Правило светофора

Психологи советуют замещающим родителям в первые же дни озвучить ребёнку правила, принятые в семье. Полагаем, совет полезен для всех, у кого дети выходят из возраста несмышлёнышей.

Правил не должно быть много и они должны быть поняты ребёнку. Их предлагается строить по принципу светофора, только в перевёрнутом порядке цветов. Первый цвет – зелёный: это то, что в семье можно делать всем. Жёлтый – то, что можно делать только при каких-то условиях или ограничениях. Красный – то, что в семье нельзя делать никому (драться, ругаться, пить, курить).

Правила должны быть обязательны для всех членов семьи, а не только для младших!

Какие проблемы могут возникнуть далее?

Даже если разрешение получено и все документы собраны, перед будущими родителями может появиться еще немало проблем. Все их можно разделить на несколько групп: социальные, правовые, моральные, медицинские и т.д.

На усыновление ребенка проблемы социального плана влияют очень сильно.

Также препятствием социального плана может стать недостаточная жилплощадь. Родителям недостаточно иметь собственное жилье, в нем должно быть определенное количество квадратных метров, чтобы ребенок имел достаточно места. Во многом решение социальных проблем зависит от позиции территориальных органов опеки.

Правовые проблемы не менее распространены в нашей стране. Институт усыновления у нас не так развит, как на Западе, многие законы местного и федерального значения дублируют друг друга, создавая множество препятствий в усыновлении.

Очень сложный вопрос – это иностранное усыновление. Если вы хотите взять ребенка, который не является гражданином Российской Федерации, порядок оформления усыновления будет совсем иным.

Одна из самых актуальных проблем – это проблема адаптации нового члена семьи. Если вы берете ребенка не новорожденного , ему может оказаться сложно освоиться в новой среде. К сожалению, у нас не осуществляется на государственном уровне должная психологическая поддержка, которая понадобится родителям и, в первую очередь, ребенку, в первый год после усыновления.

Многие родители также сталкиваются с медицинскими проблемами. Часто от детей отказываются из-за наличия серьезных заболеваний, но также распространены случаи, когда дети из неблагополучных семей не страдают чем-то серьезным, но могут иметь различные, поначалу не выявленные болезни. Любым родителям, решившимся на усыновление, следует быть готовыми к тому, что о здоровье ребенка придется заботиться больше, чем они ожидали.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает притирку к новым родителям, – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

Формы и особенности

Усыновление — форма замещающей семьи

Ребенок в замещающей семье может оказаться путем определенных устройств.

  1. Усыновление. Ситуация, когда у ребенка появляются вторые родители, которые замещают его настоящих. Малыш передается взрослым по решению суда; усыновители указываются, как родные; прекращаются отношения с биологической матерью; обретение всех имущественных, а также неимущественных прав. При этом усыновители не получают денежную поддержку от государства. Основная проблема, которая возникает в данной форме устройства – это продолжительный этап оформления документов, также необходимо пройти судебную процедуру. Стоит учитывать, что к усыновителям будут выдвинуты весьма строгие требования.
  2. Попечительство, опека. Ребенка устраивают на проживание к одному из родственников или к специально подготовленному человеку, желающему взять его на воспитание. Детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста, назначают опекуна, тем, кто старше — попечителя. Особенности данной формы: прикрепление взрослого происходит на основании утвержденного акта о попечительстве, в котором оговариваются сроки воспитания; взрослый принимает на себя роль представителя ребенка, охраняет его имущество; между взрослым и малышом не устанавливаются родственные связи; карапузу разрешается сохранить отношения с кровными родителями. Попечитель или опекун должен отчитываться о проделанной работе соответствующим органом, если он не исполняет требования, должен понести за это ответственность. Воспитание происходит на безвозмездной основе. По исполнению 18 лет государство выделяет ребенку социальное жилье.
  3. Приемная семья. Данный вариант рассматривается, как подвид опеки. Помещение малыша в такую семью происходит на основании соответствующего документа. Гражданам, которые взяли на себя заботу о малыше, выплачивается вознаграждение. «Родитель», который не работает, считается трудоустроенным. К плюсам данной формы относят: возможность для родителей получать дополнительные деньги, а также стаж. Минусы: строгий контроль со стороны опекунских органов, необходимость информирования о методах воспитания, проделанной работе.
  4. Семейный тип детского дома. Взрослого нарекают воспитателем или родителем, а малыша – воспитанником. Количество детей может быть от пяти до десяти. Ребенок находится в таком доме до восемнадцатилетия.

