Железнодорожный транспорт
Для поездки на железнодорожном транспорте существуют отдельные правила поведения. Они помогают соблюдать культуру общения и указывают, как действовать в экстремальных ситуациях.
Правила поведения
- Во время ожидания поезда запрещается подходить близко к рельсам.
- Заходить в вагон следует, держась за поручни, чтобы не упасть. Багаж в купе размещают так, чтобы он не загораживал проход. Чаще всего сумки и чемоданы ставят под нижними полками. При наличии в купе других пассажиров столик не занимают полностью своими продуктами и посудой.
- Не рекомендуется хранить тяжелые сумки на верхних полках, т. к. при резком торможении упавшие вещи могут травмировать людей.
- Вечером, когда в вагоне выключается верхний свет, нельзя громко разговаривать и слушать музыку. Прием пищи лучше отложить до утра.
- Во время экстренного торможения или столкновения поезда открытая дверь купе захлопывается с большой скоростью. Это может привести к тяжелым травмам, поэтому стоять на данном участке не рекомендуется.
- Горячий чай желательно пить во время остановок. Если вагон качнется, можно получить ожог от разлитого кипятка или нанести травму окружающим. Также не рекомендуется нести горячую воду в емкости по проходу плацкартного или купейного вагона во время движения поезда.
- Нежелательно проводить длительное время в тамбуре: там совершается самое большое количество преступлений с применением насилия.
- Нельзя оставлять ценные вещи в карманах одежды, размещенной в купе на видном месте.
- В электричках, особенно в вечернее время, лучше не занимать места в пустом вагоне. Желательно расположиться подальше от шумных компаний.
Поведение в экстренных ситуациях
В случае опасности в поезде или электричке необходимо воспользоваться пультом связи с машинистом или стоп-краном. Последнее устройство применяют при пожаре, угрозе для жизни. Запрещается срывать стоп-кран в туннелях. За его неправомерное использование налагается штраф или уголовная ответственность.
Если поезд сошел с рельсов и вагон стал переворачиваться, нужно крепко ухватиться за полки: это предотвратит удары о столик, стены купе. Следует закрыть глаза во избежание попадания осколков от стекла.
При пожаре нос и рот закрывают тканью, смоченной в жидкости, после чего покидают вагон через дверь или окно. Если салон сильно задымлен, идут пригнувшись или на четвереньках. В некоторых случаях к выходу приходится ползти.
Находясь в общественном транспорте, нельзя громко разговаривать, кричать, привлекать к себе внимание.
Вот здесь то и кроется основная проблема, так как малышу в силу его нервно – психических данных трудно спокойно высидеть не только дальнее расстояние, но и 2 – 3 остановки. Здесь уж, конечно же, маме необходимо позаботиться о досуге ребенка, чем его занять короткое и не только короткое время.
Можно поработать экскурсоводом, то есть рассказывать ребенку про достопримечательности, которые остаются за окошком
Обращать внимание на времена года, про то как выглядит в это время природа. Есть множество вариантов разных спокойных игр: (в слова, загадки, сочинение сказок, пальчиковые игры)
Главная задача мамы – это отвлечь ребенка, помочь ему и остальным пассажирам доехать спокойно, чтобы никто никому не мешал, а заодно тем временем можно и немного по развиваться. Можно вовремя игры придумывать новые правила поведения, тем самым есть возможность запомнить старые.
Если во время движения возникает конфликтная ситуация из – за бурного поведения малыша, то неплохо извиниться, а дома обязательно обсудить этот момент с ребенком. Но ни в коем случае нельзя выставлять его плохим. Оценивать детей нельзя, можно оценивать только их поступки, поведение. Нужно просто обсудить его действия, объяснить, что делалось не так и дать понять, что люди все разные.
Необходимы ли подтверждающие право документы
Кондуктор вправе потребовать с родителя (либо другого сопровождающего взрослого) документ, подтверждающий возраст малыша. Конечно, если ребёнок совсем маленький, такой проблемы может и не возникнуть, но вот если возраст юного пассажира уже приближается к 7 годам, или кроха выглядит старше своих лет, то это вполне вероятно.
