Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Когда приучать

Среди современных мамочек самым важным в данной теме является когда же приучать своего кроху осуществлять гигиенический процесс не в подгузник. Ответ получаем из физиологии, а это значит, что новый человек от момента появления на свет до первого года жизни не способен контролировать процесс освобождения мочевого пузыря и кишечника. У него попросту отсутствуют ощущения переполненности.

Из наблюдений можно сделать несколько выводов:

  • Чем раньше родители начнут приучать к маленькому туалету кроху, тем быстрее он овладеет навыками.
  • Чем больше развит ребёнок, тем процесс привыкания будет проходить легче.
  • Чем терпеливее будут родители, тем быстрее наступит результат. Нельзя бросать этот вопрос, мол когда-то сам научиться. Без помощи родителей не обойтись.

Многим из нашего раннего детства припоминаются специальные звуки, под которые мы выполняли необходимые действия. К примеру, на “пи пи пи” мы выполняли мочеиспускание. Многие мамочки продолжают эту излюбленную традицию. Каждый выбирает самые комфортные способы для своего малыша. Но все же отлично, если ребёнок выполняет нужные функции не под определенные звуки, а от физиологии – ощущения переполненности.

Ничем не лучше ситуация, когда родители заставляют сидеть на горшке насильно, чтобы уберечь коврики и одежду в чистоте. Тогда кроха начинает активно сопротивляться, ведь его садят и держат на горшке, когда он этого не хочет. От этого у взрослого для данного вопроса ребёнка начинаются проблемы – он отказывается пользоваться горшком.

Опираясь на физиологических развитие ребёнка приучать к горшку необходимо не ранее 1 года.

Но существуют примерные сроки возникновение навыка:

  • Около года ребенок негативно относится к промокшим трусикам и штанишкам.
  • В 1,5 года беспокойным поведением пытается показать родителям, что ему необходимо освободить мочевой пузырь.
  • Почти в 2 года всячески доносит родителям, что ему необходимо в туалет.
  • Уже в 2 года отчётливо понимает, что именно хочет сделать, идёт на горшок и даже способен самостоятельно снять трусики и другую одежду, но вряд ли оденет обратно.
  • В 3 года способен сам пойти в то место, где стоит горшок, сделать необходимое и даже частично себя обслужить – снять белье, воспользоваться бумагой и надеть одежду снова. В этом возрасте малыш уже проговаривает словами,что ему необходимо.
  • Если учитывать мнение педиатров как наших, так и зарубежных, то ребенка следует приучать к горшку в возрасте после одного года, а точнее с 1,5-2 лет. Это наиболее благоприятный период для малыша.

Советы педиатров и психологов

Большинству родителей не нужна врачебная консультация на тему того, как приучить ребенка к горшку. Достаточно просто ознакомиться с основными рекомендациями специалистов по этому поводу.

Психологи настоятельно не советуют пускать ситуацию на самотек и ждать, пока малыш начнет проситься в туалет самостоятельно. Это обусловлено тем, что на ребенка в подгузниках будут косо смотреть окружающие, если он старше 3,5-4 лет. В этом же возрасте малыш начнет сравнивать себя со сверстниками и расстроится, если большинство из них будут отличаться от него (ходить на горшок). Все это приведет к психологическому дискомфорту.

Важно! А вот педиатры настоятельно не рекомендуют приучать малыша к горшку с пеленок. Дело в том, что нервно-мышечные связи между органами малого таза, спинным и головным мозгом начинают формироваться только с 18 месяца жизни

Они отвечают за передачу “сигнала” о том, что человеку требуется справить нужду. До этого момента дефекация и мочеиспускание происходят неосознанно.

Психологи и педиатры сходятся во мнении о том, что давить на ребенка не следует независимо от обстоятельств и его возраста. Многие не одобряют применение ускоренных методик по типу “приучение к горшку за 1 день” по отношению к детям младше 2 лет. Врачи советуют родителям использовать щадящие методы, которые не имеют строгих временных рамок. Из различных методик лучше черпать полезные советы, но не базировать на них свой опыт воспитания детей.

Психологи убеждены в том, что самые эффективные методы обучения маленьких детей чему-либо – игровой и подражательный. В данном случае первый способ подразумевает вовлечение горшка в обычные игры. Например, вот барби захотела пописать, вот плюшевому мишке захотелось в туалет во время путешествия в сказочный лес. Обыграть эту тему можно как угодно.