Усыновление детей в 5-6 лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны – мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны – они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей – что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка

Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть

И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
Во-вторых – если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон – явление естественное.
В-третьих – неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.

В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.

Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.

«Включить» переживания и думать

– Людмила Андреевна, есть такое мнение, что душевные передачи про сирот, передвижные выставки «Я ищу маму» и т. п., вызывая заданные эмоции, подталкивают людей «разбирать» ребятишек. Но было бы лучше, если бы родители сами бы доходили до такого решения, а потом смотрели бы базы данных детей, оставшихся без попечения родителей. Вы что по этому поводу думаете?

– Очень сложный вопрос. Практика показывает, что женщины, как правило, реагируют на конкретного ребёнка, а мужчины долго вынашивают мысль о воспитании чужого ребёнка вообще. И в семьях эти точки зрения часто сталкиваются… Я не возьмусь отрицать социальную рекламу: она у многих «включает» внутренние переживания. Главное, не торопиться с решением. Я за то, чтобы каждый ребёнок, находящийся сегодня в социальном учреждении, нашёл если не отеческое, то дружеское взрослое плечо. Если есть семья, которая может воспитывать детей, – это лучше, чем любой самый хороший детский дом. Но навязывания детей, чтобы всех «пристроить» и отрапортовать, конечно, быть не должно.

Почему вы этого хотите?

Светлана Лырчикова, АиФ-Алтай: Что подразумевает этот «курс замещающего родителя»?

Людмила Белогруд: Он включает теоретические темы, тренинги, практические задания для самостоятельного изучения, серьёзный упор делается на психологию. Обучение непродолжительное, но интенсивное. Есть очная форма, которая особенно рекомендуется для усыновителей; для семей из отдалённых районов возможна очно-заочная форма обучения. По окончании подготовки граждане пишут итоговый тест, успешно прошедшим подготовку выдаётся свидетельство установленного государственного образца.

Но не думайте, что Академия замещающей семьи – это некое «протокольное мероприятие». Это серьёзная работа для ума . «Учеников» озадачивает первый же тренинг – мотивационный, который помогает глубже понять мотивы, по которым люди хотят взять ребёнка в семью, и выявить, насколько они продуктивны. Вот часто они говорят: «Хочу дать ему тепло и любовь» – совершенно конструктивный мотив… А вы это готовы дать только здоровому ребёнку или любому? «Да нет, наверное, не любому…».

У нас не так уж редки ситуации, когда люди в ходе обучения понимают, что они не готовы взять ответственность за воспитание ребёнка, перестроить жизнь.

– Людмила Андреевна, а в числе ваших слушателей больше тех, кто рассчитывает на усыновление или опекунов?

– Кандидатов на усыновление, как правило, больше. Это супруги от 30 лет и немногим старше, которые зачастую по определенным обстоятельствам не могут иметь кровных детей. В основном желание граждан принять на воспитание в свою семью ребенка не старше трёх лет. Но бывает, что на стадии подготовки некоторые пары отказываются от намерения брать малыша, и склоняются к более «осознанному» возрасту ребёнка, и речь уже идёт не об усыновлении, а об опеке или попечительстве.


Подрастают мужчины: Как не остаться маменькиным сынком?
Подробнее

– И в чём причина?

– Замещающие родители должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребёнка. Но есть некоторые диагнозы, которые выявляются у детей только после трёх лет, мы об этом говорим, и некоторые потенциальные усыновители не готовы к, скажем так, непредсказуемости. И это их право. Вообще, чем полнее приёмные родители будут представлять возможные трудности в дальнейшем при воспитании и развитии ребенка, с чем придётся столкнуться, тем больше проблем они смогут избежать .

Если Вы решились

Если пришло понимание того, что хотите усыновить или удочерить ребенка, необходимо прислушаться к следующим рекомендациям.

Постарайтесь изучить, как можно больше информации касательно этого вопроса.
Обратитесь за психологической поддержкой в школу приемных родителей или просто к специалисту, который сможет подготовить Вас к данному событию

В специализированной школе изучаются потребности приемных детей, компетенция родителей, особенности развития сироты, психофизиология малыша, последствия, которые могли сказаться на психике крохи, адаптация приемного малыша, родительские навыки обучения безопасности, тонкости полового воспитания, сопровождение приемной семьи.
Перед тем, как брать ребенка на усыновление, обязательно убедитесь в том, что Вы готовы, что получили необходимые навыки, знания и умения.
Важно, чтоб Ваше решение было согласовано с мнением других членов семьи.
Оценивайте возможные трудности, с которыми можно столкнуться при воспитании ребенка.
Если у Вас есть свои дети, подготовьте их к тому, что в семье появится еще один малыш.
Учитывайте то, что на начальном этапе приемный карапуз может враждебно относиться по отношению к Вам или к другим детям. Не забывайте о том, что у таких деток нередко занижена самооценка, очень важное ее повышать, хвалить ребенка за заслуги и поощрять.
Правильно оценивайте свои желания и возможности.

