Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами

Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
  • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Показания к проведению исследования у детей

Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:

  • Задержка развития речи: дифференциальный диагноз между дизартрией (нарушение в речевом аппарате) и патологией речевых центров головного мозга.
  • Разные виды эпилепсии, начиная с генерализованной, заканчивая миоклониями в отдельных группах мышц.
  • Тики: для исключения центрального генеза заболевания и нарушений в электрической активности головного мозга.
  • Аутизм, нарушения в поведении ребенка (агрессивность и др.), синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
  • Энурез или ночное недержание мочи.
  • Расстройства сна, в том числе и сомнамбулизм (лунатизм – снохождение): необходимо проведение ЭЭГ во время ночного сна.
  • Травмы головного мозга (сотрясения, ушибы и так далее) – для выявления очагов аномальной биоэлектрической активности.
  • При подозрении на онкопатологию головного мозга ребенка, очаг будет показывать патологические сигналы, при этом он может быть еще не визуализирован на МРТ.
  • Частые головные боли, которым не найдено объяснение.
  • Когнитивные нарушения: плохая память, низкая успеваемость в школе, дефицит внимания, чрезмерная рассеянность и так далее.

Как проводится исследование?

На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются электроды, всего обычно их бывает 19, они крепятся симметрично с двух сторон головы и по центру, может сразу быть одета «шапочка», без необходимости прикреплять каждый электрод отдельно. Также на область груди крепится датчик ЭКГ, часто бывают необходимы дополнительные датчики (миографические). При этом ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозаика, куклы и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.

Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:

  • Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
  • Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
  • Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
  • Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью увеличения информативности исследования.
  • Не рекомендуется кормить ребенка продуктами-энергетиками накануне исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
  • Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.

Как определяют состояние нервной системы крохи после рождения?

Оценка неврологического статуса новорожденного устанавливаться сразу после появления на свет. Многие симптомы поведения малыша могут сразу указать на нарушение в работе нервной системы.

  1. Оценивают мышечный тонус крохи. Малыш со слабым развитием головного мозга будет проявлять слабую активность, однако для недоношенных деток это характерно больше. Мышцы еще слабые, поэтому тонус их снижен.
  2. Рефлексы малыша очень слабые. Пытаясь вызвать движение конечностей мы переутомляем кроху, и инстинкты угасают. Ручки ребенка лежат вдоль тельца, животик плоский и немного свисает по бокам.
  3. Плач малыша очень тихий, больше похож на хныканье, когда дите окрепнет и головной мозг начнет функционировать правильно, голос прорежется и станет громким и звонким.
  4. Незрелость головного мозга будет также проявляться в том, что малыш почти все время будет спать, просыпаясь только на прикосновения и покушать. Иногда даже инстинкт голода не может разбудить ребенка, поэтому мама должна внимательно следить за рационом и регулярностью питания.
  5. Частые вздрагивание, дрожание рук и подбородка также являются признаками незрелости коры головного мозга. Иногда возникает судорожное сокращение стоп. У малышей косят глазки и иногда взгляд не концентрируется на предмете. Такое состояние пройдет ближе к полугоду.

Статус незрелости головного мозга ставят на основе вышеперечисленных симптомов и лишь компьютерная диагностика может дать точную картину здоровья вашего ребенка.

Как расшифровывается и что можно увидеть?

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются через несколько дней. Так как анализируются электрические показатели со всех отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.

На руки родителям выдают заключение, распечатка выбранных врачом фрагментов записи и, в специализированных центрах, диск с записью всего исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.

Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей, у которых даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка.

Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:

  • Альфа ритм (или предшественник альфа ритма у детей до 5-ти лет). Регистрируется в состоянии покоя, при котором ребенок сидит или лежит с закрытыми глазами и ничего не делает.
  • Бета ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют об активном бодрствовании.
  • Тета ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны, по амплитуде несколько превышающие альфа ритм. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, может потребоваться консультация генетика.

Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией и так далее.

Регистрация эпилептиформных паттернов является важной частью исследования. Доброкачественные эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как вариант нормы при отсутствии эпилептических приступов и регресса в развитии ребенка

При множественном появлении разрядов на ЭЭГ необходимо оценивать клинику, возможно будет необходимо проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится с учетом дополнительных методов исследований.

Что это за патология

Энцефалопатия головного мозга у новорожденных – это целый ряд патологических состояний, при которых здоровые ткани мозга заменяются дистрофическими, что ведет к различным нарушениям в работе главного органа нервной системы. Энцефалопатия повреждает нейроны головного мозга как в утробе матери, так и в процессе жизни. Поэтому специалисты разделяют патологию на врожденную (перинатальную) и приобретенную.

Перинатальная энцефалопатия может возникнуть с 28 недели беременности и на протяжении недели после появления малыша (у глубоко недоношенных младенцев в течение 28 дней после рождения). Но впадать в отчаяние не нужно. Своевременно выявленное расстройство и грамотное лечение позволяют купировать все симптомы и полностью избежать осложнений, проявляющихся в будущем.

Не зависимо от вида энцефалопатии и периода, когда она была выявлена, за лечением и состоянием ребенка постоянно наблюдает невролог.

Общие сведения

Школьная незрелость определяется как недостаточная сформированность одного либо нескольких компонентов психологической подготовленности к школе. Ошибочно ассоциировать данное состояние с общим отставанием развития либо интеллектуальной недостаточностью. Психологическая готовность учиться включает в себя определенный уровень развития мыслительных функций, познавательного интереса, способности к произвольной регуляции собственных действий, понимания и принятия позиции школьника. Школьную незрелость называют низкой, недостаточной функциональной готовностью к школе. По различным данным, распространенность феномена среди первоклассников составляет 10-12%.

