Миф 5: Ребенка надо воспитывать
Речь идет о воспитании-контроле, когда родители «учат жить» своих чад. Постоянно говорят, как поступать в той или иной ситуации, требуют подчинения, наказывают за непослушание, все контролируют и оценивают.
«Я не приторный папа!»: Влад Топалов признался, что иногда его «бесит» маленький сын
Причем большинство убеждены и свято верят, что только с помощью всех вышеперечисленных действий они воспитают достойного члена общества. При этом не забывают напоминать о своем опыте. Мол, «меня так воспитывали, вырос же хорошим человеком».
Вырос, не спорим. Однако уже нет возможности узнать, какой был бы результат, если бы близкие не «воспитывали», а просто любили.
И этот миф настолько укоренился в сознании современных мам и пап, что даже немного страшновато переубеждать родителей в обратном, разоблачая его. Однако, как показывает практика, именно он (как никакой другой) мешает детям расти счастливыми, а родителям получать удовольствие от воспитания.
В воспитании ребенка всегда есть место страху. И все, даже самые опытные родители, совершают ошибки. Но чтобы их было как можно меньше – полагайтесь на интуицию, смотрите на мир шире и действуйте увереннее. А еще – научитесь мыслить критически, чтобы отличить хорошие методы воспитания от мифов, навязанных обществом.
МИФ № 2. «Нельзя жалеть из-за любой мелочи – вырастет плаксой»
Когда огорчён взрослый, мы ему сочувствуем — разделяем тяжёлые чувства, демонстрируя понимание и принятие. А малыш, выходит, не человек? Да, детские невзгоды выглядят не столь масштабными, но на то он и ребёнок. Не бросайте его в трудную минуту! Но и не тревожьтесь сильнее, чем он сам.
Способность чувствовать, не корить себя за негативные эмоции – то, чего не хватает многим взрослым, вследствие неправильного воспитания. Пусть наши дети будут счастливее нас. Вы заметите как, по мере взросления и развития психики, маленькому человеку будет требоваться всё меньше сопереживания, чтобы перестать плакать.
Простой пример из реального материнского опыта: Ваня восприимчивый ребёнок, бабушка даже называет его «маменькиным сынком», но мама-то видит прогресс – вот в годик он мог плакать по каждому незначительному поводу (под охи и ахи заботливой бабушки, считающей что маме стоило бы с ним обращаться «как с солдатом), а мама жалела, выражала сочувствие. Без переживаний, без нервов – просто с пониманием в душе. И вот сейчас ему 2 года.
Зря переживала бабушка – не больше, а гораздо меньше он плачет, да и успокаивается куда быстрее. И никакой он не плакса – да, это человечек тонкой душевной организации, но ведь у каждого ребёнка свой характер. Ваня не плачет по пустякам. К слову сказать, если ещё совсем недавно в ответ на призывный плач «я ударился!» нужно было взять его на ручки, чмокнуть ушибленное место и дать грудь, то уже месяцев шесть назад всё стало гораздо проще. А на днях он так увлёкся игрой в солдатики, что, ушибившись коленкой, сам её поцеловал и продолжил свои важные дела.
20 фраз, которые наверняка обидят вашу взрослую дочь до глубины души
Как подружить ребенка с отчимом?
Специально сдружить вы никого не можете. Но можете создать благоприятные для этого условия.
Дети считывают и воспроизводят ваше отношение к новым людям. Они, как собаки, чувствуют ваши эмоции.
Поэтому ребенку будет проще принять нового мужа мамы, если вы с ним прямо душа в душу. Не пытайтесь сразу заменить ребенку отца – позвольте отчиму быть просто старшим другом.
Очень важный аспект: не вынуждайте его воспитывать ребенка – это может дурно повлиять на детское представление о мире. То есть, вы прекрасно жили вдвоем, а затем, грубо говоря, появляется незнакомый мужик и проходится по чистой душе ребенка своими грязными сапогами.
Во сколько идти в кровать, куда убирать игрушки, что надеть – это решаете вы. Прерогатива отчима – вместе сходить в кино, приготовить вкусный завтрак, погулять, провести приятную беседу. Пусть в глазах ребенка ваш новый муж будет прямо «праздник-праздник».
