Не жалейте слов одобрения
Похвала – простое, но действенное средство воспитания детей. Когда ребенок прилежно исполняет свои обязанности, то родители воспринимают его действия как должное. А вот если он совершит ошибку или проступок, взрослые незамедлительно его ругают.
Однако бранить детей нельзя
Если ребенок не может что-то сделать он и так расстраивается, а своей руганью вы лишь акцентируете его внимание на своей неудаче. В результате у него пропадает желание что-либо делать
А зачем? Ведь это все равно у него не получится, да еще и мама отругает. Но если хвалить малыша за любую, даже незначительную победу, он будет стараться и сделает все, чтобы добиться более высоких результатов.
Как же научить ребенка прибирать за собой комнату?
В первую очередь, чистота нужна родителям, а не ребенку. Поэтому не следует давить на малыша, насильно заставлять его убираться, или как-то пристыжать. Надо просто начать немного прибираться при нем. Возможно, что он сам захочет помочь. Если так и произошло, то нужно обязательно поддержать ребенка в его начинаниях, похвалить, и показать свою радость от его поступка.
Если ребенок не торопится присоединиться, а просто продолжает играть – не страшно. Настроение родителя должно оставаться спокойным, но энергичным. Можно ласково обратиться к малышу с просьбой, передать какой-нибудь кубик, затем машинку. Таким ненавязчивым способом, он начнет постепенно привыкать к участию в уборке.
Когда все эти действия станут для малыша комфортными, можно предложить ему прибраться вместе, не забывая о том, что основную работу должен делать взрослый
После того, как уборка закончена, нужно поблагодарить ребенка за его помощь и старания, а потом обратить его внимание на то, как в комнате стало чисто
Настраиваемся и действуем
Не ждите, что малыш сразу освоит эту сложную науку. Возможно, для постижения, казалось бы, простых навыков, понадобится время. Соблюдая простые правила, справится с задачей по наведению порядка после игр будет совсем несложно:
- не повышайте голос, если ребёнок не понимает, чего от него хотят. Раз за разом терпеливо объясняйте, что нужно делать и зачем;
- подключайте к уборке всех членов семьи. Пусть они своим примером покажут, для чего нужно собирать игрушки;
- превратите процесс уборки в весёлую и подвижную игру. Для малыша это лучший способ научиться наводить порядок;
- не показывайте неудовольствия. Маленькие дети остро чувствуют эмоциональное состояние мамы или папы. Если родители собирают любимых мишек, кукол, заек без раздражения, чадо поймёт, что уборка – это не наказание, а приятная обязанность.
Рекомендации психологов
Большинство родителей хотя бы раз в жизни задумываются о том, как научить ребенка убирать за собой вещи. Однако не каждый решается обратиться за консультацией к психологу.
Специалист скажет, что все дети разные, и причин вести себя тем или иным образом, много. Но все психологи дают рекомендации, которые подойдут в любом случае.
• Приучать ребёнка к чистоте и уважению к чужому труду нужно с ранних лет. Он должен понимать, что грязными ботинками по только что вымытому полу лучше не ходить.
• Материальное поощрения – это не самый лучший способ прививания любви к уборке. Возможно малыш и станет более участливым, но платить за каждый убранный носок невозможною.
• Воспитание – это не только поглаживание по голове. Ребёнок должен понимать, что за плохое поведение его могут и наказать. Родителям следует поставить условие: пока не будут стабильно убираться старые игрушки, новые куплены тоже не будут. Применение физического наказания в данном случае не работает. О его вреде мы уже рассказывали ранее.
• Малыша можно и нужно хвалить. Он должен понимать, что родители оценили его поступок и гордятся результатами. Даже если он проглядел и нечаянно оставил на полу один кубик – не беда.
Научить ребёнка убирать за собой вещи легче, чем может показаться на первый взгляд. К каждому маленькому человечку можно найти подход, если запастись временем и терпением.
