Разговаривайте

Придумывайте спорные ситуации, чтобы показать ребенку разные возможности их решения, и просите его самого решить, как именно лучше поступить. Обсуждайте итоги всех его действий и поступков и позволяйте ему свободно выражать свои мысли. Пусть он открыто говорит о том, что вызывает его непонимание. В свою очередь, объясняйте, почему вы в конкретной ситуации поступаете именно так, а не иначе. Заключайте соглашения! Договоритесь, например, что вы почитаете сказку на ночь и посекретничаете минут 10 перед сном, если малыш вовремя прекратит вечерние игры и самостоятельно приготовится ко сну. Предупредите, что если договоренность с его стороны будет нарушена, все запланированное сразу отменяется.

1. Установить разумные ожидания

«Я в твои годы сама стирала, прибиралась, делала уроки, да еще и за младшим братом присматривала, а ты…» — с укором сообщаем мы детям, когда за час после пробуждения не сделали ничего, кроме скроллинга соцсетей.

Часто мы требуем слишком многого. Удивляемся, что сын не умеет завязывать бантик, хотя видим, что все его кофты на молниях, а обувь — с системой быстрой шнуровки. Возмущаемся, что дочь не умеет ничего готовить, при этом сами постоянно заказываем домой готовую еду.

Перед тем, как чего-то требовать от детей, было бы здорово задуматься над двумя вопросами:

  • Был ли у них шанс этому научиться? Создали ли мы условия, чтобы дочь готовила еду, а сын — легко завязывал бантик. И объяснили ли, зачем это нужно и при каких обстоятельствах может пригодиться.
  • Эта задача соответствует способностям ребенка? Пятилетнему ребенку трудно заснуть самостоятельно, а десятилетний еще не владеет тайм-менеджментом и не знает, как планировать свой день. И это нормально.

Как привить мальчику культуру?

Рождение сына — это отличный повод изучить правила культурного поведения и восполнить пробелы своего воспитания. Зная, как правильно воспитать сына, можно вырастить галантного кавалера.

Чтобы будущий мужчина всегда уступал место в общественном транспорте, это должен делать его отец.

Папа никогда не должен повышать голос на мать и, тем более, поднимать на нее руку. Он должен всегда встречать ее в темное время суток и без напоминаний брать из рук сумки. Необходимо всегда откликаться на просьбы жены, дарить ей цветы на праздники и без повода, говорить комплименты.

Копируя поведение родителей, мальчик научится выстраивать отношения с девочками, а позднее — со своей женой.

Чтобы вырастить культурного человека, нужно приобщить его к чтению. Ученик 3-5 класса будет восхищаться героями приключенческих романов Рафаэля Сабатини, Александра Дюма, Жюля Верна и подражать им в реальной жизни. Для подростка лучше подобрать литературу в жанре научной фантастики. Возможно, ее прочтение побудит мальчика заняться своими исследованиями и открытиями. Родителям следует тщательно отбирать литературу для сына, чтобы он смог ознакомиться с лучшими произведениями мировой литературы.

Не стоит пренебрегать танцами. Некоторые люди, размышляя о том, как воспитывать мальчика, не советуют учить его танцевать. Они считают это женским занятием. Но танцевальные упражнения хорошо тренируют разные группы мышц и формируют безукоризненную осанку. Умение танцевать вальс позволит парню почувствовать себя настоящим кавалером.

Размышляя, как воспитать мальчишку правильно, нужно руководствоваться здравым смыслом. Любые воспитательные меры не должны осуществляться с насилием.

Организационный виш-лист

И напоследок давайте перечислим процессы, которые важны для успешной учебной жизни ребенка. Ваш ученик может выполнять их на автопилоте, а может забывать о них постоянно, но хотя бы классу к седьмому-восьмому стоит их проработать. Хотя бы затем, чтобы через несколько лет вам не пришлось говорить друзьям и знакомым: «Я не могу принять это чертовски привлекательное приглашение, слишком занята: мы с ребенком сдаем сессию».

Подъем по будильнику.

Самостоятельные утренние сборы в школу, хороший завтрак.

Умение запирать, отпирать квартиру и не забывать ключи.

Самостоятельный поход в школу и обратно.

Обеспечение связи (заряженный телефон, все время с собой).

Контроль количества денег на проезд и школьные завтраки.

Заполнение дневника и запись домашнего задания в дневник.

Умение следить за временем по часам.

Прогнозы о том, сколько времени займет выполнение уроков.

Самостоятельное и своевременное выполнение уроков.

Поиск учебного материала в домашней/школьной библиотеке и Интернете.

Собирание рюкзака в соответствии с расписанием на следующий день.

Поддержание в порядке всех школьных принадлежностей (ручки, линейки, циркуль и пр.).

Уборка на рабочем месте (чтобы не страшно было подходить к нему на следующий день).

Уборка школьной формы в положенное место.

Обеды и полдники вовремя.

