Полезные советы родителям
Если ваш малыш чего-то не умеет – не расстраивайтесь, он обязательно научится. Ему просто нужно немного больше времени и вашего внимания.
Когда малыш ходит за ручки, не слишком его нагружайте. Пусть лучше ползает. Но если —ребенок начинает ходить— самостоятельно – это не беда. Значит, его организм готов к этому серьезному этапу взросления.
Делайте ребенку гимнастику и массаж перед купанием – так вы стимулируете развитие мышечной системы.
Разминайте крохе ладони и пальчики, так вы будете стимулировать центр речи в коре головного мозга ребенка. Побольше говорите с малышом, читайте ему сказки и стишки, рассказывайте веселые потешки – все это необходимо ему для дальнейшего развития и становления грамотной речи.
Выработайте четкий режим дня. Так и вы будете все успевать, и малыш привыкнет к определенному порядку вещей.
Постарайтесь создать благоприятную обстановку в доме. Малыш будет лучше развиваться в безопасности и любви, чем в постоянных криках и ссорах.
Не ограничивайте познавательную потребность малыша – ему все надо посмотреть, покрутить в ручках и потрогать, а еще лучше – затащить в рот. Следите, чтобы ребенок не играл мелким предметами
Также следует убрать все опасное из зоны доступа ребенка, которая с каждым днем будет увеличиваться.
Помните – неважно, что ваш малыш умеет прямо сейчас. Важно понимать, развивается ли он, прибавляются ли у него новые навыки
Для этого достаточно изучить вопрос того, —что должен уметь ребенок в 9 месяцев—, и следить за появлением новых способностей у крохи.
Какие навыки должен освоить малыш в восемь месяцев?
Дети активно развиваются в физическом и психоэмоциональном плане. Первое направление предполагает овладение различными новыми движениями. Постоянно совершенствуется психоэмоциональная сфера.
У малыша формируются умения выражать свои желания, эмоции. Важным этапом считается развитие речи.
В восемь месяцев ребенок еще не умеет говорить, но в этот период закладываются основы будущего общения. В этом возрасте младенец становится более активным: он меньше спит, больше бодрствует. Родителям полезно знать, что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев, тогда они смогут выявить отклонения и вовремя помочь малышу освоить новые необходимые навыки.
Нужно отметить, что все дети развиваются по-разному, на данный процесс влияют следующие факторы:
- особенности питания, рацион;
- время появления на свет. Недоношенные дети немного отстают в развитии;
- правильно составленный режим дня;
- атмосфера в семье;
- наличие врожденных либо приобретенных физических, психических нарушений;
- степень активности, темперамент.
Особенности развития малыша в 8 месяцев в таблице:
Направление
Особенности развития
Слух
Малыш реагирует на шум: поворачивает голову в сторону источника звука, прислушивается. Громкий и резкий звук его пугает: он начинает плакать.
Речь
Младенец пытается имитировать речь взрослых лепетом. Он может долго распевать слоги с разной интонацией. Родители замечают появление звуковых сочетаний «ба», «па», «ма». Малыш лучше начинает понимать, что говорят взрослые. Он правильно реагирует на просьбы: «нет», «нельзя», «на», «где», «дай»
У него пополняется пассивный словарь.
Эмоции
Ребенок реагирует на внимание и ласку, требует помощи родителей в игре. Например, он может бросать на пол погремушку и ждать, когда мама или папа ее поднимут
При этом малыш радуется и смеется.
Зрение
Координация движений глазных яблок сформирована. Проходит косоглазие. Ребенок следит за предметами, обращает внимание на незнакомые ему вещи.
Игра
Младенец умеет катать машинку, играть с неваляшкой, с интересом проводить время на развивающем коврике, разбирать пирамидку, выбрасывать игрушки из манежа и наблюдать за ними.
Моторика
Малыш может самостоятельно садиться, вставать на четвереньки, ползать, переворачиваться в разных направлениях. Удерживать тело в положении сидя, восьмимесячный ребенок способен недолго. Грудничок пытается встать на ноги, держась при этом за опору (кровать, стул, диван, кресло). Продолжает совершенствоваться моторика рук: малыш берет игрушки не всеми пятью пальцами, а большим и указательным.
