательность слов может быть нарушена, однако, такая речь в целом будет понятна для восприятия. Тяжелая форма моторной алалии проявляется у ребенка в возможности лишь копировать какие-либо звуки, в сопровождении жестикуляции и активной мимики.
Классификации алалии:
- моторная алалия;
- сенсорная алалия;
- смешанная алалия.
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.
Пример: Максим О. 4 года, диагноз «моторная алалия». Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи. Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п. Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать» заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так». Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги». В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.
Формы моторной алалии:
- афферентная моторная алалия;
- эфферентная моторная алалия.
Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.
Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки. В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук.
Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.
Пример: Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа». Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы. Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора
У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.
Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу». В собственной речи наблюдается большое количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».
Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.
Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия
Диагностика
Для постановки диагноза может потребоваться проведение дополнительных обследований:
- МРТ головного мозга.
- Рентген головы. Электроэнцефалография.
- Нейросонография
Диагностические исследования позволяют понять, насколько поражен мозг. Только так можно определить ход лечения и его основные этапы. Также родителям придется посетить отоларинголога и логопеда. На основе комплекса исследований устанавливается диагноз.
Помните, что алалия не способствует снижению слуха и интеллекта. Однако посещение отоларинголога, проведение отоскопии и аудиометрии поможет исключить другие возможные нарушения, которые также могут повлиять на нарушение речи.
Специалисты проводят дополнительно дифференциальную диагностику, которая помогает оценить ряд значимых критериев и точно установить форму алалии. Оцениваются такие навыки:
- понимание речи и ее восприятие на слух;
- способность повторять звуки и отдельные слова;
- реакции ребенка в виде жестов и мимики на обращенную речь;
- развитие других коммуникативных навыков;
- динамика развития речи с течением времени.
Важно пройти полное обследование, чтобы более точно подобрать коррекционную программу для ребенка и формат лечения
Почему тысячи пациентов выбирают Центр АКМЕ
Центр АКМЕ более 10 лет помогает детям и их родителям побороть алалию и стать полноценными членами общества. Коррекция алалии зависит от формы заболевания и назначается индивидуально для каждого маленького пациента.
В процессе лечения глобальную работу проводит логопед и другие смежные специалисты, составляя схемы коррекции и реабилитации в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка. Курсы с логопедом призваны развить речевые навыки ребенка, научить правильному произношению слов и построению фраз, расширению словарного запаса.
Все занятия проводятся в игровой форме: ребенок расслаблен и заинтересован в процессе
Игра помогает развить память, внимание и понимание сути предметов, их функций и назначения
Логопедический массаж нацелен на расслабление мышц лица, тонизированию мышечной ткани. Это позволяет уменьшить проявление части симптомов.
Особую роль в коррекции играет физиотерапия — воздействие электрическими импульсами на определенные зоны мозга. Это абсолютно безопасно и безболезненно.
Центр «АКМЕ» работает по безмедикаментозным методикам. Только в крайних случаях пациенту прописываются те или иные препараты.
Вовремя привлеченные грамотные специалисты, владеющие современными методиками лечения алалии помогут ребенку избавится от заболевания, полноценно влиться в жизнь общества, а главное — обучаться в простой школе наравне с другими сверстниками.
За 10 лет работы Центр «АКМЕ» помог более 1578 пациентам, которые после прохождения курса реабилитации радуются жизни полной красок и эмоций.
Чтобы ваш ребенок как можно раньше подарил вам и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.
Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!
Формы заболевания
Условно различают две основные формы этой болезни:
- сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
- моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.
При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.
Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:
- Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
- Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
- Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).
Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.
В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:
- легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
- тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.
Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.
Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:
- стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
- избегание контакта с окружающими людьми;
- пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
- плач без видимых внешних причин;
- повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.
Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться
ЗРР, диспраксия или алалия?
Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.
В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз “алалия”.
Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка и нужно ставить диагноз. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.
Чем опасны аденоиды?
Разращение аденоидных вегетаций может привести к проблемам со слухом вплоть до его потери. Слуховой аппарат человека имеет несколько отделов. В среднем отделе есть слуховая труба, она же евстахиева, отвечающая за регуляцию давления внешнего (атмосферного) с давлением в носоглотке. Глоточная миндалина, увеличиваясь в размерах, перекрывает устье евстахиевой трубы, воздух не может беспрепятственно циркулировать между носовой полостью и ухом. В итоге барабанная перепонка становится менее подвижной, а это отрицательно сказывается на способности слышать. В тяжелых случаях подобные осложнения не поддаются лечению.
Когда нормальная циркуляция воздуха невозможна, в ухе развивается инфекция и возникают воспаления (отиты).
Постоянное дыхание ртом приводит, как упоминалось ранее, к деформации лицевого скелета, а также снижению насыщаемости мозга кислородом: ребенок быстро утомляется и не выдерживает школьной нагрузки, работоспособность резко снижается.
Постоянное сосредоточение инфекции в носоглоточной миндалине приводит к общей интоксикации организма и распространению вирусов на другие органы. Малыш подвергается частым бронхитам, ларингитам и фарингитам.
К неприятным последствиям также можно отнести проблемы с ЖКТ, недержание мочи по ночам, кашель.
Можно ли вылечить малыша
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работают как с легкими, так и с тяжелыми формами сенсомоторной алалии и других болезней нервной системы. Специалисты нашего центра по результатам тщательной диагностики подбирают для каждого пациента индивидуальные планы, основанные на хорошо зарекомендовавших себя методиках лечения сенсорно-моторной алалии и других нарушений у детей.
Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.
Медикаментозное лечение сенсомоторной алалии у детей показано нечасто, но порой необходимо применять витамины или другие лекарства, всё зависит от состояния конкретного малыша. Часто применяется физиотерапия, практически всегда — массаж.
Работа с логопедом может быть групповой или индивидуальной, но всегда в игровой форме, с учетом особенностей ребенка. Малыш сначала научится понимать и произносить отдельные слова, затем фразы, диалог, и, наконец, связный монолог. В эту работу активно включаются родители. Специалист расскажет, как и когда заниматься с малышом дома, а когда ему необходимо устраивать часы или даже дни тишины.
Дефектологи проводят занятия по развитию мелкой моторики — рисованию, лепке. Возможно, малышу понадобятся игры, которые помогают преодолеть дисфункцию обработки сенсорной информации, а вместе с ней — нервную реакцию на звуки и другие раздражители.
Психолог поможет ребенку научиться общаться, стать усидчивым, научиться концентрироваться на заданиях.