Почему возникают сложности в воспитании подростка?

Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:

  1. Различие в темпах развития детей и родителей.
  2. Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
  3. Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
  4. Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
  5. Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
  6. Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.

Перебор с наказаниями

Ребенок должен видеть в родителях друзей, которым можно доверять и которых можно не бояться. Постоянные крики, нотации и, тем более, физические наказания отталкивают от вас ребенка.  Со временем малыш  перестанет верить в  любовь родителей, начнет обманывать, перестанет делиться своими переживаниями…  К  тому же в дошкольном возрасте дети не просто впитывают поведение родителей, они начинают его копировать. Если вы игнорируете ребенка, кричите на него, бьете или постоянно отчитываете — то же самое он будет делать со сверстниками, а позже, возможно, и с вами…

Какой бы проступок не совершил ребенок, он всегда должен знать, что его любят, и что он очень нужен родителям. Иначе ваша связь с ним порвется. Нельзя допустить, чтобы у ребенка сложилось впечатление, что он для вас –  большая проблема, беда, самое худшее, что есть в вашей жизни. Никогда не говорите в порыве гнева обидные слова в адрес детей, не вешайте на них  ярлыки.

Наказания вызывают у детей неприятные, токсичные чувства стыда, злости, отчаяния, одиночества, доставляющие им эмоциональные и физические страдания, мешающие формированию здоровой и адекватной самооценки.

Как отказаться от наказаний, построить доверительные отношения с ребенком, вы можете узнать здесь.

Типичные ошибки в воспитании

Люди, у которых есть дети, знают, что есть разница в том, как воспитывать девочку или мальчика. Но иногда взрослые забывают это учитывать.

Мальчики

Воспитывая мальчика, родители растят будущего мужчину. Поэтому старайтесь всеми силами избегать тех ошибок, которые этому мешают.

  • Чрезмерная опека. Часто матери не понимают, что ребенок – это отдельная личность, а не их собственность. Но такая модель поведения особенно опасна для воспитания мальчика, поскольку он вырастет безвольным и неуверенным в себе. Во взрослом такая личность превратится вмаминого сынка, который не может самостоятельно принимать решения и заботиться о своей семье.
  • Подмена. Поскольку в основном воспитанием детей занимаются мамы, они зачастую стараются стать для них и отцом. Но мальчик должен различать, что такое материнская, а что такое отцовская любовь.
  • Наказания. Нет в мире мальчиков, которым бы не хотелось хулиганить. Именно поэтому бесполезно отчитывать сына за каждую провинность.
  • Запреты. Не запрещайте мальчику самовыражаться. Пускай он чувствует ответственность за свой выбор и за свои поступки.
  • Правильный пример. Если мать не уважает отца, сын тоже будет чувствовать себя никчемным. Если же отец поднимает руку на мать, мальчик вырастет тираном. Начинайте изменения с себя.

О других особенностях воспитания мальчика читайте здесь.

Девочки

Дочь – это радость и для матери, и для отца. И чтобы такая идиллия длилась дольше, не допускайте типичных родительских ошибок.

  • Подавайте правильный пример. Родители, которые не хотят, чтобы дочь курила, должны сами забыть о сигаретах.
  • Не нужно взращивать в девочке ненависть к мужчинам, даже если у мамы не сложились личные отношения. В этом случае всю жизнь она будет искать в окружающих подвох.
  • Давайте девочке больше свободы. Если она захочет помочь с уборкой, стиркой, приготовлением еды разрешите ей.
  • Девочки склонны к взращиванию комплексов. Поэтому родители не должны говорить, что у нее есть какие-то проблемы с внешностью или талантами.
  • Родители часто загоняют дочерей в рамки, говоря, что им нужно вести себя как девочкам. Навязывание стандартов пагубно сказывается на формировании личности.

Подростки

Подростковый возраст считается самым трудным периодом в воспитании. Именно поэтому большинство родителей совершает следующие ошибки.

  • Настаивают на откровенности.
  • Нарушают личное пространство.
  • Игнорируют мнение подростка.
  • Предъявляют необоснованные требования.
  • Обесценивают чувства и забывают о последовательности.
  • Много поучают и не позволяют жить своей жизнью.
  • Постоянно критикуют и не интересуются его жизнью.
  • Уделяют мало внимания.
  • Негативно отзываются о друзьях.

