Чёрный цвет

Выбор черного может быть тревожным сигнальчиком, а может и не быть. По одному этому критерию судить нельзя. Да, черный цвет это тревожность, депрессивность, тяжесть… Но если у вас в доме все в порядке, вы не кричите и не бьете ребенка, он не был свидетелем какой-то трагедии, не был напуган, он контактен и жизнерадостен и не более плаксив, чем любой ребенок – тогда просто понаблюдайте за ним и не устраивайте из этого его предпочтения трагедии.

Разумеется, нельзя трактовать любой рисунок ребёнка только с этой точки зрения. Чтобы говорить о психологических характеристиках цветов, необходимо учитывать несколько факторов: во-первых, цвет должен быть доминирующим и использоваться наиболее часто. Во-вторых, у ребёнка обязательно должен быть большой выбор цветов: например, если при наличии палитры из 30 цветов ребёнок рисует только красным цветом, то это может свидетельствовать об агрессии, только синим – о тревоге, только чёрным – о депрессии. В этом случае можно показать ребёнка психологу-специалисту, чтобы тот помог разобраться в сложившейся ситуации.

Наиболее значимые фигуры на рисунке всегда выделены большим количеством ярких цветов, а откровенно не принимаемые ребёнком фигуры – черным или тёмно-коричневым.

Цвета говорят очень много о внутреннем мире ребёнка, но есть и некоторые подводные камни. Например, дети часто рисуют то, что видят вокруг себя. И если вы заметили, что на каждом рисунке ребёнок изображает вас, используя чёрные цвета, не спешите бить тревогу. Подумайте: может, чаще всего вы носите одежду чёрного цвета? Также необходимо учитывать социокультурные факторы: рисунки городских детей сильно отличаются от рисунков деревенских малышей. Различается и цветовосприятие в зависимости от страны проживания ребёнка. Поэтому лучше всего интерпретировать не одну картинку, а комплекс. И, желательно, с объяснением ребёнка – почему он нарисовал именно так, а не иначе. Тогда будет меньше шансов совершить ошибку, пытаясь найти проблему там, где её нет.

Психологи, эксперты портала «Я-родитель» с удовольствием помогут «расшифровать» рисунки вашего ребенка. Для этого необходимо предложить сыну или дочке выполнить задания, размещенные на портале, прикрепить полученные рисунки к письму и отправить их нашему специалисту.

Екатерина Сафонова

Ваша семья

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.
Пройти тест

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.

  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета.

    Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три – различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой.

В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 4–5 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 8–14 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Почему ребенку нравится рисовать черной краской психология цвета в детских рисунках

Редкий выбор. В коробке с карандашами есть карандаш белого цвета, но вряд ли ребёнок им часто пользуется. Выбор белого цвета свидетельствует об открытости ребёнка, его энергичности, готовности сотрудничать.

А ещё белый цвет может появляться в период каких-либо изменений. Причём это могут быть и такие изменения как смена места жительства, школы, так и такое изменение как взросление ребёнка.

Вот почему такой цвет часто нравится подросткам.

Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.

Синий

Если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости вашего чада, любви к порядку и покою.

Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. Могут долго «въезжать» в дело, но потом делают всё обстоятельно, не спеша. Любят полежать на диване. Ценят общение, друзей может быть немного, но зато самые верные.

Порой дружба, завязавшаяся в детстве, продолжается и в более зрелом возрасте. Если «синий» ребёнок и вступает в конфликт, то потом он будет стараться его разрешить. И товарищу поможет с другом помириться.

Любят порядок, аккуратны.

Коричневый

Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.

Коричневый цвет часто выбирается детьми, находящимися в каких-либо кризисных ситуациях, которые могут затрагивать как его самого, так и семью в целом.

Это может быть и болезнь ребёнка, и «болезнь» семьи, в которой ребёнку некомфортно. Часто этот цвет выбирается детьми в ситуации развода родителей или даже потери кого-то из близких.

Цвет усталости, сигнализирующий о необходимости снять стрессовое состояние.

Розовый

Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости, свойственным ребенку. 