Наверняка вам захочется чем-то дополнить наш список. Это простая «техническая база» учебного процесса, но она, правда, важна. И похоже, виш-лист не так уж огромен, за несколько лет можно помочь ребенку отточить все эти навыки, облегчить ему путь к самостоятельности и успеху, а себе – обеспечить покой и уверенность человека, который знает, что его отпрыск – научен нужным вещам.

Стили воспитания

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе

Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно

Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.

Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать своего малыша иначе». Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.

В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.

Демократический стиль

Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость

Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт)

Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет. Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.

Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки». Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.

В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу

Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет

Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.

5. Позволить ошибаться и поддерживать

Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.

Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».

Формирование ответственности у подростков

Для решения данной проблемы в подростковом возрасте (9-12 лет), следует воспринимать ребенка взрослым человеком. Прошло время, когда родители полностью опекали дитя, избегали наказания за различные поступки. Тем самым не давали ему понять всю меру ответственности. В подростковом возрасте родители уходят в сторону, позволяя детям изучать окружающий мир, направляя и помогая.

Подросток 10-12 лет должен выполнять домашние обязанности, однако, их необходимо разделить между всеми членами семьи. Именно собственный пример родителей поможет развить у ребенка ответственность.

Необходимо уважать интересы и увлечения чада, его выбор и его ответственность. У вас в семье есть четкие запреты, например, отказ от курения, их следует обозначить и объяснить подростку. В противном случае он полностью перестанет слушать родителей, но и ответственности у него не прибавиться.

В возрасте 12-15 лет детям нельзя читать нотации, они воспримутся агрессивно. Не дадут положительного результата. Стоит не ругать ребенка, а объяснить последствия различных поступков. В данном возрасте авторитет родителей и учителей ослабевает, а одобрение сверстников выходит на первый план. Главное, подростки должны уже понимать всю серьезность собственных действий.

Правила родителям подростков

Ребенку необходимо дать определенную свободу. Постоянное вмешательство родителей не позволит ему научиться самостоятельности, а, следовательно, ответственности. Необходимо позволять подростку совершать ошибки, и понести наказание. Подобное поведение взрослых поможет ребенку избегать проблемных ситуаций в будущем.

Для развития чувства ответственности подростки должны иметь право выбора. При выборе профессии и места учебы, школьники станут полагаться на себя, и обвинять кого-то в своём выборе точно не смогут. В результате им предстоит ответственно подходить к занятиям и собственной работе.

Способность отвечать за собственные действия поможет подростку устроиться в жизни, сформировать правильную самооценку, добиться успеха в жизни. А вопрос, как воспитать самостоятельность и ответственность в собственном ребенке, останется лишь в памяти у мамы и папы.

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

2. Очертить сферу деятельности

Чем больше в нашей жизни «умных» помощников с искусственным интеллектом, тем менее ценны обычные бытовые навыки: помыть за собой кружку, а не поставить в посудомойку, протереть пол тряпкой, а не роботом-пылесосом.

Но такие задачи как-раз могут быть полезны: через них ребенок ощущает свою значимость и причастность к порядку и уюту в доме. Обсудите, какую миссию ребенок хочет взять на себя: поливать цветы, кормить кошку или следить за наполнением мусорной корзины.

Чтобы узнать больше о том, как не испортить будущее ребенка, помочь полюбить учебу, воспитать самостоятельность и перестать волноваться за него в интернете, смотрите бесплатные записи интерактивного фестиваля Skysmart и ВКонтакте. Психологи, медийные родители и их успешных дети делятся опытом и лайфхаками.

6. Научить решать проблемы

Проблемы — это ситуации, которые вызывают негативные эмоции и вынуждают что-то предпринять, чтобы их решить. Кажется, если в твоей жизни совсем нет проблем — ты счастливчик. На самом деле, секрет успеха — в нашем отношении к жизненным неурядицам. И это как раз то, чему следует научить ребенка — относиться к проблемам, как к части жизни, которая дает новый опыт, а иногда даже помогает стать лучше.

Проблема

Действия

Вывод

Отключили горячую воду

Нагреть холодную воду в чайнике, проверить объявления в подъезде, позвонить в ЖЭК

Быть внимательнее с объявлениями, общаться с соседями, поставить водонагреватель

Подружка распустила неприятный слух, и теперь в классе с ребенком никто не разговаривает

Поговорить с подругой (ребенку): поделиться своими чувствами и спросить, что случилось

Можно устроить войну и тоже наговорить всяких гадостей. А можно сразу поговорить: выяснить причину и помириться

В школе преподаватели используют специальную технику, чтобы научить детей грамотно подходить к проблемам. Родители тоже могут ее использовать. Например, помочь ребенку определиться с целями на учебную четверть, найти препятствия, которые могут помешать и обсудить, как их избежать.

После такого доверительного разговора ребенку будет проще делиться своими переживаниями и все чаще справляться со сложностями самостоятельно.

Ответственность школьника в учёбе

Наиболее распространённые жалобы родителей — это жалобы, что ребёнок не может заставить себя сесть за выполнение домашнего задания. Чтобы помочь ребёнку 8 лет в выполнении учебных обязанностей, установите правила.

