Этапы развития дикции
Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.
Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.
К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.
Логопедические скороговорки
У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.
* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.
* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!
* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека — цап!
* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.
* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
* * *
Осип орет, Архип не отстает —
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.
* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.
* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет
Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З
Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.
Детская скороговорка на звук Р
Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?
Скороговорка для детей на звук Р
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.
Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
Детская скороговорка для автоматизации звука Б
Белые бараны били в барабаны.
Смешная скороговорка для детей: звук Б
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
Скороговорка для детей на звук Б
Бык бодается с быком.
Убегают все кругом.
Береги, бегун, бока
От бодливого быка.
Читай также: Выговариваем звук “З”
Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш
Ёжик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
“Ты мне спинку не потрёшь?”
Детская скороговорка для автоматизации звука Ж
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.
Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Скороговорка для детей: звук Ж
Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву “ж” все твержу.
Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш
Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
Ши-жи-ши хороши были ерши.
Скороговорка на звук Х
Вкусная халва – мастеру хвала.
Детская скороговорка на звук Щ
Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.
Скороговора для детей на звуки Р и Ч
Грачиха говорит грачу:
“Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!”
Читай также: Учимся рычать букву “р”
Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
Скороговорка для детей на звук Л
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
Детская скороговорка для автоматизации звука Л
Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.
Скороговорка на звуки З и С
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
Детская скороговорка на звук З
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Скороговорка для детей на звук З
За козой шагал козёл,
на козу козёл был зол,
позвала коза козлят,
а козла козлята злят.
Простая детская скороговорка: звуки С, Ц
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д
Странные вещи творятся на свете
странные взрослые, странные дети
странные мышки живут по углам
странные люди идут по делам
странные птички поют там и тут
странные булочки странно пекут
странные страны сторонников ждут
странные странники странно бредут
странные клоуны странно танцуют
странно художники кистью рисуют
странно в стране, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
разные вещи творятся на свете
разные взрослые, разные дети
разные мышки живут по углам
разные люди идут по делам
разные птички поют там и тут
разные булочки разно пекут
разные страны сторонников ждут
разные странники разно бредут
разные клоуны разно танцуют
разно художники кистью рисуют
снова я там, где нет места добру
дай-ка я странное слово сотру
Как?
А вот так:
а если стране, где нет места добру
доброе слово сейчас подберу…
Как?
А вот так:
добрые вещи творятся на свете
добрые взрослые, бодрые дети
добрые мышки живут по углам
добрые люди идут по делам
бодрые птички поют там и тут
добрые булочки бодро пекут
добрые страны сторонников ждут
добрые странники бодро бредут
добрые клоуны бодро танцуют
бодро художники кистью рисуют
здорово видимо в доброй стране
как это здорово добрым быть мне!
Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать “Р”
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи
Чистоговорки для детей — лучшая подборка
Чистоговорки для детей — лучшая подборкаЧистоговорки для детей — лучшая подборка:
- АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая
- АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады
- ША – ША – ША — наша осень хороша
- АТА – АТА – АТА — осень дарами богата
- ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай
- ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай
- ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи
- РУ – РУ – РУ — я колосья соберу
- ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп
- ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы
- ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы
- КА – КА – КА — белая мука
- ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы
- ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях
- ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу
- ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха
- НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры
- РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать
- АХ – АХ – АХ – комбайны на полях
- ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду
- ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
- УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты
- АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
- АД – АД – АД — вот фруктовый сад
- ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
- ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем
- ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти
- УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши
- УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
- ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
- УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст
- ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
- АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду
- АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
- ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу
- ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
- ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
- РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
- ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
- ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья
- ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой
- АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай
- РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород
- АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки
- УК – УК – УК — собираем лук
- ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы
- ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры
- ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
- ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка
- ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок
- РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец
- АН – АН – АН — спелый баклажан
- СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
- АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам
- ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
- АТ – АТ – АТ — из овощей салат
- ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
- ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
- ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
- ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
- ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка
- УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз
- ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы
Ребенок дошкольного возраста
Когда вы только будете учить своего ребенка дошкольного возраста выговаривать скороговорки, вы должна проговаривать все слова очень медленно. Так вы сможете объяснить малышу, что все слова должна выговариваться очень четко и ясно, что торопиться не следует и фразу нужно произносить очень медленно. Выполняя эти простые правила, малыш 4-6 лет научится произносить слова полностью, не глотая окончания и не торопясь.
