Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.

Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Рацион ребенка в возрасте 9-12 месяцев

   К 9 мес. основные продукты прикорма уже введены, поэтому продолжается  расширение и рациона ребенка

Важно знать, что в этом возрасте должна меняться консистенция продуктов от гомогенизированной переходим к мелко- и крупноизмельченной. Мясное блюдо для ребенка старше можно предложить в виде фрикаделек, что разнообразит рацион ребенка и стимулирует формирование навыков жевания

Мясные консервы промышленного выпуска для детей старше 8 мес. – крупноизмельченные, в них могут быть добавлены специи и пряности (белый перец, сельдерей, петрушку, укроп, лук, базилик, чабрец).
   Объем рыбного пюре увеличивается до 60 г в день к 12 мес. Рыба дается  2 раза в неделю в отварном виде без бульона (вместо мяса).
 
   В этом возрасте можно предложить ребенку детскую вермишель.
 
   Увеличивается количество детского печенья и сухариков до 10-15 г в день (2-3 печенья).
 
   К году полезно в различные блюда добавлять мелко нарезанную свежую огородную зелень (укроп, петрушка), что существенно обогащает рацион витаминами и минеральными веществами.
 

Примерный рацион ребенка в возрасте 12 месяцев  

завтрак 8 часов Безмолочная или молочная каши* Сливочное масло Желток вареного куриного яйца  Фруктовое пюре  150-200 г 1 ч.л. 1/2 шт 50 г
обед 12 часов Молочная каша Сливочное масло Фруктовое пюре 120-130 г 6 г 90 г
полдник 16 часов Грудное молоко (кефир или йогурт)** Творог Фруктовое пюре Детское печенье 100 г 50 г 50-70 г 2 шт
ужин 20 часов Овощи или каша** Мясное пюре Растительное масло  Фруктовый сок 180 г 20 г 1/2 ч.л. 50 мл
перед сном  23 часа  Грудное молоко (ДМС)***  200 мл

* – безмолочную кашу следует разводить грудным молоком или детской молочной смесью, которую получает ребенок. Молочную кашу разводят водой.  ** – суточный объем кефира или йогурта может быть до 200 мл, *** – детская молочная смесь  

Примерный рацион  ребенка 12 месяцев с аллергией к белкам коровьего молока:  

завтрак 8 часов Безмолочная каша* Растительное масло Фруктовое пюре 150-200 г 1 ч.л. 50 г
обед 12 часов Овощное пюре Растительное масло Мясное пюре/фрикаделька Хлеб/сухарик Компот 180 г 1/2 ч.л. 50-70 г 10 г 50 мл
полдник 16 часов Грудное молоко или лечебная смесь для детей с непереносимостью белков коровьего молока  Фруктовое пюре Сухарик 

150-180 мл 50 г 10 г

ужин 20 часов Овощи или безмолочная каша** Растительное масло Мясное пюре Фруктовый сок  180 г 1/2 ч.л. 30-40 г 50 мл
перед сном  23 часа Грудное молоко или лечебная смесь для детей с непереносимостью белков коровьего молока 200 мл

* – безмолочную кашу следует разводить грудным молоком или лечебной смесью для детей с непереносимостью белков коровьего молока. ** – можно как чередовать кашу или овощи, так и предлагать смешанное блюдо – каша с овощами.

Материалы подготовлены сотрудниками отделения питания здорового и больного ребенка Научного центра здоровья детей и основаны на рекомендациях, приведенных в  «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», утвержденной на XVİ Съезде педиатров России (02.2009 г.)

Нормальные прибавки роста и веса в 1 год

После рождения младенец растет и набирает вес очень стремительно. К году масса его тела увеличивается примерно втрое, а рост становится больше примерно на 23-25 см. В возрасте 12 месяцев темпы замедляются, и это нормально.

В период с 11 месяцев до года прибавка в весе для здорового ребенка составляет в среднем от 170-180 до 300 граммов. Примерный недельный привес – 45-75 г. За предыдущий месяц малыш набирает столько же или чуть больше – 190-330 г. В последующие несколько месяцев ребенок будет прибавлять в весе примерно так же.

Рост с 11 месяцев до годовалого возраста может увеличиваться на 1,5 см. Таким же должен быть прирост за предыдущий месячный срок. А в последующие месяцы кроха вырастает в среднем на 1 см.

Диетолог — мама?

