Кому подходит и не подходит

Педприкорм — идеальный вариант для родителей, которые берегут свое время и не боятся дать малышу немного самостоятельности, позволяя выбирать еду. Эта методика подойдет мамам, приветствующим кормление по требованию и не желающим часами уговаривать ребенка съесть ложечку безвкусной массы из баночки.

Естественный прикорм хорош для детей с плохим аппетитом. Прием пищи по выбору не формирует отвращения к еде, а возможность попробовать несколько блюд стимулирует желание перекусить.

Вряд ли удастся ввести такой прикорм в семье, где ни папа, ни другие родственники не соглашаются на диетическую пищу. Поэтому педприкорм нужно либо принять сразу и безоговорочно, либо вообще не практиковать.

Выбор за родителями

Выбирая для своего ребенка педагогический прикорм, родители должны тщательно пересмотреть свой рацион питания. Ведь то, что едят они, будет есть и малыш, а продукты, потенциально вредные для взрослого, втройне опасны для детского организма.

Какую методику введения прикорма выбрать – решать родителям. Выбирая, следует делать акцент на том, что лучше для ребенка. При решении применить педприкорм следует придерживаться основных его правил.

Они просты:

  • вводить педприкорм можно не ранее 6 месяцев, начало прикорма для каждого ребенка индивидуально;
  • взрослую пищу ребенок должен употреблять обязательно в присутствии мамы (или другого взрослого члена семьи);
  • нельзя навязывать малышу новую пищу при отсутствии интереса с его стороны;
  • не следует запрещать трогать пищу руками, нужно только ограничивать пробную дозу;
  • можно давать в руку и разрешать погрызть малышу яблоко, бублик, морковку;
  • не рекомендуется заставлять стол множеством разных продуктов;
  • плотную или твердую пищу ребенку давать в микроскопических дозах;
  • если ребенок давится такими дозами, то с прикормом лучше повременить;
  • при введении педагогического прикорма грудное кормление продолжается;
  • вначале сажать ребенка за общий стол только 1 раз в день, а потом постепенно приучать вместе кушать 2-3-4 раза;
  • не следует давать пробовать малышу больше 1 продукта, после чего нужно наблюдать за реакцией организма; другой продукт пробовать можно только через 3-4 дня.

Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм предусматривает употребление ребенком «взрослой» пищи в небольших количествах. Ребенок при этом сидит за общим столом.

Научного обоснования этот метод не имеет. Это скорее дань историческим традициям, когда в многодетном семействе детей с раннего детства приучали употреблять пищу с общего семейного стола. Клинических наблюдений, подтверждающих преимущества такого метода введения прикорма, тоже нет.

Педприкорм рекомендуют начинать при наличии у малыша:

  1. Физической готовности:
  • грудничок умеет держать ложку в руке и способен подносить ее ко рту;
  • ребенок может совершать жевательные движения челюстями;
  • дитя не выталкивает языком попавшую в рот пищу.
  1. Пищевого интереса: малыш интересуется едой членов семьи и столовыми приборами.
  2. Физиологической готовности пищеварительного тракта: после пробы продукта не возникает ни рвота, ни жидкий стул.

Педприкорм предполагает своей целью познакомить малыша с новыми вкусовыми ощущениями путем апробирования пищи, употребляемой родителями. Для этого малыша, достигшего 6-месячного возраста и умеющего сидеть, мама усаживает к себе на колени во время семейной трапезы, и члены семьи показывают ребенку, чем и как питаются они сами.

Это должно вызвать интерес у ребенка к таким продуктам и желание попробовать их, так как должен сработать рефлекс подражания. Если малыш заинтересовался взрослой пищей, то попробует ее из маминой тарелки. Разумеется, у матери не должно быть кариозных зубов в полости рта, признаков простудных заболеваний.

Все члены семьи при таком подходе к введению прикорма должны перейти на здоровое питание: отдавать предпочтение потреблению круп, овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбы и мяса, исключить или свести к минимуму употребление сосисок и колбас, газированных напитков, пирожных и конфет. На столе не должно быть острых, жирных, жареных блюд, копчений.

