Последствия постоянных запретов

И всё-таки: к чему могут привести постоянные запреты? Что ждёт во взрослом возрасте человека, которому в детстве слишком часто и безосновательно говорили «нельзя»?

«Родительские запреты, как правило, остаются в голове на всю жизнь. Конечно, не в буквальном виде — они трансформируются в глубинные установки. Например, мама твердила: “Нельзя оставлять кашу на тарелке”, а ребёнок потом живёт, старательно соблюдая правило: “Другие лучше знают, чего я хочу”. Вариант “Ну доешь, пожалуйста” или стократно повторённое “А может, всё-таки поешь?”, кстати, ничуть не гуманнее. Тут можно усвоить: “Насиловать меня чужими желаниями — это окей”, “Моё «нет» ничего не значит”, “Идти против ощущений тела, чтобы порадовать других — нормально”. Эрик Берн писал по этому поводу: “Дрессированному животному не надо слышать голос хозяина: он всегда внутри”.

Да, иногда эта граница проходит там, где заканчивается ресурс матери, и он имеет важность и ценность. Отсюда возникает, например: “Перестань лить воду на пол, я устала её вытирать

Запрещаю”. От этого никуда не деться, но тут важна, скорее, пропорция.

Если у ребёнка непропорционально много запретов, то он начинает ощущать: мир чаще говорит мне “нет”, чем “да”. И в какой-то момент, взрослея, уменьшает количество попыток взять от вселенной то, что ему нравится. Занять комфортное место, попросить достойную оплату, выйти за границы системы и изобрести свою. Такое под силу только человеку с “живым, любопытным тоддлером внутри”, который способен распознавать свои желания и творчески приспосабливаться к окружающей среде, чтобы эти желания исполнять», — говорит психолог Елена Садыкова.

Детский психолог Ксения Несютина добавляет:

«Как правило, такие люди:

  1. Излишне тревожны. Борются со своей тревогой с помощью сверхконтроля. Иногда почти так же, как это делали их родители.
  2. Пассивно-агрессивны. Ведут себя так, что злят всех вокруг: опаздывают, говорят неуместные шутки, подводят коллег или друзей. Всё из-за ярости, которая была на родителей в детстве, осталась сидеть внутри не может найти адекватного выхода.
  3. Депрессивны. Могут часто обвинять себя, заниматься самобичеванием. Бессознательно наказывать себя и лишать простых радостей или постоянно попадают в неприятные истории.
  4. Не имеют своих целей и желаний. Могут долго оставаться зависимыми от родителей. Или меняют родителей на другие созависимые отношения».

Помощь адвоката об ограничении общения с ребенком

   В судебных спорах связанных с правами ребенка Вам может понадобиться помощь адвоката по семейным делам. И мы с огромным удовольствием и не меньшим профессионализмом готовы оказать ее на любых стадиях разбирательств, начиная от консультации и заканчивая исполнением судебного акта.

   В рассматриваемых судебных спорах очень важно собрать полную доказательную базу и на основании нее подготовить грамотное заявление в суд.    Не стоит пренебрегать этим советом, поскольку речь идет о ребенке, а бесстрастно защитить его права самостоятельно порой очень трудно

   Не стоит пренебрегать этим советом, поскольку речь идет о ребенке, а бесстрастно защитить его права самостоятельно порой очень трудно.

Автор статьи:

адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

Как доказать, что отец плохо влияет на ребенка?

   Если при или после встреч с отцом ребенка не узнать – он капризничает, ведет себя не так, как обычно, нецензурно выражается – есть повод ограничить общение отца с ребенком. Но как это доказать? Безусловно, для этого нужны неопровержимые факты, а не догадки или подозрения матери, среди которых могут быть:

  1. Свидетельские показания, в том числе близких родственников
  2. Показания, данные психологом, работающим с ребёнком
  3. Данные полученные органами опеки и попечительства о судимости отца (при наличии), приводах в полицию и т.п.
  4. Данные о том, что отец ребенка не имеет в собственности или пользовании жилья, пригодного для нахождения в нем ребенка (по площади, состоянию и т.п.)
  5. Факты доказывающие, что отец не здоров — туберкулез, гепатит, и т.п. Или состоит на учете у нарколога, психолога и тому подобное

   В случае если судом уже установлен график общения с ребенком – данные о его регулярном нарушении. Эти обстоятельства могут или наносят психологические травмы ребенку.

