Что такое мягкие навыки

Мягкими, гибкими навыками или метанавыками называют умения, которые вырабатываются на протяжении жизни человека. Это так называемые личностные качества, которые не поддаются измерению. Сюда можно отнести социальные навыки, эмоциональный интеллект, силу воли, упорство, креативность, умение противостоять стрессам и находить общий язык с окружающими, способность адаптироваться к изменениям условий жизни и работы, обучаемость и т.д. Но главной составляющей таких навыков является способность к последующему саморазвитию.

Эти навыки невозможно оценить, но они не менее важны в любом деле и любой профессии.

Возьмём для примера работу электрика. На переднем плане здесь, безусловно, жёсткие навыки: умение правильно и быстро выполнять свою работу; знать, как устроены электроприборы и разбираться в тонкостях проводки.

А теперь подумаем, какого электрика вы бы вызвали починить выключатель из предложенных двух вариантов:

  • Опытного мастера, с многолетним стажем, но угрюмого и хамоватого. Он берёт трубку после пятого звонка и затягивает сроки выполнения работы. Соседи говорят, что он гений в своём деле, но в чём была поломка, он так и не смог вам объяснить.
  •  Старательного и исполнительного специалиста, который к качественному ремонту прилагает вежливое обращение, снятые у входа ботинки и ноль минут опоздания. Рассказал, почему произошла поломка, и как избежать её в будущем.

Первый вариант представляет собой подборку исключительно жестких навыков. Такой человек отлично ориентируется в своей специализации, но на работу его принимать не спешат. И подъём по карьерной лестнице у него происходит со скрипом.

Второй вариант — тот самый случай, когда сочетание гибких и жёстких навыков позволяет мастеру не только качественно выполнять свою работу, но ещё и не беспокоиться о поиске заказчиков. К такому специалисту клиенты выстраиваются в очередь. Работает ли он в одиночку или в команде — с ним всегда легко и комфортно, поэтому в профессиональном росте для него открыт «зелёный коридор».

Ещё один яркий пример, когда нехватка мягких навыков стала камнем преткновения в карьерном росте, — из жизни музыкантов.

Солист одной из небольших рок-групп обладал, казалось бы, всеми данными, чтобы заслужить всемирную известность: отличный голос, потрясающая пластика и артистизм. Зрители его обожали. Добавьте сюда консерваторское образование — налицо наличие жестких и мягких навыков.

Однако последних оказалось недостаточно: парень не умел работать в команде, и нехватка социально-эмоциональных навыков выливалась в конфликты с коллегами. В итоге он оказался исключён из своей группы.

Материал по теме:
Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 24-36 месяцев

Я-сообщения

Ещё один принцип конструктивного общения — я-сообщения. В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я», «мне», «меня», «моё». Они отражают мнение и переживания говорящего, в то время как ты-высказывания содержат оценку другого и его поведения и провоцируют ответную агрессию, обиду.

Используя я-высказывания, вы создаёте пространство уважения, сохраняете дистанцию между говорящими. Если ребёнок видит ваше искреннее проявление чувств, он лучше узнаёт вас и ему проще выражать свои переживания.

В любой конфликтной ситуации говорите прежде всего о своих чувствах и видении ситуации, а не о поведении другого:

  • «Мне неприятно, когда мне приходится повторять свою просьбу» вместо «Сколько раз тебе повторять, сделай это немедленно!»
  • «Я устала и хочу побыть в тишине» вместо «Ты прекратишь шуметь или нет!».
  • «Как мне нравится, когда стол чистый и опрятный» вместо «Ну что ты за поросёнок!».

Эффективное коммуникативное развитие – основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста

Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно

Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми. Что такое коммуникативные способности у детей


Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
Способность слышать и слушать собеседника

Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
Умение правилами общения

Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.


Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.


Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Эффективный переговорщик

Чтобы работать над собой, человек должен знать, к чему стремиться. Для это следует составить устный портрет эффективного переговорщика

В образе важно все:

  • поведение;
  • стиль одежды;
  • образ мыслей.

В первую очередь человек должен быть естественным. Фальшь чувствуется всегда. Она не вызывает симпатии. Значит с образом нужно сжиться. Не казаться, а быть. Профессиональное ведение переговоров – это трезвый взгляд на проблему или конфликт. Хороший переговорщик рассматривает ситуацию с разных сторон. Он умеет взглянуть на нее глазами оппонента. Чтобы понять визави, следует правильно задавать вопросы и внимательно выслушивать ответы.

Синдром табуретки

Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.

Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие

То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения

А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим. Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.

Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя»

Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки»

8 базовых навыков общения:

  1. Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
  2. Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
  3. Самопрезентация.
  4. Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
  5. Предоставление информации (презентационные).
  6. Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
  7. Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
  8. Предоставление обратной связи.

Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.

Когда есть проблема: как распознать?

Взрослым зачастую очень сложно понять, насколько контактный и общительный их ребенок

Чтобы не дожидаться апофеоза проблемы, важно вовремя распознать ее первые звоночки. Это легко определить посредством наблюдения

Если малыш способен без проблем завязать разговор с незнакомым человеком, познакомиться со сверстником, взаимодействовать во время игры, то проблемы с общением нет. Можно дополнительно провести опыт: попросить ребенка на детской площадке взять что-то у сверстника, например, лопатку или ведерко. Если он без видимых трудностей выполнит просьбу, нет причин волноваться

В противном случае эксперты Coral Family рекомендуют обратить на ситуацию внимание и при малейших признаках замкнутости обратиться к психологу. Современные тесты и практические методики помогут выявить проблему на ранних этапах ее формирования

Важность навыков общения и особенности их развития

Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • разрешать конфликты;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения). https://www.youtube.com/embed/0n79Ucxp97M

Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:

  • информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;
  • аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
  • регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

  • социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
  • гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
  • познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
  • интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
  • волевые качества;
  • восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
  • способность к пониманию подтекста и контекста;
  • способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.

Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.

Как развить гибкие навыки у детей

Хорошая новость заключается в том, что гибкие навыки не выдаются человеку в качестве подарка ко дню рождения. Они развиваются, но для их формирования не существует специальных упражнений и учебников. И всё же, сделать это гораздо проще, чем, скажем, обучить ребёнка грамотно писать.

Ваш пример

Первое, что понадобится малышу для овладения этими чудо-навыками — родительский пример. Избегая избитых фраз о детях и сырой глине, пластилине и губке, скажем только, что даже сам макет семьи человек берёт из своего детства. Он строит собственные отношения по родительскому образу и подобию. Если ссоры и грубость между родителями были в порядке вещей, то, скорее всего, с будущим супругом их ребёнка ждёт то же самое: ругань, обиды и брань.

Если же родители на собственном примере показали детям, как избегать грубости в конфликтах (без них не обходится в любой семье), как реагировать на возникшие трудности, находить компромисс и сочувствовать ближнему — то и их внуки будут расти в атмосфере добра и покоя.

Богатство впечатлений и личный опыт

Чем разнообразнее будет жизнь вашего ребёнка, тем больше он узнает и большему научится.

Избегайте изоляции малыша, посещайте интересные места и общайтесь с людьми разных возрастов. Ребёнок перенимает не только ваш опыт, но также опыт других детей, которым точно есть что предложить ему в плане новых игр и способов общения. Посещайте интересные мероприятия, водите в театр и на выставки, на общегородские новогодние ёлки и мастер-классы. Максимально вовлекайте его во все доступные виды деятельности.

Запомните: общение учит ребёнка общаться, творчество — творить, а работа в команде — работать в команде. Не забывайте также о первом условии — предоставлении собственного положительного примера.

Свобода выбора

Дети гораздо более мудры, чем нам иногда кажется. Даже если это сложно, постарайтесь доверять своему ребёнку. Даже если вы точно знаете, что на этот раз ничего у него не выйдет, что он неправильно строит этот домик из кубиков и что тот сейчас рухнет — позвольте ребёнку совершить эту ошибку. В следующий раз он выберет другой, более эффективный путь. Если же вы его ограничите в выборе, он в следующий раз примет как данность чужое навязанное мнение.

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать (Антуан де Сент-Экзюпери).

Свобода выбора оправдана в каждом первом случае, где нет угрозы жизни или здоровью ребёнка. Позволить ему самому поступить так, как он считает нужным, — это значит воспитывать самостоятельность, уважать его мнение (а значит — формировать самоуважение) и учить принимать взвешенные решения.

Развивающие игры

«Ага, вот оно!.. — скажете вы. — Всё же упражнения на развитие метанавыков существуют!»

Не стоит путать упражнения и обучающие игры с развивающими. Отложим настоящее обучение до той поры, когда прозвенит первый школьный звонок.

Сейчас ваша задача — развить у малыша память, внимание, творческие навыки, а также научить его эмпатии и целеустремлённости. А для этого вам скорее понадобится оставить ребёнка в покое наедине с игрушками, карандашами и конструкторами, чем искать специальные игры со строгими правилами

Поддержка

Поддерживайте любую инициативу ребёнка. Это сложно: у уставших и занятых родителей не всегда есть ресурс, чтобы на очередную идею маленького изобретателя с восторгом ответить: «Это так круто!!!»

