Поймите причину гнева

Искусственно поддерживать хорошее настроение и подавлять свои переживания вредно для здоровья, считают психологи. И, наоборот, проявление эмоций снижает уровень стресса и повышает иммунитет. Такой вывод сделал профессор Тель-Авивского университета Гиора Кейнан

Очень важно научиться принимать свои чувства и правильно их выражать. Эксперты по эмоционально-фокусированной терапии говорят, что гнев часто является вторичной эмоцией, которая скрывает за собой страх, тревогу, стыд или чувство вины

Прислушайтесь к себе. Если вы чего-то боитесь, можно намеренно потрясти всем телом, расслабив мышцы. Если испытываете обиду — поплакать. Если раздражены — покричать в подушку или включить хеви-метал. 

Изучите «пусковые механизмы» и стадии своего гнева: какие ситуации чаще всего провоцируют злость? Также полезно обратить внимание на физические реакции, предшествующие приступу ярости. Это может быть сжатие челюсти, учащенное сердцебиение, изменение цвета кожи, повышенное потоотделение, пульсирование в висках, легкое покалывание в шее или плечах

Внимательно понаблюдайте за такими ощущениями: когда они появляются и как проходят? Эти знания помогут оставаться собранным и спокойным в любой ситуации. Если вы чувствуете, что начинаете «закипать», используйте описанные выше приемы. Со временем правильные реакции на гнев станут автоматическими. 

Различные виды агрессии и гнева

Давайте  сначала рассмотрим, какая бывает агрессия и на что она может быть направлена.

Агрессия может быть направлена на окружающих: изнасилования, убийства, нанесение увечий, словесные угрозы, оскорбления, грубые интонации, ненормативная лексика,  а может быть  направлена на себя: самоуничижение (вплоть до самоубийства), саморазрушающее поведение и косвенный вред себе (вплоть до травм, болезней и несчастных случаев). Второй  вид агрессии может иметь очень глубокие корни и, как правило,  гораздо опаснее первого.

Далее, у агрессии могут быть совершенно разные причины, в зависимости от которых выделяют реактивную и спонтанную агрессию.  Реактивная агрессия это  ответная реакция на какой-то  раздражитель извне (ссора, конфликт).  Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно из-за воздействия каких-то внутренних импульсов (накопленных  отрицательных эмоций, безпричинная агрессия при психических заболеваниях).

И самое главное агрессия может быть прямая и косвенная. Прямая агрессиянаправляется непосредственно на что-то, вызывающее раздражение, тревогу или возбуждение.  В этом случае характерны открытые проявления неприязни, возможно даже рукоприкладство или угроза расправы. А вот при косвенной  агрессии гнев обращается на то, что не имеет непосредственного  отношения к вызвавшим её чувствам.  То есть,  к несчастью окружающих, они могут оказаться  более удобными объектами для выхода агрессивных чувств, а проявление агрессии в их адрес будет  безопасным: так отец, придя с работы, срывает злость на всей семье, а мать после конфликта с соседкой начинает кричать на ребенка.

Вот несколько вариантов косвенной агрессии:  

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость)

Это распыленная агрессия, причину которой понять не удается.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Также рассеянная агрессия, как правило не осознаваемая, направлена на окружающих.
Чувство вины – выражает возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести

В этом случае разрушение направляется на самого себя.

Ни для кого ни секрет, что часто мы оцениваем своих близких по самим себе. Однако надо помнить, что все люди разные и то, что очевидно для нас, вовсе не является такой же истинной для другого человека! Более того, даже проявление гнева у мужчин и женщин происходит  по-разному:

Женский гнев чаще всего связан с внешними проявлениями: истериками, криками, слезами. Гнев женщины успокаивается только эмоциями — если к ней «хорошо отнеслись». Большое заблуждение мужчин, когда они разгневавшимся женщинам пытаются доказать что-то с помощью логики, потому что в этот момент  женщинам нужносочувствие, тепло, а придумывание рациональных объянений их только раздражает. Супругу  достаточно просто обнять и поцеловать свою жену и она успокаивается — гнев проходит. Женщины для облегчения своего состояния могут позвонить подруге, выговорить свой гнев. Если женщина  нашла способного выслушать её  и понять собеседника, ее гнев может быстро пройти.