Приучая малыша к уборке за собой, родители воспитывают в нём такие качества как аккуратность, бережное отношение к вещам, трудолюбие, ответственность, уверенность в своих силах. Не стоит недооценивать все эти качества, они обязательно пригодятся маленькому человеку в дальнейшей жизни.
Игрушки раньше и сейчас
Вспоминаю разговоры со своей бабушкой. Она была ребенком во времена голодовки и войны. Не самый простой период, признаться. Да и жили они в небольшом селе, просто и незажиточно. Естественно, о каких-то игрушках для детей говорить было нечего, промышленных кукол и плюшевых зайцев попросту не было. Но зато родители делали детишкам куколки из подручных средств – старых кусочков ткани, сена, камышей, соломы. Перевязывали нитками, рисовали лица угольком. И это были такие ценные игрушки! Бабуля до последнего с теплом вспоминала свои куклы… Естественно, их было не триста сорок восемь. И на полу они не валялись. В отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.
У меня нет цели идеализировать старое время. В нем тоже было много как плюсов, так и минусов. И детей тогда воспитывали совсем иначе. Мало было, особенно в деревнях, детоцентрированных семей. В основном, дети с определенного возраста были предоставлены сами себе. Но их было много, и им было весело и дружно. Да и некогда скучать особо, за сельским-то трудом, — с самого раннего детства и девочки, и мальчики были помощниками по хозяйству и в поле. Вот и все развивающие кружки.
Что мы предлагаем своим детям?
Сейчас мы уже не понаслышке знакомы с детской психологией. Мы искренне переживаем, чтобы, не дай Бог, не нанести малышу травму своим воспитанием. Мы стремимся развивать карапузов с пеленок. И современная индустрия не могла не отреагировать на повышенный спрос.
Ежедневно в мире производятся тысячи и тысячи игрушек! Плюшевых, пластмассовых, резиновых, на любой вкус и цвет. Конструкторы, куклы, игрушки-миниатюры больших вещей из «взрослого» мира – все это давно не редкость, и можно купить в любом детском магазине за углом. И нет смысла представлять, что бревнышко – это паровоз, а палочки – пассажиры, как делали наши прадеды. Все есть в продаже, и все очень реалистично выглядит. Второй вопрос, что и фантазируют сейчас детки значительно реже. А зачем, если все уже придумано за них?
Как преданные и любящие родители, мы стремимся дать малышу лучшее. Вот и несем в дом сорок пятую машинку или сто тринадцатую куклу. Кажется, такой дома еще нет. Вот дочка обрадуется!
И это не хорошо и не плохо. Просто так намного удобнее. Давайте по-честному: вручили ребенку игрушку, и, пока он разбирается, можно заняться своими делами. Обычная сделка, правда? И со временем ребенок тоже играет в нее «по-взрослому», настойчиво требуя все новых и новых игрушек, устраивая истерики в магазинах. И через пять минут забрасывая «новинку» под стол или диван. Надоела. Эмоции получены, что с нее еще возьмешь?
Способ «штрафной ящик»
Изготовьте или приспособьте специальный ящик (коробку, контейнер), куда вы будете складывать все то, что не было убрано к установленному времени.
Только шаг за шагом, последовательно, вы сможете воспитать у чада прилежность, добросовестность, любовь к порядку и ваши старания увенчаются успехом. Будьте готовы к тому, что время от времени ребенок будет преподносить вам неприятные сюрпризы (капризничать, протестовать, делать назло, умышленно раскидывать игрушки), вы же со своей стороны должны твердо следовать своим принципам, избегая раздражения, заострения внимания на непослушании.
