Как соблюсти баланс между использованием гаджетов и сохранением зрения ребенка? Мнение эксперта

Рабочее место: компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты и угла наклона спинки

Важно, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины, верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем.
Если ребёнок имеет аномальную рефракцию и использует очки для постоянного ношения, то занятия на компьютере надо проводить в них.

Не работать в сумеречных условиях за компьютером. Освещённость помещения должна составлять 300-500 лк.

  • Лампочка в настольной лампе должна иметь мощность не более 60 Ватт и лучше, если она будет теплого цвета (например, желтого).
  • Следить за отсутствием на экране слепящих световых бликов.
  • Через каждые 20-30 мин работы делать разминку: отводить взгляд от экрана и в течение 20-30 с смотреть вдаль.
  • Лучше выбрать компьютер с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов. У планшетов и смартфонов маленький экран.
  • После занятий за компьютером и в перерывах следует делать гимнастику для глаз.

И самое главное – служите примером своему ребенку

Ведь как вы заставите его отказаться от планшета, если сами не выпускаете из рук гаджет и жить не можете без социальных сетей? Возможно, пришло время отложить их в сторону и выйти на улицу вместе с ребенком, прогуляться или заняться спортом? Важно быть вместе офф-лайн, а не врозь он-лайн

Мы также рекомендуем включить в еженедельное меню вашего ребенка скумбрию со спаржевой фасолью. Этот рецепт разработан шеф-поваром кулинарной студии Le Gourmet Алексеем Редько совместно с преподавателем школы здорового питания Анастасией Уласевич и ведущим офтальмологом проекта «Я вижу!» Кристиной Беляничевой. Все ингредиенты этого блюда полезны для глаз.

Плюсы гаджетов в школьной жизни

  • Получение эмоционального удовлетворения. Ведь при помощи гаджет подросток учиться мыслить логически, совершенствуя при этом мелкую моторику рук при нажатии разнообразных кнопок на них, одновременно оттачивая еще свое зрительное и слуховое восприятие.
  • Повышение мотивации школьников, что достигается, когда учитель имеет возможность более гибко управлять обучением при помощи высокотехнологичных электронных устройств, которые позволяют сделать школьные занятия более интересными.
  • Быстрое развитие творческих способностей. Однако это возможно лишь при отсутствии злоупотребления гаджетами по времени.
  • Возможность применения карманной библиотеки при наличии у школьника электронной книги, которая может вместить в себе целое библиотечное книгохранилище, освобождая подростка от ношения из библиотеки стопок тяжелых книг. Кроме того школьник приучается к мысли, что интернет служит не только для развлечений, а является источником нужной информации.
  • Наличие полезных приложений, которые значительно облегчают учебу. Ведь на современном этапе известно бесчисленное количество приложений, имеющих большой диапазон применения и устанавливаемых на планшетах, ноутбуках, компьютерах, смартфонах.

Влияние гаджетов на жизнь детей

Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.

Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?

Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.

Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.

Влияние смартфона на физическое здоровье детей

Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:

  • Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
  • Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
  • Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
  • Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
  • Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.

Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.

Влияние смартфонов на психику детей

Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо

Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
Рассеянность

Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией.
Перегрузка сенсорной системы. Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды

С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.

Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.

Как отучить ребёнка от телефона

Американская Академия педиатров разработала возрастные ограничения по использованию гаджетов:
до 3 лет малыш не должен иметь никаких контактов с устройствами;
в возрасте с 3 до 5 лет — до 1 часа в день;
с 6 до 18 лет — до 2 часов в день.

Врачи настоятельно рекомендуют родителям детей до 3 лет не давать в руки никаких гаджетов: они приводят к развитию синдрома дефицита внимания. В мозгу малыша, смотрящего быстроменяющиеся визуальные картинки, развивается дефицит нейронных связей в лобных частях, отвечающих за регуляцию эмоций. В результате возникают сложности с эмоциональной саморегуляцией, чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.

Что можно делать

  1. Понимать, что до 3 лет формирующийся мозг абсолютно не нуждается в цифровых устройствах.
  2. С 3 лет строго ограничивать время использования, согласно рекомендациям нейрофизиологов и врачей.
  3. Чётко определить правила, когда использование гаджетов разрешено. Распорядок и правила, с которыми ребёнок хорошо знаком, способствуют предотвращению конфликтных ситуаций.
  4. Поощряйте деятельность в реальном мире: игры во дворе, игры с обычными игрушками, работа в саду с бабушкой, рыбалка с папой и дедушкой, приготовление пищи с мамой, спорт, рисование, музыка, театральная и сценическая деятельность.
  5. Побольше общайтесь: обсуждайте книги и то, что происходит в саду или школе, о чём ребёнок думает, о чём мечтает, о событиях в окружающем его мире.
  6. Придумывайте совместные проекты, где будут задействованы все пять чувств: зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое. Это может быть изготовление кормушек для птиц, совместная выпечка пирожков, изготовление подарка и т. д.