Однако постарайтесь оказывать ребёнку максимальную поддержку. Даже если он вылил два ведра воды на пол, пытаясь помочь вам с уборкой. От того, что вы будете ворчать, воды на полу не убавится. А вот решиться на новое благое дело малышу в будущем будет труднее: «А вдруг опять не получится, и меня отругают?..»

Так человек теряет стремление к активности, так погибают в детском характере лидерские качества. Не допустите этого.

Материал по теме:
Темперамент ребенка: коммуникабельность

Когда мягкие навыки «черствеют»

Случается и так, что мягкие навыки превращаются в жесткие. И если это сопровождается полной заменой сознательных действий привычными — это не очень хорошо, этого следует избегать. Приведём такой пример: молодой учитель впервые устроился на работу в школу. Он применяет все свои гибкие навыки, чтобы его уроки были интересными, познавательными и построенными точно по методике. Он ищет эмоционального контакта с учениками, использует игровые и сюрпризные моменты, стремится подходить к работе творчески.

Год за годом дети сменяют друг друга, а знания, которые нужно вложить в них, не меняются. Уроки превращаются в рутину, изложение материала — в привычный поток набившей оскомину информации. От творческой искры не осталось и следа. Во все игры он играл с предыдущими классами раз по пятьсот, и сегодня повторяет их уже по привычке. Дети рады игре, но скука, исходящая от учителя, навевает тоску.

Опасность превращения гибких навыков в жёсткие подстерегает представителей любых профессий — водителей, кондитеров, столяров и даже художников и дизайнеров, привыкших работать в одном стиле и выпускающих в мир «шедевры», сделанные «под копирку».

Для руководителей такое «превращение» грозит снижением эффективности работы всей команды. Привычные алгоритмы действий — прямой путь к застою в бизнесе.

Простые правила

Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.

Нужно следовать следующим правилам:

Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание.
Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору.
Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом.
Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми.
Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить.
Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках.
Выражать дружелюбие

Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку.
Убирать мобильный. Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения.
Всегда слушать

Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее.
Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов.
Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта.
Смотреть в глаза. Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность.
Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).

Игры для развития навыков общения

Коммуникативные игры для детей — это возрастные занятия, направленные на развитие вербальных, невербальных и визуальных навыков. Регулярная коммуникативная игра может помочь развить хорошие навыки общения для детей. Вот список игр, которые вы можете попробовать.

Сломанный телефон

Это одна из распространенных групповых игр, которая может помочь развить хорошие навыки слушания у детей. Это веселая игра для группы из семи-восьми человек.

Все игроки сидят в круге достаточно близко, чтобы шептать на ухо другому игроку. Когда игра начинается, один ребенок / человек шепчет сообщение игроку рядом с ним. Это же сообщение должно быть передано другим игроком игроку, сидящему рядом с ним.

Процесс будет продолжаться, пока все игроки в круге не закончат шептать своему следующему игроку. Как только сообщение дойдет до последнего игрока, попросите его произнести сообщение вслух. Будет весело услышать, что они сказали.

Начните игру с простого предложения. Как только дети поймут игру, используйте более сложные предложения.

Навигация

Это хорошее упражнение для оттачивания невербальных навыков общения вашего ребенка, таких как письменное общение. Игра поможет вашему ребенку понять, что успешная навигация возможна только тогда, когда общение является точным.

Попросите ребенка записать, как проехать до ближайшего торгового центра или магазина. Начните путешествие со своим ребенком, следуя этим указаниям, чтобы добраться до места.

По пути помогите своему ребенку понять, как он мог бы лучше написать инструкции. Например, указывать на маркировку ориентиров, чтобы легко найти путь, или отмечать номера полос при упоминании поворота налево или направо.

Укажи и скажи

Это интерактивное увлекательное занятие может помочь отточить навыки устного общения ребенка. В игре вы должны дать своему ребенку случайный предмет, о котором ему нужно произнести пять-шесть предложений.

Объектом может быть что-нибудь простое, например, его любимое платье, игрушка или книга. Говоря на эту тему, ваш ребенок будет выражать мысли и одновременно повышать уверенность в себе, улучшать словарный запас, дикцию и беглость коммуникации. Эта деятельность также помогает в практике правильного произношения слов.

Картинное повествование

Дети любят слушать истории, и теперь их очередь рассказывать. Рассказывание картинок — это интересное занятие, в котором ваш ребенок должен рассказывать историю на основе предоставленных ему картинок.

Это упражнение помогает вашему ребенку обрабатывать визуальные сигналы, а затем использовать интерпретированную информацию для вербального общения.

Для этого ребенок должен расположить картинки в логической последовательности, в которой он хочет рассказать историю. Выполнение этого упражнения помогает вашему ребенку развить свои творческие навыки общения.

Скачать картинки для составления сюжетного рассказа.