Детские скороговорки
Разучивание чистоговорок также имеет значение в обучении детей 4-6 лет слушать то, что им говорят взрослые
Фраза завладеваем вниманием ребенка, и малыш учится концентрироваться. Это очень полезный навык, который понадобиться чуть позже в школе, а также и в дальнейшей жизни
Постоянное произнесение то одной, то другой чистоговорки позволяет научить ребенка не отвлекаться в процессе обучения, концентрироваться на отдельном слове, воспринимать смысл произнесенных слов, а также развивать образное мышление и придумывать ассоциации к каждому виду скороговорки. Постарайтесь превратить для ребенка дошкольного возраста разучивание скороговорки в развлечение или смешную игру для всей семьи.
Приведем в пример несколько вариантов чистоговорных фраз для детей-дошкольников:
Школьники
Детки в рамках школьного образования иногда разучивают несколько чистоговорок. Но школьных знаний в этом вопросе обычно не хватает, поэтому, возможно, стоит заниматься со школьником дополнительно, разучивая разные интересные и забавные скороговорки. Это очень полезно для развития дикции и речи у детей школьного возраста.
Чистоговорки про одежду
Все это полезно для ребенка 7-12 лет, так как в рамках школьного образования развития этих функций происходит по минимуму. И очень зря, так как обычно у детей 7-12 лет совершенно не возникает проблем с диктантами, если они производят тренировки дикции при помощи скороговорки.
Все скороговорки состоят из слов, которые имеют в себе много одинаковых звуков и из-за этого фразу очень трудно выговорить. Практически все чистоговорки имеют какой-то забавный сюжет или же просто насмешливо-веселую форму.
Как правильно разучивать скороговорки с детьми возраста 7-12 лет:
- Сначала очень медленно прочитайте текст фразу малышу.
- Обсудите все ли понятно по смыслу, попробуйте использовать разные интонации для произнесения фразы.
- Попробуйте вместе произнести фразу. Если она короткая – произносите на одном дыхании.
- Как только малыш усвоил текст, просите его повторять произносимое чуть быстрее.
- Можете устроить соревнование, кто произнесет текст правильно.
Можете не переживать, что школьник не захочет учить ту или иную скороговорку. На самом деле это увлекательное и простое занятие, дети 7-12 лет любят делать что-то, чего не умеют другие. Возможно, ваш школьник один из всего школьного коллектива сможет быстро и правильно произносить чистоговорную фразу, которую все учат в рамках школьной программы. Это будет результатом вашего развития речевого аппарата своего малыша.
На букву Л
Вы можете найти интересные и простые скороговорки, которые подходят для деток 5-12 лет, в которых происходит тренировка произнесения буквы «Л». Каждая их этих фраз интересна по своему.
Скороговорки на букву Л.
https://youtube.com/watch?v=JkGQvS-Gnss
На букву Р
Начинать правильно произносить буквы «Р» нужно начинать учить деток как можно раньше, можно даже начать с 2-3 лет. Ранее развитие речевого аппарата будет очень полезно малышу и поможет избежать в будущем, в 7-12 лет проблемы косноязычия.
Итак, интересные и полезные скороговорки для развития речи и дикции у детей на букву «Р».
Скороговорки на букву Р
https://youtube.com/watch?v=Ban7KqO0pKI
Смешные скороговорки
Развитие речи у детей 5-7 лет должно стать приоритетным заданием родителей, но не все дети хотят разучивать скороговорки, поскольку считают их скучными. В таком случае нужно брать на вооружение смешные развивающие скороговорки и превращать весь процесс в интересную игру, наподобие считалок. При этом необходимо помнить, что скороговорки должны соответствовать возрасту малыша, ведь они помогают формированию восприятия внешнего мира.