Красный

Поклонники красной гаммы – энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию.

Сама нежность, романтика, мечтательность, любовь. Дети, предпочитающие розовый цвет, склонны к непостоянству как в своих увлечениях, так и в отношениях с другими людьми. Наивны в жизни, наивны в своих мечтаниях

Не любят слушать нравоучения, поэтому «внушать» такому малышу что-то важное лучше через игру

Когда рисование чёрным цветом — опасное явление

Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.

сочетания цветов в детском рисунке

Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.

Подготовила Катерина Василенкова  

Некоторые психологи считают, что при диагностике состояния ребёнка следует учитывать не только преобладание какого-то определённого цвета в рисовании, но и цветовой палитры. Все «грязные» тёмные цвета и их оттенки относятся к «рептильной» палитре. Ребёнок может предпочитать использовать такие цвета при рисовании по следующим причинам:

  • если родители его постоянно одевают в одежду такой окраски;
  • если он ощущает психологический или физический дискомфорт;
  • если он часто болеет.

Доказано, что не только психологическое или физическое состояние человека влияет на его выбор той или иной цветовой палитры. Существует также и обратная связь; когда человек начинает использовать в творчестве, гардеробе, интерьере радостные цвета, его самочувствие улучшается.

Мнение психолога

Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов

Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует

Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!

Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:

Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».

Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.

Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.

Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.

Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом:

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник

Значение зеленого цвета в психологии

Зеленый цвет и его оттенки имеют натуральную природу. В него окрашены деревья, трава, цветы и т.д. Он получается путем смешивания синего и желтого. Для создания разных тонов меняют концентрацию одного или другого компонента.

В цветовой гамме есть много оттенков зеленого. Чаще всего встречаются:

  • бирюза;
  • темно-зеленый;
  • светло-салатовый;
  • оливковый;
  • аквамарин.

Каждый из них имеет свое значение.

Темно-зеленый цвет в психологии означает пассивность, отсутствие движения. Человек не спешит жить. Он наслаждается каждым моментом, отдыхает. Этот оттенок побуждает заглянуть в свой внутренний мир, проанализировать эмоции, ощущения и чувства, задуматься.
Сине-зеленый по-другому называется цветом морской волны, бирюзовым. Это холодный тон, который обозначает ветер, небо, прохладу

Он бодрит, что особенно важно при депрессиях и стрессах, мотивирует к действию, помогает восстановить силы.
Желто-зеленый считается самым светлым в этой цветовой гамме. Этот оттенок зеленого цвета в психологии обозначает любовь к переменам, отказ от шаблонов и стереотипов, свободу

Это открытость в общении, дружелюбное отношение к окружающим, удовлетворение, спокойствие. Психологи рекомендуют использовать этот тон для медитации. Он помогает навести порядок в мыслях и чувствах.
Оливковый (коричнево-зеленый). Несет негативную энергию. Говорит о том, что человек морально истощен. На тех, кто обладает повышенной чувствительностью, оказывает благотворное влияние, забирая излишки эмоций и негатива.

Трактовка того или иного оттенка зависит от его интенсивности.

Для женщины

Зеленый цвет в психологии женщины считается привлекательным. Если это любимый спектр у представительницы прекрасного пола, можно говорить о том, что она гордая и принципиальная. Она всегда будет до конца отстаивать свое мнение и точку зрения, не потерпит любое проявление несправедливости. Такие люди осознают свою значимость, умеют управлять эмоциями других людей.

Женщины, которым нравится зеленый, стремятся к карьерному росту. Они требовательны к другим людям, в частности, к мужчинам. Выбирая спутника жизни, они проверяют его соответствие ряду установленных требований.

Мужчины должны понимать, что такие женщины очень независимы, непокорны. «Приручить» их крайне сложно.

Для мужчины

Сложно сказать однозначно, как зеленый спектр влияет на мужчину. Есть несколько вариантов:

  1. Любители изумрудного и салатового оттенка обычно уравновешенны, уверены в себе, невозмутимы.
  2. Зеленоватые тона говорят о добродушии, позитиве, готовности в любую минуту прийти на помощь. Такие мужчины радуются каждой мелочи, улыбаются, несмотря ни на какие трудности.

