Причины аутоагрессии у детей

Этой историей хотелось бы объяснить, что главная причина аутоагрессии у детей — внутрисемейные отношения. Дисгармоничное воспитание все чаще выступает катализатором агрессивного поведения. Дети перенимают модель общения с окружающим миром посредством копирования поведения родителей.

Ежедневные конфликтные ситуации, напряжение и стресс в семье напрямую сказываются на незрелой нервной системе ребенка. При стрессовых или фрустрирующих событиях, когда малыш сталкивается с сильнейшей базовой эмоцией — злостью, — реакция может быть в форме «отзеркаливания» модели поведения, которую он ежедневно наблюдает в семье.

Что чувствует малыш, если мама «загорается» как спичка в ответ на его любую шалость и шлепает: «Удары, шлепки — это норма, когда я делаю что-то не то или у меня что-то не получается».

Что чувствует ребенок, если родители его ругают, стыдят и запрещают злиться: «Я плохой, со мной что-то не так. То, что я испытываю, может отвергнуть моих родителей».

Систематическое повторение подобных ситуаций заставляет ребенка убирать свое «неправильное» поведение наиболее привычным для него способом, скопированным из семьи.

Многие родители возмущаются: «Как же так?! В нашей семье нет физических наказаний в воспитании ребенка, откуда берется аутоагрессия?»

Важно понимать, что причина подобного поведения в большей степени — не жестокость наказаний, а испуг от эмоций и гримас взрослых. Дети, предчувствуя реакцию взрослого, стараются опередить ожидаемый страх и причиняют себе физическую боль

В том случае, если родители бурно реагируют, такое поведение может стать манипулятивным

Ребенок осознает, что с помощью подобных действий получает дополнительное внимание со стороны мамы, чувство жалости и желаемое

Такие манипуляции имеют свойство очень быстро фиксироваться в детско-родительских отношениях. Малыши понимают эффективность аутоагрессии в достижении целей, и поведенческая коррекция становится непростой. Отличительная особенность манипулятивной аутоагрессии — нанесение физической боли себе происходит только в присутствии близких, чтобы наблюдать за их реакцией, и только для достижения какой-либо цели.

Что такое сильная родительская позиция и в чем она проявляется

Елена Ковалева, психолог

Если мы говорим о «кризисе 3-х» лет, то в этот период ребенок постоянно капризничает, потому что переживает множество психологических и физиологических изменений. Такое поведение выматывает и их самих, и родителей. Мамам и папам начинает казаться, что малыш испытывает их терпение и делает все «назло». 

Но на самом деле дети в этот период не умеют смотреть на мир глазами других, а, значит, не могут построить свое поведение «назло» кому-то. Поэтому, реагируя на капризы и истерики детей криками и угрозами, родители лишь усугубляют ситуацию.

Пример

Мама не дает ребенку сладкое, потому что переживает за его зубы или боится аллергической реакции. Но вместо того, чтобы спокойно сказать крохе: «Я понимаю, что тебе очень хочется. Но есть много конфет — вредно. Я не хочу чтобы у тебя болели зубки, поэтому третья конфета будет лишней», она использует какую-то из этих фраз: 

  • «Потому что я так сказала»
  • «Как тебе не стыдно, ты съел уже 4 конфеты»
  • «Еще одна и мы поедем с тобой в больницу!»

Подобное родительское поведение ни к чему хорошему не приведет. Малыш не понимает, почему ему отказывают, еще больше расстраивается и уходит в переживание. Поэтому лучшее, что родители могут дать малышу в такой ситуации — это запрет с подробными объяснениями и комментариями. Аргументируя свое «нет», вы не давите, а договариваетесь. Даже если ребенок заплакал, продолжайте спокойно стоять на своем. Это тоже проявление заботы и сочувствия.

Взрослый должен придерживаться своей позиции, но при этом не воевать. Не обвиняйте ребенка за то, что он хочет, ведь для малыша хотеть то, что он любит — нормально. Но если отказываете, то отказывайте с сильной позиции. 