Учим ребенка собирать свои игрушки
Чем раньше родители научат следить за порядком, тем лучше будут результаты
Это доказанный факт, но в своём стремлении вырастить трудолюбивого чистюлю, важно не переусердствовать и учитывать возрастные особенности
Откликаться на просьбы дети начинают в 1–1,5 года. Они уже могут что-то достать, принести, собрать и т. д. Это идеальный возраст для обучения порядку и правилу «поиграл — убери». До 2 лет малыши на любые просьбы откликаются с удовольствием, не протестуют и не капризничают. Более взрослые дети ведут себя иначе. В 2,5–3 года начинается пора экспериментов, когда маму и папу проверяют на прочность, а именно готовы ли они уступать, если им не подчиниться. В этом возрасте у ребёнка прибавляется занятий и увлечений, их уже не так впечатляет похвала, поэтому найти правильный подход и приучить к порядку намного сложнее. Если мама, не дождавшись реакции, сама возьмется за уборку игрушек, малыш поймет, что протест сработал, и в дальнейшем будет активно пользоваться своим умением манипулировать.
В таких ситуациях многое зависит от поведения взрослых. Временный беспорядок можно потерпеть, а вот с непослушанием подрастающего ленивца справиться будет труднее. Если ребёнок проигнорировал ваши слова и убирать свои игрушки не желает, подождите, пока он сам чего-нибудь захочет. Как только просьба прозвучит, доброжелательно напомните о том, что игрушки так и не собраны. Пусть привыкает к тому, что незаконченные дела нужно завершать. Это хорошее качество, в будущем оно пригодится.
Уступчивость и излишняя строгость родителей одинаково бесполезны. Чтобы приучить детей собирать игрушки, придерживайтесь следущих проверенных правил.
Показывайте пример
Что такое порядок, маленькому ребёнку объяснить сложно. Учить хорошему необходимо на личном примере. Нельзя требовать того, чего вы не делаете сами. Беспорядок запоминается. Дети привыкают к любым условиям и, если с рождения они видят горы немытой посуды и разбросанные по квартире вещи, это становится нормой. Малыш копирует поведение родителей. При отсутствии достойного примера для подражания, он не проявят интереса убирать за собой игрушки.
Учите играючи и делите обязанности
В одиночестве и без напоминаний ребёнок вряд ли возьмётся за уборку. Придётся напоминать. Маленьких детей в 3 года очень легко увлечь интересной игрой. Он мгновенно откликается на предложение родителей посоревноваться, например, кто быстрее соберёт пирамидку или соберёт в коробку карандаши.
Не настаивайте на самостоятельности. Если в комнате полнейший хаос, объём работ для маленького малыша может оказаться непосильным. Убирайте вместе с ребёнком, пусть он собирает кубики, а вы складываете книжки. Так можно не только приучить поддерживать порядок, но и научить определять место для каждой игрушки: машинки в гараж, конструктор в коробку, куклу в коляску и т. д. Главное, сразу дать понять, что ваше участие — это только помощь.
Не принуждайте, а стимулируйте
Уборка игрушек не должна быть разовой акцией. Приучите ребёнка наводить порядки регулярно. Если малыш увлеченно прибрался за собой сегодня, это не означает, что завтра с таким же энтузиазмом он сделает то же самое. При отказе выполнить вашу просьбу проще всего пригрозить и прикрикнуть, но это не выход. Можно попросить, но настойчиво и твердо, избегая угрожающего и приказного тона.
Хвалите за старания, подбадривайте и поощряйте малыша. Можно предложить прогулку, поход в цирк или просмотр любимого мультика, но только после уборки. Это не шантаж, а хорошо действующий стимул. Обещание купить новую куклу или машинку после того, как ребёнок выполнит просьбу тоже работающий стимул, но материальными подарками лучше не злоупотреблять.
С какого возраста приучать ребенка убирать за собой игрушки
Чем раньше – тем проще. Как только кроха начинает ходить, игрушки с коврика начинают со страшной силой «расползаться» по всему дому. Иногда просто удивляешься, как малыш умудряется создать такой беспорядок! Маме приходится ходить за ним следом и методично собирать раскиданных под ногами зайцев, кубики, машинки. Конечно же, в этом возрасте дети просто еще не понимают, что они наводят беспорядок
Но мама-то об этом знает! Поэтому ей следует не просто безмолвно ходить и собирать игрушки за чадом, а уже начинать обращать его внимание на свои действия
Вот, например, полуторагодовалый малыш принес на кухню к маме своего любимого мишку, но увидав блестящую кастрюльку, бросил его на пол и потянулся к другой, более интересной для себя игрушке. Что делать маме? Стоит присесть на корточки возле мишутки и «поплакать» его (медвежонка) голосом. Вот, мол, бросили меня на пол, а пол грязный, холодный и жесткий.
