Как начать обучать ребенка игре в шахматы?

фото: unsplash.com / Michal Vrba

Существует множество вариантов обучения этой «гимнастике для ума», как платных (имеются специальные обучающие наборы для игры в шахматы для самых маленьких будущих гроссмейстеров), так и бесплатных.

По всей видимости, одним из самых эффективных остается классический вариант обучения, с игрой на досках. Итак, вот основные советы для обучения, которые мы нашли в разных источниках:

  • Занятия проводить нужно на реальных шахматных досках;
  • Не стоит приучать ребенка к игре в шахматы через компьютер. Ведь шахматы — это не только развитие логики, но и коммуникативных свойств (человек-человек). Плюс в реальных шахматах работает не только голова, но и руки, с их тактильными рецепторами, что позволяет ребенку быстрее понимать игру и запоминать важные нюансы;
  • Обучение основам (правилам игры) — это важнейшая часть познания мира шахмат на данном этапе, когда ребенок возрастом от 6 до 8 лет, что называется, «загорелся» игрой и ее изучением или хотя бы показывает умеренный интерес к доске;
  • Если вы замечаете, что малыш (в возрасте до 6 лет) отвлекается во время занятий, попробуйте либо снизить время сессий, либо подключить более детские, игровые моменты. Ребенку должно быть комфортно играть в шахматы;
  • Расставлять фигуры ребенок должен сам, а параллельно с этим обучите его названиям фигур, тому, как они ходят, и, конечно же, их правильной расстановке;
  • У ребенка всегда должен быть партнер для игры. Не отказывайте малышу, если он проявляет инициативу;
  •  Всегда следите за тем, что делается, и подсказывайте ребенку только в том случае, если вы видите, что он долго сидит над одной и той же задачей.

Один из интересных приемов по обучению игре в шахматы совсем юных игроков или просто начинающих детей выглядит следующим образом:

  • на доску выставляются только пешки;
  • объясните, как ими нужно ходить, как ими нужно “есть” фигуры оппонента и зачем это нужно;
  • далее попробуйте поиграть с ребенком только пешками. Как только навык игры закрепится через пару дней, начинайте добавлять более сложные фигуры попарно (коней, слонов, ладей, короля и, наконец, ферзя), объясняя, как их двигать, как ими играть;
  • таким образом, сложный пазл будет складываться для ребенка постепенно и не будет вызывать усталости или отторжения.

Главное — не торопитесь и продвигайтесь к следующей фигуре, как только вы поймете, что вас поняли.

Обязательно подчеркивайте основные ключевые элементы игры во время сессии, в том числе важность защиты своего короля любой ценой и то, что королева является самой сильной фигурой в игре. А также не забудьте рассказать, что такое шах и мат

Как только дети усвоят основы, вы можете начать обучать их различным стратегиям (если вы знаете толк в шахматах). Если это не ваша игра, а ребенку хочется продолжать, подарите ему эту возможность, запишите его в шахматную секцию. Это один из лучших вариантов проведения досуга. Правда, и про спорт и прогулки также не стоит забывать!

Играйте регулярно — и получайте удовольствие от игры в шахматы!

фото: www.parent.com

Наверное, самое важное для новичка — это играть регулярно. Во время первичного обучения по возможности играйте в партию или две каждый день в течение пары недель, а затем, когда ребенок освоится и у него появится некий азарт, можно перейти на пару раз в неделю, чтобы ему одновременно не надоедало, но и притягивало это дело

Повторение поможет закрепить правила игры и со временем улучшить стратегическое мышление ребенка. Лишним в нашем мире это точно не будет. А еще и сами вспомните как играть в шахматы или подтяните свой уровень:

YouTube

Помните, что нерегулярность занятий – это хуже всего во время обучения, но и перетруждать чадо не стоит! Главное, чтобы вся игра в шахматы была в удовольствие.

Надеемся, наши простые советы помогут вам окунуться в этот волшебный мир, где каждый может стать стратегом и истинным полководцем. Вперед!

Шахматы для развития детей 4-5-6 лет

Шахматы выполняют важнейшие функции в дошкольном развитии детей.

