Правила поведения в общественном транспорте для детей

Ожидай транспортное средство на специально оборудованной остановке.
Подходи к входным дверям транспортного средства только после полной его остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу.
Если видишь, что транспорт переполнен, подожди следующий.
Перед входом в транспортное средство нужно пропустить всех выходящих пассажиров.
Заходи, не спеша, соблюдай очередность, не старайся опередить всех.
Входя, снимай сумку, рюкзак, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их.
При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед женщин и пожилых людей.
Не останавливайся у самого входа, иди в середину салона, чтобы не мешать проходу других пассажиров. Исключение: если выходишь на следующей остановке.
Уступай место маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям и инвалидам.
Не заходи в транспорт с открытыми напитками и едой, чтобы не испачкать пассажиров, не испачкаться самому и не подцепить вредные бактерии, вирусы, ведь в транспорте ездит очень много людей.
Не стряхивай в транспорте снег и капли дождя.
Не разглядывай пассажиров, не показывай на них пальцем, не обсуждай их поведение и внешний вид.
Не шуми, громко не смейся, громко не разговаривай, активно не жестикулируй.
Не разбрасывай мусор.
Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их.
В общественном транспорте некультурно причесываться, чистить уши, ногти, нос и прочие части тела.
Не высовывайся в окна.
В транспорте старайся не наступать на ноги другим пассажирам, не опирайся локтями на человека, который находится рядом.
Помни, что в транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ и острых предметов.
Не отвлекай водителя во время работы.
Держись за специальные ремни, поручни.
Не протискивайся, расталкивая людей локтями. Если нужно пройти по салону, вежливо попроси уступить тебе дорогу.
Будь вежливым

Если нужно что-то попросить у другого пассажира, употребляй слова «извините», «спасибо», «будьте добры».
Не занимай места для пассажиров с большими сумками и пакетами.
Обрати внимание, что в транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Домашних животных можно перевозить в специальных клетках-переносках, собак — в наморднике.
Обязательно оплати проезд и при необходимости покажи билет контролеру

После поездки билет выброси в урну.
Если пользуешься проездным документом, при посадке держи его наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора.
Современные гаджеты позволяют интересно и с пользой проводить время в дороге, но они не должны мешать другим людям.
Если на улице идет дождь, и ты пользовался зонтом, сложи его еще на остановке, до входа в транспорт. В салоне сложенный зонт опусти, давая возможность воде стечь вниз, никого не намочив. После выхода из транспорта, открывать зонт нужно не в дверях, а отойдя на несколько шагов от других пассажиров, чтобы не забрызгать их каплями и не задеть зонтом.
Готовься к выходу заранее. Спроси у стоящих впереди пассажиров, или они выходят на следующей остановке.
Не пытайся выйти из транспорта первым, подожди пока выйдет основная толпа пассажиров.
Переходи улицу после высадки только после отъезда транспортного средства от остановки. Вот такие простые правила поведения в общественном транспорте для детей. Если их придерживаться, можно избежать конфликтов и проблем в транспорте.

Почему дети в транспорте должны сидеть, а не стоять

Дошкольники и младшие школьники должны занимать сидячие места в общественном транспорте в силу некоторых физиологических особенностей:

  • из-за отсутствия чёткой координации движений. Центральная нервная система (ЦНС) в этом возрасте находится в стадии формирования. ЦНС отвечает за многие функции организма, в том числе за координацию движений. В связи с несовершенством ЦНС дошкольники и младшие школьники менее ловкие, чем более старшие люди. При резком торможении общественного транспорта дети могут потерять равновесие и упасть;
  • по причине хрупкого опорно-двигательного аппарата. В связи с этим при падении дети имеют повышенную вероятность переломов, вывихов и других травм;

  • из-за невысокого роста. Если общественный транспорт переполнен и в нём начинается давка, голова ребёнка окажется зажатой между телами взрослых людей. В такой ситуации есть вероятность того, что ребёнок не сможет нормально дышать.

Не всегда является верным требование окружающих к родителю посадить ребёнка на колени и таким образом освободить сидячее место. Одно дело, когда вес ребёнка незначительный, а родитель — довольно крепкий человек. В такой ситуации скорее всего взрослый сумеет удержать на коленях ребёнка при резком торможении транспорта или ДТП. Однако часто можно наблюдать картину, когда хрупкая мама держит на коленях крупного и тяжёлого ребёнка. Такая тактика небезопасна для самого ребёнка, ведь в критической ситуации маме просто может не хватить сил для того, чтобы предотвратить его падение.