Социальное развитие малыша в восемь месяцев еще находится на низком уровне. Ребенок продолжает бояться незнакомых ему людей, переживать, когда из виду пропадает мама
Родителям важно с пониманием относиться к младенцу, давать понять, что он в безопасности
Также грудничок умеет:
- махать рукой на прощание;
- играть в «ладушки»;
- показывать себя в зеркале, узнавать себя на фотографии;
- хлопать в ладони;
- ползать с удерживаемой в одной руке игрушкой;
- показывать рукой в сторону игрушки либо другого предмета;
- узнавать родителей;
- есть маленькие кусочки пищи (творог, сыр, печенье).
В восьмимесячном возрасте ребенок пытается пить из чашки
Родителям важно создавать благоприятные условия для развития грудничка.
Развивающие игры
Игр, стимулирующих гармоничное развитие малыша, существует множество. Это могут быть игры с предметами, игрушками либо с готовыми игровыми пособиями. Но это не значит, что нужно непременно все это предлагать своему ребенку. Достаточно выбирать такие занятия, к которым малыш проявляет интерес, и проводить несколько из них в день. Ведь крохе нужно и свободное время – «переварить» полученную информацию, поиграть самостоятельно, отдохнуть.
Среди доступных и полезных игровых занятий можно выделить следующее.
- Качалки. Эта игра – семейная. Папа садится напротив крохи, мама – позади малыша. Папа толкает в сторону своего чада яркий легкий мячик, мама помогает малышу поймать его, показывает, как отправить мяч обратно папе. Это помогает наладить эмоциональный контакт, развивает координацию, обучает малыша совместным играм, развивает мышцы спины и живота.
- Волшебная веревочка. В этом возрасте детки любят наблюдать, как падают предметы из кроватки на пол. Если привязать часть из них за веревочку, а затем показать, что с ее помощью игрушку можно поднять обратно – восторгу не будет предела. Вскоре он научится сам пользоваться веревкой. Тут и мышление, и координация, и моторика.
- Башенка. Взрослому необходимо сесть рядом с ребенком и показать ему, как строить башню из 2–4 кубиков. Затем это нужно сделать ручками малыша, взяв их в свои. Со временем он научится ставить кубики сам. А пока ему интереснее рушить то, что построит мама – это совершенно нормальная примета возраста.
- Пирамидный разбор. Прежде чем ребенок научится нанизывать кольца пирамидки на ось, его нужно научить снимать их. Для восьмимесячного карапуза и это довольно сложно. Поэтому сначала маме придется наклонять пирамидку почти до пола. И только когда ребенок научится снимать кольца из такого положения, можно показать ему, что пирамидка должна стоять вертикально. Во время таких игр уже можно рассказывать о размерах и цветах колечек. Постепенно малыш будет это запоминать.
- Первая сортировка. Речь об игрушке-сортере. Ее можно сделать самостоятельно, поскольку для начала достаточно будет двух отверстий и форм – с большим количеством малышу сейчас не справиться. Можно взять картонную коробку и проделать в ней 2 отверстия, равных по размеру небольшому кубику и маленькому мячику. Для начала ребенок должен сам попытаться вложить нужный предмет в нужное отверстие, убеждаясь, что мячик не проходит в квадратное отверстие, а кубик – в круглое. И только если кроха сам не справится, мама может ему помочь. Со временем отверстий и предметов может становиться больше.
Также прекрасно развивают логическое мышление, внимание и моторику такие игрушки, как стаканчики-вкладыши или матрешки. Малыш может достаточно долго возиться с ними, стараясь сложить стаканчики или фигурки одну в другую по размерам, как показала мама
И последнее, на что родителям стоит обратить внимание. Развивающие игры для детей в 8 месяцев должны учитывать интересы самого малыша (кто-то больше любит ползать, кто-то – копаться в игрушках, кто-то – строить) и не быть слишком сложными
Усложнять их необходимо по мере того как ребенок освоит более простой вариант (добавлять детали к сортеру или кольца к пирамидке нужно постепенно). Иначе, потерпев неудачу один раз, малыш надолго потеряет интерес к игре. А для него сейчас намного важнее выйти победителем, суметь, сделать. И получить заслуженную похвалу родителей. Это – главный стимул для его ежедневных побед.
