Этиология нарушений

Предпосылки речевого дизонтогенеза могут появиться еще на первом году жизни ребенка. Их делят на две группы:

  • биологические;
  • социальные.

К биологическим факторам, оказывающим влияние на речевое развитие, относятся неблагоприятные воздействия на пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) этапы, а также трудности во время родов:

  • Тяжелые инфекционные заболевания матери в первый триместр беременности.
  • Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  • Физическое воздействие на плод.
  • Вредные привычки матери.
  • Гипоксия/асфиксия плода.
  • В группе риска недоношенные малыши и с малым весом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания на первом году жизни ребенка.
  • Травмы головы.
  • Нарушения режима дня в первый год жизни малыша.

На гармоничное развитие ребенка влияет и обстановка, в которой он растет и воспитывается. К неблагоприятным социальным факторам относятся:

  • малоэмоциональный контакт с матерью;
  • с малышом практически не общаются окружающие;
  • на протяжении долгого времени с ребенком «сюсюкают» и коверкают слова;
  • в детском окружении есть человек с нарушениями речи, которому он подражает.

Одна из задач логопедической диагностики и коррекции – это определить причины возникновения дефекта и устранить их.

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

Стихи – это неотъемлемая часть развития речи

Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Артикуляционная гимнастика

В два года для развития речи хорошо помогает артикуляционная гимнастика, позволяющая получить навыки для правильного произношения в дальнейшем сложных звуков

Очень важно, чтобы упражнения выполнялись регулярно. Чтобы малышу не стало скучно, на такие занятия выделяется не более десяти минут и предлагается до трех упражнений в игровой форме

Логопед просит ребенка показать «забор». Для этого он должен улыбнуться с сомкнутыми зубами. Также на занятиях малыш учиться водить языком по зубам, рисовать разные фигуры на небе. Все это положительно сказывается на развитии речевых органов, благодаря чему произношение новых слов становится значительно проще.

В «Научно-исследовательском Центре детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия» в Москве применяются современные и эффективные методы развития и коррекции речи в любом возрасте. В интересной форме мы проводим полезные занятия для 2 летних детей с учетом их интересов и психологических особенностей. Записывайтесь на консультацию в удобное время.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие – это представления ребенка о внешних особенностях предметов: их цвете, величине, форме, вкусе, запахе и т. д.

Ребенок 2-3 лет уже способен называть без ошибок около 6 цветов, складывать пирамиду, раскладывать фигурки различной формы в соответствующие отверстия на доске, собирать мозаику из 4-х частей, в рамках листа проводить линии (длинные, короткие, округлые, вертикальные, горизонтальные).

Необходимое мероприятие для ребятишек. Помогает различать предметы между собой посредством зрения, осязания, вкуса, обоняния. Различать между собой: крупное ― мелкое, длинное ― короткое, тонкое ― толстое, узкое ― широкое, солёное ― сладкое. Кроме этого, изучение цветов. Самые основные: красный, синий, зелёный, жёлтый.

Очень хорошо осваивать такие вещи на прогулке. Примерами могут служить деревья, палочки разной длинны, трава. Мелком можно рисовать на асфальте, обязательно дав попробовать это новшество наследнику. Ну а в квартирных условиях сенсорную методику применяют на основе специальных картинок. Можно вырезать картонные полоски с нужными характеристиками, рисовать. Просто рассматривать домашние предметы.

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет

В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.

В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.

Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.

Развитие моторики

Важно развивать как мелкую, так и крупную моторику. В два года можно самому разминать ребенку пальчики, при этом обязательно проговаривать стишки

После 2,5 лет малыши должны уже уметь выполнять пальчиковые игры. Родитель рассказывает стишок, а ребенок показывает это руками. Можно даже сделать самому или приобрести шапочки на каждый пальчик, так занятия станут еще увлекательнее.

Не забывайте о пользе рисования и лепки. Начинайте занятия с рисования элементарных предметов: шар, солнце или радуга. Можно вместе прочитать сказку и нарисовать главного героя.

