Рядом, но не вместе
Иногда мы можем наблюдать очень интересную стадию развития социальных способностей детей между двумя и тремя с половиной годами: дети играют не вместе, а друг около друга. Они еще разговаривают монологами, а не диалогами. Это предстадия общения. Ребенку нужны друзья, чтобы пока играть не вместе, а рядом и смотреть на то, как ведут себя другие дети
Особенно это важно для единственных детей в семье, которые в основном общаются только со взрослыми
Очень важно, чтобы в круг общения ребенка примерно с полутора-двух лет начинали входить другие дети. Это период, когда играть вместе еще невозможно, но можно выучить, как зовут мальчиков и девочек, которых ребенок встречает на детской площадке, возможно, научиться их узнавать, возможно, научиться здороваться
Очень важно для ребенка в этом возрасте научиться сдерживать какие-то агрессивные всплески
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка
Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит
Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы
Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Фото: rawpixel.com
Как научить ребенка играть со сверстниками?
Как организовать игры разновозрастным детям мы рассказали, но как научить ребенка играть со своими сверстниками?
Когда младенцы начинают ползать, с интересом ползут друг к другу, протягивают ручки, угощают сосками, целуются. Конечно, это далеко не игры, но уже способы проявления коммуникативных навыков.
Дети, которым исполнился год, вполне осознанно проявляют интерес к другим ровесникам, начинают вместе играть игрушками, возятся в песочнице.
Такой возраст тоже сложен для игр. Психика и навыки общения у погодок находятся в состоянии развития, каждый думает о своем, воспринимает мир по-своему.
В возрасте двух лет игра становится осознанной. Дети готовы проводить время вместе, они умеют пользоваться игрушками, различными предметами, владеют игровыми навыками.
Например, малыши могут совместно построить дом из кубиков, нагрузить машину игрушками или песком, увезти в нужное место и выгрузить, накормить мишек и кукол, поиграть в мяч, покататься на санках.
Конфликты у двухгодовалых детей могут возникать в основном из-за игрушек. Поэтому если у вашего малыша есть игрушка, с которой он не готов расстаться даже на время, не берите ее в групповые игры. Так вы убережете психику ребенка, свою и спасете игрушку.
В три года человек уже ощущает себя личностью, в играх старается показать себя с разных сторон, выделиться. Трехлетние дети начинают осознавать место в обществе (этому способствует возрастной кризис 3-лет), поэтому в играх появляются ролевые компоненты, элементы подражания, воспроизводятся жизненные ситуации.
В этом возрасте хорошо начинать обучение через игры. Дети готовы воспринимать информацию, осознавать и применять в жизни. Помимо каких-то общих обучающих моментов желательно вводить правила этикета, поведения на дороге, в общественных местах и т.д. Учить жизни можно через придумывание историй.
Например, расскажите детям историю «Про мальчика, который не хотел дружить со светофором», поделитесь сказкой о жадной принцессе или сердитом короле. Пусть сказочные и игровые ситуации ребята учатся переносить в жизнь.
Детям постарше можно придумывать задания серьезнее, преподносить в игровой форме и обучать конкретным навыкам. Например, если мальчики любят играть в «войнушку» (а они всегда любят в нее играть), а девочек не берут, расскажите бойцам, что девочки могут быть санитарками и бинтовать раненых.
Игра «в магазин» помогает развивать коммуникативные навыки, мышление, учит считать деньги и рекламировать товар. Игра в кафе – придумывать рецепты, готовить и подавать блюда.
Игра в салон красоты позволит выявить среди девочек будущих бьюти-мастеров, в больницу – ставить диагнозы и лечить, в школу – учить разным предметам. Пригласите кого-то из детей, кто сыграет блогера, осветит репортаж в социальной сети.
Современный мир изобилует новыми профессиями. Подобные жизненные игры всегда интересны детям, со стороны же напоминают профориентацию среди малышей.
Чтобы привлечь сыну или дочери интерес к общественной жизни, совместным играм с другими детьми, практикуйте ежедневно ситуации, которые помогут сотрудничать и общаться. Например, всегда давайте малышам посильные задания, привлекайте к домашней работе, придумывайте игры и конкурсы.
Например, попросите сына составить вымытую обувь на этажерку, а дочку – повесить выстиранное белье. Устройте конкурс «кто быстрее приберется в комнате» со сладкими призами, обязательно похвалите за проделанную работу.
Ребенок будет выполнять поручение и одновременно ощутит соревновательный, командный дух, а слова благодарности помогут поверить в то, что он приносит пользу и помогает семье.
Малыш, который не боится выполнять домашние поручения, хорошо адаптируется в социуме и устанавливает контакт с детьми. Активная деятельность дает некое преимущество перед другими: он может поделиться опытом и рассказать, чем занимается дома и как помогает маме.