Подражательный метод базируется на чем-то схожем, но для его осуществления мама с папой заменяют игрушки и на своем примере образно показывают, как писать и какать на горшок, вытирать ручки после туалета, убирать за собой. Эти действия формируют у малыша подражательный рефлекс, который быстро закрепляется в мышлении.

Эффективным методом закрепления навыков также является похвала. ️ У ребенка появляется положительная ассоциация с конкретным действием, он начинает воспринимать его как правильное и хорошее.

Вышеописанные правила также оглашает доктор Комаровский, когда рассматривает ⇑ вопрос о том, как правильно приучать ребенка к горшку и во сколько лет это нужно делать (видео в конце статьи).

Что делать, если малыш не поддается учению?

Нужно попробовать определить причину. Она может быть физиологической, неврологической или психологической.

Под неврологическими причинами мы понимаем последствия родовых травм и пр. Об этом подробнее расскажет вам невролог.

Физиологические причины – слабость сфинктеров, пороки анатомического развития, запоры и пр. Следует обязательно показаться врачу! Не назначайте сами себе лекарства и не экспериментируйте с народными методами.

Психологические причины, пожалуй, самые распространенные

Справляя нужду в штаны, ребенок гарантированно получает недостающее ему внимание. Пронаблюдайте, достаточно ли времени вы уделяете малышу

Иногда отказ от горшка символизирует борьбу за свободу. Не переусердствовали ли вы с принуждением к чистоплотности? Возможно, вы просто попали в не самый удачный момент – кризис отрицания или «самости». Сделайте паузу в обучении.

Рекомендуем вам также ознакомиться со статьей доктора Комаровского «Путь к горшку» (написано легко, понятно и с юмором), с главой «Как приучить малыша к горшку» из книги М. и У. Сирз «Ваш малыш от рождения и до двух лет» (рекомендации по приучению очень детальные, аргументация солидная, но доступная).

Фото: globallookpress.com

Терпенье и труд – все перетрут

Терпеливые и внимательные мамы деток 3 лет заметят положительные сдвиги в освоении новых навыков уже через одну-две недели, в то время как годовалый малыш осилит этот процесс за один или даже два месяца. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте его соответствия стандартам. Возможно, ваше чадо освоит горшок за несколько дней, а может быть, ему потребуется для этого навыка целый месяц.

Чрезмерно настойчивые попытки усадить малыша на горшок могут спровоцировать у него полное неприятие к данному предмету. В таком случае рекомендуется отказаться от высаживания на некоторое время, а затем вновь начать привыкание.

Пока вы будете выжидать подходящего момента, рассказывайте ребенку о пользе и необходимости существования горшка. Покупка нового яркого горшочка, возможно, вызовет интерес малыша и поможет начать все сначала.

Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

Ошибки родителей

То, что у родителей не получается приучить своего ребенка к горшку свидетельствует о неправильном подходе к этому процессу. Нельзя ожидать быстрого результата и винить малыша в том, что он не “управляется” к срокам. Нежелательно начинать приучение слишком рано. И это далеко не все запреты, которые не стоит нарушать.

◊ Основные ошибки ️:

  1. Недостаточно времени на ребенка. Мама с папой удаляют приучению чада к горшку несколько часов в день, а в остальное время просто достают подгузники и начинают заниматься своими делами. Итог: ребенок справляет нужду то в подгузник, то в горшок, что полностью сбивает его с толка.
  2. Непоследовательность действий. Родители приучают малыша к горшку, но не приучают его к последовательному ритуалу. К тому, что сначала нужно снять штанишки, потом трусики, а после похода в туалет – выносить чашу и мыть руки. Итог: малыш привыкает справлять нужду в правильном месте, но игнорирует важные аспекты этого процесса.
  3. Переусердствование. Родители применяют всевозможные методы приучения к горшку каждый день на протяжении долгого времени. Они ставят себе цель: приучить чадо до энного возраста. Итог: у ребенка развивается страх перед горшком.
  4. Наказание “мокрыми штанами”. Мама с папой видят, что ребенок снова описался, вместо того чтобы пойти на горшок, и решают проучить его этим методом. Они оставляют чадо разгуливать по дому в мокрых штанах на 10-30 минут. Итог: ребенок все равно не осознает, почему он ходит в мокром, но у него вырабатывается привычка так ходить.