Рисовать можно не только карандашами или красками, но и пальчиками. Хорошее упражнение — сортировка мелких предметов. Это могут быть пуговицы, горох или фасоль. Не забывайте о пользе игр с песком.

Крупную моторику развивает конструктор с большими деталями. Также хорошо влияет на развитие малыша приобщение его к домашним делам: протирание пыли, развешивание белья.

Нормы речевого развития в возрасте от 2 до 2,5 лет

В два-три года активно формируются коммуникативные навыки, расширяется словарный запас, образуется фразовая речь и происходит переход к простому предложению. В первую половину этого года речь ребенка характеризуется следующими показателями:

  • Малыш оперирует простыми короткими предложениями из двух-трех слов. В два года дети еще не всегда грамматически правильно строят свою речь, иногда путают прошедшее время с будущим (вместо «я вчера ходил» говорит «я завтра пошел» и т. д.), часто путают притяжательные местоимения, когда говорят о родителях (например, «моя папа, мой мама»).
  • Использует свое собственное имя, то есть не просто различает, если его зовут по имени, но и сам себя так называет, может говорить иногда о себе в третьем лице (вместо «я играл» говорит « Миша играл»).
  • Показывает одинаковые картинки, называет, что на них изображено.
  •  Различает мелодию, узнает песню, может «подпевать».
  • Часто использует отрицательные предложения из нескольких слов, такие как «Я не хочу».

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми

С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно

Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Игры для закрепления в произношении изолированных звуков

    На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж) и т.д. Игра «Комарики»

Игра «Комарики»

Цель: автоматизация изолированного звука з.

Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.

Игра «Свисток»

Цель: автоматизация изолированного звука с.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи?

Мелкая моторика оказывает существенное влияние на становление речи. Принцип заключается в том, что при выполнении упражнений на мелкую моторику в головной мозг поступает импульс, начинается работа мозга. Дома можно предложить малышу игры с обычными предметами. Предлагаем такие домашние игры:

  • Найди, что на дне. Возьмите две мисочки, в одну насыпьте фасоль, в другую — гречку. Под крупу положите маленький сюрприз, предложите малышу порыться в крупе обеими руками, чтобы достать подарок (рекомендуем прочитать: хорошие и приятные подарки на рождение девочки).
  • Найди одинаковые пакетики. Заготовьте 9 матерчатых мешочков, положите в каждые три одинаковый материал: вату, бумагу, крупу. Попросите ребенка по ощущениям определить три мешочка с одинаковым содержимым.

https://youtube.com/watch?v=fB0jvI7yr9U

  • Веселый Еж. Берем плотную бумагу или картон, вырезаем из нее фигурку ежа, закрепляем по краю прищепки, которые имитируют у нас иголки. Предлагаем ребенку снимать прищепки и закреплять снова.
  • Много – мало. Игра направлена на изучение количества. Раскладываем игрушки на две кучки, маленькую и большую. Объясняем ребенку, что означает много и мало.
  • Раскраски. Покупайте книжки-раскраски, пластилин, карандаши, бумагу для рисования. Пусть малыш рисует часто и много, сколько ему хочется, поощряйте его творчество, хвалите. Одновременно изучайте с ним цвета, размеры, формы.

Звукоподражание и логоритмика

Отличными упражнениями для развития речи детей 2-3 лет являются фразы со словами – звукоподражаниями. С 1 года дети уже хорошо имитируют домашних животных и птиц, звуки удара, стука, цоканье, звуки машины и мотоцикла. Постепенно все чище выговариваются простейшие слоги, добавляются ключевые фразы. Однако нужно предупредить родителей об опасности перехода на условные обозначения в обычной речи. Ни в коем случае не заменяйте слово «собака» на «ав-ав»

Для детей первых лет жизни важно постоянно слышать правильное произношение слов, названий. Для них это своеобразный эталон, к которому нужно постоянно стремиться

Следующий этап – четверостишия об умывании, одевании, купании, о зарядке и лестнице, о прогулке и еде и т.д. Ритмически организованная речь помогает легче преодолеть барьеры соединения нескольких слогов в одно слово, формирует навыки постановки ударений, правильного образования форм слова. Особенностью логоритмики является соединение слова и движения. Еще до года ваш малыш с удовольствием играл в прятки, закрываясь ручками и открывая личико на «ку-ку». Теперь в 2-3 года жестам, приседаниями, топаньем и подпрыгиванием инсценируются слова и фразы.