Многие мамы и папы в такой ситуации начинают возмущаться (ведь «про льготу и так всем известно»). Они неправы. Уже упоминаемая статья 21 транспортного Устава даёт кондуктору полномочия проверять права пассажиров-льготников. Поэтому он должен убедиться, что малышу ещё не исполнилось семи лет, заглянув в свидетельство о его рождении. Сопровождающему взрослому полагается носить с собой оригинал данного документа (как вариант его ксерокопию или паспорт родителя с отметкой о рождении ребёнка) и при необходимости предъявить его.
Соответственно, если родитель отказывается предъявлять кондуктору свидетельство о рождении ребёнка, то он обязан оплатить своему чаду проезд в 100% объёме.
Стоит затронуть ещё определённые нюансы:
- Некоторые взрослые не совсем понимают формулировку «до семи лет»: необходимо ли начинать оплачивать проезд уже непосредственно в день рождения малыша или это делается только со следующего за ним дня. На самом деле старше семи лет ребёнок становится после своего дня рождения — тогда родители обязаны оплачивать проезд.
-
Отдельные мамы и папы неверно толкуют закон — считают, что бесплатный проезд положен дошкольникам. Однако сегодня многие малыши в 6 лет уже посещают общеобразовательные заведения, однако до 7 лет им можно не покупать билет. И наоборот, некоторые семилетки ещё являются воспитанниками детского сада. Льгота закреплена именно по принципу возраста, но не по факту обучения в школе.
- Многие взрослые считают, что в транспорте ребёнок непременно должен сидеть (ведь он же маленький). Однако законодательно это не прописано. Если мама хочет, чтобы малыш до 7 лет занял отдельное сиденье, то ей придётся просто оплатить его проезд. Если нет — она сажает его на колени, уступает своё место, либо малыш просто стоит. Родитель не вправе требовать от других пассажиров уступить малышу сидение или взять его на колени — это делается исключительно добровольно. Все знают, что в наземном общественном транспорте в передней части салона есть места для детей, инвалидов, пожилых людей и беременных женщин. Однако, возможно, они уже все заняты представителями данных категорий. Если же там сидит обычный человек, то тогда кондуктор может попросить уступить место маме с ребёнком. Причём именно попросить, а не потребовать, поскольку законодательно это нигде не прописано, а относится просто к правилам пользования общественного транспорта.
Дополнительные льготы
Некоторые категории детей имеют право на бесплатные поездки по городу после семилетнего возраста (проезд оплачивается из средств госбюджета):
- Сироты.
- Дети, оставшиеся без попечения родителей.
- Дети-инвалиды.
- Дети из многодетных семей.
- Дети, утратившие кормильца (когда умирает один из родителей, и ребёнок получает пенсию по потере кормильца).
Льгота законна лишь при наличии документа, который подтверждает статус ребёнка. Право не платить за проезд в городском транспорте закрепляется за данными детьми до их совершеннолетия. Если же ребята из первых двух указанных категорий обучаются очно в вузе, то право продлевается до того, как закончится обучение.
Что касается детей-инвалидов, то бесплатно в транспорте может путешествовать не только ребёнок, но и сопровождающий его взрослый.
Правила безопасности ребенка в общественном транспорте
Места для пассажиров с детьми выделены не просто так. Основная задача родителей любого ребенка — обеспечить его безопасность, и только после этого можно задуматься об этикете.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
Давайте посмотрим, в каких случаях дети могут стоять в общественном транспорте:
-
Ребенок может самостоятельно держаться за поручень;
Ребенок хорошо себя чувствует и способен выстоять долгую дорогу;
Вокруг ребенка есть свободное место и его никто не толкает.
И в каких случаях поездка стоя может принести ребенку вред:
-
Если ребенку угрожает опасность быть к кому-либо прижатым. Особенно, если стоящий рядом одет в пальто с ворсинками, которые могут забиться в рот и носовые проходы ребенка и привести к остановке дыхания;
Когда в салоне много народа, и в ребенка могут просто затоптать;
Если водитель резко трогается и тормозит. Такая манера езды может привести к падению ребенка;
Ребенок учится в начальной школе и едет с большим рюкзаком за спиной. Во-первых, он будет мешать стоящим рядом пассажирам. Во-вторых, с рюкзаком достаточно сложно удерживать равновесие, а держать его в одной руке и опираться на поручень другой — непосильная задача для младшеклассника;
Сразу после школы ребенок посещает спортивную секцию, и поездка на общественном транспорте для него — реальная возможность отдохнуть.