Ребенок всенепременно обратит на такой призыв внимание. Пусть возьмет игрушку на руки и посадит его на стул, а потом уже займется интересующей его кастрюлькой
Таким образом, уже в возрасте до 2 лет вполне возможно начать приучать кроху к внимательному отношению к игрушкам. Маленькие детки по натуре очень добрые, и если им объяснить, что игрушкам плохо, когда их бросают или ломают, то они начинают их жалеть и относиться к ним аккуратнее и бережливей. Ну, а привычка складывать все по местам – дело наживное, и если родители проявят упорство и терпение, то к 3 годам ребенок будет прибирать после себя безо всякого напоминания.
Как приучить ребенка убирать за собой игрушки
Особых инструкций поэтапного приучения к порядку ни у одного педагога нет. Все детки рождаются и с разными характерами и с разными наклонностями. Но есть одно, что объединяет их всех и что родители могут использовать себе (и, конечно же, детям) во благо – это позитив и хорошее настроение. С ребенком только тогда легко найти общий язык и договориться о чем угодно, если у него на душе весело. Положительный настрой на скучную для него уборку игрушек легко заполучить только в игре, в некой таинственности и ритуальности действия.
Какие еще моменты помогут родителям легко приучить малыша складывать его игрушки по местам?
- Не оставляйте ребенку сразу много игрушек. Спрячьте часть их подальше и выдавайте партиями. Одни достали – другие убрали. Малыша будет легче заставить собирать, когда он увидит, что игрушек немного.
- Придумайте или купите под игрушки какие-нибудь необычные контейнеры, корзины, чемоданы или мешки. Прятать своих игрушечных зверят в красивый сундучок куда как интересней, чем в скучную коробку.
- Никогда не оставляйте игрушки разбросанными на ночь: как бы ни устал ребенок, он должен найти в себе силы и уложить все свои игрушки спать.
- Хитрым приемом для «нехочух» будет спрятать от него игрушки, которые он вовремя не прибрал и сказать, что они обиделись на него и ушли. Конечно, если у малыша много игрушек, то такие «побеги» могут продолжаться не один день. Но когда придет время и у него просто не окажется чем играть, он обязательно задумается, а прав ли он был, когда отказывался прибирать все на места. Разруливать ситуацию каждый из родителей будет в меру своей находчивости.
- Не стоит награждать малыша всякий раз за выполненную им уборку игрушек. Похвалить – да, но призы и поощрения в виде сладостей или мультиков воспитают в нем уверенность, что все, что он делает – делает ради материального поощрения, а не потому, что так надо.
- На первых порах не требуйте от ребенка идеального порядка. Пусть начнет с малого – просто положит на полку книжку, которую смотрел или вместе с мамой сложит в коробку кубики. Старайтесь быть с ним рядом, советовать и подсказывать, куда и что нужно положить. Ну и главное: не расстраивайтесь, если малыш что-то сделает не так или, будучи в плохом настроении, станет отказываться от уборки. Просто будьте настойчивы и помогите ему быстро и весело спрятать все игрушки «по домам».
Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?
Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.
1. Контекст возраста и зрелости
Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?
Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.
Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.
К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.
К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.
С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.
Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».
С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.
Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.
Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.
Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.
2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка
Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.
3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка
Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.
4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную
Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.
Игровые приемы на примере
Табличка-мотиватор. Заведите хорошо разрисованный или напечатанный лист (можно с любимыми персонажами малыша) с разметкой на неделю/месяц. Одна ячейка – один день. Если ребенок убрал за собой игрушки, ему выдается наклейка, которую он гордо клеит в табличку. Больше наклеек – больше мотивации. Кроме того, можно договориться, что при достижении более двадцати пяти наклеек за месяц ребенка ожидает, скажем, поход в зоопарк. Лучше, если мотивация не будет материальной. И, конечно, наклейки нельзя выдавать просто так, а только за достигнутый результат.