При проявлении интереса к питанию взрослых мама осторожно вкладывает в ротик малыша мизерный кусочек твердой пищи размером со спичечную головку. Ребенок может ее подавить деснами (как бы пожевать) и проглотить, а может и выплюнуть

Педприкорм не преследует цель накормить малыша, а просто дать ему ощутить вкус другой пищи, понять, что еда бывает не только жидкой, как мамино молоко.

Если малыш не проявляет интереса к продуктам взрослых, значит, он еще не созрел для введения прикорма, с ним нужно повременить. Насильно заставлять пробовать новые продукты нельзя.  Если ребенок потянется к новой пище раньше 6 месяцев, то тоже нужно подождать, чтобы избежать нарушения пищеварения.

Переваривать новую пищу помогут ферменты из маминого молока, поэтому если ребенок получает искусственное вскармливание, педприкорм вводить не стоит – это приведет к расстройству пищеварения.

Мнения специалистов по поводу пищи в маминой тарелке расходятся: одни утверждают, что ее нужно все-таки измельчать, другие же считают, что в этом нет нужды, просто отщипывать микродозу. Одни рекомендуют сразу же приучать дитя пользоваться чайной ложкой, а другие говорят, что ребенок может брать руками пищу из маминой тарелки.

Первыми продуктами, которые будет пробовать малыш, могут быть каша, творог, йогурт, овощи или  фрукты. Главное, следует соблюдать микродозы. На протяжении месяца ребенок может попробовать несколько видов продуктов. Понравившуюся еду не стоит давать чаще 3 раз в неделю, чтобы грудничок не потерял интерес к другой пище.

В течение недели дать попробовать малышу можно не более 3 новых продуктов. Педприкорм не только не отменяет грудное вскармливание, а даже направлен на его сохранение в качестве основного источника питания до года. Давать пробовать пищу взрослых можно и до, и во время, и после грудного кормления. Нельзя только насильно заставлять дитя кушать.

Если ребенку еда понравилась, то на первый раз можно дать еще 2 раза такую же порцию продукта, а в последующие дни дозу постепенно увеличивать. К 8-9 месяцам доза уже составляет 50 г, пищу ребенок ест уже со своей тарелки, а не с маминой. И усаживают малыша уже не на колени к матери, а на отдельный стульчик.

Если ребенок интересовался пищей взрослых и с удовольствием пробовал ее, а потом вдруг стал отказываться от этой еды, то рекомендуется сделать перерыв и несколько дней не брать кроху за общий стол. Возобновить совместные трапезы можно только при проявлении интереса у малыша к пище. Другие члены семьи должны показывать, что им очень нравится еда, кушать ее с аппетитом.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Плюсы

Преимущества педагогического прикорма очевидны. Ребенка не отделяют от других членов семьи, ему позволяют сидеть за общим столом и участвовать в трапезе, а затем и совместных разговорах. Так он привыкает к мысли, что еда — это серьезный процесс, а не развлечение, учится общаться.

Чуть повзрослев, малыш участвует в совместных обедах уже без помощи.

Другие плюсы педагогического прикорма:

  • знакомство младенца с пищей происходит по его желанию;
  • ребенок усваивает традиции семьи, учится нормам поведения за столом, знакомится с этикетом;
  • готовится к детскому саду;
  • прикорм избавляет от финансовых трат на покупку детского питания, экономит время и силы родителей.

Общие правила введения прикорма

Изменение рациона требует от родителей повышенного внимания к ребенку

Важно следить за самочувствием, настроением, стулом и кожными покровами. Если возникнут какие-либо изменения, нужно немедленно прекратить ведение прикорма

Основные правила:

  1. Прикорм вводится только здоровому ребенку. Если у малыша недомогание, прорезываются зубы, в ближайшее время ожидаются прививки, то знакомство с новым продуктом нужно отложить.
  2. Знакомство с каждым продуктом длится не менее 7 дней. При отсутствии негативной реакции можно дополнительно вводить новый вид.
  3. Нельзя смешивать несколько видов овощей (или фруктов), если ребенок не знаком с каждым из них.
  4. Консистенция прикорма должна быть гомогенная, полужидкая. Постепенно, по мере взросления ребенка, блюда можно делать гуще, допускать крупинки, затем комочки.
  5. Нельзя давать одну и ту же еду 2 раза в день.
  6. Прикорм не является самостоятельным приемом пищи. На первых порах его предлагают в дополнение к материнскому молоку перед едой, позже заменяют одно кормление.

