Диагностика и лечение ЗПР у детей

Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов

Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза

Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.

Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом

Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений

При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.

В Клиническом Институте Мозга есть все необходимые условия для диагностики и коррекции задержки психического развития. Однако, врачи акцентируют, что полноценная работа с пациентом также включает домашнюю работу и обеспечение нормального эмоционального климата в семье. При подготовке к рождению и воспитанию детей есть возможность посетить психолога и получить емкие рекомендации, как избежать проблем и создать максимально комфортные условия для развития ребенка не только физически, но и эмоционально.

Клинический институт мозга

Рейтинг: 4/5 –
1 голосов

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Оценка психического развития детей

Оценка психического развития ребенка включает:

  • развитие речи;
  • формирование восприятия (понятия о предметах, их объеме и формах, ориентация в пространстве);
  • развитие памяти (пересказ увиденного и прочитанного, заучивание стихов);
  • формирования мыслительных процессов (понятия об окружающем пространстве – дне и ночи, сезонах, мыслительный анализ, способность сравнивать, обобщать и группировать);
  • формирование внимания (концентрация);
  • формирование игровых навыков;
  • формирование художественных навыков (лепка из пластилина и рисование);
  • формирование способностей к самообслуживанию (гигиена, приготовление пищи);
  • формирование воли и проявление эмоциональных реакций (эмоциональная уравновешенность, способность к самокритике, регулирование своего поведения);
  • развитие коммуникативных навыков (коммуникабельность и адекватные поступки при контакте с другими людьми, заинтересованность поведением взрослых, привлечение внимания старших, реакция на поведение родителей и педагогов);
  • формирование самосознания (информация о себе, как о личности – ФИО, место жительства);
  • формирование школьных навыков

При ЗПР часто присутствуют другие расстройства эмоционального и поведенческого характера, например:

  • расстройства активности и концентрации;
  • фобии (страхи);
  • нервные тики;
  • недержание мочи при отсутствии заболеваний физического характера;
  • заикание.

Для анализа психического развития детей применяются специальные тесты, например, денверовский тест, шкала Бейли и другие.

Как лечить детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР в Саратове, в России

С начала работы в Сарклиник прошли комплексное лечение 4726 детей с ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР. Сарклиник знает, как лечить задержку речевого развития у ребенка, как лечить задержку психоречевого развития у детей, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, как вылечить ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР, ЗНПРР, как избавиться от задержки развития у мальчиков и девочек. Методы лечения хорошо зарекомендовали себя на протяжении многих лет. Лечится легкая, средняя, грубая задержка психоречевого развития. Сарклиник работает с тяжелыми диагнозами, когда надежды на выздоровление у родителей становится все меньше и меньше. К сожалению, в таких случаях, как правило,  требуются многократные курсы комплексного лечения, в результате которых улучшаются память, мышление, речь, двигательная сфера. Также даются рекомендации родителям по дальнейшей реабилитации детей. Проходят лечение дети 3 мес, 4 м, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, в возрасте 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 – 16 лет. На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно онлайн задать вопрос доктору, прочитать отзывы пациентов.

Комплексная реабилитация! Ребенок отстает в развитии? Обращайтесь в Сарклиник!

Запись на консультацию.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: () Mb2006 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина – неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями. Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов. Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Детский аутизм

Что делать, если вашему ребенку поставлен диагноз «аутизм»?

За этим определением скрывается широчайший спектр расстройств. В зависимости от симптомов и степени их выраженности, различают несколько типов аутизма и целый ряд расстройств аутистического спектра, при которых симптомы выражены в более мягкой степени.

Дети с аутизмом могут испытывать сложности в самых разных сферах жизни, чаще всего родителей беспокоит, что:

— ребенок не говорит или говорит плохо, с трудом понимает обращенную к нему речь;

— ребенок испытывает трудности при взаимодействии с другими людьми, старается избегать общения, предпочитает одиночество;

— часто развитие ребенка отстает от норм, принятых для его возраста;

— ребенок проявляет агрессию и/или самоагрессию, и может причинить вред себе или окружающим;

— ребенок с трудом осваивает бытовые навыки — не может самостоятельно умыться, одеться или посещать туалет.