Экспромт

Нерепетированная речевая практика — идеальный способ оттачивать навыки публичного выступления ребенка, особенно импровизированные. Чтобы поиграть, составьте списки интереснейших и веселых тем и попросите вашего ребенка выбрать один раздел и выступить с ним в течение двух-трех минут.

Поскольку это занятие импровизированное, ребенок получит практический опыт в мышлении, формулировании и точном изложении своих идей, знаний и мыслей. Чтобы увеличить сложность игры, вы можете установить ограничение по времени подготовки для выступления. В целом, эта деятельность может быть использована в качестве эффективного инструмента для развития  навыков общения у детей.

Эмоциональные шарады

Эта игра включает в себя сочетание типов общения для развития навыков понимания и презентации. Это поможет вашему ребенку отточить свои коммуникативные способности, используя выражения лица.

Чтобы поиграть, возьмите несколько фишек и напишите на них эмоциональные сценарии. Сценарии должны быть легкими и соответствовать возрасту, например, потерять ящик для карандашей, потерять любимое платье, подождать школьный автобус или пробраться в сумку друга. Каждый ребенок получает сценарий, и играть во время разговора не разрешается.

После того, как сценарий угадан, обсудите эмоциональный ответ. Это поможет детям выразить свои чувства в устной форме, относящиеся к конкретной ситуации.

Изображения: Shutterstock, Unsplash

Учитесь слушать друг друга

Умение слушать – это один из важнейших навыков, который поможет ребенку развивать навыки общения. Если ребенок начинает делиться мыслями, но вы его не слушаете или делаете вид, что слушаете, он сразу это почувствует. Как только придет понимание, что он рассказывает свои мысли зря, ребенок перестанет делиться. Между людьми возникает доверие тогда, когда каждый уверен, что его слышат и понимают. Для семьи это правило не является исключением. Уважайте мнение ребенка, внимательно слушайте его и цените. Если ребенок вас не слушает, мягким и спокойным тоном объясните свои представления и ожидания

Поразмышляйте вместе о важности уметь слушать и слышать других

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Основные вопросы при ведении переговоров

Всегда нужно помнить о том, что ведущим является тот, кто задает вопросы. Навыки ведения переговоров – это умение грамотно задавать вопросы. Переговоры – это деловое взаимодействие. Оно предполагает два типа вопросов: открытые и закрытые. Открытые начинаются с вопросительных слов: что, где, когда, как. Они предполагают развернутый ответ и продолжение диалога. Вопрос «почему» лучше заменить более мягкими «каким образом» или «в чем причина».

Вопрос «почему» звучит несколько грубо. Он напоминает допрос и может раздражать собеседника. Вопрос «почему» допустимо применять только в сочетании с утвердительным предложением в качестве продолжения темы, например: «Это интересно, а почему вы думаете…». В этом случае он звучит мягче, показывает заинтересованность в делах партнера и стимулирует продолжение беседы. Открытые вопросы заставляют говорить.

Закрытые вопросы могут ограничиваться односложными ответами. Ответ может быть как утвердительным, так и отрицательным, но состоять он будет только из одного слова. Закрытые вопросы не предполагают продолжение беседы, а задаются для подтверждения принятого решения. Они нужны для проверки фактов и важны при согласовании. Без них нет подведения итогов. Например: «Вы согласны с выводами?». 

Закрытым вопросам нет места в начале переговоров. На этом этапе они создают эффект давления. Психологи утверждают, что если три раза задать человеку вопрос, на который он ответит «да», то в следующий раз он не сможет сказать «нет». А вот в беседе все наоборот. Отрицательные ответы одного собеседника настраивают другого на противоречие. Это правило используется грамотными переговорщиками. Для достижения результата переговорщик задает вопросы, на которые человек неизменно ответит утвердительно.

Затем он задает важный вопрос. Срабатывает инерция, и человек снова отвечает «да». При этом сами они не спешат соглашаться с оппонентом, вызывая противоречие. Следует помнить о том, что закрытый вопрос – это установление факта, а открытый – его исследование. В определенных ситуациях есть смысл задавать поведенческие вопросы. Например: «При каких обстоятельствах вы сделали бы …». Поведенческие вопросы дают возможность получить наиболее объективную информацию о партнере. 

Существуют еще гипотетические вопросы. Люди так устроены, что задают их часто. Эти вопросы скорее выражают предположение

Относиться к ним стоит осторожно. Ответ может выходить за рамки компетенции собеседника

Но при грамотном использовании они способны привести к хорошему результату. Например: «Если цена вас устроит, сколько товара вы закажете?» Партнер условно вводится в ситуацию, при которой соглашение достигнуто. Вопросы следует продумывать заранее, на этапе подготовки к переговорам.