Важные правила для родителей
В свете всего вышесказанного сформулируем некоторые правила, которым важно придерживаться в вопросе воспитания дочери. Их немного:
Следует с детских лет воспитывать в ребенке стремление заботиться о своем здоровье. Любая девочка – это будущая мать, поэтому проблемы, заработанные в детском, а чаще – в подростковом возрасте, могут поставить крест на ее возможности выносить здорового малыша. Поэтому следует научить малышку правильно питаться, заниматься спортом, следить за личной гигиеной
Мамам нужно донести до нее мысль о важности профилактического посещения врачей, поскольку многие дети медиков не любят, а страх сохраняют даже во взрослом возрасте. Вспомните, как много вполне адекватных людей будут терпеть до последнего и обратятся в больницу только тогда, когда заболевание перейдет в хроническую стадию
Причина этому – ошибки воспитания, невнимательность родителей, пустивших все на самотек.
Чрезмерная строгость и сотни запретов столь же вредны, как и безграничная свобода. Мамам и папам предстоит найти «золотую середину», не держать крошку в «ежовых рукавицах», но и не потакать капризам, позволяя ребенку манипулировать собой. Каждый запрет, каждое «нет» и «нельзя» должны быть обоснованы. Девочке важно понимать, почему совершать тот или иной поступок недопустимо.
С раннего детства девочка быть уверенной в собственной привлекательности. Недостатки своего тела – полнота, веснушки, жидкие волосы – не должны смущать ее. Роль мамы – научить ребенка одеваться так, чтобы умело маскировать некоторые дефекты фигуры, оставаясь скромной, элегантной и женственной. Если девочка-подросток не уверена в красоте своего лица, она будет делать все возможное, чтобы отвлечь от него внимания, надевать дерзкие мини-юбки и глубокие декольте. Такая одежда может стать причиной раннего взросления, вступления в половую связь с гораздо более старшим партнером, девушку могут и изнасиловать. А всего этого можно было избежать, если бы с раннего детства ей внушали мысль о собственном очаровании, которое не нуждается в искусственном приукрашивании.
Родителям следует научить свою дочь заниматься типично женскими домашними делами. Причем здесь потребуется дипломатия, такт. Если заставлять ребенка насильно мыть пол или поливать цветы, то он возненавидит это занятие и, начав самостоятельную жизнь, будет сознательно игнорировать домашнюю работу, заслужив репутацию неряхи. Поэтому приборка, готовка должны быть девочке интересны. Маленькие дошкольницы, как правило, с удовольствием помогают мамам готовить, мыть посуду, прибирать в шкафу. Главное – дать им такую возможность, не кричать и не нервничать, если что-то у ребенка получается не так, как того хотела бы мама.
Все вышесказанное не отметает важности интеллектуального развития. Женственность – не синоним глупости и недальновидности, именно поэтому девочку можно и нужно приобщать к искусству, науке, читать с ней книги и беседовать по прочитанному, посещать театры и выставки. Если есть желание, ребенок может записаться на специальные курсы иностранного языка или даже программирования. Какие-то современные умения не делает правильно воспитанную девочку грубой или наглой.
Наконец, очень важно развивать в ребенке женского пола сострадание, доброту, желание помогать нуждающимся. Девочкам, воспитывающимся в неподходящей среде, нередко свойственна особая жестокость и цинизм, следует стараться избегать их формирования, давая крошке возможность позаботиться о ком-то, кто в этом нуждается. Но не менее важно и помочь ребенку понять, что есть люди, недостойные участия и помощи.
И, конечно, не стоит забывать о том, что каждый ребенок – это, прежде всего, личность, его индивидуальные особенности и предпочтения нужно учитывать.
Как научиться родительству
Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:
-
Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?
-
Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.
-
Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.
-
Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.
-
Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.
Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.
Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу
Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.