Начинайте с маленьких игровых ролей, затем поручайте детям ответственные дела: быть ведущим, распределить игроков, собрать информацию, раздать игрушки или игровые элементы, подвести итоги, вручить призы.
Ребенок, овладевший подобными навыками, становится лидером компании, заводилой в играх. Такому не составит труда влиться в компанию детей и присоединится к их деятельности.
Вспомните себя, ведь если вам не нравится с кем-то общаться и проводить время, вы не станете этого делать. Зачем же принуждать маленьких людей? Они тоже чувствуют друг друга и со временем решат, с кем будут играть, а с кем нет. Уважайте выбор ребенка и поддерживайте его.
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы
Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь, обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться
Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.
Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом. Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению
Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.
Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники. Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога.
Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве, когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия. Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей. Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.
Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его. Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.
Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом. Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива.
Выбор друзей
Возраст подростка – это возраст познания себя, а, не познав себя, не поймешь и того, с кем тебе хочется дружить, с кем интересно. Помогайте ему в этом познании.
Общеизвестная, хоть и заезженная с древнегреческих времен, фраза: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты» актуально и точно передает принцип выбора близкого по духу человека и выстраивания с ним дружеских взаимоотношений.
Необходимо помочь ребенку освоить умение «посмотреть на ситуацию со стороны или как бы с высоты», чтобы научить его:
- Распознавать знаковые поступки человека – отличать признаки предательства от шалостей и баловства, системные ошибки от случайных недоразумений.
- Объективно, а не субъективно – только «от себя», оценивать человека и его поступки, с учетом всех предпосылок и последствий этих поступков.
- Не придавать значения не знаковым, не принципиальным недостаткам в характере человека, с которыми можно мириться.
Учась отделять значимое от незначительного в характере и поступках человека, ребенок будет осваивать принципы выбора друга и науку построения дружбы:
- Быть снисходительным к недостаткам;
- уметь прощать случайные ошибки;
- выделять в человеке достоинства;
- уважать человека за то лучшее, что в нем есть.
На этом этапе ребенок должен понять, что друг не должен, да и не может быть одинаковым с ним в деталях характера, таких как темперамент, что с другом можно отличаться и при этом уживаться.
4-7 лет
Детки в этом возрасте уже ходят в детский садик, и вот там начинается настоящая дружба. В коллективе дружеские отношения возникают просто и быстро. Чаще всего, друг в понимании ребенка – это тот, кто угостил конфетой, вместе играет, делится игрушками, то есть, делает что-то хорошее.
В возрасте 4-7 лет для детей важным фактором является совместная игра
Обратите внимание, как быстро заводит ребенок в этом возрасте знакомства на детской площадке. «Мама, вот Лера, она моя лучшая подружка» – говорит пятилетняя дочка, которая только познакомилась с девочкой Валерией
Скорей всего, дочь и не вспомнит о своей подружке после прогулки. Но если встретится с ней снова, будет играть, как будто они давно знакомы друг с другом. Настоящих друзей, как правило, находят в детском саду, спортивных секциях, кружках – там, где дети постоянно встречаются и общаются. Обычно друзьями становятся дети, мамы которых также дружат и часто встречаются.
Детки 4-6 лет остро нуждаются в положительной оценке своих сверстников. Ребенок привык, что для родителей он самый умный и красивый, но вот друзьям нужно доказать, что это действительно так
Детки пытаются завоевать внимание новыми игрушками («Смотрите, какую машинку мне купил папа!»), нарядами («Мама мне надела сегодня вон какое красивое платье»), умениями («Я умею подниматься по этой высокой лестнице»), событиями («Мы были с родителями на море прошлым летом»). К 6-7 годам желание завоевать высокую оценку у сверстников постепенно пропадает, а остается лишь желание вместе играть
На что следует обратить внимание родителям:
Дети в этом возрасте выбирают себе роли в межличностных отношениях. Единственный ребенок в семье, скорее всего, захочет быть лидером. В зависимости от темперамента и характера сына или дочери помогите ему выбрать подходящую роль в дружеских отношениях. Не навязывайте свое мнение, но мягко советуйте
Дети прислушиваются к родителям, и это может помочь избежать конфликтов между друзьями.
Если сын или дочь обладают ярко выраженными лидерскими качествами, им нужно объяснять, как важно прислушиваться к чужому мнению, считаться с точкой зрения других людей, научиться уважать окружающих. Хвалите малыша, если он совершил хороший поступок или проявил доброту и заботу.
Застенчивому ребенку объясните, что нет ничего страшного в том, чтобы подойти и познакомиться с другими детьми
Вместе поучаствуйте в игре, чтобы кроха раскрепостился в присутствии родителей.