Другие вопросы
Питание. К 8 месяцам ребенок по-прежнему нуждается в 5-разовом кормлении, однако лишь 2 из них (утреннее и вечернее) должны быть молочными (грудное молоко или смесь). Остальные кормления к этому возрасту уже желательно заменить блюдами прикорма:
- каши – глютеновые и безглютеновые, молочные (при отсутствии аллергии на молоко);
- овощные и фруктовые пюре;
- супы;
- мясо и рыба;
- сливочное и растительное масло;
- яичный желток;
- хлеб и печенье;
- детские макаронные изделия;
- компоты, травяные чаи, соки (при хорошей переносимости);
- кисломолочные продукты – творог, к концу 8 месяца можно начинать вводить специальный детский кефир и йогурт (постепенно, до 100 мл за 1 раз).
Постепенно осуществляется переход на питание крупноизмельченной пищей: мясо подается в виде изделий из фарша (тефтельки, фрикадельки), овощи не взбивают блендером, а разминают вилкой.
Примерное меню малыша в 8 месяцев:
6.00 – смесь или грудное молоко;
10.00 – каша овсяная молочная со сливочным маслом, можно с фруктами;
14.00 – суп овощной, тефтели и хлеб, компот;
18.00 – творог или йогурт, фруктовое пюре, печенье, сок или вода;
22.00 – грудное молоко или смесь.
Игры и развитие. Становление умения уверенно сидеть является стимулом для приучения ребенка к горшку. Но следует знать, что понимать и осознавать свои действия, контролируя процесс мочеиспускания, малыш не сможет примерно до 1,5–2 лет. Тем не менее, попытки к высаживанию уже вполне можно предпринимать, стараясь «подловить» ребенка в моменты, когда он должен сходить в туалет.
Из игрушек лучшим выбором станут те, которые ребенок сможет самостоятельно собирать–разбирать (пирамидки, простейшие конструкторы, кубики), и те, которые позволяют увидеть (или услышать) результат после действия – детские музыкальные инструменты (барабан, ксилофон и др.), игровые центры, всевозможные пищалки и игрушки с загорающимися лампочками.
Учитывая возросшую активность 8-месячного ребенка, его способность к самостоятельному передвижению и стремление к исследованию всех окружающих вещей, нельзя забывать о технике безопасности. Все мелкие, острые, бьющиеся предметы должны быть убраны из детской зоны. Для защиты от бытовых травм можно использовать специальные закрепители для полок и выдвижных ящиков, смягчающие уголки для мебели и заглушки для розеток.
Рост и вес ребенка в 8 месяцев
В этом возрасте кроха растет и набирает килограммы не так быстро, как это происходило в первые шесть месяцев жизни. Рост и вес малыша в 8 месяцев зависит от его индивидуальных особенностей. Однако существуют нормативные показатели, позволяющие определить правильность физического развития ребенка. Они зависят от пола малыша. Нормой считается такой рост:
- девочки – 68-72 см;
- мальчики – 69-73 см.
При отклонении роста 3% от указанных выше показателей, это все еще считается нормой. Если разбежность составляет 10% и более, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Есть и нормативы веса, они тоже дифференцируются по половому признаку:
- девочки – 7,200-9,400 кг;
- мальчики – 8,200-10,400 кг.
При отклонении веса в пределах 6-7% от приведенных выше показателей, ситуация считается нормальной. Если фактическое значение больше или меньше на 12-14%, у малыша перевес либо недовес. Отклонение в весе на 20% и более свидетельствует о серьезных проблемах. Недовес может провоцироваться следующими факторами:
- обильное срыгивание;
- малокровие;
- дисфункция щитовидной железы;
- поздно введен прикорм;
- у мамы мало молока;
- режутся зубки;
- инфекция ЖКТ;
- стресс;
- онкология.