Главная задача родителей — научиться в зависимости от обстоятельств применять разные стратегии. Родитель, использующий разные стратегии, однозначно лучше родителя, который строго придерживается только одной модели поведения:

  • все всегда разрешаю;
  • все всегда запрещаю.

Ответная реакция на истерику должна быть разной — от запрета до разрешения с соответствующими пояснениями. Эта концепция формирует у детей сензитивность (гибкость мышления) и адаптивность (крайне полезное свойство).

Важно! Уходить от ребенка на улице или закрывать его в комнате, думая, что он покричит и успокоится, нельзя ни в коем случае! Игнорирование — это форма токсичного родительства. Ребенок не успокоится, а будет снова и снова проверять вас.Лучше останьтесь с ним и спокойно проговорите его и свои чувства

Объясните свое решение (почему нельзя или почему мы так не сделаем).

Если вы понимаете, что не справляетесь с этой проблемой самостоятельно, то сходите на консультацию к психологу. Он поможет разобраться, где и что вы делаете не так, и выстроит новую стратегию взаимодействия, которая спасет и вас, и ребенка от дальнейшего истеричного поведения. Помните, что ни один ребенок не хочет специально портить отношения с родителем!

Почему ребенок начинает биться головой об пол в 1,5 −2 года

Причина всего — это рывок в развитии. Детская психология связывает такое поведение с кризисом 3-х лет. Периодом, когда ребенок переживет множество психологических и физиологических изменений:

  1. Меняются пропорции тела.
  2. Приходит осознание своего «Я».
  3. Попытки отстоять свои желания и границы.

Психологически ребенок уже ощущает себя наравне со взрослыми, но это не так, ведь он еще не может:

  • регулировать бушующие эмоции;
  • полноценно изъявлять желания;
  • анализировать ситуацию.

Важно! Кризис 3-х лет не обязательно наступает именно в этом возрасте. Он может настигнуть ребенка и в полтора, и в 2 года, а, может, наоборот, прийти с опозданием — в 4 года

Что делать если ребенок бьется головой?

Вот несколько советов, к которым ты можешь обратиться, чтобы отучить ребенка биться головой:

Уделяй малышу внимание, но не тогда, когда он бьется головой. Убедись, что ты уделяешь своему чаду достаточно внимания, в то время, когда он не практикует удары головой

Однако если он пытается привлечь твое внимание, нанося себе ущерб, постарайся не придавать этому значение. Если же ты не можешь игнорировать подобное поведение ребенка, воздержись от критики и ни в коем случае не наказывай малыша, поскольку он еще слишком мал, чтобы понимать всю ситуацию, а твое негодование может только усугубить ситуацию.

Защити свою кроху от травм. Если она любит раскачиваться в своей кроватке, ударяясь о ее бортики головой, время от времени проверяй все шурупики и винтики, чтобы убедиться в целостности. Воздержись от желания обложить края кроватки подушками, дабы сделать их более мягкими и не травмаопасными, поскольку это может стать причиной СВДС. Если же ты все равно намерена это сделать, убедись что накладки на бортики (подушки, одеяла, покрывала) тонкие, не мягкие и надежно привязаны к перилам, чтобы избежать удушья.

Старайся не паниковать. Твое чадо может получить несколько синяков и набить пару шишек из-за своей привычки, однако он вряд ли сможет удариться с такой силой, что нанесет себе серьезную травму головы. Малыш знает свой порог боли и если превысит его, то на время прекратит «увлекательное» занятие.

Развивай чувство ритма другими способами. Твоему карапузу может нравиться ритм, который он задает, ударяясь головой обо что-то. Поэтому помоги ему найти другое, менее радикальное занятие, способное развивать любовь к ритму. Специалисты рекомендуют попробовать маршировать, барабанить или хлопать в ладоши с ребенком под музыку. Ты также можешь установить в его комнате метроном, чтобы он чувствовал себя комфортно, слыша одинаковый ритм. Кроме того, делать так, чтобы каждый день был насыщенным для карапуза и у него не оставалось энергии на удары головой.