В целях обеспечения безопасности перевозки ребёнка кондуктор в общественном транспорте должен следить за тем, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста занимали сидячие, а не стоячие места.

В целях безопасности дошкольники и младшие школьники должны в общественном транспорте сидеть, а не стоять

Поведение детей и родителей

За поведение маленьких детей в транспорте отвечают родители. Они обязаны постоянно объяснять правила действий в общественном транспорте и всё демонстрировать на собственном примере.

Ведь сколько бы ни говорили взрослые детям об этикете, если сами будут поступать иначе в присутствии последних, эффекта ждать не стоит. Малыш обязательно скопирует поведение взрослого (может и не сразу, а в будущих поездках).

Как это можно показать на примере:

  • Папа пропустит женщину, а мальчик девочку. Это можно уподобить игре.
  • Старший ребёнок, особенно мальчик, пусть зайдёт раньше мамы и подаст ей руку, почувствовав себя маленьким джентльменом.

Ребёнок должен понять, почему нельзя поднимать ноги на сиденье. Не просто сказать, «нельзя», а объяснить, почему не следует этого делать.

Малыши очень хорошо понимают мотивированное объяснение, подкреплённое примерами:

  • сиденье будет грязным – другой мальчик испачкает одежду;
  • для игры мало места, можно задеть кого-то, причинить боль, неудобства;
  • криком можно напугать кого-то, у сидящей рядом бабушки может болеть голова, кто-то устал после работы;
  • есть мороженое (сладости) в автобусе неудобно: можно испачкаться, руки грязные (негигиенично), кто-то тоже захотел, а у него нет.

И самим взрослым надлежит вести себя соответственно.

Ситуация: родители стоят, ребёнок сидит. Это вряд ли можно считать приемлемым. Ребёнок уже с трёх лет способен заботиться о маме, тем более школьник. Как вариант, можно сесть вместе.

Надо всегда помнить, что дети любят сказки и верят им. Каждую ситуацию можно превратить в сказочный сюжет. После обыгрывания ситуации с тем, как малыш уступил место старенькому дедушке, беременной женщине, кроме привития нравственных качеств, повышается его самооценка.

Малыш любит ощущать себя взрослым, поступать «как мама», радуется похвале. Постепенно его привычки автоматизируются.

Занятия в транспорте

При чтении важно не причинять неудобств попутчикам, задевая их книгой, производя громкие звуки, шуршание. В автобусе принято вести беседы, однако делать это следует негромко, без грубых высказываний, обсуждений

В автобусе принято вести беседы, однако делать это следует негромко, без грубых высказываний, обсуждений.

Следить за корректностью темы беседы, ведь она может стать достоянием многих. Даже пристально смотреть на незнакомых людей считается невежливым.

Разговаривать громко по мобильному телефону в салоне, слушать музыку, считается признаком дурного тона. Подойдёт лишь вариант с наушниками. Отвлекать разговорами водителя запрещено.

Проблемами личной гигиены заниматься в салоне не принято (например, расчёсываться, наносить макияж)

Важно помнить, что не все люди одинаково переносят резкие запахи, предусмотрев оптимальный вариант парфюмерии

В метро нельзя:

  • бегать по эскалатору, садиться на его ступени;
  • ставить вещи на поручни;
  • создавать давку;
  • в вагоне прислоняться к двери.

Возьмите на заметку: в любом виде транспорта не стоит забывать о чистоте, гигиене и добром отношении к окружающим.

Курение и распитие алкогольной продукции в транспорте запрещено.

Необходимы ли подтверждающие право документы

Кондуктор вправе потребовать с родителя (либо другого сопровождающего взрослого) документ, подтверждающий возраст малыша. Конечно, если ребёнок совсем маленький, такой проблемы может и не возникнуть, но вот если возраст юного пассажира уже приближается к 7 годам, или кроха выглядит старше своих лет, то это вполне вероятно.

Многие мамы и папы в такой ситуации начинают возмущаться (ведь «про льготу и так всем известно»). Они неправы. Уже упоминаемая статья 21 транспортного Устава даёт кондуктору полномочия проверять права пассажиров-льготников. Поэтому он должен убедиться, что малышу ещё не исполнилось семи лет, заглянув в свидетельство о его рождении. Сопровождающему взрослому полагается носить с собой оригинал данного документа (как вариант его ксерокопию или паспорт родителя с отметкой о рождении ребёнка) и при необходимости предъявить его.

