Памятка родителям
Ошибки, которых стоит избегать
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
- Нельзя обманывать ребенка или давать обещания, которые родитель не сможет выполнить (например, что только сходит в магазин и тут же заберет его).
- Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях в присутствии малыша.
- Нельзя «наказывать» садиком.
- Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку в период адаптации (это касается и воспитателей).
- Нельзя привносить в жизнь ребенка ничего нового – ему пока достаточно и садика.
Подробнее об этих и некоторых других ошибках в следующем видео:
https://youtube.com/watch?v=Nq8WfxC-gQ0
Мамам и папам, которые отдают свое чадо в детский садик, мы дадим много советов и рекомендаций и расскажем о том:
- Зачем ходить в детское дошкольное учреждение, нужно ли это вашему ребенку?
- Как организовать праздник для ребят на день рождения и приготовить торт и разные угощения?
- Как правильно выбрать детский сад?
Признаки успешного завершения процесса
- Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне.
- Хороший аппетит.
- Нормальное поведение. Дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не капризничает.
- Нормальное настроение. Легко просыпается утром.
- Желание идти в детский сад
Процесс адаптации к детскому саду достаточно полезен для ребёнка. Он тренирует умение приспосабливаться к различным изменениям в жизни.
Подготовка к садику
Когда ребенок еще не ходит в детский сад, его можно подготовить к общению с детьми. Для этого стоит:
- выводить малыша на прогулку туда, где много детей;
- ходить с крохой в гости, особенно если там будут сверстники;
- устраивать праздники, мероприятия и приглашать других детей с родителями;
- рассказывать про детский сад.
У ребенка должен появиться опыт общения с другими детьми, а также опыт совместных игр, занятий. Тогда он не будет бояться коллектива и сможет сам знакомиться с ребятами. Когда ребенку рассказывают о том, что он будет проводить время в садике, это помогает немного подготовиться к разлуке с мамой. Разумеется, подготовить к этому на 100% нельзя — определенный стресс все равно будет.
Чтобы малыш мог проводить время не только с мамой, можно оставлять его иногда с папой, бабушкой или дедушкой. Как вариант, стоит попробовать няню. Ребенку надо научиться находиться в обществе с другими людьми — взрослыми и сверстниками.
Этапы
- Острая фаза. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, все силы организма мобилизованы. Наблюдается плаксивость, капризность, возможны истерики. В физиологическом плане может наблюдаться изменение частоты сердечного ритма в любую сторону. Возможно замедление или задержка по всем направлениям развития.
- Подострая фаза. выраженность негативных реакций снижается. Нервозность становится меньше, аппетит и сон приходят в норму. Однако такое состояние еще не стабильно, возможен возврат к негативным реакциям.
- Фаза компенсации. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.
Консультация психолога: как помочь малышу адаптироваться в садике?
Представляем вашему вниманию варианты оптимизации процесса адаптации малыша в садике:
- Обеспечьте ребёнку спокойную обстановку во время адаптационного процесса.
- Выражайте свою любовь к нему разными способами: целуйте, обнимайте и т.д.
- Отсутствие мамы в детском саду надо максимально компенсировать вечером.
- Придумывайте совместные игры.
- Не бойтесь разговаривать с воспитателем: слушайте, расспрашивайте, советуйтесь. Также заблаговременно сообщите о всех значимых особенностях и привычках своего чада. Педагог и родитель должны стать соратниками, а не врагами.
- Старайтесь сохранять собственное спокойствие. Эмоциональное состояние мамы передается и ребенку.
- Постарайтесь начать подготовку к садику заранее:
- приучайте ребенка к режиму дня;
- попробуйте готовить пищу, как садике;
- рассказывайте про садик.
- Приучайте малыша к самостоятельности. Основные навыки, которыми необходимо овладеть ребенку к поступлению в дошкольное образовательное учреждение: самостоятельно есть, одеваться и ходить на горшок.
Тревожные сигналы, на которые стоит обратить внимание
Говоря о тревожных сигналах, мы не будем рассматривать очевидные вещи: порванная одежда, синяки, ссадины и прочее – при обнаружении перечисленного, каждый родитель обязан забеспокоиться и поинтересоваться у персонала детского сада, в чем же дело. Совсем другое, если проблемы ребенка не такие очевидные. Обозначим некоторые сигналы, говорящие о наличии проблем у малыша.