Важно! Любой новый продукт, независимо от его вида, вводят постепенно, начиная с 5 г. Даже если ребенку понравился вкус, нельзя пренебрегать этим правилом, чтобы не провоцировать риск развития аллергии

Когда можно вводить педагогический прикорм

Сторонники естественного прикорма призывают знакомить младенца со «взрослой» пищей сразу, как только малыш проявит явный интерес к содержимому тарелки мамы или папы. Это происходит чаще всего к 6 месяцам. Многие же дети, кормящиеся грудью, и до 8 месяцев не желают ничего пробовать, кроме материнского молока. Кроме того, как и в случае с педиатрическим прикормом, следует учитывать и физиологическую готовность ребёнка:

  1. Исчез рефлекс выталкивания ложки языком (а также любого предмета, попавшего в ротик).
  2. Малыш способен удерживать предметы в ручке, относительно нормально координировать свои движения. Это нужно, чтобы он поднёс ложку именно ко рту.
  3. Отмечаются жевательные движения челюстью.
  4. Ребёнок способен сидеть без помощи взрослых, опираясь на спинку стула.
  5. Младенец больше не страдает коликами, характерными для первых месяцев жизни.

Естественно, к моменту введения прикорма малыш уже должен уметь самостоятельно сидеть

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Если вам повезло, и вы кормите ребенка грудью – низкий поклон. Сейчас все больше мам переходят на добавки в виде смесей и искусственного питания с самого раннего возраста. Ситуации у всех разные, как и состояние здоровья, поэтому нельзя винить матерей в том, что они хотят удобства и выбирают кормление из бутылочки вместо естественного вскармливания.

Если же вы даете ребенку грудь и эта система уже отлажена и работает, вот как можно подойти к вопросу прикорма.

  1. Во-первых, Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание до возраста шести месяцев. Исключите воду или любые другие добавки и кормите ребенка грудью, если у вас налажен этот процесс. Педприкорм начинаем от шести месяцев жизни вашего чада.
  2. Во-вторых, прикорм не заменяет грудное молоко. Даете ли вы грудь по требованию или по часам, прикорм из других продуктов питания не должен повлиять на количество раз грудного кормления. Давать ребенку микродозы новых продуктов по его интересу можно тогда, когда вы кушаете сами или между его кормлениями. Так, чтобы ознакомление с пищей взрослых не пересекалось с обычным режимом вскармливания грудью. Некоторые педиатры даже советуют, если был режим кормления по часам, перейти на естественное кормление по требованию, так вы сможете быстрее реагировать на потребности вашего крохи.
  3. В-третьих, скорость введения прикорма по рекомендациям ВОЗ должна быть таковой, что к году другая, немолочная, пища составляет 25 % питания малыша, к полутора – до 50 %, затем постепенно увеличиваем дальше.

Спешить с введением педприкорма не нужно, ведь его основная цель – ознакомительная. Ребенку продукты показать и дать попробовать, ест он во многом молоко, питательные вещества и микроэлементы получает из маминой же груди.

Когда ребенок готов к прикорму?

Основное правило — у ребенка должен появиться пищевой интерес, но не раньше, чем в 6 месяцев. До полугода вводить какой-либо прикорм не рекомендуется. Как выглядит детский пищевой интерес? Малыш начинает тянуться к еде. Если вы даете ему вместо еды игрушку или салфетку, он их выбрасывает и требует пищу. Если даже грудное кормление не помогает отвлечь ребенка — значит, пора.

Откуда берется такое ненасытное желание что-то попробовать? В желудочно-кишечном тракте ребенка начинают дозревать ферменты для переваривания пищи. Такой нагрузки, как грудное молоко, им уже мало. Тогда они начинают передавать сигнал в головной мозг — срочно нужна еда! И малыш начинает ее искать и требовать.

