«Ты старше сестрёнки, поэтому должен…»

Как же легко родители навешивают детям ярлыки – «старший» и «младшенький».

Между тем специалисты давно отмечают, что подобные семейные роли представляют серьёзную опасность как для первенца, так и для второго ребёнка, ограничивая свободу действий и лишая детские поступки искренности и естественности.

Старшие дети вынуждены нести тяжёлую ношу ответственности, а малыши долго остаются инфантильными.

Какие слова можно говорить? Ребенок, в том числе и первенец, имеет право на ошибки и их исправление. Поэтому не следует заставлять старшего ребенка участвовать в воспитании братика/сестрёнки.

Не страшно, если он отказывается нянчиться, поскольку у него также есть своя жизнь. Просто скажите, что младшенький был бы рад, если тот с ним поиграет.

«Ну что ты плачешь как девочка»

Одна из главных токсичных фраз для мальчиков. Она неправильна сразу по двум причинам:

  1. Убеждение, что мальчики (мужчины) не должны плакать — ложное. Мужчины могут плакать. Реже, чем женщины, но они это делают. Когда теряют близких, когда очень больно или даже от сильной обиды и разочарования. И у мужчин бывают моменты, когда хочется плакать. Скрывать свои эмоции, терпеть внутреннюю боль очень вредно. Мальчик должен понимать, что имеет право на выражение своих чувств и слезы.
  2. «Как девочка» означает, что плачь и слезы — удел слабых. Ему дают понять, что женщины слабы, но в плохом контексте.

Верить в эти убеждения по жизни — не самое лучшее, что может делать мужчина. Вы просто научите его пренебрежению к женщинам и слезам, а ведь это неправильно. Так папа пытается подбодрить сына, намеренно сравнивая его со слабой плаксивой девочкой. И такой образ женщины мужчина потом будет носить всю жизнь.

«Ты не должен/не должна чувствовать это»

Я помню, как много лет назад мой сосед кричал своему маленькому сыну: «Сегодня ты пойдешь в церковь, и тебе это понравится!» Это не здоровое воспитание, как ни крути. Конечно, вы можете хотеть привить ребенку веру в ценность посещения церкви, синагоги или мечети (или любую другую традицию), но вы не имеете права говорить, как ему следует относиться к этому.

Как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то сказал, что «вам нужно радоваться» тому, что делает вас несчастным?

Когда родители настаивают на том, чтобы их дети чувствовали определенные вещи или думали определенным образом, это приводит только к одному: дети начинают думать, что плохо быть тем, кто они есть на самом деле. И они чувствуют, что не могут быть полностью откровенными с вами или раскрывать свои истинные эмоции. И в конце концов они перестанут говорить правду и перестанут чувствовать, что в этом мире безопасно быть тем, кто ты есть. А этого вам точно не нужно, особенно в подростковые годы, когда вокруг них так много опасностей, и вам бы хотелось, чтобы они свободно обсуждали пугающие их вещи.

«В этом доме все не твое»

– кричит мама сыну, который не хочет собираться в детский сад и разбрасывает вещи по квартире. Но вряд ли мама понимает, что своими словами лишает ребенка чувства безопасности.

До мальчика пытаются донести, что в этом доме он не имеет права голоса, поскольку пока не может сам зарабатывать и содержать себя. Когда мальчик вырастет, он, скорее всего, будет очень много работать, чтобы доказать свою значимость. Дети, которым родители говорили похожие фразы, стараются при любой возможности уехать из дома. И вряд ли они поймут, что значимость человека не зависит от материальных благ и карьерных достижений.

«Как мы сказали, так и будет!»

Опять и опять мы, взрослые, отказываем ребенку в его интересах, желаниях и даже обычных просьбах. Однако подобное слово является не лучшей попыткой проявлять твёрдость характера и воли.

Подобные указания без возможности ребёнка высказать своё собственное мнение – достаточно жёсткое давление, которое в итоге может закончиться сопротивлением или отсутствием инициативы.