Принципы детского питания ребенка 12 месяцев остаются теми же, что и во втором полугодии первого годика — постепенное расширение набора продуктов и постепенное изменение степени измельчения и обработки продукта.

Для правильной организации питания своего малыша стоит продумать и составить ориентиро-вочное меню на 7-10 дней вперед. На первый взгляд это кажется сложным — но попробуем, используя определенные знания о продуктах и их суточной потребности, составить примерные раскладки.

При составлении меню нужно учитывать нормы ежедневного употребления продуктов — то есть, какие продукты обязательно надо давать малышу каждый день, а какие — с определенной периодично-стью. Будем для простоты составлять расчет на неделю — поэтому распределим продукты по дням. Еже-дневные продукты рассчитываем, исходя из суточной нормы, умножив ее на 7 дней недели, остальные — исходя из количества приемов.

Ежедневно малыш получает молоко и молочные продукты, масло, хлеб, овощи, крупы, на неко-торые дни недели распределяют, например, творог, сыр, рыбу, сметану, яйца. Мясо и рыбу рекоменду-ется давать 5-6 раз в неделю минимум — то есть 4 раза мясо и 1-2 раза рыбу.

Иногда бывает так, что невозможно приготовить все продукты, запланированные в меню. Тогда приходится прибегать к замене продукта на примерно равноценный. При замене надо учитывать кало-рийность и питательную ценность продукта — то есть углеводистые продукты заменять на них же, жиры — на другие жиры, белки — на другие белки. Напри-мер, взаимозаменяемыми углеводами являются хлеб, хлебобулочные продукты, макароны, крупы. Из белков заменимы молоко, творог, мясо, рыба, сыр. Из овощей — картофель, свекла, капуста, морковь и т.д. Жиры заменимы и растительные, и животные. Однако к концу недели все количества заменяемых продуктов выравниваются.

Обязательными и незаменимыми в питании малыша должны быть ежедневно молоко, масло, овощи, хлебобулочные продукты, остальные продукты можно варьировать по дням недели.

Кроме того, при планировании меню малыша стоит помнить об учете уваривания и потерь про-дукта, брать их объемы с учетом приготовления — например, рыба при приготовлении теряет до 40% веса, мясо — до 30%, овощи при обработке теряют до 35% своей массы в сыром виде.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Игрушки и игры для детей в год и месяц

  • Книги с яркими картинками, например, различные энциклопедии под условным названием «Первая книга малыша».
  • Большие игрушки, которые можно толкать (машина, плюшевый мишка), каталки (особенно хорошо, если с трещоткой), стучалки.

Копилочка

Можно купить готовую игрушку, это коробочка с прорезью как у копилки и разноцветные «монетки-пуговки», или сделайте ее самостоятельно. Малышу предлагается по одной опускать пуговицы в прорезь. Покажите ребенку, как можно потрясти наполненную «копилочку» и послушать звук.

Прячем игрушку

Игрушка прячется сначала на глазах у ребенка, например, под пеленку, за спину. Малыш должен находить ее. Потом можно привязать к предмету разноцветную ленточку (младенец видит это) и спрятать игрушку, но оставить торчать «хвостик» от ленты. Ищем снова.

Зарядка для пальчиков

По очереди разминаем каждый пальчик на ручках со словами:

Мальчик с пальчик, где ты был? С первым братцем в лес ходил, С этим братцем кашу варил, С третьим братцем кашу ел, А с четвертым — песни пел.

Физическое развитие

Соматическое здоровье человека зависит от его физических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:

  • масса тела,
  • рост,
  • окружность головы (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
  • окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.

СПРАВКА. Антропометрическое исследование – это главный метод изучения основных показателей физических данных тела человека.

Значения антропометрических данных зависят от пола малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.

Таблица 1. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.

Мальчики Девочки Примечание
73,3 см 71,1 см значительно ниже нормы
76,0 см 74,0 см ниже нормы
78,6 см 76,8 см норма
89,2 см 88,2 см высокий

Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.

Мальчики Девочки Примечание
меньше 7,7 кг меньше 7,0 кг значительно ниже нормы
8,6 кг 7,9 кг ниже нормы
9,6 кг 8,9 кг норма
14,9 кг и больше 14,8 кг и больше выше нормы, не соответствует возрасту

В этом возрасте у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:

  • держит ложку,
  • кушает густую пищу,
  • пьет из чашечки,
  • просится на горшок.