Мужской гнев более сдержан по форме, но более тяжелый. Он имеет более понятную логику и подавляется тоже на уровне логики — если мужчине что-то объяснить, и это прямо не унижает его самолюбие, то его гнев, как правило, успокаивается. У мужчин последствия гнева более долговременны и вредны. Мужчина  взорвался, наговорил кому-то неприятных слов, а потом носит это в себе – и это может оказаться прямым путём  в клинику неврозов. Конечно, здесь все зависит от того, как гнев будет  реализован — приведет ли эта вспышка к результату, которого человек хотел, или нет. Если нет — освобождаться от последствий гнева уже будет намного сложнее.

Что происходит на терапии?

Не всегда понятно, когда нужно бить тревогу и какую помощь может оказать специалист.

Взрослые люди редко обращаются за профессиональной помощью из-за тревоги за детей. Чаще это происходит, когда возникает конфликт между родителями и бунтующим против контроля ребёнком. Вместе с психологом клиенты раскрывают истинные причины инцидента и работают с ними

Немаловажно приходить на консультацию вместе с ребенком, поскольку работа с семейными проблемами должна осуществляться совместно всеми участниками.

Представим семью, в которой процветает гиперопека. Мальчик-третьеклассник находится под полным контролем со стороны матери: она провожает сына в школу и забирает из нее, дома контроль касается еды, уроков, прогулок и т.д. Отец поддерживает мать. Родителями руководит тревога и естественное желание обезопасить сына. Мальчик растет и фактически знакомится с миром только в рамках дозволенного родителями.

Ребенок – назовем его Федором – дорастает до 14 лет. Это возраст серьезных перемен в личности, когда свобода имеет особое значение. У Федора уже есть огромный опыт нахождения в отношениях, когда все решает за него, и совсем нет опыта принятия самостоятельных решений и ответственности за них. При этом – огромное желание отделения от родителей, стремление быть взрослым. И когда его друзья втягивают его во «взрослую» жизнь с алкоголем, он легко поддаётся на уговоры. Кроме того, для Федора это способ восстать против родительского тоталитаризма.

На этой почве между сыном и родителями возникало множество конфликтов, и в итоге обеспокоенная мать решила обратиться к психологу. Длительная работа со специалистом, направленная, с одной стороны – на улучшение отношений между сыном и родителями, а с другой – на формирование у подростка таких качеств личности как ответственность, самостоятельность, понимание собственных особенностей характера и ценностей, умения уважать других и при этом отстаивать себя.

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Как избавиться от гнева

Я прошел долгий путь, чтобы осознать, что шел не туда.

Осознайте, что это вы «создаете» гнев. Кто-то может быть вам неприятен, может расстроить вас, но не он «создает» ваш гнев. И еще: вы оцениваете поступки людей вместо того, чтобы оценивать их в целом. Постарайтесь  понять, что не всегда люди, поступающие плохо  — плохие. Это уменьшит гнев. Если вы злитесь на друга или члена семьи, то лучше спокойно ему об этом сказать. Ослабленный гнев даст вам возможность почувствовать себя увереннее, причем без агрессивности, которая только усилит ваше раздражение и оттолкнет другого человека. Если вы сердиты на шефа, то, вероятно, не можете все ему высказать без  последствий. В таких случаях, поделитесь недовольством со своими друзьями, расскажите им о своих обидах. 

Самое страшное то, что приступы гнева часто ложатся на плечи родных и близких,могут выплескиваться на собственных детей. Гнев подавляет любовь и ослабляет доверие в семье. Он беспощадно уничтожает  самые тёплые, хорошие взаимоотношения. Подумайте, какой стала  бы ваша семья без вспышек гнева?

Неконфликтным людям наоборот нужно учиться выражать  свой гнев. Можно начать с описания своих чувств в диалоге с посторонними людьми, допустим, в течение недели. «Потренировавшись»  на них, попробуйте выразить свои эмоции в общении с коллегой или супругом.

Также хочется сказать про время: время низводит гнев, отнимая его силу. Популярный способ остановить порывы ярости и не окатить ими окружающих – посчитать до десяти, прежде чем как-то отреагировать на грубость или глупость. Отрицательную энергию надо стараться постоянно направлять в конструктивное русло, а не бить кувалдой гнева по собственной голове и не причинять этим гневом вред окружающим.

Однако по-настоящему бороться с гневом можно только тогда, когда Вы действительно осознаете его пагубность и глубину воздействия на Вас и Ваших близких. Если Вы твёрдо решили избавиться от  необоснованных вспышек злости, то первое, что следует сделать – это признать проблему и сделать шаг к ее преодолению.