Люди, которые недостаточно подготовлены к процессу усыновления, взяв ребенка в семью, могут совершить немало ошибок, которые негативно скажутся, как на них, так и на малыше.

Теперь Вы знаете, что такое замещающие семьи. Вам известно, какие проблемы могут подстерегать детей и родителей, решающихся на усыновление или удочерение. Нужно понимать, что ребенок, оказавшийся среди чужих для него людей, будет испытывать ряд проблем, возможно, возникновение комплексов, страхов. Поэтому задача родителей, которые решились на то, чтоб его приютить, создать максимально благоприятные условия, позволяющие малышу легче и быстрее адаптироваться

Важно, чтоб карапуз не ощущал своей ненужности, не чувствовал себя лишним в Вашей семье

Ксения, Москва, 51 год, домохозяйка

В 2007 году мы взяли двух сестер, Катю и Марину, из Новосибирска. Им было восемь и девять лет. Когда увидела их фотографию, у меня внутри что-то екнуло. Их сразу вывели и сказали: «Вот ваша мама». Я даже еще не успела ничего сказать, а за нас уже всё решили. Так мы прилетели в Москву и стали устраиваться.

Тогда еще не было школ приемных родителей, и я не до конца понимала, с чем столкнусь. Сейчас я думаю, что первопричина во мне.

Вначале я была очень оптимистично настроена: мы всё сможем. Я только спросила: «Здоровы? Смогут учиться в обычной школе?» Мне ответили: «Да, никаких тяжелых диагнозов нет, учиться смогут». К декабрю у младшей девочки Кати обнаружили бронхиальную астму. А в процессе учебы выяснилось, что она не справляется. Я никак не могла понять, почему Катя не может запомнить буквы, научиться читать.

Уже позже мы обратились к неврологу, который сказал, что детский дом не мог не знать о серьезных задержках развития у своих детей. Таблица умножения ей так и не далась, несмотря на возраст. Это касается даже похода в магазин: она никогда не знает, хватит ей денег или нет.

Как следствие, у Кати был бесконечный конфликт с учителями, и ее отправили в коррекционную школу. Назначили дополнительные занятия с психологом, математику и русский. Как-то раз учительница математики сказала мне после занятий: «Я подняла ваше личное дело и не понимаю, зачем вам это нужно? Вы видели, какие там гены?» Ее вопрос поставил меня в ступор. Тогда я всё еще пребывала в иллюзиях.

Мне казалось, что я воспитывала их как своих. Я довольно строгая мать, могу и крикнуть. Всегда заставляла их учить уроки. Летом мы отправляли их в лагерь, возили в Хорватию, Италию. Мы старались не ограничивать девочек материально, если они хотели сходить куда-то с классом. Но однажды я услышала, как они жаловались, что у всех уже давно айфоны и айпэды, а у них всего этого нет. У нас в семье никогда ни у кого не было айфона.

В 2012 году мы взяли мальчика Андрюшу, ему было десять. Наши дети уже начали жить отдельно, и младший сын сказал: «Чего бы вам не взять еще одного?» Тогда нам всё еще казалось, что всё нормально. Но как только Андрюша переехал к нам, дома начался запредельный праздник непослушания. Ситуация изменилась кардинально.

Посыпались претензии, что я не имею права заставлять их что-то делать, повышать голос. А когда это случалось, они начинали орать в ответ. Почему-то не воспринимали меня.

В их школе проводили специальные беседы, и Марина постоянно мне говорила, что может заявить на меня в полицию, если я буду ее обижать.

Я точно помню: это было 3 марта во время разговора с опекой, когда окончательно рухнули все иллюзии. Позже я так и сказала девочкам: «Я умерла 3 марта». Около полутора часов все трое с ухмылками рассказывали, как плохо они живут. Говорили, как я их истязаю, чего-то от них требую. Катя вообще сказала, что ее избивают.

Всё происходящее казалось мне настолько нереальным, что я только попросила: «Дайте мне бумагу, я на всех троих напишу отказ, если им так плохо». Мне вежливо намекнули, что это испортит статистику, так что отказ я написала только на Андрюшу.