Физиология 9-месячного малыша

Главное достижение малыша в 9-месячном возрасте – умение сидеть без поддержки родителей. Если данный навык отсутствует, следует посетить педиатра. Причиной отклонений от норм могут служить неврологические расстройства, переданные в момент беременности от матери к младенцу.

В девятимесячном возрасте ребенок добирает 500 г в весе. Приблизительная норма роста должна колебаться в пределах 72-84 см. Объем головы ребенка в 9 месяцев должен составлять примерно 45-46 см, а обхват грудной клетки – 44-45 см.

В 9 месяцев продолжается или начинается рост зубов, а сопровождается это естественное явление высокой температурой и плаксивостью. Не стоит переживать, если рост зубов еще не начался – все будет, и возможно, что одновременно вырастет сразу несколько зубиков.

В этот период начинается подготовка к основной задаче – твердому стоянию на ногах. Встать на ноги поможет психологически правильный настрой малыша и концентрирование на движениях. Для родителей главное – не торопить малыша, все должно происходить с его согласия и готовности.

Данные физиологического развития детей 9 месяцев приведены в таблице:

Возраст – 9 месяцев

Вес, кг

Объем головы, см

Рост, см

Объем груди, см

мальчики

7,9-10,5

44-47,4

68,2-75,1

44,4-50,8

девочки

7,5-9,7

42,9-46,4

67,5-74,1

44,5-49,3

Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка

Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец — это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.

Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.

Мальчик и девочка в 11 месяцев: особенности развития

Мальчик в 11 месяцев

К 11 месяцам и мальчики и девочки уже умеют сидеть, ползать и ходить возле опоры. В этом возрасте мальчики могут быть более развитыми и они начинают раньше ходить самостоятельно, именно в этом возрасте. Девочки делают первые самостоятельные шаги в год или даже чуть позже.

Речь развита у мальчиков и у девочек в 11 месяцев одинаково. Имитация звуков, повторение несложных слов, лепетание простых слогов — все достижения детей этого возраста.

Стоит отметить, что несколько особенностей в развитии все-таки есть:

  • Мальчики отдают предпочтение более подвижным играм. Девочки любят долго заниматься одной игрой, они более усидчивые.
  • Разные игрушки. У мальчиков — машинки, мячи, музыкальные предметы, каталки. У девочек — куклы, мягкие игрушки. Они их кормят, укладывают спать.
  • У девочек в этом возрасте заметно проявление интереса к маминым вещам. Дочь может пытаться натянуть на себя платье мамы или другую вещь из ее гардероба.

Несмотря на половую принадлежность, каждый ребенок этого возраста, очень любознательный и энергичный. Игры в 11 месяцев уже становятся более разнообразными, и увлечения одного ребенка не похожи на занятия другого.

О физическом развитии

В возрасте 1 года 9 месяцев педиатры рекомендуют начать заниматься гимнастикой. Если до этого упражнения заключались в массировании ножек, ручек, тела малыша мамой, то в этом возрасте можно начинать приучать его к выполнению упражнений самостоятельно. Простые упражнения на укрепление мышц, приседания, подпрыгивания, подъем рук и ног будут интересны малышу вдвойне, если они станут выполняться вместе с мамой, да еще и под веселую музыку.

Распорядок дня устанавливается практически такой же, как у полуторагодовалого ребенка: дневной сон — один раз продолжительностью 3 часа, ночной сон – 10 часов. Общая продолжительность сна уже уменьшается, уступая место бодрствованию, которое длится 5-6 часов. Прием пищи обязательно должен быть организован 4 раза в день в определенное время — этот распорядок благотворно влияет на работу желудка и обмен веществ.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: распорядок дня для ребенка 2 лет при нахождении дома