Миф 5. Надо научить ребенка всегда добиваться результата
Мы призываем ребенка учиться на 4 и 5, ходить в выбранный кружок хотя бы до конца года, завершать начатое рукоделие. Нас так пугает идея, что хорошее занятие будет брошено, и мы, сжав зубы, продолжаем делать вместе с ребенком то, что давно надоело ему и нам
Результативность – это важный ориентир, он держит в тонусе и не дает уйти в апатию и безделье, но важно искать золотую середину
Современный мир нелинейный и сложный, путь в нем больше похож на лабиринт, чем на линию взлета авиалайнера. И результат сегодня важен, если мы действительно хотим на него опереться, чтобы идти дальше в этом направлении. Например, диплом об образовании или сертификат о законченном курсе уже сложно назвать 100% полезным. Гораздо важнее – портфолио, которое демонстрирует навыки. А хорошее портфолио можно наработать, только если у человека есть интерес и драйв к своему делу.
Поэтому важнее понимать, к чему тянется ребенок и в чем хочет расти. Не нужно бояться менять курс, тем более что в детстве и юности интересы меняются у большинства. Если сын горел астрономией, брал олимпиады, а за год до вуза решил уйти в биологию, – поддержите. И заверьте, что потраченные на курсы и телескоп семейные деньги не обязывают его теперь заниматься звездными скоплениями до конца жизни.
Как вырастить ребёнка счастливым?Хотим ответить на вопрос, волнующий каждого родителя. Как сделать так, чтобы твой ребенок рос счастливым человеком? |
О воспитании написано так много, но все равно у каждого времени есть свои горячие вопросы. Как быть, если подросток ничего не хочет? Почему современные дети мало читают? С трудом переносят скуку? Сидят в телефоне, вместо того чтобы бродить допоздна с друзьями? – это настоящие вызовы для родителей, и решить их не помогут никакие мифы о воспитании.
Остается только все время быть живым, чувствующим и открытым ребенку и жизни – как и положено в квесте родительства.
Какую школу выбрать: частную или государственную?
Некоторых людей в частных школах пугает именно специальный подход к ребенку и особое бережное отношение. Основной их страх – что с ребенком будут «носиться», во всем угождать и в дальнейшем это может ему навредить.
Друзья, чем больше нас любят, тем крепче мы становимся. Бережное отношение еще никому не помешало. Однако, есть другая проблема: частные школы в России – это больше про бизнес, а не про образование. Это официальный метод отъема денег у населения, который с учебой имеет мало общего.
За месяц обучения учредители частных школ могут хотеть и 2000, и 3000 долларов. У нас практически нет таких цен, как в Европе. И что прискорбно, от государственной школы она отличается тем, что у них обед из трех блюд, а в коридорах мебель кожаная.
Я реально сталкивался с детьми из частных школ, которые отставали от общеобразовательной программы.
Поэтому прежде всего стоит выяснить репутацию школы. Хорошее образование дает? Смело отдавайте. Классы в частных школах меньше, соответственно, внимания ребенку уделяется больше.
Здесь, в принципе, как везде: есть частные плохие, есть государственные – лучше не найдешь.
Главный ориентир у вас должен быть один – первый учитель. На ближайшие 3-4 года он станет главным человеком в жизни вашего ребенка. Вот на него и ориентируйтесь.
МИФ № 3. «Уходить под детский плач — издевательство. Если надо отлучиться, улизни незаметно!»
Ну и где же логика? Да, тихонько уходя, пользуясь моментом увлечённой игры ребёнка, мы не услышим горького плача, но не это ли настоящее издевательство над детской душой? Более того – это плевок в душу! Поставьте себя на место ребёнка: мама исчезает неожиданно, в любой момент. Ну и как ей после этого доверять? Сколько раз в день на всякий случай заплакать, потеряв её из поля зрения? А может, и среди ночи стоит просыпаться и звать её? Нет, ну мало ли… Абсолютно всегда надо быть начеку в этом нестабильном мире, где люди обманывают друг друга.
Предупреждающие, объясняющие, терпеливые родители гораздо меньше рискуют психическим состоянием детей.
Ещё один пример: когда Алисе был годик, у её мамы появилась необходимость подрабатывать – папы в семье не было. Сидеть с крохой была призвана бабушка, благо жили они втроём. И тут начались ссоры: бабушка считала, что уходить маме нужно незаметно. Один раз они так и поступили, правда в тот день бабушкиных сил хватило ненадолго – Алиса плакала до тех пор, пока маме не пришлось всё бросить по бабушкиному звонку и бежать домой.