Начните с организации учебного места школьника. Оно должно быть подальше от телевизора и других отвлекающих приборов. Когда ребёнку нужно начать выполнять домашнее задание, выключите телевизор. Восемь лет — ещё не возраст, когда от школьника можно ожидать самостоятельной сосредоточенной домашней работы. Велика роль родителей в исключении отвлекающих предметов. Поэтому допустимо, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание за кухонным столом, в присутствии взрослого, который готовит еду.

Установите правило относительно смартфонов: когда школьник занимается, сигналы телефонов переключаются в беззвучный режим

Моделирование такого поведения чрезвычайно важно для ребёнка — он ощущает поддержку окружающих и их уважение к учебной деятельности

Вместе со школьником подготовьте его письменный стол к работе: на нем не должно быть лишних предметов, стол должен быть хорошо освещён, и все нужные предметы должны быть под рукой, чтобы ребёнку не нужно было отвлекаться и вставать из-за стола.

Составьте с сыном расписание домашних занятий. Установите через каждые 30 минут пятнадцатиминутные переменки. Следите, чтобы помещение было хорошо проветрено. Повесьте на стену комнаты сына большой календарь, а также лист со списком его домашних обязанностей. Дети получают удовлетворение, когда можно поставить галочку или наклеить стикер напротив выполненного дела.

Пока ребёнок выполняет домашнее задание, лучше сесть рядом и заняться своими делами: семейным бюджетом, оплатить счета онлайн и т. д. Так ребёнок почувствует, что он не одинок со своими обязанностями. Кроме того, вы моделируете сосредоточенное и внимательное отношение к выполняемым задачам.
 

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Что делать, если ребёнок не слушается родителей

«Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. »

Почему ребёнок 8 лет не слушается? Здесь мы имеем дело с «игнорирующим» поведением — ребёнок с первого раза «не слышит», что ему говорят взрослые.

Сначала нужно понять причины такого поведения. Скорее всего это происходит потому, что взрослые повторяют требования несколько раз и ребёнок просто привык не реагировать на слова.

Установите правило — просить что-то сделать нужно один раз.

В вашем случае, когда вы видите, что ребёнок не реагирует, используйте технику «вовлечённого руководства». Не дайте ребёнку проигнорировать вашу просьбу и продолжать заниматься своими делами. Подойдите к нему, доброжелательно скажите, что вы понимаете его чувства: ему хочется ещё немножко поиграть и жаль расставаться с игрушками. Выражая понимание чувств ребёнка, вы тем самым ставите себя на его сторону, настраиваетесь на его волну.

Затем доброжелательно объясните мальчику, почему необходимо прекратить свои дела и выполнить требуемое (время ложиться спать или пора садиться за уроки). В доброжелательном тоне обсудите, какие могут быть последствия невыполнения требования (невыученные уроки, невыспавшийся ребёнок). Потом предложите участие в выполнении требования: «Пойдём вместе и посмотрим, что нужно прибрать на столе, чтобы начать работать над домашним заданием» или «Пойдём выберем, какую книжку бы ты хотел почитать перед сном».

«Игнорирующее» поведение встречается часто и для его коррекции от взрослого требуется мудрость и огромное терпение

Важно дать почувствовать мальчику, что вы с ним не в конфронтации, а поддерживаете его в необходимости справляться со своими обязанностями

Помните, что развитие самостоятельности и ответственности ребёнка в восемь лет — не изолированный процесс, а лишь часть комплексного подхода в воспитании личности, системы ценностей и привычек.

(3) Дайте инструменты для самоконтроля

Расскажите, что взрослые на работе обычно пользуются ежедневниками и планировщиками. Пусть у ребенка тоже будут свои помощники. К примеру, купленное в канцтоварах «Расписание уроков» можно заполнить по-своему. Вот что пишет одна из наших читательниц: «Когда моя дочь была во втором классе, я приучала ее самостоятельно ходить из школы, в кружки и делать уроки без напоминания. В красочные расписания уроков я вписывала такие пункты: в 13:30 — обед, в 14:00 — выходишь в кружок, в 16:00 — полдник и т.д. Расписывала все дела подробно на каждую неделю».

Чтобы ребенок не забыл вовремя поесть, начать одеваться в школу или сесть за уроки, можно завести несколько «тематических» будильников в телефоне.

В специальном календарике ребенок может каждое утро и каждый вечер ставить плюсики, как только почистит зубы. Родителю не нужно проверять этот календарь. Достаточно, чтобы ребенок сам видел, как ему удается следить за гигиеной.

Советы родителям

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

А. Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
А. Гайдар, «Тимур и его команда»;
Л. Толстой, «Рассказы о детях»;
А. Волков «Волшебник изумрудного города».

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Бернард Шоу сказал: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Не бойтесь быть свободными в выборе методов воспитания, раскрывайте свой творческий потенциал и прислушивайтесь к своим детям! Тогда положительные результаты воспитания не заставят себя долго ждать.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать

Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.