Все это способствует тому, что подросток замыкается в себе и отдаляется, проявляя агрессивное поведение.

Дети-инвалиды

Воспитывать детей – это всегда сложно. Но когда речь идет о ребенке-инвалиде, становится еще тяжелее. Главное, избегать следующих ошибок.

Снижение требований и акцентирование внимания на заболевании.
Чрезмерная жалость на людях.
Перекладывание ответственности на нянь и другой персонал.
Повышенное внимание по сравнению с остальными детьми в семье.

Розовые очки

Это естественно, что родителям хочется не подпустить к своему чаду все то страшное, неприятное, агрессивное, что есть в нашей жизни. Мы понимаем, что дети неизбежно столкнутся с отрицательными сторонами жизни, но хотим, чтобы это произошло как можно позже. Все начинается с надевания на малыша «розовых очков» – «невинных» изменений концовок сказок (ребенку рассказывается искаженный вариант, где никто никого не съедает).

Что испытают подросшие дети, узнав, что на самом деле все не так уж радужно и благополучно заканчивается в привычных им сказках? Они могут вообще расхотеть читать «прототипы» привычных историй, потому что там «все плохо». А еще они, скорее всего, испытают разочарование, и очень болезненное, потому что разочаруются в самых близких людях, которые, оказывается, морочили им голову. И задумаются: можно ли вообще доверять их словам?

Приукрашивая и искажая факты поначалу, взрослым очень сложно потом перейти к «правдивому» общению с ребенком. Многие психологи рекомендуют родителям воздержаться от «утешительной лжи» в общении с ребенком во избежание серьезных проблем в дальнейшем.

Самое сложное — это объяснить ребенку что-то, когда случилась настоящая беда (например, несчастье с кем-то из близких). Замалчивание или попытка сделать вид, что все хорошо, в этой ситуации приводят к развитию неврозов. В психологической литературе описано множество случаев, когда дети, которых старались «защитить от боли и горя», наоборот, становились тревожными, плохо спали, им снились кошмары, они начинали заикаться и т.д. Состояние детей усугублялось тем, что они не могли понять, почему, если «все нормально и ничего не случилось», их близкие так часто плачут, нервничают, тоскуют.

Навязывание правил

Ещё одна типичная воспитательная ошибка, которую совершают родители, – это внушение ребенку, что все происходящее в его отношениях с людьми подчиняется определенным нерушимым правилам.

Все эти правила утверждаются с целью облегчить ребенку понимание происходящего. Да и родителей это избавляет от неприятных и двусмысленных ситуаций, когда ребенок ждет объяснения, почему люди себя так ведут, так говорят или так делают.

Наиболее частые примеры таких навязываемых правил:

  • Взрослый всегда прав! Это внушается детям с раннего возраста. Это не только принцип, по которому родители строят отношения с ребенком, но и самый популярный ответ на любые детские жалобы на воспитателей или учителей.
  • Нет дыма без огня! Если с ребенком что-то случилось, значит, он сам виноват. Подрался — сам спровоцировал, получил замечание — значит, плохо себя вел. Никаких промежуточных вариантов.

Принципиальность и последовательность — это хорошие качества, но нельзя в своей принципиальности доходить до абсурда. К сожалению или к счастью, но жизнь и отношения людей не подчиняются конкретным правилам, а полны нюансов и оттенков. Человеческие отношения невозможны без компромисса. Все эти стремления упорядочить жизнь, найти простые объяснения всему происходящему не упрощают, а усложняют жизнь детей. Во-первых, потому что человеку свойственно меняться и развиваться. И психологическая гибкость, и открытость к переменам — залог успешной адаптации. А нерушимые правила мешают эволюции характера и мировоззрения.

Во-вторых, сами воспитатели, увы, не всегда способны следовать собственным правилам. Наиболее очевидный пример — так называемые двойные стандарты. Мы кричим за разбитую чашку на своего ребенка, но любезны в этой же ситуации с гостем, утешаем его (даже если этот гость тоже ребенок). Мы призываем ребенка не обманывать, а сами просим его сказать звонящему, что нас сейчас нет дома. Это несовпадение родительского провозглашаемого с осуществляемым особенно травмирует детей. Даже если мы руководствуемся определенной логикой и представлением о справедливости, детям мотивы наших поступков совсем не очевидны.