Проводи расслабляющие ритуалы перед сном. Если твой младенец бьется головой, чтобы «расслабиться»после напряженного дня, попробуй каждый вечер проводить расслабляющие ритуалы: теплая ванна, легкий массаж, укачивание на руках, пение колыбельных песен или прослушивание спокойной музыки. Все это поможет младенцу расслабиться и потребность в самоуспокоении исчезнет.

Заключение

15% всех детей обладают привычкой биться головой обо все, что видят — стену, пол, кроватку, диван, стенку, подушку и др. Но описанная привычка безопасна – так дети успокаивают себя перед сном, отвлекаются от боли или проявляют недовольство. Понять, почему ребенок бьется головой, можно с помощью наблюдения. Если малыш не травмируется, осмотр педиатра будет лишним. В 2 года или позже карапуз забудет о привычке биться головой. Ты можешь помочь ему в этом, предложив другие способы утешения – делай ему приятные купания перед сном, укачивай на руках, массажируй все тело и пой колыбельные

Внимание мамы и тактильный контакт творят чудеса!

Релаксационные игры для дошкольников

Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель — снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.

«Муравей». Ребенок и взрослый сидят на ковре.

Взрослый: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженое». Взрослый предлагает игру, объясняя правила: «Ты — мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»

«Улыбка». Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.

Взрослый: «Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Поймай бабочку». Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Холодно — жарко». Взрослый: «Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам — греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…» (Повторить действие несколько раз).

Наказывать или нет?

Несмотря на то что многие народные советчики рекомендуют отшлепать истерящего, Евгений Комаровский выступает против физического наказания. Такой выход – способ разрядки для родителя, но он никак не способствует решению проблем истерик у ребенка. Мало того, карапуз быстро поймет, что ударами можно решать вопросы, чем и начнет пользоваться в повседневной жизни.

Если справиться с раздражением не удается, лучше поставить ребенка в угол на время, которое соответствует возрасту малыша: в 1 год – на 1 минуту, в 2 года – на две минуты и так далее. Наказывать надо сразу, а не по прошествии дня, поскольку после обеда малыш просто забудет о том, что с утра катался по полу в магазине, позоря родительницу и требуя покупки очередной машинки.

Что делать вначале

Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей

Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:

  • Он потерял сознание
  • Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
  • Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
  • Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
  • Рвота
  • Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
  • Сильный плач
  • Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).

Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения

Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место

Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете

Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае

К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача

Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.

Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.

Что происходит?

Когда ребенок катается по полу и стучится головой и всем, чем попало о стены или пол, родители невольно думают, что с ним что-то не так. Но доктор Комаровский успокаивает – это проявление обычной детской истерики.

Психические заболевания, которые сопровождаются такими действиями пациента, редки, и о них не стоит думать, если все время малыш ведет вполне вменяемый образ жизни, он адекватен, но эпизодически с ним случаются такие происшествия.

Причин для того, чтобы закатить родителям истерику, у ребенка обычно бывает много. Это и невозможность в силу возраста рассказать словами о том, что хочется или о том, что беспокоит, и неправильный режим дня, в результате которого кроха заметно утомляется к вечеру и просто не может как-то иначе справиться со своими эмоциональными «качелями», и обычная педагогическая запущенность.

Истерика у годовалого ребенка и малыша младше почти всегда связана с некими нарушениями в его самочувствии, поскольку такие дети еще не умеют. Но уже в полтора-два года такое поведение превращается в отличный инструмент достижения желаемого.

Как поступить?

Евгений Комаровский призывает родителей быть благоразумными и не позволять собой манипулировать.

Если ребенок падает, бьет себя по голове, кусает руки, то взрослым нужно хорошо понимать, что все это делается исключительно для них.

Ею дети перестают пользоваться тогда, когда видят, что ни на одного взрослого члена семьи их выходки не трогают и не интересуют, что результата добиться не получится.

