Советы родителям

Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:

Основой всего будут работа по этим трём направлениям:

1. Повышение самооценки:

Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.

Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.

Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.

Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников

Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.

Практикуйте разговоры по душам
Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует
Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.

Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка

Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: “Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо”

2. Обучение ребёнка методам совладания:

  • Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.

  • Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6

  • Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.

  • Научите его дыхательным методикам и осознанности

3. Снятие мышечного напряжения:

  • Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,

  • Делайте ребёнку массаж перед сном – это к тому же укрепит ваши отношения

  • Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает

  • Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь – детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Как научить ребёнка справляться с тревогой

Адекватно реагируйте на его рассказы

Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.

Поймите, чего он опасается

Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.

Не запугивайте

Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.

Постоянная паника

И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.

К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.

Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.

Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.

Источники

  • Francis SE., Roemhild E. Assessing parental cognitions about child anxiety: Are parents’ thoughts about child anxiety associated with child anxiety and anxiety sensitivity? // J Anxiety Disord — 2021 — Vol80 — NNULL — p.102400; PMID:33894551
  • Humphreys J., Jarad F., Albadri S. Management of molar-incisor hypomineralisation by general dental practitioners — part two: treatment. // Br Dent J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33893397
  • Folayan MO., El Tantawi M., Aly NM., Adeniyi AA., Oziegbe E., Arowolo O., Alade M., Mapayi B., Chukwumah NM., Oginni O., Sam-Agudu NA. Associations between a history of sexual abuse and dental anxiety, caries experience and oral hygiene status among adolescents in sub-urban South West Nigeria. // BMC Oral Health — 2021 — Vol21 — N1 — p.196; PMID:33874918
  • Hee HI., Lim YC., Tan T., Wan S., Wijeweera O., Lee S., Raghavan K. A concept mobility device with multi-positional configurations and child-kind restraint for safe perioperative transfer and induction of anaesthesia in children with autistic spectrum disorder — a cross sectional study. // BMC Health Serv Res — 2021 — Vol21 — N1 — p.325; PMID:33836726
  • Shin MS., Kim BN., Cho M., Jang M., Shin H., Do R., Park H., Yoon N., Noh G., Song JW., Ahn Y., Shin J., Jang S., Noh E., Lee E. A Study of the Reliability and Validity of the Korean Version of DSM-5 Symptom Measure-Inattention and Anger for Parent and Guardian of Child Age 6 to 17. // Soa Chongsonyon Chongsin Uihak — 2021 — Vol32 — N2 — p.71-78; PMID:33828406
  • Fernandes DV., Canavarro MC., Moreira H. Postpartum during COVID-19 pandemic: Portuguese mothers’ mental health, mindful parenting, and mother-infant bonding. // J Clin Psychol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33822369
  • Varesio C., Zanaboni MP., Pasca L., Provenzi L., Ferraris C., Tagliabue A., Pezzotti E., Carpani A., Veggiotti P., DE Giorgis V. Novel insight into GLUT1 Deficiency Syndrome: screening for emotional and behavioral problems in youths following ketogenic diet. // Minerva Pediatr (Torino) — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33820407
  • Leigh E., Clark DM. Development and Preliminary Validation of the Child & Adolescent Social Cognitions Questionnaire. // Child Psychiatry Hum Dev — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33811562
  • Carter B., Fisher-Smith D., Porter D., Lane S., Peak M., Taylor-Robinson D., Bracken L., Carrol ED. Paediatric Outpatient Parenteral Antimicrobial Therapy (OPAT): An e-survey of the experiences of parents and clinicians. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N4 — p.e0249514; PMID:33798226
  • Qaderi K., Mirmolaei ST., Geranmayeh M., Farnam F., Sheikh Hasani S. ‘Does HPV affect my fertility?’ Reproductive concerns of HPV-positive women: a qualitative study. // Reprod Health — 2021 — Vol18 — N1 — p.72; PMID:33794938

Что делать?

Чтобы помочь повысить самооценку тревожным детям, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям. Тревожного ребенка не стоит привлекать к соревновательным играм. Не нужно заставлять его заниматься незнакомыми видами деятельность, не дав вначале посмотреть, как это делают его сверстники. Тревожных детей с флегматическим или меланхолическим типом темперамента не надо подгонять – пусть действуют в привычном для них темпе.

Для снижения уровня тревожности хорошо подходят ролевые игры, в которых ребенок играл бы слабых, трусливых персонажей. Используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок может увидеть свой страх со стороны, уменьшить его значимость. Также тревожному ребенку будут полезны героические роли: с их помощью он приобретает уверенность в том, что справится с трудностями.

При этом важно не только развить игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт в реальной жизни

Рекомендации родителям тревожных детей

Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
  2. Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
  3. Прилюдно хвалите ребенка.
  4. Не произносите унижающих достоинство детей слов.
  5. Меньше критикуйте.
  6. Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
  7. Проводите больше времени вместе.
  8. Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
  9. Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
  10. Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
  11. Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
  12. Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.

