Формирование навыков

Малыш изучает окружающий мир с помощью рук, поэтому желание все потрогать способствует развитию у ребенка третьего месяца жизни следующих навыков:

  1. укрепляются мышцы фаланг пальцев;
  2. развиваются хватательные рефлексы, подробнее о них и других рефлексах новорожденного>>>;
  3. закладываются умственные способности;
  4. формируется тактильное восприятие действительности.

ВАЖНО! Не стоит беспокоиться, если отклонения от стандартной схемы незначительны, ведь ребенок — это живой организм, развивающийся по своей собственной программе. Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии

Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:

Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии. Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:

  • Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышать>>>;
  • Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
  • Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
  • При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
  • Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.

Если родитель считает перечень, что умеет ребенок в 3 месяца, уже пройденным этапом в его развитии, значит необходимо ориентироваться на более старшие показатели. Ни в коем случае не прекращать занятия с малышом, продолжать расширять его возможности и уровень познания.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность

Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки,  и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Рекомендуем к прочтению:

  • Как купать младенца в первый раз
  • Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца
  • Развитие младенца по неделям

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.

Режим дня

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Как развивать 5-месячного ребёнка?

Занятия с малышом в этот период направлены на закрепление освоенных ранее навыков и умений.

Родителям следует уделять крохе больше времени, обучая в процессе игры:

  • на 6 месяце детки активно реагируют на музыку. Слушать можно любые композиции: от песенок-приговорок до классических произведений. Малыш будет махать ручками в такт музыке и «подпевать»;
  • ребёнок в 5 месяцев может смеяться: самое время развивать у него чувство юмора. Сделать это просто: щёлканье языком, смешные рожицы или раздувание щёк развеселят кроху;
  • нужно больше общаться с ребёнком. Если карапуз говорит «Ооо», следует повторить этот звук и дополнить его предложением: «Ооо. Мама тебя любит». Такой диалог способствует языковому и социальному развитию младенца;
  • чтобы расширить словарный запас ребёнка, пора читать книжки с выпуклыми деталями, показывая и озвучивая всё, что изображено на картинках;
  • нужно давать карапузу различные предметы, чётко и внятно произнося их названия и свойства: «Это кубик. Он маленький», «Это шапка. Она красная». Такие упражнения тренируют память ребёнка и развивают речь;
  • малыш в этом возрасте обожает бросать игрушки на пол. Не стоит сердиться на ребёнка, для него — это игра: «Я бросаю, мама поднимает». Следует набраться терпения и поучаствовать в затее полезной для психического и физического развития младенца;
  • следует давать крохе трогать различные предметы, чтобы он понимал значение слов «холодный», «горячий», «твёрдый», «мягкий»;
  • игрушки должны быть разными по фактуре и форме: деревянные, пластмассовые, в виде шариков, кубиков, цилиндров и пр. Можно использовать предметы домашнего обихода: кружки, ложки, баночки или миски. Главное, чтобы у вещей не было острых граней и мелких деталей;
  • крохе в 5 месяцев нравится рассматривать себя в зеркальце. Поэтому стоит приобрести игрушку с отражающим фрагментом. Можно показывать малышу фотографии, рассказывая, где находится нос, рот, глаза;
  • уяснить понятие «причина-следствие» младенцу помогут музыкальные игрушки, благодаря которым малыш осознает, что при нажатии на кнопку загорится лампочка, а если повернуть рычажок, то игрушка зазвучит.

Заниматься с крохой нужно когда он пребывает в хорошем настроении. Если игра малыша утомила, нет смысла её продолжать

Важно правильно оценивать способности ребёнка и подбирать занятия, развивающие наиболее сильные стороны его натуры, и помочь малютке там, где он чувствует себя неуверенно.

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию крохи и познанию окружающего мира.

В этом малышу могут помочь:

игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
игрушки с зеркальными элементами;
браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца

Такие игрушки не только надолго займут внимание малыша, но и будут способствовать развитию слуха;
детские развивающие коврики;
озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.. Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М

А

Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М. А.

1 месяц

Новорожденный малыш в основном кушает каждые 2-3 часа независимо от времени суток. Поэтому не стоит беспокоиться, если ребенок сейчас часто просыпается по ночам.

Дети на ИВ едят реже, так как на переваривание смеси уходит больше времени, чем на переваривание грудного молока.

Современные педиатры советуют в первые недели жизни ребенка на грудном вскармливании организовать питание по требованию, чтобы установить лактацию. Ночное кормление тоже происходит по требованию.

После первого месяца промежутки между кормлениями будут постепенно увеличиваться. Это позволит установить более гибкий режим при грудном вскармливании.

После месяца перерыв между кормлениями будет увеличиваться, и вы сможете перейти к установлению гибкого режима.