   Помимо вышеизложенного обратитесь к органам опеки. Попросите их провести беседу с отцом – этот факт будет зафиксирован. Также сотрудники органов опеки обследуют жилье отца, на предмет его соответствия потребностям ребенка. Обязательно привлеките их в качестве третьих лиц в судебный процесс, данные показания будут очень важны для Вас.

   Кроме того, в рамках для подготовки к судебному разбирательству можно опросить самого ребенка, поинтересоваться, чем они занимаются во время встреч с отцом. Но! Такая беседа должна быть проведена психологом.

    Суд, по своей инициативе, или по ходатайству лица, участвующего в деле также может опросить ребенка, спросить его мнение. Если ребенок старше 10 (десяти) лет, то его мнение будет иметь существенное значение при рассмотрении дела и, если у отца нет проблем с законом или здоровьем, то вряд-ли Вы сможете ограничить его в правах.

8 самых важных запретов для детей

Не играй на проезжей части (там, где ездят машины). Стоит ребенку это объяснить, потому как проезжая часть словосочетание для него незнакомое. Этот запрет, который стоит строго соблюдать в любом возрасте

И не важно, если по этой дороге проезжает одна машина за день. Причем мало просто о нем говорить, стоит показывать специальные мультики и проследить за усвоением пройденного.

Не обижай кошечку, собачку, насекомых

Да и вообще всех животных. В первую очередь, это моральные устои. И если ребенок нарушает данный запрет, то это ведет к психологическому отклонению и сознательному желанию делать кому-либо больно. И дело вовсе не в любопытстве. В таком случае поможет только психолог и правильная тактика поведения родителей.

Не сиди у самого окна. Не лезь на подоконник. Этот запрет помогает сохранить здоровье малыша и его жизнь, так как в силу своего любопытства ребенок не подразумевает об опасности. Конечно, ребенок должен изучать мир, но окна и подоконник без подстраховки родителей не должны быть объектом изучения. Расскажите ребенку об опасности такого интереса и не скрывайте возможных последствий.

Игры с огнем опасны. Не разрешайте ребенку играться со спичками и зажигалкой. Это может привести к различным ужасным последствием. Мало того, изучите вместе с ребенком правила поведения при пожаре, заучите с ним номера пожарной безопасности, адрес, свою фамилию и имя. Обучать ребенка также через мультфильмы.

Не говори с незнакомыми. Еще один запрет, который не терпит исключений. Ребенок должен понимать, что нельзя ни при каких обстоятельствах говорит с незнакомыми слишком открыто, рассказывать подробности жизни, говорить адрес, и самое главное нельзя идти за ними. Это касается даже тех людей, которые представляются знакомыми родителей или кажутся очень добрыми. Расскажите ребенку о плохих последствиях таких разговоров, это поможет воспринимать ситуацию серьезно. Чувство страха здесь является нормой, он вызывает инстинкт сохранения.

Нельзя брать чужие вещи, без спроса. Чаще всего дети с нормальным спокойным моральным устоем быстро понимают этот запрет. А вот, если за ребенком наблюдаются признаки воровства, то стоит понимать прежде всего, что вина ребенка здесь минимальна. Чаще всего детское воровство возникает в ряде нарушений психики, стоит обратиться в таком случае к психологу.

Не убегай от мамы. Будь в зоне видимости. Детей стоит учить этому запрету с малых лет. Особенно в том случае, если мама не является полноценным авторитетом для ребенка. В таком случае стоит водить ребенка на прогулку в места с ограниченным пространством. Также стоит повышать авторитет мамы.

Не суй пальцы в розетку! В первую очередь, это безопасность малыша. Кстати, можно обучать ребенка также через мультики. Этот запрет ребенку послужит долгую службу. Вариантов для компромисса в нем тоже нет, и ребенка стоит предупредить об этом.

Таким образом, стоит помнить о том, что все запреты данные ребенку, созданы для его же безопасности, поэтому не стоит ими пренебрегать. Учите ребенку слову «нельзя» спокойным тоном, используя объяснения. И спустя время вы заметите, что ваш ребенок быстро усваивает ту информацию, которая очень важна. Не забывайте его хвалить, если он делает все правильно.