Чего делать не следует

  1. Не чувствуйте себя виноватым, если вам пришлось отобрать у ребёнка гаджет.
  2. Не уступайте капризам, потому что дети нуждаются в мудром, любящем, но твёрдом авторитете взрослого.
  3. Не уступайте, если ребёнок жалуется на скуку. Всегда можно найти полезную игру или занятие.
  4. Не уступайте, даже если подросток пытается вас убедить отдать обратно его телефон, потому что у него «экстренная ситуация».
  5. Не опускайте руки, если у вас не получается справиться с зависимостью ребёнка от гаджетов сразу. Будьте последовательны и настойчивы, и у вас всё получится.

J. Taylor. How Technology is Changing the Way Children Think and Focus. Psychology Today, Dec. 4, 2012.
M.Ritchel. Growing Up Digital, Wired for Distraction. Technology, Nov. 21, 2010.
D.Bavelier. Video Games Boost Brain Power, Multitasking Skills. NPR, Listen to the Story, Dec. 7, 2010.
www.aap.org/en-us/about-the-aap/aap-press-room/Pages/American-Academy-of-Pediatrics-Announces-New-Recommendations-for-Childrens-Media-Use.aspx
https://blogs.bmj.com/bmj/2014/10/23/richard-graham-is-technology-changing-the-brain-how-to-interpret-and-advise-on-the-evidence/
Understanding the Distracted Brain. National Safety Council. January 17, 2019, p. 5
Davidow, Bill. Exploiting the Neuroscience of Internet Addiction. The Atlantic. 18 Jul. 2012.Web. 11 Nov. 2014.
Johnson, Chandra. “Face Time vs. Screen Time.” The Deseret News. 29 Aug. 2014.Web. 11Nov. 2014.

Автор — Ольга Селецкая
Фото с kickstarter.com, shutterstock.com

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Плюсы и минусы использования гаджетов

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию

Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

Дети и гаджеты: вред или польза

Детский ум находится в процессе развития и формирования. Если ребёнок много времени проводит с цифровыми гаджетами, нейронные связи будут отличаться от тех, что сформированы у детей предыдущих поколений, не имевших контакта с этими устройствами.

Мы точно знаем, что чтение стимулирует воображение и концентрацию внимания. Тогда как использование интернета усиливает наши способности сканировать информацию эффективно и быстро.

Когда мы задаёмся вопросом, как гаджеты влияют на детей, мы говорим об их важных качествах: устойчивости внимания, памяти, способность к обучению и умение принимать верные решения. И, конечно, о взаимодействии с информационной нагрузкой — умении выбирать из потока ценное и полезное.

Аргументы против гаджетов

Устойчивое внимание — это ключ ко всем аспектам процесса мышления. Без него будут в значительной степени урезаны восприятие, память, развитие речи, творчество, способность принимать решения и организовать свою учебную деятельность

Окружающая среда определяет, какой тип внимания разовьётся у малыша. В прошлом, когда в учёбе уделялось много времени чтению книг, от детей требовались длительное удержание внимания, память и воображение. В тишине на уроке внешних отвлекающих факторов было немного.

Телевидение принесло внешние визуальные стимулы, фрагментарное внимание; уменьшилась потребность в воображении. С приходом интернета дети оказались в огромной цифровой среде

В ней стало нормой быстрое переключение, отвлечение на рекламу и другие раздражители. А длительное удержание внимания — почти невозможно, воображение — не нужно, а память оказалась встроенной в гаджеты. Цифровые технологии диктуют мозгу иначе перерабатывать информацию, чем при традиционном чтении.

Исследования показали, что дети быстрее читают, лучше понимают и запоминают прочитанное, если текст не прерывается гиперссылками, баннерами или объявлениями. Те учащиеся, которым было разрешено во время презентации учебного материала пользоваться интернетом, не могли вспомнить, о чём была презентация. Их результаты тестов по пройденному материалу также оказались ниже. Кроме того, традиционное чтение развивает словарный запас, рефлексию, критическое мышление, умение решать задачи лучше, чем визуальные средства.