Не менее важно, чтобы кроха достиг определенных умений:

  • мог донести еду до рта (рукой или ложкой);
  • помещенную в рот еду мог проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась,
  • гаснет выталкивающий языковый рефлекс, и теперь помещенная в рот пища может пережевываться деснами.

Что делать если у ребенка после прикорма запор?


После очередного съеденного продукта у крохи вздутый животик и запор. Вот несколько советов для мамочек.

  1. Погладить животик ладонью – это делается движениями вокруг пупка по часовой стрелке;
  2. Согнутые ножки прижимать к животику, повторять эти движения несколько раз;
  3. Выложить малыша на живот и подержать так 5 мин.

Если после этих действий стул отсутствует, а кроха проявляет беспокойство нужно прибегнуть к медицинским препаратам: слабительным, свечам, клизме.

Как, когда и чем бы вы не начали прикармливать своего малыша, непременно следуйте правилу – вводить продукты следует по очереди и постепенно. Не закармливайте кроху насильно, не отказывайте ему, если он хочет грудь или смесь

Составляя меню для крохи, берите во внимание его пристрастия и все у вас получится

Основные принципы естественного прикорма

Педагогический прикорм не подразумевает следование схемам и последовательности введения продуктов в рацион ребенка, как это бывает при педиатрической системе. Начинать можно с любого продукта, даже нескольких за один раз. Прежде всего, малыша надо заинтересовать. Для этого один из родителей усаживает ребенка с собой за стол во время еды. Ребенку нужно приготовить свою тарелочку, желательно пластмассовую, и несколько ложечек.

Сначала внимание малыша будет направлено на тарелку и столовые приборы. Он будет изучать их, брать в руки, сравнивать с мамиными, стучать, скидывать на пол

Тарелка мамы должна стоять так, чтобы ребенок не дотянулся до нее, иначе содержимое рискует также оказаться на полу. Опасно и то, что малыш может схватить большой кусок и засунуть его в рот.

Мама начинает с аппетитом есть то, что у нее в тарелке. Например, блинчик с творогом на завтрак, рис с говядиной на обед и прочие полезные блюда. Есть при ребенке копчености и другую неполезную пищу не стоит, ведь при педприкорме запрещать ребенку пробовать то, что находится у родителей в тарелке, нельзя, он должен получить все, что его заинтересовало.

Как только ребенок протянул руки к еде, которую употребляет мама, можно дать ему немного попробовать. Например, отщипнуть микродозу от блинчика, дать несколько крупинок творога, пару рисинок. Микродоза – это условное понятие, подразумевающее кусочек пищи, помещающийся между подушечками пальцев взрослого человека. Некоторые определяют это понятие как кусочек, равный размеру горошины. Для жидких продуктов микродозой следует считать один глоток ребенка.

Разрешается попробовать до трех микродоз понравившегося малышу продукта за один раз. С каждым днем доза увеличивается, и если ребенок в течение 5-7 дней все так же проявляет интерес к данному продукту, то к концу недели микродоза увеличивается до 1 чайной ложки.

Спустя время полноценной едой заменяется один прием пищи – завтрак или обед. Запивать малыш будет маминым молоком, не стоит отучать его от этого: оно помогает выработаться ферментам, способным переварить взрослую пищу.

Важно: Необходимо поддерживать интерес малыша к еде, к тому, что он хочет пробовать разные блюда. Ребенок не должен переедать, иначе интерес к данному виду продукта у него пропадет

Поэтому если после 3-4 чайных ложек малыш не наелся и просит еще, можно дать ему попробовать что-то другое.

Уже с раннего возраста ребенок приучается к твердой пище: кусочкам моркови, яблока, кабачка. Некоторые родители дают малышу баранки, корочки хлеба. При этом нужно следить, чтобы кроха не подавился, если ему вдруг удастся откусить слишком большой для него кусочек.

Если за столом ребенок не проявляет интереса к еде, а занят только изучением столовых приборов или другими интересными ему делами, это означает, что пищевого интереса у него пока нет, а значит, вводить прикорм ему рано. Не стоит торопить события. Можно продолжать брать ребенка с собой за стол или подождать недельку-другую и попробовать снова.