Соответственно, если родитель отказывается предъявлять кондуктору свидетельство о рождении ребёнка, то он обязан оплатить своему чаду проезд в 100% объёме.

Стоит затронуть ещё определённые нюансы:

  1. Некоторые взрослые не совсем понимают формулировку «до семи лет»: необходимо ли начинать оплачивать проезд уже непосредственно в день рождения малыша или это делается только со следующего за ним дня. На самом деле старше семи лет ребёнок становится после своего дня рождения — тогда родители обязаны оплачивать проезд.
  2. Отдельные мамы и папы неверно толкуют закон — считают, что бесплатный проезд положен дошкольникам. Однако сегодня многие малыши в 6 лет уже посещают общеобразовательные заведения, однако до 7 лет им можно не покупать билет. И наоборот, некоторые семилетки ещё являются воспитанниками детского сада. Льгота закреплена именно по принципу возраста, но не по факту обучения в школе.

  3. Многие взрослые считают, что в транспорте ребёнок непременно должен сидеть (ведь он же маленький). Однако законодательно это не прописано. Если мама хочет, чтобы малыш до 7 лет занял отдельное сиденье, то ей придётся просто оплатить его проезд. Если нет — она сажает его на колени, уступает своё место, либо малыш просто стоит. Родитель не вправе требовать от других пассажиров уступить малышу сидение или взять его на колени — это делается исключительно добровольно. Все знают, что в наземном общественном транспорте в передней части салона есть места для детей, инвалидов, пожилых людей и беременных женщин. Однако, возможно, они уже все заняты представителями данных категорий. Если же там сидит обычный человек, то тогда кондуктор может попросить уступить место маме с ребёнком. Причём именно попросить, а не потребовать, поскольку законодательно это нигде не прописано, а относится просто к правилам пользования общественного транспорта.

Дополнительные льготы

Некоторые категории детей имеют право на бесплатные поездки по городу после семилетнего возраста (проезд оплачивается из средств госбюджета):

  1. Сироты.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Дети-инвалиды.
  4. Дети из многодетных семей.
  5. Дети, утратившие кормильца (когда умирает один из родителей, и ребёнок получает пенсию по потере кормильца).

Льгота законна лишь при наличии документа, который подтверждает статус ребёнка. Право не платить за проезд в городском транспорте закрепляется за данными детьми до их совершеннолетия. Если же ребята из первых двух указанных категорий обучаются очно в вузе, то право продлевается до того, как закончится обучение.

Что касается детей-инвалидов, то бесплатно в транспорте может путешествовать не только ребёнок, но и сопровождающий его взрослый.

Аргументы в пользу сидящего ребенка

Даже если ты настроена воспитать настоящего джентльмена или вырастить вежливую леди, учти такие аргументы в пользу того, чтобы ребенок в троллейбусе, трамвае, автобусе, метро или маршрутном такси занял место сидя:

Детям до 10 лет нежелательно стоять в транспорте из-за неразвитого вестибулярного аппарата. Из-за низкого роста детей до 140 см легко просто не заметить при посадке или высадке. Кости растущего скелета только формируются и крепнут, ребенок более склонен к переломам, особенно в кризисные моменты взросления: 2-3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. У детей из-за особенностей строения головного мозга ниже скорость реакции

Они не могут быстро принять решение уцепиться за что-то рядом, если возникает такая необходимость. Дошкольники еще не умеют держать баланс и при резком торможении могут упасть. Дети устают быстрее взрослых, поэтому неподвижное стояние в течение 15-20 минут истощает их организм. Уставший ребенок дошкольного возраста эмоционально нестабилен, более подвержен истерикам, начинает капризничать, отвлекая внимание водителя и пассажиров.. Читай также: Без компромиссов: безопасность в машине – прежде всего

Читай также: Без компромиссов: безопасность в машине – прежде всего

Правила безопасности

Правила безопасного поведения обязательны к соблюдению при любых ситуациях. Они придуманы для того, чтобы сохранить здоровье человека, который пользуется автобусом, трамваем, поездом или самолетом. Касаются они как взрослых, так и детей, особенно школьников, которые могут уже самостоятельно без сопровождения родителей пользоваться услугами разного транспорта. Рассмотрим основные из них.