У этого метода есть и свои недостатки – ребенок со временем перестает понимать, что определенные обязанности просто надо выполнять (без использования мотиваторов). Но метод действует, если применять его не более трех месяцев.
Баю-бай. Еще один простой, но действенный способ – укладывать игрушки спать. Пусть ребенок говорит «Спокойной ночи» всем своим игрушкам. Так он будет знать, что утром они снова встретятся на том же месте. При этом лучше проговаривать, что машинки едут в гараж, куклы в избушку, мишки в пещеру и так далее.
Вперед с песней. Во время уборки можно начать напевать известную веселую песню. Это может быть любая знакомая малышу музыка от современной эстрады до песен из мультика. По ее мотиву напеваете-озвучиваете то, что вы с малышом делаете. Но лучше сильно не увлекаться, чтобы не перебить ребенку сон.
Третий не лишний. Иногда проще переложить ответственность на другого. Например, можно взять игрушку-перчатку, или любую другую, и предоставить ей право голоса. Пусть любая вещь, к которой коснется эта игрушка, немедленно «уходит спать» в свой сундук, или на полочку. Причем игрушкой касаетесь вы, а предмет должен положить на место ребенок.
Другой вариант использования «третьей стороны» – это сделать из этой главной игрушки строгого проверяющего. Работает это так: сначала ребенок убирает игрушки, а потом появляется игрушка-перчатка и внимательно смотрит, насколько тщательно сделана работа. Таким образом вы снимаете с себя роль «плохого полицейского».
Пусть игрушка-перчатка делает проверку по списку: мягкие игрушки – в ящик, солдатиков – в коробку, книги – на полочку. Для детей до 4 лет должно быть не более трех галочек в списке, до шести лет количество галочек может вырасти до восьми. Если ребенок проявил интерес к такому методу, можно список усовершенствовать и наклеить различные категории игрушек, напротив которых сам же ребенок будет ставить галочки: мишка – на месте, поезд и вагоны – в коробке и так далее.
Вдвоем интереснее. Можно устроить гонки. Для этого вам понадобятся песочные часы (дети их обожают) и договориться с малышом, кто что будет убирать на скорость. Или разделить обязанности. Известно, что уборка – дело заразное. Договоритесь с малышом, пока он убирает свои игрушки, вы вымоете шкафчики на кухне. Так и в доме будет чисто, и ребенок привыкнет к рутинным обязанностям. В конце вас обоих ждет вознаграждение – можно вместе приготовить фруктовый салат или что-то вкусненькое.
Светофор. Для этого метода вам понадобятся цветные коробки. Расположите их в комнате, и пусть малыш сам выбирает, что вы сегодня складываете в зеленую коробку, что в желтую, а что в красную.
Как приучить подростка убирать в своей комнате: 6 рекомендаций родителям
В процессе полового созревания, когда организм ребенка перестраивается, многие подростки испытывают приступы хронической усталости и апатии или выражают протестное отношение, выражая свою «взрослость». В этом возрасте они могут полностью игнорировать любые просьбы и требования взрослых. Я-родитель предлагает несколько методов побудить подростка помогать родителям.
Мотивируйте ребенка
Постарайтесь донести до ребенка, что его репутация и успешность во взрослой жизни во многом зависят от того, как он относится к своим обязанностям уже сейчас. Объясните ему, что уборка комнаты, например, сформирует у него такие личностные качества, как дисциплинированность и ответственность, которые необходимы для достижения успеха в любой сфере жизни.