Это означает, что ребенку требуется помощь для развития коммуникативных и других навыков, которых ему не хватает. В этом и может помочь психолог, который поможет ребенку развить навыки социального взаимодействия и эмоционального восприятия. Кроме того, психолог обучает родителей, как обращаться с аутичными детьми и реагировать на те или иные ситуации. 

Задачу психолога в том, чтобы помочь ребенку, страдающему аутизмом, приспособиться к реальности, приобрести необходимые навыки социального взаимодействия и самообслуживания, и в конечном итоге, улучшить качество жизни и ребенка, и его семьи.

 Если Вам и Вашему ребенку необходима помощь — теперь Вы знаете, где можно ее получить.

Задержка психоречевого развития, психо-речевого развития, ЗПР у детей

Задержка психоречевого развития у детей, задержка психо-речевого развития, ЗПР все чаще встречается у детей в последние годы. На первом приеме врач расскажет Вам, как определить у ребенка, как диагностировать ЗПР, что такое диагноз ЗПР у детей, какие формы, виды, классификация, определение ЗПР, особенности развития детей с зпр, особенности личности ребенка,  как проводится коррекция, психокоррекция, коррекционная работа, лечение ЗПР, лечение задержки психоречевого развития в Саратове, нужны ли занятия, остеопат, методики, программа, обучение детей (дiти з зпр), что включает в себя общая характеристика, обследование детей, развитие детей с зпр,  исследование детей, диагностика (в том числе нейросонография), дифференциальная диагностика, психодиагностика, оформляется ли инвалидность, какая профилактика, какие существуют особенности поведения детей с ЗПР, как вылечить ЗПР церебрально-органического генеза? Как учить детей с задержкой развития, лечится ли ЗПР, умственная отсталость? Дошкольники (детсадовцы, детский сад, детсад, в дошкольном возрасте, дети дошкольного возраста, у дошкольников, школьников), младшие школьники (школа, гимназия, лицей) в настоящее время постоянно подвержены большой стрессовой, эмоциональной, умственной нагрузке. Повышенная нагрузка иногда может оказывать негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка, страдает эмоциональная сфера, сенсорное развитие, социальное развитие, наблюдается умственная отсталость, страдает мышление, познавательная сфера, развитие памяти, отстает психическое развитие. Чаще отмечается ЗПР церебрально органического происхождения, также бывает ЗПР соматического происхождения, темповая задержка психологического, психоэмоционального, умственного, эмоционального, физического, стато моторного, двигательного развития, этапов развития, в том числе конституционального, статокинетического происхождения.

Нейропсихологический аспект при ЗПР

Нейропсихологическое обследование детей 7-10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения (И.И. Мамайчук) выявило 4 группы по симптомокомплексам нарушений:

Нейродинамическая недостаточность: истощаемость психических функций (здесь проблема 1 функционального блока мозга, то есть подкорковых структур, которые снабжают кору энергией)

У таких детей есть проблема с вниманием, памятью.
Более грубые нейродинамические нарушения (также 1 ФБМ), которые характеризуются инертностью психических процессов.
Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций (несформированность зрительно-пространственного восприятия, диспраксия).
Сочетание нейродинамических проблем с дефицитом отдельных функций (3.9% от всех испытуемых, эти дети испытывали существенные трудности в обучении).. Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

  • «гиперкинетические расстройства» (F90)
  • «специфические расстройства развития учебных навыков» (F81)
  • «специфические расстройства речи» (F80)
  • «смешанные специфические расстройства развития» (F83)
  • «органическое эмоционально-лабильное расстройство» (F6)

Возможны и другие диагнозы в зависимости от структуры нарушения и ведущих дефицитов.