Что делать родителям
Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке
Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.
Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним
Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:
— Хочешь к бабушке?
— Нет, не хочу, мне там не скучно
— Ничего, найдешь себе занятие.
Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?
Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия. Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.
Второе главное правило — шанс исправиться
Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо? Я думаю да.
Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит». У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.
Третье главное правило — критика и приказы
Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.
Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.
Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.
Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций : «Мама пришла(((( сейчас опять заставит убирать»
Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?
Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.
Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.
Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.
Как правильно развивать в ребенке уверенность в себе, чтобы не навредить
По мнению психологов, уверенность в себе состоит из 3 компонентов:
- внутренний стержень (чувство уверенности в собственных силах и правильности мнения);
- решительные действия (отстаивание собственной позиции, уверенные последовательные действия);
- решимость (отсутствие колебаний после принятия решений).
Воспитывая ребенка и формируя его личность, задача родителей – сделать внутренний мир крохи целостным, научить его вести себя соответственно этим трем показателям. Обдумывая действия, как развить в ребенке уверенность в себе, мамам и папам стоит помнить, что иногда лучше умерить свое желание обучать, достаточно просто любить и уважать маленького человека как личность.
Во время взросления кроха впитывает любую информацию, как губка. Его идеалы, примеры для подражания с самого рождения – родители. Ребенок любит без условностей, без причин и копирует наше поведение, подражает. Поэтому, если вы задумались, как вселить уверенность в ребенка, начните с себя. Возможно, изменив собственные привычки, вы сможете изменить будущее малыша.
В процессе становления личности специалисты выделяют несколько самых распространенных ошибок, которые совершают родители, пытаясь правильно растить малыша:
- излишняя опека;
- сравнение с другими;
- сомнение в его возможностях;
- слишком бурная реакция на совершаемые ошибки;
- манипуляция чувствами крохи.
Основа неуверенности в себе у ребенка формируется из возникающих страхов. Бояться, – это нормально. В процессе взросления кроха сталкивается со многими страхами. Задача родителей не усугублять их, пугая малыша плохими последствиями.
Решение, как воспитать в ребенке уверенность в себе, может заключаться в 6 рациональных методах действий родителей:
- серьезно воспринимать детские страхи;
- не наказывать за испуг;
- находить компромиссы, не оставлять малыша один на один со своей проблемой (не покидать одного дома, если боится одиночества, при боязни толпы быть рядом, взять на руки);
- не отожествлять ребенка с другими людьми;
- аккуратно давать возможности крохе столкнуться со своими страхами и преодолеть их (постепенно уменьшать свет ночника для тех, кто боится темноты, или наблюдать издалека за животными, потом погладить, подержать на руках, тем, кто боится зверей);
- разговаривать на понятном для малыша языке, не игнорировать его вопросы и все просто и логично объяснять.
Какие упражнения можно осваивать самостоятельно
Действенным методом, как помочь привить ребенку уверенность в себе, станут совместные игры на повышение самооценки с другими детьми и взрослыми. Такая форма воздействия мягко скорректирует заниженную самооценку и даст необходимый толчок для формирования внутреннего стержня.
Обратите внимание! Игры нужно проводить систематически, соблюдая режим и постоянный график, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и безопасно. Упражнение 1
«Что в имени тебе моем?». Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок полюбил собственное имя и осознал свои хорошие качества. На листке бумаги нужно написать большими буквами имя крохи. Каждый символ дополнить словом, характеризующим хорошее качество малыша, начинающимся с этой буквы. Например:
Упражнение 1. «Что в имени тебе моем?». Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок полюбил собственное имя и осознал свои хорошие качества. На листке бумаги нужно написать большими буквами имя крохи. Каждый символ дополнить словом, характеризующим хорошее качество малыша, начинающимся с этой буквы. Например:
- М – модная;
- А — артистичная;
- Р – рациональная;
- И – интересная;
- Я – яркая.
Если ребенок еще не умеет писать, это может делать взрослый. Игра учит любить свое имя и видеть положительные черты характера, которыми стоит гордиться.
Упражнение 2. «Сам по себе». Игра предназначена для нескольких детей. Ведущий раздает команды, остальные их выполняют. Задача заключается в выполнении предложенных действий без помощи других. Ребята занимаются своими делами до сигнала, в этот момент нужно выполнить действия, которые назначил ведущий: образовать какую-то фигуру всем вместе, построить ряд в определенной последовательности, нарисовать рисунок или спеть песню.
