“Суррогатное материнство” и “Гражданский брак”

Согласно ч. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ , лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)».

Сотрудники ЗАГСа толкуют указанную статью следующим образом: мужчина и женщина должны состоять в зарегистрированном браке до момента переноса эмбриона суррогатной матери.

Является ли данное обстоятельство основанием для отказа в оказании услуг для одинокой женщины и (или) лиц состоящих в «гражданском браке»?

Начнем с того, что согласно содержанию ст. 2 Семейного кодекса РФ – Семейное законодательство ставит условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Сама ст. 51 Семейного кодекса РФ называется – «Запись родителей ребенка в книге записей рождений».

Следовательно, нормы Семейного кодекса не распространяются на медицинские учреждения, а ст. 51 определяет основания для выдачи свидетельства о рождении, и не содержит каких-либо запретов на оказание медицинских услуг в зависимости от семейного статуса пациента.

Однако на этом проблему считать решенной преждевременно, т.к. отсутствие оснований для отказа в оказании медицинских услуг не предполагает возможность ЗАГСа применить норму ч.4 ст. 51 Семейного кодекса и выдать свидетельство о рождении.

С другой стороны, согласно ч. 9 ст. 55 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Однако, если содержание Семейного кодекса РФ регулирует порядок регистрации рождения ребенка и не распространяется на права граждан в сфере оказания медицинских услуг, то нормы закона ” Об основах охраны здоровья ” соответственно не являются руководящими для органов ЗАГС.

Иными словами, лица не состоящие в браке или одинокая женщина имеют право на лечение бесплодия с участием суррогатной матери, однако в законе прямо не предусмотрен механизм позволяющий произвести регистрацию рождения в подобных ситуациях.

Следует отметить, что безвыходным данное положение не является.

Согласно ст. 5 Семейного Кодекса РФ – в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством, к таким отношениям применяются нормы семейного права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Законодатель, понимая, что Семейный кодекс в силу совершенно объективных причин не может содержать «ответы» на все вопросы в области семейного права, позволил нам применять принцип аналогии закона (сходные правоотношения).

Конечно, далеко не факт, что сотрудники ЗАГСа найдут в себе силы самостоятельно принять решение и совершить регистрацию рождения, руководствуясь общими нормами семейного права, но на этот случай в 4-й части ст.16 ФЗ «Об актах гражданского состояния» и в ст. 11 Гражданского кодекса РФ, предусмотрена возможность обжалования отказа ЗАГСа в судебном порядке .

На сегодняшний момент существует практика положительного разрешения данного вопроса в суде, а также практика решения вопроса на уровне ЗАГСа.

Поддерживаем контакт

Что нужно делать для поддержания эмоциональной связи после контакта, который установился в первые дни и недели после рождения?

Безусловный отклик. Берите малыша на руки, когда он плачет
Не бойтесь избаловать ребенка своим вниманием: оно не ваша любезность или самопожертвование, а необходимое условие для развития здоровой, уверенной в себе личности. Ребенок, на призывы которого не отвечают, вырастает с отсутствием мотивации проявить себя, поскольку с раннего детства привыкает к тому, что его желания и потребности не находят удовлетворения.
Кормление по требованию
Кормите малыша тогда, когда он голоден. Ребенок ничего не знает о режиме дня, о котором вы вычитали в книге по уходу за младенцами. Своим криком он просто сообщает вам о своей потребности, которую нужно удовлетворить, а не тренировать

Следовать режиму дня во многих случаях разумно, но не тогда, когда малышу отказывают в жизненно важном для него удовлетворении физиологических потребностей.
Грудное вскармливание. Постарайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше, хотя бы до возраста 6 месяцев.
Грудное молоко — идеальная пища для младенца

Оно является источником гормонов роста и необходимых для крепкого иммунитета антител. Грудное вскармливание также и способ поддержания эмоциональной привязанности.
Неразлучность. Попробуйте носить малыша в слинге (перевязь) или кенгуру. Это изменит и концепцию вашего общения, и ваш образ жизни. Вы перестанете метаться между кроваткой и необходимостью сделать что-то по дому, сходить в магазин или просто недолго пройтись без громоздкой коляски и утомительного приготовления к прогулке. Дети, которых носят в слинге, спокойно и крепко спят, слыша биение сердца мамы, чувствуя тепло ее тела, запах ее кожи, слыша сквозь сон ее голос.

