Введение

Придет время и дети начнут задавать такие вопросы, как: “мам, пап, а сколько вы зарабатываете?”, “сколько стоит наша машина или дом”, “почему родители Сергея или Ани могут себе позволить это, а мы нет”, “а мы бедные?”, “а мы богатые?” и другие.

Оставлять подобные вопросы без ответа нельзя! Ни в каком возрасте! Давать  ответы, депрессивные и убивающие все живое в ребенке, вроде: “тебе еще рано об этом знать”, ”не все могут быть богатыми” или “так устроен мир” я тоже не рекомендую.

Т.к. часто, особенно маленькие дети, могут не представлять себе концептуально, что значит та или иная цифра, можно дать вполне разумные ответы на данные вопросы, не называя цифр. С подростками, конечно, сложнее, но и тут нельзя игнорировать эти замечательные учебные моменты.

Ошибки родителей

Познакомимся с основными ошибками, которые могут допустить родители:

Уход от ответа. Да, вопрос малыша может застать врасплох. Допустимо перенести беседу, если вы совершенно к ней не готовы, – лучше подумать и предоставить краткий ответ, чем промолчать, замяться, прийти в ужас, начать нервничать. У ребенка не должно возникать ощущения, что он спросил нечто запретное. Но ответ на свой вопрос он должен получить.

Половая специфика. Вопросами сексуального просвещения должен заниматься родитель одного пола с ребенком. Дети-дошкольники уже осознают свою половую принадлежность, поэтому гораздо больший комфорт будут испытывать, беседуя с родителем своего пола.

Чрезмерные подробности. Нельзя предоставлять ребенку ту информацию, которую он не может понять. Анатомические детали пока совершенно излишни. Представим ситуацию – девочка в группе детского сада со знанием дела рассказывает другим детям о том, что у нее есть матка, а у мальчика Пети – пенис и яички. Звучит и пугающе, и неприлично. А виной всему подробный рассказ родителей о том, как появляются на свет дети. Кроме того, детям неприятно слушать про физиологию мужчины и женщины, они начинают с ужасом понимать, что нечто подобное произойдет и с ними. Подобная детская травма может самым негативным образом отразиться на развитии личности и на умении выстраивать отношения с противоположным полом.

Спешка. С детьми до 2 лет беседы на сексуальные темы недопустимы. В дальнейшем не стоит навязывать ребенку свои пояснения, если вопросов как таковых у него не возникает. Принцип прост: ребенок поинтересовался – родитель ответил, не акцентируя особого внимания. Например: почему трава зеленая? – потому что ее согревает солнышко; откуда берутся дети? – из маминого животика. Понятно, что оба ответа неполные, но ни одному родителю не придет в голову рассказывать малышу особенности процесса фотосинтеза. Чем же вопрос про детей отличается от остальных?

Сложный ответ. Некоторые родители не вдаются в особенности анатомии, но все равно перегружают детей информацией, говоря им о том, что появление ребенка бывает сложным, болезненным, он может родиться сам, а возможно, врачу придется делать маме разрез. Все это излишне. Достаточно того, что малыш знает – он появился из животика потому, что мама и папа любят друг друга.

Игнорирование темы. Иные родители полагают, что им очень повезло и ребенок не задает неудобных вопросов
Но это не говорит о том, что теме не должно быть уделено должное внимание. Можно сказать, что задача мам и пап, напротив, усложняется, поскольку им нужно будет быть еще более тактичными и деликатными.

Невнимание к темам сексуального насилия
Мы знаем, что некоторые взрослые могут представлять опасность для малышей, поэтому недопустимо просто закрывать глаза

Следует рассказать ребенку о том, что никто не имеет права касаться его тела, что важно не общаться с незнакомыми людьми на улице, даже если они кажутся очень вежливыми и предлагают сладости. Надо научить малыша доверять родителям, обязательно рассказывать о том, что кто-то из взрослых пытался потрогать его

Однако и в этом случае лишняя информация и детали недопустимы.