Но данные выводы не значат, что влияние гаджетов на детей является однозначно негативным.

Аргументы о пользе гаджетов

Исследования профессора Рочестерского университета Дафни Бавельер показывают, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках.

Гаджеты делают наших детей другими — происходит реконфигурация мозга. Например, бороздя по просторам интернета, они хуже помнят прочитанное, но лучше ориентируются в том, где найти ту или иную информацию. Не имея нужды держать всю информацию в голове, возможно, мозг включается в мыслительные операции более высокого порядка. Такие, как созерцание, критическое мышление, решение проблем.

Несмотря на положительные аспекты, родителям нужно контролировать время, которое проводят их сыновья и дочери у экрана монитора. И обязательно добавлять другие виды деятельности — чтение и свободную игру, требующую включения воображения. Иначе мозг не будет готов к новым вызовам в этом безумно быстром мире цифровых технологий.

Какие игрушки гаджеты для детей до года?


малыш играет с игрушечными гаджетами

  • Пока кроха осваивается в новой среде, его родители продолжают выполнять свои обязанности и учатся это делать с ним. Потому львиная доля девайсов в это время приносят пользу больше взрослым, чем детям
  • Электрокачели — удобный гаджет как развлечь, успокоить малыша, так и маме освободить руки для домашних занятий
  • Соски с функцией измерения температуры, бесконтактные градусники помогут молодым родителям всегда быть в курсе состояния здоровья крохи

Для путешествующих семей актуальными будут:

  • гамаки, одевающиеся на сидения или стену
  • раскладные столики на чемодан
  • ортопедические кресла для самых маленьких крох
  • автокресла
  • тканевые кресла для шезлонга

Когда кроха начинает осваивать пространство дома на ножках, молодые родители обзаводятся мягкими накладками на острые углы, замками-присосками для различных открывающихся дверей, ограничителями для дверей, препятствующими защемление маленьких пальчиков, заглушками для розеток.

  • Прогулки будут особенно интересны в коляске-санках или велосипеде-коляске.
  • Популярны специальные круги для купания и чепчики-круги. Первые могут содержать звенящие детали внутри и встроенную мелодию.
  • Радио- и видеоняни прочно вошли в жизнь молодых родителей и их крох.

Мифы о вреде смартфонов

Сегодня существует множество мифов об их плохом взаимодействии на организм, в которые мы до сих пор верим. Давайте избавляться о ложных представлениях вместе.

Мобильные телефоны могут стать причиной рака мозга. Смартфон действительно влияет на мозг человека, но всемирная организация здравоохранения не смогла доказать то, что телефоны имеют связь с новообразованиями в мозге.

Смартфоны портят зрение. Этот миф правдив наполовину. По сути, смартфон никак не сможет испортить ваше зрение. А вот неправильная эксплуатация устройства — запросто. Если вы будете давать глазам отдых и держать смартфон на расстоянии 20-30 см от глаз, ощутимого вреда на зрение он не принесет.

Смартфоны вызывают зависимость. Частичный миф. Да, мы часто слышим эту фразу, многие не устают повторять это утверждение детям. Но на самом деле некоторые ученые склоняются к тому, что зависимость от смартфонов — не что иное, как страх оказаться в изоляции от всего мира. Согласитесь, в 21 столетии без телефона не обойтись никак.

С какого возраста покупать телефон ребенку

Влияние гаджетов на детей изучают ученые из разных стран. Они ведут статистику, сколько малышей и с какого возраста начинают пользоваться смартфонами. Например, 75% американских детей до восьми лет уже владеют телефоном или планшетом либо и тем, и другим.

В Великобритании каждый третий школьник 8-16 лет пользуется собственным планшетом. При этом 87% детей используют гаджет для игр. В России у 28% малышей старше трех лет есть сотовые телефоны. Более подробные данные исследований вы найдете здесь.

Педиатры не советуют давать гаджеты малышам до двух лет

Но и после этого возраста важно отбирать контент и следить за временем. Детям 3-5 лет рекомендуется проводить за компьютером или смартфонам не дольше часа в день

Для ребят школьного и дошкольного возраста 6-18 лет – не дольше двух часов.

Не спешите покупать малышу электронный гаджет. Ведь он легко может обойтись без техники, и при этом также легко может “подсесть” на нее. В раннем возрасте малыш развивается по всем направлениям. И в то же время дошкольники склонны к скорому возникновению зависимости от интернета и даже игромании.

