Вред гаджетов для детей

Вред гаджетов для детей очень широк и прогрессивен, особенно, если ребенок бесконтрольно увлечен гаджетом:

Влияние гаджетов на развитие ребенка

  • у ребенка сужается кругозор, ввиду отсутствия интереса к другим занятиям;
  • ребенок познает мир через плоскую картинку, а не через объемный реальный мир, из-за чего у ребенка образуется не правильное или не полное представление о нем;
  • ребенок перестает замечать время, а значит и расходует его нерационально (не успевает убрать раскиданные игрушки, умыться, поесть);
  • снижение творческой активности.

Влияние гаджетов на здоровье детей

  • у ребенка повышается нервозность и высок риск возникновения неврозов;
  • из-за увлеченности гаджетом у ребенка может отсутствовать аппетит, как следствие истощение организма и частые болезни;
  • чрезмерное влечение гаджетами ухудшает зрение, провоцирует высокую утомляемость, способно провоцировать головные боли;
  • если говорить о компьютерах, то широко распространенным является искривление позвоночника, сутулость.

Зависимость от гаджетов у детей

Еще один побочный эффект зависимости от гаджетов у детей это потеря родителями своего авторитета перед ребенком, так как они вынуждены прерывать увлечение ребенка гаджетом на еду, сон и другие повседневные нужды.

Но все эти минусы просто гаснут перед тем, что с помощью гаджетом можно даже загубить будущее ребенка. Только задумайтесь, что станет с ребенком, который на протяжении десяти лет бесконтрольно играя в гаджеты бесконечно множил все перечисленные последствия? Несложно представить, что ещё через пару лет такой ребенок станет необразованным невротиком с физиологическими отклонениями и нелюдимом, без будущего — способности к выживанию, без семьи и детей.

Как отучить ребёнка от телефона

Американская Академия педиатров разработала возрастные ограничения по использованию гаджетов:
до 3 лет малыш не должен иметь никаких контактов с устройствами;
в возрасте с 3 до 5 лет — до 1 часа в день;
с 6 до 18 лет — до 2 часов в день.

Врачи настоятельно рекомендуют родителям детей до 3 лет не давать в руки никаких гаджетов: они приводят к развитию синдрома дефицита внимания. В мозгу малыша, смотрящего быстроменяющиеся визуальные картинки, развивается дефицит нейронных связей в лобных частях, отвечающих за регуляцию эмоций. В результате возникают сложности с эмоциональной саморегуляцией, чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.

Что можно делать

  1. Понимать, что до 3 лет формирующийся мозг абсолютно не нуждается в цифровых устройствах.
  2. С 3 лет строго ограничивать время использования, согласно рекомендациям нейрофизиологов и врачей.
  3. Чётко определить правила, когда использование гаджетов разрешено. Распорядок и правила, с которыми ребёнок хорошо знаком, способствуют предотвращению конфликтных ситуаций.
  4. Поощряйте деятельность в реальном мире: игры во дворе, игры с обычными игрушками, работа в саду с бабушкой, рыбалка с папой и дедушкой, приготовление пищи с мамой, спорт, рисование, музыка, театральная и сценическая деятельность.
  5. Побольше общайтесь: обсуждайте книги и то, что происходит в саду или школе, о чём ребёнок думает, о чём мечтает, о событиях в окружающем его мире.
  6. Придумывайте совместные проекты, где будут задействованы все пять чувств: зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое. Это может быть изготовление кормушек для птиц, совместная выпечка пирожков, изготовление подарка и т. д.

Чего делать не следует

  1. Не чувствуйте себя виноватым, если вам пришлось отобрать у ребёнка гаджет.
  2. Не уступайте капризам, потому что дети нуждаются в мудром, любящем, но твёрдом авторитете взрослого.
  3. Не уступайте, если ребёнок жалуется на скуку. Всегда можно найти полезную игру или занятие.
  4. Не уступайте, даже если подросток пытается вас убедить отдать обратно его телефон, потому что у него «экстренная ситуация».
  5. Не опускайте руки, если у вас не получается справиться с зависимостью ребёнка от гаджетов сразу. Будьте последовательны и настойчивы, и у вас всё получится.