Я помню этот день очень смутно, но вышла я оттуда с высоким давлением.

На тот момент Марина оканчивала 9-й класс, и я понимала, что, если напишу отказ, их отправят обратно в Новосибирск. Мне было попросту жалко девочек.

Они остались с нами, но ничего хорошего из этого так и не вышло. Их отторжение стало еще более демонстративным. Они отказывались прибирать квартиру, домой возвращались и в час, и в два ночи, притом что Кате еще не было восемнадцати. Она звонила моему сыну Саше и просила: «Сань, забери меня от метро, а то я пьяная, и тут полиция ходит».

Лейтмотивом наших отношений было «вы, конечно, много для нас сделали, но могли бы и больше».

Мои сыновья пытались проводить с ними беседы, но всё бесполезно.

Марину я уговорила пойти в колледж, а Катя не смогла сдать экзамены. Потом выяснилось, что она нашла себе компанию, с которой они прогуливали уроки, выпивали и курили в подъездах. Это всё при том, что у нее бронхиальная астма. Так Катя 9-й класс и не окончила.

Каких детей берут в семьи

В замещающие семьи чаще всего попадают сироты

Чаще всего в замещающих семьях оказываются сироты. Также оказаться в новой семье может ребенок, если его родители:

  • несут для него угрозу;
  • были лишены родительских прав;
  • являются недееспособными или имеют ограничения в действиях;
  • находятся на психиатрическом лечении;
  • не имеют возможности воспитывать ребенка;
  • наличие серьезных проблем со здоровьем;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • находятся под следствием;
  • не желают воспитывать ребенка, не живут вместе с ним;
  • отказались от своего чада;
  • уехали в длительную командировку.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

Елена Турлина

Кто не может претендовать на роль родителя

Имеются определенные ограничения для кандидатов, желающих стать воспитателем или родителем. Так откажут в усыновлении или взятии опеки, если имеют место следующие моменты:

  • лишение родительских прав;
  • отсутствие стабильного заработка;
  • недееспособность или ограничение действий;
  • ранее был в роли усыновителя, нарушил данный статус;
  • предоставляет для малыша опасность;
  • имеют место однополые супружеские отношения;
  • страдает алкоголизмом;
  • был осужден за правонарушение, повлекшее за собой вред здоровью или жизни человека;
  • совершил особо тяжкое или тяжкое преступление;
  • отсутствует ПМЖ;
  • ограничение в правах;
  • наличие заболеваний, которые препятствуют нормальному воспитанию;
  • учет в специализированных учреждениях, наркологическом диспансере или психиатрии.

Кроме этого, определенные формы устройства могут предполагать еще и дополнительные ограничения. Например, если предполагается усыновление, то возраст между ребенком и усыновителем должен составлять не меньше 16 лет.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.

Проблемы приемных семей

  В первую очередь, мешают материальные проблемы. Несмотря на все льготы, пособия и зарплату родителей, очевидно, что эти средства лишь с натяжкой могут обеспечить нормальные условия жизни приемной семьи. Чтобы ребенок не выглядел изгоем в компании сверстников, кроме питания, одежды и бесплатного проезда, ему нужен телефон, компьютер, возможность сходить с друзьями в кино или в кафе и т.д. Хорошо, если приемные родители находят для нужд детей бизнесменов, желающих помочь обездоленным, но и эти меры временные.

Многие приемные семьи получают помощь от благотворительных фондов, местной власти, заинтересованной в их развитии и распространении на территории области.

Второй проблемой является жилье. В обычной квартире с удобством могут расположиться 2-3 детей, а если родители чувствуют, что могли бы взять на воспитание 5 детей?

  В некоторых регионах многодетная приемная семья получает в свое распоряжение большой дом, или же местная администрация всеми силами помогает им, выделив участок под строительство и обеспечив средствами или стройматериалами. К сожалению, чаще бывает наоборот, так как не каждый регион располагает бюджетом, из которого безболезненно можно выделить необходимые деньги, нет жилищного фонда, из которого можно было бы бесплатно выделить квартиру, да и многие чиновники более чем прохладно относятся к просьбам приемных родителей помочь им с жильем.

А именно многодетные приемные семьи могли бы решить проблему сирот и детей, лишившихся родительской заботы по разным причинам.

Келли Голуэй, Ирландия, 48 лет, медсестра

В Ирландии распространено долгосрочное опекунство, и уже более десяти лет с нами живет мальчик с очень особенными потребностями. Он хронически болен и нуждается в энтеральном питании. К тому же у него СДВГ (синдром дефицита внимания) и аутизм. Ему нужны особый уход и лекарства, а его мать не могла всё это обеспечить.