Превышение веса может вызываться такими факторами:
- малоподвижным образом жизни;
- частым кормлением;
- сбоем в обмене веществ;
- избыточной жидкостью в организме;
- высоким уровнем сахара в крови.
Развивающие упражнения для ребенка в 8 месяцев
Полноценное развитие ребенка в 8 месяцев происходит в процессе постоянного общения во время бодрствования малыша. А ведь маме надо заниматься еще и домашними делами, поэтому рекомендуется в каждой комнате поставить корзинки или ящики с игрушками и предметами для игры. Тогда обязательно будет минутка, чтобы быстро что-то сделать, пока карапуз занят исследованиями содержимого. Например, на кухне в такую емкость можно положить всяческие ложки, баночки, кастрюльки с крышечками. Приготовьтесь, естественно, к невероятной какофонии. Но это стоит некоторого дискомфорта: различная структура материалов, из которых состоят предметы, разнообразие извлекаемых с их помощью звуков, непохожесть форм и размеров, дают крохе массу информации для обработки.
Разговаривая с сыном или дочерью, Вы следует говорить короткими фразами, понятными, часто повторяющимися словами. Комментируйте все, что вы делаете и побуждайте малыша повторять вслед за Вами и названия, и действия.
А Вы не забыли, что у восьмилетнего карапуза должна быть собственная библиотечка к этому возрасту? Книги его манили давным-давно, еще месяца 2-3 назад. Но тогда его очаровывал шелест страниц и он с упоением их сжимал, вслушиваясь в получаемые звуки. А сейчас дитя интересуется картинками и маминым чтением. Покупайте для него специальные книжки-«крохи» с толстыми, картонными листами. А еще есть чудесные «малышки» с моющимися страничками. В сочетании с яркими картинками и простенькими стишками — как говорится, то, что доктор прописал.
Чаще играйте с кубиками и пирамидками, складывая их детали друг на дружку. Правда, не менее увлекательным для ребенка оказывается и разрушение построенных башенок.
Фантазируйте, показывайте малышу все вокруг, комбинируйте игрушки, периодически убирая одни и заменяя их другими. Тогда они ему не будут надоедать и он с новым воодушевлением займется ими.
Не упускайте ни единой возможности для общения со своим любимцем! Развитие ребенка в 8 месяцев идет столь быстро, что он меняется буквально по дням. Пройдет еще месяц, карапуз станет совсем иным, непохожим на сегодняшнего.
Полезные ссылки:
Развитие речи ребенка 8 месяца жизни
Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ “ба-ба” произносит “да-да” – уже с помощью языка. После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита (“ах-ба-ди-да-га-ма”), он начинает соединять такие “слова” вместе – “ба-ба-ба-ба”, сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту.
На седьмом-восьмом месяце — малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба, да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.
С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями. Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее “пассивна”.
Ребенок понимает взрослых, адекватно реагирует на слова-одобрение и слова-запрет. Устанавливает связь между звуковым образом, словом, предметами, собственными действиями.
Коммуникативная активность
Ребенок стремится контактировать не только со взрослыми, но и с объектами природы: домашними животными, живущими рядом (изредка – дикими: еж, бабочка, птица). Пытается дотянуться до них, подползти, демонстрирует свою готовность, интерес и приверженность улыбкой.
Периодически безуспешно вступает с ними в контакт, огорчается, удивляется, когда живой объект избегает сближения. Знакомится и постепенно овладевает простыми правилами общения: попрощаться (махать ручкой), спрятаться (закрыть глаза ручкой или прислониться к маме), активно развивать совместную игру ( “Ладушки”, “Баран-баран”, “Сорока-ворона “).
Замечает выразительные эмоциональные состояния взрослых. Оказывает радость по поводу появления знакомого, приятного, родного человека. Выполняет понятные ему словесные просьбы и поручения взрослого (дать, сесть, посмотреть).