С логоритмическими упражнениями можно соединить музыкальные занятия. Инсценировка детских песен всегда очень нравится детям. К тому же прекрасно развивает слух и чувство ритма. Дети всегда благодатно реагируют на музыку. Она помогает им преодолеть скованность и неуверенность в себе.

Для многих детей в 2-3 года еще очень сложно говорить чисто и свободно. Это не должно пугать и расстраивать родителей. Общайтесь с ребенком дома, на улице, в незнакомых местах. Не ругайте за косноязычие, не высмеивайте и не повторяйте за ним нечисто произнесенные слова.  Наберитесь терпения, проявите творчество и фантазию. Ежедневно с первых лет жизни читайте малышу дома книжки, рассказывайте сказки, пойте колыбельные. С 2-3 лет заучивайте стихотворения. Это все важные элементы логопедических занятий. И вы услышите, как ваш ребенок будет говорить все чище, его словарный запас будет пополняться, интонации будут уместными и яркими. Говорите с удовольствием!

Виды занятий для развития речи

Чтобы стимулировать развитие речи, рекомендуется:

  • выполнять специальную гимнастику для мышц лица, называемую артикуляционной;
  • использовать пальчиковые игры;
  • устраивать игры, в которых малыш будет подражать звукам;
  • учить стихи и пополнять словарный запас другими способами.

Он проведет диагностику, определив параметры развития крохи, а также учтет интересы малютки. Так как главным видом деятельности детей раннего возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.

Если занятия проходят с логопедом, они могут быть как индивидуальными, так и в группах из нескольких деток. Для групповых занятий детей распределяют по возрасту, например, 2-3 года и 4-5 лет. Индивидуально логопед может заниматься с неговорящим ребенком в детском саду или в домашних условиях.

Логопеды подтверждают, что участие родителей в становлении речи сильно влияет на итоговый результат занятий. Если мама и папа активно включаются в работу, делают домашние упражнения и слушают рекомендации специалистов, ребенок гораздо быстрее осваивает правильную речь

Важно лишь помнить, что это длительный процесс, но терпение обязательно будет вознаграждено хорошими успехами малыша

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет


Логопед: Можем мы нарисовать на белом песочке Ваське друга? Ребёнок: Да, можем нарисовать котёнка. Логопед: На белом песке у нас получится такой же беленький котёнок, как и Васька. Потрогай песок. (ребёнок трогает пальчиками песок). Какой песок? Ребёнок: Песок мягкий. Логопед: Нарисуй пальчиком круг – это будет головка у котёнка. Что у тебя получилось?


Ребёнок: Я нарисовал головку. Затем на песке последовательно рисуются все части тела котёнка. Логопед: Какой котёнок получился? Ребёнок: Красивый. Логопед: Да, котёнок беленький, красивый. Повтори за мной. Логопед: Вот теперь у Васьки есть друг. Что будут делать сейчас котята? Ребёнок: Они будут играть. Логопед: Давай не будем им мешать. Пусть поиграют вдвоём. Логопед и ребёнок уходят. Конец занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект логопедического досуга для младшей группы «Домашние животные» Конспект занятия «Домашние птицы» младшая логопедическая группа Конспект совместного занятия детей и родителей 3-4 лет. Профилактика речевых нарушений у детей

Конспекты занятий по развитию речи во второй младшей группе

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Речевое подражание

Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.

Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.

Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.

Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.

Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить. Подражание речи проходит несколько ступеней:

Подражание речи проходит несколько ступеней:

  1. Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
  2. Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
  3. Повторение простых слов (баба, деда, пить).
  4. Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»

Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.

Игры с речевым подражанием

Например:

Очень любят … (обезьяны)

Кушать сладкие … (бананы).

Мы на обезьян … (похожи),

И бананы любим … (тоже).

Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.

Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.