Роман с миром

Ребёнок начинает понимать слова «нет» и «нельзя» ещё до своего первого дня рождения. И именно в этот период, хотите вы того или нет, вам приходится их говорить малышу. Ведь лезть в кошачий лоток, хватать со стола нож и швырять на пол телефон действительно нельзя. Это опасно, негигиенично, да и покупать новый смартфон каждую неделю — так себе удовольствие.

Здесь важно сразу решить: если телефон бросать со всей силы на пол нельзя — значит, этого делать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. И никакой телефон, даже сердобольной бабушки, которая разрешает любимому внуку ломать её технику

Ребёнку сложно объяснить, почему мамин смартфон бросать нельзя, а бабушкин можно. Поэтому добиваемся единогласия в этом вопросе.

«Детская любознательность — это нормально. Где-то в 1.2-1.5 у ребёнка начинается период под названием “роман с миром”. К этому возрасту дети уже могут сами передвигаться и дотягиваются до самых укромных уголков квартиры.

Благодаря этому у ребёнка начинает формироваться осознание собственного “я” — ощущение отдельности от мамы. В дальнейшем именно этот этап закладывает основы — мотивации, желаний, стремлений, умения ставить цели и добиваться их», — подчёркивает детский психолог.

А для двухгодовалого малыша — ещё и невероятная пища для ума. Почему снег такой холодный? Почему он рассыпчатый и когда в него падаешь — мягко? А в руках он тает. Издалека выглядит белым, а вблизи — не совсем. В общем, вы поняли.

Ну, а любимое детское развлечение — прыжки по лужам — психологи давно признали отличным способом познания природы и взаимодействия с различными субстанциями. Игры с водой очень нравятся детям, лужи завораживают и удивляют их. Малыш делает много открытий и выводов, строит логические связи у себя в голове, экспериментирует и просто от души веселится.

Личный пример

С самого раннего возраста надо приучать ребенка к слову «нельзя».

Также с самого начального этапа приобщения нужно внедрять главное условие обучения – правило личного примера родителей.

Конечно, вы не будете тыкать пальцы в розетку, совать в рот игрушки, трогать спичку за зажженный конец. Это без особого объяснения понятные действия с явно выраженными признаками опасных последствий.

Курению, употреблению спиртного, проведению за компьютерными играми неограниченного времени, употреблению в разговоре нецензурной лексики – всего того, от чего вам бы хотелось оградить ребенка – вы должны для начала СЕБЕ сказать четко и категорично: «Нельзя!»

Бесполезно запрещать ребенку то, что вы разрешаете себе.

Если запретительные правила в семье распространяются не на всех или вообще только на ребенка, то могут сформироваться определенные психологические проблемы и в ваших отношениях с ребенком, и у него самого.

Восприятие ребенком данной ситуации может пойти по двум направлениям:

  1. «Им можно, мне нельзя, потому что они плохие».
  2. «Им можно, мне нельзя, потому что я плохой».

В первом случае ребенок может направить неприятие и агрессию от себя на родителей или на сверстников, во втором – внутрь себя. В первом случае ребенок может начать разрушать социальные связи, во втором – может начаться процесс самоуничижения и саморазрушения.

7 правил для мудрых родителей

Пусть слово «нельзя» будет категоричным отказом. Но используйте его только в самом необходимом случае. Со временем ребёнок привыкнет, что нельзя, значит, совершенно точно нельзя. Для не столь категоричных отказов используйте другие формулировки.

Всегда объясняйте причину запретов.

Не говорите «не ешь столько шоколада», «я сказала, нет, значит, нет», лучше скажите: «Малыш, ты уже съел много сладкого, лучше выпей йогурт». Естественно, на запреты ребёнок будет либо обижаться, либо пытаться сделать всё назло, либо кричать. Это абсолютно нормальная реакция

В этом случае ребёнку важно услышать, что вы его понимаете: «я понимаю, ты расстроен из-за того, что…». Совсем маленьких детей можно попробовать отвлечь

Запретов не должно быть много.

Используйте запреты, когда может случиться что-то опасное или непоправимое. По возможности убирайте все документы, ценные вещи, хрупкие и опасные предметы так, чтобы ребёнок их не достал. Так вы будете знать, что ребёнок ничего не испортит и не поранится, и вам не придётся постоянно ходить за ним со словами «не открывай», «не трогай».

Чем больше вы что-то запрещаете ребёнку, тем менее уверенным в себе он будет, так как у него будут трудности с принятием решений.

Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым.