Автор статьи: Соловьев Н.В.,  2011 г.

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Класс

Как справляться с криком?

Смотреть все выпуски

Здравствуйте, дорогие читатели!

В последнее время я провела несколько семинаров на тему «Орущая мама… Орущий ребенок… Есть ли выход?» и в который уже раз убедилась: тема востребованная, нужная, требующая к себе внимания. Как показывает мой опыт, крик в доме, крик на ребенка, кричащий ребенок – это вечный душевный дискомфорт.

Это натянутые, как струна, нервы мамы, которая еще и мучается от чувства вины – «я плохая мама, если не умею успокоить себя и ребенка». Это напряженные отношения с мужем, который не знает, куда себе девать в доме, в который он хотел бы приходить с работы как в «спокойную гавань».

Конечно же, у крика есть свои причины, но сегодня не о них.

Сегодня поделюсь с вами достаточно простым, искренним, работающим рецептом того, как вести себя с ребенком, готовым начать истерить, плакать, капризничать. Что нужно сделать, что в доме снова появился покой и взаимопонимание?

Когда начинается истерика, подойдите к малышу, сядьте на корточки, посмотрите на него, внутри стараясь чувствовать любовь и спокойствие. То, что у вас внутри, будет довольно быстро передаваться ему

Тут важно, чтобы вы при этом оставались не только спокойной, но и не убегали от его крика

То есть когда ребенок орет, мама обычно старается остановить крик, сама убежать от него — либо физически, либо мысленно. Обычно силы мамины ограничены. Мы себя очень ограничиваем в ресурсах.

Мы суетимся, смотрим ТВ, садимся за компьютер, забываем заботиться о том, чтобы выспаться и своем душевном комфорте.

В результате, когда ребенок начинает истерить, плакать, ныть, мы не в состоянии среагировать ресурсно.

Давайте пробовать. Ресурсно — это значит постараться принять то, что ему сейчас сложно, находя для этого силы и возможности. Если у мама вечно не досыпает, не удовлетворяет свои жизненно важные потребности, то ей сложно будет в нужный для нее и для ребенка момент, погрузиться в состояние покоя.

Ребенок  чего-то хочет, а сам не знает, чего. ЕМУ НУЖНА ПОМОЩЬ. Крик – это просьба о помощи, а не способ свести вас с ума.

Если бы ребенок заболел, мы бы прибежали на помощь и смогли достаточно долго сидеть у его кроватки, протирая лобик и подносить водичку, находя силы.

Когда ребенок истерит, это можно сравнить с миниболезнью, только выраженной не в форме физического недомогания, которое мы, родители, замечаем и готовы помогать, а в эмоциональной форме, которую мы склонны списать на «несдержанность, избалованность, плохой характер».

В эти минуты ему нужно мамино спокойствие и тепло. Ему нужно понимание. Ему нужно, чтобы его просьбу о помощи, выраженную криком, услышали.

Совсем необязательно ему при этом что-то говорить

Важно чувствовать, что при этом вы рядом, вместе, что в эти секунды вы — почти одно целое. Вы друг друга слышите, хотите понять и принять таким, какой есть

Когда он немного успокоится, можно попробовать взять его за руку, погладить по руке, дотронуться до головы. Но это именно по ощущениям — может быть, ему и не нужно будет. Может быть, он будет отстраняться. Такое возможно. Не спешите. Следите за тем, что у вас внутри. Там, внутри, должно быть спокойное море, штиль, умиротворение.

Важно при этом быть человеком, у которого любви, принятия, тепла чуть больше, чем у малыша в этот момент. То есть немного более сильным, уверенным человеком

Я не могу сказать, что просто быть рядом с кричащим ребенком спокойной и уверенной мамой. Трудно оставаться «на высоте» когда рядом, сотрясаясь от собственного визга, разрывается ваш малыш. И тем не менее

Обращайте внимание, прежде всего, на то, что происходит с вами

Не подходите, если не готовы. Обратите внутренний взор на себя. Что я чувствую? Что происходит со мной? Спокойна ли я. Успокойтесь и подходите. Садитесь на его уровне. Будьте с ним на равных, чтобы он перестал бояться возвышающейся и грозной фигуры разгневанной мамы.