Оценивайте ситуацию заранее. Если ребенок в состоянии проехать несколько остановок стоя, нужно выбрать место подальше от дверей, рядом с низким поручнем. Если в салоне много людей, то маленького ребенка лучше не сажать на отдельное место, а взять на руки. Если автобус переполнен, то лучше не лезть в салон с малышом, а дождаться следующего или пройти пару остановок пешком.
В некоторых случаях можно воспользоваться коляской. В современные моделях автобусов и трамваев предусмотрена специальная площадка для детского транспорта, где можно пристегнуть коляску, обеспечив ребенку дополнительную безопасность.
Почему дети в транспорте должны сидеть, а не стоять
Дошкольники и младшие школьники должны занимать сидячие места в общественном транспорте в силу некоторых физиологических особенностей:
- из-за отсутствия чёткой координации движений. Центральная нервная система (ЦНС) в этом возрасте находится в стадии формирования. ЦНС отвечает за многие функции организма, в том числе за координацию движений. В связи с несовершенством ЦНС дошкольники и младшие школьники менее ловкие, чем более старшие люди. При резком торможении общественного транспорта дети могут потерять равновесие и упасть;
-
по причине хрупкого опорно-двигательного аппарата. В связи с этим при падении дети имеют повышенную вероятность переломов, вывихов и других травм;
-
из-за невысокого роста. Если общественный транспорт переполнен и в нём начинается давка, голова ребёнка окажется зажатой между телами взрослых людей. В такой ситуации есть вероятность того, что ребёнок не сможет нормально дышать.
Не всегда является верным требование окружающих к родителю посадить ребёнка на колени и таким образом освободить сидячее место. Одно дело, когда вес ребёнка незначительный, а родитель — довольно крепкий человек. В такой ситуации скорее всего взрослый сумеет удержать на коленях ребёнка при резком торможении транспорта или ДТП. Однако часто можно наблюдать картину, когда хрупкая мама держит на коленях крупного и тяжёлого ребёнка. Такая тактика небезопасна для самого ребёнка, ведь в критической ситуации маме просто может не хватить сил для того, чтобы предотвратить его падение.
В целях обеспечения безопасности перевозки ребёнка кондуктор в общественном транспорте должен следить за тем, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста занимали сидячие, а не стоячие места.
В целях безопасности дошкольники и младшие школьники должны в общественном транспорте сидеть, а не стоять
Что обязан знать ребенок?
Родители не должны забывать: когда-нибудь ребенку придется прибегнуть к услугам общественного транспорта самостоятельно. Его нужно заранее подготовить. Это вовсе не сложно
Все, что необходимо – перестать таскать свое чадо за собой, ни на что, при этом не обращая внимание, ничего не объясняя
Нужно почаще рассказывать ребенку о том, как вести себя при поездке, как правильно заходить в автобус, выходить из него. Объяснять, что в транспорте нельзя толкаться, стоять у входа, обязательно снимать рюкзак, уступать места инвалидам, престарелым людям и некоторые другие несложные для запоминания правила. Лучший способ их усвоения – личный пример.
Как такового установленного законом перечня правил этикета, поведения в общественном транспорте для школьников на транспорте не существует. Поведение пассажиров разных возрастов при передвижении на транспорте устанавливают «Правила проезда в общественном транспорте», правила дорожного движения. Они законодательно описывают права, имеющиеся у пассажиров, обязанности, которые неукоснительно все обязаны соблюдать. Кроме них всегда существовали неписанные правила этикета при поездках.
Главные правила поведения можно объединить в несколько несложных памяток, которые помогут ребенку и родителю освоить основные моменты безопасного и высокоморального поведения школьников в общественном транспорте.
До скольки лет малыш обладает правом бесплатного проезда
Правом бесплатного проезда в городском общественном транспорте по российским законам обладают малыши до семилетнего возраста.
По российскому законодательству дети до 7 лет имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте
Право не покупать крохе до семи лет отдельного билета сопряжено с определёнными нюансами:
- Льгота предоставляется именно ребёнку, а не его маме (папе, бабушке и т. д.). С кем бы малыш ни ехал, его проезд не оплачивается.