Недопустимо, чтобы, например, папа запрещает долго играть в компьютер, а мама разрешила. Это только покажет ребёнку, что запреты ничего не значат.

Говорите чётко и уверенно.

Не кричите и не говорите запреты «извиняющимся» тоном.

Не запрещайте ребёнку проявлять эмоции.

Например, в семье у Натальи Водяновой детям запрещено плакать:

Я считаю, что так делать нельзя. Пусть ребёнок выражает те эмоции, которые он чувствует. Иначе в будущем, он не сможет адекватно оценить своё состояние и состояние других людей.

Чаще предлагайте альтернативу или ищете компромиссы.

Их можно найти практически в любой ситуации:

  • Хочет лечь спать на час попозже, договоритесь с ним, что можно только на полчаса.
  • Вы готовите ужин, а ребёнок хочет помочь вам что-то порезать? Предложите ему пока помыть овощи или разложить приборы на стол.
  • Хочет разбрасывать свои игрушки? Не запрещайте, но договоритесь, что он потом их уберёт.

Запреты крайне важны для детей, так как они делают мир более понятным и безопасным для них. Но не бойтесь предоставлять детям как можно больше свободы и доверяйте им (свобода – это не вседозволенность). Помните, что большое количество запретов будут подавлять инициативность вашего ребёнка.

Пусть запреты будут только там, где они действительно необходимы. Ведь нет ничего страшного, если ребёнок пройдёт по лужам, измажется красками или иногда съест что-то не очень полезное. Пусть дети проявляют свою индивидуальность.

Что такое экранное время и доказан ли его вред

Экранное время — это время, которое мы тратим на телевизор, телефон, планшет, ноутбук или компьютер. Принято считать его опасным, но научных подтверждений вреда психике и развитию детей от экранов нет.

Американская академия педиатров и Британский Королевский колледж педиатрии и детского здоровья обращают внимание: экранное время неоднородно. Бездумное потребление вредного контента ребенком отличается от индивидуального игрового процесса

Исследовательский центр SRI International из Кремниевой долины выяснил, что игровое обучение повышает когнитивные навыки на 12%. Кажется, что сидящие за экраном дети превращаются в изолированных овощей. На самом же деле большинство их действий интерактивны. Дети занимаются творчеством, решают проблемы, думают  и общаются. Учатся системному мышлению, обработке информации и командной работе.

Мы настолько боимся экранного времени, что противопоставляем его физической активности. Сидячий образ жизни детей — проблема, которую нужно решать. Но делать технологии козлом отпущения — наивно и неправильно, считает Джордан Шапиро. Вместо этого стоит понять, как правильно интегрировать технологии в образ жизни современного ребенка.

Правила запрета детям

  1. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Любознательный малыш, исследуя пространство и окружающую среду, может испортить немало ценных вещей. Но если вы предложите ему на выбор интересную развивающую деятельность то, конечно, все будет в целости и сохранности. И окрики“ нельзя” в вашей семье останутся в прошлом. Самостоятельно дети до 5-6 лет редко могут придумать себе занятие. Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша.
  2. Нельзя запретить ему фантазировать, строить домики под столом, громко смеяться и пр. Для дошкольника такое поведение является нормой. Помните, способность управлять собой формируется только к 6,5-7 годам.
  3. Без мотивации запреты не действуют. Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Всегда следует объяснить малышу — почему нельзя, какие могут быть последствия. Запреты излагайте четко и ясно — без длинных лекций и чтения нотаций, а еще лучше – в игровой форме.
  4. При каждом удобном случае предлагайте ребенку выбор. Это повысит самооценку малыша. Предложите на выбор — синюю или желтую шапку, а перед купанием он сам выберет игрушки, которым пора купаться.
  5. Будьте примером своему малышу. Ваше «нельзя» будет пустым звуком, если вы сами позволяете себе нарушить правило. Не нарушайте сами введенные запреты. Нельзя сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы смотрите сериал.
  6. Избегайте нравоучений! Полезнее читать детям умные и красочные книжки. Сюжет из стишка запомнится малышу надолго. Смотрите вместе и обязательно обсуждайте специально созданные для расширения кругозора мультфильмы.
  7. В общении с ребенком проявляйте изобретательность. Чтобы меньше одергивать ребенка в поликлинике, прихватите с собой книжку, яркую бумажку или игрушку. Даже разглядывание фантика от конфеты и нахождение знакомых букв может увлечь ребенка. Вместо «прекрати капризничать, так нельзя!», спокойно скажите: «Машенька, пойдем, выберем игрушку для кошки. Посоветуй, сынок, какую открытку купить для бабушки».
  8. Позаботьтесь, чтбы ваш дом был безопасным для передвижения малыша. Установите заглушки, накладки на углы, опасные предметы разложите в недоступных местах и пр.
  9. Требования должны быть едины. Запреты должны исходить от всех членов семьи. Папа не должен разрешать то, что только что запретила бабушка.