J. Taylor. How Technology is Changing the Way Children Think and Focus. Psychology Today, Dec. 4, 2012.
M.Ritchel. Growing Up Digital, Wired for Distraction. Technology, Nov. 21, 2010.
D.Bavelier. Video Games Boost Brain Power, Multitasking Skills. NPR, Listen to the Story, Dec. 7, 2010.
www.aap.org/en-us/about-the-aap/aap-press-room/Pages/American-Academy-of-Pediatrics-Announces-New-Recommendations-for-Childrens-Media-Use.aspx

Richard Graham: Is technology changing the brain—how to interpret and advise on the evidence


Understanding the Distracted Brain. National Safety Council. January 17, 2019, p. 5
Davidow, Bill. Exploiting the Neuroscience of Internet Addiction. The Atlantic. 18 Jul. 2012.Web. 11 Nov. 2014.
Johnson, Chandra. “Face Time vs. Screen Time.” The Deseret News. 29 Aug. 2014.Web. 11Nov. 2014.

Автор — Ольга Селецкая
Фото с kickstarter.com, shutterstock.com

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Как исправить ситуацию

Итак, что нужно делать, чтобы использование гаджетов не стало причиной конфликтов в отношениях родителей и детей?

Во-первых, помните: когда вы даете ребенку гаджет, у него формируется установка, что это хорошо. До определенного возраста всё, что делается родителями, ребенок воспринимает как правильное действие.

Во-вторых, постарайтесь сформировать нормы использования гаджетов в вашей семье. Например, у нас дома дети не рвутся к компьютеру: им известно, что это инструмент для работы родителей. А вот планшет и телефон порой вызывают у них повышенный интерес.

В-четвертых, сделайте в доме зону, свободную от гаджетов. Наиболее подходящей для этого является кухня: процесс приема пищи не должен сопровождаться просмотром новостей, мультиков, видеороликов и прочего. У вас появится время и место, где вы можете поговорить, обсудить домашние дела, спланировать совместное время.

Возможно, проблема взаимодействия ребенка и гаджета не так сложна!

Как соблюсти баланс между использованием гаджетов и сохранением зрения ребенка? Мнение эксперта

Рабочее место: компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты и угла наклона спинки

Важно, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины, верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем.
Если ребёнок имеет аномальную рефракцию и использует очки для постоянного ношения, то занятия на компьютере надо проводить в них.

Не работать в сумеречных условиях за компьютером. Освещённость помещения должна составлять 300-500 лк.

  • Лампочка в настольной лампе должна иметь мощность не более 60 Ватт и лучше, если она будет теплого цвета (например, желтого).
  • Следить за отсутствием на экране слепящих световых бликов.
  • Через каждые 20-30 мин работы делать разминку: отводить взгляд от экрана и в течение 20-30 с смотреть вдаль.
  • Лучше выбрать компьютер с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов. У планшетов и смартфонов маленький экран.
  • После занятий за компьютером и в перерывах следует делать гимнастику для глаз.

И самое главное – служите примером своему ребенку

Ведь как вы заставите его отказаться от планшета, если сами не выпускаете из рук гаджет и жить не можете без социальных сетей? Возможно, пришло время отложить их в сторону и выйти на улицу вместе с ребенком, прогуляться или заняться спортом? Важно быть вместе офф-лайн, а не врозь он-лайн

Мы также рекомендуем включить в еженедельное меню вашего ребенка скумбрию со спаржевой фасолью. Этот рецепт разработан шеф-поваром кулинарной студии Le Gourmet Алексеем Редько совместно с преподавателем школы здорового питания Анастасией Уласевич и ведущим офтальмологом проекта «Я вижу!» Кристиной Беляничевой. Все ингредиенты этого блюда полезны для глаз.

«Я и не знал, что мы творим с их мозгами, пока не начал наблюдать симптомы и последствия»

Некоторые из создателей видеопрограмм сегодня в ужасе отмечают, что теперь дети могут смотреть видео где угодно.

Венчурный инвестор Хантер Вок, многие годы создававший продукцию для YouTube в Google, когда его спросили, стоит ли ограничивать детей в пользовании гаджетами, отправил фотографию туалета для приучения ребенка к горшку с прикрепленным к нему планшетом и подписал это фото: «Хештег “Продукты, которые мы не покупаем”».

Афина Чаваррия, которая работала исполнительным помощником в Facebook, а сейчас работает в благотворительной организации Марка Цукерберга, говорит: «Я убеждена, что дьявол живет в наших телефонах и губит наших детей». Чаваррия не разрешала своим детям пользоваться мобильниками до старшей школы, до сих пор запрещает им пользоваться телефонами в машине и жестко ограничивает пользование гаджетами дома.

Бывший редактор журнала Wired Крис Андерсон, теперь главный исполнительный директор компании, занимающейся разработкой робототехники и дронов, так говорит о телефонах: «На шкале от леденца до кокаина смартфоны ближе к кокаину».