Найдите пример для подражания
Обратите внимание чада на людей, которые могут быть примером для подражания. Это может быть молодой преуспевающий человек из числа ваших знакомых, у которого подросток мог бы учиться правильному отношению к жизни
Для сравнения найдите в своем окружении человека, жизнь которого не является примером. Если удастся, убедите его сказать при подростке что-то вроде: «А ведь мама мне говорила – большое начинается с малого. Надо было слушаться, не пришлось бы теперь дворы мести». На впечатлительных детей этот способ действует безотказно.
Стимулируйте стремление стать взрослым
Заставить подростка убрать свою комнату, если он сам этого не хочет, очень сложно. В этом случае скажите чаду, что если он не может поддерживать минимальный порядок в своей комнате, значит, он недостаточно взрослый и ему не стоит позволять того, что обычно позволяют его сверстникам. Такой подход может кардинально изменить отношение подростка к домашним обязанностям.
Поддерживайте энтузиазм
Многим детям в подростковом возрасте уборка комнаты или выполнение других домашних обязанностей кажется скучным и неинтересным. Если ребенка ничего не интересует, родителям стоит помочь ему раскрыть свои творческие способности, выявив интересы и склонности чада
В этот период взрослым крайне важно поддерживать энтузиазм детей. Например, предложите сыну или дочери провести досуг вместе: прогуляться в парке, сходить в кафе или посетить интересную выставку
Демонстрируйте уважение
Вы можете предложить подростку навести порядок вместе. Однако перед тем, как начать уборку в комнате ребенка, родителям стоит понять, как он это воспримет: у него могут быть секреты, которыми он не захочет делиться с вами. Психологи советуют родителям не критиковать свое чадо или, что еще хуже, сравнивать его с кем-то из сверстников с намерением пристыдить. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на критику в свой адрес. Крик и угрозы сделают ребенка более замкнутым и недоверчивым. Не забывайте, подросток хоть и находится в зависимости от родителей, но уже имеет свою точку зрения, которую стоит уважать. Предложите ему провести уборку в несколько этапов. Это значительно легче, чем делать все и сразу. Хорошо, если успехи ребенка в этом деле будут как-то отмечены. В некоторых случаях достаточно одной похвалы, чтобы подросток захотел поддерживать минимальный порядок в своей комнате.
Покажите личный пример
И самое главное – приучайте ребенка убирать в своей комнате на личном примере. Ведь если вы сами мало заботитесь о чистоте и порядке в доме, не стоит ждать от своего чада другого поведения.
Не стоит требовать от детей соблюдения идеального порядка в комнате – это верный способ внушить им отвращение к домашним обязанностям. Позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность. Это простое правило поможет воспитать в ребенке самостоятельность и инициативность.
Екатерина Кушнир
Портал «Я–родитель» предлагает пройти тест, который позволит понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.
Полезные советы
Воспитание – трудная работа, которая требует терпения и регулярности. Справиться с ней помогут различные хитрости и уловки.
Как без лишних нервов приучить ребенка убираться:
Учитывайте возраст
Ребенку в 3-4 года можно привести простой пример: он любит вовремя покушать и быстрее вернуться домой из садика, а вот игрушки обожают, когда о них заботятся и вечером убирают по местам.
А вот дети школьного возраста должны усвоить, что уборка является его непосредственной обязанностью, и что собирать за собой вещи каждый должен сам за себя.
Спрячьте часть игрушек
Если какие-то игрушки надоели малышу и он в них не играет, то уберите их в недоступное для него место. Спустя несколько месяцев, когда он забудет об их существовании, их можно достать, а те, с которыми он занимался все это время потихоньку спрятать.
Похвала
Не забывайте поощрять детей добрыми словами даже за малейший успех. При чем мальчиков стоит хвалить за конкретные поступки, например, за уборку игрушек, вымытую посуду, а девочкам пойдет на пользу общая похвала, например, скажите ей, что умница и из нее получится великолепная хозяйка.
Не придирайтесь
Если малыш сложил вещи или игрушки неаккуратно. то не стоит ему делать замечаний. Качества стоит требовать от детей, начиная с 6-7 летнего возраста. Но и то, замечания следует произносить в мягкой форме: “Спасибо тебе за старание и помощь, но посмотри, это нужно делать немного по-другому”. После этого покажите как правильно сложить вещи или сделать уборку.