К примеру, поведение ребенка резко переменилось. Довольно тревожный и нехороший признак неявной проблемы у малыша. Еще вчера он радостно спешил побыстрее добраться до сада, чтобы порезвиться с другими детьми, а уже сегодня про сад не желает и слова слышать.
Другой повод для беспокойства: до этого разговорчивый ребенок, без умолку тарахтевший, рассказывающий обо всем, что с ним происходило за день, внезапно перестал делиться с вами своими мыслями, историями, перестал задавать вопросы и отвечать на них.
Серьезным сигналом о том, что с ребенком что-то явно не в порядке, является отказ малыша от приема еды и нарушения у него режима сна. Чаще всего, причиной для этого являются стресс и внутренние переживания ребенка. Если дома все в порядке, а любящие родители относятся к малышу с лаской и заботой, то корень проблемы явно заложен в детском саду.
Один из распространенных поводов для волнения – симулирование ребенком болезни, то есть ситуации, когда ребенок специально покашливает, жалуется на боли в горле или в животе, всячески старается остаться дома под любым предлогом.
Какие действия следует предпринять родителям?
В первую очередь, введите своеобразный ежедневный ритуал, во время которого вы будете внимательно слушать рассказы вашего ребенка о том, как он провел время в детском саду. Выслушивать будни малыша можно как дома, так и по дороге домой, второй вариант даже лучше. Интересуйтесь, с кем он играл, с кем он успел поругаться и какова причина, помирился ли он в итоге, нравится ли ребенку какой-нибудь мальчик или девочка, чем занимались с воспитателями, в какие игры играли, какие были занятия и так далее.
Отличным методом для обнаружения проблем у ребенка будет проведения с ним специальных игр, благодаря которым можно диагностировать сложившиеся нелегкие ситуации. К примеру – рисование. Достаточно попросить ребенка нарисовать на листе бумаге свой детский сад, его товарищей по группе, воспитателей и нянечек.
Далее следует проанализировать готовый рисунок: обратите внимание на то, какими цветами ребенок изобразил персонажей, их размеры и выражения лиц, их расположение на рисунке. Тактично задавайте вопросы, почему он нарисовал того персонажа именно таким, кто он такой и что ребенок может рассказать о нем
И так со всеми. Конечно, не каждый родитель профессиональный детский психолог, следовательно совсем не будет зазорно обратиться к представителю этой профессии за помощью.
Если ребенок не горит желанием рисовать, то с ним всегда можно поиграть в своеобразный театр. Пусть он выберет игрушку или куклу, которая будет символизировать его воспитателя, подберет по такой же схеме образы для обозначения прочих детей в группе. Далее начинайте ставить саму пьесу: предложите ему различные ситуационные сценарии – “за час до тихого сна”, “дети на утренней прогулке” и тому подобное. Подыгрывайте ребенку, параллельно наблюдая за ним, за его действиями и диалогами его “актеров”. Не стесняйтесь задавать наводящие вопросы в духе: “Что скажет воспитательница, если один из детей начнет баловаться?”, “А чем занимаешься ты?”, “Кто из детей обижает остальных?”. Таким образом, вам следует продолжать проигрывать возможные сценарии одного из обычных дней в детском саду, а ваш ребенок невольно может рассказать вам о проблемах, о которых вы даже не догадывались.
С первых дней садика объясните ребенку, что мама и папа смогут решить любую возникшую у него проблему, при условии, что он сразу расскажет о ней, а не станет умалчивать
Важно построить с малышом доверительные отношения. Не ругать его, а наставлять
Если у вас имеются основания полагать, что у вашего ребенка проблемы в детском садике, то не стесняйтесь беседовать с воспитателем.
Даже если вам кажется, что после разговора с воспитателем, он начнет хуже относится к вашему ребенку, не стоит игнорировать проблемы ребенка, не протягивая ему руку помощи. Если все же с воспитателем возникнет конфликт, из-за которого начнет страдать ребенок, то лучшим выходом из ситуации будет смена детского сада. Главное – всегда находить причины, а потом уже предпринимать действия по их устранению. Следите за настроением и поведением вашего ребенка, чтобы к школе он подрос здоровым и смышленым.
Какие факторы влияют на адаптацию
Родителям надо учесть, что адаптация в дошкольном учреждении — индивидуальный процесс, который зависит не только от усилий мамы. На процесс влияют:
- возраст;
- особенности личности;
- состояние здоровья;
- темперамент.