Часть расписания в семье Андерсонов

«Мы думали, что сможем это контролировать, — сказал Андерсон. — Но это не в наших силах. Гаджеты влияют на развитие мозга, атакуя его центры удовольствия. И обычный родитель не может оценить степень их влияния».

У него пятеро детей и 12 правил по использованию техники. Например: никаких телефонов до средней школы, никаких гаджетов в спальнях, блокирование сети, никаких социальных сетей до 13 лет, никаких iPad-ов и график экранного времени через Google Wifi, который он контролирует со своего телефона. Плохое поведение? Ребенок уходит в автономный режим на 24 часа.

«Я и не знал, что мы творим с их мозгами, пока не начал наблюдать симптомы и последствия», — сказал Андерсон.

Его дети посещали частную начальную школу, где администрация сначала ввела пользование iPad и умными досками, чтобы потом «погрузиться в хаос и отказаться от всего этого».

Информация о том, что родители из Кремниевой долины обеспокоены развитием технологий, не нова. Крестные отцы технологий озаботились этим много лет назад.

Тим Кук, генеральный директор Apple, в начале этого года заявил, что не позволит своему племяннику присоединиться к социальным сетям. Билл Гейтс не разрешал детям пользоваться мобильниками до подросткового возраста, а Мелинда Гейтс написала, что с радостью бы запретила им мобильники и дальше. Стив Джобс не подпускал своих младших детей к iPad.

Родители, которые раньше разрешали детям пользоваться гаджетами, теперь пытаются спасти их от зависимости, объясняя, как это работает.

Джон Лилли, венчурный инвестор из Кремниевой долины, рассказал, что пытается помочь своему 13-летнему сыну понять, что им манипулируют те, кто создавал гаджеты.

«Я рассказываю ему про код и людей, которые управляют нашими пристрастиями, а он такой: «Я просто хочу потратить свои 20 баксов на компьютерную игру».

«Дайте гаджет, последнюю модель»

Вы когда-нибудь встречали взрослого человека, у которого в жизни были бы какие-то трудности, которые можно было бы напрямую связать со злоупотреблением гаджетами? 

— Я лично не встречала. Есть ряд исследований, которые показывают, что избыточное взаимодействие с гаджетом у детей в возрасте до 5 лет влияет впоследствии на их поведение и эмоциональное состояние. Но дело ведь не в том, провел ли перед экраном лишний час, а в том, что он на экране увидел. Задача родителей — понимать и контролировать, что он делает и смотрит. 

Цифровая грамотность детей очень сильно и быстро опережает уже в наше время цифровую грамотность родителей. Если ребенок находится на попечении бабушки с дедушкой, то легко обведет их вокруг пальца.

— Да, цифровой разрыв правда есть, но исследования показывают, что с каждым годом он сокращается. Родители, и даже бабушки с дедушками, постепенно подтягиваются. 

Здесь надо четко понимать, что это ваш ребенок, ваша ответственность, вы должны быть включенным во все сферы его жизни. Если одна из сфер — взаимодействие с гаджетом, то хочешь не хочешь, а придется осваивать.

Мы все больше говорим про экран и картинки, но звук — это тоже зависимость. Если человек весь день не в интернете, но в наушниках, это тоже рассматриваем как зависимость от гаджетов?

«Родители требуют, чтобы я оторвалась от телефона, но сами сидят, уткнувшись в свой». 4 правила против двойных стандартов в семье

— Есть более широкое понятие: «технологическая зависимость». Раньше интернет-зависимость выделяли как отдельную проблему, но сейчас это не актуально — все равно интернет везде. Поэтому появилась классификация более предметная. Бывает зависимость от контента в устройстве, а бывает и от самого устройства. 

Сейчас есть всякие наручные браслеты и другие цифровые игрушки. Некоторые дети подсаживаются на обладание — им требуются все новые и новые модели, они ими хвастаются перед сверстниками. Такая зависимость имеет ярко выраженный социальный аспект. На территории русскоговорящего пространства феномен гаджетозависимости пока очень расплывчатый. 

Бывает так, что ребенок сам от гаджетов уходит, без вмешательства родителей? 

— Оно пройдет само, если у ребенка есть какие-то знания и понимание того, что это такое и зачем оно нужно. Он эти знания получил не сам по себе, а в том числе благодаря родителям. 

Обратное опасение: все в гаджетах, а мой ребенок нет. Представьте себе, что есть родители, которые обеспокоены именно этим. Нужно наблюдать за ребенком, общаться с ним, а не вписывать заранее в какие-то существующие рамки, нормы и стандарты.