  • Познавательная. Игра в шахматы значительно расширяет горизонты мыслительной деятельности и сознания малыша, учит его рассуждать логически и аналитически, принимать решения, просчитывать реакцию и следующий шаг соперника, развивает фантазию и приумножает врожденный творческий талант.
  • Воспитательная. Одной из главных проблем первоклассников считается неусидчивость, но в ваших силах избавить своего кроху от нее, если вы задолго до первого звонка сможете увлечь его шахматами. Ведь для того чтобы побеждать, ему придется научиться выдержке, сосредоточенности, наблюдательности. Кроме того, ребенок гораздо спокойнее сможет относиться к личным неудачам и самостоятельно находить пути их разрешения.
  • Физическая. Длительное сидение за шахматной доской требует от игрока стойкости, выносливости и высокого уровня работоспособности. Неспроста у любого гроссмейстера мирового уровня обязательно имеется личный тренер по физподготовке.

Прекрасно, если кто-то из родителей владеет азами игры, в этом случае на начальном этапе он сможет взять ознакомление ребенка с ее алгоритмом на себя. Прививать любовь к этому виду спорта следует деликатно и без какого-либо давления. Тогда несложно будет сделать вывод о том, какими способностями малыш обладает. И уже на основании этого составить приблизительный план его обучения.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Польза от игры в шахматы

На уровне интуитивном, в полезности шахмат мало кто сомневается. Для большинства этогодостаточно. Однако не все же доверят интуиции. Многие хотят доказательств, так сказать,добытых эмпирическим путем.

Вероятно, с подачи таких «Фом неверующих» были организованы различные наблюдения, тесты,эксперименты. В разное время и в разных странах.

Мы видели только позитивные итоги.

Например, в Бельгии, в 2015 году провели эксперимент по включению шахмат в школьнуюпрограмму в некоторых школах. Итог эксперимента с участием приблизительно 3 тысяч ребят:Почти 25% ускорили умственное развитие, улучшили успеваемость.

Какие конкретно качества развивают шахматы? Давайте пройдемся.

Ответственность. Шахматы – игра индивидуальная. Буквально все зависит от самого игрока. Как подготовился, в том числе психологически. Как играл, выдерживал нагрузку, насколько был внимателен. То есть полная самостоятельность. А она воспитывает ответственность.

Самостоятельность. Кстати о самостоятельности. За шахматной доской вы один на один со всеми вызовами, проблемами, выборами. Все зависит только от вас, от ваших решений. Подсказку не спросишь, в Гугл не заглянешь. Результат партии – результат собственных решений.

Приятие решений. То, что проделывает даже совсем юный шахматист во время игры – процесс постоянного выбора лучшего решения. В теории процесс принятия решения – это уже программа высшей школы. А в шахматах – пожалуйста, тренировка этого важнейшего в жизни навыка уже в детстве. Постепенно процесс принятия решений становится навыком

Думается, мало кто будет оспаривать важность научиться быстро и правильно принимать решения.

Творческий потенциал. Этот самый потенциал есть у каждого

Конечно, он разный и вероятно разнонаправленный, но он есть. До поры до времени, он может никак не проявляться, а может и вовсе не проснуться. Работающие во время игры и занятий оба полушария мозга, приводят последний в оптимальный режим работы. Задача шахмат – «выдать на гора» способности, разбудить творческое начало. Многие ведущие шахматисты разных времен, чемпионы мира, проявляли таланты в различных творческих сферах. Например, Василий Смыслов настолько хорошо пел, что давал концерты. А Марк Тайманов даже на пике шахматной карьеры был известным не только в нашей стране музыкантом.

Управление эмоциями. Это то, что принято называть эмоциональным интеллектом. Точнее, важная его составляющая. Понимать и управлять своими эмоциями, умение «считывать» эмоциональное состояние партнера, — архиважное качество человека. Именно эмоции – спусковой механизм в принятии решений, что бы там не говорили о взвешенности, логике и т.п. Эмоции управляют человеком сильнее, чем разум. Во время игры, особенно в важных партиях, эмоциональный накал очень высок. Со временем накапливается «опыт» в управлении своими эмоциями, что имеет огромное значение в повседневной жизни. Также развивается умение наблюдать за партнером, понимать его эмоции. Это дает возможность предугадывать его решения, сверять свои решения с состоянием партнера. Развитие эмоционального интеллекта во время игры в шахматы происходит самопроизвольно и со временем становится навыком.

Процесс обучения в игровой форме

Ребёнка нужно сразу приучать играть на стандартной шахматной доске. Не стоит использовать сувенирную с небольшим размером. Шахматные фигурки могут быть резными и изображать воинов и других персонажей.