Разговор о том, откуда берутся дети, – это не наказание для стыдливых родителей, а возможность предостеречь ребенка от жизненных ошибок и трудностей. Беседы не нужно бояться. Главное – правильно подготовиться, заранее сформулировать фразы, не допуская чрезмерной откровенности и не стыдясь самого вопроса. Делать акцент следует не на физиологии, а на чувствах.

Как реагировать, если ребенок берет деньги без спроса

Самое основное правило в воспитании ребенка — предупредить возможное неправильное поведение дитяти. Начинать нужно с беседы, чтения поучительных сказок, экономического образования малыша, когда он только начинает понимать суть слова «деньги». У ребенка ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, которыми он учится распоряжаться уже лет с 3–4.

Мама и папа в этом помогут: определить приоритеты (что важно, нужно в данный момент), научат рациональности (как выбрать покупку и рассчитать денежные средства на то, что хочется и что можно позволить себе, исходя из наличия денег). Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать

Но если уж случилось то, что случилось, — тогда нужно реагировать.

Первым делом нужно выяснить причину, и от этого уже отталкиваться. Иногда достаточно просто побеседовать с ребенком, понять его, поддержать и направить. Такой подход действенен для детей, которые совершили свой проступок впервые, которые чувствительны, способны на самоанализ и рефлексию.

Для других же стоит углубиться:

  1. Убрать деньги с видного, доступного места.
  2. Наказать действием: ребенок должен отработать деньги, которые взял. Например, помыть полы, постирать, приготовить еду ― то есть сделать ту работу, которая не является его обязанностью.
  3. Узнать, в какой компании друзей вращается ваш ребенок и, может быть, даже на время оградить его от нее, придумав поездку куда-то или определив его на какие-то кружки, секции.

Поговорив с ребенком, нужно найти общие интересы и точки соприкосновения: берет деньги, значит, они ему нужны. Просто давать их ему не стоит. Пусть найдет способ заработать. В наше время интернет-технологий это реально: проводить мастер-классы по чему-либо, что хорошо умеет сам, изготовлять что-то нужное и продвигать свой товар и т.п. Или даже просто помощь родным по дому, поощрение хороших отметок и достижений в школе.

Если же вы замечаете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к специалисту ― детскому психологу.

НО НИКОГДА НЕ БЕЙТЕ И НЕ НАБРАСЫВАЙТЕСЬ С КРИКАМИ И УГРОЗАМИ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНО.

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Если не сдавать деньги

Сдавать или не сдавать деньги — решает каждый сам. Но прежде чем отказаться, подумайте вот о чем. Три тысячи рублей на подарок учителю — это много или мало? Большинство людей примеряет на себя всю сумму. Готов ли я потратить три тысячи на подарок родственнику или что купил бы себе за эти деньги. Это неправильный подход.

Правильно взять и разделить сумму на количество человек, сдавших деньги. В нашем случае это 25 родителей, по 120 Р на каждого. Это и есть та сумма, которую родитель потратил на поздравление педагога. Если бы не было фонда класса и мы не покупали подарок совместно, придумать подарок за 120 Р было бы проблематично.

Приведу другой пример. Ремонт принтера обошелся нам в 2100 Р , по 84 Р на человека. Именно столько каждый родитель заплатил за то, чтобы учитель быстро мог распечатать детям нужные материалы для учебы.

Все эти расходы нужны только для одного — повысить уровень комфорта детей и учителя. Бесспорно, класс проживет и без них: мир не перевернется и учебный процесс не сорвется. Учитель не распечатает дополнительные задания, а будет строго следовать учебнику. Каждый купит подарок ребенку от Деда Мороза сам. Но хочется, чтобы в 21 веке мыло и туалетную бумагу дети все-таки уже не носили в портфеле.

Источник статьи: http://journal.tinkoff.ru/school-costs/

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Буллинг

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Что такое родительский комитет

Родительский комитет — это посредник между администрацией школы, учителями и родителями. Администрация доносит через него нужную, с их точки зрения, информацию — о том, что деньги собирать нельзя, туалетную бумагу и мыло каждый ученик должен носить в портфеле, а дарить подарки учителям — грех. Чтобы не собирать всех родителей, они просят прийти двух-трех активистов от каждого класса и сообщают все новости. Активисты затем рассказывают новости остальным родителям.