- Отдельное место такому малышу не предоставляется. Мама (или другой сопровождающий взрослый) может взять кроху себе на колени. Другой вариант — мама усаживает своё чадо, а сама стоит рядом (она ведь оплатила своё место). Кроме того, ребёнок может просто стоять, держась за поручень.
-
Если родитель провозит двух деток до семилетнего возраста, он также за них не платит (но только если малыши не занимают отдельного места). Карапузов можно опять-таки усадить себе на колени, посадить вдвоём на одно сиденье (в это время мама, оплатившая свой проезд, стоит), или же ребята просто стоят.
- По закону мама может провозить и более двух детей до 7 лет бесплатно. Поскольку усадить их всех на колени или на одно сиденье просто нереально, то кому-то из них придётся стоять, или родителю придётся оплатить ещё одно место, чтобы ребёнок мог сесть.
- Если данное транспортное средство не предусматривает перевозку пассажиров без отдельного места, то маме придётся приобрести своему чаду билет. У взрослого есть право взять с собой двух деток возрастом не старше 12 лет. При этом билет для каждого будет стоить до 50% полной суммы (этот момент оговаривается в части 2 ст. 21 приведённого выше закона). Получается, согласно законодательству, что за третьего малыша придётся оплатить 100% стоимости поездки.
Куда обратиться по вопросу нарушений прав
Бывают непредвиденные случаи, когда водитель никак не реагирует на сообщение о травме и продолжает движение. По закону данное непрофессиональное поведение возможно приравнять к ситуации оставления места ДТП (ч.2 ст.12.27 КоАП РФ): «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) За это предусмотрен арест до 15 суток или же лишение прав на срок 1–1,5 года.
Конечно же, в данном случае не получится вызвать полицию к месту происшествия. Поэтому родителям нужно найти в транспорте сведения о страховой компании (записать их или сфотографировать), фамилию водителя, номер транспортного средства, телефоны и фамилии свидетелей. Следует опять-таки сохранить билет и обратиться в медучреждение, чтобы там у ребёнка зафиксировали травмы.
Далее родители подают заявление в страховую компанию с имеющимися документами за возмещением уже не только ущерба здоровью, но и для получения моральной компенсации.
Ход занятия:
1. Вводная часть. 1. Сюрпризный момент. – Здравствуйте ребята. Сегодня, я шла в детский сад, и увидела почтальона. Он дал мне очень красиво письмо. Давайте откроем и посмотрим, что тут нам прислали. Ой, посмотрите, тут много интересного, картинки и еще письмо.
2. Беседа с детьми.
– Вы хотите узнать, что тут написано? Нам тут прислали очень интересное стихотворение.
– А давайте посмотрим, кто написал это стихотворение (показ портрета) Это поэтесса, которая пишет детям – Агния Барто.
– Давайте вместе скажем Агния Барто. Запомните. Еще тут есть картинка, Девочка Люба.
– Вам она нравится? (ответы детей) Давайте прочитаем про нее.
2. Основная часть. 1. Чтение стихотворения
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Едет Любочка в трамвае,
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь,
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места.
Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
– А теперь вам нравиться девочка Люба?
– А сначала же она вам нравилась, а сейчас почему она вам не нравится?
– Что Люба, делала не правильно? (толкалась, громко разговаривала, билет не брала, бабушку прогнала)
– А вы как Люба поступаете?
– А кто мне скажет, почему нужно билеты покупать? (бензин водителю надо купить, зарплату платить, за то, что он нас водит).
А вот еще какие могут возникнуть ситуации. Предлагаю вам их разобрать.
1. Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?
2. Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?
3. Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?
А какие с вами происходили ситуации в транспорте? (дети рассказывают о своих ситуациях).
2. Физминутка «Что хорошо, что плохо»
– Давайте сейчас поиграем. Я вам говорю, а вы делаете. Если я говорю правильно, вы хлопаете в ладоши и топаете, а если говорю не правильно, вы садитесь.
