Полезные рекомендации
Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.
Также следует выполнять другие общие рекомендации:
Откажитесь от идеи переучивания ребёнка и не разрешайте делать это педагогам. Перед учёбой обязательно пообщайтесь с учительницей, чтобы ввести её в курс дела и обговорить общие методы воспитания левши.
Если ребёнок-левша слишком эмоционально реагирует на различные раздражители, не нужно его ругать и наказывать за это. Из-за повышенной впечатлительности леворукие дети могут даже заплакать при просмотре мультика.
При развивающих занятиях с левшой обязательно применяйте различные схемы, изображения и прочие наглядные пособия
Это важно, поскольку такие дети мыслят целостными образами.
Поскольку у леворуких ребятишек хорошо развито воображение, смеяться над его выдумками не следует. Однако поощрять откровенную ложь также не стоит
Постарайтесь найти золотую середину.
Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются. Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минут. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.
Левшам, как и «обычным» детям, нужна родительская похвала. Вот почему психологи советуют поддерживать все детские таланты, помогать реализовывать задатки и способности, хвалить за каждую удачу.
Подготовка левши к обучению в школе
Как хорошо известно педагогам и родителям, особые проблемы леворукий ребёнок испытывает при письме. Чтобы научиться писать, ему необходимо приспособиться к плохому сцеплению пальчиков с карандашами или ручками. Кроме того, написанный текст закрывается рукой, что приводит к многочисленным помаркам.
Для того чтобы научить маленького левшу писать красиво и, главное, аккуратно, соблюдайте несколько важных правил:
- используйте при обучении трёхгранные пишущие принадлежности, которые обеспечивают удобный захват большим, указательным и средним пальчиками. Можно приобрести специальную накладку на карандаш для леворуких детей;
- при письме поворачивайте тетрадку или альбом так, чтобы она располагалась параллельно левому предплечью;
- подбирайте мягкие карандаши, оставляющие чёткий след на листе, и ручки, которые легко скользят по бумаге.
Рекомендуем прочитать книжки Марьяны Безруких, физиолога, профессора, академика РАО, которая занимается проблемой леворукости у детей. У этого автора есть замечательные прописи и тетради для занятий, предназначенные для левшей. Например:
- «Леворукий ребёнок. Тетрадь для занятий с детьми»;
- «Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких»;
- «Если Ваш ребёнок левша»;
- «Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь»;
- «Азбука и рабочие тетради».
Конечно, обучение и развитие ребёнка-левши потребует от взрослых терпения. Помните, что леворукого малыша не стоит переучивать, как и не следует зацикливаться на его «необычности». Поскольку леворукие дети более ранимы, не драматизируйте неудачи, а, напротив, больше радуйтесь их успехам и достижениям.
Почему так?
Начнем с того, что в мире насчитывается примерно 15-17% процентов левшей, остальные – правши.
Большая часть левшей и правшей таковыми рождаются. Праворукость и леворукость в человеке – это генетический фактор. У праворуких людей ведущее полушарие мозга – левое, у леворуких, наоборот, правое. Не следует считать, что леворукость – это какое-то генетическое уродство. Левши – такие же полноценные люди, как и правши, просто устроены они несколько по-иному.
Другая причина, из-за которой ребенок может быть левшой – травма при рождении. Если у малыша травмирована правая сторона, то волей или неволей он вынужден будет больше пользоваться левой рукой.
Третья причина формирования леворукости у ребенка – это та среда, в которой он родился и воспитывался. Например, малыш кому-то подражает, или, допустим, его специально учат больше владеть левой рукой, чем правой.
С уверенностью определить, праворукий ребенок или леворукий, можно, когда ему исполнилось примерно 4 года. Тогда-то и нужно присмотреться к ребенку внимательней. И, определив, левша он или правша, начинать готовить кроху к школе и вообще к жизни в соответствии с его особенностями.
Правша или левша: как узнать?
Существует несколько проверенных способов, помогающих получить ответ на этот важный вопрос.
Первый и наиболее простой метод – наблюдение за ребенком. Здесь нет ничего сложного: родителям нужно внимательнее присмотреться к малышу, чтобы выяснить, какой именно рукой он чаще и охотнее пользуется, когда:
- передвигает игрушки;
- указывает на что-либо;
- поднимает с земли всякие мелкие вещи (щепочки, камушки);
- держит ложку или чашку;
- чистит зубы;
- собирает или разбирает игрушки и другие предметы;
- подметает пол и протирает поверхность;
- моет посуду;
- расчесывает волосы;
- держит слесарный инструмент;
- машет рукой, прощаясь;
- пишет, рисует;
- бросает камни;
- ловит мячик или другие игрушки.