Принципы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Работа с младшими дошкольниками требует особого подхода. Занятия с данной возрастной категорией отличаются не только объемом и содержанием материала, но и особыми приемами:

В этот период малыш познает мир, подражая окружающим. Поэтому в занятия необходимо включить упражнения с подражательными элементами.
Совмещение обучения и игровой деятельности

Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают материал в ходе игры, потому что эта деятельность – ведущая.
Для закрепления навыка необходимо его повторять несколько раз.
В речевом материале должны быть предметы и ситуации, соответствующие детскому опыту.
Уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.
У детей данной возрастной группы внимание еще непроизвольно и кратковременно. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
Структура занятия: начало, основная часть и конец

Начало и конец не занимают много времени, основная часть – дидактическая игра по теме занятия.
Нужно задействовать несколько видов деятельности – тогда малышу будет интересно, и он захочет заниматься дальше. Необходимо чередовать активные игры со спокойными занятиями.
Знания и умения, полученные на занятии, малыш должен применять на практике. Поэтому логопед взаимодействует с воспитателем и родителями ребенка.
Создание ситуации успеха.

При соблюдении принципов работы с детьми раннего возраста, коррекционные занятия будут результативными.

Позвеним колокольчиком.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН,  ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи. Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике.Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:Звенеть колокольчиком  можно по-разному. Давайте позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН!  А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяйте за мной! 

Разминка: пальчиковые игры

Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано

Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:

  1. Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
  2. Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
  3. Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
  4. Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

Норма или отклонение?

Как родители могут понять, что их ребенок отстает в речевом развитии от сверстников? Ведь зачастую мы склонны не придавать этому значения: выговорится, всему свое время. Для начала нужно сравнить его навыки со среднестатистическими для этого возраста.

Итак, чего малыш в норме достигает к третьему году жизни в речевом плане?

  • В его словаре увеличивается количество существительных из числа окружающих предметов.
  • В речи малыша присутствуют практически все части речи, которые по большей части употребляются правильно, согласованно.
  • Предложения постепенно становятся все более длинными, они уже состоят из 3–4 слов.
  • Все меньше употребляются звукоподражания вместо слов.
  • В активном словаре крохи сейчас около 200–300 слов.

Однако часто бывает так, что малыш разговаривает не так активно, но это не свидетельствует о значительных проблемах, а лишь говорит об индивидуальных особенностях развития ребенка. Например, он совсем не говорит или говорит очень мало слов, но при этом:

у него нет заболеваний, нарушений в строении артикуляционных органов, органов зрения и слуха, не было травм головного мозга;
малыш демонстрирует важность общения для него;
не имеет психических отклонений;
понимает обращенную к нему речь взрослых;
понимает и выполняет просьбы, в том числе сложносоставные (возьми книжку с полки и принеси папе);
может показать на картинке тот предмет, который назвали взрослые;
различает слова, которые обозначают действия;
активно использует в общении мимику, интонацию, жесты;
умеет выражать свои эмоции, сопереживать другим (обнять, пожалеть).

В таком случае говорят об индивидуальных темпах развития: при сохранности интеллектуальных способностей речевые обычно идут следом, просто немного медленнее, чем у других детей. При этом малышу достаточно будет логопедических занятий, лучше дома с родителями, чтобы догнать своих сверстников и в дальнейшем ничем от них не отличаться.

Общемировые нормы развития речи в данном возрасте

Между первым и вторым годом жизни словарный запас, включающий в себя имена людей, названия животных, предметов и видов деятельности (то есть большинство простых существительных и основных глаголов), значительно увеличивается. Параллельно наблюдается быстрое развитие физических способностей. При этом совершенствуется способность ходить и производить различные манипуляции с помощью игрушек и других предметов, что оказывает большое влияние на интеллектуальное развитие в целом, в частности, и на формирование правильной речи.

К концу второго года жизни дети начинают использовать свою речь в соответствии с грамматическими принципами. Этот период является наиболее интересным и важным.
Развитие речи значительно ускоряет развитие мышления, что в свою очередь существенно влияет на формирование и других способностей и познавательных психических функций.