Альтернативы

Альтернатив государственному ДОУ множество – от частного садика до отказа мамой от работы и полного посещения себя малышу.

Домашнее воспитание

Основным плюсом домашнего воспитания является то, что ребенок находится все время бодрствования с самыми дорогими людьми – мамой или папой. Минусом является отсутствие возможности у мамы заниматься своими делами, материальные потери и нехватка общения для малыша.

Частные учреждения

Не альтернатива в прямом смысле слова. Отличаются платные садики только маленькими, по сравнению с государственными ДОУ, группами и возможностью выбора питания и занятий.

В остальном особых преимуществ нет, все плюсы и минусы обычного сада присутствуют и в частном (как выбрать хороший детский садик?).

Детские клубы

Два-три часа несколько раз в неделю дополнительных занятий и общение со сверстниками – прекрасное дополнение домашнему воспитанию. Плюсом является также возможность взрослому какое-то время заниматься своими делами, пока малыш под присмотром.

Семейные заведения

Отличаются от частного сада только тем, что находятся в частном доме или квартире, где одна мама берет на себя воспитание не только своего малыша, но и несколько чужих.

Если у подобного заведения прекрасная репутация и хорошие отзывы – можно попробовать отдать малыша туда.

Бабушки и дедушки

Ребенок получит не меньше, а иногда и больше домашнего тепла, ласки и любви, если его воспитывают бабушки и дедушки.

Минусом может стать недостаточное развитие – мало бабушек способны угнаться за современными тенденциями в обучении.

Если ещё рано: как подготовить ребёнка к детскому саду?

Для мягкой адаптации необходимо учитывать некоторые аспекты:

  • с самого рождения укреплять здоровье малыша;
  • стараться соблюдать режим дня;
  • научить малыша самостоятельно одеваться, кушать;
  • положительно настроить малыша к моменту поступления в детский сад.

Если вы решили отдать ребёнка в садик до двух лет, то вы должны быть готовы к тому, что адаптация, скорее всего, легко проходить не будет.

В этом возрасте детки не обладают выраженными навыками общения, поэтому акцент нужно делать на устных рассказах. Необходимо постоянно рассказывать своему малышу о том, как хорошо в садике, как там весело будет играть с другими детьми, как там много игрушек.

Как только ребёнок перестанет нуждаться в постоянном присутствии мамы, нужно начнать приучать его находиться под присмотром других взрослых членов семьи, хотя бы пару часов в день. Так он поймет, что не является единым целым с мамой, будет развиваться самостоятельность.

Развитие речи двухлетнего ребёнка – это тот момент, которому нужно уделить особое внимание. Он должен уметь говорить короткие фразы, уметь объяснять, что у него что-то болит, или он чего-то хочет

Детей с трёх лет нужно научить общаться со сверстниками, объяснять, как нужно знакомиться, научить делиться игрушками и решать конфликтные ситуации.

Как отказаться?

Если родители через некоторое время после начала посещения ребенком ДОУ приняли решение о том, что его стоит забрать – нужно предпринять несколько шагов:

  1. предупредить заведующую садом и воспитателя о своем решении;
  2. забрать документы – медицинскую карту ребенка, оригинал прививочного сертификата;
  3. написать заявление в простой письменной форме и отказаться от места в детском саду.

Если вы не водите малыша, отказались от садика, так как он остается дома с бабушкой или мамой – в заявлении об отказе нужно указать именно эту причину. Если переводится в частный сад – указывается его название и адрес.

Плюсы частных детских садов:

Комфортабельные условия. Платный детский сад предполагает хорошее состояние помещений, качество ремонта и соблюдение санитарных норм. Материальная база таких садов, как правило, позволяет поддерживать оптимальную влажность воздуха и температуру в спальнях и в игровых комнатах (наличие увлажнителей воздуха, частые влажные уборки, хорошее отопление и т.п.). Потому малыши здесь находятся в более безопасных для здоровья условиях, болеют реже.

