Почему стоит приучать ребенка к помощи по дому

Семья – результат труда (физического и духовного) всех его членов

Чтобы микроклимат в доме был благоприятный, а вероятность недопониманий сводилась к нулю, важно поддерживать друг друга, в том числе, и касательно выполнения домашних обязанностей. Так, на готовку ужина мама потратит пару час-полтора, но если к ней приобщится папа и сын/дочь, вы справитесь гораздо быстрее, а сэкономленное время можно потратить на совместный досуг – настольные игры, чтение книг, прогулку

Только что вы прочитали пояснение, которым можно замотивировать ребенка помогать по дому. Конечно, некоторые ребята с раннего возраста демонстрируют рвение к уборке, мытью посуды, приготовлению еды, и уговоры не нужны

В остальных случаях пытайтесь доносить ребенку важность содействия, причем лучше не представлять домашние обязанности как повинность и тяжелое наказание. Убрать за собой игрушки, застелить постель, помыть тарелку и протереть пыль – элементарные вещи, которые выполняются быстро и без раздумий

Домашние поручения для ребенка 5-ти лет:

  • участвовать при составлении меню и планировании покупок; без проблем готовит канапе или простые бутерброды;
  • после приема пищи очистить обеденное место;
  • обеспечить себя холодными напитками и водой;
  • накрывать на стол;
  • обрывать без корней зелень с грядок;
  • вносит необходимые составляющие в тесто;
  • содержать свое спальное место и комнату в порядке;
  • без посторонней помощи складывать одежду и снимать с себя вещи;
  • содержать в чистоте предметы в ванной и туалете;
  • чистить зеркала;
  • загружать белье в стирку, разделяя по цвету;
  • прибирать и укладывать стираные вещи;
  • отвечать на телефон;
  • делать уборку в помещении;
  • вносить деньги в кассу при покупке небольшого объема;
  • натирать стекла в автомашине;
  • выносить мусорное ведро;
  • принимать решения, как можно применить накопления семьи для отдыха;
  • прибирать в живом уголке;
  • завязывать шнурки на бантики.

Могут ли родители заставлять работать?

Чтобы получить ответ на вопрос: “Могут ли родители заставить ребенка работать?”, достаточно обратиться к Конституции РФ и ТК РФ. Что говорит закон по этому поводу?

Статья 37 Конституции гласит, что труд в нашей стране свободен. Любой человек может использовать свои возможности, выбирать занятие, профессию по желанию. Никто не может принудить его выполнять ту работу, которую он не хочет. Эта же позиция содержится в статье 4 ТК РФ.

Исходя из вышесказанного, следует, что ни один человек не может заставить выполнять работу. Родители — не исключение. Таким образом, если ребенок (14-16 лет) сам пока что не желает работать, родитель не может заставить его это делать.

Другое дело, если юный гражданин сам принял решение подработать. До 16 лет обязательно требуется разрешение взрослых (матери, отца или опекунов), органов опеки. Кроме того, трудовым законодательством предусмотрен ряд льгот, касающихся трудовой деятельности подростков.

Женский портал / woman.hutor.ru

Как заставить взрослого ребенка работать

Молодые любят отдыхать и гулять. Как приучить их работать? Вот шесть простых способов, как оторвать двадцатилетнего «ребенка» от видеоигр и дивана, чтобы тот пошел на собеседование.

Однажды любой родитель понимает, что сыну или дочери пора жить своей жизнью, но вместо этого чадо наслаждается отдыхом и проводит дни на диване. Журнал Time попросил автора книги «Мама, можно я вернусь? Руководство по выживанию для родителей двадцатилетних» дать несколько советов, как отправить ребенка на собеседование.

Чей это дом?

Можно пойти жестким путем и установить предельный срок совместного проживания, после которого сын или дочь начнут жить своей жизнью. Но с новым жильем в России беда, поэтому можно ограничиться установлением неких правил. Причем эти правила должны соотноситься с потребностями детей. Например, не стоит заставлять ребенка обязательно являться на семейные обеды. Это станет лишним поводом для скандалов. Зато можно оговорить, кто будет поддерживать дом в чистоте и вести хозяйские дела? На ком готовка и стирка?

«Бесплатная» жизнь

Чтобы ребенок начал стремиться к финансовой независимости, вы можете установить некий предел в том, сколько денег ему даете. Подумайте, какие статьи семейного бюджета дети могут взять на себя. Кто покупает продукты? Кто оплачивает счета за телефон? За проживание? Главное ? не перегнуть палку. Иначе получится, что дети получают маленькую зарплату, вкладываются в семейный бюджет и остаются без копейки. В итоге они станут еще более зависимы от вас.