Игра дает возможность малышу научиться действовать самостоятельно, не ориентируясь на других, принимать решения и нести ответственность.
Упражнение 3. «Еще не могу, но уже стараюсь». Визуальный ориентир для ребенка – совместно созданный плакат. Листок бумаги нужно разделить на две части. В одной стороне под названием «Еще не умею» пишем те цели, в достижении которых кроха не уверен. В другой, «Умею сам», располагаем освоенные навыки.
Игра наглядно показывает малышу, что он уже многого достиг, и формирует уверенность в собственных силах для достижения других побед.
Упражнение 4. «Ролевые игры». Отличный способ справиться со страхом – найти решение в игре. Неприятную обстановку из жизни, мультика, сказочной истории можно разложить по ролям, и с самого начала пережить вместе. В момент возникновения ситуации, которой боится ребенок, дать ему возможность самостоятельно придумать удачный выход. Если разобраться с проблемой не получилось, взрослый может предложить несколько вариантов решения, а малыш выберет сам наиболее подходящий.
Игра учит оперативно реагировать на жизненные ситуации и принимать полученный результат с положительной стороны, что напрямую влияет на уверенность в себе.
Кроме специальных упражнений, есть масса способов, как внушить ребенку уверенность в себе: чаще говорить слова любви и необходимости, радовать сюрпризами (необязательно материальными) и своим вниманием, интересоваться его «личной жизнью» и всегда прислушиваться к тому, что он говорит
Как помочь ребенку быть уверенным и активным
Очень часто родители, делая свое благое дело — воспитание и обучение детей, — выполняя его, как им кажется, «ответственно и со всей строгостью», не думают о том, каким образом сделанные ими замечания, одергивания, реакции на временные неудачи, нравоучения в отношении ребенка скажутся на его самооценке. Ситуация излишней опеки, тем более если она сочетается с авторитарным стилем воспитания, не может привести к тому результату, к которому в конечном счете стремятся родители, — к воспитанию целеустремленного и самостоятельного ребенка, умеющего достойно справляться с трудностями и достигать поставленных целей.
Трудно ожидать от детей настойчивости и желания преодолевать препятствия и в случае навязчивого стремления родителей вырастить «звезду», т.к. «наш сын талантлив, гениален». В такой семье предъявляют завышенные требования к ребенку, которые часто оказываются непосильными для него, а исходом этой ситуации является все та же безвольность, разочарованность в том, что он не может соответствовать возложенным на него родительским надеждам, или, наоборот, протест против предъявляемых требований и негативизм по отношению к отцу и матери. При этом страдают и сами родители, «бьющиеся как рыба об лед», испытывая в результате лишь усталость, бессилие и разочарование, и дети, старающиеся выполнить предъявляемые к ним требования, чувствующие не меньшую усталость, приобретающие тревожность и массу других психологических проблем.
Проявляться эти проблемы могут по-разному. У одних детей — в нарушении поведения, агрессивности, негативизме, протесте, у других — в замкнутости, тревожности, несамостоятельности, отсутствии инициативы и целеустремленности. Ребенок часто испытывает чувство вины, появляется так называемая выученная беспомощность, ощущения себя как «плохого», без надежды на то, что можно еще исправиться и стать «хорошим», отсутствие умения мыслить позитивно, заниженная самооценка — список можно продолжать бесконечно. Все зависит от конкретной ситуации и возраста ребенка. Ясно одно — так появляется замкнутый круг: чем больше проблем у ребенка, тем более активными становятся воспитательные воздействия родителей и тем больше отягощается ситуация. Таким образом, выходит, как говорил наш известный политик: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Страдают и дети, и родители.
Безусловно, чтобы не допустить такого развития событий, либо исправить ситуацию, если она уже сложилась, в первую очередь нужно обратить внимание на следующее. Закрепляя отрицательную реакцию ребенка на какую-либо трудность, награждая его эмоционально негативной оценкой, предъявляя непосильные требования, взрослые могут нанести ему большой вред
Ситуация неуспеха ребенка в какой-то деятельности, полученная «плохая» оценка, — не повод для того, чтобы навешивать на него ярлык неудачника.
Гармоничное сочетание требовательности и помощи, реальная оценка способностей ребенка, умение понять, что он испытывает в данный момент, и стремление помочь ему создадут условия, когда родители увидят свое чадо умеющим мужественно принимать жизненные удары и решать поставленные задачи.