Правильное полноценное питание, которое, в силу определенных обстоятельств, у некоторых детей должно быть индивидуальным (например, если у ребенка аллергия). Частный сад с этим заданием отлично справится. Ведь одна из главных целей таких учреждений – персональный подход к каждому ребенку, в том числе, в вопросах питания. В общем меню – молочные продукты, сыр, блюда из яиц, овощи, фрукты, мясо и рыба, соки, но всегда есть возможность организовать индивидуальный рацион.

Ниже риск заболеть вирусными инфекциями. Количество детей в группах не превышает 10-15 человек, поэтому и риск заразиться, например, ОРВИ ниже, чем в муниципальных садах, где в группах может быть в 2 раза больше воспитанников.

Личностно-ориентированный подход

Небольшое количество детей в группах также позволяет воспитателю уделять должное внимание каждому ребенку в отдельности, понимать личностные и коммуникативные потребности воспитанника.

Развитие навыков самообслуживания. Индивидуальный подход к ребенку в дошкольном заведении гарантирует высокий уровень самостоятельности: замечено, малыши быстрее учатся завязывать шнурки, обуваться, одеваться, пользоваться столовыми приборами и т.д

Ребенок имеет больше внимания и, как следствие, стремительнее осваивает важные умения и навыки самообслуживания.

Современные и авторские методики преподавания и программы, которые часто имеют комплексный характер и нацелены на то, что детям нет необходимости посещать какие-либо дополнительные занятия перед школой.

Разнообразие дополнительных и развивающих занятий. Благодаря плате родителей, детям полностью обеспечивается интересный и разносторонний досуг. Ребята ходят на танцы, посещают бассейн, играют в современные интерактивные игры, что позволяет всецело и многогранно познавать окружающий мир.

Персонал. Если же вдруг возникает неоднозначная ситуация по какому-либо вопросу, то в коммерческих детских садах сотрудники не позволят себе грубость либо невежливое поведение, так как от их репутации зависит заработная плата.

Раннее развитие до садика

Важно заострить внимание на следующем моменте: до достижения возраста трёх лет ребёнок должен находиться с матерью. Именно в этот период закладывается базовое доверие к себе и окружающему миру. Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома

Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям

Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома. Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям.

Если малыш находится дома, то, по мнению протоиерея Димитрия Смирнова, педагога по первому образованию, ребёнок должен, по возможности, воспитываться в семье, не посещать детский сад. Ведь родители и родительская семья (бабушки и дедушки) могут сами преподать ему начальные навыки быта и социализации, а также подготовить к школе.

Немаловажный момент в рассматриваемом вопросе — когда ребёнок сам просит повести его в детский сад. Такая ситуация может сложиться, когда у него появляется такое желание после посещения детской площадки. Здесь малыш может узнать, что существует такое место, где дети общаются, и называется оно детским садом. Он может сам попросить записать его туда. Альтернативным вариантом может стать посещение кружков/студий по дошкольному развитию три раза в неделю.


Дошкольное развитие в саду

Советы психолога

  1. Если вы окончательно решили отдавать малыша в детский сад, то будьте последовательны и настойчивы. Так ребёнок поймет, что манипулировать вами не имеет смысла и с садиком лучше примириться.
  2. Предупредите воспитателей, если у ребёнка есть какие-то хронические заболевания и особенности развития, на что имеется аллергия.
  3. Если ваш малыш отказывается есть, то нужно предупредить воспитателей, чтоб его не кормили насильно. Через некоторое время ребёнок сам начнёт есть с другими детками.
  4. Особенно в период адаптации родители должны быть благосклонны к своему ребёнку, как можно меньше ругать его, ведь малыш и так находится в стрессе.
  5. Ещё до похода в детский сад как можно чаще выводите своего карапуза на детские площадки, вводите в новый коллектив и заводите знакомства.
  6. Мнение психологов совпадает в том, что первые дни не нужно оставлять ребёнка в детском саду более чем на 2-3 часа, если есть такая возможность.
  7. Чтоб легче было привыкнуть к новым условиям в садик можно принести свои игрушки. Привычные предметы придадут малышу уверенность. Желательно, чтоб ребёнок оставил игрушку в садике, уходя домой. Так на следующий день он с большим удовольствием отправится в садик, чтоб вновь поиграть с ней.
  8. Расставаясь со своим малышом, обязательно предупредите его, что совсем скоро вернётесь. Чаще говорите ему, что очень его любите.
  9. В доме создайте спокойную, бесконфликтную атмосферу.