Если вариант с общим семейным бюджетом не подходит, дайте понять ребенку, что он может помочь иными способами: посидеть с младшими братьями или сестрами, приготовить ужин раз в неделю, отвезти бабушку или дедушку к врачу. Полезно научить детей финансовому планированию. Покажите им, как обращаться со счетами, квитанциями и другими документами, с которыми они столкнутся во взрослой жизни.

Создайте дорожную карту и отойдите в сторону

Сядьте и обсудите с ребенком шаги, как получить работу. Общайтесь с сыном или дочерью как с взрослым человеком. Чтобы избежать неприятных разговоров в будущем, составьте график с конкретными целями. Как только создадите дорожную карту, оставьте ребенка в покое. Пусть он или она сами звонят в компании и ходят на собеседования, иначе не ощутят, что добились всего сами. Если же без вашего участия ребенок ничего не делает, есть повод поговорить с ним более серьезно.

Задействуйте знакомых

Не бойтесь подключать своих знакомых. Сразу после окончания школы у ребенка нет связей в деловых кругах. Зато у вас есть

Кого вы знаете? Может, кто-то из знакомых готов взглянуть на резюме сына или дочери? Правда, стоит помнить важное правило. Вы можете открыть для ребенка дверь, но войти в эту дверь он должен один

Ребенок должен сам общаться с работодателем, так он научится выгодно преподносить себя в чужих глазах.

Убедитесь, что ребенок во всеоружии

У вас есть работа, и вы знаете, чего вам стоило получить должность. Убедитесь, что чадо знает основы делового этикета. Подправьте сопроводительное письмо (но не пишите его за ребенка), помогите с набросками резюме. Можете даже купить первый костюм. Да, дорого, зато шансы ребенка получить работу повышаются. А отблагодарить вас он всегда успеет.

Используйте время с умом

Ваша конечная цель ? помочь ребенку получить работу, но не забывайте, что это еще хорошая возможность укрепить ваши отношения. Ребенок входит во взрослую жизнь. Это последние мгновения, когда вы все еще можете повлиять на воспитание детей. Используйте это время с умом.

woman.hutor.ru

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша

И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой

Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.

Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел

Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей

  • Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.
  • Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса. Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать

Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Как можно приучить ребенка помогать по дому?

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет. Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

 

Советы родителям как приучить ребенка к порядку

1) Убирайте квартиру совместно с детьми.

Взрослым не стоит отказываться от помощи детей по дому. Можно, например, попросить накрыть стол или порезать салат.

2) Во время уборки общайтесь с ребенком.

В раннем возрасте уборку игрушек можно превратить в веселое приключение.

3) Хвалите за помощь.

Не забывайте мотивировать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Например, можно сказать: «Только ты выполнишь эту работу по-настоящему хорошо!». Никогда не платите деньги за выполнение любого задания, лучшей наградой будут слова о том, что ребенок самый трудолюбивый и ответственный ( но и перехваливать не нужно).

4) Не наказывайте работой.

Родители совершают большую ошибку, когда наказывают ребенка работой. Выполнение им домашних дел не должно быть в рамках наказания за какой-либо поступок. Ребенок должен понимать, что помыть посуду, застелить кровать и помочь бабушке на даче – это его обязанность.

Родители должны мотивировать заниматься домашними делами с самого раннего возраста. Приучить ребенка не так уж и сложно, если в данном вопросе стать ему хорошим примером. Дети всегда любят, когда мама проводит с ними время, а это значит, что любую домашнюю работу можно превратить в интересную игру.

Когда приучать ребенка к домашним обязанностям, решают непосредственно мама и папа, но лучше всего делать это как можно раньше.

Просить и благодарить

Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»

И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!

Придумываем игру

Зачем тратить нервы и себе и детям, если можно превратить процесс уборки в увлекательную игру. Вариантов великое множество – ограничение лишь наша фантазия и желание. 

Предлагаем ребенку игру: он становится спасателем и отправляется на поиски потерявшихся игрушек, а потом с чувством выполненного долга, возвращает их на свое место. Сначала играем вместе, а затем постепенно ребенок сам привыкнет выполнять домашние обязанности. 

Чтобы процесс уборки был более увлекательным используем своеобразный домашний инвентарь: швабру игрушечную или настоящую (но специально для ребенка), маленький веник или пылесос, яркие варежки для вытирания пыли и т.д. Чем веселее и необычнее эти атрибуты, тем интереснее ребенку. Так, он сам захочет помочь по хозяйству.