Не так давно от нас ушли два мальчика-подростка, которые прожили с нами три года. Когда мы их взяли, им было тринадцать и пятнадцать лет. Они всё время хотели вернуться в свою родную биологическую семью, что в итоге и произошло. Сейчас мы не поддерживаем связь.

Тебе могут предложить наркозависимого ребенка или того, кто только что прошел курс реабилитации. Или девочек, у которых не было здоровых отношений с мужчинами. Да, опекунам дают правдивую и детальную информацию о детях и их опыте, но нужно понимать, что не обо всём дети готовы были рассказать.

Мои собственные дети были младше мальчиков, когда мы их взяли, так что на тот момент я не имела опыта общения с подростками. Поэтому их поведение иногда шокировало, ведь с некоторыми вещами мы раньше не сталкивались.

У первого мальчика, Джона, был сложный характер. В итоге он перебрался в Англию, где попал в тюрьму. Его мать очень плохо относилась к нему, она никогда не играла отведенную ей роль, а была ему скорее другом. Она пристрастила его к наркотикам, потому что сама была зависима. Именно из-за наркотиков он оказался в тюрьме. Джон не ходил в школу и почти всё время, пока жил у нас, был под кайфом.

У второго мальчика было искаженное представление о женщине, из-за того что он подвергался сексуальному насилию.

О том, чтобы заставить его видеть во мне мать, не было даже и речи.

Первые шесть месяцев они оба прилагали все усилия, чтобы мы вернули их обратно. Потому что до этого все от них отказывались, включая их бабушку и дедушку. Мы это знали и отказываться не собирались. Мы искренне хотели помочь и обеспечить им прочную семью. В итоге они поняли это и восприняли с благодарностью

Важно не забывать, что дети часто принимают опекунов в штыки. Они хотят быть не с тобой, а со своей мамой, даже если она алкоголичка, даже если подвергала их жизнь опасности

У меня не было идеалистических представлений. Мои родители занимались опекунством, когда я была ребенком. Иногда они брали девочек, которые были беременны, но скрывали это от семьи. Я выросла с этим.

Я сама медсестра, так что смотрела на опекунство без лишних иллюзий и была готова. Но я знаю много пар, которые идут на это с мечтой забрать себе миленького голубоглазого светловолосого малыша. Даже те люди, у которых есть свои дети, не всегда до конца понимают, с чем будут иметь дело. Ты не можешь сказать: «О, я возьму опеку всего на год». В таком случае ты причинишь ребенку больше вреда, чем пользы.

Ты не можешь просто так бросать детей, которые тебе не подошли, — их и так слишком часто бросали.

Люди должны идти на это с широко раскрытыми глазами. Надо понимать, что ты отдаешь свой дом, свою свободу, свое время, которое мог бы провести с родными детьми. И поскольку чаще всего это проблемные дети, ты проводишь с ними гораздо больше времени, чем со своими собственными. Ты должен понимать причины, почему ты это делаешь, чтобы не вызвать сопротивление со стороны твоей семьи.

Нужно быть готовым и к тому, что процесс оформления опеки очень непростой. Органы внимательно изучают досье усыновителей, твою семью, проводят около двенадцати интервью. Причем не только с тобой, но и с остальными членами семьи. Если, например, раньше у тебя были отношения, пусть даже сорок лет назад, — они всё равно найдут твоего партнера и опросят его.

Возникает ощущение, что эти люди вспарывают твою жизнь, пока ты сам около полугода пребываешь на постоянном допросе. Но и дети проходят проверку, прежде чем попасть в семью.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Воспитание приемного ребенка

Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.

Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.

Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.

  Подготовка, которую проводят для взрослых, желающих стать приемными родителями, предостерегает от таких шагов. Специалисты дают будущим родителям советы и рекомендации, как избегать конфликтных ситуаций, и все же часто бываю случаи, что взрослые, взяв в семью ребенка, особенно старшего возраста, через некоторое время расторгают договор о приемной семье и возвращают ребенка в детдом, объясняя поступок несходством темпераментов или чем-то подобным. На самом деле, такая причина может и возникнуть, но чаще это непонимание психологии чужого ребенка, который не оправдывает возложенных на него ожиданий и не кланяется в ножки приемным родителям за каждый кусок хлеба.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.

Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.

Если вы думаете, что надо бы взять ребенка из детдома на воспитание – не сомневайтесь, берите. Органы опеки не оставляют без помощи людей, спасающих детские души и воспитывающих полноценных граждан нашей страны.

В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.