С точки зрения науки, посещение садика после трёх лет пойдёт на пользу вашему малышу. Тут главное не ошибиться с выбором дошкольного учреждения. Ведь именно в садике ребёнок начинает овладевать искусством общения, которое определяет человеческую жизнь в будущем.

Нужен ли ребенку детский сад – советы психологов

Как обычно, мнения психологов по вопросам необходимости детских садов разделились. Одни уверены, что нет ничего страшного в этих общественных организациях, другие считают садик абсолютно не нужным заведением.

Тем более, что сейчас есть огромное количество всевозможных учебных пособий для занятия с детьми дома. В каждом дворе есть детские центры раннего развития, предлагающие как творческие, так и физические программы, плюс подготовку к школе.

Нехватка общения “домашних” ребят легко компенсируется встречами со сверстниками на прогулках и в тех же студиях развития. К тому же, никто не запрещает приглашать возможных друзей вашего малыша в гости, и самим навещать всей семьей знакомых с детьми.

Психологи считают, что если вы не хотите водить ребенка в детский сад, тогда это не обязательно. Главное, чтобы в семье было комфортно, а внешние атрибуты не так важны.

Так быть или не быть в детсаду

Окончательное решение в вопросе о том, стоит ли ребенку ходить в детсад, принимают родители. Взвесив все «за» и «против», папа и мама обычно приходят к мнению, что вливаться в коллектив нужно начинать с раннего возраста

Важно не упустить момент, когда дитя готово к самостоятельности и способно с легкостью принять изменения. Старшим мальчикам и девочкам это сделать сложнее: у ребенка формируются стойкие привычки, особенности характера

Если грамотно выбрать дошкольное учреждение, ребенку ходить в детский сад станет интересно, полезно и весело, а родителям будет радостно наблюдать за успехами сына или дочери.

Плюсы посещения детского сада

Несмотря на некоторые категорические высказывания против муниципальных детских садов, не замечать в нём плюсов как минимум некорректно. Они есть, и их немало.

Доступная цена

В условиях длительного экономического кризиса семьям приходится тщательно следить за расходами. В отличие от других организаций, муниципальный детский сад имеет самую низкую оплату за месяц. В зависимости от региона стоимость колеблется от 1500 до 4000 рублей. Кроме того, льготным категориям граждан (многодетным, малообеспеченным и др.) предоставляются хорошие скидки.

Родители платят процент от стоимости содержания ребёнка в детском саду, он может быть различным в регионах, но не должен превышать 20%

Близость к дому

В каждом городе количество муниципальных детских садов значительно превышает коммерческие. Уже с 3 месяцев от рождения малыша родители могут встать в очередь, выбрав при этом до 5 ближайших к дому учреждений. Преодоление утром и вечером небольших расстояний при доставке детей в сад и обратно сохранит время, нервы и настроение всем участникам процесса.

Расположение детского сада рядом с домом, особенно в мегаполисе, имеет решающее значение как для родителей, так и для детей

Социализация

В условиях детского коллектива ребёнок вовлекается во множество социальных связей со сверстниками и взрослыми. Малыш приобретает бесценный опыт личных, бытовых, общественных взаимодействий. Он учится:

  • принимать решения;
  • отстаивать своё мнение;
  • терпеть;
  • уступать;
  • защищаться;
  • устанавливать контакт;
  • понимать желания других и т. д.