Рекомендации как научить ребенка шахматам сразу после изучения названий фигур и правил, в соответствии с которыми они ходят:

  • Начать с пешек. Расставить их на позиции и в первое время играть только ими. Предложить малышу сделать ход каждой фигурой и попробовать «съесть» соперника. Если ребёнок делает ошибки, то не ругать, а сделать своеобразное землетрясение — потрясти доску. Такой подход добавит элемент игры, обязательно понравится и не создаст напряжение из-за совершённой ошибки.
  • Постепенно добавлять в игру новые фигуры. В процессе придумывать им роль в битве, которая станет разыгрывается на шахматной доске. Постараться для изучения каждой новой шахматной фигуры выделить одно занятие. При необходимости закрепить полученные знания на следующий день.

После освоения основных ходов стоит начать обучать ребенка основным принципам шахматной партии:

  • король должен быть всегда защищён от фигур противника;
  • слабые фигуры лучше располагать в центре доски;
  • отдавать свою фигуру на «съедение» желательно только для последующего более выгодного хода;
  • стараться играть всеми фигурами, так как у каждого своя роль и выиграть партию эффективнее, используя их в взаимосвязи;
  • осознание ценности каждой из фигур, когда роль коня более сильнее, чем у пешки;
  • объяснить, что у противника малыш должен убрать с шахматной доски ферзя или другие сильные фигуры.

Как научить ребенка игре в шахматы, чтобы он учился выигрывать — нужно объяснить базовые ходы:

  • Рокировка. Важный ход, который спасает в сложной ситуации. Происходит между королём и ладьёй. Они должны располагаться на одной линии и поменяться местами. Ладья становится в центр линии для защиты, а король смещается в бок, спасаясь от ходов противника. Рокировку проводят один раз за паритию, причём, это может сделать каждый из игроков.
  • Взятие на проходе. Происходит между двумя пешками в начале игры. Если противник сделал ход через клетку и оказался на одной линии с пешкой соперника, то она может быть «съедена». Причём та пешка, которая её «съела» встаёт не на её место, а на клетку выше.

Стоит помнить, что шахматы — это игра, требующая усиленной умственной работы и ребёнок может быстро устать и переутомиться, особенно, когда обучение идёт с самого нуля. Пусть в начале игра не превышает 15-30 минут.

Для детей 10 лет и старше есть программы на компьютере, которые созданы с постепенным усложнением игры. В них можно задать вопрос виртуальному помощнику для получения развёрнутого ответа.

Ещё одним вариантом как научить ребенка играть в шахматы — видео уроки, которые можно приобрести или найти в интернете. В них наглядно показаны сложные комбинации и предложена схема выхода из них.

Читайте еще: Как научить ребенка кататься на велосипеде

Есть отдельная школа Борисова: как научить ребенка играть в шахматы. Он сам воспитывает сына в будущего шахматного чемпиона, который научился играть с 4 лет. Борисов водит сына на чемпионаты, где тот обыгрывает детей 9-10 лет. На его сайте есть полезные статьи обо всём, что касается обучения игры в шахматы.

Наиболее благоприятным местом, где научить ребенка играть в шахматы быстрее и лучше всего — дом. Здесь его не будут отвлекать посторонние люди, можно лучше понять смысл игры с помощью обучающего видео, а сам процесс превратить в обычную игру.

Обратите внимание. Если ребёнок устал, переутомился или в плохом настроение, не нужно настаивать или заставлять его играть в шахматы

Из-за этого он может перестать любить шахматы.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Что развивают шахматы:

Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности

Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту

Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Польза игры – подтверждение исследованиями

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

В чём сила шахмат?

С нестандартными правилами игры, разными по размеру досками  и фигурами, на официальных турнирах, по телефону, в Интернете и по переписке – люди играют в шахматы, предоставляя широкое поле деятельности для мозга. Даже в математике решают шахматные задачи. Вы, например, слышали когда-нибудь о «Задаче о ходе коня» или «Задаче о восьми ферзях»?

Шахматы – это не просто увлечение, это профессиональный спорт. Есть там и звания, и система прохождения турниров, существуют международные лиги и шахматные конгрессы. Хоть и не берут шахматы в олимпиаду, но самый главный «шахматный орган» под названием ФИДЕ состоит в Международном олимпийском комитете.

В чём же сила этой настольной игры? Как утверждают знатоки нашего организма, в особенности предметно изучающие мозговую деятельность, шахматы – замечательный способ развития интеллекта.

Любители различных экспериментов хором заверяют, что вовлечение ребёнка с раннего возраста в шахматные состязания обеспечивает опережающую успеваемость по точным наукам в школе.