12 качеств — фундамент сильной личности с детства
Психическое развитие и формирование личности ребёнка начинается с рождения и переходит во взрослую жизнь. Конечно, люди в любом возрасте могут меняться, но приятнее и проще жить человеку, который уже в детском возрасте научился качествам, которые помогут стать сильной личностью, ведь ему не нужно тратить время и силы на переобучение. Мы будем говорить в основном о детях школьного возраста, так как именно в школе начинается осознанная самостоятельная деятельность — учёба. Какие же качества стоит развить у ребенка, чтобы он вырос сильной личностью?
-
Ответственность. Умение просчитать последствия своих действий, разграничить свою ответственность и ответственность других людей, не брать на себя лишнее.
-
Решительность. Привычку принимать самостоятельные решения, добиваться их выполнения, преодолевать препятствия.
-
Уверенность в себе и своих силах. Умение трезво оценивать свои способности, верить в свои силы, не опускать руки и не сдаваться при малейшей сложности.
-
Целеустремлённость. Способность формулировать цели, планировать их достижение и не упускать их из виду, мотивировать себя на их достижение.
-
Дисциплинированность. Способность организовать себя и своё пространство, следовать расписанию или графику, придерживаться правил.
-
Аккуратность. Привить навык поддерживать порядок дома и в своих делах, соблюдать личную гигиену.
-
Стрессоустойчивость. Знание, как преодолевать жизненные сложности и без серьёзных потерь переживать стрессовые ситуации.
-
Трудолюбие. Умение получать удовольствие от выполняемой трудовой и учебной деятельности.
-
Общительность. Находить друзей, договариваться, общаться, обладает харизмой, может быть открытым и приветливым.
-
Доброта. С уважением и бережливостью относится к другим людям, к животным и природе.
-
Щедрость. Умение делиться и помогать другим, способен разделить не только материальные ценности, но и оказать моральную поддержку, способен сострадать и сопереживать.
-
Креативность. Способность проявлять и развивать свой творческий потенциал, способен нестандартно мыслить и предлагать оригинальные решения.
Конечно, не обязательно развивать все эти качества одновременно. Что-то может быть более важными для вас, что-то — менее. Вы можете сформировать портрет сильной личности и развивать нужные качества в ребёнке сами или с помощью технологии модификации поведения 7Spsy.
Также обратите внимание, что некоторые качества недоступны детям из-за возраста, например, в 8-9 лет сложнее просчитывать последствия своих поступков, чем в 18-19. Но мы можем заложить основу для развития этих качеств: рассказывать о том, какие последствия у каких действий могут быть, показывать на примере, позволять ребёнку сталкиваться с последствиями (конечно, если нет опасности для здоровья и жизни)
Так как же помочь ребёнку воспитать сильный характер и развить силу духа, стать сильной личностью?
Рекомендации для подростков «Как справиться с неуверенностью?»
Как справиться с неуверенностью?
(рекомендации для подростков)
1. Постоянно настраивайте себя на успех.
Как только замечаете, что вам опять приходят в голову такие привычные мысли как «Я не справлюсь», «У меня не получится», «Куда уж мне», «Я невезучий» и т. д. – тут же пресекайте их. Как можно скорее меняйте эти убеждения на другие, противоположные по смыслу:
У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
МОЯ УДАЧА ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕНЯ НАЙДЕТ.
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МОЯ ЖИЗНЬ СУЛИТ МНЕ МНОЖЕСТВО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КОТОРЫМИ Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПОЛЬЗУЮСЬ.
СТОИТ ТОЛЬКО ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЗАХОТЕТЬ – И Я ДОБЬЮСЬ СВОЕГО.
МОЙ УСПЕХ – В МОИХ РУКАХ!
Помните мысли материальны, начните думать, что ваш успех зависит только от вас, а вовсе не от других людей или обстоятельств – и очень скоро эта мысль станет вашей реальностью.
2. Коллекционируйте свои удачи, достижения.
Начните собирать или создавать альбом, куда вы будете помещать все грамоты, дипломы, заметки про ваши достижения, свой уголок или стенд, где поместите свои медали, кубки и т. д. И чаще их просматривайте с чувством радости и гордости.
3. Используйте метод самовнушения.