Все эти навыки очень важны и помогут ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к школе, вузу, работе.

Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребёнок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций

Режим дня

Дома ребёнку достаточно сложно соблюдать режим. А ведь он ему очень пригодится в дальнейшей жизни. К тому же правильный распорядок дня положительно сказывается на здоровье и самочувствии, позволяет правильно распределить силы, экономит энергию.

Подготовка к школе

Муниципальный детский сад — это образовательное учреждение, соответствующее государственным стандартам. Каждая дошкольная организация работает по программе, которая готовит ребёнка к школе. Обучение грамоте, математике, развитию речи, лепке, рисованию дают малышу необходимые знания для 1 класса, поскольку все современные программы начального образования обладают повышенной сложностью.

Система занятий в детском саду помогает всесторонне подготовиться к школе

Всестороннее развитие

Дошкольная образовательная программа рассчитана на гармоничное развитие ребёнка: обучение грамоте и счёту, творчеству, музыке, физической культуре и т. д. В зависимости от детского сада могут быть предоставлены дополнительные занятия (чаще платные) по эстетическому развитию, танцам, посещение бассейна и др.

Образовательная программа детского сада составлена профессионалами согласно возрасту и охватывает все стороны развития полноценной личности

Понятие

Ясли — это учреждение государственного типа, в котором воспитываются дети раннего возраста – от 2 до 36 месяцев. Здесь проводятся мероприятия, способствующие правильному психическому, физическому развитию ребенка.

Ясли подразделяются на ведомственные и районные. Строятся детские дошкольные учреждения по типовым проектам: имеют специально оборудованный озелененный участок. Детские группы в них обособлены. В помещении предусмотрен пищеблок, административно-хозяйственная зона, изолятор.

В яслях в обязательном порядке присутствуют:

  • Смотровая комната.
  • Приемная.
  • Детские комнаты (на одного ребенка положено не менее 2,5 кв.м.).
  • Спальня (1,5 кв.м. – на ребенка).
  • Туалеты.
  • Веранда.

Некоторые мамы хотят записать как можно раньше своего малыша в ясли. С какого возраста можно отдавать ребенка? Существуют 4 возрастные группы:

  1. Грудные дети (до 9 месяцев),
  2. Ползунковая группа (для возраста 9-14 мес.),
  3. Средняя (от 14 до 24 мес.),
  4. Старшая группа (2-3 года).

Родители сами принимают решение, в какую ясельную группу отдать своего малыша.

Минусы посещения детского сада

Недостатков в детском саду тоже предостаточно, но их количество зависит от конкретного учреждения, индивидуальных особенностей ребёнка, запросов родителей и других параметров.

Сложности с адаптацией

По статистике, адаптация к детскому саду проходит успешно/неуспешно в соотношении 50/50. Даже в одной семье каждый ребёнок по-разному привыкает к новым условиям. По оценкам педагогов, существуют три степени адаптации:

  • лёгкая;
  • средняя;
  • тяжёлая.

Большинство детей привыкают к детскому саду в среднем за 10–60 дней, что характерно для лёгкой и средней степеней. При тяжёлой адаптации специалисты рекомендуют отложить посещение на некоторое время.

Адаптацию к детскому саду сложно пережить как ребёнку, так и маме

Частая заболеваемость

Как правило, первые 1–2 года посещения сада дети особенно часто болеют ОРВИ и другими инфекциями. Разумеется, родителям не может это нравиться, поскольку иногда малыш больше находится дома, чем в дошкольном учреждении. Но постоянные болезни очень тесно связаны с адаптацией ребёнка: чем тяжелее привыкание, тем чаще инфекции. Помимо этого, влияют и другие факторы:

  • готовность ребёнка к детскому саду;
  • профилактические мероприятия;
  • условия содержания детей;
  • профессионализм и добросовестность персонала и т. д.