Евгений Комаровский утверждает, что это будет поначалу непросто, но родители должны сохранять ледяное спокойствие.

Если у родителей закралась мысль, что с ребенком что-то все-таки не так, никто не мешает показать его педиатру, неврологу, психологу, психиатру. И если эти специалисты не выявят серьезных психических отклонений и поражений центральной нервной системы, то можно расслабиться и приступить к педагогической ликвидации истерик как таковых.

Истерят все по-разному. Если у родителей есть опасения, что ребенок может повредить себе лицо, голову, конечности, то лучше всего предложить ему подушку, мягкие пуфики. С такими приспособлениями и биться будет сподручнее, и синяков будет меньше.

Если ребенок не только стучится головой, но и задыхается, у него перехватывает дыхание, родители также не должны паниковать. Такое происходит в том случае, если ребенок в плаче резко выдыхает из легких весь резервный объем воздуха.

Что такое сильная родительская позиция и в чем она проявляется

Елена Ковалева, психолог

Если мы говорим о «кризисе 3-х» лет, то в этот период ребенок постоянно капризничает, потому что переживает множество психологических и физиологических изменений. Такое поведение выматывает и их самих, и родителей. Мамам и папам начинает казаться, что малыш испытывает их терпение и делает все «назло».

Но на самом деле дети в этот период не умеют смотреть на мир глазами других, а, значит, не могут построить свое поведение «назло» кому-то. Поэтому, реагируя на капризы и истерики детей криками и угрозами, родители лишь усугубляют ситуацию.

Пример

Мама не дает ребенку сладкое, потому что переживает за его зубы или боится аллергической реакции. Но вместо того, чтобы спокойно сказать крохе: «Я понимаю, что тебе очень хочется. Но есть много конфет — вредно. Я не хочу чтобы у тебя болели зубки, поэтому третья конфета будет лишней», она использует какую-то из этих фраз:

  • «Потому что я так сказала»
  • «Как тебе не стыдно, ты съел уже 4 конфеты»
  • «Еще одна и мы поедем с тобой в больницу!»

Подобное родительское поведение ни к чему хорошему не приведет. Малыш не понимает, почему ему отказывают, еще больше расстраивается и уходит в переживание. Поэтому лучшее, что родители могут дать малышу в такой ситуации — это запрет с подробными объяснениями и комментариями. Аргументируя свое «нет», вы не давите, а договариваетесь. Даже если ребенок заплакал, продолжайте спокойно стоять на своем. Это тоже проявление заботы и сочувствия.

Взрослый должен придерживаться своей позиции, но при этом не воевать. Не обвиняйте ребенка за то, что он хочет, ведь для малыша хотеть то, что он любит — нормально. Но если отказываете, то отказывайте с сильной позиции.

Главная задача родителей — научиться в зависимости от обстоятельств применять разные стратегии. Родитель, использующий разные стратегии, однозначно лучше родителя, который строго придерживается только одной модели поведения:

  • все всегда разрешаю;
  • все всегда запрещаю.

Ответная реакция на истерику должна быть разной — от запрета до разрешения с соответствующими пояснениями. Эта концепция формирует у детей сензитивность (гибкость мышления) и адаптивность (крайне полезное свойство).

Важно! Уходить от ребенка на улице или закрывать его в комнате, думая, что он покричит и успокоится, нельзя ни в коем случае! Игнорирование — это форма токсичного родительства. Ребенок не успокоится, а будет снова и снова проверять вас

Лучше останьтесь с ним и спокойно проговорите его и свои чувства. Объясните свое решение (почему нельзя или почему мы так не сделаем).

Если вы понимаете, что не справляетесь с этой проблемой самостоятельно, то сходите на консультацию к психологу. Он поможет разобраться, где и что вы делаете не так, и выстроит новую стратегию взаимодействия, которая спасет и вас, и ребенка от дальнейшего истеричного поведения. Помните, что ни один ребенок не хочет специально портить отношения с родителем!

