Пространство виртуальное, ответственность реальная

Пару недель назад школьник из Рязани прославился после того, как опубликовал в соцсети фотографию завтрака — маленькой котлеты с макаронами, которые интернет-пользователи не поленились сосчитать (их оказалось двадцать). Вряд ли мальчик предполагал, что снимок получит такой резонанс. Но у публикации материалов могут быть и более серьёзные последствия, чем разъяснительная беседа у директора.

Казалось бы, пара кликов мышью — ни к чему не обязывающее действие, однако реальные сроки в нашей стране можно получить за размещение записей в соцсетях. Чаще всего в таких делах идёт речь о призывах к сепаратизму и экстремизму. Мало того, законодательство не разделяет ответственность за оригинальную публикацию и репост. Запись появилась в блоге или на странице — и вы уже к ней причастны. Наказанием могут стать как денежные штрафы, так и лишение свободы.

Инфантильное, игровое отношение к интернету не всегда проходит с возрастом. Вот откуда берутся люди, которые фантазируют и врут о себе в сети.

Взрослый человек (и то не всякий) знает, что такая возможность существует. Но ребёнок искренне считает сетевую жизнь игрой, которую можно остановить в любой момент, просто сказав «я в домике». Между тем, в случаях, когда малолетний совершает то, что закон считает правонарушением, взрослым приходится расплачиваться — в прямом смысле. То есть, выплачивать материальные компенсации.

С того момента, как он научился пользоваться компьютерной мышью, ребёнку нужно знать, что он несёт ответственность за семью.

Если же подросток искренне и последовательно проводит в жизнь какую-то политическую позицию, не стоит обесценивать его точку зрения, даже если она кажется плодом юношеского радикализма. В этом случае он скорее найдёт поддержку у людей, которые вам не понравятся. Постарайтесь спокойно разобраться, что именно волнует вашего ребёнка, и заключите пакт о том, что до совершеннолетия он будет заниматься только теоретическим изучением разных точек зрения, чтобы более взвешенно сформировать свою.

Правильно ли это?

На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.

В этой брошюре мы:

  • расскажем о рисках бесконтрольного и бездумного использования интернета;
  • подскажем, как общаться с детьми на тему компьютерной безопасности;
  • научим, как настроить и использовать гаджеты, сетевое оборудование и программы, чтобы избежать ловушек и угроз в Интернете.

Мнение психолога

Еще в 2009 году биолог, член Королевской академии медицины Арик Сигман в выступлении перед Европарламентом обнародовал шокирующую статистику.

Современный ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, к своему седьмому дню рождения проводит в виртуальном пространстве ровно 1 год .

К 18 годам “стаж” пользования Всемирной паутиной достигает 4 лет .

В то же время “радиус активности” детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился. Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты.

Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Самостоятельное исследование внешнего мира стимулирует развитие независимого мышления, помогает ребенку осмыслить свои впечатления и опыт. Также оно учит ребенка делать выводы и планировать свою активность. Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают “оторванными от реальности”.

Дети, бесконтрольно использующие интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни.

Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили “виртуальные отношения”.

В 1995 году впервые был использован термин “интернет-зависимость”, сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.

Шаг 6. Не используйте открытые Wi-Fi-сети

Расскажите детям, чем опасны открытые Wi-Fi-сети:

  • Анализ трафика. Владелец Wi-Fi-сети или человек, который получил к ней доступ, может просматривать весь проходящий через нее трафик. С помощью анализатора пакетов данных он может узнать, на какие страницы вы заходили с подключенных устройств и какие данные вводили.
  • “Фальшивые” страницы для кражи паролей. При подключении к Wi-Fi в общественном месте пользователю часто предлагают подтвердить свою личность по номеру телефона или зарегистрироваться через соцсети. Все введенные при этом данные, владелец точки может собирать для личного использования. Также человек, у которого есть доступ к управлению роутером, имеет возможность настроить фишинг: например, перенаправление с facebook.com на сайт facebook10k.com, на котором будет размещена копия главной страницы популярной соцсети, созданная для кражи паролей.
  • Заражение вредоносными программами. Пользователя открытой сети можно незаметно для него перенаправить не только на фишинговые сайты, но и на страницы для скачивания троянов и вирусов, которые могут похитить с компьютера множество ценной для мошенников информации (пароли, документы и т.д).

Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы безопасно пользоваться Интернетом и получать от него пользу?

Давайте подумаем, что это могут быть за внутренние качества, а так же к какому возрасту, они могут быть сформированы, чтобы можно было пускать ребенка в Интернет-пространство.

Во-первых, это определенное развитие интеллекта. Чтобы ребенок понимал, как там все устроено, где что иcкать, умел писать и читать как минимум. Соответственно дошкольники по этим критериям не подходят. Учитываем, что пик развития интеллектуальных способностей у ребенка приходится на возрастной промежуток от 8 до 12 лет. И потребности узнать что-то углубленно и дополнительно появятся примерно в этом возрасте.

Во-вторых, ребенок должен обладать определенным уровнем развития моральных качеств и нравственности. Он должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Он должен взять эти нормы «внутрь». Потому что есть стадия развития нравственности, когда дети ориентируются только на внешний мир. Они ведут себя хорошо только когда рядом взрослые, а когда взрослых нет, то могут нарушать правила. Поэтому чтобы ребенок не лазил по порно-сайтам и другим, не предназначенным для детей сайтам, он должен находиться на этой стадии. Ее дети достигают с 10 до 13 лет в среднем.

В-третьих, ребенок должен обладать способностью к контролю над своими желаниями и импульсами для того, чтобы мог сказать себе «стоп», не сидеть в Интернете бесконечно. Чем старше ребенок, тем больше у него уровень контроля в норме.

Исходя из этих размышлений, я бы разрешила своему ребенку пользоваться Интернетом примерно с 10 лет под контролем взрослых. Нужно ограничивать не доступ, а свободу поиска в этом возрасте. Есть специальные детские социальные сети. Почему бы и нет, если у ребенка сформированы вышеперечисленные качества, то он справится.

Ну а подросток уже может пользоваться Интернетом как взрослый, единственное – ограничить это по времени, чтобы не причиняло вред его здоровью психологическому и физическому. Жесткое ограничения для подростка может вызвать обратную реакцию, “запретный плод сладок” или протест.

Подводя итог, хочется сказать, что немаловажную роль здесь играет доверие  своему ребенку и тому, что Вы в него вложили. Потому что  с определенного момента ребенок начинает обретать независимость, и Вы уже никак не можете защитить его, повлиять на его поведение. Работает только то, что Вы вложили в него до этого.

Психолог-психоаналитикДетский психолог

Почему родительский контроль не работает

С помощью родительского контроля можно распоряжаться временем, которое ребенок проводит за компьютером и ограничивать доступ к компьютеру. Тем не менее, на Youtube есть снятые младшими школьниками видео о том, как зайти под другой учётной записью.

С подростком отсутствие родительского контроля — это уже не технический, но этический вопрос.

Само выражение «родительский контроль» по отношению к подростку оскорбительно и вызывает у него неприязнь. Вы же не хотите, чтобы слова «неприязнь» и «родители» стояли рядом в его голове? Пытаться насильно ограничить доступ к компьютеру — то же самое, что прятать конфеты. Вполне возможно, что сын-старшеклассник физически сильнее вас и занимается спортом — тогда он с легкостью отнимет у вас сладости. Но это явно не тот уровень взаимодействия, на котором мы хотим решать вопросы.

Вот какую историю я наблюдал в семье подруги, когда мы заехали на выходные к её родителям и младшему брату пятнадцати лет. Родители уверенно управляются с компьютером — ищут информацию, смотрят фильмы, посещают форумы по интересам и считают, что хорошо осведомлены. Когда зашёл разговор о запрещённых веществах и оружии, которые, якобы, продаются в сети, отец тут же поискал в интернете и не нашёл ничего, из-за чего стоило бы беспокоиться. Сын посмотрел на него с жалостью:

— Пап, ты же не знаешь, что такое глубокий интернет?