Надеемся, теперь вы узнали все, что вам необходимо, чтобы создать крепкую эмоциональную связь с ребенком. Приятного контакта с вашим малышом!

Что такое интеллект

Интеллект — способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К интеллекту относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.

Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента — всё это проявления интеллекта

Различают также эмоциональный интеллект (EI) — способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.

Контакт установлен

Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.

Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.

К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.

Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.

Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:

Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.

Небольшие советы, с чего можно начинать развивать обоняние.

Оставьте в кроватке ребенка одежду или маленький платок, который вы носили. Пропитанный вашим запахом, он будет оказывать на ребенка успокаивающее действие.

Не меняйте духи, мыло или лосьон, которыми вы пользуетесь, хотя бы в первые месяцы жизни ребенка, чтобы его не волновать.

Во время прогулки, во время приготовления пищи попросите ребенка понюхать цветы, воздух, напоенный ароматами, пищу, которая вкусно пахнет. Пусть он запомнит запах свежей земляники, сирени, сдобы, свежего хлеба, грибного супа и т.п.

Некоторые игрушки (книги, карандаши) также источают запахи. Они могут заставить ребенка связать воедино содержание интересной книжки и ее запах.

Когда ребенок начинает узнавать маму

Заботы за младенцем, делают первый год его жизни нелегким для родителей. Естественно желание женщины получать обратную реакцию от малыша. Благодарность, что ли, за бессонные ночи и хлопотные дни. Возникает вопрос: «Когда младенец начинает узнавать маму и выделять ее среди людей?»

Различение на слух

Слышит маму плод еще до рождения. Реагирует на внешние звуки. Активизируется или затихает в зависимости от них. Слышит биение маминого сердца. Сразу после рождения ребенка выкладывают на живот маме. Так ему легче адаптироваться в новом мире. Он слышит уже знакомое биение сердца, ее дыхание. Значит, все в порядке.

Отличать голос мамы от голоса других людей, малыш начинает к 3 месяцам. Он уже различает голоса громкие и тихие, различные по темпу и тембру. В этом возрасте он уже поворачивает голову в сторону, откуда исходит звук.

Различение на запах

Когда малыш впервые оказывается у материнской груди, он ощущает ее запах, непохожий на запах других людей. Это запах источника питания. Например, на руках у бабушки малыш спокоен, а у мамы начинает крутить головой и беспокоится – ищет грудь. Маму как грудь, к которой приятно прижаться, узнает с 1 месяца.

Ребенок видит с момента рождения. Но, пока изображение нечеткое. Он всматривается в лицо мамы, изучает его. Наблюдает за предметами, висящими над кроваткой. Чем больше мама общается с малышом, тем скорее будет происходить его развитие, в том числе, и узнавание мамы.

Но малыш в 2-3 месяца обращает внимание только на те предметы, которые ему показывают. Поэтому, если хотите, чтобы малыш начал вас узнавать пораньше, поместите свой большой и яркий портрет в поле видимости малыша

Первые 6 месяцев жизни – это эмоционально-личностное общение и познавание мира. Мозг развивается благодаря биохимическим процессам

Но для того, чтобы рос человек, существо социальное, ему нужно общение, внимание, речь. Мир предметов вторичен, а первичны именно эмоции, с которыми к нему обращаются

Поэтому пойте песни, сопровождайте бытовые манипуляции эмоционально окрашенными словесными комментариями.

До 4-6 месяцев вашему любимцу, по большому счету, все равно кто ему уделит внимание. Он рад всем проявлениям тепла, заботы и любви

А вот ближе к полугоду уже появляются свои приоритеты. Предпочтение одних взрослых в сравнении с другими.

Целостный и осознанный образ матери у ребенка формируется лишь к 3-5 месяцам. В это время ребенок начинает узнавать маму и папу и осознанно улыбаться, когда к нему обращаются.

3 развивающие игры с детьми 9-12 месяцев

Игра на развитие двигательных навыков

Организуйте у себя дома переносной «спортзал»:
соберите необходимые «снаряды», которые можно временно раскладывать в комнате,
а потом убирать.

Это может быть большая тряпичная труба, в
которую ребенок будет проползать. В эту игру лучше играть вместе с партнером:
например, мама направляет ребенка, а папа зовет его с противоположного конца
трубы.

Подобным образом можно использовать большой
ящик, открывающийся с двух сторон.

А если разложить дорожку из книжек и
поддерживать малыша за ручки, то он будет с удовольствием по ним ходить. Вместо
книжек можно использовать специальные коврики с неровным покрытием,
предотвращающие развитие плоскостопия.