Способы коррекции аутоагрессии

Один из эффективных методов — ежедневная работа над развитием эмоционального интеллекта ребенка, знакомство с базовыми эмоциями. Родители должны понимать, что эмоции не могут быть «плохими» или «хорошими». Финальный результат заключается не в запрете или избегании отрицательных чувств, а в обучении их правильному выражению.

Перед вами краткий алгоритм поведения родителя, столкнувшегося с детской аутоагрессией.

1. Расположитесь на уровне глаз ребенка, обозначьте его состояние и причину. Спокойно, без интонации проговорите все то, что ребенок чувствует в данный момент: «Ты злишься, потому что я не разрешила долго гулять».

Так вы позволяете малышу познакомиться со своими эмоциями, ведь он находится в том возрасте, когда еще не различает всю ту гамму чувств, которую испытывает. Родитель в данной ситуации берет на себя роль зеркала, словесно отражая поступок.

Один из ключевых моментов — это ваше расположение по отношению к ребенку. В случае если мама говорит это с высоты своего роста или вовсе отвернувшись, метод будет неэффективным.

2

Важно поддержать ребенка и принять его чувства: «Да, я понимаю, как тебе сейчас обидно и хочется еще погулять»

Такой способ поддержки и принятия чувств дает ребенку понять, что родители его «слышат» и находятся не по ту сторону баррикад. Многим взрослым кажется, что это делать бессмысленно, что такие фразы очень неестественны. Кому-то в принципе сложно перестроиться на новую манеру общения.

Возможно, для вас будет сюрпризом, но проговаривание и принятие чувств ребенка обоюдно полезно для гармоничного союза детско-родительских отношений. Родители, ежедневно прорабатывая чувства ребенка, начинают лучше понимать малыша, уходят от неэффективных моделей воспитания: крик, агрессия, физическое наказание. В итоге находят компромисс.

3. Родитель предлагает альтернативу выражения этих чувств: «Если ты злишься, топни ногой; сомни бумагу и т.д.»

Проживание чувств — один из эффективных способов в развитии эмоционального интеллекта. Маленьким детям лучше всего проживать негативные эмоции через действия: что-то порвать, смять, топнуть, бросить.

После совершения действия родителю следует спокойно это прокомментировать. Ребенок должен осознать, что такие эмоции, как злость, гнев, ярость, — это нормально. С возрастом, когда центральная нервная система дозревает, ему будет достаточно выражения не физическим способом, а вербальным, например: «я возмущен», «я в ярости», «мне плохо», «мне это не нравится».

4. Далее родитель предлагает конкретное действие для разрешения сложившейся ситуации: «Мы обязательно еще выйдем погулять после обеда и возьмем с собой самокат».

Такое объяснение позволяет предотвратить у ребенка ощущение безысходности в ситуации с отказом и легче найти компромисс.

Поначалу малыш может оказывать сопротивление непривычной тактике родителя. Новые правила у многих сначала вызывают протестное поведение, но со временем привычка формируется и аутоагрессия уходит.

Также в коррекции может использоваться сказкотерапия — весьма результативный и действенный инструмент для проработки травмирующего эпизода через сюжет любимой сказки.

В первую очередь нужно четко выделить проблему. В данном случае это агрессия, направленная на самого себя. Далее стоит подобрать подходящую сказку, сюжет можно придумать самостоятельно. В таких историях важен главный герой, который встречается с такой же проблемой, как и ребенок. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них.

Контекст истории может быть совсем не похожим на реальную жизнь, поскольку в сказке уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

К работающим методам коррекции аутоагрессии дополнительно можно отнести психотерапевтические занятия, включающие игровую, песочную и арт-терапию, релаксационные игры.

Сначала нельзя, а потом можно: в каких случаях родители могут поменять решение и не выйдет ли это боком

Родители могут менять свое решение в процессе. Ничего страшного в этом нет, ведь взрослые иногда перестраховываются и запрещают на всякий случай. Однако переиграть ситуацию никогда не поздно, но делать это нужно правильно. 