– Выбрасывает мусор (садятся)
– Громко разговаривает (садятся)
– Оплачивает за проезд (хлопают в ладоши и топают)
– толкается
– тихо разговаривает
– едет, молча
– уступает место
– не оплачивает за билет
– выбрасывает мусор
– не уступает место старшим
– наступает на ноги
– вежливо просит двигаться вперед
– обзывается на людей
3. Беседа по содержанию, формулировка правил поведения в транспорте.
– Что мы читали с вами сегодня?
– Кто автор этого стихотворения, кто запомнил?
– А что мы про Любочку узнали?
– Значит, не одежда красит человека, а поступки человека.
– А Ребята вы, запомнили правила поведения в транспорте? (мнение детей)
– Да, теперь мы знаю,что:
– первым делом надо купить билет.
-нужно всегда уступать место старшим, инвалидам, пассажирам с детьми;
– вести себя надо вежливо и тихо;
– нельзя мусорить в салоне;
– заранее проходить к выходу перед остановкой.
3. Подведение итога
Правила поведения в общественном транспорте
Этикет при входе
Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят:
- пожилые люди,
- дети,
- женщины.
Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения.
Согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
Кому уступать место
По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.
По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это своё согласие. Так что молодым людям, прежде чем занять свободное место в транспорте, надо негромко спросить у рядом стоящих, не хотят ли они присесть. Спрашивать разрешения громко у всего салона некультурно, так же как и предлагать каждому занять свободное место.
Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.
Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: «Пожалуйста, присаживайтесь». Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.
По правилам поведения в общественном транспорте, парни и девушки не должны сидеть в общественном транспорте, если в нём стоят пожилые люди, беременные женщины, дети или инвалиды.
Находясь в общественном транспорте со спутницей, мужчина непременно должен выражать признательность тому, кто уступает ей место.
Как вести себя в транспорте
- Некрасиво рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
- Входя в салон автобуса, автолайна не надо здороваться со всеми людьми, там находящимися. Говорите «Здравствуйте» только тем, с кем хорошо знакомы или очень часто ездите вместе.
- За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя платит. Молодому человеку вовсе не обязательно оплачивать проезд своей спутницы.
- Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда наготове, чтобы не создавать замешательств и не отнимать время у контролёра.
- Чистые сумки и рюкзаки можно ставить на свободные места, если в транспорте нет людей, которые могли бы занять пустующие кресла.
- Когда в транспорте кто-то читает книгу или газету, некрасиво заглядывать в неё.
- Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только вполголоса.
- Недопустимо даже вполголоса разговаривать на личные темы с другом в общественном транспорте.
- Если Вы едете в автобусе, троллейбусе, трамвае со своими детьми, позаботьтесь о том, чтобы они вели себя вежливо: не шумели, не толкали посторонних людей. Лучше заранее рассказать своим чадам о правилах поведения в общественном транспорте.
- Согласно этикету в транспорте нельзя причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей, краситься, наносить лак на ногти, перевозить опасные предметы.
- Даже в переполненном вагоне метро или салоне автобуса старайтесь соблюдать правила хорошего тона: не облокачивайтесь на других пассажиров, не толкайте их при выходе, не наступайте людям на ноги.
Этикет при выходе
По правилам поведения в общественном транспорте, первым из автобуса, троллейбуса и т.д. должен выходить мужчина либо младший по возрасту. Вышедший молодой человек, согласно этикету, должен оказать необходимую помощь при выходе из общественного транспорта всем, кто в ней нуждается: подать руку женщине, ребёнку, помочь вынести сумку старику и т.д.
Этикет в общественном транспорте позволяет подчинённому не помогать при выходе своему руководителю или коллеге, занимающему более высокую должность. Однако об этом послаблении следует забыть в том случае, если начальник – женщина.
К выходу из общественного транспорта полагается готовиться заблаговременно
Соблюдению этого правила этикета следует уделять особое внимание в том случае, если в салоне много людей. Прежде чем обойти того или иного человека, стоящего перед Вами на пути к выходу, по правилам хорошего тона, следует поинтересоваться у него, не собирается ли он тоже выходить на ближайшей остановке
Анастасия, 13.12.2010
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Кто отвечает за травму ребёнка в городском муниципальном транспорте
Не всем известно, что в стоимость поездки в муниципальном транспорте включается в обязательном порядке страховка пассажира: об этом идёт речь в Федеральном законе от 14.06.2012 N 67-ФЗ. И если пассажир в это время травмировался, то он вправе рассчитывать на страховые выплаты.