Игра на развитие логики

Привяжите к веревочке несколько игрушек и
положите их в коробку, а ее закройте тканью. Постепенно вытягивайте игрушки по
одной из коробки и называйте их, когда они будут появляться из-под отреза.
Дайте попробовать это сделать малышу. Потом, когда все игрушки будут вытащены,
загляните в коробку и, разведя руками, скажите: «Нет игрушек!». Вместе с
ребенком положите их обратно: «Есть игрушки!».

Игра на развитие памяти

Возьмите платок и закрывайте им свое лицо:
«мамы (папы) нет». Потом открывайте: «мама нашлась (папа нашелся)»! Спрячьтесь
за кроватку малыша, чтобы он какое-то небольшое время вас не видел: «где мама (папа,
бабушка)?». Выгляните оттуда: «вот мама (папа, бабушка)»! Покажите малышу
пример, как он может сам выглядывать из-за кроватки, а потом за нее прятаться,
держась за опору. Или заползти за кровать, кресло, чтобы потом вы его там
радостно обнаружили.

Когда возникает эмоциональная связь с малышом

Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.

Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.

И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной. 

Вкус

Формирование вкусовых рецепторов происходит под конец беременности, то есть малыш рождается, уже имея возможность ощущать вкус пищи. Тем не менее, новорожденный кроха воспринимает вкус не совсем так, как взрослые – он может отреагировать только на базовые вкусы, например, сладкая водичка ему понравиться, а капля лимона заставит скорчить недовольную гримасу. Более тонкие нюансы он начнет распознавать позже, одновременно будут формироваться вкусовые приоритеты, на основе того, что ест кормящая его мама. Вкусовые рецепторы расположены почти по всей площади язычка, на губах, твердом небе и слизистой щек.

Привязанность мамы и ребенка

Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека

Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими

Привязанность создается постепенно.

  • Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз.
  • Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама).
  • Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение.
  • Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.

Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.

Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.

Возможные отличия суррогатных детей

Поскольку практика суррогатного материнства в России достаточно распространенная, у специалистов была возможность понаблюдать за развитием малышей и сделать выводы об особенностях из развития. Предлагаем анализ опасений родителей и комментарии врачей к этим страхам.

Суррогатный ребенок может быть капризным или малоактивным

Может, как и ребенок, рожденный естественным путем. У деток от суррогатных мам есть преимущество: женщина, зарабатывающая таким путем, относится к своему здоровью и «работе» намного ответственнее, чем мама, которая случайно забеременела. Суррогатная мать правильно питается, соблюдает режим, меньше нервничает, что благоприятно сказывается на внутриутробном развитии ребенка. Так что в большинстве случаев новорожденные от суррогатной матери спокойнее обычных грудничков.

Так что отличий между “суррогатными” детками и рожденными родной мамой практически нет.

Единственный риск: суррогатная мать во время беременности злоупотребляет вредными продуктами, алкоголем. В таком случае отклонения в развитии малыша возможны. Способ перестраховаться: выбирать проверенную кандидатуру, обратившись в специализированное агентство или клинику репродуктологии.

«Профессиональные» суррогатные матери психологически устойчивы, готовы к гормональным нагрузкам, тщательно обследованы на наличии скрытых инфекций и патологий. А неправильное поведение или питание выявляется в ходе плановых медосмотров у гинеколога, поэтому рисковать потерей гонорара из-за любви к спиртному или сигаретам женщина вряд ли будет.

Ребенок может унаследовать некоторые черты суррогатной матери

Не может. Ни внешние, ни поведенческие, ни характерные. Генетически плод идентичен биологическим родителям. Если сходство у «родных» и суррогатной мамы прослеживается, оно будет и у ребенка. Если биологические мать и отец блондины, вряд ли у сурмамы брюнетки родится темноволосый малыш.

У суррогатной матери и плода различаются даже циклы кровообращения, не говоря уже о каком-либо более заметном сходстве.

К сожалению, недостатки биологических родителей малыш тоже наследует, суррогатная мама не спасает его от такой «неприятности». Так что если в роду были случаи врожденных заболеваний или физические недостатки, не обвиняйте женщину, которая помогла вам родить ребенка, во всех грехах. Виновата природа.