Доктор Комаровский читает, что перенесённые ребёнком инфекционные заболевания играют важную роль в становлении иммунитета.

Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку

Группы муниципального детского сада рассчитаны максимум на 25 человек (по нормам СанПиН), но в действительности в них могут находиться и до 30–32 человек. Очевидно, что в таких условиях и речи нет об индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Обязательную программу обучения проходят все дети одинаково. Распознаванием талантов и дальнейшим их развитием должны заниматься родители.

Обучение в детском саду происходит при помощи коллективного подхода

Вредное влияние других детей

Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей. В каждой существуют свои особенности поведения, и не всегда они положительные. Ребёнок впитывает всё подряд как губка, и вот родители стали замечать, что он дерётся, плюётся, кусается, кричит, ругается матом и т. д. Это всё результат детского общения. Не стоит паниковать, нужно постепенно разъяснять малышу границы хорошего и плохого.

Жизнь в детском саду не может быть идеальной

Персонал

Проблема персонала в дошкольных учреждениях стоит очень остро. Низкое финансирование и высокая ответственность не позволяют хорошо образованным и опытным педагогам работать в этой сфере. К сожалению, многие детские сады берут на должность воспитателя всех подряд.

Воспитатель детского сада несёт огромную ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей

Зачем нужен детский сад?

Иногда родители сомневаются, зачем отдавать ребенка в детский сад. Особенно часто такой вопрос задают, если мама – домохозяйка, в семье живут бабушки, готовые «сидеть» с внуками, или есть возможность нанять няню

«Какая важность в том, что сын или дочь растет без сверстников» – считают они

Общение со взрослыми не заменит малышу контактов со сверстниками, опыта построения отношений в социуме. Для правильного развития малыш должен освоить разные модели отношений. Занятия с родителями – слабая альтернатива обучению у опытных педагогов, знающих тонкости детской психологии и особенности восприятия знаний в зависимости от возраста

Важность детсадов трудно переоценить. Ведь успехи взрослого человека, как и его проблемы, родом из детства

Главная польза детского сада:

  • активное, разностороннее общение и обучение взаимодействию в коллективе;
  • приобретение новых навыков;
  • выявление и разностороннее развитие способностей, правильное развитие;
  • сбалансированное детское питание;
  • приучение к дисциплине и самостоятельности.

С какого возраста берут в ясли?


Когда перед родителями встает вопрос, отдавать ли чадо в детский сад (ясельной группы это касается в особенности), необходимо не только взвесить все за и против, но и быть полностью уверенными в готовности ребенка. В возрасте от 7 до 18 месяцев дети особенно сильно нуждаются в материнской любви, и разлука может повлечь за собой такие проблемы во взрослой жизни, как тревожность и боязнь одиночества.

В ясли малыша можно отдать от полутора до трех лет. В частных детских садах условия мягче, некоторые учреждения могут взять малыша и от одного года.

По реакции на разлуку с матерью уже в 7 месяцев можно понять, метить ли в ясли или лучше оставить эту идею до лучших времен.

Двухлетний малыш и детский сад

Нельзя сказать, что я жаждала отдать дочку в детский сад в столь раннем возрасте, но на всякий случай в очередь встала. Чем ближе подходило время, тем больше я себя уговаривала, что нам это не надо, но супруг и свекровь настаивали, что надо попробовать. Когда нас пригласили оформляться, мы были на даче. Я радостно сказала домашним, вот, видите, ничего не выходит, не ехать же в город, после чего бабушка пошла подавать заявление.

Радовало только то, что к сентябрю моей дочке был уже год и 10 месяцев, а не полтора года. Если бы ей реально пришлось идти в сад в полтора, то ничего бы не вышло. Она в том возрасте ещё активно сосала грудь и висела на мне, как обезьянка, домашние дела давались с трудом. А ещё моя девочка закатывалась, если что-то шло не так.