Учимся дружить
Считается, что до трехлетнего возраста малыш не нуждается в компании сверстников. Если кроха только начинает осваивать детскую площадку не стоит настаивать на совместной игре карапузов. Компания мамы — вот что нужно такому малышу.
В возрасте 3-4 лет ситуация меняется и ребенок все больше интересуется сверстникам. Общение с другими детьми необходимо для развития уверенности в себе и повышения собственной значимости. Ведь до этого момента ребенок был окружен преимущественно взрослыми и занимал достаточно низкую позицию в семейной иерархии в связи с возрастом. Если Вы заметили что малыш начал бросать заинтересованные взгляды в сторону других детей — самое время помочь малышу научиться дружить.
Подскажите, как подойти к другим детям
Взрослым кажется, что подойти к другим детям — задача простая и с ней справится любой ребенок. Но Вам самим всегда легко подойти к совершенно незнакомым людям? Даже взрослый человек серьезно задумается, стоит ли принять участие в пляжном волейболе, если участники ему не знакомы. Хотя, казалось бы, взрослый, по крайней мере, знает, как это сделать. Малыш еще даже не представляет, как можно подойти и предложить поиграть вместе.
Научите малыша называть свое имя и объясните, как познакомиться с другим ребенком. Выучите с ним простые слова: «Давай дружить» и «Можно с вами?». Расскажите, когда можно их применить, покажите пример, подойдя вместе с малышом к другим детям.
Намного проще ребенку будет познакомиться не с шумно бегающими по детской площадке детьми, а таким же одиночкам. Посмотрите, возможно, в окружении малыша есть другие ребята, играющие самостоятельно. Научите ребенка, как предложить им совместную игру, поделиться игрушкой.
Объясните правила поведения
В детской компании могут произойти разные ситуации: один ребенок может оказаться драчуном, другой — расстроиться и заплакать, третий — пожадничать
Важно, чтобы малыш был готов к любым неожиданностям
Конечно, можно поговорить с ребенком, объяснить, как следует себя вести, привить основы вежливости, но намного эффективнее будет обыграть эти моменты на примере кукол или машинок дома. Так малышу будет легче усвоить определенную модель поведения, а маме вовремя заметить, что у ребенка не получается или дается с трудом.
В игровой форме стоит обучить малыша умению меняться и делиться игрушками, отказывать в случае необходимости. Если малыш вспыльчив — научить прямо и четко говорить, что ему не нравится в поведении других.
Дети любят все, что интересно
Дети очень любопытны, поэтому подумайте, чем бы Вы могли привлечь потенциальных друзей Вашего малыша. При выходе из дома подбирайте интересные и яркие игрушки, которыми могут заинтересоваться другие ребятишки. Желательно, если на прогулку Вы возьмете несколько одинаковых или однотипных игрушек, которыми можно поделиться со сверстниками и привлечь их в общую игру.
Можно подобрать и инвентарь для коллективных занятий, например, детское баскетбольное кольцо или бадминтон. Во дворе есть, где порисовать? Прекрасно — купите большую коробку мелков.
Не обязательно брать с собой дорогие игрушки, главное — проявить фантазию. Современных детей, избалованных интерактивными играми легко удивить и привлечь самыми обычными и простыми вещами, такими как кормление птиц и запуск корабликов из грецких орехов в ближайшей луже.
Придумайте вместе с малышом интересную игру. Можно построить снежную крепость — подобное занятие наверняка привлечет помощников и наблюдателей. На улице нет снега? Не беда — слепите оригинальный замок из песка, главное не забудьте захватить несколько дополнительных совочков для других детей.
Будьте готовы принимать активное участие в забаве. Сначала Вам придется не столько руководить, сколько показывать пример собственными действиями.
Знакомьте малыша с играми
Ребенку будет сложно освоить игру, если он никогда прежде в ней не учувствовал и не знает правил. Если малыш к тому же обидчив, то первое же замечание может заставить его вновь заняться чем-либо в одиночку. Поэтому разучите с ребенком подвижные игры, объясните ему правила.
Дети на улице играют в незнакомую игру? Не постесняйтесь попросить объяснить правила Вам и станьте «переводчиком» для своего ребенка. Поиграйте сначала вместе, так малыш будет чувствовать себя увереннее.
Можно предложить и игру из собственного детства. Хорошо, если она уже будет «отработана» с малышом дома. Дошкольникам часто не хватает инициативы, чтобы организовать «жмурки» или «прятки», если Вы выступите организатором интересного занятия и Ваш ребенок вряд ли окажется без внимания.
Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения
Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.
Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.
Пример из практики детского психолога:
«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.
Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».
Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.
У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.
Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.