Скажите себе: «Неудачи и ошибки – это то, что бывает с каждым. Я тоже ошибался, терпел неудачи – ну и что? Теперь это осталось далеко позади. А в настоящем со мной – только везение, удача и успех». Повторяйте это раз от раза, пока окончательно не убедитесь, что действительно негативный опыт остался в далеком прошлом.
4. Сами создавайте условия для своего везения.
Разберитесь в себе, оцените по достоинству свои сильные стороны и начните их всячески развивать. Развивайте ту сферу своей деятельности, где вы чувствуете себя уверенно. Там и есть ваша стезя успеха.
5. Ставьте перед собой цели.
Не плывите по течению, не ждите, что в вашей жизни «все как-нибудь само устроится. Само собой ничего не устраивается. Чтобы чего-то достичь, надо ставить перед собой цели, а затем предпринимать действия, чтобы этих целей достичь. Начните с небольших, несложных целей: научитесь чему-то новому, выполните какую-то работу и т. п. Обязательно делайте то, что задумали, и не забывайте себя одобрять: «У меня все получилось!», «Я захотел – и я сделал!». Так в вашем подсознании закрепится ощущение успеха. Постепенно вы сможете ставить перед собой все более сложные цели – и достигать их.
6. Научитесь не сдаваться.
Не останавливайтесь на полпути и не сдавайтесь, что бы ни случилось! Даже в ситуации полного краха не все потеряно. Главное собраться с духом, проанализировать свои ошибки, а если надо, то и пересмотреть всю стратегию своего поведения – и начать с нуля. Поверьте, что это сделать никогда не поздно. Берегите свою жизнь, ведь пока она продолжается – всегда остаются шансы наудачу.
Как повысить самооценку ребенку
Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.
Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.
Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин.
Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить.
Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность.
Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится
Это добавит ему уверенности.
Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках
Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи
Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед.
Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах
Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию.
Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать.
Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор.
Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах.
Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми.
Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле.
Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.
Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.
Как развивать лидерские качества
Прежде всего, для развития уверенности в себе, ребенку нужно побороть страх. Это может быть страх перед новыми знакомствами или же ответом у доски, первым выражением собственного желания. Идеальным решением станут игры, которые помогут развить понимание всего мира и других людей, самого себя, справляться с трудностями, выработать хорошую самооценку.
Игровая форма позволит чувствовать себя максимально комфортно, формируя, тем не менее, полезные качества. Игры лучше проводить каждый день в одно и то же время. Это позволит ребенку чувствовать себя в безопасности, быть уверенным в том, что происходит, ведь все события совершенно предсказуемы.
Для того чтобы усилить в ребенке лидерские качества, можно отдать его в спортивную секцию, кружок театралов или же художников. Навыки, полученные в таких видах деятельности, способствуют появлению собственной значимости, ведь ребенок уже кое-что умеет и это заставляет его гордиться.
Однако не менее важным являются отношения в семье. К мнению ребенка нужно прислушиваться, обсуждая принятые им решения, а также никогда привселюдно не обсуждать его промахи
Ребенок, к которому относятся, как к равному, ощутит свою важность, и будет постоянно стремиться к этому ощущению
Важным аспектом является похвала, которая не должна быть чрезмерной. Потому что ее недостаток или избыток может в равной мере навредить ребенку, который столкнется с мнением посторонних людей и их системой оценивания
Важно стараться быть объективным. А если вы заметили явные проблемы с ощущением себя у ребенка, несмотря на всю вашу поддержку, нужно обратиться к психологу, не упустив этот важный момент
Как воспитать в ребенке уверенность в себе
Чтобы воспитать в ребенке уверенность, родителям потребуется приложить немало усилий. Для этого нужно учиться видеть недостатки характера и преодолевать их. Не стоит постоянно хвалить малыша за те действия и навыки, которые являются его непосредственной обязанностью.
Поощряться должны только достижения, к которым приложены немалые усилия и творческие способности.
Как привить ребенку уверенность в себе через игру
Игра является наиболее органичным и естественным методом в воспитании смелости, этот способ возможно использовать для детей любого возраста. Ролевые ситуации способны привить ребенку навыки решения проблем с наиболее продуктивным результатом. В дальнейшем проигранные модели станут образцом для поведения в коллективе. Для этого необходимо создать конфликтную ситуацию и совместно найти пути выхода из нее. Научите малыша пытаться найти решение самостоятельно, так он приобретет необходимые навыки решения конфликтов.