Задача развития:
– учить малыша понимать взрослого;
– воспитывать у ребенка умение прислушиваться к звукам его голоса, реагировать на словесные обращения, выполнять по указанию простейшие действия, повторять слоги и простые слова, проявлять желание общаться с родными;
–
развивать способность активно обращаться к взрослым, использовать звуки, жесты, усвоенные слова;
–
поощрять ребенка к игровым словесным упражнениям, стимулировать ответные реакции на них.
Организация жизнедеятельности
Необходимо создавать благоприятные условия для приобретения ребенком умения комбинировать гласные и согласные звуки, одобрять его попытки “говорить”.
В возрасте 7-9 месяцев у малыша должны появиться новые сочетания звуков типа “дя-дя-дя”, “ти-ти-ти”, способность к группировке нескольких слогов в отдельные псевдофразы с разной интонацией, умение использовать в общении со взрослыми двухслоговый лепет, похожий на настоящую речь.
Важно, чтобы эти умения характеризовались устойчивостью, сопровождались положительными эмоциями малыша. Родные взрослые должны знать, что возраст 8 месяцев является тем порогом, когда речевое окружение начинает существенно влиять на дальнейшее речевое развитие малыша
Родные взрослые должны знать, что возраст 8 месяцев является тем порогом, когда речевое окружение начинает существенно влиять на дальнейшее речевое развитие малыша.
Чтобы у ребенка полноценно развивалась речь, мать и отец должны систематически тренировать ребенка в лепете, предлагать для подражания эталонные речевые образцы.
Именно с помощью взрослого ребенок должен осознать, что звуки, которые он произносит, продуцируют определенные действия родителей, что слова родных людей выполняют регулятивную функцию.
Родители должны быть готовыми к тому, что примерно в 9 месяцев ребенок может внезапно замолчать, специально приостановить лепет, это свидетельствует о появлении сознательного отношения ребенка к разговору.
Такая пауза быстро проходит и не должна беспокоить родителей. Вам следует закреплять и расширять формы делового и личностного общения с ребенком, поддерживать его попытки обратиться к взрослому с помощью вокализаций разной тональности и жестов.
Показатели развития речи 8 месячного ребенка:
–
говорит слоги: ба-ба, да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а;
–
узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый;
–
привлекает к себе внимание взрослого с помощью различных слогов;
–
отзывается на свое имя;
–
по просьбе родителей показывает знакомые игрушки, предметы;
–
цокает языком, если этому научил взрослый
Поведение
На восьмом месяце жизни ребенок начинает искать границы дозволенного. Карапуз щипается, тянет за волосы, пытается достать и изучить все окружающее. Самое время начинать процесс воспитания. Кроха уже хорошо ориентируется в эмоциях, изменение выражения маминого лица и интонации подсказывают ему, правильно ли он поступает.
Любое действие, причиняющее вам или другим взрослым боль, угрожающее жизни и здоровью ребенка, должно пресекаться. В большинстве случаев достаточно просто отвлечь карапуза другим интересным занятием. Но, если малыш серьезно настроен на достижение поставленной цели, стоит запретить это делать, используя строгую интонацию голоса или выражение испуга.
Хорошо в этот период вынести на семейный совет вопрос о запретах для ребенка. Чтобы кроха в будущем вел себя правильно, запрет должен поддерживаться всеми членами семьи. В вопросе воспитания ребенка недопустимо, чтобы кто-либо из взрослых членов семьи нарушал установленные правила. Младенцы и дети дошкольного возраста нуждаются в четком понимании разрешенных и запрещенных действий. Если вы договоритесь о правилах на 8-м месяце жизни ребенка, вам будет проще впоследствии регулировать поведение крохи.
Введение первых правил в жизни ребенка требует неукоснительного выполнения их всеми членами семьи. Никакие требования и плачь не должны вынудить вас сдаться. Однократно разрешив нарушить правило, вы покажете крохе способ обойти запрет. Рекомендуется спокойно реагировать на попытки малыша добиться желаемого, сказать четкое «нет» и предложить альтернативу.