С какого возраста можно давать в руки детям мобильный телефон, планшет?

Малышей до 3 лет не стоит приучать к играм на мобильном телефоне, компьютере, планшете или пользоваться видеодисплейными терминалами (гибкие устройства для ввода/вывода информации и управления ею). Мультики и фильмы им лучше смотреть на большом экране телевизора, а не на мелких экранах гаджетов.

Ребенку школьного возраста уже можно пользоваться планшетом, но все же лучше отдавать предпочтение компьютеру.

Причем стационарному, а не ноутбуку, в котором клавиатура совмещена с экраном, что не дает возможности регулировать расстояние от экрана до глаз. Помните, что работа на слишком близком расстоянии от экранов провоцирует спазм аккомодации  — следите за расстоянием от глаз до экрана телефона, планшета.

Желательно, чтобы ребенок школьного возраста пользовался мобильным телефоном только при необходимости: например, для связи с родителями, когда он один посещает кружки, тренировки и прочие занятия.

Гаджеты в школах

В мировой практике дети давно пользуются гаджетами в процессе обучения. Они ищут информацию, работают с видео, смотрят презентации, обсуждают задания в чатах. Теорию можно изучить дома, а на уроке выполнять практические упражнения. В период болезни школьники не пропускают материал. Да и учиться детям с использованием смартфона гораздо интереснее.

По мнению многих экспертов, стандартное изучение материала в школе устарело. От школьников требуют навыки, которые не пригодятся из-за ускоренного технологического прогресса. В некоторых школах уже ввели электронные дневники, даже родители общаются и решают вопросы в общих чатах. Это делает процессы удобными, эффективными и быстрыми.

В то же время, собственные смартфоны и планшеты мешают детям заниматься. Они отвлекают – школьники не могут сосредоточиться на уроках. Поэтому многие учебные заведения вводят запреты на использование телефонов. Гаджеты, например, складывают перед уроком в специальную коробку. А после занятия телефон можно взять обратно.

Отметим, что российские школы и сами ученики не готовы полностью переходить на подобное обучение. Как показывает практика, дети используют гаджеты для развлечения, а не для обучения. Трудно проконтролировать, чем школьник занимается в смартфоне. Он может параллельно с просмотром обучающего видео переписываться или играть.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Игрушка родителей — зависимость детей

Давайте задумаемся об истоках увлечения гаджетами. Сегодняшние подростки, дети 12-13 лет, родились, когда мобильные телефоны и компьютеры уже не были редкостью, ими обладали все. И практически каждый родитель, чтобы улучить свободную минутку, давал ребенку свой мобильный или разрешал поиграть в телефоне или на компьютере.

Сегодняшние дети и подростки воспринимают гаджеты как обычные предметы обихода. Это для нас, взрослых, смартфоны вошли в обиход уже в сознательном возрасте, поэтому восприятие и отношение к ним у нас и наших детей разное. Для большинства родителей гаджеты – своего рода бонус, который ребенку можно дать или не дать. Для детей же это не более чем интересное устройство, игрушка, с которой много времени проводят папа и мама, и именно поэтому гаджеты для них обладают особой привлекательностью.

Фото: Ирина Сухарева / http://irinasukhareva.com

Дети и гаджеты: вред или польза

Детский ум находится в процессе развития и формирования. Если ребёнок много времени проводит с цифровыми гаджетами, нейронные связи будут отличаться от тех, что сформированы у детей предыдущих поколений, не имевших контакта с этими устройствами.

Мы точно знаем, что чтение стимулирует воображение и концентрацию внимания. Тогда как использование интернета усиливает наши способности сканировать информацию эффективно и быстро.

Когда мы задаёмся вопросом, как гаджеты влияют на детей, мы говорим об их важных качествах: устойчивости внимания, памяти, способность к обучению и умение принимать верные решения. И, конечно, о взаимодействии с информационной нагрузкой — умении выбирать из потока ценное и полезное.

Аргументы против гаджетов

Устойчивое внимание — это ключ ко всем аспектам процесса мышления. Без него будут в значительной степени урезаны восприятие, память, развитие речи, творчество, способность принимать решения и организовать свою учебную деятельность

Окружающая среда определяет, какой тип внимания разовьётся у малыша. В прошлом, когда в учёбе уделялось много времени чтению книг, от детей требовались длительное удержание внимания, память и воображение. В тишине на уроке внешних отвлекающих факторов было немного.