Пример

4-летняя дочка хотела надеть на прогулку нарядное платье, но вы не разрешили, потому что не хотите, чтобы она его испачкала. Девочка пыталась договориться с вами, обещала быть аккуратной, но вы остались непреклонной. В итоге она расстроилась и расплакалась. После вы поняли, что ничего ужасного в прогулке в красивом платье нет и передумали. Даже если замарает, то постираете. Делов-то! 


Елена Ковалева, психолог

Разрешая ей осуществить свою маленькую мечту, обязательно объясните, почему поменяли решение. Например, так: «Хорошо, если ты так сильно расстроена, то я разрешу тебе сегодня пойти гулять в твоем нарядном платье

Я не понимала, что это важно для тебя. А теперь ты мне объяснила, и я меняю свое решение. 

Важно! Если ребенок объясняет, пытается договориться, то надо услышать его, и показать пример того, как можно уступать. Это очень важно. . В нашем примере мама передумала и согласилась

Но с ее стороны это было не потакание капризам. Это было согласие с той самой сильной родительской позиции. Авторитет мамы не пострадал, а закрепился. 

В нашем примере мама передумала и согласилась. Но с ее стороны это было не потакание капризам. Это было согласие с той самой сильной родительской позиции. Авторитет мамы не пострадал, а закрепился. 

Важно! Из сильной позиции можно запрещать, разрешать и менять решение. Но все это нужно делать уверенно, не грубо и всегда аргументированно

Так, чтобы ребенок считывал в ваших словах заботу и любовь к себе. Даже если вы ему отказываете. 

Взрослый человек должен быть адаптивным и действовать в зависимости от сложившихся обстоятельств. Не думайте о том, что вы избалуете малыша, если передумаете в его пользу. Но всегда объясняйте свои действия. У ребенка должно быть много моделей поведения и он должен понимать их мотивы. Это поможет ему в жизни.

Оказание первой помощи при обработке ран у детей

Оказание первой помощи в случае получения ребенком раны имеет свои особенности. Так как нарушение целостности кожных покровов сопровождается кровопотерей, ребенок может впасть в панику или шок при виде крови

Поэтому важно как можно скорее успокоить малыша, отвлечь его внимание и оказать ему первую доврачебную помощь. При этом следите за собой, действуйте четко и слаженно: увидев ваше чрезмерное беспокойство, слезы и беспомощность, ребенок может впасть в панику

Если ранка небольшая, неглубокая и ее появление сопровождается небольшой кровопотерей, нужно извлечь из нее посторонние предметы (если таковые имеются) и промыть. Для очищения можно использовать чистую теплую воду или слабый мыльный раствор. После того, как место повреждения будет очищено, следует продезинфицировать его. Для этого подойдет перекись водорода, хлоргексидина биглюконата. Если вы используете йод, обработайте им исключительно близлежащие участки кожи и следите за тем, чтобы он не попал в саму полость раны. В конце наложите на поврежденное место стерильную повязку. При небольших травмах, не сопровождающихся обильным кровотечением, можно обойтись без повязки.

Если рана у ребенка имеет большую площадь и глубину, следует как можно скорее вызвать скорую помощь и доставить маленького пациента в ближайшее медицинское учреждение. До приезда бригады скорой помощи постарайтесь успокоить малыша и окажите ему первую доврачебную помощь. Если из раны льется много крови, наложите на поврежденный участок давящую повязку

Обратите внимание: повязка должна быть давящей настолько, чтобы при этом не было нарушено кровообращение. Поэтому если кровь продолжает сочиться сквозь бинт, не стоит затягивать его еще сильнее

Просто наложите дополнительный слой бинта или марли. Если была повреждена артерия, и кровь бьет фонтаном, необходимо наложить жгут чуть выше раны, подложив под него ткань с запиской о времени наложения.