Питание
На восьмом месяце жизни ребенка необходимо продолжать расширять количество введенных продуктов питания. Прикорм в этом возрасте становится необходимым. Материнское молоко уже не может полностью снабжать кроху всеми необходимыми витаминами и минералами, желудочно-кишечный тракт полностью готов к перевариванию.
Много детей к этому периоду уже знакомы с фруктовым или овощным пюре, попробовали злаковые каши. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, ввели мясо кролика или индейки. До 7,5 месяцев питание должно оставаться однокомпонентным. К 8-ми месяцам допустимо вводить более сложные виды пищи: каши из смеси злаков, несколько видов овощей.
Одним из самых интересных малышу продуктов, вводимых на 8-м месяце жизни, становится яичный желток. Очень полезный, но часто вызывающий аллергическую реакцию, желток вводится очень маленькими порциями. Первая доза не должна превышать ¼ чайной ложки. Второй раз дать малышу желток можно через 2-3 дня, при отсутствии аллергической реакции. Если кроха хорошо усваивает этот продукт, то предлагать его нужно не чаще 2-х раз в неделю, постепенно увеличивая порцию до 1/2 желтка.
В начале 7-го месяца можно познакомить карапуза с растворимым печеньем и хлебом. Они должны быть выполнены из пшеничной муки высшего сорта, не содержать добавок и красителей.
В рацион питания можно вносить некоторые изменения. Постепенно третье дневное кормление грудью заменяется прикормом. К 7,5 месяцам режим кормления выглядит так:
- Утром малыш кушает грудь или смесь.
- Через 3,5 часа знакомится с новым продуктом или наращивает объем недавно введенного.
- Третье кормление состоит из хорошо знакомых продуктов.
- Вечером и на ночь малыш получает грудь или смесь.
В период активного прорезывания зубов, вечером хорошо предложить почесать десна пшеничным сухариком.
Дети, получающие прикорм с 4-5 месяцев, знакомятся с более сложными блюдами: суп-пюре, смесь овощной каши с мясом.
Таблица прикорма
Вид | Малыши на ГВ | Малыши на искусственном вскармливании |
Фруктовый сок | 5-6 мес. | 3-4 мес. |
Фруктовое пюре | 5-6 мес. | 3-4 мес. |
Творог | 6,5 мес. | 5 мес. |
Овощи | 6 мес. | 4 мес. |
Молочная каша | 5 мес. | 5 мес. |
Безмолочная каша | 7 мес. | 7 мес. |
Мясо | 7 мес. | 6 мес. |
Рыба | 8 мес. | 8 мес. |
Кефир | 7 мес. | 6-7 мес. |
Хлеб | 7 мес. | 6-7 мес. |
Сухари, детское печенье | 6 мес. | 6 мес. |
Растительное масло | 6 мес. | 5 мес. |
Сливочное масло | 6 мес. | 6 мес. |
Яичный желток | 6 мес. | 6 мес. |
Разрешенные продукты к употреблению
Продукт | Срок введения (искусственное вскармливание/ГВ) | Польза |
Кабачок | 3/ 5-6 | Диетический, гипоаллергенный овощ, способствующий поступлению витаминов и минералов, источник энергии |
Цветная капуста и брокколи | 3/5-6 | Гипоаллергенные овощи, способствующие укреплению иммунитета |
Тыква | 4/6 | Способствует пищеварению, может вызвать аллергическую реакцию |
Морковь | 4/6 | Положительно влияет на зрение, улучшает состояние кожи и волос, укрепляет костный скелет |
Яблоко | 3/5 | Источник витаминов и минералов |
Груша | 5/6 | Нормализует пищеварение, укрепляет сосуды. |
Бананы | 4/5 | Единственный экзотический фрукт, разрешенный до года. Способствует укреплению организма |
Персик, абрикос | 6 | Большое содержание витаминов |
Картофель | 6 | Способствует очистки организма, выводит поваренную соль, улучшает обмен веществ |
Растительное масло | 5/6 | Богато аминокислотами |
Отдельно стоит упомянуть сахар и соль. Введение этих усилителей вкуса не рекомендуется до года. Даже, если вам кажется, что получаемый прикорм безвкусен и не понравится малышу, не стоит добавлять соль или сахар. То, что вам кажется невкусным, для малыша это новый опыт и яркие впечатления. Ребенок еще не знаком со вкусом предлагаемых блюд и ему будет интересно. Раннее приучение к соли и сахару может повлечь за собой нежелательные последствия со стороны организма крохи, вызвать нежелание есть несоленую и несладкую пищу.