Порядок действий будет следующий:
- Сообщить водителю о происшедшем. Тот обязан остановить транспорт, вызвать скорую помощь, а также полицию, чтобы оказать первую медицинскую помощь и зафиксировать факт травмы и ДТП (если оно было).
- Водитель предоставляет сведения о страховой компании. Это также можно узнать, обратившись в автобусный, троллейбусный либо трамвайный парк.
- Родители обращаются в страховую компанию, чтобы им возместили ущерб.
Сотрудник полиции зафиксирует факт ДТП, в результате которого произошла травма
Причина каждой травмы тщательно разбирается, ведь ребёнок мог получить её по различным причинам. Иногда виноват водитель, который, например, допустил резкое торможение или раньше времени закрыл дверь, и малыша прищемило. Но порой сами пассажиры не соблюдают правила проезда: например, ребёнок не держится за поручни либо начинает баловаться, ходить по салону.
Между тем в салоне любого транспортного средства обязательно должны быть вывешены правила пользования данным транспортом. Обязанность родителей — донести их до ребёнка, если он ездит в транспорте самостоятельно, или же следить за поведением малыша в салоне, если он путешествует со взрослыми.
В салоне транспортного средства должны быть вывешены правила для пассажиров, да и родители должны объяснять ребёнку, как вести себя в транспорте
Страховая компания потребует такие документы:
- Акт, составленный самим перевозчиков, где зафиксирован сам факт происшествия, его обстоятельства.
- Справка из больницы либо травмпункта.
- Справка ГИБДД о подтверждении факта ДТП и наличии пострадавшего.
- Если было проведено лечение, то нужно сохранить чеки на приобретение лекарственных средств.
Если ребёнок получил травму в метро
Если же ребёнок (равно как и взрослый) получил травму в вагоне метро, то метрополитен, будучи юридическим лицом, отвечает за перевозку пассажиров. Родителям необходимо написать заявление в адрес его руководства. Если же травма случилась на эскалаторе (а он относится к категории опасных объектов), то выплаты уже будет производить страховая компания. Это отражено в Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»/
Поведение детей и родителей
За поведение маленьких детей в транспорте отвечают родители. Они обязаны постоянно объяснять правила действий в общественном транспорте и всё демонстрировать на собственном примере.
Ведь сколько бы ни говорили взрослые детям об этикете, если сами будут поступать иначе в присутствии последних, эффекта ждать не стоит. Малыш обязательно скопирует поведение взрослого (может и не сразу, а в будущих поездках).
Как это можно показать на примере:
- Папа пропустит женщину, а мальчик девочку. Это можно уподобить игре.
- Старший ребёнок, особенно мальчик, пусть зайдёт раньше мамы и подаст ей руку, почувствовав себя маленьким джентльменом.
Ребёнок должен понять, почему нельзя поднимать ноги на сиденье. Не просто сказать, «нельзя», а объяснить, почему не следует этого делать.
Малыши очень хорошо понимают мотивированное объяснение, подкреплённое примерами:
- сиденье будет грязным – другой мальчик испачкает одежду;
- для игры мало места, можно задеть кого-то, причинить боль, неудобства;
- криком можно напугать кого-то, у сидящей рядом бабушки может болеть голова, кто-то устал после работы;
- есть мороженое (сладости) в автобусе неудобно: можно испачкаться, руки грязные (негигиенично), кто-то тоже захотел, а у него нет.
И самим взрослым надлежит вести себя соответственно.
Ситуация: родители стоят, ребёнок сидит. Это вряд ли можно считать приемлемым. Ребёнок уже с трёх лет способен заботиться о маме, тем более школьник. Как вариант, можно сесть вместе.
Надо всегда помнить, что дети любят сказки и верят им. Каждую ситуацию можно превратить в сказочный сюжет. После обыгрывания ситуации с тем, как малыш уступил место старенькому дедушке, беременной женщине, кроме привития нравственных качеств, повышается его самооценка.
Малыш любит ощущать себя взрослым, поступать «как мама», радуется похвале. Постепенно его привычки автоматизируются.