Двойная мораль опасна тем, что способствует развитию у детей либо невроза, либо суженного взгляда на мир. В первом случае у ребенка возникает ощущение, что с ним самим что-то не так, снижается самооценка, развивается покорность и готовность подчиняться чужим правилам игры (потому что он все равно не способен в этих правилах разобраться). Во втором случае ребенок постепенно превращается в упертого упрямца, с которым очень непросто, а иногда и неприятно общаться. Ребенок становится нетерпимым к детям, не вписывающимся в правила, начинает преследовать отличающихся, стремясь подчинить их правилам, которые усвоил он сам.

Можно также убеждать ребенка, что все события жизни подчиняются Закону Равновесия, здесь прибавилось, значит, в другом убавится. Такой подход иногда удобен для утешения ребенка: ну не может же все быть очень хорошо, в чем-то везет, а в чем-то и нет. Но злоупотребление подобными рассуждениями похоже на торговлю с судьбой: принимаю эту неудачу, потерю, но жду удачи в другом. И такое мировоззрение формирует у ребенка неуверенность в себе, тревожность, порождает невротические страхи. Человек в лучшие периоды жизни постоянно ждет подвоха: вот сейчас еще чуть-чуть — и все начнет рушиться. И чем придется платить в этот раз? Не раз приходилось слышать от людей, патологически не уверенных в себе: «Ведь это несправедливо, что у меня все так хорошо. Я ничем это не заслужил». Человек разучился радоваться своим успехам и отношениям, он постоянно боится все потерять. Этот страх делает его уязвимым, заранее готовым к провалу, к неудаче. Да и нет у него сил к чему-то стремиться, чего-то достигать — все душевные силы уходят на борьбу со страхом. С другой стороны, наблюдая за мучениями и неудачами других людей (например, сверстника, подвергающегося издевательствам со стороны одноклассников), ребенок, считает, что эти мучения жертвой заслужены. И оправдывая происходящее законом равновесия, тем самым оправдывает собственное бездействие в этой ситуации.

Список книг

Книги — главным источником знаний. Поэтому прежде чем идти на консультацию к семейному специалисту, полистайте следующие издания. Вы сока вероятность, что в них вы уже найдете ответы на свои вопросы.

  1. Ольга Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
  2. Татьяна Воробьева «Как воспитывать детей. Советы православного психолога».
  3. Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
  4. Владимир Леви «Нестандартный ребенок».
  5. Екатерина Мурашова «Ваш непонятный ребенок».

Только понимая и уважая своего воспитанника, родители получат в ответ взаимность. Поэтому чем скорее они исправят ошибки в воспитании, тем быстрее получат желанный результат.

Родители проводят недостаточно времени всей семьей

Бытовая рутина, работа, стрессы и неотложные дела присутствуют в жизни каждого человека. Справляться с ними необходимо, но в погоне за успехом многие отдаляются от близких людей. Откладывая на «потом» семейные посиделки за вкусным ужином, совместный поход в зоопарк, торговый центр, пикники и прочие приятные занятия, родители очень часто «теряют» связь с ребенком.

В таких ситуациях чувство подросткового одиночества обостряется с каждым днем, и, если ошибки не устранить, то в душе ребенка формируется восприятие родителей, как посторонних людей, со всеми вытекающими последствиями.

Воспитание подростков по половому признаку

На этом возрастном этапе различия между мальчиками и девочками усиливаются. Соответственно, и в воспитании их есть свои особенности.

Воспитание дочери

  • Помните, что девочка в подростковом возрасте особо восприимчива к мнениям о своей внешности. Не высказывайте никаких негативных суждений в её адрес, не позволяйте себе насмешек. Поддерживайте дочь и аккуратно давайте советы о том, как ей лучше выглядеть. Комплименты должны быть искренними, фальшь будет вредна, поскольку девочка её сразу же почувствует.
  • Если замечаете, что дочь выглядит вызывающе, не обрушивайте сразу же свою критику на неё и не тащите в ванную умываться. Спокойно объясните юной леди, что окружающие (в том числе сверстники) не будут воспринимать её всерьёз, открыто или втайне «наградят» насмешками. Кроме того, такое поведение и внешность привлекают тех, кто может сделать больно и причинить вред.
  • Маме необходимо быть для дочери примером успешной женщины: иметь ухоженный внешний вид, проявлять заботу о семье, следить за уютом в доме, демонстрировать позитивный настрой.
  • Приобщайте девочку к домашним делам, прививайте любовь к чистоте, красоте и порядку.
  • Создавайте условия для того, чтобы дочь сама хотела с вами общаться и делиться мыслями и чувствами. Будьте понимающими, терпеливыми и поддерживающими родителями.