Попробуйте. Я верю, что у вас получится. И вы научитесь возвращать в семью мир и спокойствие, помогая своему ребенку научиться справляться с собственным состоянием.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Последствия проявления и подавления агрессии и гнева

Чем больше мы кормим наш гнев, тем больше силы ему даем…

Теперь, давайте рассмотрим, почему в нашей жизни бывают периоды, когда у нас нет сил ни на что, такое впечатление, что жизненная энергия куда-то уходит.  Дело в том, что гнев – это наиболее ярко выраженная эмоция, в которой проявляется наша энергетика.Состояние энергетики выражается: во внутренних переживаниях, в их проявлениях вовне. а также  в энергозатратах (потерях энергии). Малоэнергичный человек вяло проявляет гнев — это скорее раздражение. У сильного человека, как правило, и гнев сильный. Огромное количество психической энергии проявляется, в том числе, и в приступах бешенства. При этом, чем сильнее вспышки гнева, тем больше энергопотери. Частый гнев сравним со сжиганием денег. Гнев — как выброс вулкана. У человека была энергия — и он ее выбросил. Выбросил, как правило, в избытке.

Обычно у человека после вспышек гнева:

  • ощущение потери энергии;
  • чувство вины за то, что причинил вред другому человеку;
  • уязвленное самолюбие, понижение самооценки,  так как нанес ущерб самому себе;
  • развитие депрессии.

То есть, идет «отлив волны». И эти вспышки с точки зрения современной психологической науки  приводят к большому числу заболеваний психогенного происхождения, так как негативные эмоции имеют тонкую связь с телом.

Частый гнев приводит к хроническому состоянию депрессии, удлиняется  реабилитационный период апатии  и анемии. Когда человек радуется, то это поднимает, повышает запас его прочности, потому что радость — жизнеутверждающая эмоция, наполняющая энергией. Гнев же  — эмоция опустошающая. Хоть на какой-то момент человек подсознательно и наслаждается местью, яростью, но выброс больше, чем приток мнимо положительных чувств. Поэтому после этого следует опустошение, человек впадает в прострацию, уже не получает от этого удовлетворения. Его начинает мучить совесть, что что-то идёт не так;  со временем развивается депрессия, и гневливый человек постоянно  подвержен то депресиям, то раздражению.

Хронические проявления гнева из года в год разрушают  наш организм.

Вот некоторые наиболее частые  психосоматические заболевания, вызванные  гневом:

  • повышенный риск сердечно сосудистых заболеваний.
  • расстройства функций желчного пузыря;
  • хронические расстройства желудка;
  • проблемы с зубами;
  • мигрени;
  • изжога.

вернуться к началу статьи

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Выражаем злость экологично

Итак, мы уже разобрались в том, что чувствовать разные эмоции – это нормально. Другое дело – как их выражать. Поскольку самая распространенная эмоция, которую мамы пытаются подавить или запретить себе в отношении ребенка, – это злость, то тут нужно отметить, что чем раньше мы ее в себе распознаем (как правило, начинается все с раздражения), тем менее эмоционально насыщенно будем ее проживать. Но что же делать, если вы поймали себя уже на градусе кипения, простое осознание вам уже не сильно помогает и вы готовы сорваться? Предлагаю вам несколько практик, которые вы можете использовать в тот момент, когда чувствуете, что на пределе:

1

Переключаем внимание на свое тело. Обычно, когда мы злимся на проведение ребенка, у нас есть одно желание – чтобы он прекратил (кричать, не слушаться, делать что-то «нельзяшное»)

В этот момент очень важно перевести фокус внимания с поведения ребенка на себя: постарайтесь переключиться на свое тело, его потребности, свое дыхание. Ощутите, где находится сейчас ваша злость, в какой части тела? Какие сейчас есть желания и потребности у вашего тела: быть может, вам очень жарко и хочется освежиться? Или у вас пересохло во рту и вам необходим глоток воды? Позаботьтесь о себе в этот момент злости, постарайтесь перевести свою энергию из контроля за ситуацией/ребенком на то, чтобы помочь себе

Можно выйти в ванную умыться или пойти на кухню попить воды, подойти к окну и посмотреть на небо, лечь в кровать в позу эмбриона. Этих несколько секунд переключения дадут возможность вам выйти из ситуации, немного сменить ракурс, сбавить накал.