Как показывает жизнь, в таких словах кроется определённая опасность – ребенок может вырасти безвольным человеком или же отчаянным бунтарём.

Какие шаги предпринять? Мудрых родителей отличает умение настаивать на своём, которое сочетается с объяснением, почему следует поступить именно таким образом.

В некоторых ситуациях не страшно и позволить детям делать выбор, совершать ошибки, аргументировано отстаивать своё мнение.

https://youtube.com/watch?v=QkizeaORnP8

«Тебе должно быть стыдно за себя»

Как говорит Брен Браун в своей работе об уязвимости и стыде, стыд — это «негласная эпидемия, секрет многих форм ошибочного поведения». Она утверждает, что «стыд — это очень болезненное чувство, что мы недостойны любви и сопричастности. Это самая примитивная человеческая эмоция, которую мы все чувствуем и о которой никто не хочет говорить. Если оставить его на произвол судьбы, стыд может разрушить жизнь».

Есть достаточно много других способов сообщить, что вашему ребенку нужно пересмотреть свое поведение. Стыдить — неправильный выбор. Объясните, что это поведение повредило кому-либо, что оно не соответствовало ситуации, показывало безответственность — или укажите на другую ценность, которая заставит ребенка быть внимательнее. Но не стыдите его.

«Терпи. А как ты рожать собираешься?»

Эта фраза уже с двойным вредным воздействием, но только для девочек. Роды давно перестали сопровождаться страшной болью, не стоит пугать маленькую девочку. Потом еще идут рассказы о том, как женщина мучается много часов подряд от боли. У некоторых девочек такие рассказы вызывают неосознанный страх становиться матерью, нежелание иметь детей вообще.

А второе — «терпи». Понятно, что обычно речь идет об уколах, неприятных медицинских процедурах, ушибах, порезах. Когда ребенок сразу в плач, а мама только сильнее нервничает от этого.

Да, терпеть боль нужно, но до определенного предела. Если очень больно, то нормально просить помощи и плакать. Вы можете внушить малышу, что обращаться к врачу не стоит, а нужно терпеть. Если ему делают больно, то нужно терпеть, даже если это избиение или насилие.

Лучше объясните, что о боли обязательно нужно сказать, ведь она — защитная реакция организма. Сегодня много способов облегчать сильную боль, но если болит совсем чуть-чуть, как при уколах, то и правда нужно минутку потерпеть.

Хорошие дети так себя не ведут

Обычно это говорится в тот момент, когда ребенок делает что-то, что родителю крайне трудно перенести – например, плачет, кричит, т.е. проявляет себя.

В силу того, что большинство из нас выросли в тотальном запрете на проявление себя, взрослый, не находящийся в контакте со своими чувствами, не всегда может вынести чувства другого, особенно своего собственного ребенка.

 Не зная, как с ними поступить и как к ним относиться, взрослый испытывает страх и злость перед проявлениями ребенка и предпочитает пресечь совершенно естественное и нормальное для ребенка поведение.

Это приводит к тому, что в будущем выросший ребенок будет стыдиться самого себя, не знать своих чувств и не мочь их выразить. Запрещая ребенку выражать себя, взрослый обрекает его на жизнь в перманентном чувстве стыда за то, что он чувствует и каков он есть.

«Я тебя ненавижу»

Каждый из нас иногда теряет самообладание и «слетает с катушек». Мы люди. Но мы всегда должны избегать слова «ненависть». Говоря ребенку, что вы его ненавидите, вы подавляете его чувство собственного достоинства, а это очень страшно для маленького ребенка и болезненно для более старшего.

Когда родитель отвергает ребенка, ему становится смертельно страшно, потому что его охватывает первобытный страх, который есть в каждом — быть брошенным.