Лечение ран и ссадин

В первую очередь необходимо обеззаразить полученную рану. Это сделать надо до лечения. Иначе в рану и ткани может попасть инфекция, которая вызывает воспалительные процессы.

При порезах, ранах и ссадинах действуют по следующему алгоритму:

  1. Промывание – рану промывают под проточной водой, желательно с хозяйственным мылом. Можно растворить в бутылке с водой мыло и промыть раствором рану. Таким образом, смывается грязь, песок, а также останавливается кровотечение, если оно небольшое.

НЕЛЬЗЯ: не используйте воду из открытых водоемов (река, озеро, пруд), так как в них живут микроорганизмы, способные вызвать заражение и инфицирование.

Если вы получили рану на природе, и под рукой нет чистой воды, то промывать рану нужно любым антисептиком на водной основе – перекись водорода, хлоргексидин, мирамистин, раствор марганцовки или фурацилина. Все или любое из этих средств необходимо всегда держать в своей аптечке.

  1. Удаление посторонних включений и предметов. На данном этапе удаляются инородные тела из раны. Делается это при помощи пинцета, очень аккуратно.

НЕЛЬЗЯ: расширять рану, копаться в ней и т.д. Лучше обратиться за помощью к специалистам.

  1. Остановка кровотечения – если кровь после промывания раны не остановилась, то необходимо прижать рану салфеткой или ватным тампоном, которые предварительно нужно смочить в перекиси водорода. В тех случаях, когда рана глубокая, сопровождающаяся сильным кровотечением, то перекись не поможет. В таких случаях нужно наложить на рану чистую салфетку и отправиться в травмпункт.
  2. Обработка раны – для обработки можно использовать любой антисептик. Желательно, чтобы он был на водной основе.

НЕЛЬЗЯ: поливать раны и ссадины спиртовыми растворами (йод, зеленка, водка и т.п.), так как они могут привести не к лечению, а к ожогам. Такими растворами можно лишь смазывать ткани, окружающие рану.

  1. Заживляющие мази – эти составы необходимо использовать, чтобы раны быстрее заживали. Это могут быть спреи, гели, мази, желе. Например, солкосерил, пантенол, аргосульфан, эплан и т.д. После того как рана обработана, ее протирают сухой чистой салфеткой и наносят мазь.

НЕЛЬЗЯ: использовать на свежих ранах бактерицидные порошки, потому что они препятствуют процессу стягивания краев.

  1. Наложение повязки – если повреждение небольшое, то повязка не требуется. Если небольшие повреждения оставить открытыми, то они заживают намного быстрее. К тому же салфетки и бинты прилипают к коркам, а при снятии повязки корки срываются вместе с бинтами и это не только сопровождается болью, но и нарушает заживляемость раны. При больших ранах без повязок не обойтись. Это нужно для защиты и нанесения заживляющих средств, но к повязкам прибегают после того, как будет сформирована и подсохнет корочка. На глубокие раны повязка накладывается так, чтобы края раны были максимально стянуты.

Возможные травмы

Несколько возможных травм могут возникнуть в результате падения, в том числе:

Сотрясение

Врач должен оценить травмы головы при сотрясении мозга.

Сотрясение представляет собой тип травмы головы, что обычно происходит, когда удар по голове заставляет мозг получать толчок внутри черепа. Трудно обнаружить сотрясение мозга у малыша, потому что они не могут описать свои симптомы.

Признаки сотрясения мозга у младенца включают:

  • потеря сознания
  • безутешный плач
  • рвота
  • избыточная сонливость
  • длительные периоды тишины
  • отказ от еды
  • временная потеря недавно приобретенных навыков
  • раздражительность

Повреждения мягких тканей.

Скальп — это кожа, покрывающая голову, и она содержит много мелких кровеносных сосудов. Даже незначительный разрез или травма могут обильно кровоточить, поэтому повреждение может выглядеть более серьезным, чем есть.