У нас на глазах Саша извлек из недр тёмного интернета такое, что глаза у всей семьи полезли на лоб. Выяснилось, что он знает, например, где можно купить дробовик. Оружие пришлют почтой, по частям, в десяти посылках. Расплачиваться нужно криптовалютой, которую можно выменять на электронные деньги.

Ещё по этой теме


Вы не любите своих детей

— Сашенька, зачем тебе дробовик? — спросила дрожащим голосом мать.

Сын, который, выполнив задачу, потерял интерес к процессу, равнодушно отозвался, не поднимая глаз от смартфона:

— А мне и не надо. Я мопед хочу.

— А за то, что мы сейчас туда заходили, за нами не приедут?..

— Неа. Я через VPN заходил, исландский. Они самые надёжные.

Родители длинно выдохнули.

Но главная опасность не в этом

В последнее время в сети стали популярны челленджи – вызовы, или раньше это называли: «А вам слабо?». На камеру блогер должен выполнить какое-то задание и разместить ролик в сети. Врачи и психологи бьют тревогу. Порой задания абсолютно абсурдны – выпить 1,5 литра соленой воды, простоять 10 минут под холодным душем, съесть песок, или столько же пакетиков черного перца, сколько тебе лет, спрыгнуть с козырька над подъездом, незаметно вынести из магазина пачку семечек… 

Видя подобные челленджи, незрелая психика ребенка действительно получает настоящий вызов! Какова вероятность, что ребенок не захочет повторить? Большинство челленджей небезопасны для здоровья. 

С какого возраста можно разрешать своим детям пользоваться Интернетом?

Похоже, принятие этого решения зависит от родительской позиции. Есть родители, которые адаптируют мир под ребенка. А есть те, кто адаптируют ребенка под мир.

Если мы пытаемся создать для ребенка «тепличные» условия, оградить его от опасностей путем лишь ограничения его передвижений, общения, введения цензуры с Интернете и т.д., то мы пытаемся адаптировать мир под ребенка. Вернее сказать, строим для него особенный мир. Но ведь невозможно все проконтролировать и рано или поздно ребенок столкнется с миром реальным. А как ему себя в этом мире вести, у него представления и способностей нет. Вот тогда и может случиться какая-либо неприятность.

Поэтому с точки зрения детской психологии самое главное, чтобы ребенок обладал некими внутренними качествами, с помощью которых он сможет получать пользу в Интернете и избегать вреда и опасностей. А так же у него безусловно должен быть опыт пребывания в Интернете и навыки поиска нужной информации, навыки общения там, иначе он не будет полноценным членом современного общества.

Это как на детской площадке, там тоже можно пораниться, или встретить извращенца. Но ребенок, который понимает и знает, что стекло трогать руками опасно и к незнакомым подходить не следует, будет получать максимум пользы от игры с другими детьми во дворе, избегая опасностей.

«Буду, как мама»

Дети наследуют пример, который им показывают родители. Само поведение взрослых формирует зависимость детей от интернета.

Решение — в замене плохого примера на хороший

Хотите, чтобы дети больше уделяли внимание книгам, настольным играм, музыке, спорту и меньше времени тратили на интернет — начните сами это делать

Если взрослые в буквальном смысле слова спят с телефоном, то чего можно ожидать от ребенка? Телефон — это первое, что они берут в руки, когда просыпаются, и последнее, что они держат в руках перед тем, как заснуть.

Телефон всегда под подушкой или возле кровати. Сколько случаев было, когда спал, нажал на телефон и позвонил разным людям.

Вторая причина зависимости – это тенденции современного мира. В современном мире все происходит через интернет.

В интернете можно совершить покупки, поиграть в игры, познакомиться с людьми, почитать разную информацию, узнать больше о жизни друзей по их профилям в соцсетях. Интернет – это часть современной жизни. Все больше и больше услуг переходят в режим онлайн.