Стоит обратить внимание и на то, на какую руку малыш опирается, когда падает. Или, если он играет в футбол, какой ногой чаще и удачнее бьет по мячу
Если ребенок дерется со сверстниками (бывает и такое), то прежде чем забияк разнять, не мешает проследить, какую руку чаще пускает в ход драчун.
Если все перечисленные действия малыш выполняет именно левой рукой (или ногой), то он – левша. А если правой, то, соответственно, правша.
Что делать, если ребенок – левша?
Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.
Важно:
- Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
- При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
- Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.
Нужно ли переучивать ребенка левшу?
Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.
У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.
Как учить писать ребенка левшу?
Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать
Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы
Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.
Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку
Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро
Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.
В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок
Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.
Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.
Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.
Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.
Некоторые рекомендации для детей левшей
1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.
2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.
3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.
Как определить левша или правша ребенок тесты
Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:
1. Какой рученькой малюет малыш?
а) правой
б) левой
в) обеими
2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?
а) правая
б) левая
в) любая
3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?
а) нет
б) да
в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке
4. Какой рукой малыш ловит мяч?
а) правой
б) левой
в) постоянно разными
5. Какой рукой чадо берёт телефон?
а) правой
б) левой
в) постоянно разными
6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?
а) никогда
б) часто
в) редко
7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:
а) правой
б) левой
в) двумя одинаково
8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?
а) правая
б) левая
в) обе
9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?
а) вверху
б) внизу
в) когда как
10. Откручивает крышку:
а) правой
б) левой
в) двумя попеременно
При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.
Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.
Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.
Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.
Способы занятий с ребенком левшой
Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.
При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.
Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.
Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.
Не упустите эту возможность!
отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)
Каждый родитель желает знать
Основное, что должны понимать папы и мамы, – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение!
Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую.
В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление.
Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием. У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами.
Тем не менее нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами. Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств. Чтобы картина стала яснее, проведи тест.
В форме игры попроси ребенка
- похлопать в ладоши;
- погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
- открутить колпачок на бутылочке с водой;
- показать “сороку-ворону” (водить пальцем одной руки по ладони другой).
В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился. Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?
Возьми лист бумаги и проделай в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на тебя. Какой глаз увидела?
Теперь дай малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку. Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.
Переучивать или нет ребенка левшу?
Процесс установления доминантного полушария продолжается до 4-5 лет. Бывает, что дети еще в 6 лет используют равноценно обе руки. Когда учатся писать, делают выбор (или за них решат взрослые). Большая ошибка родителей и воспитателей – настаивать, заставлять ребенка «быть правшой». Доминирующее полушарие рано или поздно выявится, определится ведущая рука, которую надо будет развивать. Все должно произойти естественным образом, без стресса для малыша.
Бывает, что к 5-6 годам ребенок не создает ведущую руку. В этом случае пригодиться помощь нейропсихолога
Специалист проведет специальные тесты, на основании результатов обследования рекомендует на какие моменты обратить внимание в обучении и воспитании ребенка
Когда дело доходит до занятий физкультурой, то ребенок левша еще с первого года жизни будет пробовать обе руки. Так он интуитивно определит, как ему удобнее и естественнее действовать. Переучивать не надо, хотя спортивное снаряжение и правила создавались в расчете на правшей. В истории спорта есть немало случаев, когда левши выходят на лидирующие позиции, особенно в боксе, теннисе, фехтовании. В гимнастике, игровых видах шансов на успех у леворуких меньше.
Рекомендации родителям для определения преобладающей руки у ребёнка.
Советы и упражнения по развитию мелкой моторики левой руки.
Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.
1. Ваш ребёнок рисует:
а) правой рукой;
б) левой;
в) обеими руками.
2. Ложку он держит обычно в:
а) правой;
б) левой;
в) любой руке.
3. Работать с ножницами в левой руке:
а) абсолютно не может;
б) у него замечательно получается;
в) ему всё равно, в какой руке ножницы.
4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:
а) правой;
б) левой;
в) попеременно обеими руками,
5. Обычно телефонную трубку он поднимает:
а) правой;
б) левой;
в) каждый раз разными руками.
6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:
а) никогда;
б) часто;
в) редко.
7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:
а) правую руку;
б) левую руку;
в) обе руки в равной степени.
8. При аплодисментах более активна:
а) правая;
б) левая;
в) обе руки.
9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:
а) всегда сверху;
б) всегда снизу;
в) каждый раз по-разному.
10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:
а) правой;
б) левой;
в) обеими руками
Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.
Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.
Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.
Как заниматься с ребёнком левшой
Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.
Преимущественное владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).
Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.
Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:
– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
– запускать пальцами мелкие «волчки»;
– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;
– делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
– махать в воздухе только пальцами;
– собирать все пальцы в щепотку;
– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
– завязывать узелки на шнурке, веревке;
– застегивать (расстегивать) пуговицы;
– играть с конструктором, мозаикой;
– складывать матрешки;
– рисовать в воздухе;
– мять руками поролоновые шарики, губки;
– рисовать, раскрашивать, штриховать;
– резать (вырезать) ножницами;
– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
– шить, вышивать, вязать;
– выполнять аппликации.
Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений
Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить
Литература
1. Бачина О. В, Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва, «ТЦ Сфера», 2009.
2. Хасанов А. Е. Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.
Есть ли амбидекстрына самом деле
Люди, способные выполнять действия одинаковой сложности с одинаковой же скоростью и эффективностью, называются амбидекстрами. И такие люди крайне редки, потому что их в мире не больше 1 %. Остальные данные по поводу амбидекстров требуют проверки. Но если вам всё равно интересно, то знайте, что они, возможно, чаще сообщают о бисексуальности и легче поддаются эмоциональному влиянию группы.
Учитывая необычность явления, человечеству удивительно мало известно о его причинах. Статистика показывает, что чем старше человек, тем больше он склонен к амбидекстрии — правда, только потому, что с возрастом становится сложнее справляться с привычными делами одной рукой.
Как можно определить ведущую руку у ребенка?
Для этого можно попросить ребенка сделать простые движения:
- похлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
- погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит);
- открыть (отвинтить) пробку на пузырьке;
- проделать «сорока-сорока» (водить пальцем одной руки на ладони другой).
Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил.
- Как можно меньше показывать самому, можно проделывать тесты в игровой форме.
- Нельзя спрашивать: «Покажи, какой рукой ты гладишь котика». Следует говорить: «Покажи, как ты гладишь котика».
- В каждом тесте одна рука играет пассивную роль, другая – активную.
Для определения ведущего полушария у ребенка необходимо определить ведущие ухо и глаз.
Определение ведущего глаза.
Ребенку дается лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Определение ведущего уха.
Ребенка просят послушать, как тикают часики. Маленькие часики должны лежать или висеть перед ним строго по центру. Каким ухом малыш будет слушать, то ухо ведущее.
Праворукие с ведущим правым глазом и правым ухом — Левополушарники («мыслители»). Праворукие с ведущим левым глазом и левым ухом — Правополушарники («художники»). Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом — Смешанный тип. Праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом — Смешанный тип. Леворукие — Яркие правополушарники («художники»).
Стоит ли переучивать левшей?
Будет человек левшой или правшой — влияет то, какое полушарие головного мозга является доминантным. У левшей активнее работает правое полушарие головного мозга, поэтому у них лучше развито абстрактное мышление и образная память, они лучше воспринимают ритм и музыку и точнее реагируют на интонацию.
“Доказано, что пытаясь переучить ребенка-левшу, мы вредим ему, ломая все строение его организма, — говорит Людмила Митурич. — Были случаи, когда в моей практике родители обращались с проблемой заикания ребенка. Начинали выяснять, когда это началось. Оказывалось, что заикаться ребенок начал, как только пошел в школу. Тогда родители начали ругать его за то, что он пишет левой рукой, стали переучивать, насильно переставляя ручку в правую руку”.
В некоторых случаях, приходя в первый класс, дети сами начинают делать над собой усилия и учатся писать правой рукой, хотя до школы всегда делали это левой. Причина в том, что дети — это “попугаи”, которые часто стараются копировать своих сверстников, и из-за того, что правшей большинство, некоторые левши стараются на них быть похожими.
Но в этом случае их основные движения остаются как у левши. В результате возникает несоответствие природной предрасположенности, привычек и существующих условий. Столкнувшись с таким диссонансом, ребенок окончательно теряется в требованиях, и у него начинаются такие проблемы, как нарушение сна, повышенная утомляемость, могут возникнуть неврозы, нервные тики и даже энурез. Он начинает отставать от своих сверстников в скорости выполнения задач, из-за этого пропадает желание учиться и, как следствие, — теряется мотивация ходить в школу.
“Поэтому ребенка-левшу категорически нельзя переучивать, а вот помочь ему правильно организовать учебный процесс и приспособить рабочее пространство под леворукость — это задача родителей”, – уверена педагог.
Советы: как сделать быт комфортнее
Организовывайте динамическое занятие и подложите полусферу
Детям-левшам очень сложно долго удерживать внимание и продуктивно воспринимать информацию. Попросите учителя, чтобы вашему ребенку давали возможность делать перерывы во время урока каждые 7–10 минут
У ребенка-левши во время длительного сидения в теле возникает повышенное мышечное напряжение. Поэтому ему необходимо уметь его правильно снимать. Поможет это сделать специальная накладка на сиденье в виде надувной полусферы. Так ребенок, сидя на ней, будет балансировать, снимая зажимы в мышцах, и лучше усваивать информацию от учителя.