Иногда, внутренняя гематома под скальпом может привести к отеку на голове ребенка, что может длиться несколько дней.

Перелом черепа

Череп — это кость, которая окружает мозг. Возможен перелом черепа, при падении с высокого места.

Младенцы с переломом черепа могут иметь:

  • вдавленная область на голове
  • прозрачная жидкость, вытекающая из глаз или ушей
  • синяки вокруг глаз или ушей

Немедленно отведите ребенка в отделение скорой помощи, если у него есть какие-либо из этих признаков.

Мозг — это тонкая структура, которая содержит много кровеносных сосудов, нервов и других внутренних тканей. Падение может повредить эти структуры, иногда сильно.

У родителей мощная интуиция

Если что-то кажется неправильным с ребенком, важно понять это, чтобы обратиться к врачу. Всегда лучше быть в безопасности и следить за тем, чтобы не было серьезных травм

Почему ребенок начинает биться головой об пол в истерике после 3-х лет

1

С целью привлечь вниманиеВ 6 лет ребенок может катается по полу и рыдать взахлеб с целью получить то, что в дефиците: внимание, понимание, поддержку, любовь. В этом возрасте ребенок понимает, что только так он может привлечь внимание родителей и получить хоть что-то от любимых людей

Но чаще всего это «что-то» выражается не в любви и поддержке, а в раздражении, злости, агрессии и подавлении. Однако для дошкольника даже такая реакция лучше, чем ничего. 

2. Неосознанно наказывает себяТакие истерики направлены на себя. Ребенок может биться головой об стену и пол, потому что считает себя виноватым. И речь не о сломанной игрушке. Малыш может думать, что родители уделяют ему мало внимания и не разрешают что-либо, потому что он плохой. Отсюда — агрессия на себя и желание сделать больно. Вот лишь несколько вариантов мыслей, которые могут его одолевать: 

  • Я делаю себе больно, потому что я решил что мне нужно себя наказать«.
  • Раз мои родители так ведут себя по отношению ко мне, значит, я плохой. Я виноват в том, что не могу получить любовь и принятие. 
  • Я сделал себе больно, значит, я понес наказание, и теперь мне дадут то, что полагается хорошим детям.

3. Истерика-манипуляцияРебенок после 3-х лет может продолжать истерить подобным образом, потому что такое поведение безотказно действует на родителей. Например, мама или папа пугаются при виде, как их ребенок бьется в истерике об пол, и сразу выдают ему желаемое.


Елена Ковалева, психолог

Появление такой истерики — 100% ошибка родителей, готовых на все лишь бы ребенок так не делал. Если вы уступаете ребенку, то это нужно делать с объяснением. Если нет, о истерика будет повторяется из раза в раз, потому что родитель ведет себя как слабый, неуверенный в себе человек. Он действует из позиции: «Я сделаю все, только успокойся». Придерживаться такого принципа вредно, ведь вы закрепляете одну модель поведения в конфликте.

Когда ребенок видит, что взрослый идет ему на уступки в подобных ситуациях, то их связь и привязанность оказывается под угрозой. Каждая истерика — это неуемное желание дошкольника получить ответы на следующие вопросы: 

  • Правда ли, что ты легко проваливаешься в беспомощность и бессилие?
  • Правда ли, что когда я заявляю свою позицию, ты готов меня побить, лишь бы я прекратил это делать?
  • Правда ли, что я теперь не могу на тебя рассчитывать?
  • Правда ли, что ты дашь меня что угодно, лишь бы я не пугал тебя? 

Если родитель продолжит идти на поводу у ребенка, то такие истерики будут продолжаться и в 5 лет, и далее. Делать все, чтобы только ваше чадо успокоилось — это неверная стратегия поведения. Так вы лишь поощряете использование этой модель поведения.

Реакция родителя на истерику, какой бы страшной она не выглядела, должна быть внешне спокойной, но не безучастной. Придерживайтесь тактики: «Я сопереживаю тебе, но я не боюсь тебя».