Шаг 2. Установите на компьютер средство родительского контроля

Многие компании предлагают программное обеспечение, которое позволяет настроить или ограничить выход в интернет. Такие программы могут включать следующие функции:

  • Фильтрация и блокировка. Позволяют ограничивать доступ к некоторым сайтам, программам и изображениям.
  • Блокировка данных, которые ребенок отправляет с компьютера. Не позволяет детям делиться информацией в Интернете, в том числе отправлять что-то по электронной почте.
  • Браузеры для детей. Позволяют фильтровать контент, который видит ваш ребенок.
  • Поисковые системы для детей. Ограничивают поиск и фильтрует его результаты.
  • Мониторинг деятельности ребенка в браузере. Организует контроль доступа детей в Интернет. Фиксирует адреса веб-сайтов, которые посещал ребенок, отправляет родителям сообщения в тот момент, когда ребенок заходит на запрещенный сайт.

Как это сделать?

Windows

  • создайте новую учетную запись (Параметры — Учетные записи — Семья и другие люди — Добавить пользователя для этого компьютера);
  • настройте ее (Параметры — Учетные записи — Семья и другие пользователи — Управление семейными настройками через Интернет);
  • в разделе “Просмотр веб-страниц” включите блокировку нежелательных веб-сайтов или укажите список доступных и недоступных сайтов;
  • в разделе “Приложения, игры и мультимедиа” ограничьте доступ к выбранным программам;
  • в разделе “Таймер работы с устройством” ограничьте время работы за компьютером.

Apple

  • зайдите в “Родительский контроль” (Системные настройки — Родительский контроль), создайте новую учетную запись с родительским контролем и настройте ее;
  • на вкладке “Программы” запретите или разрешите использовать камеру, ограничьте список разрешенных контактов в почте и разрешите использовать определенные программы;
  • на вкладке “Веб” разрешите доступ к некоторым сайтам;
  • на вкладке “Магазины” отключите встроенные магазины Apple, а также ограничьте просмотр фильмов и прослушивание музыки iTunes;
  • на вкладке “Время” ограничьте время работы за компьютером.

Google ChromeЯндекс

Шаг 3. Научите ребенка создавать надежные пароли

Расскажите детям основные правила создания паролей:

  • пароль должен состоять не менее, чем из 6 символов;
  • в состав пароля могут входить цифры, латинские буквы, пробелы и специальные символы (точки, запятые, восклицательные знаки и т.д.);
  • рекомендуется составлять пароль из смешанного набора цифровых и буквенных символов;
  • не следует использовать общеупотребляемые слова и устойчивые словосочетания;
  • не следует использовать наборы символов, представляющие собой комбинации клавиш, расположенных подряд на клавиатуре, например, такие как: qwerty, 123456789, qazwsx и т.п;
  • не следует использовать персональные данные: имена и фамилии, адреса, номера паспортов, страховых свидетельств и т.п;
  • для разных учетных записей необходимо использовать разные пароли.

Как это сделать?

Существуют бесплатные и довольно простые в использовании программы для создания и хранения паролей. Найдите такую программу в интернете, установите ее, создайте пароль и сохраните его.

Что делать родителям, когда ребенок попал в интернет зависимость

Если ребенок уже попал в капкан интернет зависимости, то вытянуть его оттуда непросто. Наберитесь терпения и делайте маленькие шаги, постепенно создавая все более крепкую эмоциональную связь с ним.

Вам придется заново налаживать эмоциональный контакт с ребенком.

Конечно, чем старше ваше чадо, тем сложнее это сделать. Но в любом случае родители могут предпринять самые простые шаги для налаживания эмоционального контакта.

  1. Прежде всего, найдите время в семейном расписании и запланируйте общение с ребенком. Только не на тему «как дела в школе» и «что ты сегодня кушал», а о том, что ему интересно. Возможно, для начала это будут даже компьютерные игры. Поинтересуйтесь сутью игры, персонажами, кто из них плохой, кого нужно победить и какие для этого используются приемы.
  2.  Проявите свой интерес, покажите ребенку, что вас интересует его мир. Не осуждайте и не критикуйте бессмысленность игры или агрессивность персонажей. В случаях с подростками можно просто задавать вопросы, ответы на которые ребенок будет искать сам.
  3. Можно поделиться с ним тем, что в ваше время таких игр не было, вы играли с живыми детьми во дворе или пионерском лагере, и вам тоже было интересно. Расскажите о своем детстве, поделитесь с ним своими чувствами. Я уверена, вы найдете, о чем поговорить с сыном или дочерью.