Если вы слишком разозлились и не контролируете себя настолько, что хотите сказать что-то полное ненависти, вам нужно взять тайм-аут и выйти из комнаты и из ситуации, пока вы не возьмете себя в руки и не сможете говорить спокойнее, сочувственно, нежно и с уважением. Вы взрослый человек — ведите себя соответственно.

Общие рекомендации по борьбе с нецензурными выражениями у детей

Речь родителей. Чтобы избежать использования бранных слов ребенком, необходимо следить за своими лексиконом, стараться избегать нежелательных выражений, контролировать себя в нестандартных ситуациях;
В любых ситуациях показывать ребенку, что использование матов вам не нравится. Видя негативное отношение к употреблению некультурных слов, малыш будет стараться подражать вам;
Развивающее пространство, хобби, увлечения. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, умелым, достойным, умел сопротивляться трудностям, необходимо с ранних лет пытаться найти сферу его увлечений и способствовать росту в направлениях, к которым он имеет склонности. Дети, которые занимаются в различных кружках, секциях и т. д

менее подвержены негативным факторам, влияющим на появление мата в лексиконе;
Внимание родителей. Сколько бы лет ни было вашему ребенку — 2 или 14, старайтесь максимально уделять ему внимание, разговаривать с ним на важные темы, проводить вместе свободное время

Там, где дети чувствуют себя частью семьи, обладают правом голоса и имеют обязанности, практически не встречаются проблемы с употреблением нецензурных выражений;
Если ребенок употребляет бранные слова на людях, то не стоит проводить воспитательную беседу перед посторонними. Проигнорируйте этот факт, но обязательно, оставшись наедине, выясните, в чем причина такого поведения и объясните, что так делать нельзя. При повторном употреблении мата в общественных местах в личной беседе предупредите ребенка, что его нежелание понять правила поведения в приличном обществе, вынуждает вас не брать его с собой. Для закрепления воспитательного метода действительно один раз отправьтесь на мероприятие без него;
На детей школьного возраста хорошо воздействует отношение, как к ребенку. Это задевает стремление казаться взрослым, и, если он четко поймет, почему вы так себя ведете, он будет стремиться следовать вашим рекомендациям;
Никогда не смейтесь, если отпрыск выражается нецензурно. Такая реакция может быть воспринята, как одобрение с вашей стороны и впоследствии будет сложно доказать обратное.

Полностью побороть употребление бранных слов ребенком очень сложно, слишком много людей не стесняются так выражаться, нарушать моральные принципы. Но стремиться очистить речь ребенка нужно. Используя предложенные варианты профилактики и борьбы с проявлением нецензурных слов в лексиконе ребенка, вы сможете научить его исключать нежелательные слова из речи, понять, что это некрасиво. Чтобы победить желание воспользоваться емким нехорошим словом для выражения эмоций, с маленького возраста прививайте любовь к книгам, из которых малыш сможет почерпнуть множество красивых литературных фраз.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

«Не могу дождаться, когда ты уйдешь»

Я слышу это очень часто от родителей, которые считают, что их дети и подростки несносны и чрезвычайно «трудны». Родители не знают, как справиться с вызовами, которые им бросает ребенок, поэтому они злятся, чувствуют разочарование и бессилие. Они хотят, чтобы эта боль закончилась. Поэтому они говорят ребенку: «Не могу дождаться, когда ты уйдешь».

Подумайте о том, как это воспринимается и ощущается с точки зрения ребенка или подростка. Это калечит их, потому что они просто делают все возможное каждый день, чтобы ориентироваться в своих очень сложных и вызывающих тревогу проблемах в сегодняшнем напряженном мире. Когда их собственный родитель демонстрирует, что сыт ими по горло, поднимает руки и говорит «с меня хватит», это страшно и очень грустно для ребенка. Даже если вы считаете, что ваш ребенок «трудный» и заслуживает такого комментария, не произносите его. Вы родитель, и вам нужно продемонстрировать, что вы можете эффективно справляться с тем, что жизнь преподносит вам и вашей семье.