Эти ошибки встречаются постоянно даже среди опытных родителей, воспитывающих не первого ребенка.

Способы приучить ребенка к горшку

Интересно происходит приучение к горшку в Африке. Там женщины приучают детей к горшку с рождения. При этом если малыш, которому от роду неделя, писает в пеленки, то его маму считают невнимательной.

И действительно считается, что в течение первого месяца младенец подает простые сигналы о желании сходить в туалет.

И если есть время, то мамы могут все контролировать. А вот после месяца такая способность пропадает.

Известный детский врач Комаровский рекомендует не приучать кроху к горшку с негативным эмоциональным фоном.

Любой малютка рано или поздно научится, повторяя за родителями или ровесниками.

Большинство стараний по приучению вызваны не заботой о ребенке, а стремлением сократить расходы на памперсы, уменьшить количество стирок и выглядеть не хуже других.
Не используйте агрессивные методы приучения к горшку. Если малыш напуган недовольством родителей или зажат, то процесс не получится.

Если же приучить по системе, то спокойный и довольный малыш гораздо охотнее будет учиться новому навыку.

Из своего опыта скажу, что лучший способ чему-либо научить – это предоставить процесс в виде игры.
Чтобы быстро привить определенный навык, нужно сначала отучить от памперсов. Прежде всего, нужно показать, что памперс только мешает и приучить ребенка к горшку будет проще.

Для этого не снимайте его, пока он не наполнится и не станет слишком тяжелым. Уже после года нельзя держать малыша в памперсе все время.

А малышей постарше сажают на горшок.
Кроме того, есть специальное время, когда рекомендуется осуществлять процедуру. Дети чаще всего хотят в после сна и после еды.

Методика приучения за 7 дней

Родителям можно попробовать специальную методику приучения к горшку за 7 дней. Данная система называется «Довольный малыш».

В первый же день снимают памперс и часто сажают на горшок. Можно даже продемонстрировать взрослый туалет и показать, зачем он нужен. Процесс повторяется каждые четверть часа. Нельзя ругать малыша.
На второй день навыки нужно закрепить

При этом важно контролировать процесс.
На третий день не стоит надевать памерсы. Перед тем, как идти на улицу необходимо подержать малыша над туалетом

Первое время можно брать с собой предмет туалета. И уже через несколько дней ребенок научится сдерживать себя.
Уже к четвертому дню многие малыши выказывают желание самостоятельно посещать санузел. Но все равно необходимо напоминать о туалете заигравшимся детишкам. Также нужно поощрять и не показывать недовольство. Контролировать походы в нужно до конца недели.

Методика приучения за 3 дня

Давайте рассмотрим, какие еще есть методики. Одна из них рассчитана на три дня. И он сам будет ходить на горшок. Применяется в том случае, когда пришло время отправляться в садик или перед поездкой.

За пару недель малыша стоит познакомить с горшком

Важно приобрести этот атрибут и рассказать, для чего он нужен

Стоит рассказать, что скоро памперс нужно будет поменять на трусы и начать ходить в туалет. Выберите несколько дней, когда сможете заниматься только малышом. Так легче приучить ребенка к горшку.Следующие три дня должны пройти так:

Весь первый день малыш должен находиться без памперсов. При этом можно надеть трусики

Важно целый день следить за ребенком и не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что ребенок собрался помочиться, то несите горшок

Если у крохи получается сходить, то это должно заканчиваться похвалой. Ночью все еще нужно надевать подгузник.
Во второй день стоит смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Гулять можно выходить без подгузника, но запасную одежду стоит взять с собой.
На третий день можно выходить на прогулку даже два раза. Малыш дома высаживается на горшок. Это стоит делать перед прогулкой, после нее, после пробуждения и до сна.

Чтобы малыш мог и сам пользоваться туалетом, нужно выбрать такую одежду, которую легко можно будет снимать самостоятельно.

По-детскому или по-взрослому?