Памятка: Правила посадки, высадки

  • Ожидать транспортное средство необходимо только на специальном оборудованном остановочном пункте (остановке);
  • Подходить к входным дверям автобуса, поезда нужно только после полной остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу;
  • Если заметили, что автобус или троллейбус переполнен, лучше подождать следующего;
  • Перед входом в автобус или другое транспортное средство, нужно пропустить всех выходящих пассажиров;
  • Заходить следует не спеша, соблюдая очередность, не стараясь опередить всех;
  • После посадки не останавливаться у самого входа (если только не придется выходить на ближайшей остановке), спокойно пройди в середину, оставив место тем, которые заходят после;
  • Не нужно пытаться выйти из автобуса, троллейбуса первым – лучше всего подождать пока основная толпа пассажиров уйдет;
  • Переходить улицу после высадки желательно после отъезда транспортного средства от остановки;
  • При посадке на трамвай его необходимо всегда обходить спереди, автобус, троллейбус – сзади.

Детям о пожарной безопасности: памятка о порядке действий при пожаре

Памятка: Правила безопасного поведения в пути

При поездке нужно всегда вести себя достойно и придерживаться некоторых правил безопасности и этикета.

Главные правила безопасности:

  • Нельзя шуметь, толкаться, причинять другие неудобства пассажирам;
  • В любом транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ, острых предметов. Большие предметы (сумки, рюкзаки) лучше всего ставить там, где они не будут мешать другим пассажирам;
  • Нельзя отвлекать водителя во время его работы;
  • Нужно обязательно держаться за специальные ремни, поручни;
  • В транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Не стоит останавливаться около дверей, тем более высовываться из окон на ходу или дверей при начале движения;
  • Домашних животных перевозят в специальных клетках -переносках; собак – в наморднике.

Памятка: Правила поведения в автобусе (троллейбусе) в ходе поездки

При поездках на любом транспорте необходимо соблюдать вежливость по отношению к остальным пассажирам и выполнять следующие правила:

  • Входя, нужно снимать сумки, рюкзаки, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их;
  • В автобусе не стряхивают снег со своей одежды, капли дождя;
  • Согласно общепринятым правилам поведения при посадке в любой транспорт первыми всегда входят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды. Именно им школьники обязаны уступать. То же самое нужно делать, выходя из транспортного средства общественного пользования;
  • К выходу желательно готовиться заранее (особенно если очень пассажиров много). Спрашивать у впереди стоящих: “Вы выходите на остановке?” Извиняясь, просить разрешения пройти, а не расталкивать, локтями прокладывая себе молча путь;
  • В салоне необходимо уступать места людям престарелого возраста, женщинам с маленькими детьми, с тяжелыми сумками, инвалидам;
  • В транспорте нельзя толкаться, стараться не наступать на ноги, не опираться локтями на человека, который находится рядом, не толкать его;
  • В салоне автобуса, троллейбуса, трамвая не разговаривают очень громко, не высовываются из окна, не мешают пассажирам при выходе, на входе;
  • Обязательно нужно оплачивать проезд и при необходимости показывать талон или билет контролеру, кондуктору после поездки билет выбрасывается в урну;
  • Если пользуетесь проездным документом, то держать его при посадке нужно наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора и не доставлять неудобств другим пассажирам при его поиске;
  • Если в переполненном салоне держаться неудобно, а в руках цветы или торт, то не нужно стесняться и попросить пассажиров подержать их;
  • Не принято разглядывать пассажиров в упор, опираться на них или заглядывать в телефон, книгу сидящего, стоящего рядом человека;
  • Нельзя грубить другим пассажирам. Если замечание сделано по поводу – стоит взять его на заметку, постараться исправиться;
  • Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их, есть мороженое, пирожные, причесываться, чистить ногти, громко смеяться, разговаривать, обсуждать проблемы во всеуслышание и многое подобное.

Правила поведения на перемене в школе

Случаи полной оплаты проезда и в льготном размере согласно правилам

Если ребёнку уже исполнилось 7 лет, и он не подпадает под льготную категорию, то в транспорте он обязан оплачивать поездку в размере 100%. Естественно, при этом он вправе занимать сидячее место (при условии что имеется свободное), в том числе если мальчик или девочка едет самостоятельно (без взрослых). Если в транспорте заняты места для пассажиров с детьми, инвалидов и беременных, кондуктор может попросить уступить место ребёнку (если он, конечно, выглядит не очень взрослым). Но пять-таки попросить, но не потребовать (об этом речь шла ранее).