Малыши от сурмам чаще болеют

Неправда. Предрасположенность к некоторым заболеваниям передается генетически. Иммунитет формируется до рождения, но поскольку суррогатная мать находится под постоянным наблюдением, риск отклонений в иммунной системе практически нулевой. Болезни у таких деток — последствия того, что их сразу переводят на искусственное вскармливание. Если в естественных родах грудничок вместе с материнским молоком получает необходимые витамины, минералы и защиту от вирусов, то суррогатный малыш такой возможности лишен.

Болезненность, как правило, проходит, как только у ребенка сформируется собственная иммунная система — к 8-12 месяцам. Если обеспечить новорожденному грамотный уход и правильный сбалансированный рацион, а также прогулки на свежем воздухе и физические упражнения (массаж, гимнастику), то уровень заболеваемости получится снизить.

Суррогатные дети более нервные

Зависит от особенностей воспитания. Если родители конфликтуют, поскольку не пришли к общему мнению по поводу суррогатного материнства до родов, это отразится на психологическом состоянии ребенка. Бабушки-дедушки, которые из «большой любви» излишне опекают детей или, наоборот, упрекают их маму, также могут стать причиной нервных расстройств ребенка.

Не спешите перекладывать вину на способ вынашивания. Первопричина нервозности находится внутри семьи. Особенно, если мать пошла на уступки отцу, родила наследника, но так и не стала считать его родным. Увы, но такая ситуация наблюдается у 2% женщин, решившихся на рождение детей с помощью суррогатной мамы.

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом. Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

К концу первого года ребенок умеет ползать. а иногда и ходить. интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.

Семья и ее роль

Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей /7/, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.

Ребенок – это творение родителей

Важно, чтобы родители осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс.. Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье

Родительские образы включают, с одной стороны, лично приобретённый образ собственных родителей, а с другой – родительский архетип. Эти архетипы – первообразы Отца и Матери – обобщенные образы всех матерей и отцов прошлого, которые заложены в бессознательном ребёнка. «Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощные архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма время»./2/ Родительские архетипы (первообразы) включают позитивный и негативный аспекты.

Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье. Родительские образы включают, с одной стороны, лично приобретённый образ собственных родителей, а с другой – родительский архетип. Эти архетипы – первообразы Отца и Матери – обобщенные образы всех матерей и отцов прошлого, которые заложены в бессознательном ребёнка. «Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощные архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма время»./2/ Родительские архетипы (первообразы) включают позитивный и негативный аспекты.

Углубленные размышления К.Г. Юнга о роли родительских образов /1/ приводят к выводу, что проекции первообразов Отца и Матери (архетипов) играют важную роль в становлении и стабилизации психики человека.

Чего категорически не надо делать.

Какими должны быть приоритеты родительницы в первые 12-15 недель материнства? Чему в первую очередь нужно научиться? На что обращать самое пристальное внимание? Вы подумали о режиме дня? Или об „искусстве кормления и одевания» новорожденного? Вспомнили дорогущую книгу „Энциклопедия материнства», которую так и не решились купить (стало быть, зря, если речь пойдет об учебе)? Дорогие мамы, сегодня речь не об этом! В самые первые дни, недельки, месяцы — самое главное, чего категорически не надо делать:

— не бойтесь своего малыша („Боже, он такой малюсенький и хрупкий, он совсем не похож на рекламных щекастень-ких ангелочков…») — вам сейчас вполне по силам дать ему все необходимое!

— не считайте себя неопытной, неумелой, неловкой в отношении с собственным ребенком — поверьте, вы именно тот человек, который способен лучше всех справиться с вашим малюткой!

— не полагайтесь на мнение родственников и подруг (даже тех, кто „уже вырастил своих троих»), а также на сведения, почерпнутые из самых современных книг, — все навыки, которые нужны матери, у вас есть от природы!

— не погрязните в скрупулезном соблюдении „мелочей быта» и режима дня, доводя себя до изнеможения — приоритетная задача вашего материнского триместра состоит в том, чтобы прислушаться, присмотреться к своему крохе, прочувствовать его. Каков он, ваш масик? Как он ведет себя в разных ситуациях, когда ему дискомфортно-тревожно и приятно-спокойно (это два базовых состояния новорожденного малютки)? Как детка „сигналит» вам об этом и каким образом вы, мама, можете влиять на его состояние? Подобная исследовательская работа поможет в эволюции знаменитой материнской интуиции — явлении многогранном, многоликом и по сей день непостижимом, которое позволит вам не только чувствовать своего ребенка (иногда даже на расстоянии от него!), но и собственным эмоциональным состоянием влиять на переживания и самочувствие крохи.