Как видно, очень сложно организовать четкий режим дня новорожденного малыша и жить по расписанию. Но есть ориентировочные нормы сна и бодрствования, которые позволяют создать примерный режим в течение дня.

Расскажите, удалось ли вам установить режим для вашего младенца в 1 месяц?

Физиологические изменения

Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками

Также развитие мышц важно для начала ползания.
Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки

Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Массаж и гимнастика для ребенка 5 месяцев

В пятимесячном возрасте дети способны совершать много вполне осознанных движений руками и ногами. Они свободно переворачиваются со спины на живот и обратно. Происходит активное развитие мышечной и нервной системы.

Основной задачей гимнастических упражнений и массажных процедур является нормализация мышечного тонуса, активизация иммунной системы, вырабатывание координации движений. В этом возрасте упражнения еще не имеют существенных отличий от занятий в 4 месяца и состоят из приемов поглаживания, растирания, легкой разминки и вибрации. Самое главное, чтобы эти процедуры проводились регулярно и правильно. О методике проведения занятий можно проконсультироваться у детского врача и массажиста.

Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(
оценок; рейтинг статьи )

Дефицит массы тела новорожденного

Доношенные малыши с дефицитом массы тела (гипотрофией) нуждаются в особенном внимании и уходе в первые месяцы после рождения.

Для лечения гипотрофии малышам и их мамам назначают особую диету, строго индивидуальную для каждого случая. Это связано с тем, что, с одной стороны, новорожденный с низкой массой тела нуждается в повышенном количестве питательных веществ, а с другой – в максимально щадящем для желудочно-кишечного тракта питании.

Комментарий специалиста

Маловесные дети более склонны к обменным нарушениям, и в более старшем возрасте чаще имеют избыточный вес, а во взрослом состоянии ожирение и связанные с ним артериальную гипертензию и сахарный диабет II типа. Это не значит, что нужно «ограничивать ребенка в питании», просто нужно помнить, что питание должно быть сбалансированным и качественным, содержащим все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы, со своевременной коррекцией педиатром.

Если ребенок весит больше нормы

Дети в 5-месячном возрасте на ГВ получают все питательные вещества из молока. Питание ребенка во многом зависит от рациона мамы, через грудное молоко передаются все витамины и микроэлементы, полученные из еды. Химический состав грудного молока меняется, если в рационе преобладают калорийная жирная пища, сладкое и мучное.

Ест из бутылочки

Из-за чего малыш может набрать вес:

  • Неправильно подобранная смесь на ИВ. Часто мамы не придерживаются правильных пропорций сухой смеси и воды, в результате растет калорийность еды;
  • Сухая смесь задерживает воду в организме;
  • Промежуток между приемами пищи – до 1-2 часов;
  • Неправильно подобранная емкость при ИВ. Если соска на бутылке со смесью имеет большое отверстие, ребенок не прилагает усилий во время питья и делает лишние глотки, когда организм уже насытился;
  • Раннее введение прикорма в рацион сказывается на наборе веса. Младенцы на грудном вскармливании должны знакомиться с новой едой к началу 6 месяца. Для малышей на искусственном вскармливании можно постепенно вводить новые продукты в рацион с 4-5 месяцев;
  • Нарушение метаболических процессов в организме;
  • Ребенок плотно питается, при этом мало двигается;
  • Сезонное увеличение веса и роста. Малыши набирают больше веса зимой и осенью. Весной и летом прибавляется рост, масса тела растет меньше;
  • Генетические особенности. Дети наследуют крупное телосложение родителей.

Обратите внимание! Лишняя жировая прослойка и тяжелый костный каркас – разные вещи. Если ребенок унаследовал от родителей крупный скелет, избыток веса может быть нормой

Если малышу передалась полнота родителей, это может перерасти в ожирение.

Дети, которые перенесли серьезные болезни, набирают вес по личному графику. Во время лечения рост ребенка замедляется, организм направляет все силы на восстановление организма. Позже малыш нагоняет и перегоняет нужную массу тела.

Как вес малыша привести в норму

Если вес здорового ребенка на пятом месяце выше нормы, мама должна вовремя предпринять меры. Уход за грудничком полностью зависит от родителей, у него еще не сформировались вкусовые привычки. Наладить питание и привести вес в норму – задачи мамы и папы.

Если малыш на ГВ, питание матери должно быть разнообразным, состоять из большого количества растительной пищи, каш, белковой и кисломолочной продукции. Если ребенок часто требует прикладывать его к груди, возможно, он не голоден, у него срабатывают сосательные рефлексы. Можно предложить ему пустышку.