Если ребёнку уже больше 7 лет, то в общественном транспорте он обязан приобрести билет (исключение — льготные категории детей)

Про льготный размер оплаты (не свыше 50%) уже отмечалось ранее — если ребёнок до 12 лет передвигается с родителем в транспорте, где места исключительно сидячие (стоять запрещено). К примеру, это могут быть автобус либо маршрутное такси, где обязательно предполагаются ремни безопасности. В Уставе автомобильного транспорта на этот счёт нет ссылок на конкретные нормативные акты, но их можно найти в других нормативных документах, а именно, в пункте 5.1 ПДД.

Чтобы узнать, какие именно автобусы должны оборудоваться ремнями безопасности, следует обратиться к ещё одному документу.

Здесь необходимо привести расшифровку:

  1. Категория М1 Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
  2. Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
  3. Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
  4. Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси.

Правила выхода из общественного транспорта.

Ну вот, наконец, и добрались, казалось, что можно вздохнуть спокойно. Но не тут – то было. Этикет говорит, что мужчина должен подавать женщине руку из транспорта. Конечно, трехлетний карапуз этого сделать не может в силу своего малого возраста, а вот ребенок постарше, лет 6 – 7 запросто. Насколько это приятно, когда мальчик при выходе подает маме руку. Он машинально чувствует себя уже взрослым, самостоятельным. Ему приятно о ком ни будь заботиться. Нужно ловить момент! Потому что постарше уже с этим будет сложнее. И маме будет ну очень приятно, что ее сын растет таким галантным и заботливым.

Ход НОД:

1. Оргмомент.

– Здравствуйте!

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Я тоже люблю путешествовать.

– Посмотрите на картинки, скажите, на чем можно путешествовать по городу (На общественном транспорте- автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси).

Послушайте небольшое стихотворение.

На колесах едет дом.

Люди могут ездить в нем.

По бокам – большие окна,

Сверху – крыша, чтоб не мокнуть,

Дом автобусом зовут,

У него есть свой маршрут.

-Сегодня мы отправимся в путешествие на автобусе.

2. – Современные автобусы удобные и красивые. (Показ картинок)

– Как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры.)

– Кто водит автобус (Водитель)

Для чего нужен автобус (Автобус – это общественный транспорт. Он перевозит людей).

– Где можно ожидать автобус?

– Ожидать автобус нужно только на специальной остановочной площадке. Мы тоже отправимся на остановку, но наша остановка не простая, чтобы сесть в автобус нам нужно собрать дорожный знак «Автобусная остановка».

3.Дидактическая игра: «Собери дорожный знак»

– Пока мы ждем автобус повторим правила поведения посадки в автобус.

Если к остановке подошёл нужный тебе автобус – садись в него только тогда, когда он полностью остановится. Водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров с помощью наружных зеркал. Садись в автобус спокойно. Не суетись и не старайся оттолкнуть других пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Веди себя достойно!. Не старайся запрыгнуть в автобус в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить тебя.

4.Игра: «Пассажиры»

Подошел наш автобус, занимайте места в салоне. Теперь вы пассажиры.

Кирилл водитель. Но наш автобус не трогается.

– Как, вы думаете, почему? (Нужно приобрести билеты).

– Кто продает билеты? Билеты нам продаст кондуктор (Даша).

Дети послушайте совет:

В транспорт вошли – покупайте билет!

Ехать бесплатно и глупо, и стыдно,

Да и другим пассажирам обидно!

(Автобус отправляется.)

Чтобы было веселей споем песенку.

5. Физкультминутка (Екатерина Железнова «Автобус»)

А теперь давайте с вами поговорим как нужно вести себя в автобусе.

(Дети рассматривают картинки дидактического пособия «Хорошо – плохо»).

6. А теперь давайте повторим с вами какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте:

• Садиться в транспорт надо на остановке.

• Нельзя запрыгивать в движущийся транспорт или выходить из него, когда он движется.

• В транспорте надо вести себя спокойно, не кричать и не разговаривать громко.

• Необходимо уступать место старшим.

• Нельзя высовывать руки и голову в открытое окно.

• Нельзя ходить по автобусу, когда он движется.

• Не отвлекайте водителя разговорами.

• Не пытайтесь самостоятельно открывать дверь транспорта.

• Выходить из транспорта надо осторожно, глядя себе под ноги и не толкаясь

Вот мы и приехали в детский сад.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Кантемировский детский сад № 1

Кантемировского района Воронежской области

Конспект НОД ООРР по ПДД на тему

«Правила поведение в общественном транспорте».