Как вырастить уверенного в себе ребенка позволяя ему делать ошибки
Для будущих лидеров очень важно принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках. Только через приобретенный опыт возможно понимание целесообразности различных действий
Родителям, воспитывающим детей, привить самоуверенность можно только позволяя им действовать самостоятельно.
Разумный контроль со стороны взрослых поможет избежать травм и неприятных ситуаций, а малыш путем проб и ошибок поймет, что можно делать и чего следует избегать.
Хвалите ребенка за старания
Похвала со стороны родителей всегда стимулирует малыша быть еще лучше. Но многие мамы чрезмерно используют подобное поощрение, что приводит к неадекватной оценке способностей ребенка.
Ребенок должен обязательно получить похвалу за свои действия, если он старался и приложил максимум усилий для их выполнения. Оценено должно быть все, что не является обязанностью, а совершено по собственной инициативе. Поощрение обязательно должно быть объективным, следует избегать формирования у малыша как завышенной, так и заниженной самооценки.
Позволяйте ребенку решать мелкие проблемы самостоятельно, а сложные совместно
Для того, чтобы успешно решить проблему как развить у ребенка уверенность в себе, необходимо позволять ему самостоятельно решать проблемы. Вполне возможно, что с незначительными трудностями он справится сам, малыша нельзя лишать инициативы.
Для того, чтобы чадо чувствовало себя в безопасности, родители должны быть готовы в любой момент его поддержать. В процессе решения сложных задач между родителями и детьми растет и укрепляется взаимопонимание.
Воспитывайте оптимизм
Оптимистический настрой очень важен для формирования уверенной в себе личности
Даже если у малыша что-то не получается в данный момент, необходимо акцентировать внимание на уже существующих достижениях и планировать новые в будущем. Совместно с ребенком необходимо создавать образы достигнутого и планировать действия для получения положительного результата
Следует предупредить малыша, что не всегда задуманное получается с первого раза.
Никогда не критикуйте
Критика способна подорвать веру ребенка в свои возможности и силы. Поэтому постоянные одергивания и замечания, способны полностью заблокировать инициативу и желание действовать.
Особенно вредна для формирования самооценки критика при посторонних людях. Если возникает необходимость указать на ошибки, это следует делать тактично, не задевая достоинство ребенка. Необходимо совместно выяснить причину ошибочного поведения и наметить пути исправления ситуации.
Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, указывая на недостатки. Каждая личность индивидуальна и обладает своим набором положительных и отрицательных качеств
Целесообразно сравнивать малыша в прошлом и настоящем, акцентируя внимание на достижениях и новых умениях
Воспитывайте целеустремленность
Очень важно для лидера уметь ставить перед собой цели и добиваться их. Ребенок, который знает свои достоинства и то, чему он должен научиться, обязательно достигнет успеха
Нужно вести дневник достижений и целей, в который записываются поставленные задачи. Малышу в ведении записей должны помогать родители, а старшие ребята смогут вести дневник самостоятельно.
Поощряйте стремление пробовать что-то новое
Ребенку важно постоянно развиваться и осваивать новые умения и навыки. Для этого он должен делать не только то, что у него хорошо получается, но и постоянно учиться новому
Если сначала малыш будет испытывать трудности, вместо того, чтобы критиковать и подтрунивать, придите на помощь советом. Поддержка старших способна приободрить и вдохновить на достижения и борьбу со страхами.
Психологические причины неуверенности малыша в своих силах
Причины детской неуверенности могут быть разными – каждый случай индивидуален. Однако стоит выделить самые распространённые. И в центре этих причин всегда родители.
- Нелестные высказывания в адрес ребёнка. Такие выражения как «у тебя всё равно ничего не получится» и «ты всё делаешь не так» – одна из причин низкой самооценки. Что еще нельзя говорить своему ребенку, чтобы не запрограммировать его на неудачу, читайте в этой статье.
- Обесценивание потребностей и желаний воспитанника. Это не значит, что нужно по первому же зову исполнять все детские прихоти. Однако чем чаще родители оставляют без внимания просьбы, тем менее значимым ребенок себя чувствует. Подробнее об авторитете взрослых и как его правильно завоевать у воспитанника читайте здесь.
- Акцент на неудачах. Многие родители забывают о том, что и сына, и дочку можно и нужно хвалить. Взрослые привыкли ругаться за провинности, но это не единственный путь общения со своим малышом.