Серьезное влияние оказывают особенности личности ребенка. Интровертам адаптироваться сложнее, а дети-экстраверты часто в восторге от общения вне дома. Родители могут повлиять на опыт общения, но превратить интроверта в экстраверта они не в силах. Замкнутые дети хотят быть в привычной среде и не любят перемен.
О возрасте стоит рассказать отдельно. Легче дается адаптация к детскому саду детям до 3-х лет, самая быстрая у детей в 1,5-2 года. Далее начинается так называемый «Я-возраст», когда приходит самоосознание. В этот период адаптироваться уже сложнее. Поэтому лучше начать водить малыша в садик пораньше, даже если самим родителям этого делать не хочется. В 3-4 года дети легко осваивают внешний мир, но желательно, чтобы к этому моменту они уже привыкли к садику.
Какие последствия для ребенка, в семье которого, в основном, спокойные и ровные взаимоотношения, могут повлечь за собой крики воспитателя?
– Для детей это может иметь серьёзные последствия. В худшем случае у малыша формируется мнение, что мир жесток, что его не любит близкое окружение, в частности воспитатель, который на него кричал. И из такого ребенка, скорее всего, вырастет человек с заниженной самооценкой, который будет постоянно чувствовать себя жертвой.
Кроме того, у малыша, на которого кричат, могут быть трудности в поведении, например, проявление агрессии: он может позволить себе кричать на других (детей, воспитателей, родителей), жестоко обращаться с игрушками (бить, кричать). Представьте, если ребенок приходит в школу, секцию, кружок и начинает орать на других детей. Будут ли у него друзья? Нет.
Отсюда – в недалеком будущем проблемы с коммуникацией. Родителей в первую очередь должны насторожить изменения в поведении своего чада, если он подавлен и стал закрываться в себе, тогда нужно помочь ему справиться с последствиями того, что на него накричали.
Что может повлиять на процесс?
Возраст
Если ребенку еще не исполнилось 3 лет, привыкание к детскому саду будет даваться ему сложнее.
Это связано и с тем, что многие моменты самообслуживания ему еще недоступны или доступны плохо, и с тем, что потребности в разнообразном общении у ребенка пока нет.
Если первое посещение садика совпадет с развитием кризиса трехлетнего возраста, это тоже внесет определенный негатив в общую копилку. О том, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, мы рассказывали в отдельном материале.
Состояние здоровья
Малышей, которые часто болели до посещения садика, как правило, родители опекают сильнее. Все силы мамы и папы бросаются на то, чтобы не «подхватить» очередную болячку. Гиперопека имеет свои последствия: ребенок чаще бывает несамостоятелен, он привык к постоянному вниманию.
Существуют и другие обстоятельства: малыш, организм которого подвержен частым болезням, более слаб, у него остается меньше ресурсов для преодоления психологических препятствий. К тому же, с началом посещения садика иммунитет будет еще более уязвим. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала.
Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.
Степень психологического развития
Если ребенок психологически развивается по нормам, то проблем с адаптацией у него будет меньше. Группы в детских садах формируются с учетом возрастных особенностей.
Они же лежат в основе режимных моментов, образовательной и творческой деятельности, которую организует воспитатель. Поэтому и педагогу легче ориентироваться на те психологические особенности, которые предусмотрены в его группе, соответственно, и взаимодействие с детьми будет проходить успешнее.
В случае задержки умственного развития применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.
Однако опережающее развитие ребенка тоже не всегда идет во благо. Одаренный ребенок может чувствовать себя не таким как все, ему может быть скучно в коллективе сверстников. У таких детей часто развивается стремление к одиночеству.
Проблемы социализации
Если ребенок до посещения детского сада практически не имел опыта социализации (в расчет не идет общение с родителями и другими ближайшими родственниками), то привыкнуть к новому коллективу ему будет тяжелее.
Малыш просто не умеет идти на контакт, он не знает, как ему реагировать на слова и поведение другого человека.
Действия ребят из группы могут его напугать, а слова любые воспитателя он воспримет как замечание в свой адрес.
