Что такое самооценка?

Как формируется самооценка?

Прежде чем начать работу очень важно понять причинно-следственную связь психических реакций. Самооценка — это способность критически анализировать собственные возможности, принимать себя как личность и понимать своё место в социуме

Закомплексованному человеку крайне трудно испытывать любовь к самому себе. Это отражается на самовосприятии себя, своей роли и места в этом мире, способности налаживать контакты и достигать поставленных целей.

Первые «кирпичики» в фундамент взрослой самооценки закладываются в раннем детстве, когда малыш учится сравнивать и оценивать. Существенную роль в этом играют родители.

— «А вот Петя учится на одни пятёрки – почему ты так не можешь?»

— «Света аккуратная, а ты вечно с содранными коленками и в грязных туфлях. Не девочка, а недоразумение!»

Такие науськивания не то что не работают, а вовсе отбивают у ребёнка желание стараться. Он понимает – ему никогда не угнаться за успехами идеального Пети. Родители, которые постоянно сравнивают своё чадо с другими, негласно дают ему понять: жизнь – гонка, соревнование. Любовь нужно заслужить, выстрадать, завоевать. Это приводит к формированию неадекватно низкой самооценки. Впрочем, не идёт на пользу и захваливание.

— «Я посмотрела на твоих одноклассниц и поняла – они тебе и в подмётки не годятся, моя красавица!»

— «Ты самый умный и сильный – не обращай на дураков внимание!»

Получив передозировку лести в детстве и уверенность в своей уникальности, такие люди становятся неспособны к здравой самокритике. Они чувствуют себя «непризнанными гениями» в суровой и равнодушной реальности, что зачастую приводит к депрессии, замкнутости и прочим психическим расстройствам.

Стоит понимать, что самооценка может меняется на протяжении всей жизни, в зависимости от внешних условий и усилий самого человека.

На её уровень также влияет:

  • Окружение. Одноклассники, однокурсники, родственники, друзья. Многие, кто подвергался травле в школе или семье, остаются замкнутыми и испытывают страх в присутствии других людей или в различных жизненных ситуациях во взрослой жизни.
  • Материальное благосостояние. Дети, выросшие в бедных семьях среди богатого окружения и наоборот, испытывают сильные трудности в самовосприятии самого себя, своего места и роли в этом мире.
  • Образование. В частности, успеваемость и умение пользоваться полученными знаниями.

Типы самооценки

Психология определяет три основных вида самооценки:

  1. Адекватная/Неадекватная. Определяет, насколько здраво человек оценивает свои личностные качества и поступки.
  2. Стабильная/нестабильная. Выражается тем, насколько меняется самооценка человека в зависимости от жизненных обстоятельств (состояния здоровья, материального положения и т.д.).
  3. Общая/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает на область, на которую эта самооценка распространяется. К примеру, человек осознаёт, что хорош в творчестве, но совершенно не разбирается в точных науках.

Уровни самооценки

Помимо видов самооценки, также существуют и их уровни – их также три. Они демонстрируют степень, в которой личность может принять себя такой, какая есть.

  • Низкая самооценка. Искажённое самовосприятие, неумение видеть собственные достижения и положительные качества. Высокий уровень тревожности, ранимость, склонность к самоанализу и сравнению себя с другими не в лучшую сторону.
  • Адекватная самооценка. Человек с адекватной самооценкой умеет здраво анализировать собственные взлёты и падения и делать выводы на основе жизненного опыта. Здоровая самоирония, умение смеяться над собой и отстаивать собственные границы говорят о развитом психическом, интеллектуальном и эмоциональном мышлении, к которому следует стремиться.
  • Завышенная самооценка. Личность делает акцент на своих сильных качествах опуская все недостатки. Не умеет адекватно воспринимать критику, предпочитает не выходить из зоны комфорта, дабы не разрушить свою шаткую самоуверенность. Непоколебимые убеждения в собственном совершенстве мешают развиваться и познавать новое.

Как повысить самооценку ребенку: три простых «да»

Правильное воспитание — это не только запреты и наказания, но и позволения. Как поднять самооценку ребенку, говоря «да», знают педагоги Coral Family. Предложенные ниже варианты дают право ребенку быть ценным и уникальным.

  • «Да» праву одеваться самостоятельно — родителям порой проще подобрать и выложить одежду ребенку, однако это формирует зависимость от чужого мнения. Разрешайте детям самовыражаться и проявлять свой вкус.
  • «Да» возможности быть самим собой — не стоит подгонять своего ребенка под шаблоны, пусть он будет уникальным, со своим видением мира: шумным, быстрым, болтливым. Не одергивайте малыша каждый раз, когда он проявляет свое «я», принимайте его таким, какой он есть. 
  • «Да» проявлению эмоций — эмоции служат важнейшим способом познавать мир и самого себя. Каждый раз заглушая желание ребенка познавать мир, выстраивать взаимосвязь с ним, родители загоняют его в рамки. А это первая ступень к формированию неуверенности. Малыш не знает, как ответить и что делать в той или иной ситуации, потому что не получил адекватного опыта.