Посадите на крайний правый ряд слева
Чтобы информация лучше воспринималась, а ребенку проще было следить за учителем, попросите посадить левшу на крайний правый ряд, с левой стороны парты (если стоять лицом к доске). Во-первых, тогда ребенок не станет толкать соседа левой рукой при письме. Во-вторых, учитель, стоя у доски, будет находиться слева от ребенка, а значит звук будет доноситься лучше в левое ухо, которое у ребенка-левши — ведущее. В-третьих, при такой схеме посадки ребенок будет хорошо видеть информацию на доске именно левым глазом, который у него, опять же, доминантный.
Контролируйте леворукую осанку
Рабочая рука левшей — левая. Во время письма она должна лежать так, чтобы ее локоть немного выступал за край стола, а сама рука могла свободно двигаться по столешнице. Правый нижний угол тетради должен быть направлен к середине груди.
Чтобы левше было удобно держал ручку, нужно правильно поставить кисть левой руки. Она должна быть обращена к плоскости стола и опираться на него боковой частью ладони и ногтевой фалангой мизинца и безымянного пальца.
Ручку левша должен держать следующим образом: она лежит на ногтевой фаланге среднего пальца и придерживается большим и указательным пальцами
Важно, чтобы зажим ручки был на расстоянии 1,5–2 см от листа. А чтобы ребенок видел, что он пишет, кисть руки должна находиться над строкой
Во время письма правая рука обязательно должна лежать на плоскости стола и придерживать лист тетради.
Купите специальные школьные принадлежности
Если вы уже точно поняли, что ребенок у вас от природы левша, соберите ему индивидуальный набор школьных принадлежностей. Сегодня можно легко купить специальную ручку для левшей. Корпус таких ручек имеет изогнутую форму, которая позволяет захватывать ее и удерживать с минимальным мышечным напряжением.
Карандаши и фломастеры не выпускаются специально для левшей. Но если вы выберете канцтовары с трехгранным корпусом, то левше будет проще их удерживать.
Ножницы — это один из первоочередных инструментов, которые нужно покупать с учетом леворукости ребенка. Если он будет пользоваться обычными ножницами, то бумага будет зажевываться и рваться. В ножницах для левшей лезвия располагаются в зеркальном положении сравнительно с обычными.
Блокноты и тетради также должны быть особенными. Если вы выбираете тетради на пружинках, то покупайте только те, в которых пружина располагается сверху или с правой стороны тетради. В противном случае левше будет неудобно переворачивать листы.
Организуйте правильно рабочее место
Первое, от чего нужно отталкиваться, организовывая рабочее пространство для левши, — его место расположения. Свет на стол должен падать не с привычной, левой, стороны, а с правой. Левше будет удобно, если ящики и тумбочки будут располагаться слева, а дверцы открываться слева направо.
Если вы устанавливаете угловой стол — выбирайте модель с правым поворотом. Так все тумбы будут размещаться с удобной левой стороны. Предусмотрите, чтобы вывод для проводов был справа, ведь именно с этой стороны будет стоять настольная лампа, а провода от компьютера не будут мешать.
Купите песочные часы
Особенность ребенка-левши в том, что он плохо ориентируется во времени, и, например, отрезок в 10 минут для него — абстрактное понятие. Чтобы научить левшу укладываться в рамки, купите песочные часы. Выдавайте задания, которые нужно выполнить, «пока не упадет последняя песчинка». Так ребенок привыкнет, что собрать портфель или позавтракать он должен, пока падает песок.
Наденьте браслет
Еще одна особенность левшей — плохая ориентация в пространстве, ведь мир больше приспособлен для праворуких, а левши все видят в зеркальном отражении. Чтобы ребенку помочь, например, писать правильно буквы или цифры, нужно дать понятную ему точку отсчета. Наденьте на левую руку яркий браслет. Давайте задание, подсказывая ребенку: к примеру, повернись налево, т. е. в сторону той руки, на которой надет браслет. Или, буква «я» пишется головкой к красному браслету.
Дети и соцсети: как не угодить в ловушку
Экскурс в физиологию
Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.
По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.
Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.
Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.
Полезно: Что нового приносит с собой этап, когда ребенок начинает ползать?
Негативные итоги переучивания левшей
Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.
Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.
Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.
Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяютнесколько групп неврозов:
- Астенический невроз. Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
- Невроз навязчивых состояний. Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
- Недержание мочи. Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
- Неконтролируемые движения. Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.
Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.