Воспитатель средней группы №2

Савченко Татьяна Ивановна.

Кантемировка, 2019г.

Куда обратиться по вопросу нарушений прав

Бывают непредвиденные случаи, когда водитель никак не реагирует на сообщение о травме и продолжает движение. По закону данное непрофессиональное поведение возможно приравнять к ситуации оставления места ДТП (ч.2 ст.12.27 КоАП РФ): «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) За это предусмотрен арест до 15 суток или же лишение прав на срок 1–1,5 года.

Конечно же, в данном случае не получится вызвать полицию к месту происшествия. Поэтому родителям нужно найти в транспорте сведения о страховой компании (записать их или сфотографировать), фамилию водителя, номер транспортного средства, телефоны и фамилии свидетелей. Следует опять-таки сохранить билет и обратиться в медучреждение, чтобы там у ребёнка зафиксировали травмы.

Далее родители подают заявление в страховую компанию с имеющимися документами за возмещением уже не только ущерба здоровью, но и для получения моральной компенсации.

Железнодорожный транспорт

Поезд с пассажирскими вагонами

При обеспечении безопасности в общественном транспорте таком, как поезд следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Места лучше покупать в вагонах, находящихся в центре поезда, нежели в «голове» или «хвосте». Это объясняется тем, что центральная часть поезда меньше всего будет травмирована при столкновении.
  2. Отдавайте предпочтение местам, которые расположены противоположно движению поезда.
  3. Заранее узнайте о том, где находятся аварийные выходы. Обычно их 2 на вагон.
  4. Если ваши попутчики выглядят подозрительными или не вызывают у вас доверия, лучше не выключать свет в купе и стараться не засыпать.
  5. При поездке в купе никогда не держите дверь полуоткрытой. Это даст другим пассажирам лишнюю информацию.
  6. Все важные документы и ценные вещи всегда держите рядом с собой. Ложась спать, кладите их под подушку.
  7. Не употребляйте алкоголь в компании малознакомых людей. Это притупляет бдительность.
  1. Запрещено во время движения транспорта пытаться открыть двери вагона, стоять на подножках или высовываться в открытые окна.
  2. Стоп-кран следует использовать только в очень серьезных ситуациях. В случае ее возникновения не рекомендуется останавливать поезд в местах, где эвакуировать людей будет сложно (тоннель, мост).
  3. В багаже не должно быть легко воспламеняющихся предметов, ядовитых или химических веществ.
  4. Почувствовав запах гари или непонятного задымления следует сразу же об этом сообщить проводнику.

При резком торможении крепко возьмитесь за поручни и для фиксации тела обопритесь ногами в сиденье или стену. Лучше лечь на пол салона. Переждав один удар, не стоит менять положение, возможны последующие удары, более сильные. Только когда станет понятно, что поезд окончательно остановился, можно встать.

Необходимо сразу покинуть салон поезда, т.к. велика вероятность возникновения возгорания. Если вы приняли решение покинуть вагон через аварийное окно, то делайте это на полевую сторону, т.е. где отсутствуют железнодорожные пути.

Это делать не рекомендуется!

Условия пользования школьным автобусом рекомендуют ученикам придерживаться правил этикета, чтобы обеспечить комфортный проезд себе и окружающим.

  • Садясь в автобус и выходя из него, лучше придерживаться дисциплины, которая поможет не толкаться и занимать места по очереди, тем более что сидений хватит всем.
  • Во время поездки в школьном автобусе старайтесь соблюдать чистоту и порядок, не принимать пищу и не мусорить. Хотя, при сильном желании подавиться или стать основным участником уборки салона смело доставайте из портфеля всю еду и напитки.
  • Не следует портить школьное имущество — резать обшивку сидений, делать надписи по типу «Здесь был Вася». Во-первых, вам ещё дальше пользоваться этим автобусом, а гораздо приятнее ехать в чистоте. Во-вторых, этого самого «бывшего здесь» Васю вычислят быстро, а за порчу салона школьного автобуса его родителям придётся выложить некоторую денежную компенсацию за причинённый ущерб.
  • Чтение и письменное выполнение не сделанного дома задания – не лучшие варианты скоротать время в поездке, если вы, конечно, не стремитесь потерять зрение или получить двойку за неаккуратность в тетради.
  • Не рекомендуется спать во время поездки, хоть иногда очень хочется, потому что при резком торможении легко получить травму.