Особенности самооценки подростка

Самооценка подростка имеет свои отличительные черты. Во время переходного возраста ребенок критически оценивает весь свой опыт. Мнение других людей и личные успехи, на которых раньше строилась самооценка подростка, утрачивают прежнее значение в его глазах. На первое место выходит его социальное положение среди сверстников. Именно они заявляют моральные и нравственные ценности, на которые опирается самооценка подростка. Например, для юношей большую роль приобретают физическая подготовка и выносливость. Юные девушки начинают высоко ценить внешнюю привлекательность.

У подростка еще нет устойчивой психики, эмоции мешают ему рассуждать здраво. Гормональные изменения, которые стремительно происходят в этом возрасте, вызывают психическую неустойчивость. Особенности самооценки в подростковом возрасте необходимо учитывать во время школьных занятий и мероприятий, проводимых психологом или педагогом.

Самооценка подростка не имеет той гибкости, которая присуща детям дошкольного или младшего школьного возраста. Однако ее можно изменить, если подобрать правильные методы и проявить настойчивость. Самооценка подростков может совершенно не соответствовать их поведению, поэтому оценивать ее следует только квалифицированным специалистам.

Характерные особенности самооценки в юношеском возрасте носят временный характер. Старшие школьники имеют гораздо более уравновешенный характер. В этом возрасте они сосредоточены на своем будущем.

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте — это ответственный и необходимый труд, плоды которого не видны сразу, но его значение переоценить невозможно. Самооценка младших школьников оказывает мощное влияние на их личность, способности к обучению и общению, развитие характера и интерес к творческой деятельности. Родители и педагоги должны превосходно знать, как поднять самооценку ребенку, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился.

Роль родителей в формировании личности подростка

Часто парни и девушки всячески демонстрируют свою значимость, но внутри имеют очень много сомнений. Каждый их шаг во взрослую жизнь для них сложный, и они проявляют нерешительность

Важно помочь детям пережить этот этап, научиться самим не раздражаться. Родители должны правильно наладить общение с подростками, чтобы те не выражали свою значимость протестом

Ведь если у несовершеннолетних не получается контакт с родителями, то они бурно выплескивают эмоции, могут уходить из дома. Именно в этом возрасте некоторые привыкают к наркотикам, курению. Влияние улицы очень большое. Важно, чтобы дети приходили домой не просто на ночлег. Подросткам очень хочется быть лидерами перед своими сверстниками.

Как повысить самооценку своей дочери или сына, должен знать каждый родитель. Для начала нужно принять и понять позицию своего ребенка. Поддержка в этот момент очень важна. Укоры и сравнения не всегда дают результаты. Пора начинать смотреть на подростка как на взрослого. Уважение, мягкая форма общения, возможность самовыразиться – вот что нужно несовершеннолетним.

Повышаем самооценку с помощью упражнений

Специальные методики позволяют снизить тревожность, уровень страха, неуверенность у детей. Как ребенку повысить самооценку с помощью практик, рассказывают психологи: они используют упражнение «Копилка достижений», которое легко выполнить и дома. Его суть — дать возможность самому ребенку и родителям увидеть достижения и успех. Часто в бытовых ситуациях взрослые не замечают хороших поступков детей, а лишь указывают на недостатки и ошибки. Как результат, у маленького человека формируется комплекс неполноценности, навязанное мнение о своей неспособности. Это легко исправить с помощью данной методики.

  1. Родители вместе с ребенком делают сундучок достижений. Это может быть любая подходящая коробка. Ее необходимо красиво украсить, задекорировать вместе с малышом. 
  2. Следующий шаг — дать малышу указание: все его успехи за каждый день, пусть даже самые маленькие, записывать на листок бумаги. Например, прочитал книгу, выучил стих, нарисовал рисунок, покормил рыбок, помог другу и т. д. 
  3. Все записанные достижения складываются в сундучок (коробку).
  4. Раз в месяц или в любое свободное время родители вместе с малышом должны проверять и пересматривать достижения в коробке. Хорошо, если дополнительно будет формироваться стимул усовершенствовать успех. 

Такое упражнение позволит ребенку научиться замечать и ценить свои достижения, радоваться им. Вместе с этим возрастет уверенность в себе и сформируется мысль о значимости. 

Полезное видео о том, как поднять самооценку у ребенка, подготовил психолог Дмитрий Карпачов.

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА У РЕБЕНКА – ЧТО ДЕЛАТЬ?

На первый взгляд может показаться, что завышенная оценка – это не так уж плохо. Такой ребенок (а в будущем и взрослый человек) знает себе цену, руководствуется только своими принципами, не страдает от несправедливой критики, смело берется за серьезные проекты и т.п.