Запреты ребенку

  1. Запрещено бить других и драться. Жестокость следует пресекать, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рвать бумагу, лепить, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.
  2. Нельзя нарушать нормы морали. То есть, плеваться, сквернословить, бросать в людей предметами, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом.
  3. Запрещено обижать животных. Покажите, как нужно помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца, свозите ребенка на экскурсию в зоопарк, конюшню.
  4. Нельзя брать чужие вещи. Присваивать чужие игрушки, брать вещи родителей или надкусывать продукты в магазине — нельзя. Спокойно и твердо нужно объяснить, чем заканчиваются такие поступки. Можно попросить знакомого сыграть роль полицейского, если объяснения не помогают.
  5. Нельзя убегать от мамы.  Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя, а прежде чем отлучиться (до песочницы или до соседнего прилавка в магазине), нужно сказать об этом маме.
  6. Запрещено залезать на подоконники. Этот запрет категорический, даже, если у вас пластиковые окна и приняты все меры безопасности.
  7. Нельзя играть с огнем. Посмотрите с ребенком детские книги или мультфильмы на эту тему.
  8. Запрещено играть на проезжей части. Это правило изучите на картинках и закрепите эффект полезными мультфильмами.
  9. Нельзя вставлять в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Обязательно объясняйте ребенку, почему это опасно.
  10. Нельзя делать то, что создает опасность для окружающих людей. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.

Если вы будете достойным примером для своего ребёнка, тогда он четко усвоит, как можно поступать, а что категорически запрещено.

Четкие и неизменные границы?

Итак, первая мысль, имеющая место в нашем обществе: детям нужны жесткие и четкие границы, рамки поведения, от сказанного отступать нельзя, иначе ребенок быстро поймет, что родителями можно манипулировать. Плачет и кричит? Не обращать внимания, запретить кричать или выйти из комнаты. К рукам не приучать. Обещала наказание — наказывай. Озвученные последствия обязательно должны наступить. Нельзя допускать вседозволенности. 

Воплощение в жизнь этой идеи о жестких и неизменных границах  чревато тем, что стремление к послушанию становится важнее отношений. Но влиять на ребенка, с которым у нас плохие отношения, очень сложно. 

Это не про здоровые ограничения и последовательность. Это ригидность и неспособность быть гибким и учитывать свои потребности и потребности ребенка, невозможность находить оптимальные варианты.

Родителям, которые жестко и методично применяют наказания и требуют исполнения требований любой ценой, как правило, приходится частенько еще сильнее «закручивать гайки».

Потому что то, что работает сегодня, заставляя ребенка слушаться (например, лишение экранного времени или встреч с друзьями), перестанет работать завтра.

Во-первых, ребенок подрастет, во-вторых, его чувства от слишком большой уязвимости будут онемевать. То, что сегодня его пугало и заставляло вести себя так, как от него этого ждут, завтра вызовет реакцию: «А мне все равно! И забери планшет, мне он вообще не нужен!»

Мало того, слишком рано и слишком категорично ожидая от детей послушания и соответствия некой внешней форме, мы тормозим развитие истинной зрелости. 

У ребенка есть три важных процесса развития, о которых говорит Гордон Ньюфелд. Постепенное созревание этих процессов приводит к истинной внутренней зрелости.

1. Процесс становления, который отвечает за интерес и любознательность, живость, наполненность планами и идеями, жизненную энергию, стремление к автономности и независимости, уважение отдельности и границ других, и так далее.

2. Процесс адаптации, который отвечает за способность извлекать пользу из трудностей, принимать то, чего не изменить, не взрываться агрессией при раздражении, восстанавливаться после жизненных сложностей и потерь, быть жизнестойким, находчивым, учиться на ошибках и неудачах.