«Перестань плакать и выдумывать, в темноте не страшно»

Пяти- и шестилетних ребятишек отличает бурное воображение, так что в «страшной» комнате ужасные вещи и явления буквально окружают их.

Подобные бурные фантазии, которые свойственны детям в этом возрасте, никогда не нужно игнорировать, а тем более нельзя высмеивать ребенка, боящегося темноты и чудовищ под кроваткой.

Что надо делать? Даже самый храбрый мальчуган может бояться чего-то, что кажется родителям несущественным.

Если ребенок страшится тёмной и страшной комнаты, зайдите туда вместе, откройте каждый шкафчик, загляните под постель и позвольте ему убедиться, что его страхи беспочвенны.

Не расти

Некоторые родители настолько сильно опекают своего малыша, что не могут отпустить его от себя. От них можно услышать такие слова:

  • Мы всегда будем с тобой.
  • Мама и папа никогда тебя не оставят.
  • Ты еще очень маленький для этого.
  • Нужно сначала подрасти.

Такие слова чаще всего произносят мамы, которые панически боятся разлуки со своим крохой по причине его взросления. В результате малыш вырастает чрезмерно привязанным к матери, боящимся создавать собственную семью или разрывающийся между избранником (избранницей) и родителями. Они считают, что в долгу перед матерью/отцом, а стремление к самостоятельности воспринимают как собственное предательство.

«Не станешь слушаться, придётся отдать тебя чужой тёте»

Подобные слова призваны не напугать ребенка, а улучшить его поведение. Казалось бы, благая цель, и результат они действительно приносят, поскольку маленьким детям очень страшно расставаться с любимой мамочкой. Почему же психологи уверены, что ребенок не должен никогда слышать эти фразы?

В таких словах нет никакой пользы, напротив, одни негативные последствия. К примеру, впечатлительные дети могут «заработать» невроз из-за многочисленных страшилок.

Став неврастеником, ребенок начнёт «шугаться» любых шорохов, чужих людей, однако осознание правильного поведения к нему так и не придёт.

Как правильно? Взрослым надо не запугивать ребёнка, а максимально доступным языком объяснить ему, как следует поступать правильно в той или иной ситуации, а также предупредить, к чему приведут его ошибки.

Не достигай успеха

Для этой установки могут быть использованы такие фразы:

  • Не делай, все равно ничего не получится.
  • Это слишком сложно, ты не сможешь.
  • Руки растут не из того места.
  • Это роскошь.
  • У меня в твоем возрасте такого не было.

В итоге у ребенка четко откладывается в подсознании, что добиваться успеха – плохо. Чаще всего подобные директивы закладывают те родители, которые завидуют своему ребенку, даже сами о том не подозревая. У крохи впереди вся жизнь, наполненная возможностями, он имеет все шансы превзойти родителей, добиться того, о чем они могли только мечтать. И эта мысль подсознательно угнетает мам и пап, заставляя их ограничивать активность собственных детей.

Даже если малыш, повзрослев, сумеет добиться каких-либо высот, он будет терзаться угрызением совести из-за того, что превзошел собственных родителей.

Поэтому у тех, кто не смог сделать карьеру или чего-то добиться в жизни, очень часто растут такие же дети, нацеленные на неудачу.

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина. 

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова. 

Екатерина Сиванова

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать

Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю? 

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности

Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

«Мне не нравится твой друг»

У многих родителей имеется предубеждение против какого-либо приятеля или приятельницы ребенка. «Плохие» друзья обязательно научат его чему-то нехорошему, вовлекут в ужасную компанию и заставят пойти по наклонной.

Однако психологи предупреждают: «плохие» приятели часто нравятся ребятишкам гораздо больше положительных знакомых сверстников, сколько бы слов вы не говорили против них.

Что мы, родители, можем сделать? Для начала определитесь, почему этот друг вам неприятен. Он не из вашего круга или на самом деле способен привить ребенку плохие привычки? В первом случае лучше вообще промолчать.