Учитель использует родительский комитет в качестве помощника — вывезти детей на экскурсию, провести мероприятие или закупить материалы для уроков. Даже если родители не собирают деньги в фонд класса, родительский комитет все равно нужен. Учителю удобнее и быстрее решить вопрос с тремя родителями, чем опрашивать мнение тридцати пап и мам.

Юридически статус родительских комитетов в российском законодательстве не закреплен. Их упоминают в нескольких документах, но только косвенно.

Если родители выберут не менее трех участников, организуют общее собрание, где примут решение о создании комитета, оформят протокол и утвердят устав, то такой комитет станет общественным объединением без образования юридического лица. Но на практике я таких случаев не встречала.

Обеспечить занятость

Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.

Что ребенок должен знать о деньгах

Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?

В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном

Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.

Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.

Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.

У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.

Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.

Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.

Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.

Нужно ли давать карманные деньги подросткам

Некоторые родители задаются вопросом, нужно ли подростку давать деньги на карманные расходы, если все нужды ребенка оплачивают родители. Психологи единогласно заявляют — нужно. Это не только снимает с родителей часть обязательств, но и учит подростка самостоятельно управлять финансами. Конечно, обеспечение основных потребностей несовершеннолетнего остается за родителями, а вот на «хотелки» можно выделять определенную сумму денег, которой будет распоряжаться ваш ребенок.

«Сколько карманных денег давать подростку зависит от вашей семьи. Прежде всего с подростком нужно обговорить, на что он собирается тратить эти деньги. Например, вы можете давать 1000 рублей в неделю. Если подросток еще учится обращаться с деньгами, проконтролируйте, как он эти деньги потратил, сколько осталось. Если вы сразу объясните ему механизм накопления, учета трат, то потом вам не придется отслеживать за ребенком чеки, он сможет вести свою детскую бухгалтерию самостоятельно», — рассказывает финансист и основательница организации дополнительного образования «Фломастеры» Майя Лисинская.

Где и как покупаем

Мы с коллегой по родительскому комитету специально скидок и низких цен не ищем — покупаем там, где удобнее и ближе, но если узнаем о скидках, то не поленимся и съездим. То, что требуется часто — туалетную бумагу, пакеты для мусора и влажные салфетки для класса — я покупаю вместе с покупками для своей семьи в сетевом супермаркете. Покупки для класса стараюсь пробивать отдельным чеком, чтобы потом не высчитывать сумму для отчета из семейных покупок.

Что нужно для класса, что закончилось и надо докупить — узнаём у учителя. Опытным путем я поняла: если учитель говорит, что еще есть целая пачка бумаги, значит уже пора покупать. У учителей много обязанностей, поэтому они звонят, только когда все закончилось.

Большие запасы не делаем — их негде хранить: шкафы в классе заняты книгами, пособиями, детскими вещами и канцтоварами для уроков труда.

Советы детского психолога

Помочь ребенку пережить развод вполне по силам родителям. Нужно прислушаться к рекомендациям психолога.

  • Постараться не менять место жительства, так как ребенок нуждается в сохранении дружеских связей и привычной обстановки.
  • Если переезжаете, то не меняйте сразу детский сад или школу.
  • Если ребенок постарше, то позаботьтесь о том, чтобы он как можно чаще встречался со сверстниками того же пола, что и отсутствующий родитель. Можно записать ребенка в секцию.
  • Нельзя ограничивать встречи детей с отцом. У маленького человека должно быть представление о мужском типе воспитания.
  • Не делайте школьнику поблажек так как «у него трудный период». Он должен знать, что с него спрос будет всегда и его обязанности никто не отменял. Пусть хоть в этом будет стабильность.

Как переживают подобные события дети разного возраста

Сообщать детям о разводе родителей разного возраста нужно, принимая во внимания их психологию.

Так, малыши 3,5— 6 лет начинают винить себя в том, что семья стала неполной. Они считают себя центром всего, и все происходит только для них или из-за них. Папа больше не приходит значит это я плохой, он меня не любит, поэтому больше не живет с нами — именно так думает маленький человечек. Он очень остро переживает сложившуюся ситуацию.