Непростая задача! Что выбрать: педагогический или педиатрический прикорм?

Современным мамам довольно сложно определиться с выбором прикорма. Почему?

Во-первых, мы все выросли на педиатрическом прикорме, и разрабатывался он специалистами (умными людьми), знающими толк в вопросах здоровья.

Во-вторых, доля умного смысла в теории педагогического прикорма есть, ведь именно эволюция привела человечество к той черте, на которой мы сейчас стоим. И как ни крути, люди, живущие в те времена, были значительно здоровее нас. А иммунитет и основы здоровья как раз закладываются в детстве.

Плюсы и минусы есть в обоих видах знакомства с пищей. Так, к примеру, естественное знакомство с применением педагогического метода может вызвать аллергию или даже атопический дерматит у ребенка. И мама не будет знать, отчего приключилась такая беда. Узнать симптомы аллергических реакций можете из статьи: “Как проявляется аллергия у детей?”. В свою очередь, педиатрический прикорм может привести к полному отказу от определенных продуктов питания или вызвать панкреатит в здоровом организме. Про его симптомы можете прочесть в статье: ” Симптомы панкреатита у детей и методы лечения”.

Утверждать, что педагогический прикорм хуже педиатрического, наверное, может взяться лишь педиатр, с устоявшимися принципами, не доверяющий не проверенным нововведениям в воспитании культуры питания. Мамам же приходится самостоятельно выбрать путь, по которому она поведет своего кроху в мир гастрономических открытий, новых вкусов и впечатлений.

Автор публикации: Ростислав Беляков

Основные правила педагогического прикорма

Прикорм при искусственном вскармливании

Важно! Перед началом педагогического прикорма нужно проконсультироваться с детским врачом. Он должен соотнести состояние ребенка с нормами веса, роста, соответственно развитию

В каком возрасте начинать

Начинать педприкорм можно уже с трех месяцев. С этого времени малыш постепенно узнает, что еда является частью повседневной жизни членов семьи. Примерно через 2 месяца исчезает так называемый выталкивающий рефлекс. Он заключается в том, что ребенок старается выплевывать все, что попадает ему в рот.

Первый прикорм

Прикорм вводится при наличии таких признаков:

  • малыш держит предметы в руке;
  • он не выплевывает еду;
  • ребенок проявляет пищевой интерес;
  • при введении новой еды у малыша не появляется рвота.

Дозировка продуктов

За раз можно дать малышу две-три маленькие дозы нового продукта. С возрастом разнообразие вводимых продуктов расширяется. Параллельно с прикормом нужно продолжать кормить малыша грудью (или осуществлять искусственное вскармливание).

Правила кормления

Первые недели ребенок во время кормления находится на маминых коленях, пробует самые маленькие количества еды с тарелки.

Ребенок пробует новую еду с тарелки

Обратите внимание! Это могут делать только мамы, которые правильно питаются, и в рационе которых находятся только натуральные продукты. Сосиска или кетчуп явно не подойдет младенцу

Ребенку нужно предлагать все разновидности еды. Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания.

Если молодая мама практикует педприкорм схема его основана на постепенном введении в рацион все новых и новых видов еды за небольшой отрезок времени.

Пошаговое введение педагогического прикорма происходит так:

Другое

Некоторые родители опасаются давать малышу «взрослую» еду, так как, по их мнению, он может подавиться ею. Этого можно не допустить, если отщипывать самые маленькие кусочки. Если кроха пытается проглотить большой кусок, то матери нужно вытащить его с помощью пальца.

Примерно с 9-месячного возраста объем прикорма можно немного увеличивать. К годовалому возрасту за один раз можно давать ребенку до 2 ст.л. прикорма.

Вводя педагогический прикорм при грудном вскармливании, нужно обращать внимание на следующее:

Следить за состоянием здоровья младенца

Если у него имеется аллергия, есть проблемы с желудком, то надо особенно внимательно отнестись к введению в рацион новой еды.
Важно, чтобы член семьи, с тарелки которого ест малыш, был здоровым. У него не должно быть кариеса, язвенной болезни, некоторых хронических заболеваний или острого респираторного вирусного заболевания.
Нужно сделать так, чтобы любая нездоровая еда не попадалась ребенку на глаза

Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
Запрещено развлекать малыша во время еды. Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.