Важно, чтобы задолго до посещения образовательной организации ребенок развивал свои коммуникативные навыки и привыкал к тому, что его могут окружать совершенно разные люди, и что с ними тоже можно контактировать
Советы педиатров и рекомендации Комаровского
- Если череда болезней не прекращается, а сами недуги проходят тяжело, педиатр может посоветовать родителям забрать ребенка из садика на некоторое время. Это даст возможность иммунной системе отдохнуть и восстановиться.
- Если при каждом заболевании присоединяется бактериальная инфекция, которая требует лечения антибиотиками, детский доктор может направить малыша к иммунологу.
- При признаках тяжелой адаптации будет нелишним посетить детского психолога. Часто респираторные или другие заболевания имеют соматический характер.
- Доктор Комаровский советует отдавать ребенка в садик в то время, когда мама еще не вышла на работу. Так, в случае болезни, ей будет легче остаться с ним дома.
- Поскольку осенью и весной защитные силы организма ослабевают, а вероятность контакта с вирусами и микробами увеличивается, начинать посещение детского сада в эти периоды – не лучшая идея.
- Также Евгений Комаровский советует активно повышать иммунитет ребенка.
Общая информация
В психологии под адаптацией в целом подразумевают приспособление индивида к новой среде и условиям.
Для ребенка, впервые поступившего в детский садик, таким новым оказывается все: и само помещение, и режимные моменты, и детский коллектив, и ухаживающие за ним взрослые.
У малыша может появиться чувство беспокойства, в том числе, подсознательное – за свою безопасность, т.к. неизвестность часто пугает. Это относится и ко взрослым людям, а к маленькому человечку – тем более.
К тому же, ребенок не всегда понимает, зачем вообще нужен детский сад – все же было так хорошо, когда он сидел дома с мамой. Зачем вообще понадобилось что-то менять?
Чтобы привыкнуть к садику, потребуется время и большое количество психических и физических сил. Кстати, адаптироваться придется не только малышу, но и его родителям – для них (а обычно для мамы) это тоже стресс, связанный с чем-то новым.
Особенности в 1 и 2 года
В 1-2 года у ребенка еще нет желания общаться с другими детьми, а если и есть, то оно продолжается недолго, часто заканчивается конфликтами. Также в этом возрасте происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.
Плохую службу сослужат возрастные кризисы, которые проходят в 1, в 2 года и на третьем году жизни. Последний, кризис трехлетнего возраста, может начаться до того, как малышу исполнится ровно три.
Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.
Особенности в 3 и 4 года
В 3 – 4 года ребенок уже нуждается в общении.
Ему интересно не просто играть рядом с другими детьми, он стремится к взаимодействию, хочет быть принятым в компанию.
Большую роль играет самостоятельность трёхлеток: они, как правило, умеют пользоваться горшком и просятся в туалет, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами.
Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.
Проблема №3. Ребенку не интересно
Понравится или нет малышу в детском саду во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Конечно, ему там будет не интересно, если воспитательница будет настаивать на определенных заданиях в те моменты, когда он желает заниматься совершенно другими делами. Например, ребенок хочет поиграть, а его заставляют садиться за стол и рисовать. Сотрудников детского сада тоже можно понять — невозможно угодить и подстроиться под каждого воспитанника, когда необходимо придерживаться программы.
Особенно трудно приходится тем детям, кто отстает в развитии и не может получать удовольствие от работы по программе обучения. Одаренному ребенку также будет сложно в саду, так как воспитатели не будут обращать на него много внимания, считая что он и так уже все знает и умеет
При таком положении вещей он начинает чувствовать себя ущемленным и обделенным вниманием, и поэтому может демонстративно вести себя, нарушая правила, чтобы привлечь внимание
Как минимизировать последствия?
– Детская психика очень лабильная, гибкая. Поэтому детям в большинстве случаев можно легко помочь, в отличие от взрослых.
Эффективный вариант – если ребенок сам покричит для того, чтобы выплеснуть свои эмоции. Кроме того, прекрасный способ избавиться от накопившегося внутри негатива – подвижные игры с мячом, в сухом бассейне. Можно, набрав в ванну воды, дать малышу возможность хорошенько поплескаться, постучать ладошками по воде, ни в чем его не ограничивая.
Позвольте ребенку «разыграться», ведь это поможет ему отпустить весь негатив, а затем расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон. Чаще обнимайте своё чадо, ведь тактильный контакт способствует «заземлению» чувств», что помогает человеку после эмоционального всплеска прийти в себя.