Выделите для этого всего 15-20 минут в день, но только с полным погружением в чувства и эмоции ребенка.

Отучить детей от интернета не получится, нужно помочь им адаптироваться в виртуальном мире

Вы понимаете, что сам вопрос о том, как отучить ребенка от интернета, по сути своей не имеет смысла. Интернет — реальность нашего мира, им нужно просто уметь пользоваться.

Обязательно согласуйте и договоритесь с ребенком о расписание и времени, которое он проводит в интернете. Обо всем этом можно договориться, только тогда, когда выстроены доверительные отношения. Используйте технические возможности — установите родительский контроль, таймер на пользование интернетом.

Возможно, в какой-то момент доверительного общения вы увидите, что все не так страшно и энергию ребенка можно аккуратно перенаправить в позитивное русло. Его увлечение компьютерами и интернетом можно использовать для развития

Важно, что вы понимаете, чем занимается ребенок, что его увлекает и какая помощь и поддержка от родителей ему требуется

Отучить современных детей от интернета не получится. Именно родителям нужно помочь детям адаптировать виртуальную реальность под реалии современного мира.

Подробнее о том, как понять своего ребенка и создавать эмоциональные связи с ним, можно узнать уже на ближайшем цикле бесплатного онлайн-тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Регистрируйтесь здесь.

Рекомендуем к прочтению

Автор Виктория Винникова, педагогКорректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

11 Июн, 2019

Просмотров:

1738

Теги: ответы на вопросы

Смотреть нельзя переключить

Для того, чтобы правильно поставить запятую в этой фразе мы должны как минимум быть в курсе того, что смотрит наш ребенок. Планшет – это не няня! И если с виду ребенок сидит спокойно, нет гарантий, что в этот момент не происходит ничего плохого. 

Офтальмологи советуют дошкольникам ограничивать время на просмотр мультфильмов до 30 минут в день. Желательно два раза по 15 минут.

Невропатологи запрещают смотреть телевизор за 3 часа до сна, а гиперактивным детям придется вовсе забыть про большую часть мультфильмов. Ортопеды не рады тому, в какой позе дети смотрят телевизор. Логопеды настаивают на том, что планшеты, телефоны и телевизоры способствуют задержке речи. И пока ребенок не заговорит, ему нужно общаться с людьми, а не с Дашей-путешественницей.

Шаг 8. Не читайте спам-письма

Научитесь сами и научите своих детей распознавать спам-письма.

Главные признаки спам-писем

Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь ребенка от этого — участвовать в его “виртуальной жизни” и приучать его к соблюдению правил компьютерной безопасности.

Посидите рядом, когда он играет в игры, посетите его любимые сайты, обсудите интересующие ребенка темы. Пусть ваш ребенок познакомит вас со своими виртуальными друзьями.

Расскажите ребенку о различных ситуациях, которые происходили с людьми в интернете. Ребенку значительно проще понять на примерах, как интернет может навредить ему.

Чего категорически нельзя делать в интернете?

Эти правила интернет-безопасности нужно соблюдать всем и каждому:

Помните! Интернет грозит неприятностями беспечным пользователям и приносит пользу тому, кто заботится о своей интернет-безопасности.

Как нужно вести себя в интернете?

Часто в интернете человек ведет себя иначе, чем в реальной жизни, не только из-за незнания правил поведения, но и потому, что интернет снимает психологические барьеры, ограничивающие выражение эмоций.

Американский психолог Джон Сулер назвал это “эффектом растормаживания в Сети”. Интернет способствует потере идентичности и ощущению невидимости.
Но анонимность пользователя иллюзорна. Надо помнить, что найти человека, который написал что-то в интернете, не сложно.