Влияние гаджетов на психику ребёнка

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Какие бывают развивающие гаджеты?


малышка держит аэрогитару

Девайсы бывают разные по функционалу и назначению. Например, одни обучают, другие — развивают конкретные навыки.

  • Начнем с игрушек. С маленького возраста малыша в его жизни появляются электронные устройства, издающие разные звуки, мигающие, двигающиеся. К тому же кроха проявляет повышенный интерес к гаджетам, которыми пользуются его родители — телефонам, планшетам, ноутбукам, компьютерам
  • У него возникает желание дотронуться, нажать кнопку, вытянуть и вставить заурядное устройство или наушники. То есть развивается мелкая моторика, что позитивно для работы мозга и ускоряет время начала произношения слов
  • Малышей можно заинтересовать изучать буквы и цифры благодаря девайсам. Например, говорящая азбука положительно зарекомендовала себя как игра и тренажер
  • Специальные планшеты и нетбуки, разработанные для детей, оснащены противоударными и влагонепроницаемыми свойствами, плюс многие из них имеют функцию родительского контроля. Так и поиграть можно, и доступ куда не надо закрыт
  • Электромобили для мальчишек развивают координацию движений в пространстве, дают ощущения размера и дистанции
  • Интересное решение — специальные умные часы для детей. Кроме отображения времени, по ним можно связаться с родителями как по телефону. Они имеют привлекательный дизайн, оснащены геолокацией. Последнее особенно интересно взрослым, малыш которых гиперактивен, интересуется всем вокруг либо в условиях жизни в большом городе
  • Приучить кроху к чистоте легко со специальным браслетом на ручку. Он работает как голограмма и подсказывает своему хозяину, например, что пора идти мать ручки
  • Масса вариантов всевозможных роботов и конструкторов, в том числе с элементами программирования самим ребенком. Так он привыкает глубоко вникать в процесс разработки софта для конкретных целей

Минусы гаджетов в школьной жизни

  • Негативное влияние на здоровье школьника при бесконтрольном и частом использовании гаджетов, что может привести к ухудшению зрения или к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. К примеру, частое и долгое сидение за компьютером или ноутбуком может вызвать искривление позвоночника, нарушить циркуляцию крови в ногах, руках, а также может пострадать мозг ребенка, что в конечном итоге негативно скажется на его интеллектуальном развитии, приведет к ухудшению памяти и внимания.
  • Способствует ослаблению иммунитета. Однако это может произойти только при долгом и неподвижном сидении за электронными устройствами.
  • Наличие проблем взаимоотношений со сверстниками. Но это происходит только тогда, когда живое общение полностью заменяется виртуальным, так как в этом случае подросток не видит настоящую реакцию своего виртуального собеседника, а это в свою очередь означает, что он не отдает отчета своим словам и действиям.
  • Немалый процент вероятности отвлечения школьников от учебных занятий. Например, прослушивание музыки на уроках.
  • Возникновение чрезмерной возбудимости, которую могут спровоцировать различные сюжетные и часто сменяющиеся картинки ролевых игр на экранах различных устройств.
  • Существует вероятность расстройства психики у школьников. Правда происходит это только в случаях просмотра ими фильмов ужасов или детективов с жестокими убийствами по планшету, мобильному телефону или другому электронному устройству.

Краткие выводы

Итак, в современной действительности обойтись совсем без применения гаджетов достаточно проблематично, так как развитие высоких технологий естественно вписалось в жизнь людей, облегчая ее течение. К примеру, незаменима помощь мобильного устройства, который может выполнять ряд полезных функций, таких как связь с ребенком по мобильному телефону, плеера, фотоаппарата, отличного помощник при написании различных контрольных работ и домашних заданий. Весьма полезной оказывается для школьника и электронная книга, вес которой совсем небольшой, а вместимость памяти огромная.

Вместе с тем родители должны сделать так, чтобы такие устройства не стали камнем преткновения для подростка, не наносили вреда его еще неокрепшей психике и, конечно же, здоровью. Поэтому надо научить школьников грамотному их использованию. Только в этом случае гаджеты будут помогать правильному развитию подростков, а также значительно упростят учебу, делая ее намного интересней.

И последнее о чем не надо забывать — о зависимости. Школьник не будет зависеть от гаджетов, если он будет заниматься спортом, посещать интересующие его кружки, общаться с друзьями в реальной, а не виртуальной жизни.