Ребенок сидит за столом

Какая смесь лучше при смешанном вскармливании

Выбор смеси начинается с выбора молока, из которого она приготовлена

4.1. Козье или коровье молоко?

Коровье молоко

Козье молоко

ПЛЮСЫ

Дешевле для коммерческого производства смесей

Усваивается быстрее и легче коровьего из-за особенностей белков и жиров козьего молока

Более традиционно и привычно

Высокое содержание β-казеина (55%) -главного белка казеиновой фракции грудного молока (77%) и только 39% в коровьем.

Более доступно (распространено) для производства и личного потребления

Ниже содержание αs1- казеина (до 6%) против 38% в коровьем. αs1- казеин- одна из причин возникновения аллергии на белок коровьего молока (АБКМ)

Отличный вкус при соответствующем фермерском разведении

Казеиновый профиль козьего молока образует менее плотный казеиновый сгусток (коагулят) в желудочке малыша. Такой коагулят переваривается переваривается быстрее и легче, чем коровье молоко.

Богато различными витаминами и минералами

Сыворотка козьего молока переваривается легче сыворотки коровьего молока. Это происходит благодаря свойствам β-лактоглобулина козьей сыворотки, 77% которой перевариваются ЖКТ (против 17% β-лактоглобулинов коровьего молока).

Традиционно используется для приготовления смесей

Высокое содержание природных нуклеотидов (в 4-10 раз выше, чем в коровьем молоке).

5 нуклеотидов козьего молока идентичны 5 нуклеотидам грудного молока (из 14 изученных нуклеотидов грудного молока).

Это повышает защитные силы организма.

Высокое содержание природных олигосахаридов (в 4-5 раз выше, чем в коровьем молоке).

Олигосахариды способствуют улучшению пищеварения и поддержанию иммунитета.

МИНУСЫ

Тяжело переваривается незрелым ЖКТ младенца

Высокая стоимость козьего молока и продуктов на его основе

4.2. Чек-лист «Лучшая смесь для смешанного вскармливания»

Смесь соответствует возрасту ребенка (0-6 мес., 6-12 мес., 12+ мес.).
Смесь является адаптированной по белковому составу – в таблице питательно ценности проверяете % соотношения сыворотки (минимум 60%) и казеина (минимум 40%) для возраста от 0 до 6 месяцев.
Смесь обогащена функциональными ингредиентами:

  • пребиотики – для поддержки развития пищеварения и иммунитета, включая олигосахариды;
  • пробиотики  -для поддержки развития пищеварения и иммунитета;
  • жирные ω-3 и ω-6 кислоты для развития мозга и зрения;
  • дополнительное обогащение фирменными комплексами питательных веществ. Смеси Кабрита на основе козьего молока для комфортного пищеварения, например, обогащены уникальным комплексом DigestX (с высоким содержанием бета-пальмитата), который нормализует пищеварение, смягчает стул ребенка, способствует повышению энергообмена;
  • содержит витамины и минералы, с включением фолиевой кислоты, L-карнитина и таурина;
  • содержит 5 нуклеотидов.
  • Продукт выпускается крупным международным производителем детского питания, что означает соблюдение высочайших стандартов безопасности.
  • На упаковке есть полная информация о составе и питательной ценности продукта, телефон горячей линии, по которому можно задать вопросы по продукту.
  • Количество положительных отзывом мам превышает количество отрицательных.

4.3. Лучшая смесь для искусственного вскармливания

Старайтесь не менять смесь, если она подошла малышу. Таким образом, если ребенку подошла смесь, которую он ел при смешанном вскармливании, то целесообразно продолжить кормление этой смесью и при искусственной вскармливании.

Частая смена смеси не полезна для ребенка. т.к. адаптация к новому продукту у всех происходит по-разному и может занимать от 0 до 30 дней. В этот период ребенок может чувствовать различные дискомфортные состояния, что ухудшает качество его жизни.

ВНИМАНИЕ: Информация носит исключительно справочный характер, все дети индивидуальны, по любым вопросам питания и здоровья своего малыша обязательно проконсультируйтесь у лечащего педиатра.