Казалось, подработка маме не светит. Но нет – сменив стратегию, скоро женщины заметили, что девочка и плачет после маминого ухода меньше, и огорчение её длится не так долго: ведь мама обещала ей вернуться, ведь такое уже было – обещала и действительно возвращалась.
Огромная проблема в том, что у нас есть ужасная привычка делать зверское лицо, принимать угрожающую позу и орать, как будто ребенок тупой и других слов не понимает.
Записывайся на курс и узнай, как избежать повторения негативного родительского сценария.
Вот стоит такая мать и разрывается: «Ты наказан! Слышишь меня? Наказан!» Да он и так уже наказан. Мама, зачем же так орать?
Представляю идеальный сценарий наказания: подходим, обнимаем сына/дочь за плечи, можно даже поцеловать и спокойно произносим: «Не сочти за личную обиду, но ты наказан. Помочь ничем не могу».
Почему этот путь лучше? Таким образом мы четко разделяете, что ребенка вы по-прежнему любите, а вот поступок его вам не нравится. К ребенку претензий нет.
Когда вы контролируете свое поведение и выстраиваете диалог в нейтральном тоне, он слышит совсем другое: «Ты хороший, поступок – плохой. Ты вне обсуждения. Тебя я люблю. Но за поступок нужно наказать».
В процессе воспитания и взаимодействия ребенка и родителя наказание необходимо. Главное – ребенок не должен чувствовать, что отношение к нему изменилось.
Подростковый возраст. Как избежать влияния улицы?
Проблема здесь не в улице.
Допустим, вы с рождения выстраиваете с ребенком доверительные отношения, если вы его уважаете, умеете с ним договариваться, не орете на него, в угол не ставите, не пытаетесь его сломать, считаетесь с его желаниями, то есть общаетесь, как со взрослым человеком.
Что вы получаете в итоге? Ребенок вырастает с пониманием того, кто, что он и чего хочет.
И тогда вы как родители абсолютно спокойны: где бы он не оказался, он никогда глупостей не сделает. С самого раннего детства к нему относились с доверием, поэтому он привык сам за себя отвечать и уже в 12-15 лет умеет разбираться в своих желаниях.
Ему сигарету предложат закурить – он откажется, 15-летней девочке секс предложат – она подальше пошлет. За счет чего это происходит? За счет того, что в этом возрасте они ведут себя, как взрослые люди.
Второй вариант: ребенка чрезмерно опекают или опускают. Он не взрослая личность и легко поддается чужому влиянию. Чем раньше вы его отпустите, тем быстрее он повзрослеет.
Ваше родительское спокойствие основывается не на том, что 24 часа в сутки вы знаете, где находится ваш ребенок, а в том, что вы уверены, что он глупостей не натворит. Вы ему верите.
МИФ № 4. «Вежливость нужно прививать с пелёнок!»
»А ты спасибо сказал?» — вопрос к годовалому ребёнку, мягко говоря, неуместный. Но сколько значения мы этому можем придавать чуть ли не с пелёнок! «Не воспитывайте детей – они всё равно будут похожими на вас» — вспоминайте это утверждение как можно чаще и не дрессируйте малыша
Лучше обратите внимание на собственную вежливость – и не только при ребёнке. Ну а к малышу относитесь как к априори открытому, искреннему созданию
Мнение опытных: когда мама нужна по-настоящему?
Если на улице, идя за ручку с родителями, двухлетний сорванец встретит, скажем, воспитательницу и не поздоровается, а начнёт плакать и прятаться за маму – вместо тысячи слов это скажет не о его невежливости, а о том, как с ним обращаются в детском саду. Дальше вам решать, как быть с обнажившейся правдой. Главное — слышать и чувствовать кроху. А говорить «спасибо» и «пожалуйста» он научится на вашем примере.
Заблуждение первое – «Я и так все знаю»
Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.
Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть», это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто – мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и исправления наших ошибок.
Мифы о родительстве
Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.
Так правильно
Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.
Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.
Это ненормально
У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.
В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.
Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания
Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.
Я плохой родитель
На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.
Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.
Примеры сочинений
Воспитанность — умение вести себя тактично с окружающими, воспринимать их спокойно, быть вежливым. Такие люди умеют обходиться без негативной критики.