Поэтому нужно соблюдать определенные правила поведения:

  • Помните, что в интернете вы скорее всего общаетесь с живыми людьми. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
  • Общаясь в интернете, будьте дружелюбны и вежливы.
  • Пишите и говорите только то, что могли бы сказать собеседнику лично.
  • Берегите свою репутацию.
  • Всегда перечитывайте и перепроверяйте то, что собираетесь опубликовать.
  • Критично относитесь ко всему написанному в интернете. Помните, что даже “Википедия” часто ошибается, так как тексты в ней пишут обычные люди. В ней довольно часто попадаются искаженные факты и спорные оценки.
  • Научитесь доверять своему опыту. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, то это стоит как можно быстрее прекратить. А детям нужно рассказать родителям о любой такой ситуации.

Интернет — не идеальное пространство, а отражение общества: самое высокое и прекрасное соседствует здесь с негативом и рисками.

Но мы знаем, что хоть интернет и является платформой для огромного количества мошеннических схем, бояться этого не стоит. Надо всего лишь научиться правильно его использовать и научить этому своих детей.

Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?

  1. Ссылки на брошюру (на сайте Белого дома, на сайте Министерства внутренней безопасности США).
  2. Ссылка на трейлер к фильму Screenagers.
  3. Исследование компании Яндекс “Угрозы в интернете и опасные сайты”.
  4. Статья “Компьютерная зависимость у детей: как избавиться?”.
  5. Инфографика ВЦИОМ “Детские самоубийства: кто виноват и что делать?”.
  6. Проект “Лаборатории Касперского” — “Защита детей”.

«Распаковка» и «обзоры», или куда катится мир?

У детей «распаковка» и «обзоры» пользуются огромным спросом! Очень часто ютуб блогеры играют на тонких струнах детской души, ведь все любят получать подарки, срывать упаковку и с трепетом смотреть, что же внутри заветной коробки.

За счет вашего ребенка блогеры монетизируют свой канал. Вы же не думаете, что они бесплатно участвуют в этих горе-постановках? Дети – лучшая аудитория, чтобы повысить просмотры, не давая взамен никакой ценности – ни художественной, ни смысловой. Причем эта аудитория придет еще и еще, и будет крайне благодарна. К сожалению, вечно занятые родители сами этому способствуют.

Первое правило напрашивается само собой – знать, что смотрит ваш ребенок. Вы сами можете оградить свое чадо от вредной для

психики и опасной для здоровья информации. Как это сделать правильно, нам расскажет опытный детский психолог:

Замена реальной жизни онлайном

Люди меньше контактируют друг с другом “вживую” —  и их дети также меньше нуждаются в контакте с социумом. Дети лучше находят общий язык в чатах, нежели в реальной жизни.

Мы погружаемся с головой в интернет и не замечаем, как быстро проходит время.  Нет времени беспокоиться об одиночестве, о пустоте в душе — онлайн общение закрывает большую часть эмоциональных потребностей человека.

Дети более адаптированы к современному миру технологий и интернета. А взрослому этот период адаптации дается сложнее. В данном случае беспокойство взрослых еще вызвано тем, что они выросли в период библиотек, читальных залов, рефератов написанных вручную, писем по почте, телевизоров, игр во дворах и песен под гитару у кого-то на квартире.

А для современных детей это совсем не так. Интернет – это их библиотека, телевизор и песня под гитару в виде прямого эфира в Instagram.

Современный мир диктует такие правила. В эпоху телевизоров дети были привязаны к телевизорам. В эпоху интернета – к компьютерам, планшетам и телефонам. Будет следующая эпоха, и уже новое поколения детей будет следовать  новым тенденциям.

Интернет зависимость, возможно, не такая уже и зависимость для детей. На мой взгляд – это необходимость, так как это их способ общения и социализации.

Уменьшить зависимость от интернета возможно только в случае отсутствия у взрослых членов семьи зависимого поведения. Поощрение спортивной деятельности, развитие социальной адаптации и установка лимита на время, проведенное в интернете тоже могут принести полезные плоды.