Три степени привыкания
Средней тяжести
- Длится 20-30 дней.
- Тяжело дается расставание с мамой, ребенок плачет, но способен успокоиться.
- Неустойчивое настроение.
- Плохой аппетит.
- Проблемы со сном (может просыпаться ночью, дневной сон заканчивается раньше, беспокойство во сне).
- Способен переключиться с переживания на что-то иное.
- Через некоторое время идет на контакт со сверстниками и педагогом.
- Придерживается правил и режимных моментов.
- Адекватно реагирует на замечания.
- Наблюдается задержка двигательной и речевой активности.
- Присутствуют функциональные изменения в работе органов и систем, что ярче всего наблюдается в преддверии острого заболевания.
Тяжелая
- Длится от 2 до 6 мес.
- Тяжелая форма привыкания может вылиться в открытую агрессию или, наоборот, замкнутость, отстраненность.
- Не контактирует ни с кем в детском саду, стремится к уединению.
- Слезы и истерики при расставании с родителями долго не проходят.
- Отказ от пищи, возможна рвота во время еды, теряет в весе.
- Нарушение сна, долгое засыпание с капризами, подъем тоже со слезами.
- На любые слова воспитателя может отреагировать слезами, испугом, криком и т.д.
- Ярко выраженные изменения в работе органов и систем выливают в частые, почти ежемесячные заболевания (бывает, что болезнь наступает уже после первого посещения).
- Наблюдаются изменения в поведении, состоянии на грани нервного срыва.
- Двигательная расторможенность.
- Отставание в речевом развитии, возможно развитие логоневроза (заикание).
- Могут появиться патологические привычки.
Проблема №2. В детском саду шумно
Некоторым малышам в детском саду не нравится из-за шума — вокруг много детей, которые сильно кричат. С этой проблемой сталкиваются родители тихих детей, которые предпочитают тихую обстановку. Вполне естественно, что для них будет дискомфортно находится много часов среди постоянного шума, гама и назойливых сверстников, общение с которыми быстро утомляет. К концу дня тихие дети могут становиться раздражительными или наоборот — апатичными, что обусловлено особенностями их нервной системы. Ко всему прочему у каждого ребенка имеется свой уровень потребности в общении с окружающими — один нуждается постоянном общении, а другой полностью погружается в собственный внутренний мир, поэтому ему интереснее находиться в одиночестве, размышляя и фантазируя.
Можно отметить, что спокойный ребенок вовсе не избегает общения, а лишь слишком быстро насыщается им. Подобные особенности характерны для каждого ребенка, но к сожалению они не совсем подходят к ритму детского сада. Зная особенности характера ребенка родители могут заранее поговорить о них с его воспитательнице и попросить ее разрешать малышу заниматься любимыми делами. Ко всему прочему дома для ребенка рекомендуется поддерживать комфортную атмосферу и режим, чтобы он мог компенсировать дискомфортные эмоции после детского сада.
Периоды адаптации
Отмечают три периода адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Это периоды изменений, стабилизации и компенсации. Период изменений — самый сложный, ребенок испытывает стресс и напряженность. Он может чаще болеть и требовать внимания. Второй этап наступает, когда малыш привыкает к новой среде. Он уже не капризничает и живо интересуется тем, что будет завтра в группе.
Однако и на этапе стабилизации еще возникают периоды, когда малыш капризничает. Это отголоски первого этапа. Капризы и стресс обычно наблюдаются, если у ребенка наблюдаются конфликты со сверстниками или когда самочувствие ухудшается.
Первые месяцы
В садике будет весело, но не сразу. В первые дни и даже месяцы ребенок может тосковать и вести себя скованно. Такое бывает даже с подготовленными ребятами. Чтобы немного сгладить ситуацию, стоит дать ему предметы из дома. Обычно это игрушки, которые помогают расслабиться и почувствовать себя в более комфортной среде.
Часто дети волнуются, что родители могут не прийти вовремя. Чтобы ребенок успокоился, можно предварительно обсудить с ним, что вы будете делать после садика, когда он вернется домой. Это поможет преодолеть нежелание идти в детский сад. Когда ребенок ходит в садик, с ним нужно проводить больше времени. Он успевает соскучиться по маме и хочет, чтобы с ним общались. Общение в домашнем кругу — это возможность рассказать о том, что произошло в садике, поделиться переживаниями.