Что еще означает зеленый цвет в мужской психологии? Умение и желание заботиться о других. Такие парни станут хорошими мужьями и отцами. Они готовы на все, чтобы обеспечить семье комфорт.

Для ребенка

В детской психологии зеленый цвет значит подвижность, активность, динамичность. Любящие его дети открыты миру, никогда не поступают подло, не плетут интриги. Они смотрят на все происходящее вокруг с долей юмора, с оптимизмом.

Но есть у этого спектра и отрицательные свойства. У детей слабая нервная система. Их легко выбить из равновесия, заставить нервничать.

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники

Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально

Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку

Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик — с бородой и усами — это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами

Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!». Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка

Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех

Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника

Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно — если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха

Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек.

Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных

Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе

Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения:

большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы.

Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4 лет) это скорее частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях

У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии

Значение рисунков: о чем говорят предметы, которые мы нарисовали?

Рисунок расскажет и о характере человека, и о его ценностях в жизни. Взрослые рисунки можно найти где угодно, в старой документации, на листочках, на газетных полях, в журналах. Все это указывает на то, что человек старается заполнить все свободное пространство.

  • Изображение находится в самом верху листа бумаги – значение рисунка говорит о большой самооценке, а также способности добиваться поставленных целей. Цель жизни – добиться успеха и реализовать себя. У таких людей присущ дух и стремление добиваться во всем первого места. Они любят азарт и нередко занимают лидерские позиции.
  • Изображение внизу листа – рассказывает, что индивид страдает низкой самооценкой, он не может двигаться дальше и не хочет этого.
  • Изображение слева — указывает на консервативную и ностальгическую личность. Все его мысли заняты прошлым.

    Расположение на листе

  • Рисунок справа указывает, что все желания человека направлены в будущее. Он знает, что впереди его ждут перемены к лучшему. Но именно этот анализ относиться к нашей специфике письма. Для других культур, которые пишет справа налево, расшифровка будет иная.
  • Рисунок расположен или с одной, или с другой стороны говорит, что человек недоволен своей жизнью.
  • Значение рисунка в центральной части листа указывает на гармонию существования прошлого и будущего человека.

Рисунок на бумаге в полной мере расскажет, что чувствует человек:

  • Люди и животные – показывают, что человеку необходимо общение. В жизни у него есть проблема, для решения которой нужна помощь.

    Требуется общение

  • Пустые пейзажи – проблемы в общении с другими и неумение понимать и вникать в переживания других людей.
  • Рисование много раз подряд тех же предметов – указывает на эмоциональную закрытость, эти люди боятся делиться своими переживаниями, и поэтому все эмоции держат в себе.
  • Сюжетные рисунки, которые наполнены животными в движении – указывают на активную натуру, которая не стоит на месте, а постоянно идет вперед.

Какое значение имеет любимый цвет?

Не только психологи придают значение тому, какой у человека любимый цвет. К примеру, существуют специалисты, которые убеждены, что лечение цветом (цветотерапия, хромотерапия) – наиболее эффективно и не имеет противопоказаний.

Рассматривая детские рисунки, многие родители задаются вопросом, стоит ли тревожиться, если ребенок разукрашивает объекты одним цветом? Узнаем, что по этому поводу думают специалисты:

  • По мнению большинства психологов, если ребенок выбирает розовый, желтый, синий, голубой, либо у него любимые все оттенки зеленого – тревожиться не о чем.
  • Красный может говорить о скрытой агрессии малыша, которую он выплескивает на бумагу. Быть может, ребенка кто-то обижает в детском саду, или ему приходится расти в жестких спартанских условиях, не имея возможности высказать свое мнение. Также красный – цвет целеустремленности, эгоизма, его любят лидеры.
  • Коричневый редко становится фаворитом юных художников. Он обычно означает дискомфорт, неприятие окружающего мира. Специалисты считают, что с помощью этого оттенка ребенок хочет отгородиться от общества. Такие дети часто не имеют друзей, бывают замкнуты и всегда серьезны.
  • Черный обычно используется для обрисовки контура предмета, либо для передачи цвета земли, на которой малыш рисует растения и животных. Подобное использование этого цвета вполне оправдано и говорит лишь о том, что малыш стремится к идеальному результату, а также любит, чтобы в его жизни все было четко распланировано. Черный преобладает, он насыщенный и занимает большую часть листа? У малыша возможны определенные психологические проблемы. Быть может, он перенес сильный стресс, либо продолжает находиться в сложных условиях.