Однако есть и обратная сторона медали: необоснованно завышенная самооценка оборачивается для ребенка частыми конфликтами с окружающими. Для людей с завышенной самооценкой характерны эгоистичность, гордыня, самоуверенность, снисходительное отношение к другим. Такие дети остро переживают неудачи, тяжело сходятся со сверстниками, часто переоценивают свои возможности и берут на себя непосильные задания. Все это нередко порождает различные психологические комплексы и приводит к одиночеству.

Что такое самооценка и как она формируется

Основа благополучной счастливой жизни — правильная самооценка. Как ни парадоксально звучит, но она формируется в раннем возрасте родителями. Взрослые часто не замечают, как при всех проявлениях заботы и любви «убивают» уверенность в себе у детей. Каким бы счастливым ни было детство: семейный отдых, совместные праздники, финансовое благополучие — все это будет фикцией, если малыш каждый раз слышит критику родителей, напоминания о его никчемности.

Маленький человек представляет себя таким, каким видят его мама и папа

Другими словами, самооценка — это признание собственной важности, значимости для других людей. 

Человек рождается со способностью сопротивляться давлению со стороны окружающего мира. Поэтому самооценка всегда формируется под давлением извне

Дети до трех лет не воспринимают свое «я», не могут идентифицировать собственную роль в обществе, значимость, важность. Поэтому их самовосприятие полностью зависит от мнения других, в частности родителей

Формирование этого качества можно изобразить в виде схемы:

мнение и оценка родителей → давление внешнего мира → ответная реакция на давление → личная самооценка.

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
    • нет страха пробовать новое;
    • может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
    • признаёт свои ошибки и исправляет их;
    • нормальная коммуникация со сверстниками.
  2. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
    • эгоцентризме;
    • болезненном восприятии критики;
    • привлечении внимания любым способом;
    • агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  3. Заниженная самооценка характеризуется:
    • тревогой и неуверенностью в себе;
    • стеснительностью;
    • недоверчив остью и страхом быть обманутым;
    • замкнутостью и обидчивостью;
    • негативным настроением.

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка

К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием

  1. Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.

  2. Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  3. Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.

  5. Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька – самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую – вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая – шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая – крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Коррекция самооценки младшего школьника

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде

Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики

Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление

Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.

Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок

Для ребенка это очень важно

Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.

Признаки неадекватной самооценки

Перед тем как помочь ребенку повысить самооценку, необходимо точно понять, а действительно ли есть проблема. При этом плохо, когда самооценка занижена или завышена. Понять, что малыш себя недооценивает, легко. Такие дети обычно скромные, стеснительные, тихие, замкнутые. Они перестают общаться со сверстниками, живут «в своем» мире, ранимые, чувствительные. Ребенок с завышенной самооценкой часто эгоцентричен, всегда уверен в своей правоте, на любую критику отвечает протестом. Как определить уровень самооценки с помощью простых методик, рассказали психологи канала «Мамина школа».

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  1. Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  2. Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  3. Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.

Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто

Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц

Хвалите его там, где это уместно

Похвалы часто используются не по назначению, но когда они конкретные и заслуженные, то тут же становятся прекрасным способом поднять ребенку самооценку. По словам психологов, именно практика – усилие – должна быть в центре внимания. Не говорите «отличная игра». Скажите ему, что было здорово, когда он передал мяч своему товарищу по команде.

И имейте в виду, что даже небольшая косвенная похвала может творить чудеса. Она российская мать продемонстрировала большую изобретательность в этом деле. Она следила за тем, чтобы ее дети «подслушивали» похвалы в их адрес. Она организовывала все так, чтобы они имели возможность ее подслушивать, и нахваливала их во время диалога со сторонним человеком.

Формирование завышенной самооценки: за и против

Завышенная самооценка встречается реже, чем неуверенность в себе. Однако при неправильном воспитании она также имеет место.

Завышенная самооценка – это уверенность человека в том, что он лучше, чем есть на самом деле. Как и в любой другой ситуации, в чрезмерной самоуверенности есть как минусы, так и плюсы.

Главный плюс высокой самооценки – это уверенность в своих силах и возможность добиваться поставленных целей. Такие люди быстрее получают положительный результат, поскольку даже не рассматривают вариант, что у них что-то не получится.

Минусов в завышенной самооценке больше, чем плюсов:

  • Непринятие в обществе – подобное отношение не одобряют окружающие.
  • Неудача. Одних амбиций недостаточно, нужно ориентироваться еще и на обстоятельства.
  • Одиночество. В какой-то момент у таких людей исчезает желание общаться с теми, кто, по их мнению, их недостоин.

Во еще 27 ценных советов по воспитанию от детских психологов.

Помните, что ребенок – это сосуд. И только от родителей зависит, чем он будет наполнен. Поэтому постарайтесь сделать все возможное, чтобы у малыша сформировалась здоровая самооценка.