Обычно, когда мы злимся на проведение ребенка, у нас есть одно желание – чтобы он прекратил (кричать, не слушаться, делать что-то «нельзяшное»)

В этот момент очень важно перевести фокус внимания с поведения ребенка на себя: постарайтесь переключиться на свое тело, его потребности, свое дыхание. Ощутите, где находится сейчас ваша злость, в какой части тела? Какие сейчас есть желания и потребности у вашего тела: быть может, вам очень жарко и хочется освежиться? Или у вас пересохло во рту и вам необходим глоток воды? Позаботьтесь о себе в этот момент злости, постарайтесь перевести свою энергию из контроля за ситуацией/ребенком на то, чтобы помочь себе

Можно выйти в ванную умыться или пойти на кухню попить воды, подойти к окну и посмотреть на небо, лечь в кровать в позу эмбриона. Этих несколько секунд переключения дадут возможность вам выйти из ситуации, немного сменить ракурс, сбавить накал.

2. Помним о главном

Еще одна практика, помогающая совладать с сильными эмоциями, – это напоминать себе о чем-то глобальном, значимом, ценном. Когда вы будете в спокойном, благостном состоянии, посмотрите на своего ребенка с любовью и сформулируйте свой девиз – что для вас самое главное в материнстве, в отношениях с дорогими людьми, в семье в целом. Постарайтесь уложиться в несколько слов, эта формулировка должна быть емкой и короткой. Например, «я выбираю любовь», «ребенок когда-то вырастет», «мы одна семья», «отношения превыше всего». Проговаривайте эту фразу каждый день, чтобы довести ее до автоматизма. В момент сильного раздражения произнесите вслух эту фразу, таким образом вы задействуете отделы мозга, отвечающие за контроль эмоций

Повторяйте эту фразу как мантру, полностью переключая свое внимание на то, что вы говорите.

Все ли в порядке с моим ребенком?

Второй вид родительского страха более сложен – это опасение, что ребенок будет каким-то не таким. В первую очередь, это, конечно, относится к здоровью ребенка, как физическому, так и психическому.

К сожалению, существует множество отклонений, которые по независящим от нас причинам могут наблюдаться у ребенка – это и расстройства аутистического спектра, и умственная отсталость, и расстройства личности, дефекты речи и пр. Мысль о том, что наш ребенок может быть «ненормальным», приводит нас в ужас. Такой страх совершенно понятен.

Как и в первом случае, проявлением такого поведения может стать избыточный контроль, опека. Разумеется, определенная степень такого контроля полезна для того, чтобы выявить особенности развития на ранних этапах. Чем раньше происходит медико-психологическое вмешательство, тем больше вероятность компенсации недостатков психической сферы. Однако избыток контроля может также привести к негативным результатам. Найти оптимальную границу очень непросто, учитывая все особенности как родителей, так и детей: кто-то более тревожен, кто-то более спокоен и т.д. Нам приходится жить с осознанием вероятности кошмарных вещей, и иногда от этих мыслей просто невозможно избавиться. Отчасти этим вопросом занимаются семейные консультанты, помогая отыскать в сознании родителя чувство спокойствия.

Порой мы не понимаем своих детей. Почему им что-то интересно, а что-то нет? Иногда мы не согласны с их увлечениями. А бывает так, что они нас пугают. Детям может нравиться заниматься травмоопасными видами спорта, и большинство родителей ценит это, но было бы странно при этом не чувствовать страх за свое дитя. Такой страх может относиться не только к здоровью ребенка, но и к его будущему. Любящие взрослые, желая сыну или дочери успехов, с тревогой смотрят на его оценки, на непонимание некоторых сложных предметов, на отсутствие тяги к знаниям.

С таким страхом справиться непросто, и часто он приводит к конфликтам в семье. Ребенок в силу своего возраста категорично требует полной свободы, злится; родители опечалены, у них могут включаться разные защитные механизмы, и дистанция только растет. В таких ситуациях сложно не винить себя, не опустить руки. Но мы должны понимать, что дети имеют много своих личностных и возрастных особенностей, не всегда понятных и приятных нам, взрослым. И в наших силах принять эти особенности, сладить с ними и даже направить их развитие в положительное русло. Безусловно, это бывает трудно, особенно с подростками, но именно для этого существуют специалисты-психологи: они могут чуть шире взглянуть на ситуацию, увидеть сущность проблемы и организовать контакт родителей с детьми так, чтобы они пришли к взаимопониманию.