Воспитанные люди
Воспитанный человек знает, как себя вести в сложных ситуациях, так как он всегда сдержан. Недостаток воспитания может негативно сказаться на личности. Если ребенку с ранних пор не прививают правил этикета, поведения в обществе, то ему будет сложно вписаться в это общество, найти себя.
Личность, которой прививают любовь только к материальной стороне жизни, не развивается в духовном плане. Поэтому необходимо с детства объяснять детям, что важны как материальные качества, так и духовные. Хорошее воспитание открывает перед людьми многие двери.
Я считаю воспитанным человеком свою бабушку. Она всегда ведет себя спокойно, добра к людям. Чтобы не произошло, бабушка уравновешена, относится ко всему с юмором. Она никогда не кричит на меня, даже если я что-то натворю
Вместо криков от нее можно услышать только слова предосторожности.
Воспитанность предполагает добрый нрав, умение извиниться, высказать свои сожаления. Такие люди говорят тактично, мягко и вежливо. От них никогда не услышишь злобных грубых слов. Даже в плохих ситуациях они держат себя в руках.
К воспитанным людям я бы еще отнесла Анну Каренину. Лев Толстой представил ее в своем произведении как духовно развитую личность, которая стремится к образованию, тянется к культуре. Она умеет вести себя в обществе, чего нельзя сказать о многих других персонажах. По этому произведению можно понять, что человек не всегда становится воспитанным с возрастом.
Воспитание (для ЕГЭ по обществознанию)
Воспитание — жизненно важная черта человека. Она проявляется в мировоззрении людей и является залогом счастливого будущего. Это качество делает богаче внутренний мир.
Сочинение «Что такое истинное воспитание человека» позволит понять, какие качества относятся к этому понятию, что под ним понимается.
Считаю, что воспитанные люди обладают следующими качествами: милосердие, доброта, честность, отзывчивость, сила духа. Эти черты закладываются с самого детства. Взрослые должны показывать своим примером, словом, как и в каких ситуациях они проявляются должным образом, а ни в коем случае не ремнем.
Воспитанность отражает образ жизни человека, его мысли и поступки. Даже по внешнему облику можно определить, воспитанная перед тобой личность или нет. Прилежный ученик всегда приятен в общении, заботливо относится к окружающим, имеет опрятный вид (причем и одежды, и школьных принадлежностей). Он никогда не грубит ни своим одноклассникам, ни учителям. Ведет себя достойно. Другое впечатление создают те, кто постоянно опаздывает, выглядит неряшливо.
На мой взгляд, проблема воспитания актуальна всегда. Она имеет огромное значение в нашей жизни.
Роль семьи в воспитании ребенка
Главный институт воспитания, безусловно, — семья. То, что ребенок получит в семье в первые годы своей жизни, останется с ним на всю последующую жизнь. Значительную часть своей жизни маленький человек проводит в кругу семьи, и нет ничего, что бы сильнее воздействовало на его личность. Именно в семье закладываются основы характера малыша, так что ко времени поступления в школу, он уже почти сформирован, как личность.
В полной семье, при наличии папы и мамы, ребенок приобретает опыт взаимодействия с людьми обоих полов, поэтому в жизни ему будет легче. В полной семье он легче переживает конфликты с одним из родителей, так как чувствует поддержку другого. Если же в семье нет, например, отца, ребенок тяжелее переживает ссоры с мамой, так как в эти моменты ему будет казаться, что у него совсем никого не осталось. К тому же, в нем всегда может жить страх, что и второй родитель может уйти, если он будет вести себя недостаточно хорошо.
В воспитании ребенка у каждого родителя своя важная роль. Так, мать учит малыша адаптироваться в окружающем мире. Она прививает основные навыки гигиены, общения, самостоятельности и самообслуживания. А вот под влиянием отца формируется характер. Папа должен учить ребенка ставить перед собой цели и добиваться их, отстаивать свое мнение. Он должен собственным примером показать, как преодолевать препятствия, защищая себя и окружающих.
При этом роль семьи в воспитании ребенка может быть как положительной, так и отрицательной. С одной стороны никто, кроме самых близких малышу людей, не любит его так сильно. С другой – ни один другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда, как семья. Существует множество примеров, когда у тревожных матерей вырастают тревожные дети, а честолюбивые родители подавляют детей так, что у них появляется комплекс неполноценности.