Публикация подготовлена на основе:

  1. Национальная Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ, НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ДИЕТОЛОГОВ И НУТРИЦИОЛОГОВ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН, НИИ ПИТАНИЯ РАМН
  2. Питание здорового и больного ребенка. Пособие для врачей под редакцией В.А.Тутельяна, И.Я.Коня, Б.С.Каганова
  3. Врачебный контроль за здоровьем ребенка. Настольная книга врача-педиатра.

Мнение доктора Комаровского

Е. О. Комаровский считает естественное прикармливание совершенно безопасной, но «бесполезной» придумкой современных мам, «одним из способов развлечения родителей»

Он обращает внимание на то, что об этой системе заговорили лишь тогда, когда в моду вошло кормление до самоотлучения. Ранее же никто и не думал о таких методиках, потому что существовала «удобная и безопасная система нормального прикорма»

Достаточно сложно, замечает Комаровский, представить себе, как малыш поедает «некие микродозы». В целом, считает он, педагогический прикорм был придуман как очередное ухищрение родителей, дети которых отказываются от нормальной еды.

Педагогический прикорм по доктору Комаровскому

https://youtube.com/watch?v=9fqZxCXDaRk

Что же думает доктор Комаровский о педагогическом прикорме? Сейчас мнение этого специалиста в цене. В интернете можно найти много роликов с ним по любой детской теме. О прикорме он высказывается так.

До года продолжать кормить ребенка лучше грудью, но обязательно с полугода начинать прикорм. Зубы уже появляются, ребенок готовиться потихоньку есть твердую пищу. Не надо лишать его этого! Однако грудное молоко по-прежнему очень полезно, оно составляет до 50 % питания, но к году отходит на второй план.

До двух лет и далее мать может кормить ребенка грудью, если может и хочет. ВОЗ тут солидарен с доктором. Комаровский утверждает, что после полутора лет материнское молоко из статуса полезного продукта питания для ребенка переходит в статус пищевой добавки, биологически активной, содержащей микроэлементы, но добавки. Это уже не питание в чистом виде. Основной рацион должна составлять другая пища.

Какой же прикорм рекомендует доктор? Педагогический или педиатрический? В его книгах вы все больше найдете схемы классического педиатрического прикорма.

А прикорм педагогический Комаровский называет не более как блажью, развлечением семьи, слишком увлеченной кормлением грудью до естественной инволюции. Он подчеркивает, что ничего против педприкорма не имеет, но не считает его необходимым, хотя и вредным не называет.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Что такое педагогический прикорм

Термин подразумевает, в первую очередь, обучение — правилам питания, поведению за столом, умению получать удовольствие от приема пищи и ценить ее. Фактор насыщения остается на втором месте.

Концепция педприкорма основана на убеждении, что малыш должен «созреть» для получения взрослой еды: научиться сидеть, проявлять живой интерес к рациону родителей, расстаться с рефлексом выталкивания.

Маме не нужно готовить для ребенка или уговаривать его съесть пюре из баночки. Малыш получает ту же пищу, что и вся семья. Еду слегка разминают или дают небольшими кусочками, формируя навык жевания и постепенно знакомя младенца с рационом близких.

Педагогический, или естественный прикорм гармонично дополняет основное вскармливание и создает все условия для усвоения взрослой еды.

Совмещение различных схем прикорма

Очень часто педиатрический и педагогический подходы шагают рука об руку. Например, ребенок находится на педиатрическом прикорме, мама варит ему отдельно супчик и кашку, взбивает блендером. Но малыш иногда просит бананчик, хлеб или вылавливает картошку у папы из тарелки. Давая малышу попробовать новые продукты, родители осуществляют педагогический прикорм.

И наоборот, если маме нужно срочно оставить грудничка, который находится на педприкорме, а сцеженного молока нет, она может предложить дать крохе на обед баночное питание или измельченное с помощью блендера пюре. Подкармливать ребенка, который находится на прикорме, смесью нецелесообразно. Если он пробовал «взрослую» пищу, от разового употребления пюре ничего плохого не случится.