Не награждайте призами
С детьми нужно договариваться, а не “покупать” их. Лучшей наградой за уборку послужит разрешение погулять или посмотреть мультики, но вот ценные подарки будут излишеством. Вам же никто не вручает конфеты и шоколадки за вымытый пол или чистую одежду.
Игрушки можно подарить без повода или на какое-либо торжество, но точно не за уборку комнаты.
Делитесь своими впечатлениями за день
Например, собравшись всей семьей за ужином, расскажите о том, сколько вы сделали полезных дел за сегодня. Только говорите это так, чтобы у всех сложилось впечатление, что вы хвалитесь, а не жалуетесь. Такие примеры дети запоминают, да и мужу полезно узнать, чем вы занимаетесь пока он работает.
Эти советы помогут не только дисциплинировать детей, но и укажут взрослым на ошибки, которые они совершают при их воспитании.
Какие действия нельзя применять в воспитании:
- повышать голос;
- насильно заставлять детей убираться;
- собирать игрушки за детьми самостоятельно;
- оставлять хорошо выполненную работу без похвалы.
Главное, что должны усвоить родители, они хитрее детей. В их силах обучать ребенка так, чтобы работа по дому стала для него радостью, а не наказанием.
Каждая вещь должна быть на своем месте
Приучая ребенка к порядку проследите, чтобы все вещи в доме были на своих местах. Так одежда должна храниться в шкафу, книги на полках, а инструменты в ящиках. Тот же порядок нужно соблюдать и в детской, например, карандаши и фломастеры должны храниться в ящике стола, мягкие игрушки на полках. конструкторы, машинки и посудка в контейнере. Покажите малышу на каких вешалках и полках должны находиться его вещи. Ведь когда вы попросите его убраться, он должен знать что и куда разместить.
Для удобства на ящики и контейнеры можно наклеить картинки с изображением того, что в них должно храниться.
Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате
Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.
Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.
Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:
Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.
Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.
Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.
Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.
Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась
Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.
Каждой игрушке – свой домик
Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.
Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.
Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.
Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).
Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?
Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!
С чего начать?
Чтобы ребенок убирал игрушки без слез и долгих уговоров, для начала нужно найти к нему подход. Как и положено в такой ситуации, все это делается в форме игры – легко и без навязываний. Если одному ребенку подойдет элемент соревнования, то другому – совместная работа. Поэтому самое лучшее – это испытать несколько способов, поощрить малыша к уборке своих игрушек и выбрать самый действенный.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети понимали и слушались их моментально, как по велению волшебной палочки. Однако это иллюзия и не следует ожидать такого сценария. Кроме того, откровенное принуждение дает обратный результат. Родители только тратят время, нервы, а результата так и не видно, кроме испорченных отношений с ребенком.
Но есть действенные методы. И сейчас мы вам о них расскажем.
Как делать не стоит!
Итак, если вы твердо решили приучить ребенка убирать игрушки, никогда не совершайте следующие ошибки:
1. Не шантажируйте ребенка. На первый взгляд, безобидная фраза «уберешь игрушки — дам шоколадку» чуть позже вырастает в настоящую проблему. Прибрав игрушки за шоколадку хотя бы раз, ребенок уже не захочет наводить порядок просто так
Поэтому очень важно, чтобы ваш малыш воспринимал уборку игрушек как что-то естественное
2. Не угрожайте малышу. Если ваш ребенок прибирается только из-за страха быть наказанным, это ни к чему хорошему не приведет. В будущем у детей, которых ругали или наказывали за каждую неубранную игрушку развиваются разные комплексы. Если у них что-то не будет получаться, они будут испытывать сильную тревогу.
3. Не убирайте игрушки сами. Таким образом, вы оказываете малышу медвежью услугу. В семьях, где за ребенка все делают родители, вырастают неряшливые и ленивые дети. Не делайте работу за малыша, делайте её вместе с ним.