Чтобы игра-уборка не надоела маленьким помощникам, нужно регулярно менять или чередовать приемы. Как вариант, можно поиграть в прятки. Закрываем глаза и считаем до 10. За это время ребенок убирает на место одну из игрушек. Открыв глаза, мама угадывает, что именно убрал малыш. Игра продолжается, пока не будет все убрано.

Что должен уметь делать ребенок по дому в 7-9 лет

С тем, что домашние заботы это не эксплуатация детского труда, а формирование важных черт человеческого характера мы определились, а значит, приступаем от теории к практике. 

Определяем круг домашних обязанностей, которые ребенок 7-9 лет мог бы взять на себя:

  • убирать в квартире: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи (чистую одежду вешать в шкаф, а грязную относить в стиральную машину или корзину для грязного белья);
  • следить за состоянием своей обуви, мыть ее в случае необходимости, всегда ставить на место;
  • самостоятельно собирать портфель и отвечать за его содержимое;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
  • заботиться о домашнем питомце: мыть, кормить, вытирать лапы, менять содержимое лотков;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель;
  • накрывать на стол и протирать стол после приема пищи;
  • готовить элементарные блюда: бутерброды, салат, утреннюю кашу;
  • помогать родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук, почистить картошку, налить в кастрюлю и поставить на огонь воду для супа или макарон, сварить яйца;
  • рассортировать и постирать в стиральной машине одежду, развесить стирку (если дома есть невысокая напольная сушилка);
  • знать, какие именно вещи ему необходимо надеть в школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
  • помогать взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.

Если у вас есть дача или загородный дом, ребенок 7-9 лет легко может помочь вам: 

  • граблями убрать прошлогодние листья,
  • станет вашим напарником в ручной распилке досок,
  • вместе со взрослым сможет выкопать или закопать яму,
  • самостоятельно полить грядки,
  • собрать созревшие фрукты и овощи с кустов.

Вне игры!

Нельзя не заметить, что сегодня условия домашнего труда стали во многом легче. Появились технические усовершенствования: стиральные и посудомоечные машины. Не такая уж редкость и няни, помощницы по хозяйству. В связи с этим ответ на вопрос «зачем надо привлекать к работе по дому еще и ребенка?» кажется не столь очевидным. Поэтому, прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы он мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной? Психолог Евгения Пайсон считает, что приучать ребенка к труду имеет смысл тогда, когда его помощь действительно нужна. «Приучение ради приучения или ради каких-то далеких перспектив бессмысленно, — считает психолог. — Ребенок всегда почувствует, делает ли он чтото нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать “белое от коричневого”, лишь бы чем-нибудь занять. Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь, ребенок легко и естественно приучается трудиться». Даниил Ильяшенко, шестой ребенок в семье протоиерея Александра Ильяшенко, вспоминает, как в шестилетнем возрасте ходил по утрам на молочную кухню для своих младших сестренок-близнецов, а лет в десять, когда все большое семейство переезжало на новую квартиру, он в новых «апартаментах» сам вешал карнизы. «Сейчас я могу сказать, что невероятно счастлив, что вырос в такой семье и воспитывался именно в таких условиях, где нас было много и проходилось трудиться больше, чем в других семьях, — говорит Даниил, будучи уже отцом собственного семейства. — Эта закалка во многом мне помогла».
«Естественность» — именно то слово, которым характеризует процесс приобщения к домашнему труду своих восьмерых детей и Ольга Стриевская: «Я не могу вспомнить, чтобы кого-то надо было заставлять, все хотели мне помогать. Другое дело, что, когда все дети были еще маленькие, организовать такую помощь было невероятно тяжело, куда проще было все сделать самой, а детей отправить играть в детскую. Но ведь ужин понарошку — это совсем не то что готовить для папы ужин по-настоящему! И мне приходилось, если мы режем салат, каждому ребенку находить нож и дощечку; если мы жарим сырники, то к плите потом страшно было подойти…» Даже совсем маленький ребенок способен понять, что помощь по дому — это реальное дело. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела. А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, такое занятие будет лишь имитацией работы. Но если попросить его собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это реальная помощь. Родители должны продумать, какое ребенку можно поручить дело, чтобы это не стало бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в силах, для него это игра, зато расставить чистые тарелки по размеру в шкаф, разложить вилки и ложки — реальная помощь. «И есть еще одно отличие игры от настоящей помощи — за игру не благодарят», — отмечает психолог Евгения Пайсон.

Как организовать помощь детей по дому

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Мама двоих детей