Не нужно таким образом вмешиваться в детскую жизнь и выбирать ему ещё и друзей. Во втором случае откровенно поговорите с ребёнком, объяснив свои опасения. Просто будьте в курсе его увлечений и занятий, чтобы знать, чем он занимается с этим самым приятелем.

«Настоящий защитник растет»

Трудно переубедить некоторых отцов отказаться от фраз, поощряющих храбрость. Но детей пугает необходимость взять на себя большую ответственность. Маленькие мальчики часто отворачиваются, когда слышат эти слова, потому что боятся.

Для них еще не сформировался мир реальных угроз, но существуют сказочные — Кощей придет, Баба Яга унесет. Им страшно, что придется реально самому бороться с чем-то ужасным и сильным. Детям кажется, что это родители их таким образом принуждают к чему-то, к чему малыш еще не готов.

Такой фразой стоит подкреплять какое-то реальное достижение, даже маленькое, а не просто произносить его без причины. Тогда мальчик видит, что да, он сделал то, что ребенку под силу.

«Мы не можем купить это, потому что у нас нет денег»

Дети постоянно выпрашивают купить что-то: игрушку, сладость, красивую безделушку.

Однако при частом её использовании ребёнок может посчитать, что родители не способны контролировать свои доходы или просто являются хроническими неудачниками.

Дети постарше решат, что взрослые равнодушны к их просьбам, поскольку тут же приобретают дорогую машину, но отказываются купить новый гаджет.

Что надо говорить? Родительский посыл ребёнку должен казаться позитивным: «Мы знаем, что для тебя эта вещь важна, однако пока нам необходимо накопить деньги на…» Так ребёнок поймёт, что родители экономят, в том числе, и на себе, а не только на нём.

Маленькому ребёнку необходимо донести мыль о том, что сладкое в больших объёмах вредно.

Не будешь меня слушаться, отдам тебя…(дяде милиционеру, другим родителям, Бабе-яге и т. д).

В основе этой фразы, безусловно, лежит стремление родителя контролировать поведение ребенка. Но при этом выбирается далеко не самый правильный способ – запугать.

От регулярного заверения ребенка в том, что в любой момент его могут просто отдать чужим людям, в его душе рождается большой страх – «От меня могут избавиться два самых близких мне человека, без которых я просто не смогу жить».

Для ребенка быть разделенным с родителями просто несовместимое с жизнью происшествие. Для него это не быть в безопасности. Какие последствия у этого страха?

Высокая невротизация, стремление быть правильным и хорошим в угоду близким и значимым вне зависимости приносит ли это радость или нет, страх близких отношений – это далеко не весь список последствий для человека, в чьем детстве была подобная мера контроля поведения.

«Ты должен так сделать!»

Мы часто не замечаем, что некоторые наши фразы ломают всю инициативность ребенка.

Например, мы торопимся на работу, на важную встречу, поэтому не имеем лишнего времени, чтобы объяснить, почему ребенок должен отключить ноутбук или пойти к доктору.

Результат выражается в стандартных и распространённых словах: «Ты должен так сделать!». Приведём просто пример: ребенок желает играть с приятелями, которые давно заждались его на улице, но не хочет посетить бабушку.

Стоит ли давить на него и говорить, что так себя ведут лишь плохие дети?

Что лучше сказать? Жизнь – это большой непрекращающийся урок, почему бы вам ненавязчиво не научить ребенка доброжелательному отношению к старшим? Объясните, что бабушка также входит в нашу семью, поэтому мы должны её уважать.

Обязательно скажите, что понимаете, как велико было его желание поиграть на улице, но иногда нужно учитывать и чужие интересы.

Посмотри, как Маша/Петя/Степа умеют, а ты нет!

Привести в пример ребенку сверстника, которому он начнет подражать и научится новому – совершенно не рабочая концепция. Сравнение не ведет ни к чему, кроме возникновения стыда.