Воспитание сына

  • Особо опасно в этом возрасте оказывать на мальчика чрезмерное давление и ломать его. Протест в таком случае неизбежен. Общение в спокойной строгой манере будет более эффективным, чем крик, подавление воли и физические наказания. Давайте сыну понять, что общаетесь с ним как со взрослым человеком.
  • Чаще возлагайте на него ответственность за выполнение определённых дел (по учёбе, по дому и др.)
  • Хвалите сына за любые успехи и достижения, за старания и за попытки чего-то добиться. Это повышает его самооценку.
  • Не игнорируйте попытки подростка блеснуть интеллектом: слушайте внимательно то, о чём он вам рассказывает и о чём размышляет (факты из интернета, случаи из жизни), сами задавайте вопросы, побуждайте к дискуссиям. Всячески подчёркивайте то, что воспринимаете его всерьёз.
  • Если хотите призвать сына к дисциплине, разработайте свод правил, которые на 100% необходимо соблюдать. Их нарушение должно повлечь определённые санкции (физические наказания не применяются).
  • Отец – пример для мальчика в том, как должен вести себя мужчина, что ему нужно уметь и как относиться к женщинам.

Воспитание подростков в школе

Школа является важным источником воспитания, поскольку в ней продолжают формироваться нормы и правила поведения, социальные установки личностные качества подростка. Притом на уроках он проводит около половины своего времени бодрствования. Помимо основных учебных занятий, в школе проводятся важные воспитательные мероприятия:

  1. Классные часы на острые и социально значимые темы для подростков: о вреде курения, алкоголизма и приёма наркотиков, о ценностях, личностном развитии и др.
  2. Уроки на тему полового воспитания: помогают родителям в вопросах сексуального просвещения детей, но, как правило, проводятся они с некоторым отставанием от реальной осведомлённости подростков в этом вопросе.
  3. Занятия по профориентации и самоопределению школьников: на них детей подробно знакомят с разными направлениями трудовой деятельности и проводят соответствующее тестирование на склонность к той или иной профессии.
  4. Культурно-массовая деятельность. Это все направления общественной жизни школы: проведение конкурсов, праздников, социальных акций, выходы на различные мероприятия в другие учреждения. Для детей это возможность проявить себя, развить ценные навыки и качества.

Отсутствие свободы выбора

Когда дальнейшая судьба ребенка решается только волей родителей, это унижает и злит его.

Ограничение свободы действий подростков всегда вызывает волну непонимания и протеста. Закрадываются мысли о недоверии родителей. В таких ситуациях возможны несколько исходов:

  • воспитанник подчинится воле родственников, приобретет зависимость, несамостоятельность в принятии решений;
  • ограничение свободы подтолкнет его к совершению необдуманных действий, назло взрослым;
  • сформируется скрытная личность с засекреченными планами на жизнь.

Выбор родителей, кем будет ребенок, куда он пойдет учиться и работать, не всегда является правильным. Особенно если отношения взрослых и подростка не идеальны.

Ошибки родительского воспитания: отсутствие правил в семье

Ещё одна типичная ошибка воспитания – отсутствие правил в семье, отрицательное отношение к границам, когда родители вообще считают, что они душат свободу личности. Такие люди по различным причинам негативно настроены к правилам как к явлению. Такая ситуация имеет свои истоки, произрастает из истории человека. Некоторые родители сами, по сути, бунтари, не приемлющие каких-то правил, власти над собой, сопротивляющиеся установленным правилам. Такие родители могут, с одной стороны, пытаться правила для ребенка устанавливать, а с другой — втайне поощрять его сопротивление правилам, любоваться своеволием детей.

Другие же родители повышенно конформны, боятся отойти от предписаний, но не хотели бы, чтобы дети повторили их судьбу и по этой причине выставляют требования неохотно, как бы стесняясь своей роли.