Таблица с распорядком дня для ребенка на 12 месяце жизни

  • 6:00-6:30 Проснувшегося малыша кормят грудью или дают молочную смесь.
  • 6:30-10:00 Череда привычных утренних процедур: умывание, чистка зубов, прием воздушных ванн и комплекс утренней гимнастики.
  • 10:00-10:30 Порция кашки, заправленной капелькой сливочного масла, придаст малышу сил и поднимет настроение.
  • 10:30-12:00 Первый период дневного сна.
  • 12:00-14:00 Отдохнувший малыш отправляется на прогулку.
  • 14:00-14:30 Пора пообедать.
  • 14:30-15:30 Самый удачный момент для интеллектуальной и творческой деятельности: чтения детских книг, лепки и рисования.
  • 15:30-17:00 Второй период дневного сна.
  • 17:00-18:00 Время для подвижных игр и физкультурных занятий: хорошо отдохнувший малыш полон сил и энергии.
  • 18:00-18:30 Плотный ужин восстановит запас калорий, потраченных в процессе активной физической деятельности.
  • 18:30-20:30 Подкрепившийся ребенок собирается на прогулку вместе с самыми близкими людьми.
  • 20:30-22:00 Общение с членами семьи продолжается: наступает пора развивающих игр, в ходе которых активно развивается интеллект и моторика мелких мышц. Примерно в середине этого временного промежутка можно выкроить четверть часа для купания малыша.
  • 22:00-22:30 Вечерний перекус, предшествующий укладыванию крохи.
  • 22:30-6:00 Пора ночных сновидений.

Данный распорядок дня, в неизменном виде сохраняющий последовательность и продолжительность всех режимных моментов предыдущего месяца, подходит только для тех малышей, которые по-прежнему нуждаются в двух периодах дневного отдыха.

Однако среди годовичков есть малыши, нервная система которых окрепла настолько, что частый отдых для ее восстановления больше не нужен. Для таких детей необходим новый режим, предусматривающий только один период дневного сна.

Как помочь малышу правильно развиваться

Что поможет 22-месячному карапузу быстрее понять мир и освоить новые умения? Конечно, игры и развлечения.

Книги


У малютки уже есть «библиотека любимых произведений». И родители должны ежедневно читать их крохе.

Пока карапуз не может запомнить информацию с первого раза, поэтому потребуется многократное повторение. Следует читать медленно, чтобы малыш не потерял интерес и успевал связать сказанное с изображением на картинке.

В результате таких занятий развивается память малютки, пополняется словарный запас. Пройдёт совсем немного время, и ребёнок сам перескажет сюжет любимой сказки или напоет строчки из песенки.

Развивающие игры

Популярные игрушки в этом возрасте — машинки и тележки, нарядная одежда, кассовые аппараты и посуда. Дети обожают собирать конструктор, строить башенки, изучать форму и объём фигур. Играя совместно со взрослым, карапуз следит за его действиями и усердно их копирует.


Увлечь непоседу можно, сделав кукольное представление по мотивам любимой сказки. Следует вовлекать ребёнка в процесс: попросить помочь в установке декорации, выбрать подходящие для спектакля игрушки и обязательно хвалить за любые усилия.

Чем больше совместных дел, тем меньше у крохи времени на капризы. Рекомендуется разнообразить интонацию, за медведя нужно говорить баском, за мышку — тонким и высоким голосом.

Обыгрывая сказку, следует объяснять малютке мотивы поступков тех или иных персонажей: «Козочка пошла за молоком.– Зачем? – Деток напоить». Или: «Лисонька купила муки. – Что она хочет? – Пирожков испечь». Если малыш затрудняется, нужно ответить за него. Такой диалог оживляет занятие, помогая крохе разобраться в ситуации и находить выход из трудного положения.

Можно купить малютке интерактивную книжку для изучения цифр и букв. Играя, малыш осуществляет последовательные действия: сначала умывает куклу, затем кормит её, одевает на прогулку, укладывает спать. Так карапуз становится самостоятельным и ответственным. Это очень полезные навыки, которые ребёнок перенесёт в реальную жизнь. Нельзя прерывать детскую игру. Для малыша это важнейший познавательный процесс.

Музыка

Следует включать малышу фольклорные произведения и классическую музыку, мелодии со звуками природы и популярные песенки из мультфильмов. Ребёнок в 22 месяца эмоционально реагирует на смех или голос, звучащий на записи. Нужно предлагать карапузу простые задания, например, убрать мусор или помочь разобрать принесённые из магазина продукты. Ребёнок должен почувствовать, что он справился с заданием. Это придаст ему оптимизма и уверенности в своих силах, он не будет бояться браться за новые дела.

Физкультура

Нельзя забывать и про ежедневную зарядку. Приучение малыша к регулярным физическим упражнениям станет полезной привычкой, укрепит иммунитет ребёнка и даст уверенность в своих силах.

Заниматься с непоседой нелегко: родители могут поддаться искушению и накричать на кроху. Нужно помнить, что для малыша в этом мире всё в новинку и ему необходима поддержка взрослых. Поэтому родителям следует научиться быть спокойными и не нервничать из-за мелочей.