- Родительская бестактность. Иногда взрослые не думают о том, что ребёнок – это личность. Поэтому он не заслуживает унижений и оскорблений.
Самое главное – это разглядеть зарождение таких качеств на ранних стадиях. Чем взрослее станет ребёнок, тем сложнее будет бороться с его неуверенностью.
Неуверенные в себе дети – это диагноз?
А как проявляют себя неуверенные в себе дети? Основные черты характера – малая общительность, безынициативность. Им очень трудно устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Часто от них можно услышать «У меня не никогда это не получится», « Я не смогу», « Я не знаю». У них всегда есть оправдание невыполненной работе: нехватка времени, неумение, непонимание чего-то.
Внешне неуверенный ребенок выглядит замкнутым, малообщительным, стеснительным. В то же время такие дети проявляют неоправданное упрямство. Как правило, в основе такого поведения лежат отрицательные эмоциональные переживания по поводу своей неполноценности в глазах окружающих.
Неправильное воспитание может проявляться в постоянном сравнении ребенка с другими. При этом подчеркиваются ошибки, и принижается его личность. Растущий в постоянной критике и упреках до 8 лет он успевает сформировать в себе комплекс неполноценности. В дальнейшем он перестает выражать свое собственное мнение, а становится моральным « флюгером» — куда подуло, туда он и поворачивается. Такая тенденция в поведении очень опасна, так как может привести человека в более взрослом возрасте в плохие компании и на « скользкую дорожку».
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе и повысить самооценку
Всегда поддерживайте малыша, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.
Еще один способ, как добавить ребенку уверенности и повысить его популярность в группе — это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.
А что делать, если ребенок не уверен в себе и не имеет адекватной самооценки? Уважайте своего малыша и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку)
Чтобы воспитать в мальчике или девочке уверенность, как показывает практика, не надо бояться позволять малышу спорить с вами — а вдруг он вас переубедит? Заодно поучится аргументировать свои действия — это очень важное качество
Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала — вовремя и по делу
Даже небольшие достижения достойны похвалы, если малыш приложил усилия и чего-то добился (пусть незначительного, на ваш взгляд, успеха). Чтобы вырастить уверенную в себе девочку или мальчика, как рекомендуют психологи, нужно всегда радоваться вместе с ними, ведь ваши дети – самые лучшие и любимые, цените и принимайте малышей такими, какие они есть!
Как ещё можно научить ребенка быть уверенным в себе
«Пока… Зато!»
Если малыш не уверен в своих силах, играйте с ним в игру, похожую на «Плакат уверенности». На любое высказывание «Я пока не умею… (аккуратно складывать одежду, рисовать тигра, писать букву «Д», водить машину, чинить водопровод…) ребенок должен ответить: «Зато я могу… (чистить зубы, раскрашивать картинки, кататься на роликах, помогать маме убирать в комнате, прыгать через лужи…).
«Закончи фразу»
Попросите малыша закончить фразу, например: «Я могу…». «Я умею…», «Я добьюсь…», «Я смогу…»
«Что говорят о тебе?..»
Чтобы научить ребенка быть уверенным в себе как можно раньше и развить его фантазию, попробуйте поиграть в следующую игру. Малыша окружают различные предметы. Попросите ребенка представить себе, что все они умеют разговаривать и могут что-то рассказать о нем. Например, велосипед: «Какой ты молодец! Так быстро научился управлять мной! Скорее садись, покатаемся!» Примерные «рассказчики»: кровать, ботинки, мячик, зеркало, мыло, тарелка, расческа и другие предметы, которыми пользуется малыш. Найти их не составит труда, просто оглянитесь вокруг.
«Каждый сам!»
Это замечательная тренировка «личной ответственности». В игре каждый действует самостоятельно, рассчитывает на свою смекалку, свои силы, но в результате задание должна выполнить группа детей. Правила простые. Дети свободно ходят по комнате (или по детской площадке). По команде они должны выстроиться так, как скажет ведущий. Все действуют молча, никто никем не «руководит», никаких подсказок и «подталкиваний». Для деток постарше можно даже ввести запретна «контакт», «дотрагивания». Следующая команда — можно разойтись. И вновь перестроиться, когда скажет ведущий.
Примерные команды:
- построиться в колонну по росту;
- образовать круг;
- построиться в шеренгу «через один»: девочка — мальчик — девочка — мальчик;
- образовать треугольник и т. д.