Стыд – это присвоенное ребенком чувство в процессе становления. Мы не рождается со стыдом, но стыд появляется тогда, когда ребенку в целях воспитания и улучшения его самого рассказывают, что он какой-то не такой, как бы хотелось окружающим, кто-то по сравнению с ним лучше/сильнее/умнее и т. д.

В такие моменты ребенок понимает – «Я не такой. Таким, как я, быть нельзя. Быть таким, как я, плохо.» Чтобы стать лучше, ребенку нужны поддержка и любовь близких, а ни как не сравнение и критика.

«Ты самый лучший», «Остальные хуже тебя в сотни раз»

Почему дети никогда не должны слышать подобную фразу?

Считается, что в таких словах скрывается не похвала, а всего лишь обычные дифирамбы, которые способны вызвать у ребёнка своеобразный нарциссизм.

А ведь дети будут жить в такой среде, в которой мало кто станет и дальше выказывать им восхищение.

Взрослая жизнь такова, что ни преподаватель в вузе, ни работодатели не будут восторгаться умениями ребенка, считая его вполне заменимым сотрудником.

В каких словах хвалить? Конечно, похвалы обязательны в воспитании детей, однако их нужно дозировать и адресовать ребёнку за конкретный поступок или достижение: «Так здорово, что ты получит пятёрку за диктант».

«Ты совсем дурак? Назло мне так поступаешь?»

Казалось бы, сколько уже говорено о вреде подобных эпитетов в сторону ребенка. Каждая мамочка знает – запрещено произносить в адрес детей слово «тупица», «дурачок», «жадина» и прочие плохие выражения.

Однако их мы слышим постоянно на детской площадке, на улице, в магазине, где измученных родителей приводит в бешенство поведение ребёнка.

Конечно, дети, которые ведут себя чрезмерно активно, способны вызвать любые эмоции, даже негативные, но опускаться до оскорбления не следует.

Какие действия предпринять? Прежде всего, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, выпейте водички. Опять же, попробуйте подумать о чём-либо хорошем – предстоящих выходных, например.

Те поступки, которые сейчас вызывают раздражение, через несколько часов покажутся вам обычной нелепостью. Ещё один совет – представьте на месте ребёнка вашего шефа. Начали ли бы вы кричать в этом случае?

«Ты никогда не сможешь этого сделать»

Будем честными: вы не представляете, чего ваш ребенок способен достичь в будущем, даже если вы думаете, что знаете. Я видела, как люди делали в своей жизни поразительные и потрясающие вещи, хотя их родители и окружающие говорили, что это невозможно. Высказывание «ты никогда не сможешь этого сделать» выбивает у них почву из под ног.

К сожалению, когда родители ведут себя таким образом, они убивают удивительные возможности будущего взлета и процветания детей. Не надо говорить, что они чего-то не смогут — в окружающем мире и так найдутся люди, которые будут это говорить. Пусть они сами найдут цель, которую хотят достичь, и попробуют понять, на что способны.

«Выбрось эту куклу. Ты что, хочешь Машкой вырасти?»

Детям нельзя запрещать играть с теми игрушками, которые им нравятся. Особенно, угрожая, что игра с куклой принесет какие-то непоправимые, постыдные последствия. А вдруг ваш сын может стать успешным дизайнером, модельером, стилистом? Его привлекает кукла не потому, что он «не мужчина», а просто потому, что это дает ему вдохновение.

Зачем учить ребенка стыдиться самого себя. Ведь от этого ему не перестанут нравиться красивые наряды или возможность сделать кукле прическу, а просто свои желания он будет считать однозначно постыдными.

Воспитывать ребенка — непростая задача для любого родителя. Иногда даже одна случайная фраза может нанести непоправимый вред. Вдумайтесь в смысл слов, которые говорите малышу, ведь очень часто мы произносим токсичные фразы, которые ломают ему психику на всю жизнь.