Дети на ИВ должны употреблять смеси, назначенные педиатром. Все приемы пищи должны быть расписаны по часам, не должно быть незапланированных перекусов. Если вводится прикорм, порции должны быть не больше 5-10 г. Знакомство с новой едой начинается с овощных и фруктовых пюре, от жирных продуктов лучше отказаться.

Дети в пять месяцев не могут проявлять высокую физическую активность: ходить, бегать, танцевать, играть. Больше двигаться малышу помогают родители, делают вместе с ним зарядку и массаж. Как увеличить активность:

  • Положить ребенка на живот, на расстоянии 1-2 м расположить интересные игрушки, которые он захочет достать. Он будет прилагать усилия и быстрее научится ползать;
  • Если в комнате тепло, пускай малыш будет без носков. Во время движения ему будет проще отталкиваться ступнями. Лежа на спине, ребенок будет тянуться к ногам, обхватывать их руками;
  • Помогать ребенку двигаться. Когда он лежит на спине, можно поднимать его руки, сгибать ножки, поднимать их к животу. Он будет реагировать на движения, отталкиваться или поддаваться. Игра разрабатывает мышцы, в скором времени ребенок начнет ползать.

Малыш двигается

Во время осмотра врача первым делом измеряют рост и вес – главные параметры, которые скажут всё о здоровье пятимесячного ребенка

На протяжении первого года жизни важно следить за ежемесячной прибавкой веса, сравнивая значения с нормативными. Родители должны понимать, что переизбыток или недостаток массы тела грудничка – повод обратиться к врачу

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие — это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика — это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться>>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову>>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться>>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром

Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Занятия с ребёнком

Те действия, что должен уметь ребёнок в 5 месяцев, можно и нужно развивать. Родителям полезно знать, как это сделать.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

Пятимесячный малыш готовится к ползанию — крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

В возрасте 5 месяцев ребенок хорошо узнает близких ему людей, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Что умеет ребенок в 5 месяцев? Пытается двигаться из положения лежа на животе, вертеться вокруг пупка, перебирая ногами, перекатываться; ползти по-пластунски на руках, не отрывая живота от пола. 5-месячный малыш может сидеть с поддержкой, например, в детском стульчике, или стоять на выпрямленных ногах, если его поддерживать под мышки. Ребенок в возрасте 5 месяцев долго удерживает в руке мелкие игрушки. На этот возраст приходится начало интереса к еде взрослых: ребенок может хватать куски с тарелки, «провожать взглядом» то, что взрослый отправляет себе в рот. В 5 месяцев часто на подходе первый зуб.

Как развивается малыш

C 2 до 6 месяцев ребенок быстро растет и развивается, совершенствуется его зрение и слух, каждый месяц он демонстрирует новые навыки.

  • 2 – 3 месяца: сейчас активно развиваются эмоции крохи. Он учится координировать движения рук и ног, следить за перемещением крупных и мелких объектов. Малыш реагирует на звук, понимая, в каком направлении находится его источник.
  • 4 месяца: малыш научился держать головку и пристально наблюдает за движением в комнате. Постепенно приближается период прорезывания зубов, ребенок может стать капризным, чаще плакать, у него усиливается слюноотделение. Подробнее об этом процессе читайте здесь (https://agulife.ru/calendopedia/sohranyaem-zdorove-zubov/longread#inner). Ребенок активно общается с близкими при помощи звуков и жестов, внимательно изучает их лица, смеется и улыбается.
  • 5 месяцев: малыш учится сидеть, сначала с опорой, затем постепенно переходит к переворачиваниям со спины на живот и назад. Ему нужно больше общения, а одному оставаться неинтересно. Ребенок учится контролировать взглядом движения рук, берет и бросает предметы.
  • 6 месяцев: в этом возрасте активно развиваются мышцы малыша, он переворачивается, учится сидеть, дольше концентрируется на игре. Зубки по-прежнему прорезываются и беспокоят кроху.

Прикорм

Прикорм 5-месячному здоровому ребенку вводится только в случае искусственного или смешанного вскармливания, при грудном вскармливании прикорм начинают вводить с шестого месяца. Обычно его начинают с овощных пюре, но если у ребенка проблемы с набором веса, следует овощи заменить кашами, так как последние более питательны.

Готовить их можно как на молоке или смеси, так и на обычной кипяченой воде. Использовать для первого прикорма лучше рис, кукурузную или гречневую каши, так как пшеница, овес, перловка и ячмень содержат клейковину, а она может стать причиной аллергии или нарушения работы пищеварительных органов.

Введение прикорма – это целая наука, которая требует от родителей много терпения и выдержки. Чтобы не усложнять и без того трудную задачу, достаточно следовать нескольким простым правилам:

https://youtube.com/watch?v=SW9gNwRCOpM