Прежде чем приступить к обучению, нужно выбрать, к чему вы собираетесь приучать своего малыша — к горшку или к детскому сиденью на унитаз.Если вы выбрали горшок, надо понять, каким параметрам он должен соответствовать:

Размер. Горшок должен подходить ребенку по размеру — нужно, чтобы малыш туда не проваливался и сидеть на нем было комфортно.
Форма. С девочкой все просто. Ей лучше купить обычный круглый горшок, на котором она сможет сидеть, сведя ножки вместе. Мальчику же больше подойдет горшок анатомической формы с выступом впереди, благодаря которому он будет разводить ножки в стороны. Так ему удобнее делать свои дела.
Дизайн. Горшок не должен пугать и отталкивать ребенка

Ведь он станет его лучшим другом на долгое время, поэтому важно, чтобы он вызывал у малыша положительные эмоции. Бывают горшки разных цветов и форм, с разными персонажами и даже с музыкой

Выбирайте такой, который понравится вашему крохе. Однако важно, чтобы ребенок не воспринимал его как игрушку и долго на нем не засиживался.
Безопасность. Как бы горшок ни выглядел, в первую очередь он должен быть устойчивым и безопасным.
Удобство. Горшок с крышкой подойдет, если у вас нет возможности сразу же выливать его содержимое, с подножкой — более устойчив, а если он «оснащен» ручкой (или выемкой для руки), его удобно выносить.
Материал. Большинство горшков сделано из пластмассы, эмалированные прочнее, но и тяжелее. Бывают горшки из пластика с антисептической добавкой и из материалов, которые принимают температуру тела ребенка независимо от температуры воздуха.

Если вы подумываете о детском сиденье на унитаз, сначала убедитесь, что ваш ребенок не боится самого унитаза, возможности провалиться и громкого звука слива воды.

В первую очередь сиденье должно быть удобным. Проверьте, достает ли малыш до пола ногами. Если нет, купите ему специальную ступеньку-подставку, чтобы он смог залезать на унитаз самостоятельно, а во время самого процесса ставил на нее ножки. Бывают сиденья круглой формы и анатомической, с выступом спереди, с поддержкой для спины сзади, совмещенные с взрослыми и переносные складные, которыми можно пользоваться вне дома.

Учитывая, что процесс обучения часто затягивается, горшок может оказаться сподручнее. Его можно поставить в комнате, где общаться с малышом приятнее, чем в тесном туалете.

Некоторые совмещают горшок с унитазом. Такой вариант будет удобен мальчикам: по-большому можно ходить на горшок, а по-маленькому — в унитаз, стоя на ступеньке-подставке.

Выбор горшка для ребенка

Металлические горшки, которые гремят и доставляют массу неудобств, остались в далеком прошлом. Сегодня производители в качестве основного материала выбирают обычный пластик, учитывая его практические и эргономические свойства. Однако лучше всего отдавать предпочтение более дорогим изделиям, выполненным из качественного материала.

По форме выделяют два типа горшков:

  • классический вариант, когда расположение тела ребенка аналогично сидению на стуле;
  • изделие, напоминающее седло, когда между ног малыша расположен небольшой выступ.

Классический горшок признан педиатрами самым практичным. Маленьким детям удобно пользоваться им, ведь процесс сидения и вставания лишен всяких сложностей. Что касается второго вида, то горшки в виде седла удобны тем, что изгибы изделия в точности повторяют анатомическое строение тела малыша в сидячем положении. Однако сам момент усаживания на горшок несколько затруднен из-за имеющегося выступа, оказывающегося между ног, что вызывает определенный дискомфорт.

При выборе подходящего изделия важно учесть:

  • насколько устойчивым будет горшок в процессе эксплуатации;
  • продумана ли созданная конструкция для дальнейшей утилизации испражнений;
  • есть ли дополнительная крышка, которая необходима в том случае, если не удается вовремя помыть изделие.

Еще почитать

  • Рацион молодой мамы в первые месяцы после родов

    После рождения ребёнка наступает необычный для женщины период — кормление малыша. Некоторым говорят, что в данный период требуется кушать в два раза больше, чтобы молоко содержало все необходимые для ребёнка вещества, но так ли это? Давайте разбираться! Подробнее

  • Какую роль должен выполнять отец в воспитании ребенка

    Воспитание ребенка — процесс, зависящий от двух родителей. Первую скрипку обычно играет мать, но и отец не должен совсем абстрагироваться от воспитательных целей и задач. В современной семье отцы редко занимаются воспитанием детей, что, конечно же, является в корне неверным подходом. Подробнее