Телевидение принесло внешние визуальные стимулы, фрагментарное внимание; уменьшилась потребность в воображении. С приходом интернета дети оказались в огромной цифровой среде

В ней стало нормой быстрое переключение, отвлечение на рекламу и другие раздражители. А длительное удержание внимания — почти невозможно, воображение — не нужно, а память оказалась встроенной в гаджеты. Цифровые технологии диктуют мозгу иначе перерабатывать информацию, чем при традиционном чтении.

Исследования показали, что дети быстрее читают, лучше понимают и запоминают прочитанное, если текст не прерывается гиперссылками, баннерами или объявлениями. Те учащиеся, которым было разрешено во время презентации учебного материала пользоваться интернетом, не могли вспомнить, о чём была презентация. Их результаты тестов по пройденному материалу также оказались ниже. Кроме того, традиционное чтение развивает словарный запас, рефлексию, критическое мышление, умение решать задачи лучше, чем визуальные средства.

Но данные выводы не значат, что влияние гаджетов на детей является однозначно негативным.

Аргументы о пользе гаджетов

Исследования профессора Рочестерского университета Дафни Бавельер показывают, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках.

Гаджеты делают наших детей другими — происходит реконфигурация мозга. Например, бороздя по просторам интернета, они хуже помнят прочитанное, но лучше ориентируются в том, где найти ту или иную информацию. Не имея нужды держать всю информацию в голове, возможно, мозг включается в мыслительные операции более высокого порядка. Такие, как созерцание, критическое мышление, решение проблем.

Несмотря на положительные аспекты, родителям нужно контролировать время, которое проводят их сыновья и дочери у экрана монитора. И обязательно добавлять другие виды деятельности — чтение и свободную игру, требующую включения воображения. Иначе мозг не будет готов к новым вызовам в этом безумно быстром мире цифровых технологий.

К чему приводит чрезмерное увлечение гаджетами

1. Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;

2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;

3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;

4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.

5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;

6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;

7. Отстающая речь. Малыши учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Малыши, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;

8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Малыш учится манипулировать взрослыми, становится более капризным. Кроме того, он может получить вредный контент, который совсем не предназначен для детей;

9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна – мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;

10. Снижает физическую активность. Дети, сидя на планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;

11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый.

Влияние гаджетов на здоровье детей

Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.

Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.

Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.

Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.

Чем опасен запрет гаджетов

Когда цифровые устройства становятся запретным плодом, дети считают их нездоровым искушением, которым наслаждаются в одиночестве, испытывая стыд и вину. Но гаджеты — неотъемлемая часть взрослой жизни, поэтому детям нужно уметь работать с ними.

Задача родителя не состоит в том, чтобы ограничивать экранное время. Шапиро пишет: «Покажите детям, как цифровые устройства обогащают общество — поощряют гражданское участие, связывают с разделяющими наши интересы людьми, открывают перспективы и легкий доступ к информации».

Важно воспитать поколение, которое использует цифровые устройства для создания и поддержания сострадательного и справедливого общества. Поэтому в детях нужно развивать адекватное отношение к технологиям

«Люди просто боятся неизвестности»

Но есть и технические специалисты, которые не согласны с тем, что гаджеты опасны. Джейсон Тофф ранее работал с видеоплатформой в Vine, а сегодня работает в Google и позволяет своему 3-летнему ребенку играть на iPad, который, по его мнению, ничем не лучше или не хуже книги. Это мнение весьма непопулярно среди его коллег.

«Только вчера меня спросили: «А вас не беспокоит, что все технологи в руководстве ограничивают своих детей?» — рассказывает Тофф. — И я подумал: может, и беспокоит, но я всегда скептически относился к норме. Люди просто боятся неизвестности».

Другие родители из Силиконовой долины считают, что есть способы свести к минимуму вред от времени, проведенного ребенком за телефоном.

Рене Диреста, исследователь безопасности в Центре гуманных технологий, не разрешает своим детям пользоваться телефонами просто так, но разрешает им играть в развивающие игры. Например, играть в приложение-конструктор можно, а смотреть видео на YouTube нельзя.

А Фрэнк Барбьери, исполнительный директор в стартапе почтовых рассылок PebblePost, который занимается отслеживанием онлайн-активности для отправки почтовой рекламы, пытается ограничить экранное время своей 5-летней дочери изучением итальянского языка.

«Некоторые наши друзья — аболиционисты гаджетов, а некоторые — либералы гаджетов», — говорит Барбьери. Он читал исследования, что изучение второго языка в детстве полезно для развития, и поэтому его дочь смотрит итальянские фильмы.

Перевод с сокращениями Марии Строгановой