Если вы внутренне сопротивляетесь самой идее установки правил для ребенка, правила ассоциируются у вас с серостью, скучной жизнью, посредственностью, то вы транслируете ему противоречивые послания на двух уровнях. На внешнем уровне вы, конечно, должны установить ему правила, с родителей ведь никто не снимает обязанности ознакомить ребенка хотя бы с минимальными социальными нормами. Но на более тонком уровне, как правило, не вербально, сложной системой поощрений бунтарского поведения ребенка вы передаете совсем другие сигналы. На тонком уровне он получает предписание не повиноваться, не признавать правил. Ребенок никогда не осознает самого факта противоречия различных посланий. Однако это сильно влияет на него, заставляет беспокоиться. В результате такого двойного послания возникают проблемы с воспитанием детей родителями, ведь ребенок теряется, не желает отождествлять себя с правилами, которые ему предлагаются, ведь и сами взрослые относятся к ним негативно.

Проблемы семейного воспитания

Воспитание в семье является чрезвычайно важным процессом, за счет которого обеспечивается преемственность поколений. Оно является исторически обусловленным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение интегрируется в общественную жизнь.

Семья – первая и основная социальная ступень в человеческой жизни, которая играет главную роль в формировании сознания, воли и чувств ребенка.

Родители помогают детям приобрести первый жизненный опыт, обзавестись умениями и навыками социальной жизни. Семья, может быть, как положительным фактором воспитания, так и отрицательным, и основная проблема состоит именно в необходимости совмещать функции среды обитания и воспитательной среды.

Благодаря семье осуществляется содержание общества, следовательно, патриотическое и гражданское воспитание, а также обучение основам семейных взаимоотношений являются ее главными функциями.

Семейное воспитание, которое формирующая личность получает от родителей, не может быть в полной мере заменено образовательным процессом в воспитательном учреждении.

Гаджеты

По мнению доктора Комаровского Е.О.  «Одних гаджеты учат, других тупят, третьих изолируют от реального мира».    Да, гаджеты сегодня — это   неотъемлемая   часть   нашей   жизни   со    своими  плюсами   и минусами. Злоупотребление ими действительно может навредить  физическому  и психологическому здоровью ребенка. Но правильное и ограниченное  по времени их использование может быть очень полезным.

Сегодня выпущена масса программ и приложений, которые помогут развить не только память, внимание, логику, скорость реакции ребенка, но  и множество других необходимых навыков. Дети, благодаря гаджетам, имеют доступ к большому количеству нужной и полезной информации, получают навык ее поиска и фильтрации;  могут общаться с друзьями из других городов и стран,  совместно с ними работать над проектами…. https://www.youtube.com/embed/eGmViyfN90k

При этом доказано, что у детей при регулярном общении с гаджетами  не развивается мелкая моторика, они значительно отстают в речевом развитии,  имеют проблемы с концентрацией внимания, не умеют фантазировать, самостоятельно развлекаться… Самая частая  эмоция,  когда у ребенка пытаются забрать планшет или телефон— это раздражение и злость. Плюс ко всему, ребенок может терять связь с семьей, поскольку, как правило,  в таких семьях очень ограничено время,  проводимое  вместе.

Советы психологов

Родители часто полагают, что, когда ребенок маленький, он нуждается в трепетной заботе, максимальном внимании. И это, действительно, так. Вот только подросток в период пубертата напоминает младенца, который беспомощен и одинок. Как не представляется здравым оставить без внимания малыша, так и невозможно бросить на долгом пути становления взрослеющего ребенка.

Диалог — лучшее речевое взаимодействие с подростком, так как ни демократия, ни диктат не способны в полной мере удовлетворить потребность в общении между близкими людьми. Зная круг общения ребенка, занимающие его голову проблемы, родитель показывает свое участие с жизни любимого чада

Осторожность в оценках внешнего облика ребенка, его интересов заслужит уважение со стороны подростка

Период перехода из детства в мир взрослых ознаменован щемящим сердце чувством одиночества. Именно на этом этапе подросток нуждается в общении, а именно: высказаться и быть услышанным. Однако не стоит поощрять неправильное поведение ребенка. Для этого опять же стоит прибегнуть к диалогу.

Пример, явленный самим родителем, когда не приветствуется и не пропагандируется в семье употребление бранных слов, осуждающих речей, обличительных фактов в адрес других людей — самое лучшее средство в воспитании достойного человека.

Вокруг дома

Подростковые годы – критическое время для молодых людей, чтобы научиться принимать решения самостоятельно и брать на себя больше ответственности. Чем больше ответственности они могут взять на себя сейчас, тем меньше им придется бороться во время перехода к взрослой жизни.