3. Процесс интеграции, который дает многомерное видение и ощущение себя и ситуаций с разных сторон, позволяет быть с другими, но не терять при этом себя, видеть разные точки зрения, не быть черно-белым, быть способным на мужественные поступки, справедливым, чутким, способным сотрудничать, быть способным видеть перспективу, и так далее.

Все эти три процесса развития, как видно на изображении выше, базируются на глубоких и надежных отношениях со взрослым, на шести уровнях привязанности, которые созревают у ребенка в этих отношениях. 

Аналогия с растением: три процесса развития — это верхняя часть, над землей. Чем крепче невидимые корни под землей (привязанность), тем сильнее будет расти верхняя часть.

Когда мы выстраиваем слишком жесткие, ригидные границы в отношениях с ребенком и требуем их соблюдения любым путем, то вместо надежности и безопасности, мы создаем ощущение небезопасности. И это приводит к тому, что развитие этих трех процессов замедляется и вместо этого выковывается внешняя форма, внешнее поведение. Такое, какое мы ожидаем от ребенка.

Психика ребенка быстро отказывается от того, что важно ему, когда в отношениях с близким взрослым становится небезопасно. Мы получаем желаемое поведение за счет ребенка, а не во благо ребенка

Потому что привязанность — она не совсем про любовь, она для психики ребенка в первую очередь про выживание. Связь должна быть. Если уж не надежная и глубокая, то хоть какая-нибудь, даже ценой депривации потребностей ребенка.

Не шалости, а любопытство

Запреты и ограничения в родительстве неизбежны. Невозможно позволять ребёнку абсолютно всё: это просто опасно для него и окружающих. Но зачастую оправданные фразы «не лезь к розетке» и «не включай плиту» существуют в соседстве с одёргиваниями по любому поводу и без. У многих мам и пап просто входит в привычку говорить своему ребёнку «нельзя» и «не лезь».

Представьте: полуторагодовалый малыш решил положить печеньки в кружку с водой и с удивлением наблюдает, как они там размокают. Наверняка вам захочется огорчённо крикнуть: «Так делать нельзя!» и прекратить это безобразие. Спокойствие. Это обычное природное детское любопытство, без которого невозможно развитие ребёнка.

Стоит ли такие вещи запрещать? Решать только вам, но психологи советуют как можно меньше ограничивать ребёнка в стремлении познавать мир. Это для вас — баловство, а для тоддлера — важный и интересный эксперимент. Мы не можем заглянуть в голову малыша, но предполагаем, что в момент такой шалости мыслительный процесс ребёнка работает очень активно: почему печенье становится мягким, а вода мутнеет? А ещё: почему маме всё это не нравится? Ведь это так интересно!

«Постоянные запреты, иногда лишённые смысла, делают ребёнка тревожным, стеснительным, замкнутым. Часто родители запрещают что-то из-за своей тревожности за жизнь и здоровье ребёнка: вдруг простудится, вдруг упадёт и разобьёт нос, вдруг он что-то испортит и придётся за это платить.

Эта постоянная неуверенность и тревожность родителя передаётся ребёнку. Он тоже начинает бояться всего вокруг. Боится спросить что-то у воспитателя: вдруг поругает. Опасается подойти к другим детям: вдруг не захотят играть. Боится строить свою башню из лего: вдруг упадёт. Понятно, что это сильно тормозит развитие ребёнка и может стать причиной будущих неврозов.

Есть и другой вариант: ребёнку приходится постоянно подавлять в себе злость, чтобы быть хорошим мальчиком или девочкой. Когда мы подавляем злость, мы подавляем и все остальные чувства. Из-за этого ребёнок становится апатичным, скучающим, ему ничего не интересно», — говорит детский психолог и многодетная мама Ксения Несютина.

Дети, которых не одёргивают без повода и дают больше свободы действий, обычно выделяются среди сверстников. Они весёлые, активные, творческие, креативные и разносторонне развитые. Как правило, такие дети легко знакомятся и заводят друзей, доверяют родителям и добиваются успехов в разных областях.

«Если тебя всегда ругают, и ты постоянно виноват в том, что зашёл на бордюр, толкнул камешек ногой, залез на горку, слез с горки, то невольно у ребёнка формируется ощущение — «всё из-за меня, я плохой». Такие дети живут с постоянным чувством вины и низкой самооценкой. В школе такой ребёнок, зная урок на пять, ответит на тройку, потому что считает, что большего он не заслужил. В будущем они выбирают отношения, где их используют и манипулируют», — говорит психолог.