Дети 7—8 лет испытывают злость и обиду, особенно на отца. В этом возрасте человек видит все либо черным, либо белым. Ребенок может даже отказаться общаться с папой. Наблюдается увеличение агрессии и тревоги.

В 10—11 лет дети чувствуют себя заброшенными и никому не нужными, сердятся и злятся на родителей, им стыдно за то, что они расходятся.

Неважно во сколько лет человек узнал о разводе родителей в 5 лет, в 7 лет, подростком или состоявшимся мужчиной. Это всегда стресс и крах семейных ценностей

Как снизить переживания дошкольника при разводе родителей

Если ребенку 5 — 7 лет, ему очень важно знать что его любит мама и особенно папа, который его «оставляет». Подумайте, какие общие интересы у малыша и папы

Возможно, когда он забирал ребенка из сада, то они заходили смотреть на роботов в витрине магазина или он читал ему на ночь сказку смешным голосом. В идеальном варианте так и должно продолжаться первое время. Если не возможно, то маме придется взять это на себя

Подумайте, какие общие интересы у малыша и папы. Возможно, когда он забирал ребенка из сада, то они заходили смотреть на роботов в витрине магазина или он читал ему на ночь сказку смешным голосом. В идеальном варианте так и должно продолжаться первое время. Если не возможно, то маме придется взять это на себя.

Малышу совсем необязательно знать истинных причин расставания супругов. Достаточно того, что папа и мама больше не могут жить вместе, так как им тяжело договариваться, и они часто ссорятся. О том, что появился в отношениях третий лучше умолчать.

Как вести себя с подростком

Рассказать подростку о сложившейся ситуации еще сложнее. В этом возрасте человек пытается быть старше и независимее, чем есть на самом деле. Часто дети замыкаются и считают, что могут самостоятельно справиться со стрессом или начинают вести антисоциальный образ жизни. Для мальчика как никогда важен мужской авторитет. Поэтому папа должен принимать участие в его жизни.

  • Расскажите, что измениться в его жизни, какие обязанности появятся.
  • Не подрывайте родительского авторитета. Не говорите плохо о родителе.
  • Не позволяйте манипулировать собой. Подросток может угрожать матери, что уйдет жить к отцу или перестанет учиться. Родители должны придерживаться выбранной линии воспитания. Если один сказал нет, то второй не должен позволять.

По возможности с подростком должен провести консультацию детский психолог-профессионал. Это поможет снизить уровень переживаний, разобраться в происходящем и выработать стратегию поведения.

Если помощь психолога для вас недоступна, посмотрите видео, размещенные на этой странице.

При разводе очень сложно трезво мыслить и не позволять себе плохо говорить о бывшем муже в присутствии детей, 30% женщин и вовсе запрещают детям общаться с отцом. Вы сможете сохранить психологическое здоровье ребенка, только избавившись от претензий друг к другу, недосказанности и злости. Перед тем как разводиться обратитесь с мужем к семейному психологу. И если уж сохранить брак никак нельзя он поможет грамотно из него выйти.

Отношения после развода

Психологи выделяют четыре типа пар, переживших развод.

  • Товарищи. Родители расходятся друзьями и продолжают общаться, даже несмотря на то, что не живут под одной крышей.
    Все проблемы решают сообща и ребенок не чувствует себя обделенным заботой.
  • Союзники. Вынужденно поддерживают общение, боясь обидеть сына/дочь. По отношению друг к другу настроены негативно.
    Отдельно живущий родитель общается с ребенком с высочайшего позволения другого.
  • Враги. Раньше они казались образцовой парой, но развод стал камнем преткновения. Конфликты, ссоры, судебные тяжбы.
    Порой доходит до того, что один при виде другого переходит на другую сторону улицы. Общаются экс-супруги мало и только по весомым поводам.
  • Одиночки. Штамп в паспорте их больше не связывает и контакт прерывается окончательно.
    Ребенок прекрасно понимает, что ему нет места в жизни одного из родителей.
    Никакие сказки про «папу-летчика в командировке» не помогут преодолеть чувство собственного бессилия и одиночества.