Обязанности, которым учатся в подростковом возрасте, включают:

  • Качественно и правильно выполняйте задания дома, в школе и на работе.
  • Заботиться о личной гигиене и личных вещах .
  • Проявляйте сострадание к другим людям.
  • Быть социально ответственным в повседневной жизни и в Интернете.
  • Контролируйте свои эмоции и правильно взаимодействуйте с людьми.
  • Поймите, что сексуальная активность может привести к последствиям.
  • Как справляться с ситуациями давления со стороны сверстников , такими как употребление алкоголя, курение и употребление наркотиков.
  • Привилегии для взрослых, такие как вождение автомобиля или наличие банковского счета.
  • Удерживайте работу и хорошо работайте с другими в команде.
  • Умение зарабатывать и с умом тратить деньги.

Убедитесь, что ваш подросток умеет выполнять важные домашние дела, например стирку и приготовление основных блюд. Иногда вы можете менять обязанности по дому, чтобы у них была возможность попрактиковаться в ведении домашнего хозяйства, которое вы выполняете для поддержания дома.

Предоставляйте подросткам привилегии в зависимости от уровня их ответственности. Если они смогут показать вам, что им можно доверять домашние дела, у вас будет больше уверенности в том, что он сможет взять на себя ответственность за вождение автомобиля или на прогулку со своими друзьями без присмотра.

Хотя ваш подросток захочет проводить большую часть времени со своими друзьями, важно настаивать на том, чтобы проводить какое-то время вместе всей семьей. Ежемесячный семейный вечер развлечений или еженедельный вечер пиццы могут быть традициями, которые вы решите сохранить

Ешьте вместе всей семьей, когда можете. Это может быть важным способом повседневного общения с подростком.

Влияние социального окружения на подростка

В подростковом возрасте ребёнок становится очень открытым к восприятию информации из разных источников. Влияние на него оказывают следующие социальные группы:

Семья (родители, братья и сёстры и другие родственники): несмотря на то что в этот период дети психологически отдаляются от взрослых, родители остаются для него самым близким окружением. Для подростка важны принятие себя и доверие с их стороны. Наиболее значимо то, какие отношения сложились между родителями и детьми на предыдущих стадиях развития. На поведение, мышление и самосознание подростков влияют ценности и установки, привитые им ранее взрослыми; чувства, которые родители проявляли к детям

Оказывали ли взрослые должное внимание ребёнку? Не расходились ли их действия со словами? Стремились ли всегда услышать его, принять и поддержать?

Сверстники: друзья и просто знакомые, в чьих компаниях оказывается подросток. В этот период начинает казаться, что по-настоящему понять его смогут только такие же, как он (по возрасту, вкусам и взглядам)

Появляются молодёжные субкультуры, принадлежностью к которым подросток обычно насыщается к юношескому возрасту и впоследствии выбирает себе более «взрослый» образ.

Средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, журналы, кино): становятся мощным каналом воздействия, задавая подростку различные ориентиры. Желание следовать моде, выделяться, менять свою внешность, посвящать время развлечениям, быть всегда «в тренде» всего и т. д. – те струны, на которых играет этот социальный институт.
На стыке двух последних факторов возник мощный канал воздействия на подростков – социальные сети. Они позволяют реализовывать им множество мотивов: знакомства, общение, принадлежность к различным группам, стремление получить признание и одобрение, возможность выделиться и быть на виду и др. К сожалению, этот канал в наше время часто используется злоумышленниками с целью втянуть подростков в неблагоприятные занятия и сообщества.

Школа: влияние оказывают сам процесс обучения, педагоги и класс. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда у подростка сохраняется хорошая успеваемость и интерес к познанию, ему комфортно в школьном коллективе и в общении с учителями. Эти характеристики обычно неразрывно связаны. На желание ребёнка учиться влияет не только интерес к конкретным предметам, но и ощущение того, что в классе к нему хорошо относятся, принимают и уважают.

Сон подростка

Врачи и педиатрия рекомендует подросткам спать от 8 до 10 часов каждую ночь. Раннее начало занятий в школе может затруднить получение подростками рекомендуемого количества сна.

Их биологические часы заставляют их ложиться спать позже и дольше спать. Это очень затрудняет раннее пробуждение.