Физическое развитие ребенка
Восьмимесячный малыш весит приблизительно 8,5 кг — 8,7 кг. Мальчик может быть чуть тяжелее, чем девочка. Рост ребенка к этому возрасту немного замедляется, так как основная энергия тратится на развитие мускулатуры. Дети к восьми месяцам вырастают до 70-72 сантиметров. У многих уже есть несколько зубов, хотя их отсутствие ни о чем не говорит, первые зубки могут появиться и попозже. Ребенок продолжает питаться грудным молоком, хотя уже получает прикормы.
Для родителей наступает очень интересное время, ведь дома появляется настоящий исследователь, который хочет проникнуть всюду. Большинство детей в 8 месяцев прекрасно умеют ползать и быстро передвигаются. Их интересует буквально все, потому желательно спрятать опасные предметы туда, куда ребенку трудно дотянуться. Некоторые детки начинают в этом возрасте вставать на ножки с помощью опоры, приподниматься на носочках и приседать в таком положении. Правда опуститься обратно на пол самостоятельно у них получается не всегда. Первые разы у ребенка может начаться паника и он начнет звать маму с папой. Потом попытается сесть сам, шлепнувшись на попу. Чтобы ребенку не было больно падать, попробуйте научить его сгибать коленки и опускать на пол с меньшей высоты.
Малыш может самостоятельно сесть, находиться в таком положении не поддерживая себя. Руки его остаются свободными для игры. Он с удовольствием будет повторять за вами ритмичные движения, хлопать в ладоши, сжимать и разжимать кулачки, вытягивать ручки над головой. Игрушки он активно изучает, пробует на зуб, сжимает пальчиками и ладошками, трясет, бросает. Если вы протянете ему какой-либо интересный предмет, он постарается отнять его у вас. При чем вы сами удивитесь, как окрепли его ручонки. Не менее активно идет развитие мелкой моторики. Ребенок уже может поднять совсем маленькую крошку двумя пальчиками. По назначению использует указательный палец, требует ту или иную игрушку, при чем показывает в нужную сторону, даже если ее не видит.
Ребенок в 8 месяцев уже умеет карабкаться по ступенькам и другим возвышенностям, правда не всегда способен слезть обратно. Он может залезть под стол, под шкаф или под стул. Начинает понимать, что с кровати или дивана можно упасть, потому останавливается у краешка. Правда надеяться слишком на его сообразительность, и оставлять одного не стоит
Ребенку еще не полностью удается контролировать свои движения, он может упасть, неосторожно развернувшись. Вообще, восьмимесячный карапуз очень активный
Он ни секунды не может усидеть на месте. Даже если взять его на руки, он изворачивается, мотает и кивает головой, машет ручками, иногда старается высвободиться из объятий и уползти по своим делам, узнавать «что?», «где?» и «почему?».
Итак, в 8 месяцев ребенок умеет делать следующие вещи:
- Самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть, не поддерживая себя ручками
- Активно ползает
- Может подниматься на возвышенности, залезать под стулья
- Встает на ножки с опорой
- Активно развивает мелкую моторику рук
- Начинает понимать опасность, останавливается на краю кровати
Не стоит форсировать события, пытаться в этом возрасте учить малыша ходить, слишком интенсивно заниматься с ним физическими упражнениями. Пусть его развитие идет своим естественным путем.
Занятия с малышом
Игры
С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.
Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.
Игрушки
Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.
Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.
Речевые способности
Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.
Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.
Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.
Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.