Также нужно понимать, что любой этап человеческого развития приносит как плюсы, так и минусы

Важно достигать баланс

Ссылка на страницу автора в социальной сети:

Другие материалы Анны Тимофеенко на сайте Фаза Роста:

Вам также может понравиться:


Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Со знаком плюс

Развитие и обучение

Сегодня можно найти и скачать развивающие программы, рассчитанные даже на трехлетних малышей. Логические задачки, упражнения на координацию движений, обучение иностранным языкам – все, что душе угодно! Конечно, все это можно без организовать и без планшета с компьютером, но с гаджетами получается ярче, веселее, эффективнее. Как подобрать хорошую развивающую программу? Вот четыре признака.

  1. Интеллектуальная вовлеченность: малыш не просто развлекается, но решает поставленные задачи.

  2. Интерактивность: ребенок не просто наблюдает за происходящим на экране, а выполняет какие-то действия.

  3. Соответствие возрасту: игра должна соответствовать уровню развития ребенка, позволять ему получить новый опыт.

  4. Взаимодействие: компьютерная программа не должна замещать живое общение, она должна быть выстроена так, чтобы у ребенка появился новый повод обратиться к маме и папе.

Критическое мышление и поиск информации

Поиск информации в наше время – отдельный навык, которому требуется учить детей. С одной стороны, поисковые сайты неимоверно облегчают эту задачу. Стоит только вбить запрос, и они услужливо предложат ранжированный по популярности список ответов. Совсем не то, что идти в районную библиотеку и искать нужную книжку, которой еще может и не быть в наличии!

С другой стороны, мамы и папы нынешних малышей могли полностью доверять информации из книг, ее достоверность была гарантирована государством. Сегодня же мам и папам придется немало поработать с ребенком, чтобы объяснить, каким сайтам можно доверять, а каким – нет.

Приходится признать, что без информационно-поисковых навыков сегодня никуда, это практически такое же важное умение, как чтение или счет. И чем раньше ребенок научится работать с поисковыми системами, тем лучше!

Социальные сети – общение без границ

Наконец, особую неприязнь родителей вызывают социальные сети. Однако современные школьники используют их скорее как удобные мессенджеры, где можно создать виртуальный аналог реальной беседы – чат (класса, кружка или спортивной секции, просто группы друзей). Зачастую такие чаты создают учителя и тренеры, чтобы размещать срочные объявления, а свои группы в соцсетях есть практически у всех детских клубов и секция. По сути, такой мессенджер почти не отличается от телефонной беседы – эй, мамы, а вы в 12 лет не «висели на телефоне» с подружкой часами?

Социальные сети – это возможность существенно расширить круг общения, переписываться со сверстниками по всей стране и даже по всему миру, найти друзей, которые разделяют твои интересы. Делиться своими проблемами и помогать новым друзьям. Разве не здорово? Не совсем…

Что нужно знать об интернет-травле

Многие родители опасаются, что в сети на связь с ребенком выйдет опасный взрослый, но такие случаи происходят куда реже, чем постоянное издевательство детей и подростков друг над другом. В эмоциональном смысле интернет-буллинг, пусть при другой технической базе, ничем не отличается от травли реальной — жертва ощущает себя такой же несчастной и подавленной.

Возможно, здесь стоит задуматься — а как вы сами ведете себя в интернете? Всегда ли вы оставляете разумные и вежливые комментарии? Не случалось ли вам случалось резко или оскорбительно высказываться в темах, посвященных политическим или социальным вопросам?

Важно донести до самого себя, а потом уже и до ребенка, мысль о том, что на поведение в интернет-пространстве распространяются те же законы, что и на «реальную жизнь».

Подойдет ли ваш сын к девочке в классе чтобы сказать ей в лицо гадость? Тогда почему он считает нормальным писать комментарии такого же содержания под фотографиями? Будем ли мы неуважительно высказываться о человеке в третьем лице, когда он стоит рядом? А ведь комментарий, который может прочесть тот, о ком идет речь — это то же самое.