Принципы воспитания
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
“Арзамаский государственный педагогический институт
имени А.П. Гайдара”
Кафедра общей педагогики
Принципы воспитания
Малова И.А.,
студентка 4 курса филологического факультета
Руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры
общей педагогики Касаткина Е.С.
Арзамас, 2010
Введение
Глава I. Система принципов воспитания в современной педагогике
1.1 Закономерности воспитательного процесса как основа принципов воспитания
1.2 Общая характеристика принципов воспитания
Глава II. Принципы воспитания и пути их эффективной реализации в воспитательной работе
2.1 Общественная направленность воспитания
2.2 Принцип связи воспитания с жизнью, трудом
2.3 Воспитание в коллективе, через коллектив
2.4 Опора на положительное
2.5 Гумманизация воспитания
2.6 Личностный подход
2.7 Единство воспитательных воздействий
Заключение
Литература
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.
Объектом исследования является система принципов воспитания.
Предмет исследования — реализация принципов воспитания в воспитательном процессе.
Миф 4. Надо всегда хвалить ребенка и радоваться его достижениям
Есть мнение: сделать ребенка уверенным в себе и успешным можно постоянными восторгами и похвалами – за его поделки, рисунки, а потом и другие достижения. Но у этой “палки” есть два конца, и оба вам не понравятся.
Во-первых, ребенок растет, и со временем для него становится важным мнение друзей или других взрослых. Если его успехам радуются только в семье, то рано или поздно человек поймет, что он герой – только у мамы на кухне, а все его короны и кубки – картонные. И это больно. Перехваленный ребенок может закрыться от внешнего мира, такого холодного и колючего, или затаить обиду на родителей, бабушек и дедушек, которые неадекватно раздули его ожидания от самого себя. Поэтому в похвалах стоит быть умеренными: поддерживать детей, но не защищать их от реальности.
А во-вторых, дети хотят радовать нас и получать нашу поддержку, но рисунки или школьные оценки – не единственное, что они могут сделать для этого. Хотя часто дети думают именно так. Если ребенок знает, что мама пьет кофе со сливками, папа любит чай с лимоном без сахара, а бабушка укрывается пледом, когда смотрит кино, – тогда он может приносить радость по-другому и получать за это искреннюю благодарность. Просто нужно научить его этому. Покажите, как сварить кофе или заварить чай с мелиссой, приносить подушку под спинку, поливать цветы – и ваши отношения станут теплее и глубже, а ребенок будет расти заботливым и внимательным.
МИФ № 5. «Воспитания без наказаний не бывает»
Когда родители не настроены на внутренний мир ребенка, они не понимают мотивов его поведения. Как хорошего, так и плохого. Вот и не остаётся гуманных инструментов воздействия — только манипуляции, угрозы и наказания. Будьте помощником, а не надсмотрщиком: обратитесь к своему внутреннему ребенку, и он объяснит вам практически любую ситуацию.
Если, конечно, вы в ладу с собой (ваш внутренний ребёнок должен искренне желать добра, а не мстить за собственное детство – так бывает, когда мы действуем импульсивно, а потом оправдываем себя). Наказания не понадобятся. Или, по крайней мере, перестанут выглядеть как излияние гнева взрослого человека по отношению к маленькому.
Увы, в нашем с вами детстве, во многом по незнанию, понятия «воспитание» и «наказание» были чуть ли не синонимами. «Мама не кричит – мама воспитывает!», «У папы для тебя одно лекарство от всех капризов – витамин эр (ремень)!» — помните такие высказывания? Почему-то считалось, что без этого мы вырастем избалованными, неуправляемыми, и вообще неприемлемыми для общества.
Теперь мы вынуждены ломать стереотипы, внедрившиеся в наши умы под влиянием наших же родителей. Искоренять это нужно как на уровне сознания, так и на уровне реакций, импульсов. Ребёнок без всякого принуждения слушается тогда, когда чувствует, что родители всегда на его стороне, настроен на него и находится с ним в полном взаимодействии. И это действительно потрясающе!