Воспитание ребёнка до года. Трудные дети

Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.

В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».

Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.

Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.

Почему не узнает?

Новорожденный может не узнать маму и других близких, если они находятся сбоку от него или стоят позади друг друга. Это связано с тем, что его зрение еще резко сужено, и он не воспринимает людей под таким ракурсом.

Кроха может не узнать маму из-за того, что она сменила привычную одежду, поменяла прическу, надела что-то яркое, или что-то другое резко изменилось в ее внешнем виде и привычном для него образе. На данном этапе ребенок воспринимает близкого человека по совокупности ощущений, и если в них что-то нарушается, этот хрупкий образ начинает таять, он может растеряться, запаниковать и не узнать маму.

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом. Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.

Читаем также: Что делать, если папа боится оставаться с ребенком — 7 простых советов

Когда ребёнок к нам не привязан или привязан не достаточно сильно, то быть его родителями становится неимоверно трудно. И тогда:

— мы начинаем считать, что нам трудно быть родителями потому, что мы чего-то не умеем, не знаем, не достаточно образованы как родители. Нам проще признать собственное невежество, чем импотенцию. На этом нашем самообмане с удовольствием кормится издательский бизнес. Книги о том, что надо делать, чтобы ваш ребёнок вёл себя так, как вам хочется, выходят миллионными тиражами и занимают 95% рынка «литературы для родителей».

— многие родители попросту складывают руки в бессилии и самоустраняются от воспитания детей задолго до того, как те перестают в них нуждаться. Причём заметна тенденция «омоложения» детей, родители которых обьявляют их невоспитуемыми. Если раньше речь шла, в основном, о подростках, то сейчас всё чаще речь идёт о совсем маленьких детях и уже даже термин придумали для таких детей — «дети индиго». Б-р-р…

— при недостатке природной силы, для воздействия на детей, мы начинаем применять силовые методы, ищем способы психологического и физического давления.

Разница между естественной силой, которую даёт нам привязанность, и искусственными способами давления на ребёнка огромна.

Когда есть привязанность, нам не надо бравировать нашей силой и ресурсами, послушание ощущается ребёнком, как естественное состояние, и не унижет его чувство собственного достоинства, ребёнок не капитулирует, а прислушивается к авторитету, а мы сами ЗАБОТИМСЯ о ребёнке, а не утверждаем свою власть НАД ним.

Налаживаем контакт сразу после родов

Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?

  • Ответственно отнеситесь к выбору роддома: узнайте, практикуется ли в этом учреждении пребывание мамы и ребенка в одной палате, возможны ли совместные роды с мужем, если вы в этом заинтересованы, насколько уважительно персонал относится к желанию мамы проводить максимальное количество времени вместе с малышом.
  • Поскольку в нашей стране это пока не принято, стоит заранее договориться с врачом-акушером о том, чтобы малыш как можно скорее после родов был выложен вам на живот. Все традиционные процедуры по уходу за только что родившимся ребенком могут быть отложены на некоторое время (кроме мер экстренной помощи): это можно сделать после того, как кроха приложился к груди.
  • После рождения, когда малыш выложен вам на живот, постарайтесь установить контакт глаз: загляните ему в глаза и дайте ребенку разглядеть вас. Прикоснитесь к малышу, погладьте его.
  • Дайте ребенку отдохнуть и начать самостоятельную поисковую активность. Когда он нашел вашу грудь, помогите ему правильно взять сосок. Несколько капель молозива обеспечат иммунную защиту, а контакт «кожа к коже» позволит малышу безопасно заселить свой организм вашими бактериями.
  • Постарайтесь находиться в одной палате с малышом до самой выписки. Только мама под воздействием гормонов может вовремя реагировать на сигналы со стороны малыша. Помимо этого, отделение новорожденного от матери сразу после родов вызывает у него сильный стресс, и это может сказаться на общей стабильности его здоровья: такие дети хуже сосут, у них наблюдаются более значительные потери в весе в первое время после рождения.
  • Попросите медицинский персонал обучить вас уходу за новорожденным. Поначалу делать это не так сложно: он только ест, спит и пачкает подгузники. С первых дней возьмите ответственность по уходу за малышом на себя: без постоянной опоры на медицинский персонал вы быстрее овладеете всеми необходимыми навыками и обеспечите себе легкое вхождение в совместную с малышом жизнь дома.