Особенности детской цветотерапии

Малыши более чутко реагируют на изменение окружающих их цветов. Определенная цветовая гамма может оказывать влияние на поведение и настроение ребенка, быть регулятором сна и аппетита, и вносить коррективы в общее его состояние. Одни цвета помогают успокоить ребенка и делают его более покладистым, а другие возбуждают и могут даже испугать. В прошлом люди считали, что новорожденные дети воспринимают мир в черно-белом цвете. Однако последние исследования офтальмологов развенчали это заблуждение, и доказали, что младенец может различать цвета. При этом его взгляд концентрируется избирательно и выделяет цвета постепенно.

Различное воздействие фотонов цвета на области головного мозга положено в основу детской терапии. Эта методика позволяет скорректировать психоэмоциональное состояние малыша, и снять апатию, раздражительность, гиперактивность и агрессивность.

Приблизительно в возрасте одного года малыш пробует различать цвета и опознает их тона. В ходе исследований ученые определили, что для годовалых детей более предпочтительна желто-зеленая гамма, поэтому желательно, чтобы они были окружены однотонными предметами, в которых отсутствуют яркие краски. При достижении ребенком возраста 2-3 лет допускается присутствие в игрушках и одежде разных цветов, но не более четырех. К шести годам жизни дети предпочитают окружать себя яркими красками.

Тревожные звоночки

Давайте обратим внимание на то, что больше всего ребёнок любит рисовать. Эти, иногда пропущенные, детали могут стать тревожными звоночками имеющихся проблем

Итак,

  • если на всех изображениях у людей почему-то большущие глаза, это не символ удивления, это больше указывает на скрытые детские страхи;
  • если у нарисованных животных часто есть клыки и когти, стоит задуматься, что внутри сидит подавленная взрослыми агрессия, которая может не вовремя вырваться наружу;
  • если все домочадцы рисуются на альбомном листе в одной стороне, а сам ребёнок предпочитает «жить» в другой, задумайтесь: вы теряете к себе детское доверие;
  • если на детских рисунках чаще фантастические эльфы и неземные жители, не стоит умиляться, это повод поискать причины дискомфорта существования ребёнка в реальном мире, ему проще «с розовыми очками» да в сказках;
  • если ребёнок «забывает» нарисовать себе рот или уши, у него, возможно, есть трудности с общением, а вот отсутствие рта у кого-то из близких – это скрытое желание маленького художника не слышать этого человека (возможно, он  ребёнка часто ругает).

Вообще, должно насторожить отсутствие любой части, которая есть на рисунке у всех остальных.

Самым тревожным звоночком, который никак нельзя пропускать мимо родительских глаз, психология считает отсутствие самого юного художника в собственном рисунке семьи. Такая картинка – предвестник того, что ребёнку не нашлось достойного места дома среди вас.

Все эти приёмчики, позволяющие раскрыть тайну детского рисунка, тогда правильно используются, когда:

  1. дано максимальное количество цветов на выбор;
  2. предоставлен бумажный лист большого размера;
  3. карандаши дают возможность  проанализировать нажим;
  4. художник рисует свой мир так, как его видит он, без назойливых подсказок взрослых.

Пользуйтесь расшифровкой детского рисунка как лакмусовой бумажкой, и не забывайте решать детские проблемы сразу по мере их появления, а не спустя, когда бывает поздновато. Ну что, пойдёмте, порисуем!

Не забудьте добавиться в нашу группу «ВКонтакте» и подписаться на новости блога, чтобы точно не пропустить ничего важного и интересного!

Удачи Вам!

Ваша «ШколаЛа»)