МИФ 1: У ДЕТЕЙ НЕТ ПРИЧИН ДЛЯ ТРЕВОГИ

Я постоянно слышу от родителей, которые приходят ко мне на консультацию: «Да из-за чего же ему тревожиться?!» Они столько дают ребенку, балуют его, у него есть многое из того, о чем они сами в детстве могли лишь мечтать…

В основе этого заблуждения идея о том, что причиной тревоги могут стать лишь внешние факторы и что у беспокойства должен быть явный повод. На самом деле это не так. Мы не удивляемся, почему у ребенка с диабетом первого типа организм не способен вырабатывать инсулин, точно так же нас не должно удивлять и то, что детей может мучить тревога.

Размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы

Склонность к тревоге во многом зависит от генов. Иногда причины ее – чисто физиологические, и тогда она возникает независимо от каких-либо внешних раздражителей. Тревожный человек начинает терзаться вопросом: «А что, если…?» Одни только размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы.

Дети могут жить в постоянном страхе, опасаясь каких-то событий и ситуаций, которые никогда с ними не происходили и, вполне возможно, никогда и не произойдут.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

Общие принципы психологической работы с
тревожными детьми

Рекомендации для родителей

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он
имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит
создать условия, в которых ему будет не так
страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте,
пусть засыпает при свете, если боится спросить
дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким
образом вы показываете ему, как можно решать
тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо
него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в
прошедшем времени. Боялся, но потом удалось
сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать,
что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги,
но она является знанием границ своих
возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы
подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с
ним. Спросите, например, чего боятся солдатики
или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за
выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по
принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в
контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что
тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение
для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться,
представить что-то приятное. На приеме у зубного
врача можно подумать о том, что будет, когда все
закончится: пойдем домой, купим мороженого, все
будет позади.

Марина КРАВЦОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики для выявления
тревожных детей

1. Беседа с родителями, учителями, ребенком и
наблюдение за его взаимодействием с окружающими
— сбор информации.
2. Тест тревожности, разработанный американскими
психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает
определить общий уровень тревожности ребенка и
отследить травмирующие ситуации в его
повседневной жизни.
3. Тест А.М. Прихожан «Диагностика школьной
тревожности (младший школьный возраст)» помогает
определить, какая сфера школьной жизни является
наиболее травмирующей для ребенка.
4. Тест CМAS («Детская шкала проявлений
тревожности») позволяет не только выявить
наличие и уровень тревожности, но и вычленить ряд
соматических проявлений тревожности (анализ
конкретных ответов).
5. Методики определения самооценки позволяют
отметить и обсудить не только уровень, на который
себя ставит ребенок, но и то, где он хотел бы
находиться, как оценивают его родные и учителя. С
помощью развернутой самооценки удается выявить
неуверенность в себе и позицию окружающих, какой
она представляется ребенку.
6. Адаптированный вариант детского личностного
опросника Р. Кэттелла позволяет понять природу и
происхождение тревожности.
7. Рисунок семьи дает возможность посмотреть на
семейную ситуацию глазами ребенка.
8. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.
Розенцвейга помогает отследить стратегии
поведения ребенка и тип реагирования на
травмирующие ситуации.

Публикация статьи произведена при поддержке онлайн-журнала для женщин Вумен-Джорнал. На страницах интернет-журнала для молодых мам Women-journal.com собрано большое количество полезных и интересных статей, которые расскажут о беременности и родах, способах укрепления иммунитета ребенка и распространенных детских заболеваниях, воспитании, правильном питании и многом другом, а различные сервисы помогут рассчитать норму веса и роста ребенка и составить интерактивный календарь беременности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н.
Адаптированный модифицированный вариант
детского личностного опросника Р. Кэттелла.
Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1995.
2. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной
фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский
городской психолого-медико-социальный центр, 1997.
3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям
избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М.
Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.:
Независимая фирма «Класс», 1997.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и
подростков: Психологическая природа и
возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
8. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности.
М., 1992.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Повышенная тревожность у ребёнка: признаки

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в “фоновом режиме” можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

  • суетливость;

  • двигательное беспокойство;

  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;

  • нарушения сна;

  • скованность;

  • панический страх нового, любых перемен;

  • неуверенность в себе;

  • отказ от новых видов деятельности;

  • серьёзность;

  • нежелание выделяться и стремление к тишине;

  • частые страхи без повода;

  • заниженная самооценка.

Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).
Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

  • приливы жара или озноба;

  • тремор или дрожь;

  • учащённое сердцебиение;

  • дискомфорт или боли в груди;

  • ощущение комка в горле;

  • затруднение дыхания;

  • обморочность или головокружения;

  • мышечное напряжение;

  • онемение или покалывания;

  • ощущение «пустоты в голове»;

  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М

Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Источники

  • Francis SE., Roemhild E. Assessing parental cognitions about child anxiety: Are parents’ thoughts about child anxiety associated with child anxiety and anxiety sensitivity? // J Anxiety Disord – 2021 – Vol80 – NNULL – p.102400; PMID:33894551
  • Humphreys J., Jarad F., Albadri S. Management of molar-incisor hypomineralisation by general dental practitioners – part two: treatment. // Br Dent J – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33893397
  • Folayan MO., El Tantawi M., Aly NM., Adeniyi AA., Oziegbe E., Arowolo O., Alade M., Mapayi B., Chukwumah NM., Oginni O., Sam-Agudu NA. Associations between a history of sexual abuse and dental anxiety, caries experience and oral hygiene status among adolescents in sub-urban South West Nigeria. // BMC Oral Health – 2021 – Vol21 – N1 – p.196; PMID:33874918
  • Hee HI., Lim YC., Tan T., Wan S., Wijeweera O., Lee S., Raghavan K. A concept mobility device with multi-positional configurations and child-kind restraint for safe perioperative transfer and induction of anaesthesia in children with autistic spectrum disorder – a cross sectional study. // BMC Health Serv Res – 2021 – Vol21 – N1 – p.325; PMID:33836726
  • Shin MS., Kim BN., Cho M., Jang M., Shin H., Do R., Park H., Yoon N., Noh G., Song JW., Ahn Y., Shin J., Jang S., Noh E., Lee E. A Study of the Reliability and Validity of the Korean Version of DSM-5 Symptom Measure-Inattention and Anger for Parent and Guardian of Child Age 6 to 17. // Soa Chongsonyon Chongsin Uihak – 2021 – Vol32 – N2 – p.71-78; PMID:33828406
  • Fernandes DV., Canavarro MC., Moreira H. Postpartum during COVID-19 pandemic: Portuguese mothers’ mental health, mindful parenting, and mother-infant bonding. // J Clin Psychol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33822369
  • Varesio C., Zanaboni MP., Pasca L., Provenzi L., Ferraris C., Tagliabue A., Pezzotti E., Carpani A., Veggiotti P., DE Giorgis V. Novel insight into GLUT1 Deficiency Syndrome: screening for emotional and behavioral problems in youths following ketogenic diet. // Minerva Pediatr (Torino) – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33820407
  • Leigh E., Clark DM. Development and Preliminary Validation of the Child & Adolescent Social Cognitions Questionnaire. // Child Psychiatry Hum Dev – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33811562
  • Carter B., Fisher-Smith D., Porter D., Lane S., Peak M., Taylor-Robinson D., Bracken L., Carrol ED. Paediatric Outpatient Parenteral Antimicrobial Therapy (OPAT): An e-survey of the experiences of parents and clinicians. // PLoS One – 2021 – Vol16 – N4 – p.e0249514; PMID:33798226
  • Qaderi K., Mirmolaei ST., Geranmayeh M., Farnam F., Sheikh Hasani S. ‘Does HPV affect my fertility?’ Reproductive concerns of HPV-positive women: a qualitative study. // Reprod Health – 2021 – Vol18 – N1 – p.72; PMID:33794938

Повышение самооценки

Работа психолога с тревожным ребенком включает три составляющих:

  1. Повышение самооценки чада.
  2. Развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Упражнения для снижения мышечного тонуса.

Вполне естественно, что быстро поднять самооценку ребенка невозможно

Важно ежедневно проводить соответствующие мероприятия. Обращаться к малышу по имени, хвалить за малейшие достижения наедине и в присутствии других детей

При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь. Следует обязательно говорить, за что его поощряют.

Рассмотрим остальные элементы далее подробней.

Миф 5. Тревожность – несерьезная проблема.

Мы все испытывали беспокойство и представляем, какие чувства оно вызывает. Но страдающие от тревожных расстройств отличаются от тех, кто испытывает стресс или просто нервничает время от времени. Тревога пронизывает их жизнь. Они избегают вещей, которые должны или хотят делать, потому что беспокойство встает на их пути. Тревожность становится по-настоящему серьезной проблемой. К счастью, этот вид расстройств успешно поддается лечению. Если вы страдаете от тревожности и это сказывается на качестве вашей жизни, смело обращайтесь за профессиональной помощью.

Еще:

Четыре деструктивных стиля привязанности

Тревожное расстройство личности как примета современного мира

Шесть вопросов, которые помогут отличить полезное беспокойство от вредного

Как перестать бояться: пять простых советов

В каких случаях нужен специалист-психолог

  1. Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
  2. Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
  3. Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
  4. Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
  5. Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.

Заключение

Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.

Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:

  • Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.

  • Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.

  • Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.

  • И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!