Чтобы помочь подростку высыпаться, вы можете сделать несколько вещей:

Поговорите с подростком о ее ночном распорядке

Обсудите, как важно дать себе время расслабиться перед сном. Чтение или принятие ванны могут быть хорошим способом расслабиться.
Выключайте электронные устройства заранее

Выключайте смартфоны, ноутбуки и телевизоры как минимум за 30 минут до сна. Не позволяйте ей спать со смартфоном в спальне.
Не рекомендуется дремать . Засыпание после школы может помешать ночному сну.
Следите за тем, чтобы график сна вашего подростка был постоянным . Сон по выходным или слишком поздно ложиться спать в отпуске нарушит биологические часы вашего подростка. Установите время пробуждения в нешкольные дни, которое должно быть не более чем на час позже времени пробуждения в школе.

Безопасность

Самая большая проблема безопасности, с которой сталкиваются подростки, – это их рискованный выбор. Иногда они бывают импульсивными, и, к сожалению, достаточно одного неверного решения, чтобы попасть в серьезную аварию.

Автомобильные аварии – основная причина смерти подростков в России. Подростки в возрасте от 16 до 19 лет имеют гораздо больший риск смерти или травмы в автокатастрофе, чем любая другая возрастная группа.

Прежде чем ваш подросток сядет за руль – или станет пассажиром с водителем-подростком, – важно понять самые большие опасности, которые приводят к автокатастрофам подростка. Отвлеченное вождение, скорость и неопытность водителя – все это факторы, которые могут способствовать возникновению дорожно-транспортных происшествий у подростков

Установите правила для подростка и проясните свои ожидания. Поговорите о последствиях безрассудного поведения, например, о слишком быстрой вождении или о том, чтобы сесть в машину с человеком, который пил.

Третий по величине риск для здоровья подростка – насилие. .

Поговорите со своим подростком о том, как оставаться в безопасности. Обсудите, что делать, если над ним издеваются, или как реагировать, если он узнает, что другой ученик носит оружие. Поговорите также о насилии при свиданиях, поскольку в романтических отношениях происходит много актов насилия .

Самоубийства – третья по значимости причина смерти подростков в возрасте от 15 до 19 лет. 8 По данным CDC, примерно 7% старшеклассников в 2021 году пытались покончить жизнь самоубийством, но гораздо больше подростков думают о самоубийстве, но не действуют.

Хотя существует множество факторов, способствующих самоубийству, одиночество, депрессия, семейные проблемы и злоупотребление психоактивными веществами могут подвергнуть подростка особенно высокому риску.

Важно следить за психическим здоровьем вашего подростка. Если вы подозреваете, что у вашего подростка проблемы с психическим здоровьем или он выражал мысли о самоубийстве, обратитесь за профессиональной помощью

Вы можете начать с разговора с их педиатром.

Технологии

Технологии играют огромную роль в повседневной жизни подростков. Изменилось то, как они встречаются, общаются и общаются.

Будьте в курсе последних приложений, сайтов социальных сетей и цифровых устройств, которые используют подростки. Ваш подросток не будет прислушиваться к вашим предупреждениям, если вы не осведомлены о рисках и опасностях.

Кибербуллы и сексуальные хищники представляют серьезный риск. Но это не единственные угрозы, с которыми ваш подросток сталкивается в Интернете.

Люди тоже могут попытаться украсть свою личность. Или они могут быть приглашены к участию в мошенничестве или мошеннической деятельности, даже не осознавая этого

Поэтому важно рассказать подростку об этих опасностях

Также важно говорить о важности управления их репутацией в Интернете. Фотографии, которые они публикуют, мемы, которыми они делятся, и контент, который им нравится, будут постоянно фиксировать их активность

Выбор, который они делают сейчас в сети, может повлиять на них всю оставшуюся жизнь. Чиновники приемных комиссий колледжей, будущие начальники и даже будущие романтические партнеры могут обращаться в Интернет, чтобы получить информацию о них.

Установите четкие правила для смартфона и других электронных устройств вашего подростка. Установите последствия за нарушение правил.

Хотя вам не нужно читать каждое сообщение, которое отправляет ваш подросток, следите за его активностью в Интернете. Знайте, что они делают в Интернете, и убедитесь, что они делают правильный выбор.

Анализ семейного воспитания

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Опросник Семейное воспитание из пакета психологических тестов «Отношения» позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их характер.

http://www.effecton.ru/294.html