По факту, в группу мы пришли за две недели до двух лет. В первый день в саду дочка впала в ступор, она ни слезинки не проронила, воспитатель рассказывала, что она 30 минут варила суп (мешала ложкой в игрушечной кастрюле), видимо, это нервное.

А через три дня мы заболели. В следующий раз, она ходила в сад целых две недели. Отдавала я её со слезами, её успокаивали, брали на руки. Через несколько дней она уже шла к воспитательнице самостоятельно, шмыгая носом.

Потом снова заболели и вместе с праздниками пропустили полтора месяца. Новая попытка пришлась на два года и два месяца. И я хочу отменить, что это было уже совсем другое дело. Моя дочка доросла до детского сада. Она капризничала, но с радостью шла к воспитателю, заставала я её через три с половиной часа, играющую на площадке и довольную. После того как я приходила, она продолжала играть и показывала мне свои трофеи: с чем играла и что сделала.

Выводы. Я сейчас скажу банальность, но все дети разные, и пробовать в два года детский сад можно, но надо смотреть на реакцию ребёнка. Кстати, болезни тоже говорят о том, что ребёнку рановато в сад, он может болеть из-за стресса.

Ещё интересные статьи для родителей:

  • Машинка на управлении для 2 летнего мальчика – не рано ли?
  • Почему маленьким деткам всегда надевают шарф?

Как понять, что ребёнок готов к детскому саду?

Чтобы записать ребёнка в ясельную группу, желательно, чтобы малыш обладал следующими навыками:

  • мог самостоятельно заснуть без сосок и укачивания на руках;
  • был научен пользоваться чашкой;
  • просился на горшок и обходился без подгузников во время бодрствования, а также сообщал о том, если дойти до горшка не удалось;
  • умел кушать самостоятельно.

Для поступления в младшую группу ко всему вышеперечисленному прибавляются следующие пункты:

  • проявлял хоть какой-то интерес к занятиям;
  • имел опыт общения с детьми;
  • минимально изъяснялся;
  • самостоятельно одевался.

Но даже если ребёнок владеет всеми этими навыками, он не готов к посещению садика, если он не успел насладиться родителями. Это можно понять по поведению малыша. Если он играет с детьми, но постоянно оглядывается на вас, контролирует ваше присутствие, значит, нужно повременить с затеей посещать детский сад и уж точно не рассчитывать на мягкую адаптацию.

Каким критериям должен отвечать детский сад

Рассмотрим самые главные критерии, на которые стоит обратить внимание в подборе сада:

1) Частный или государственный.

Почему-то принято считать, что в частном детском садике к ребенку будут относиться лучше. Так же воспитатели частного сада заинтересованы в том, чтобы вы пришли к ним снова, а поэтому будут всячески поощрять детей. Государственные дошкольные учреждения также достаточно хорошие, главное правильно выбрать. Если у вас нет возможности платить много денег, то стоит отдать предпочтение второму варианту.

2) Отдаленность от дома.

Если в семье есть автомобиль, то в принципе это не такой уж и важный вопрос. Но если вы планируете к саду добираться общественным транспортом, то это очень утомляет детей. Поэтому лучше рассмотрите варианты ближайших районов.

3) График работы сада.

Есть садики с графиком до 19:00, но есть и такие, что работают всего лишь до 17:00.

4) Познакомьтесь с воспитателями.

Вы можете понаблюдать за ними со стороны, как они общаются с детьми. Также послушайте отзывы мамочек с предыдущих групп.

Помните, если вашему ребенку понравится воспитатель, он будет ходить в сад с удовольствием.

5) Территория детского садика.

Она должна быть чистая, безопасная, ограждена и с закрывающейся калиткой.

6) Ремонт помещений.

Обратите внимание на качество ремонта в игровой, столовой, спальне и т.д. Придерживаются ли там гигиены, какая постель, туалет и т.д