Маме с папой можно начинать проговаривать скороговорки в виде стишков на ночь деткам до года, тогда они с интересом будут стремиться их повторять, как только начнут разговаривать.
Как правильно работать со скороговорками
Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.
Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.
Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.
Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:
Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки
Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу
Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.
Русские и иностранные примеры
Скороговорки по Далю были опубликованы в специальном разделе его хрестоматийного труда. Владимир Иванович считал, что их обязательно нужно включать в школьную программу для обучения детей правильной и грамотной речи.
Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.
- Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
- Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
- Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
- Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
- Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:
- Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
- В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
- Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
- Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).
Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.
Список скороговорок
Бык тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка была губа тупа. |
Верзила Вавила Весело ворочал вилы. |
Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. |
Варежки у Вари Пропали на бульваре. |
Бобр добр для бобрят. |
Отвори, Варвара, ворота. |
Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, приговаривала. |
На иве галка, На берегу галька. |
В дупле на дубе дятла дом, Целый день сидит он в нём. |
Надя надевала Пододеяльник на одеяло. |
Я жук, я жук! Я тут живу, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Я не тужу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж… |
Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его. |
Ель на ёжика похожа, Ёж в иголках, ёлка тоже. |
У ежа ежата, у ужа — ужата. |
Жужжит жужелица, Жужжит, да не кружится. |
Идёт козёл с косой козой, Идёт козёл с босой козой, Идёт коза с косым козлом. |
Закрыт замок на замок. |
Колокольчики на окошке, Под окошком кошки в лукошке. |
Сок с берёзы стёк, Стёк с берёзы сок. |
Клала Клава лук на полку, Кликнула себе Николку. |
На кочке квочка, Квочка на кочке. |
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Во мраке раки Шумят в драке. |
Под липой лиса, На липе оса. |
Налили Лене лимонада, А ей ещё лимона надо. |
На льдине спит тюлень, Он ленится весь день. |
На лужайке дятел жил, Дуб как долотом долбил. |
Полы мыла Алла, А Лена помогала. |
В лимане налима Ловили для Милы. |
Вымыли мышки Миску для мишки. |
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. |
Забавной обезьяне Бросили бананы. |
Наш Полкан попал в капкан. |
Пичуга на ветке, Питон в клетке. |
Пила липу пилила, Пилила — напылила. |
На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова На траве двора. |
За тараканом — с барабаном, За комаром — с топором. |
Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. |
Варвара варила, варила, Да не выварила. |
У Сони и Сани в сетях сом с усами. |
Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой. |
Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась о гуся бабуся, Не будет подарка у юной Маруси —Все бусы склевали по бусинке гуси. |
В поле — все, все, все: В поле — сев, сев, сев. |
Связку сушек сушил Саша на суше. |
Банты у Ани, Ленты у Тани. |
Тары-бары-растобары, У Варвары куры стары. |
Наш Филат Не бывает виноват. |
Муха – горюха села на ухо. |
Грызёт белка орех, А ребятам смех. |
Целый день цыплёнок Цып Возле курицы сидит. |
Скворцы и синицы — Весёлые птицы. |
Мы купили огурцы, Хлебцы, соль и леденцы. |
Шла Саша по шоссе И сосала сушку. |
Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон — Как в капюшоне он смешон! |
На дереве — почки, Под деревом — бочки. |
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. |
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. |
Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. |
Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. |
Щёки красные у Саши, Щей он много ел и каши. |
Два щенка щекой к щеке Грызли щётку в уголке. |
Как правильно работать со скороговорками
Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.
Чтобы речь малыша была размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:
- выработать правильное произношение;
- научиться управлять собственным голосом;
- улучшить дикцию;
- обогатить словарный запас;
- развить память;
- красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.
Скороговорка
Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.
Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.
Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.
Смешные скороговорки для детей
Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.
Короткие
- Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
- У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
- Грянул гром – гроза в разгаре;
- Слишком много ножек у сороконожек;
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
- Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
- Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора; - Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.
Длинные скороговорки
* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”
* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?
* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!
* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).
* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.
* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.