Школьная незрелость

Укрепляем нервы

Существует целый комплекс способов укрепления. Он представляет собой долгий, но достаточно эффективный процесс, направленный и на успокоение малыша, и на общее улучшение его эмоционального, психического и нервного состояния. И прежде всего старайтесь окружать ребенка спокойными и уравновешенными людьми, готовыми моментально  прийти ему на помощь.

Вызываем положительные эмоции

Первое, с чего следует начать – учиться контролировать и регулировать детские эмоции и его анатомо-физиологическое и нервное состояние. Есть целый ряд упражнений, которые развивают мышцы ребенка и успокаивают его. К примеру, младенцу помогает катание на мяче. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений рядом с малышом находились оба родителя. Именно совместные действия родителей придают их малышу уверенности в своих силах, в дальнейшем лишь положительно скажется на определении его места в обществе.

Расслабляющий массаж

Следующий пункт комплекса – массаж с использованием различных  масел, препятствующих зуду кожи. Сеанс массажа допустимо проводить лишь высококвалифицированным специалистом,хорошо знакомым со способами влияния на анатомо-психологическое состояние и физиологические процессы в организме  человека. Благотворное влияние на детскую психику оказывает тихая и спокойная музыка, в особенности произведения Моцарта. Продолжительность одного подобного сеанса массажа должна составлять около 30 минут.  В зависимости от психического состояния, нервной и сосудистой системой, ребенку назначают в разных случаях от 10 до 15 сеансов массажа. Оценка его  психического состояния  ставится доктором индивидуально.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Причины

Психологическая неготовность к процессу обучения формируется на основе биологических и социальных факторов. Часто физиологически медленное созревание центральной нервной системы сочетается с неблагоприятными условиями среды. К причинам школьной незрелости относятся:

  • Пренатальные и натальные осложнения. Тяжелый токсикоз, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, интоксикации, травмы в период беременности и родов негативно сказываются на последующем развитии ребенка. Минимальная мозговая дисфункция проявляется в кризисный период – при поступлении в школу.
  • Соматические заболевания. Длительные, хронически протекающие и тяжелые острые патологии замедляют процессы психического и физического развития. Соматически ослабленные дети испытывают трудности в усвоении новой информации, хуже адаптируются к изменениям окружающей среды.
  • Педагогическая запущенность. Недостаточная функциональная готовность к обучению может являться результатом неблагоприятных материально-бытовых условий, асоциального образа жизни родителей, гипоопеки, неэффективной педагогической тактики. Отсутствие внешних стимулов к развитию замедляет созревание нервной системы.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный иили прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

Последствия незрелости головного мозга у новорожденных

Основной опасностью незрелости головного мозга является незнание о ней. Если ребенок родился в срок, но врачи поставили диагноз незрелости это не означает ничего страшного

В таком случае важно вовремя принять меры для его устранения. Если ребенок немного не доразвился в утробе это не страшно, это состояние пройдет через месяц контакта с окружающим миром

Более сильное недоразвитие требует врачебного вмешательства и постоянного наблюдения. Основные заболевания, которые возникают в последствии недоразвития коры головного мозга у новорожденных:

  • Эпилепсия – состояние человека, при котором периодически возникают приступы конвульсий, которые бывают разных степеней. Чем больше поражен мозг чет сильнее приступы возникают у ребенка. В случае новорожденных эпилепсия очень опасна, потому как ее невозможно предвидеть и малыш ничего не может сказать. В более зрелом возрасте эпилепсию можно контролировать и подавлять специальными препаратами.
  • ДЦП – детский церебральный паралич – характеризуется нарушением работы отдела головного мозга, который отвечает за функционирования определенной системы. Как правило церебральный паралич поражает именно центральную нервную систему, поэтому появляются нарушения с речью и восприятием информации. Реже нарушение памяти, движения, моторики, а также изложения информации.
  • Нейропатия – нарушение работы головного мозга, которое сопровождается отсутствием мышечного тонуса, нарушением роботы связок и сухожилий, атрофацией мышц, мышечной слабостью и болью.
  • Гидроцефалия – отек головного мозга, который вызван скоплением жидкости в желудочковой системе головного мозга. Причиной этому является недостаточная работа системы сосудов, которые должны эту жидкость выводить через кровь. Заболевание характеризуется увеличением объема головы у младенцев, равномерно или в некоторых ее частях. Вызывает головные боли и косоглазие, повышается возбудимость и нарушается процесс торможения нервных реакций.
  • Общее отставание в развитии по сравнению со сверстниками. Частое недомогание, медленная реакция на раздражители, слабая способность к запоминанию и воспроизведению информации, нарушение эмоциональных реакций.

Недоразвитие головного мозга у новорожденных очень опасный диагноз, который нередко приводит к пожизненным нарушениям работы всего организма. Однако стоит помнить, что именно ранняя диагностика такого состояния дает возможность принять меры в самом начале заболевания. Нередко быстрота реакции на нарушение дает возможность в 90% случаев избавиться от вышеперечисленных последствий. Иногда же состояние здоровья младенца не поправимы.

Чтобы не попасть в подобную ситуации матери в первую очередь важно заботиться о здоровье плода с первых недель беременности. Для этого необходимо ознакомиться с литературой о вынашивание и родах, чтоб не спровоцировать ситуацию, виновником которой может стать именно женщина